Введение / Introduction
Степень финансовой грамотности напрямую коррелируется с возможностями граждан страны выступать на национальном фондовом рынке в качестве инвесторов, планировать свои расходы и сбережения и управлять ими. Население, обремененное чрезмерными финансовыми обязательствами, становится уязвимым для финансовых кризисов, что в конечном счете влияет на экономическую и национальную безопасность страны. Приоритетными направлениями развития российской экономики являются укрепление экономического роста, импортозамещение, формирование устойчивого инвестиционного климата и привлекательного для инвесторов фондового рынка, укрепление роли РФ на международной арене. Цифровизация экономики РФ также способствует повышению значимости обучения финансовой грамотности граждан, поскольку без умений и навыков население, придя на финансовый рынок, своими действиями может как создать угрозу финансовому рынку РФ, так и привести к кризису экономики в целом. Необходимо формировать знания и умения в области финансовой грамотности у граждан, так как полученные навыки позволят привлечь на фондовый рынок свободные средства, использовать сложные финансовые продукты, увеличить сумму пенсионных накоплений.
Развитие финансовой грамотности населения – это целенаправленная образовательная деятельность по созданию психолого-педагогических и организационных условий для освоения учащимися культуры финансовой грамотности, при этом обучение основам финансовой грамотности сегодня рекомендовано начинать еще в дошкольном возрасте.
Образовательный компонент по финансовой грамотности реализуется через следующие механизмы:
‒ в дошкольном возрасте происходит знакомство с основными категориями мира финансов через игровые методы;
‒ в начальной школе элементы финансовой грамотности вводятся в такие предметы, как «математика» и «окружающий мир»;
‒ в основной школе финансовая грамотность включена в предметные результаты общеобразовательных предметов «обществознание», «математика», «география», «информатика», группу функциональной грамотности, а также в состав универсальных учебных действий;
‒ в профессиональных учебных заведениях присутствуют циклы социально-гуманитарных дисциплин с формированием экономических компетенций вне зависимости от группы специальностей;
‒ для людей старшего поколения и/или имеющих стаж профессиональной деятельности – через формирование системы повышения квалификации.
Для изучения основ финансовой грамотности используются практико-ориентированные образовательные технологии: уроки-практикумы, решение задач, анализ ситуаций, работа со статистическими данными, составление документов, игровые методы и т. д.
Цель исследования – на основании изучения подходов к формированию финансовой грамотности у населения разных возрастов разработать рекомендации по направлениям дальнейшего обучения финансовой грамотности.
Задачи исследования:
‒ провести качественный анализ категорий «функциональная» и «финансовая грамотность» в разных социально-экономических и педагогических школах;
‒ исследовать уровень финансовой грамотности на примере конкретного региона и дать рекомендации по имеющимся проблемам в рамках изучаемой темы.
Новизна работы подчеркивается рекомендациями в области расширения образовательных методов и инструментов, предложенных авторами для внедрения в образовательный процесс с целью повышения уровня финансовой грамотности населения.
Обзор литературы / Literature review
Существует множество трактовок категории «финансовая грамотность». По мнению А. Богдашевского, это связано с отсутствием системного подхода к изучению данной категории, наличием множества разногласий в ее содержании, сложностями в определении результатов исследования [1]. Финансовая грамотность в данном случае рассматривается как категория многополярная, необходимая для развития более общей грамотности, функциональной. Последняя непосредственно влияет на эффективность функционирования человека во взаимодействии с другими членами общества через решения социальных (жизненных) ситуаций и проблем.
C. M. Буш определяет финансовую грамотность как индивидуальную черту, которая отражает индивидуальную способность людей трактовать финансовые концепции, принимать обоснованные финансовые решения и балансировать риски и преимущества в процессе принятия решений [2]. В этом и проявляется цель изучения финансовой грамотности: человек знакомится с базовыми понятиями и учится принимать решения для улучшения собственного благополучия, удовлетворения своих потребностей через ограниченные ресурсы.
