Full text

Введение / Introduction

 

Модель инновационного развития экономики Российской Федерации, заложенная в Концепции социально-экономического развития РФ до 2030 года, и долгосрочный прогноз научно-технического развития Российской Федерации до 2030 года подразумевают формирование высококвалифицированных производственных и научных кадров, способных эффективно работать в современных условиях. В данный момент российское общество находится на стадии укрепления информационного (постиндустриального) общества. Его специфика заключается в преобладающей позиции знаний, нестандартных идей и новаторства как гаранта развития экономики. Данный вызов требует воспитания всесторонне развитых, творческих и способных к непрерывному самообразованию личностей. В связи c этим требования к системе образования всех уровней включают в себя обязательную работу по сопровождению и развитию одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании. 

Большинство исследователей сходятся во мнении, что одарённые дети обладают особыми (отличными от большинства) способностями, нуждаются в специфическом подходе к образованию и имеют высокий потенциал личностного и профессионального развития. На этом солидарность заканчивается. Начинаются разногласия. Многие аспекты темы одарённости имеют совершенно разное толкование и не имеют общепринятых положений. Первостепенная причина состоит в сложности и многогранности самого феномена одарённости, и, как следствие, существует большое количество подходов к его изучению. Сам термин «одарённость» имеет более двух десятков определений и как минимум три предполагаемых источника таланта: «божественный дар», генетика и среда. При этом часть исследователей отрицают существование одарённости как таковой. Частота проявлений таланта также имеет три основные теории: особых талантов не существует, талантливы лишь немногие, талантлив каждый. Неоднозначность интерпретации основных составляющих одарённости усложняет практическую работу по её выявлению, сопровождению и развитию.

Теоретический анализ проблемы развития детской одарённости позволил выявить ряд основных противоречий:

‒       между большим количеством психолого-педагогических исследований проблемы детской одарённости и отсутствием единого подхода к пониманию этой проблемы;

‒     между широким спектром возможностей для развития детской одарённости и их формальным использованием на практике в общеобразовательных учреждениях;

‒        между необходимостью выстраивания эффективной работы по длительному сопровождению детской одарённости и недостаточной разработанностью комплексного практического подхода к работе с одарёнными обучающимися технической и художественной направленности в технологическом образовании в образовательных учреждениях.

Вышеизложенные противоречия приводят к пониманию цели данной статьи – разработать комплексный подход к сопровождению и развитию одарённости обучающихся технической и художественной направленности в технологическом образовании в образовательном учреждении.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В настоящее время в мире существует несколько десятков научных концепций одарённости, основанных на многообразии теоретических направлений изучения проблемы одарённости. Наиболее полным и ценным источником для данного исследования выступает «Рабочая концепция одарённости», авторами которой стали
Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, Н. С. Лейтес, A. M. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В. И. Панов, В. Д. Ушаков, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, B. C. Юркевич [1]. Данная концепция – теоретическая основа, выражающая ведущую позицию российских исследователей по данной проблеме. Она раскрывает понятийный аппарат, классификацию видов одарённости и способы выявления способностей. Одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику конкретного ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано данное индивидуальное дарование. Л. С. Выготский рассматривает одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии [2]. В. В. Давыдов создал теорию различных типов мышления человека и теорию развивающего обучения [3].  По теории Дж. Рензулли «одарёнными признаются дети с общим интеллектуальным развитием выше среднего уровня при сильной увлеченности задачей и высоком творческом потенциале, при этом важным является именно взаимодействие всех компонентов, а не наличие их по отдельности»; американский педагог-психолог, разработавший трёхчастную модель одарённости, в которой одарённость обнаруживается на пересечении трёх человеческих свойств: способности выше среднего, повышенной мотивации к решению задач и креативности, внес значительный вклад в понимание одарённости [4]. П. Торренс исследовал природу творчества. В 1966 году он развил метод сопоставления для определения степени творческой активности при помощи разработанных им тестов оценки творческого мышления, креативности [5]. Психогенетическую природу одарённости изучали многие исследователи; так, английский психолог и антрополог Ф. Гальтон первым попытался доказать, что гениальность – результат действия наследственных факторов [6]. Разработкой измерительных материалов для оценки степени одарённости с помощью тестов интеллекта и креативности занимались А. Бине и Т. Симон [7]. Вопросами, как измерить личность, интересовался Г. Айзенк [8]. Диагностика структуры интеллекта, методы измерения умственной одаренности представлены в трудах Д. Векслера [9] и др. В большей степени отвечают вызовам нашего времени работы В. Н. Дружинина и Ю. Д. Бабаевой [10]. Психология творчества, креативности, одаренности описана в исследовании Е. П. Ильина [11] и других. В их трудах явно прослеживается интегративная и динамическая характеристика одарённости как свойства личности, включающая в себя множественные факторы психического развития.

