Введение / Introduction
В 2025 году отмечается 80-я годовщина победы России в Великой Отечественной войне. Во многом завоевание победы стало возможным благодаря героическим подвигам русского народа. Значительное место в борьбе за свободу и независимость нашей государственности принадлежит институту общественного дошкольного воспитания. Страницы истории хранят богатый фактический материал о его функционировании в тяжелейших условиях. Отметим, что в современных исследованиях не нашли широкого применения публикации периодической печати военного времени. Страницы журнала «Дошкольное воспитание» содержат богатый фактический материал, освещающий различные стороны развития общественного дошкольного воспитания в годы Великой Отечественной войны. Между тем педагогический опыт, накопленный в тяжелый для страны период, может быть востребован для определения задач, направлений развития общественного дошкольного воспитания в современных условиях. Однако до настоящего времени далеко не все имеющиеся в периодических изданиях данные являются объектом всеобщего достояния. Несомненно, что они будут наиболее востребованы накануне победы России в Великой Отечественной войне, в деле сохранения исторической памяти и увековечивания подвига воспитателей.
Обзор литературы / Literature review
В современных зарубежных исследованиях большое внимание уделяется проблеме социально-психологической адаптации детей, пострадавших от военных конфликтов. O. Самойлов, Н. Крупенина, Г. Мухина установили, что на процесс и результат адаптации детей-беженцев оказывают влияние особенности психологического развития личности. К таковым авторами относятся просоциальная направленность, общительность, уравновешенность и др. [1] Е. Эрдемир обнаружено, что у детей, вынужденных покинуть родину, возникают трудности адаптации к новой культуре. Для сопровождения адаптации ученым создана модель раннего компенсирующего вмешательства, учитывающая особенности местного сообщества, а также задачи, стоящие перед детьми, приехавшими из другой страны. Результаты апробации модели показали, что у детей, принимавших участие в работе, произошло значительное повышение навыков социальной компетентности, являющихся важными факторами социально-психологической адаптации. Автор подчеркивает, что разработанная им модель может быть успешно использована службами поддержки, сталкивающимися с большим притоком беженцев [2]. Л. В. Головко указывает на то, что важным фактором успешной адаптации детей-беженцев и их семей является поддержка со стороны государственных органов и неформальных организаций. Автор приходит к выводу о том, что участие детей в различного рода тематических мероприятиях, направленных на изучение новой культуры, освоение культуры, обычаев и традиций местного населения создает условия для более быстрой и успешной адаптации в обществе [3].
Важное место в зарубежных исследованиях отводится вопросам сохранения физического здоровья детей, пострадавших от военных конфликтов. Н. Куру, Н. Куру Аличи, Б. Акман считают, что одним из важных направлений работы с этой категорией детей является укрепление их физического здоровья. Эта работа, по мнению авторов, должна строиться на биосоциально-экологическом подходе и учитывать ряд критериев: факторы риска, вызывающие различные заболевания у детей, осведомленность о болезни, приемы преодоления заболеваний, знания об их профилактике [4].
Кроме этого в центре внимания исследователей стоит проблема влияния войны на психическое здоровье дошкольников. Д. Саммерфилд отмечает, что в современном обществе население, в том числе детского возраста, испытывает посттравматические расстройства и нуждается в медицинской помощи ввиду роста политической напряженности, увеличения количества и эскалации военных конфликтов [5]. Э. Карам, Дж. АльБарати, Д. Сааб установили, что травмы, полученные в детстве в результате военных действий, повышают риск возникновения психических расстройств во взрослости [6]. Д. Максимов подчеркивает, что дети не способны самостоятельно переработать психотравму, что может привести к депрессии и другим расстройствам. Для оказания психологической помощи, нацеленной на переработку травмы, исследователь предлагает применять игровую терапию [7]. Игровая терапия как один из наиболее экологичных методов работы с детьми создает условия для отреагирования и реорганизации мыслей и чувств дошкольников, ставших свидетелями военных событий.
