Full text

Введение / Introduction

 

Вопросы идентичности всегда находились в фокусе внимания ученых, однако последние несколько десятилетий количество исследований в этом отношении стремительно растет, ведь практически каждый человек на том или ином этапе своего развития и взросления задает себе вопрос: кто я? Ответ на этот вопрос найти нелегко, и он может меняться в зависимости от целого диапазона факторов и обстоятельств, окружающих индивида. В попытке идентифицировать самого себя человек может ссылаться на этническое происхождение, собственные ценности, опыт или интересы. Однако что именно должна «идентифицировать» идентичность и каковы составляющие, создающие ее на протяжении нашего жизненного пути? Исходной точкой всего, что мы делаем на протяжении жизни, тот выбор, который мы совершаем в тот или иной момент, или, наоборот, решения, которых мы избегаем, и то, каким образом мы взаимодействуем с окружающей нас средой, – это именно то, как мы воспринимаем себя в этом мире. Исследователями дифференцированы различные виды идентичности: личностная, социальная, этническая, религиозная, однако в рамках данного исследования нас интересовала именно профессиональная идентичность и ее роль в ходе взрослой жизни индивида. Актуальностьданной статьи обусловлена растущей значимостью профессиональной деятельности человека в его жизни: в современных условиях функционирования общества ответственность за собственное профессиональное самоопределение, развитие и карьерный рост лежит не на компаниях или организациях, в которых он/она работает, а на самом индивиде, увеличивается продолжительность пребывания на рынке труда, входит в обиход понятие «множественная карьера», то есть существует возможность менять направленность профессиональной деятельности и пробовать себя в самых различных областях деятельности. Сформированная профессиональная идентичность может становиться основополагающим стержнем жизненного пути человека, выступая в качестве инструмента, который формирует личностные характеристики, что может быть особенно справедливо в отношении преподавателей высшей школы, а также выступать в качестве составляющего элемента профессиональной траектории индивида.

Цель данного исследования состояла в выявлении ведущей роли профессиональной идентичности преподавателя в сравнении с другими видами идентичности. Для достижения поставленной цели нами был выдвинут ряд следующих задач:

‒     проанализировать понятия «идентичность», «профессиональная идентичность», «профессиональная идентичность преподавателя»;

‒     провести опрос в рамках выборки представителей данной профессии и проанализировать полученную информацию;

‒     сделать выводы в отношении значимости профессиональной идентичности преподавателя в условиях современной образовательной среды.

Научная новизна исследования заключается в том, что профессиональная идентичность преподавателей рассматривается как наиболее важный вид идентичности человека, что, с определенными ограничениями, подтверждается нашим опросом.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности большего фокуса на процессе формирования и углубления данного рода идентичности для тех, кто преподает в вузе, что обеспечит повышение эффективности их работы и результатов деятельности.

Практическая значимость работы может найти отражение в инкорпорировании задач развития профессиональной идентичности, а также подходов к ее формированию среди преподавателей в процессы подготовки и курсы повышения квалификации представителей данной профессии.

Обзор литературы / Literature review

 

Понятие «идентичность», являясь одновременно предметом изучения таких наук, как философия, психология, социология, антропология, педагогика и другие, издавна привлекало внимание исследователей и экспертов. И. В. Лысак, подчеркивая, что данный термин имеет в своей основе латинский корень ‘idem’ – «то же самое», рассматривает его как «свойство вещей оставаться тем же самым, сохранять свою сущность и свою специфику при всех изменениях и преобразованиях» [1]. Н. В. Зеленко и А. А. Науменко отмечают, что практически все современные психолого-педагогические научные школы трактуют потребность в самоидентификации в качестве одной из базовых органических потребностей личности [2].

Э. Эриксон, немецко-американский психолог, который в значительной степени способствовал популяризации этого понятия, использовал весьма внушительный диапазон терминов, его обозначающих: идентификация, формирование идентичности, решение проблемы идентичности, развитие идентичности, консолидация идентичности и пр. В своей книге под названием «Идентичность и цикл жизни», считающейся лучшим введением в его теорию, автор указывал, что идентичность означает ощущение того, кто ты есть как индивид и кто ты есть в качестве непосредственного участника жизни общества [3].