И. И. Нугманова под финансовой грамотностью понимает набор знаний и навыков, которые помогают человеку принимать взвешенные решения для его финансового благополучия [3]. Автор придерживается той же трактовки категории, которая была предложена в Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2013 годы [4]. Процесс повышения финансовой грамотности населения должен быть направлен не только на усвоение основных финансовых понятий, но и на выработку умений и навыков грамотного инвестирования сбережений, рационального потребления и выбора.
Л. А. Егорова рассматривает поведенческие особенности населения, которые могут стать более рациональными в процессе получения знаний. К поведенческим установкам в финансовой сфере можно отнести: доверие (или недоверие) к финансовым институтам, экономический патернализм, экономическую индифферентность, приоритет прибыли перед соблюдением закона или приоритет соблюдения закона перед получением прибыли. По мнению автора, все перечисленные компоненты финансовой грамотности, склонность к риску и поведенческие установки взаимосвязаны друг с другом и на практике проявляются в финансовом поведении граждан [5]. В работах В. Д. Болотовой показано не только теоретическое обоснование необходимости формирования и повышения финансовой грамотности населения страны, но и конкретные методики исследования уровня финансовой грамотности и мероприятия по ее повышению [6].
Д. Н. Новикова, О. А. Черная выделяют в категории «финансовая грамотность» три основных компонента: финансовые знания, финансовые навыки, финансовые компетенции. Наличие финансовых знаний и навыков обязательно должно быть реализовано в финансовых компетенциях, так как человек в этом случае может применить полученные умения на практике и успешно действовать на рынке [7]. Исследования текущего уровня финансовой грамотности россиян предоставляют необходимую базу для усиленной работы по финансовому просвещению, помогают определить актуальные направления этой работы, наиболее уязвимые в данном контексте группы населения, а также спрогнозировать развитие ситуации при условии сохранения существующих тенденций.
Для закрепления практических навыков авторы предлагают поводить как можно больше разнообразных мероприятий: семинаров, вебинаров на базе высших учебных заведений, где население могло бы получать качественную и полезную информацию.
В. А. Галанов рассматривает повышение финансовой грамотности населения через призму повышения доверия к финансовому рынку в целом и, как следствие, большей вероятности развития финансового мошенничества [8]. Е. Н. Тарченко, Д. Г. Вержицкий, в противовес мнению В.А. Галанова, говорят о том, что с ростом финансовой грамотности населения произойдет положительная трансформация его поведения на фондовом и финансовом рынках, повысится доверие населения, будут приниматься взвешенные финансовые решения [9].
А. Е. Сорокин в своих исследованиях выделил ряд проблем, препятствующих повышению финансовой грамотности населения РФ [10]. К ним относятся наличие высоких рисков при потреблении гражданами услуг и продуктов, предлагаемых российскими банковскими институтами, рост случаев мошенничества на финансовом рынке, недоработки при проведении пенсионной реформы, высокая закредитованность населения РФ, недоверие части населения к фондовому рынку из-за негативных событий на финансовом рынке в период осуществления рыночных реформ 90-х годов, а также принятие населением решений, приведших к потере сбережений. Решение данных противоречий возможно, по мнению Н. Д. Новиковой, за счет повышения финансовой культуры населения и предоставления актуальных знаний о продуктах финансового сектора [11].
Т. В. Никитина, М. П. Скалабан выявили ряд факторов, детерминирующих финансовые компетенции после пандемии COVID-19. К ним относятся: демографические факторы (мужчины более финансово грамотны, чем женщины), уровень образования (чем выше уровень образования, тем выше вероятность, что человек сможет эффективно управлять финансовыми средствами), семейное происхождение [12].