Наиболее полным и ценным источником для данного исследования выступает «Рабочая концепция одарённости», авторами которой стали Д. Б. Богоявленская,
В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, Н. С. Лейтес, A. M. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В. И. Панов,
В. Д. Ушаков, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, B. C. Юркевич [12]. Данная концепция – теоретическая основа, выражающая ведущую позицию российских исследователей по данной проблеме. Она раскрывает понятийный аппарат, классификацию видов одарённости и способы выявления способностей. Одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику конкретного ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано данное индивидуальное дарование.  В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность. И наконец, в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности (например, музыкальная одаренность). Однако в данной концепции не содержится конкретного алгоритма для работы педагога с одарёнными детьми. При этом образовательные учреждения нуждаются в едином комплексном подходе, который отвечал бы потребностям каждой конкретной школы.

Понятия «дар», «талант», «одарённость», «выдающиеся способности», «гений» в обыденном представлении являются взаимозаменяемыми синонимами. Этими словами обычно подчёркивают некоторые особенности человека, отличные от так называемого среднестатистического уровня в лучшую сторону. Научная терминология значительно отличается от бытовой полнотой и разнообразием формулировок. Для того чтобы в полной мере раскрыть понятие «одарённость», необходимо провести ретроспективный анализ развития данного термина.

Формирование понятия «одарённость» берёт своё начало с античных времён и продолжается по настоящее время. Укрупнённо периодизацию процесса развития проблемы одарённости можно представить следующим образом:

I период (с VI века до н. э. до середины XVII века) характеризуется отсутствием понятия «одарённость» (вплоть до XX века). Человека, демонстрирующего выдающиеся способности, называют «гением» и приписывают ему «божественное» происхождение.

II период (XVII–XVIII века, эпоха Просвещения) отвергает идею предрешённости человеческого бытия и выносит на первое место влияние воспитания и среды на развитие способностей. 

III период (до ХIХ века) объясняет выдающиеся способности генетикой и наследственностью.

IV период (XX век) – этап повышенного интереса к проблемам одарённости. Характеризуется попытками измерить степень одарённости количественно с помощью тестов на интеллект и креативность. Объединяет концепции генетической предрасположенности и влияния средовых факторов.

V период (начало XXI века) продолжается по настоящее время. Происходит расширение научных данных, рассматриваются разные аспекты феномена одарённости, формулируются практические подходы к сопровождению одарённых детей, появляются государственные программы и проекты поддержки талантливой молодёжи.

Основной целью первых трёх периодов является объяснение происхождения одарённости как феномена. В четвёртом периоде исследователи занимаются поиском способов идентификации одарённости. Пятый период направлен на создание условий для сопровождения одарённости на всём пути её развития.  

Представленная выше периодизация имеет обобщенный характер и требует более подробного рассмотрения.

Зарождение интереса к таланту как к феномену личности задокументировано в источниках античной мифологии, трудах философов и религиозной литературе. Чаще всего о выдающихся людях размышляли именно мыслители. Считалось, что человек может быть наделён выдающимися способностями только свыше, исключая влияние на данный процесс самого «гения». Именно в античности и зародилось понятие «гений» (от лат. genius – дух) как человек-проводник между физическим (земным) и духовным (божественным). Такие люди признавались подобными богам, наделёнными особой миссией в этом мире и несущими высшую истину смертным. Данный подход не нашёл путей дальнейшего развития и сохранялся на протяжении многих веков практически в неизменном виде.

Господство концепции «божественного происхождения» гения закончилось с приходом эпохи Просвещения. Основной фигурой, внёсшей значительный вклад в выведение вопроса выдающихся способностей в противоположное русло, стал английский философ и педагог Джон Локк. Он и его последователи считали, что каждый человек рождается с одинаковыми способностями, как tabula rassa – «белая бумага, без всяких знаков и идей» [13], а наибольшее влияние на дальнейшее развитие имеют внешние факторы – воспитание и среда. Ф. Хатчесон, Г. К. Лихтенберг, К. А. Гельвеций, Д. Дидро и другие также утверждали, что любые способности можно развить при условии правильно выстроенного процесса воспитания, усердного труда и целенаправленного стремления к поставленной цели [14].