Отмечается, что буквально любой опыт, переживаемый нами сознательно или бессознательно, способен оказать значительное влияние на идентичность. Не менее важный фактор, играющий существенную роль в формировании идентичности, – это семья и близкие люди. Культурное, расовое и этническое происхождение представляет собой один из самых масштабных и многосторонних факторов, влияющих на формирование идентичности индивида наряду с географическим положением того места, где проживает индивид и экономической/политической ситуацией. Все эти факторы обусловливают нашу идентичность, обеспечивая (или не обеспечивая) нашу производительность труда, творчество и уровень удовлетворенности собой и собственной жизнью. Исследователи Дж. Каспериуниеле и В. Жудзинайте образно пишут в этом отношении: «Ваша идентификация состоит из того, что, как вы полагаете, делает вас вами» [4].

Итак, идентичность есть то, как мы определяем себя, в то же время это и то, как другие определяют нас, причем эти определения не обязательно совпадают. То, каким образом мы даем определение самим себе, есть выражение нашей культуры, интересов, отношений с другими, а также той эффективности, с которой мы делаем важные для нас вещи. Идентичность есть сумма тех составляющих, которые определяют, кем мы являемся, основанных на нашей соотнесенности с социальными группами, которые также, в свою очередь, определяют нас.

 

Профессиональная идентичность

Профессиональная идентичность преподавателя

 

Не вызывает сомнений то, что понятие профессиональной идентичности носит комплексный и сложный характер, и количество определений этого понятия служит ярким свидетельством этого. Еще в XIX веке Д. Холланд указывал, что профессиональные установки есть важный аспект общих жизненных установок и ценностей, дефинируя профессиональную идентичность как наличие у человека «четкой и устойчивой картины своих целей, интересов и талантов» [5]. С. С. Селиванова пишет в этом отношении, что «с точки зрения личностной структуры профессиональная идентичность подразумевает соответствие человека и профессии на экзистенциальном и функциональном уровнях, что заключает в себе понимание своей профессии, принятие себя в ней и умение выполнять свои профессиональные функции должным образом» [6].

Выбираемая индивидом профессия теснейшим образом связана с идентичностью: та роль, которую мы выполняем в профессиональной сфере, в значительной степени способствует созданию и усилению нашей идентичности. К. В. Карпинский подчеркивает, что «в жизни современного человека профессиональная деятельность выполняет важные, а порой – незаменимые функции» [7]. Ф. Треде и его коллеги указывают, что «профессиональный труд является ведущей деятельностью психического развития человека на протяжении взрослости, что, по-видимому, можно рассматривать в качестве его общей, универсальной, обязательной функции» [8]. Получается, что профессиональный труд представляет собой смыслопорождающую деятельность, которая «опредмечивает» личностную потребность в смысле жизни. И снова процитируем К.В. Карпинского, утверждающего, что «личность находит и обретает смысл своей жизни в профессии и в том, что с ней непосредственно связано; работа наделяется смысложизненной значимостью, становится самоценной и занимает центральное место в структуре индивидуальной жизнедеятельности» [9]. Л. С. Бурлаченко развивает данную мысль следующим образом: «Сама профессиональная деятельность становится для индивида ценностью, являясь основным видом деятельности для самореализации, удовлетворения потребностей в социальном признании, поддержке и расширении социальных связей и контактов» [10]. В. Франкл подчеркивал в этом отношении, что основным способом актуализации и реализации смыслопорождающих ценностей, созидательных ценностей является трудовая деятельность… Труд наполняет индивидуальную жизнь смыслом уже в силу того, что, внося определенный вклад в жизнь других людей, он открывает трудящемуся человеку широкие возможности самотрансценденции [11].

Это позволяет нам выдвинуть предположение об особенном смысле и важности профессиональной идентичности, ее специфической роли в процессе формирования идентичности человека. Согласно мнению Т. А. Бусыгиной, «сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения»[12].

Профессиональная идентичность дефинируется М. А. Фрейзер-Арнотт как «отношение, ценности, знания, навыки, общие для определенной профессиональной группы людей, т. е. призма, посредством которой мы понимаем самых себя и свое профессиональное сообщество» [13]. Она же есть неотъемлемая составляющая нашей «общей» идентичности, дополняемая нашим положением в рамках того общества, в котором мы существуем, взаимодействием с другими членами этого общества и интерпретациями нашего опыта.