Г. С. Ковалева подтверждает в своей работе необходимость практико-ориентированного подкрепления уроков финансовой грамотности. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается решить проблемы из реальной жизни [13]. Н. С. Маринина рассматривает финансовую грамотность через призму функциональной грамотности, которой должен обладать каждый человек [14]. Функциональная грамотность при этом понимается очень широко: грамотность в естественных науках, грамотность в вопросах здоровья, математическая грамотность и др. Таким образом, в дальнейшем для эффективной и гарантированной социальной эффективности необходимо усиливать включение данных знаний в образовательный процесс.
Н. Акбулаев считает обучение финансовой грамотности приоритетным направлением работы в современной школе. При этом основы финансовой грамотности должны быть заложены при обучении общественно-научным дисциплинам начального и среднего общего образования [15]. Выпускники школ должны реализовать знания и навыки на практике, предвидеть последствия принимаемых ими решений.
Н. В. Новожилова говорит о необходимости системного подхода к формированию основ финансовой грамотности у разных слоев населения, особенно подчеркивая важность обучения школьников. Именно в процессе школьного обучения важно сформировать навыки финансовой грамотности, обучить выстраиванию финансовых отношений с банками и другими финансовыми институтами, получить представление о финансовых рисках [16]. Выполнить эти задачи можно, включив в общеобразовательные предметы блок вопросов по финансовой грамотности, например, в предмете «математика» рассматривать контекстные задачи с финансовым содержанием. А. Ю. Лазебникова с соавторами в учебник «Обществознание» для школьников 8-го класса внесла такие разделы, как «Банковские услуги», «Страховые услуги», в которых отдельно раскрываются вопросы финансовой грамотности и дается представление о том, какой человек может называть себя финансово грамотным [17].
Н. Г. Вовченко отмечает, что финансовая грамотность включает в себя расширенное понимание финансов: для грамотного развития личности, кроме классического денежно-кредитного подхода, необходимо знакомить обучающихся с иными цифровыми, финансовыми и информационными инструментами [18]. О. Б. Иванова предлагает рассматривать финансовую грамотность населения максимально широко и включать туда фискальную и налоговую грамотность [19]. Фискальная грамотность представляет собой совокупность знаний об основных положениях законодательных актов о бюджетной системе, одной из важных компетенций следует считать налоговую грамотность, так как она позволит не только рационально расходовать ограниченные доходы, но и предотвратить риски потери сбережений, репутации и свободы налогоплательщика. Эту точку зрения разделяет и Р. В. Баташев, который в своих исследованиях подчеркивает необходимость введения в школах факультативов «Налоговая грамотность и культура», в колледжах и вузах – обязательной дисциплины «Налоги и налогообложение» [20].
Зарубежные исследования, изучающие финансовую грамотность, можно разделить на две группы: исследования, представляющие сравнительный анализ финансовой грамотности на международном уровне, и исследования, изучающие влияние финансовой грамотности на экономические и социальные характеристики общества.
Первая группа исследований дает представление о концепции и критериях финансовой грамотности, например исследования Д. Кликичи [21]. Подробное описание преимуществ финансовой грамотности можно найти в работах А. Лусарди и О. Митчелла и др. [22] Население, не понимающее концепции начисления процентов, склонно тратить больше на банковские сборы и комиссии, влезать в чрезмерную задолженность, платить более высокие проценты по кредитам и сталкиваться с трудностями при их погашении. Недостаточность знаний о финансовом рынке приводит к недооценке выгод от сбережений. Нерациональные финансовые операции могут нарушить стабильность финансовых рынков, накапливая чрезмерные риски.
При этом результаты международных опросов показали, что более низкий уровень финансовых знаний наблюдается у женщин, пожилых людей и людей с низким уровнем образования [23].
Вторая группа исследований обращает внимание на корреляцию демографических, социально-экономических и финансовых переменных с финансовой грамотностью населения. Н. Филипас и С. Авдулас доказывают, что существует положительная связь между финансовой грамотностью человека и наличием у него сбережений [24].
М. Нитой обращает внимание на непосредственное влияние финансовой грамотности населения на увеличение уровня ВВП, причем в развитых странах эта положительная корреляция проявляется сильнее, чем в развивающихся [25].