Можно заключить, что значительная часть зарубежных исследований посвящена влиянию войны на развитие и социализацию детей дошкольного возраста. В центре внимания ученых стоят преимущественно проблемы детей, возникшие в результате военных конфликтов XXI в.
В отечественной науке изучение развития общественного дошкольного воспитания в 1941–1945 гг. носит междисциплинарный характер и занимает одно из центральных мест в массиве современных исследований. В. Ю. Альбицким, А. А. Барановой, С. А. Шер определены пути решения проблемы охраны здоровья детей в годы войны: борьба с инфекционными заболеваниями, обеспечение правильным питанием в условиях дефицита продовольствия, помощь эвакуированным детям, восстановление системы медицинской помощи [8]. Т. А. Мартынчук показано влияние государственных мер на систему дошкольного воспитания Коми АССР. Исследователем делается вывод о том, что несмотря на географические, природно-климатические особенности, экономические трудности общественное дошкольное воспитание продолжало свое развитие и являлось важным звеном помощи фронту и трудовому тылу [9]. Н. Н. Абабковой изучена деятельность дошкольных учреждений Комсомольска-на-Амуре. Автор заключает, что дошкольные учреждения выполняли важную роль в решении стратегических государственных задач по обеспечению функционирования оборонных предприятий Комсомольска [10].
Существенный вклад в изучение рассматриваемой темы внесли ученые факультета дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета. В. И. Яшиной изучены основные направления психолого-педагогических, лингвистических исследований речи дошкольников первой половины 1940-х гг., установлено их значение для развития современной теории и методики дошкольного воспитания [11]. Л. М. Волобуевой, К. Ю. Белой воссоздана целостная картина развития общественного воспитания дошкольников в Москве с момента начала военных действий: организация хозяйственной и воспитательной работы, героические подвиги воспитателей, спасавших жизни детей, особенности подготовки студентов в условиях военного времени, педагогическая деятельность преподавателей и студентов дошкольного факультета Московского государственного педагогического института им. Ленина [12]. Данная работа дополняется исследованием А. А. Голдовской, в котором освещаются направления научной деятельности преподавателей кафедры дошкольной педагогики МГПИ им. Ленина в годы войны [13].
Представителями кафедры дошкольной педагогики Российского государственного университета им. А. И. Герцена О. В. Акуловой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, О. Н. Сомковой осуществлен ретроспективный анализ работы дошкольного отделения педагогического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена в военном Ленинграде [14]. Установлено, что центральной темой научной работы преподавателей стала актуальная для всех детских садов тема воспитания любви к родному краю и Родине. В тяжелейших условиях в 1944 г. при Академии педагогических наук РСФСР был открыт Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики, а при нем – сектор дошкольного воспитания, руководителем которого стала А. П. Усова.
Таким образом, в отечественных исследованиях широко представлены различные аспекты развития общественного дошкольного воспитания в 1941–1945 гг.: меры государственной политики, направленной на охрану здоровья детей, подготовка кадров для дошкольных учреждений, региональные особенности работы детских садов, развитие теории и практики дошкольного воспитания и др. Однако в исследованиях недостаточно освещен опыт общественного воспитания детей, представленный на страницах журнала «Дошкольное воспитание» военного времени.
Анализ статей журнала «Дошкольное воспитание» показал, что фактором развития общественного дошкольного воспитания в этот период стали прежде всего резко изменившиеся условия жизни детей, их семей, страны в целом. К наиболее существенным, по оценке сотрудника Московского областного дошкольного кабинета С. Ковалевской, относились: высокая занятость матерей на производстве, колхозах, воспитание в неполной семье, утрата одного или обоих родителей, дефицит продовольствия, голод, эвакуации, бомбардировки, взрывы, тревоги, укрытие в бомбоубежищах, затемнения и т. п. [15] Кроме этого, как отмечали представители Калининского областного отдела народного образования Е. Пилипенок и Н. О. Разумовская, зачастую дети становились свидетелями сцен насилия, гибели, убийства родных или посторонних людей [16].