Ф. Родригез и М. Могарро толкуют профессиональную идентичность как «относительно стабильную и сохраняющую совокупность качеств, ценностей, позиций и убеждений, мотивов и опыта, с позиций которой индивид определяет себя в профессиональной роли» [14]. С. Райсснер и его коллеги подчеркивают, что она носит характер репрезентации собственного «я», достигаемой поэтапно, при этом на каждом этапе усваиваются характеристики, ценности и нормы профессии, результатом чего становится профессиональное мышление и ощущение индивида [15]. Именно профессиональная идентичность охватывает все те цели, которые индивид ставит перед собой, и те соображения, которые формируются у него/нее в отношении карьерной траектории. Развитие профессиональной идентичности происходит посредством оценки индивидом собственных качеств и навыков, которые могут быть предложены в профессиональной сфере по мере накопления образовательного и профессионального опыта. При этом такого рода идентичность не есть нечто фиксированное, присущее индивиду раз и навсегда, напротив, это то, что подлежит развитию в течение всей жизни, являясь постоянно продолжающимся процессом интерпретации, а затем и последующей интерпретации опыта, ценностей, знаний. Российский исследователь Е. Н. Корчагин указывает, что профессиональная идентичность «играет особую роль, поскольку для современного человека трудовая деятельность в роли профессионала является неотъемлемой частью существования» [16]. И это особенно актуально в современных условиях, когда общество подвергается постоянным трансформациям, а рынок труда демонстрирует изменения понятий карьерного роста, профессионального развития и профессиональных траекторий. Д. Сьюпер в своей работе, посвященной взаимосвязи жизни индивида и его карьерного пути, пишет в этом отношении, что работа может быть выражением образа самого себя, тем способом, через который люди и осуществляют реализацию собственного «я» [17]. Исследователь М. Л. Савикас рассматривает трудовую деятельность как возможность сконструировать и рассказать историю собственной жизни [18]. Анализирующий теоретическую составляющую профессиональной идентичности Х. Донг пишет о пяти существенных функциях профессиональной деятельности человека: структурирование времени, вовлечение в коммуникацию, приобщение к коллективным целям, формирование социального статуса, активизация физических и психических ресурсов [19]. Профессиональная идентичность есть важный элемент целого ряда теорий карьерного роста и профессионального становления. Будучи концептуально тесно связанной с понятием концепции собственного «я», обе они рассматриваются многими исследователями как взаимозависимые. Д. Сьюпер подчеркивал, что сам процесс идентификации есть часть процесса формирования концепции собственного «я», и полагал, что выражение соотнесенности себя с другими индивидами в рамках той или иной профессии представляет собой тот самый процесс, который ведет к осуществлению профессионального выбора [20]. Еще в XX веке Д. Тидельман и коллеги рассматривали формирование идентичности и концепцию собственного «я» в виде части организованной модели психологического функционирования, которая взаимодействует с профессиональным поведением и освоением профессиональных ролей [21]. Л. Б. Шнейдер дает исчерпывающее определение профессиональной идентичности: «Это полисистемный психо-социально-динамический феномен профессиогенеза как ведущего процесса профессионального становления, определяющего степень принятия избранной профессиональной деятельности (профессии) а качестве средства профессиональной самореализации (самоосуществления» [22]. С. А. Климов образно подчеркивает, что «профессиональное самоопределение есть системообразующий центр для всей системы возможных самоопределений человека как субъекта деятельности и гражданина» [23].

При существующем значительном количестве определений профессиональной идентичности преподавателя приведем здесь также трактовку китайского исследователя К. Жао, согласно которой данный вид идентичности есть «общее понимание преподавателями самих себя в качестве акторов-экспертов, охватывающее весь диапазон их профессиональных интересов, точек зрения, навыков и умений и направленных на тех, кого они обучают» [24]. Российские эксперты М. И. Разживина и Н. В. Яковлева справедливо подчеркивают, что это понятие есть «приоритетный феномен в становлении личности педагога» [25]. Е. Г. Белякова и И. Г. Захарова пришли к выводу, что формирование профессиональной идентичности студентов-педагогов осуществляется через ориентацию в педагогических ценностях и их принятие [26]. Исследующие вопросы преподавательского «самоощущения» Ю. Мори и ее коллеги утверждают, что «профессиональная идентичность преподавателей представляет собой “картину” самих себя и признание их принадлежности к группе специалистов, профессионально занимающихся преподаванием» [27]. А. Брошайд, затрагивая вопросы взаимодействия преподавателей университета и других участников образовательного процесса, подчеркивает особую роль профессиональной идентичности в процессе расстановки индивидом приоритетов или его/ее заинтересованности и преданности определенной профессиональной роли, что, в свою очередь, неизбежно влияет на качество и эффективность работы [28]. По мнению П. Кордингли, профессиональная идентичность есть восприятие, взгляды, убеждения, эмоции, мотивировки и отношение, присущие преподающим в отношении собственной профессиональной роли [29]. Н. Моклер рассматривает это понятие как «миссию и качества присущие отдельно взятому преподавателю, выражаемую в знании предмета, компетенциях и профессиональном развитии» [30]. Развитие собственной профессиональной идентичности преподавателя дает возможность повысить потенциал деятельности специалиста, коррелируя вопрос «кто я есть» с вопросом «что я делаю». Это, в свою очередь, формирует механизм обеспечения эффективности работы преподавателя. Л. В. Клименко и О. Ю. Посухова отмечают факторы, которые могут негативно повлиять на формирование профессиональной идентичности преподавателя, а именно их «избыточная нагрузка и высокие социальные требования к результатам труда» [31]. При этом исследователи Н. В. Чекалева и Т. Ю. Алексеева подчеркивают существование взаимосвязи между наличием профессиональной идентичности преподающего, степенью ее сформированности и эффективностью его деятельности [32].