Развитие науки и медицины в XVIII–XIX веках подтолкнуло исследователей к мысли о генетическом характере способностей человека. Так, английский психолог и антрополог Ф. Гальтон «первым попытался доказать, что гениальность – результат действия наследственных факторов» [15]. Несмотря на то что такой подход не нашёл достаточной популярности, исследование Ф. Гальтона ценно прежде всего появлением экспериментального подхода в психологии, первыми шагами к использованию эмпирических методов исследования проблемы.

Следующий период характеризуется повышенным интересом к вопросу одарённости среди педагогов, психологов, антропологов и генетиков. Термин «одарённость» появился в психологии в начале XX века благодаря американцу Г. Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями [16]. До этого оперировали понятиями «талант», «дар» и «гений». Данный этап выдвинул на ведущие позиции идею интеллектуальной одарённости. В роли основополагающего фактора развития умственных способностей ребёнка определялась среда: уровень жизни, условия воспитания, качество образования. При этом влияние наследственности не отрицалось, но и не рассматривалось в качестве существенной закономерности.

Немецкий психолог Вильям Штерн считал, что «умственная одарённость есть общая способность сознательно направить своё мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [17]. В 1912 году он ввёл понятие коэффициента интеллекта (IQ), который вычислялся по результатам тестирования и расценивался как показатель уровня интеллектуального развития (умственной отсталости, средних способностей и одарённости). Интеллектуальные задания хорошо справляются с задачей по оценке логического мышления и работы по алгоритму, не учитывая при этом множество других важных показателей. Стало понятно, что важным является не только логическое, но и творческое мышление. Е. П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления [18]. В связи с этим в середине ХХ века начали появляться тесты дивергентного мышления и других личностных характеристик. Такой подход дал толчок для понимания многофакторности проблемы одарённости. И ближе к концу ХХ века исследователи пришли к выводу, что с помощью одних лишь тестов (даже комплекса тестов) выявить одарённость невозможно.

Несмотря на большое количество существующих подходов к определению самого понятия, данный вопрос до сих пор является дискуссионным. Рассмотрим некоторые определения одарённости.

Советский и российский психолог А. В. Петровский предлагает следующее понятие: одарённость – это «совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей» [19].

А. И. Савенков определяет одарённость как «синтез определённых потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов» [20].

Ещё одной отличительной особенностью периода XX века является дифференциация одарённости по сферам деятельности. Здесь уже чётко прослеживается взаимосвязь частных способностей человека и понятия одарённости. Значительный вклад в развитие данной идеи внёс советский психолог Б. М. Теплов. В своей статье он писал: «При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия “способность”… способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей» [21]. Таким образом был зафиксирован один из важных показателей одарённости – успешность деятельности. При этом акцентируется внимание на том, что сам процесс деятельности порождает и развивает способности, а не наоборот. Благодаря этому утверждению абстрактное понятие «одарённость» преобразовалось в прикладное, имеющее прямую зависимость от процесса и результата, отличающихся своей исключительностью: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».

В 1996 году благодаря президентской программе «Дети России» в нашей стране начался качественно новый период развития проблемы одарённости. Делом государственной важности стало создание благоприятных условий для выстраивания единой системы по сопровождению талантов. Подпрограмма «Одарённые дети» получила своё научное обоснование благодаря труду команды педагогов и психологов под руководством Дианы Борисовны Богоявленской «Рабочая концепция одарённости». Это первая в России наиболее полная теоретическая база для работы с одарёнными детьми, которая объединила в себе достижения мировой науки по данному вопросу. Ключевая мысль документа заключается в том, что одарённость является не статичной, а изменчивой характеристикой психики. Она включает в себя и врождённую предрасположенность, и потенциал, и влияние среды. Но основным и наиболее значимым фактором для развития одарённости утверждается именно воздействие среды, а точнее, искусственной её части – обучения и воспитания. При этом от качества образования напрямую зависит и степень выраженности одарённости.

Авторы «Рабочей концепции одарённости» под руководством Д. Б. Богоявленской предлагают следующее определение: одарённость – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [22].