Указанные факторы определяли появление новых задач развития общественного дошкольного воспитания. Е. И. Волкова, начальник управления по дошкольному воспитанию Народного комиссариата просвещения (НКП) РСФСР, среди таковых выделяла: расширение сети дошкольных учреждений; открытие новых типов дошкольных учреждений; размещение детей, прибывших из временно занятых фашистами местностей; охрану жизни и здоровья; обеспечение нормальным питанием и уходом; подбор персонала; сохранение жизнерадостности воспитанников [17]. На страницах журнала отмечалось, что особое внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, воспитанию любви к Родине и ненависти к фашизму [18].
Для решения поставленных задач разрабатывались нормативные, инструктивные и методические документы. Народным комиссаром просвещения РСФСР В. П. Потемкиным в апреле 1942 г. был подписан приказ «Об улучшении питания в детских садах» [19]. Приказ обязывал заведующих районными отделами народного образования организовывать подсобные хозяйства в каждом детском саду или интернате в целях соблюдения норм питания детей дошкольного возраста. Е. И. Волкова обращала внимание на необходимость выращивания овощей, заготовки ягод, грибов [20]. В 1940-х гг. вновь стала востребованной практика начала 1920-х гг. О. В. Боденова приводит данные о том, что в это время при детских садах содержались огороды, живой инвентарь, а воспитатели, дети и родители совместно выращивали, собирали и заготавливали продукты на зиму [21]. Недостаток знаний и умений педагогических работников в области приусадебного хозяйства устранялся путем просвещения. Преподаватель МПГИ им. Ленина Э. И. Залкинд на страницах журнала «Дошкольное воспитание» рассказывала о приемах подготовки почвы, борьбы с сорняками и вредителями растений, правилах заготовки овощей, ухода за растениями (морковь, картофель, капуста, лук, томаты, огурцы, кабачки, тыква), давала рекомендации по сбору и заготовке съедобных грибов, садовых и диких ягод, полезных и лечебных трав [22].
В сентябре 1941 г. НКП РСФСР утверждается «Положение о дошкольных интернатах», в котором закреплялся порядок организации интернатов, приема детей, обязанности воспитателей, направления работы [23]. Дополнительно в 1942 г. Управление по дошкольному воспитанию НКП РСФСР разрабатывает методические указания «Воспитание детей в дошкольных интернатах» [24]. В документе отмечалось, что содержание воспитательной работы в интернатах должно определяться, прежде всего, особенностями детей (оторванность от семьи и дома, переживания детей, тревога, одиночество) и укладом жизни в интернатах (закрытость учреждений, постоянное пребывание в коллективе, режим и т. п.). В качестве первостепенной задачи выделялась забота о жизни и здоровье детей; эта ответственность полностью возлагалась на воспитателей и сотрудников интерната.
В этом же году Управлением по дошкольному воспитанию НКП РСФСР были выпущены методические указания «Организация работы и режим в детских садах в условиях отечественной войны» [25]. Программой детского сада (1934) распорядок дня устанавливался основой работы детского сада, определял порядок и нормы организации повседневной жизни детей [26]. В условиях военного времени допускалось нарушение режима в интересах сохранения здоровья и благополучия детей. С. Ковалевская, представитель Московского областного дошкольного кабинета, отмечала, что воспитатель в этом вопросе должен проявлять особую гибкость и принимать решения с учетом состояния детей (накормить, если ребенок опоздал на завтрак; дать возможность выспаться, если ребенок не спал в ночное время; перенести установленные занятия с утреннего время на вечернее и т. п.) [27]. Районный инспектор Сталинграда Н. Г. Серебренникова указывала, что разрешалось удлинение продолжительности работы детских садов в зависимости от запросов трудящихся родителей [28]. В Горьковском детском саду заведующая А. Н. Трифанова организовала работу групп в течение 15 часов [29]. По данным воспитательницы дошкольного интерната Кировской области Д. Авербух, это же распространялось на правила комплектования групп: становилось возможным снижение или повышение возраста приема детей в дошкольные учреждения, комплектование не по возрасту, а на основе родственных связей с тем, чтобы старшие дети присматривали за младшими братьями и сестрами [30]. Снижались требования к помещениям для детских садов. В Сталинграде в 1943 г., по свидетельству Н. Г. Серебренниковой, детские сады зачастую открывались в неприспособленных помещениях: кочегарках, палатках, подвалах, блиндажах, разрушенных зданиях – ввиду того что воспитатели стремились сохранить как можно большее количество жизней детей, оградить их от уличных опасностей [31].