Происходящие в жизни общества трансформации не могли не затронуть и профессиональный, карьерный аспект существования индивида: если в XX веке профессиональный путь подразумевал серию относительно предсказуемых этапов, чаще всего в рамках линейной траектории профессионального развития, при этом средняя протяженность профессионального пути составляла около 30 лет, то сегодня такого рода путь в профессиональной сфере подвергся и подвергается переосмыслению. Д. Холл рассматривает современный профессиональный «маршрут» как безграничный, изменчивый, а описывая карьеру в сегодняшнем обществе, называет ее «протейской» (по имени бога греческой мифологии Протея, демонстрирующего способность изменяться в соответствии с обстоятельствами [33]. «Протейская» карьера подразумевает, что потенциальные участники рынка труда должны научиться постоянно приспосабливаться к изменениям, быть гибкими, при этом принимая на себя ответственность за собственный профессиональный путь. Отметим также, что протяженность профессионального пути уже не составляет в среднем около трех-трех с половиной десятилетий, а значительно увеличивается и зачастую не ограничивается работой в какой-либо одной сфере деятельности в течение всего жизненного пути, подразумевая разнообразие сфер. Кроме того, согласно выводам Дж. Брискоу и его коллег, такого рода карьера сегодня обязательно должна определяться ценностями самого человека «в том смысле, что внутренние ценности индивида обеспечивают ориентирование и измерение успеха той или иной карьеры» [34], тем самым карьерный путь в большей степени определяется задачами самореализации.

Таким образом, профессиональная идентичность в самой значительной степени влияет на то, как представитель рассматриваемой нами профессии воспринимает себя, объясняет свои действия, придерживается определенных линий профессионального поведения, одновременно формируя мотивацию и уверенность в собственных возможностях в процессе выполнения рабочих задач. Профессиональная идентичность преподавателя определяет диапазон и сущность осуществляемой деятельности, давая при этом возможность постановки карьерных целей. То, что индивид ощущает себя частью профессионального сообщества (в нашем случае – преподавательского) повышает степень удовлетворенности своей работой и жизнью в целом.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Онлайн-опрос был проведен нами весной 2024 года. Количество участников составило 127 человек (N = 127). Объекты были выбраны по причине наличия доступа к их данным, и их объединяли следующие социально-демографические характеристики: все они являлись и являются преподавателями высшей школы, пол женский, возрастной диапазон от 32 до 62 лет (средний возраст 46,5 года), имеют диплом о высшем образовании и проживают в Москве. Объекты не были осведомлены о реальной цели эксперимента, в противном случае это могло бы повлиять на возможный ответ и исказить его. Нами было заявлено, что опрос направлен на изучение восприятия собственного «я», при этом намеренно избегались любые предположения, которые могли бы вызывать у участвующих ассоциации с профессиональной деятельностью. По этой же причине опрос был предоставлен объектам вне рабочего контекста, в выходной нерабочий день.

Онлайн-опрос состоял лишь из одного открытого вопроса, ответ на который мог бы показать, какой именно вид идентичности является наиболее важным для наших респондентов:

Если вы находитесь в обществе незнакомых или малознакомых людей, а Вам нужно представиться и что-либо сказать о себе, что именно Вы скажете о себе прежде всего (помимо собственного имени/ фамилии)?

– Здравствуйте, я – ?

Для интерпретации результатов нами был использован количественный метод, при этом полученная информации обрабатывалась посредством таких общенаучных методов, как анализ и синтез.

 

Результаты исследования / Research results

 

Собранные данные были статистически проанализированы с целью получения выводов в отношении значимости и важности профессиональной идентификации индивида (см. таблицу и рисунок).