Также впервые выводится в разряд значимых мотивационный аспект деятельности. Такие качества личности, как целеустремлённость, увлечённость, воля, настойчивость, решительность и устойчивость интересов, играют далеко не последнюю роль в достижении выдающихся результатов. Считается, что успех в деятельности достигается гораздо легче, если ребёнок искренне заинтересован не столько в результате, сколько в самом процессе познания.

В ходе анализа различных подходов и концепций одарённости выяснилось, что в качестве единого мнения признаётся:

1. Одарённость – это комбинация свойств личности человека.

2. Тесная связь между способностями и одарённостью: способности есть предиктор одарённости.

2. Системный характер феномена одарённости: данное явление состоит из множества взаимосвязанных факторов, то есть по сути своей должно обладать определённой структурой, в которой все элементы взаимодействуют для выполнения какой-либо функции (цели).

Нынешний этап развития проблемы одарённости сложен тем, что разработано достаточно много теорий и концепций, объясняющих как происхождение, так и развитие феномена одарённости. При этом согласия в психолого-педагогическом сообществе так и не достигнуто. До сих пор ведутся споры о существовании одарённости как таковой. Некоторые исследователи утверждают, что одарённость – это не что иное, как высокий уровень развития способностей, и в отдельном термине не нуждается. Также неопределенность существует и в статистическом представлении отношения количества одарённых детей к количеству нормотипичных. В среднем, по разным данным, одарёнными признают от 1% до 25% всех людей. Данная проблема обусловливается исключительно отсутствием чёткого понимания и разграничения «одарённый» и «неодарённый».

Сегодня на уровне государства разработана единая система по сопровождению и развитию детской одарённости. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) основывается на следующем утверждении: «Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость» [23]. Основными регулирующими документами являются следующие:

‒     Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" [24[;

‒     Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» (с изменениями от 27.05.2020) [25].

‒     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (зарегистрирован 17.08.2022 г. № 69675) [26].

‒     Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», утверждённый на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года № 16 [27].

‒     Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р [28].

‒     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2023 № 649 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/24 учебный год» [29].

‒     Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.08.2023 № 823 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год» [30].

Основным инструментом в работе с одарёнными детьми на данный момент является федеральный проект «Успех каждого ребёнка». Он реализуется во всех субъектах нашей страны и является ориентиром для развития единой системы сопровождения талантов. В рамках проекта ведётся работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребёнка и ранней профориентации обучающихся. Данный проект акцентирует внимание на уникальности каждого конкретного ребёнка и его индивидуальных потребностях в обучении. Концепция призвана раскрыть и приумножить способности детей посредством дополнительного образования.

В современных исследованиях рассматривается сущность понятия «одаренность», выделяются виды одаренности. Е. М. Хлесткина, рассматривая одаренность личности как научно-педагогическую проблему, говорит, что одаренные дети – это те, у которых в раннем возрасте выявляются способности к выполнению определенных видов деятельности [31]. О. Ф. Григорьева в своей монографии рассматривает вопросы условий развития одаренных детей, психологические и общие особенности одаренных детей [32]. Современные исследования И. А. Бородиной посвящены вопросам интеллектуальной одаренности [33].

Проблема одаренности остается одной из важных тем зарубежного научного дискурса. Тематика охватывает преимущественно вопросы, связанные с детской одаренностью. Ведущими странами, проявляющими интерес к данной тематике как перспективному направлению приложения усилий, являются преимущественно развивающиеся страны. О. Д. Федотова отмечает, что наблюдается тенденция к снижению интереса по вопросам, связанным с теоретическим оформлением концептуализации педагогики одаренности [34].

В последнем зарубежном обзоре исследования одаренных детей, опубликованном в ежегодном издании АРА [35], рассматриваются самые разные особенности развития одаренных детей. Так, Дэвид Майерс рассматривает особенности развития одаренных детей, такие как феноменальная рабочая память [36]. Джоан М. Рутзац отмечает, что у многих одарённых детей часто отмечается чрезвычайно развитая рабочая память, что может быть одной из причин повышенной успешности и повышенной скорости их обучения [37]. Л. Гулова и С. Стржелец отмечают сниженный социальный интеллект, когда необходимо учитывать не только познавательное развитие одаренного ребенка, но и его социальное развитие [38]. Э. Климецкая описывает противоречивые особенности семейного воспитания, отношение родителей к одарённости ребенка [39].