Изменившиеся условия жизни детей и их семей определили необходимость расширения сети и создания новых типов дошкольных учреждений. По данным, представленным Е. И. Волковой в обращении к воспитателям, подчеркивалось, что с момента начала войны наметился значительный рост дошкольных учреждений [32]. В тылу для детей, не охваченных общественным воспитанием, открывались комнаты при домоуправлениях, игротеки, детские площадки [33]. По сведениям сотрудника дошкольного кабинета Л. П. Винеке, для детей, имеющих одного работающего родителя, при детских садах открывались ночные и интернатные группы [34]. В одних городах, по данным начальника Управления детских садов НКП Башкирской АССР Х. Яфаевой, более востребованными были дежурные ночные койки [35]. В других, по свидетельству А. И. Трифановой, – дежурные группы по выходным дням [36]. В городах, относившихся к фронтовым и прифронтовым зонам, подвергавшимся бомбоударам, воспитательная работа велась в бомбоубежищах воспитателями, обеспечивающими безопасность детей, либо студентами в случаях, когда дети не посещали дошкольные учреждения. Преподаватели кафедры дошкольной педагогики МГПУ им. Ленина со студентами разворачивали воспитательную работу в детских комнатах при эвакуационных пунктах на станциях, вокзалах, приемниках для детей, отставших от родителей [37].
В особой заботе государства нуждались дети-сироты. Для этой категории детей предусматривались две формы заботы: семейная и общественная. Согласно методическим указаниям Управления по дошкольному воспитанию НКП РСФСР, для детей-сирот и временно эвакуированных детей создавались дошкольные интернаты [38].
Начальник управления детских домов НКП РСФСР Е. Коняхина отмечала, что в военное время широко практиковалось усыновление детей-сирот дошкольными работниками [39]. По сведениям председателя ЦК Союза работников дошкольных учреждений и детских домов Е. А. Зориной, только в 1942 г. в Ленинграде воспитательницы усыновили 20 детей, отцы которых погибли на фронте [40]. В Сталинграде по мере освобождения районов воспитатели подбирали на улицах потерявших родителей детей, тут же брались за устройство приемников, дошкольных интернатов. Если усыновителями становились бездетные женщины, женщины, вырастившие кровных детей, дошкольные работники брали шефство над семьями усыновителей, делились своим педагогическим опытом в целях создания благоприятных условий для воспитания дошкольников. В статье «Окружим материнской любовью и заботой эвакуированных детей» на воспитателей возлагалась обязанность «образцово поставить воспитание маленьких детей, взятых в семьи трудящихся» [41]. Кроме этого воспитатели проводили агитацию среди населения, направленную на устройство детей-сирот в семьи.
Дошкольные работники брали на себя заботу не только об эвакуированных детях, но и об их семьях. Н. Г. Серебренникова с коллективом работников дошкольных учреждений проводили с родителями и родственниками детей разъяснительную работу: рассказывали об учреждениях, которые оказывали помощь в трудоустройстве, получении регистрации, документов, карточек, пособий, мест в яслях, детских садах [42]. Воспитательница дошкольного интерната Кировской области Д. Авербух собирала адреса родственников на случай, если ребенок останется сиротой, оказывала помощь малограмотным родителям: читала и писала за них письма [43].