С. Саржент и Б. Баласубрамян доказали, что завышенные представления экономического субъекта об уровне своих финансовых знаний оказывают прямое влияние на его банковское поведение и зачастую приводят к формированию у него плохой кредитной истории [26].
Важность обучения финансовой грамотности подтверждает исследование, проведенное аналитическим центром НАФИ, согласно которому индекс финансовой грамотности россиян за период 2020–2023 годов практически не изменился, составив в среднем 12,65 балла при возможном максимуме в 21 балл [27]. Значение данного индекса говорит о том, что население РФ имеет общие представления о финансах, основных услугах и продуктах, знает о возможных рисках. Существуют также и негативные тенденции: немного снизилась доля россиян, ведущих учет доходов и расходов, а также тех, кто внимательно следит за состоянием своих средств.
По исследованиям агентства Standard & Poors, 38% россиян можно считать финансово грамотными, но этот показатель ниже, чем в Зимбабве (41%) и Танзании (40%), что свидетельствует о необходимости продолжать работу с населением РФ [28].
Таким образом, финансовая грамотность рассматривается в работах российских авторов либо как экономическая категория, либо как категория педагогики.
Как экономическая категория финансовая грамотность отражает отношения людей на финансовом рынке по поводу обмена и распределения финансовых ресурсов, принятия решений и рисков, которые эти решения сопровождают.
Финансовая грамотность как категория педагогики раскрывается через получение человеком в процессе непрерывного обучения знаний, умений и компетенций, позволяющих сформироваться финансово грамотному гражданину, который будет нести ответственность за свое финансовое благополучие.
Зарубежные исследователи рассматривают финансовую грамотность преимущественно как экономическую категорию, отдавая предпочтение рассмотрению той полезности, которую государство и отдельный субъект могут получить в результате формирования необходимых финансовых навыков.
На основании проведенного интегрированного анализа финансовой грамотности как части функциональной грамотности можно сделать вывод о том, что в образовательном процессе необходимо уделять внимание формированию базовых знаний и умений в этой области. При этом они должны соответствовать международным стандартам финансовой грамотности. Многие практики приветствуют систему непрерывного обучения финансовой грамотности в связи с тем, что происходят постоянные изменения в экономической сфере.
Также важно формировать позитивное отношение к изучению вопросов, связанных с финансовой деятельностью. Для этого можно использовать сюжетно-дидактические игры, которые моделируют реальные жизненные ситуации. Для развития финансовой грамотности следует создавать условия для получения опыта самостоятельного социального действия посредством кейсов, игр и информационно-коммуникационных технологий. В рассматриваемых исследованиях авторы российской и зарубежной педагогической школы предлагают привлекать специалистов-практиков.
Кроме того, необходимо индивидуально помогать учащимся, которые не достигли даже базового уровня финансовой грамотности. В первую очередь это касается детей из семей с низкими доходами, живущих в сельской местности и малых городах.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В ходе подготовки настоящего исследования авторами применялись следующие методы научного исследования: анализ, синтез, индукция, сравнение, статистический и др. Использование вышеперечисленных методов позволило сформулировать ряд выводов по проблемам финансовой грамотности, необходимости приобретения ряда компетенций для отдельных групп населения Самарской области.
Результаты исследования / Research results
В рамках выполнения Стратегии повышения финансовой грамотности населения региональный центр финансовой грамотности Самарской области [29] разрабатывает и проводит ряд мероприятий, которые призваны обеспечить доступ населения области к необходимой информации о существовании и наличии финансовых продуктов в регионе, повысить уровень финансового образования, а также создать и поддержать механизм взаимодействия государства и общества. Все эти мероприятия должны способствовать повышению финансового благополучия граждан, увеличить их возможности для принятия финансовых решений, стать одним из драйверов развития финансового рынка РФ, ее финансовых институтов и повысить надежность функционирования финансовой системы России.