Серьезные споры вызывает проблема выделения одарённых детей в отдельную группу и создания для них специальных образовательных условий. В демократическом обществе, считает И. Нинков, не должна существовать меритократия [40]. Кроме того, в настоящее время широко обсуждаются вопросы, связанные с идентификацией одаренности, методами и способами обучения одарённых детей, связью одарённости со школьной успеваемостью и многие другие проблемы. В связи с этим вызывает интерес исследование фрнцузских ученых, которые провели оценку способностей к чтению одаренных детей по сравнению с нормативными данными типично развивающихся французских детей [41].

Таким образом, опираясь на проведённый анализ развития проблемы детской одарённости, рассмотрев различные исследования по данной проблеме и проанализировав устные опросы представителей школ, домов творчества, считаем возможным сделать следующие выводы:

1. Одарённость не является предопределённой характеристикой личности. Её развитие зависит главным образом от сочетания потенциальных возможностей, уровня образования, социальной среды и мотивационного фактора. Данное понимание позволяет уйти от дифференциации детей на «одарённых» и «обычных» и обратить особое внимание на создание условий для развития способностей каждого ребёнка.

2. Единого подхода к диагностике одарённости не существует. Тестовые методики не позволяют качественно оценить степень развития способностей. Нет ни однозначного понимания того, что именно считать одарённостью, ни соответствующих инструментов для её выявления, ни системы оценивания результатов работы с детьми, демонстрирующими выдающиеся способности.

3. Одарённость включает в себя не только интеллектуальный аспект. Наряду с ним важное значение имеет креативность, мотивация и реализация способностей в конкретной деятельности (по Теплову). Эти компоненты равнозначны для любого типа одарённости, независимо от сферы деятельности (художественной, музыкальной, физической, академической и других).

4. Современная школа нуждается в формировании системы работы с одарёнными детьми, позволяющей учесть их особенности и потребности.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологическую базу исследования составили системный и комплексный подходы. Для работы с одарёнными обучающимися необходимо учесть множество факторов, которые можно использовать в данных целях. В первую очередь должны быть выяснены актуальные и потенциальные возможности: педагогический состав, его компетентность и готовность повышать уровень квалификации; материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса, возможность дооснащения; контингент обучающихся, их опыт и интересы; особенности образовательной программы, перечень существующих программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, возможность их пересмотра; опыт сетевого взаимодействия и сотрудничества с образовательными, культурными и социальными учреждениями, возможности такого сотрудничества;  готовность руководства и педагогического состава к работе по развитию способностей обучающихся. Также необходимо проанализировать и учесть опыт других образовательных организаций в работе с одарёнными обучающимися, в том числе опыт общеобразовательных организаций, центров дополнительного образования и профессиональных образовательных организаций.

Принципы, в соответствии с которыми разрабатывается комплексный подход развития и сопровождения одаренности:

‒       долговременность – одарённость как динамическая характеристика личности требует длительной работы, которая не заканчивается на первом достижении обучаемого;

‒     практикоориентированность – обучение должно выстраиваться на основе реальных ситуаций, иметь практическую значимость в жизни обучаемого;

‒     добровольность – обучаемые должны иметь свободу выбора и пользоваться ей на своё усмотрение; учёт индивидуальных особенностей – обучение должно быть направлено на удовлетворение особых образовательных потребностей;

‒     инклюзивность – дети с ограниченными способностями здоровья имеют такой же потенциал к развитию способностей, как и все;

‒     включённость – к процессу работы должны быть привлечены все участники образовательного процесса: педагоги, родители, обучающиеся.

В ходе исследования были использованы тестовые методики Д. Векслера [42], тест креативности Торренса [43], методика «Твои способности» Г. В. Резапкиной [44], самооценка творческих способностей (Е. Туник) [45].

Для родителей и педагогов – методика «Карта одарённости» (А. И. Савенков) [46]. Результаты диагностики сравниваются с мнением родителей. Чем более согласованными окажутся ответы, тем точнее окажутся результаты.

Опытно-экспериментальная работа по реализации системы по развитию одаренности обучающихся проходила в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Ушьинская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ «Ушьинская СОШ») Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах. Общая численность родителей, прошедших опрос, – 51 человек, обучающихся – 130 человек, педагогов – 32 человека.