Воспитательная работа в детских садах и дошкольных интернатах осуществлялась на основе «Руководства для воспитателя детского сада» (1938) [44]. В дошкольных интернатах педагоги должны были, прежде всего, устранить различные «опасности», сделать пребывание детей в учреждении безопасным: обследовать территорию на предмет наличия колодцев, выгребных ям, заброшенных зданий, опасных животных; создать условия для сохранения здоровья: содержать помещения в чистоте, проветривать, вытряхивать матрасы, одеяла, следить за нормами питания, самочувствием воспитанников и т. п. Приоритеты в воспитательной работе определялись типом учреждения. В интернатах акцент в воспитательной работе ставился на расширении кругозора детей. По рекомендациям начальника управления по дошкольному воспитанию НКП РСФСР для восполнения впечатлений в интернатах увеличивалось количество прогулок, экскурсий, во время которых проводились беседы с прохожими, пионерами, привлекались посторонние дети для совместных игр и занятий на воздухе, вводилось большее количество занятий с рассматриванием картин, альбомов, иллюстраций, просмотром диафильмов, теневых и кукольных спектаклей [45]. Кроме этого дети ходили в гости к пионерам или принимали их у себя, встречались с представителями разных профессий.
Неотъемлемым направлением воспитательной работы и в детских садах, и дошкольных интернатах являлось знакомство детей с окружающей жизнью, с тем, что происходит в стране. Л. П. Винеке для знакомства детей с явлениями и событиями окружающей жизни предлагала воспитателям читать детям материалы из газет для взрослых, «Пионерской правды», слушать радиопередачи, обсуждать рассказы о героизме, труде, энтузиазме народа [46]. В Башкирской АССР, по свидетельству Х. Яфаевой, воспитатели с детьми повсеместно оборудовали клумбы перед детскими садами, на которых дети выращивали цветы. Затем из них готовились букеты и вручались раненым бойцам в госпиталях [47]. А. Волкова делилась опытом изготовления детьми подарков для бойцов (рисование картин, пошив носовых платков, изготовление кисетов для махорки, футляров для ниток и иголок) [48]. Воспитательница Ярославского детского сада О. Е. Успенская составляла альбомы из газетных вырезок, обсуждала их с детьми, разучивала песни, стихотворения, посвященные армии, читала письма с фронта [49]. Кроме того, воспитательница с детьми оказывала помощь детям-беженцам, прибывшим из фронтовых районов. Дети готовили для эвакуированных игрушки, небольшие концерты. А. И. Сорокина отмечала, что широкое распространение в дошкольных учреждениях получила переписка с родителями и бойцами [50]. Заведующая детским садом г. Ленинграда Л. И. Отс для воспитания патриотизма, знакомства с войной применяла общение детей с ранеными бойцами в бомбоубежищах [51]. Благодаря тесному общению с ними у детей воспитывалось чуткое и бережное отношение к раненым: дети уступали дорогу проходящему мимо бойцу, места на скамейках, аккуратно шли по заполненному коридору и т. п. Воспитатели детского сада Г. Ленинграда Н. И. Пипунырова и С. З. Шейнина устанавливали связи с военным госпиталем [52]. Педагоги читали бойцам газеты, проводили беседы, приносили книги, пели песни, рассказывали стихи. Дети приходили в гости к бойцам, слушали их рассказы, давали небольшие концерты.
Независимо от возраста и типа дошкольного учреждения в детях воспитывали дисциплинированность, организованность, собранность. Эти качества стали особо востребованными в условиях военного времени, когда детям в любое время суток надо было, не капризничая, быстро одеться, обуться, покинуть помещение детского сада и отправиться в бомбоубежище. Воспитатели проводили специальные тренировки: приучали детей спать полураздетыми, аккуратно складывать одежду на стульчики, обувь ставить строго под кровать или стульчик, одетыми по очереди идти к выходу, располагаться в бомбоубежище вместе с остальными детьми. Немаловажную роль в этой работе играл личный пример воспитателя, обсуждение героических подвигов бойцов и тружеников.