Динамика мероприятий и их участников за период 2021–2023 годов показана на рис. 1.
Рис. 1. Количество мероприятий в рамках реализации региональной программы
«Повышение финансовой грамотности населения Самарской области за 2021–2023 годы» [30, 31]
Данные рис. 1 показывают, что существенно возросло количество мероприятий, проводимых для дошкольников и школьников (с 500 в 2021 году до 7331 в 2023 году), а также пенсионеров и людей предпенсионного возраста (с 10 в 2021 году до 796 в 2023 году) и людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом количество мероприятий практически не изменилось для субъектов малого и среднего бизнеса, экономически активного населения, а также студентов вузов. Наибольшее количество мероприятий по всем группам пришлось на 2023 год.
Динамика количества участников, посетивших проводимые мероприятия, отражена на рис. 2.
Самая большая доля участников в мероприятиях пришлась на школьников и дошкольников и обучающихся профильных образовательных организаций (СПО).
Несмотря на большое количество организуемых мероприятий, доля лиц пенсионного и предпенсионного возраста практически не увеличилась, составив всего 1,5%, доля лиц с ограниченными возможностями здоровья выросла с 1% в 2021 году до 4,3% в 2023 году, а доля экономически активного населения и субъектов предпринимательства составила всего 1–2,2%.
Рис. 2. Доля участников, посетивших мероприятия по финансовой грамотности
в Самарской области за 2021–2023 годы (%) [32, 33]
Основными тематическими направлениями в Самарской области стали банковские услуги, инвестиции и ценные бумаги, финансовое мошенничество, финансы для малого бизнеса, льготы и меры поддержки, а также общественные финансы, включая бюджетную грамотность и инициативное бюджетирование.
Наименьшее количество мероприятий и, соответственно, задействованных в них граждан пришлось на лиц пенсионного возраста и субъектов предпринимательства.
В 2020–2023 годах в Самарской области был проведен ряд мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности для разных групп населения (см. таблицу).
Мероприятия по повышению финансовой грамотности населения
Самарской области
|
Обучающиеся |
Трудоспособное население |
Граждане пенсионного возраста |
Субъекты предпринимательства |
|
Проведение недели финансовой грамотности среди детей и молодежи, в рамках которой обсуждаются вопросы личного бюджета, финансового планирования и управления, сбережений, кредитования и инвестирования. Центральный банк России предоставил информацию о способах финансового мошенничества, вариантах предотвращения. Пенсионный фонд России по Самарской области запустил интернет-ресурс «Школьникам о пенсии», где показано, как формируется будущая пенсия, формула ее расчета и способы повышения пенсии. Квест-игра «Территория финансов» позволила в доступной форме рассказать о функциях Банка России, о том, как нужно обращаться с денежными средствами, и как оценить их подлинность |
Семинары, рассматривающие виды доходов, понятие банкротства физических лиц, возможности инвестирования на фондовом рынке, варианты кредитов и ипотеки, имущественное страхование граждан, имущественные налоговые вычеты |
Вебинары Центрального банка о банковских услугах, страховании и предотвращении финансового мошенничества |
Реализация программ: «Акселератор социальных проектов», «Бизнес-акселератор PROБизнес: практик-акселератор». Составление и реализация бизнес-идей, психологическая поддержка предпринимателей, экономические и бухгалтерские кейсы. Цикл обучающих семинаров «Начни свое дело. Основы финансовой грамотности», «Основы предпринимательской деятельности» |
Таким образом, в Самарской области недостаточно мероприятий, затрагивающих вопросы повышения финансовой грамотности трудоспособного населения, а также субъектов предпринимательства. Это означает, что полученные знания и навыки в краткосрочном периоде не смогут трансформироваться в финансовые компетенции, улучшив ситуацию с кредитной историей граждан, наличием сбережений или привлечением средств на фондовый рынок.
Улучшить положение с финансовой грамотностью населения Самарской области можно следующими мероприятиями.