Результаты исследования / Research results

 

В данном исследовании мы исходим из точки зрения, что каждый обучающийся потенциально талантлив. Иными словами, внимание обращено не только на актуально одарённых детей, которые демонстрируют высокие результаты и уже имеют определённые достижения, а на всех, независимо от степени выраженности способностей. Стоит заметить, что здесь и далее будем иметь в виду выявление именно способностей как предиктора одарённости и их развитие, так как навешивание ярлыков «одарён» и «обычен» недопустимо с морально-этической точки зрения.

Результаты диагностики. Опрос педагогов (рис. 1–3):

Вопрос 1. Каких детей вы считаете одарёнными?

А) Детей с высокой академической успеваемостью (отличников и/или «хорошистов»).

Б) Детей, имеющих достижения в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т. д.).

В) Детей с оригинальным мышлением.

Г) Детей, имеющих собственные изобретения, открытия, патенты.

Д) Всех детей.

Е) Другое (пояснить).

 

Рис. 1. Результаты диагностики. Опрос педагогов. Вопрос 1

 

Вопрос 2. Сколько в нашей школе одарённых детей?

А) Все.

Б) Более 50%.

В) 25–50%.

Г) Менее 25%.

Д) Таких нет.

 

 

Рис. 2. Результаты диагностики. Опрос педагогов. Вопрос 2

 

Вопрос 3. От чего зависит одарённость?

А) От генетики и воспитания.

Б) От среды.

В) От уровня образования.

Г) От совокупности вышеперечисленных факторов.

Д) Другое (пояснить).

 

Рис. 3. Результаты диагностики. Опрос педагогов. Вопрос 3

 

Опрос педагогов показал, что большинство считает одарёнными детей, имеющих высокие академические достижения (в основном отличников, реже к одарённым относят и «хорошистов»). По количественному показателю педагоги считают, что одарённых детей значительно меньше 25% от всего числа обучающихся. По вопросу предопределяющих факторов педагоги склонны полагать, что одарённость зависит от совокупности генетики, воспитания, среды и уровня образования. Данный опрос показал, что педагоги подвержены распространённому мнению об исключительности одарённых детей и считают одарёнными академически успешных детей.

Был проведён первичный опрос родителей (рис. 4–7).

Вопрос 1. Ваш ребёнок посещает занятия внеурочной деятельности и/или дополнительного образования в школе или других образовательных, культурных, спортивных учреждениях?

А) Да, посещает.

Б) Нет, не посещает.

В) Посещает, но не постоянно, или часто меняет вид деятельности.

 

 

 

Рис. 4. Результаты диагностики. Опрос родителей. Вопрос 1

Вопрос 2. Если ребёнок посещает занятия, то соответствуют ли они интересам вашего ребёнка в полной мере?

А) Да, в полной мере.

Б) Да, но не в полной мере.

В) Нет, посещает, чтобы хоть чем-то себя занять.

 

 

 

Рис. 5. Результаты диагностики. Опрос родителей. Вопрос 2

 

Вопрос 3. Если ребёнок не посещает занятия, то по какой причине?

А) Ребёнок не проявляет интерес к чему-то конкретному.

Б) Высокая загруженность домашними заданиями и/или домашними обязанностями.

В) Занятия не удовлетворяют интересам ребёнка.

Г) Не удовлетворяют условия (неудобное расписание, далеко ходить и т. п.).

Д) Другое (пояснить).

 

 

Рис. 6. Результаты диагностики. Опрос родителей. Вопрос 3

 

Вопрос 4. Считаете ли вы своего ребёнка одарённым?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не одарённый, но очень способный.

 

 

 

Рис. 7. Результаты диагностики. Опрос родителей. Вопрос 4

 

Результат первичного опроса: больше половины родителей ответили, что их дети посещают занятия внеурочной деятельности и/или дополнительного образования. При этом часть этих детей часто меняет вид деятельности и не задерживается в одном объединении надолго. Большинство родителей отметили, что организованные в школе занятия не в полной мере отвечают потребностям их детей. Эту проблему было принято вынести на отдельное обсуждение на педагогическом совете. Самой распространённой причиной непосещения занятий явилось отсутствие интереса у ребёнка. На вопрос об идентификации ребёнка как одарённого 77% ответили отрицательно, однако большинство считают своего ребёнка способным.