Воспитательная работа велась и в бомбоубежищах. Благодаря этому дети легче переносили бомбежки, не испытывали беспокойства и страха. О. Е. Успенская рекомендовала готовиться к таким занятиям заблаговременно: принести в убежище имеющиеся материалы, книжки, игрушки, пособия. В убежищах рассказывали детям сказки и разыгрывали их, пели песни, разгадывали загадки, проводили дидактические игры, не требующие специальных пособий [53]. Л. И. Отс отмечала, что дети с большим энтузиазмом помогали находящимся рядом людям переживать томительные минуты, а иногда и часы. Воспитанники дошкольных учреждений рассказывали стихи, пели песенки, показывали сценки [54].
В годы войны возросли требования к квалификации и личным качествам воспитателей. В суровое время дети особо нуждались в материнской заботе, ласке, уходе. Сотрудники детского сада Г. Куйбышева С. И. Жируева, А. Ф. Павлова подчеркивали, что от воспитателей требовались, прежде всего, чуткое отношение, умение понять переживания, радости и горести каждого ребенка, найти подход к нему [55]. Эти задачи решались разными способами. Н. Г. Серебренникова делилась опытом работы воспитателей Сталинграда, которые проводили с детьми разнообразные занятия (рисование, пение, рассказывание, наблюдения в природе), развлечения, праздники, игры с тем, чтобы отвлечь детей от переживаний. В результате дети становились более спокойными, жизнерадостными, постепенно отвлекались от грустных мыслей, начинали делиться тем, что происходит в семье [56]. Воспитательница детского сада Москвы В. В. Семенова сама готовила для детей игрушки, подбирала интересные, занимательные материалы и пособия, украшала комнату цветами и художественными картинами, приближая обстановку детского сада к условиям мирного времени [57]. Методист городского дошкольного методического кабинета г. Куйбышева О. В. Чеодаева отмечала, что дети, ставшие свидетелями войны, разучились смеяться, постоянно думали о том, что произошло с ними, их семьями, другими людьми, плакали [58]. Для того чтобы вернуть радость жизни, воспитатели стали использовать больше развлечений: кукольный и теневой театр, готовили для детей письма и посылки с сюрпризами, приглашали в гости малышей. Воспитательница Ленинградского детского сада М. Н. Бугреева самым действенным способом помощи детям, пережившим ужасы войны, считала обычную ласку, использование в общении спокойного, жизнеутверждающего тона, ненавязчивые просьбы сделать что-либо с тем, чтобы отвлечь ребенка от переживаний, развеселить [59]. Воспитательница детского сада Нагинска Т. П. Кузьмина не оставляла детей в ночных группах, брала их к себе домой, если матери были на работе или заболели [60].
Расширение сети детских садов и площадок, появление новых типов дошкольных учреждений требовало большого количества педагогических кадров. Д. В. Менджерицкая приводила данные о том, что с начала войны ряды воспитателей в каждом городе, деревне пополнились новыми работниками, желающими работать, но не имеющими специальной подготовки [61]. Для подготовки этой категории воспитателей Центральным научно-методическим кабинетом по дошкольному воспитанию НКП РСФСР была разработана программа практикума. Объем практикума составлял 35 часов. В план занятий включался ряд разделов: задачи дошкольного воспитания, забота о физическом развитии и здоровье детей, игры, рисование, лепка и занятия с другими материалами, знакомство детей с природой, чтение и рассказывание, разучивание песен для детей разных групп, организация детского коллектива. К каждому разделу давалась программа и список литературы. Воспитатели проходили практикум без отрыва от работы. В качестве методов и форм обучения предлагались лекции, беседы по основным вопросам дошкольного воспитания, наблюдение работы лучших воспитателей в детских садах и интернатах, обсуждение приемов их работы, а также практические занятия: разучивание игр, сказок, изготовление игрушек-самоделок, игр, пособий для занятий.