Как видно из таблицы и из рисунка, большинство участников опроса сочли наиболее приемлемым для себя обозначить свою профессиональную принадлежность (69%). Следующий в количественном выражении ответ объединяет тех, кто стремился обозначить свою роль родителя, что ожидаемо с учетом того, что все участники опроса женщины (9%). 7% участниц концентрировали внимание на том, что они москвички или проживают в Москве, в то время как такое же количество опрошенных затруднились дать какой-либо определенный ответ. Несмотря на то что в предлагаемом участникам вопросе была оговорка «помимо собственного имени/фамилии), 5% все же выбрали свое имя или фамилию в качестве возможного представления. И наконец, оставшиеся 3% дали случайные ответы («я человек, у которого болит спина», «я красивая женщина» и т. п.), не имеющие отношения к сути вопроса.

 

Распределение ответов, данных на наш вопрос,
в числовом и в процентном выражении

 

Ответ

Цифровое
выражение

Я преподаватель университета X/Я преподаватель в X/Я преподаватель/Я преподаватель в вузе (вуза)/Я преподаю в высшей школе

87

Я мать двоих/троих детей/своего ребенка

12

Я москвичка/из Москвы/живу в Москве/живу в России

9

Затрудняюсь сказать/ничего не скажу

9

Назову только свое имя/фамилию

7

Ответы, не имеющие отношения к вопросу

3

 

 

 

Распределение ответов на вопрос в процентном выражении

 

На наш взгляд, профессиональная идентичность является на сегодняшний день наиболее возможным, «ближайшим» и удобным для индивида путем собственной идентификации: именно профессиональный выбор и поиск себя в профессии дает наиболее очевидную возможность в этом отношении.

Для большинства людей их профессия есть очень значимая часть их идентичности. Сам процесс построения идентичности как профессионала, как и постоянная «корректировка» этой идентичности по мере накопления рабочего опыта, дает человеку способность четко идентифицировать собственные цели, оценить уровень собственного багажа знаний и навыков, находить новые карьерные возможности. Все это особенно важно именно для преподавательской деятельности: именно в этой области развитие профессиональной идентичности может стать надежным предиктором большей степени благополучия, психологической и социальной приспосабливаемости и удовлетворенности жизни в целом.

Именно в рамках педагогической деятельности преподающего способность идентификации индивидуальных способностей играет ключевую роль в отношении выполнения поставленных перед преподавателями профессиональных задач. Четкая и осознаваемая профессиональная идентичность как нельзя лучше помогает осуществлять собственное профессиональное позиционирование по отношению к окружающему миру. Более того, она же вносит значительный вклад в результативность работы преподающего.

Безусловно, в отношении нашего опроса и сделанных из него выводов существуют значительные ограничения: во-первых, следует учитывать, что все опрошенные – преподаватели вуза, а данная профессия подразумевает определенный статус и положение в обществе. Таким образом, вероятность того, что работающие в ряде иных сфер или отраслей столь же единодушно выразят свою профессиональную идентичность, гораздо ниже. Отметим также, что ответ на просьбу идентифицировать себя может разниться в зависимости от того, кто, где и когда спрашивает об этом: факторами, определяющими нашу идентичность, могут стать другие люди, род занятий, черты характера и пр. Наконец, некоторые из опрошенных могли быть не совсем объективны в ходе опроса, давая ожидаемый от них ответ.

 

Заключение / Conclusion

 

Профессиональная идентичность играет чрезвычайно важную роль в жизни каждого индивида, формируя то, как индивид воспринимает свое «я» в рамках своих профессиональных ролей, оказывает непосредственное влияние на каждодневные поступки индивида и его взаимодействие с окружающими. В отношении преподавателя в особенности профессиональная идентичность является «дорожной картой» для профессионала, помогая пониманию собственных ролей, целей, степени ответственности. Именно посредством профессиональной идентичности преподаватель «выверяет» себя в отношении ценностей профессии, что дает возможность адаптации и изменений, происходящих в той или иной профессиональной области. Сформированная профессиональная идентичность преподавателя дает ощущение принадлежности и целенаправленности, что в конечном итоге обеспечивает большую степень эффективности его деятельности и улучшение качества всей жизни. Выступая в качестве собственного «карьерного менеджера», стараясь распознавать трансформации в профессиональной сфере и постоянно осваивать новое знание и новые навыки, преподаватель демонстрирует гибкость мышления, лучше воспринимает инновации и получает надежный «фундамент» собственного существования. Учитывая вышесказанное, мы убеждены, что преподаватели, демонстрирующие сформированную профессиональную идентичность, несут в себе несоизмеримо больший потенциал, обеспечивая высокие результаты обучения и эффективность данного процесса.