В библиотеках городов и поселений Самарской области можно создать финансовые гостиные, где рассматривались бы определенные финансовые темы, например «Основы кредитной грамотности»: в определенную дату и время приглашенный эксперт из вуза или финансовой организации проводил бы беседу и отвечал на вопросы слушателей. Запись данных бесед можно затем выкладывать на сайте библиотек в форме вебинаров.
Такой формат регулярных встреч будет интересен и лицам пенсионного возраста, так как для них проще общаться в офлайн-формате.
Для членов семей мобилизованных граждан Самарской области можно организовать вебинар, на котором рассматривались бы актуальные формы поддержки мобилизованных граждан и челнов их семей, давалась бы информация о льготах, возможностях переобучения, повышения квалификации и др.
Увеличение случаев финансового мошенничества делает актуальным создание курса лекций на такие темы, как «Как распознать финансовый обман», «Современные финансовые пирамиды», «Виды легальной и нелегальной деятельности на денежном и фондовом рынках» и др. Данные лекции могут быть записаны как работниками профильных вузов, так и сотрудниками структурных подразделений банка и быть в свободном доступе на платформе Регионального центра финансовой грамотности населения Самарской области или на сайте крупных коммерческих банков.
Самозанятых граждан Самарской области можно объединить в онлайн-сообщество, где в режиме реального времени можно было бы задать вопрос и получить быстрый ответ от эксперта или других участников проекта на актуальные вопросы налогового, финансового законодательства, льгот и субсидий.
В рамках образовательных учреждений помимо обязательного компонента можно активно развивать финансовую грамотность через систему внеучебной деятельности: тематические квизы, игры, лаборатории, интеллектуальные клубы, встречи с практиками в области финансов, производственные экскурсии в финансовые учреждения и музеи. Кроме того, возможна реализация познавательного контента в рамках СМИ образовательных учреждений.
Для населения, которое уже работает, необходимо проводить финансовые недели со специалистами, вводить в официальные СМИ региона материалы по финансовой грамотности и курсы повышения квалификации, в том числе с применением электронных и цифровых платформ.
Образовательные курсы и интенсивы должны быть реализованы через взаимодействие финансовых институтов, органов власти и научного мира. Площадкой для финансового просвещения могут стать официальные сайты государственных услуг, Федеральной налоговой службы и одноименных министерств.
Эти образовательные материалы и консультации позволят обеспечить непрерывность финансового образования всех категорий граждан Самарской области, снизить случаи мошенничества и повысить уровень финансовой ответственности населения.
Заключение / Conclusion
Таким образом, в Самарской области активно реализуется Стратегия повышения финансовой грамотности, обеспечивая формирование в первую очередь финансовых знаний и навыков у школьников. При этом, если помнить о триаде «финансовые знания – финансовые навыки – финансовые компетенции», то можно сказать, что в Самарском регионе недостаточно внимания уделяется развитию финансовых компетенций у экономически активного населения, что может привести к ухудшению кредитных историй населения Самарской области, увеличению случаев финансовых мошенничеств и потере сбережений. Удачный опыт проведения мероприятий для школьников необходимо экстраполировать на остальные группы населения региона, тем самым обеспечив им необходимые знания по вопросам финансов и предоставив возможность создать навыки применения финансовых знаний и умений.
Необходимо учитывать специфику разных групп населения, предлагая экономически активному населению, предпринимателям, людям с ограниченными возможностями здоровья варианты платформенного обучения, вебинары, виртуальные гостиные, для граждан пенсионного возраста – формат живых встреч.
Большое внимание следует уделить вопросам финансового мошенничества, чтобы население Самарского региона могло распознавать попытки финансовых махинаций и противостоять им. Весь комплекс мероприятий позволит гражданам быть активными участниками фондового и финансового рынков, повысит качество принятия финансовых решений, увеличит объем сбережений, что в конечном счете будет способствовать экономическому развитию как Самарской области, так и российской экономики.

Ksenia A. Kornilova