Воспитатели проявляли стойкость и мужество не только в вопросах воспитания детей. По данным Е. А. Зориной, более 600 дошкольных работников Москвы принимали участие в восстановлении культурных учреждений города. Воспитатели из столицы брали шефство над дошкольными учреждениями освобожденных территорий [62]. Собранные ими вещи, предметы, материалы, пособия, игрушки направлялись для оборудования детских садов и дошкольных интернатов других городов. В 1943 г. было положено начало движению бригад дошкольных работников, которые принимали активное участие в восстановлении разрушенных городов. В первую бригаду воспитательницы Сталинграда А. М. Черкасовой вошло 20 человек. За непродолжительное время количество «черкассовских» бригад по всей стране выросло до 1000; в них трудились уже 15 тысяч человек.
Можно заключить, что в условиях военного времени журнал «Дошкольное воспитание» выполнял востребованную функцию обмена опытом. Представители управления по дошкольному воспитанию НКП РСФСР, ученые, преподаватели, методисты дошкольных кабинетов, инспекторы и воспитатели делились опытом организации дошкольных учреждений, заботы о жизни и здоровье детей, методикой воспитания, работы с семьями, подготовки кадров для дошкольных учреждений и др.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической основой исследования явились принципы историзма и научной объективности. Цель исследования – обобщение опыта общественного воспитания детей дошкольного возраста в годы Великой Отечественной войны, представленного на страницах журнала «Дошкольное воспитание». Для всестороннего анализа изучаемой проблемы использовались теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и историко-педагогические (актуализация проблемы, изучение историко-педагогических источников). Материалом исследования явились статьи, опубликованные в журнале «Дошкольное воспитание» (1941–1945 гг.).
Результаты исследования / Research results
Результаты анализа отечественной литературы показали, что в науке глубоко и всесторонне изучены различные стороны развития общественного дошкольного воспитания в 1941–1945-х гг.: социальная защита детей, организация работы дошкольных учреждений, развитие теории и практики дошкольного воспитания, подготовка кадров воспитателей, региональные особенности системы дошкольного воспитания и др. В зарубежных исследованиях предметом внимания ученых являются преимущественно медицинские, социальные, социально-психологические, педагогические проблемы детей, пострадавших от военных конфликтов, развернувшихся в XXI в. К таковым относятся адаптация дошкольников к новой культуре, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, направления и методы оказания психологической помощи.
Анализ литературы показал, что в современных исследованиях недостаточно освещен педагогический опыт военного времени, представленный на страницах журнала «Дошкольное воспитание». Страницы журнала «Дошкольное воспитание» за 1941–1945 гг. хранят богатый исторической материал, освещающий различные стороны организации общественного дошкольного воспитания в годы Великой Отечественной войны. Наибольший массив публикаций приходится на 1941–1943 гг., когда воспитатели более всего нуждались в методической помощи.
Практически с первых месяцев начала войны на страницах журнала «Дошкольное воспитание» освещались проблемы, связанные с работой дошкольных учреждений. Ведущим фактором развития общественного дошкольного воспитания в годы Великой Отечественной войны стали социально-экономические изменения, которые оказывали влияние на социально-демографические характеристики семей, детско-родительские отношения, физическое и психическое здоровье детей. Государство стремилось к созданию таких условий общественного воспитания, которые были бы максимально приближены к мирному времени, защищали права каждого ребенка.
Правительством разрабатывались нормативные, инструктивные и методические документы («Об улучшении питания в детских садах», «Положение о дошкольных интернатах», методические указания «Воспитание детей в дошкольных интернатах», «Организация работы и режим в детских садах в условиях отечественной войны» и др.). Документы, с одной стороны, регламентировали деятельность дошкольных учреждений, давали практические рекомендации воспитателям о том, как организовать быт, хозяйственную и воспитательную работу, заботиться о здоровье детей и т. п. С другой стороны, требовали гибкости от воспитателя, умения приспособить рекомендации к условиям конкретного учреждения, воспитанию каждого в отдельности ребенка.
Во время Великой Отечественной войны дошкольные учреждения стали рассматриваться как учреждения, призванные решать не только воспитательные задачи, но и стратегические – борьбы с немецкими захватчиками. Государством на воспитателей была возложена полная ответственность за жизнь, здоровье и воспитание ввиду того, что родители, отправленные на фронт, занятые на производстве, не могли более заботиться о своих детях так, как в мирное время. Для охвата всех нуждающихся в общественном воспитании детей стали создаваться постоянные и временные типы дошкольных учреждений, которые учитывали потребности различных категорий детей (эвакуированных, сирот, потерявших связь с родителями и т. п.). Следует отметить, что расширились функции дошкольных учреждений: кроме непосредственных воспитательных функций, дошкольные учреждения стали выполнять социально-педагогические функции, направленные на оказание помощи семье, устройство детей в интернаты и приемные семьи.
В годы войны несмотря на сложные условия работы дошкольных учреждений повысилось качество воспитательной работы. Воспитателями был накоплен богатый опыт знакомства детей с войной, воспитания дисциплины, самостоятельности, патриотизма, организации коллектива, психолого-педагогической поддержки детей, ставших свидетелями травмирующих событий. В последующем педагогический опыт военного времени получил теоретическое обоснование, что способствовало обогащению методики дошкольного воспитания.
В условиях военного времени не прекращала своего развития система профессиональной подготовки воспитателей. Широкое распространение получила краткосрочная подготовка в форме практикума, позволяющая за небольшой срок получить знания и умения, необходимые для решения воспитательных задач, помощи детям, организации дошкольных учреждений.
Воспитатели проявляли самоотверженность, преданность делу не только на рабочем месте. Как и представители других профессий, они внесли большой вклад в восстановление освобожденных территорий. В годы войны было положено начало движению «черкассовских» бригад – бригад дошкольных работников, которые принимали участие в восстановлении разрушенных городов.
Заключение / Conclusion
В исследовании установлено, что ведущим фактором развития общественного дошкольного воспитания стали социально-экономические изменения жизни общества, возникшие под влиянием Великой Отечественной войны. Оккупация, голод, разруха, сверхвысокая занятость родителей требовали со стороны государства мер, направленных на спасение жизни детей. В этих целях государством разрабатывались постановления, инструкции, методические указания, регламентирующие создание и деятельность дошкольных учреждений. С учетом потребностей различных категорий семей и статусов детей создавались различные формы устройства детей, открывались различные типы дошкольных учреждений. Новые условия работы дошкольных учреждений ставили перед воспитателями новые задачи, решение которых обогащало педагогический опыт. Его апробация, обобщение и обоснование способствовали развитию теории и методики дошкольного воспитания. Несмотря на сложные условия работы и высокие требования к профессиональной деятельности, личностным качествам воспитателей, ряды дошкольных работников пополнялись новыми кадрами, для подготовки которых вновь стали востребованными практикумы. Воспитатели внесли значительный вклад в дело Великой победы не только спасая жизни детей, восполняя недостаток родительской любви и заботы, но и помогая возвращать к жизни разрушенные города, деревни.
Полученные результаты углубляют и расширяют научные знания по проблемам развития общественного дошкольного воспитания в РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Результаты могут использоваться в историко-педагогических исследованиях соответствующей тематики, в содержании учебных дисциплин по истории дошкольной педагогики, проектировании задач, направлений развития общественного дошкольного воспитания в современных условиях.

Olga V. Bodenova