Первичный опрос родителей помог выявить несколько проблем и наметить план действий. Пробные занятия, в ходе которых обучающиеся могли бы выбрать интересные для себя виды деятельности, проводились по разработанным программам по направлениям: декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, техническое творчество, экология (Волшебная палитра, Город мастеров, Творческая мастерская, Основы 3D-моделирования, Занимательная робототехника, Веб-дизайн, Вдохновение). 

Продолжительность каждого занятия составляла 40 минут (независимо от продолжительности стандартного занятия). Группы формировались по 7–15 человек в зависимости от специфики занятия. Удалось охватить 95% обучающихся 1–4-х классов и 90% 5–11-х классов. Некоторые дети отказались посещать занятия.

Главная цель – обеспечить условия для развития способностей каждого обучаемого, так как одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. По степени сформированности: актуальная, потенциальная, по форме проявления: явная и скрытая; по сфере деятельности: общая (интеллектуальная), творческая, лингвистическая, спортивная, музыкальная и т. д. Потенциально одарён каждый обучающийся, независимо от степени проявления способностей, состояния здоровья, социального статуса и других факторов

В общем виде схема разработки и внедрения комплексного подхода представлена на рис. 8. Основными этапами стали: выявление, развитие и сопровождение одарённых детей.

 

 

Рис. 8. Комплексный подход к работе с одарёнными обучающимися в технологическом образовании

 

Первый этап работы – выявление способностей обучавшихся (см. рис. 9). Чаще всего одарённость пытаются выявить с помощью тестовых методик. Но эффективная идентификация посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна – необходима комплексная диагностика в динамике. В данный комплекс мы включили наблюдение, тестовые методики, эксперимент, конкурсные мероприятия. Полученные результаты подверглись экспертной оценке, по итогам которой был пересмотрен перечень программ внеурочной деятельности и дополнительного образования с учётом выявленных интересов обучающихся.

 

 

Рис. 9. Выявление способностей обучающихся

 

Самый трудоёмкий и непредсказуемый этап работы с одарёнными обучающимися именно выявление потенциала. Основные проблемы связаны с многоаспектностью и сложностью самого феномена одарённости.

1. Этический аспект. Ярлыки «одарён» и «бездарен» не должны быть применимы ни к одному из обучающихся. Целью диагностики является не сам факт одарённости, а возможность её развития, то есть не результат, а процесс достижения результата. Выявляют способности обучающихся не для того, чтобы назвать кого-то гением, а чтобы помочь развить потенциал каждого.

2. Недостижимость идеальной цели. Выявление одарённости у обучающихся как самоцель – ошибка. Стоит понимать, что процесс определения одарённости порой носит субъективный характер. Причиной этого можно рассматривать отсутствие однозначных критериев для выявления одарённости. Выявить способности абсолютно у каждого из обучающихся невозможно ввиду многих обстоятельств.

3. То, когда и в какой степени проявятся способности обучающегося, исключительно индивидуально и зависит от совокупности различных факторов: наследственности, состояния здоровья, социальной среды, наличия поддержки со стороны авторитетных взрослых и других. Так, при недостаточности благоприятных условий для развития ребёнка его способности могут остаться незамеченными на протяжении всей жизни.

4. Разнообразие так называемых видов (сфер) одарённости. Общепризнанной классификации видов одарённости на данный момент не существует. Одарённость может проявляться в разных областях знаний и умений. Некоторые дети могут быть талантливыми в математике, другие – в искусстве, третьи – в спорте. Но не всегда легко определить, в какой области обучающийся наиболее одарён.

5. Проблема оценки уровня одарённости. Как правильно оценить уровень интеллекта или творческих способностей? Какие методы использовать? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми. Достаточно распространены тестовые, опросные и рисуночные методики по определению тех или иных способностей. Однако методики, которая с высокой точностью определит талант, не существует.

Все эти проблемы указывают на необходимость комплексного подхода к выявлению одарённости. Обязательные, базовые условия, без которых процесс детекции способностей не может считаться полноценным, опишем ниже.

– Квалифицированные, мотивированные педагоги с высоким уровнем эмоционального интеллекта. В условиях школы именно педагог имеет определяющую роль в образовании ребёнка. Ставить нестандартные задачи перед обучающимися, замечать нетипичные способы их решения, развивать критическое мышление, чувствовать каждого ребёнка – непростые задачи, стоящие перед учителем. 

– Всесторонняя оценка способностей обучающихся. Существуют различные тесты и методики, позволяющие определить уровень интеллекта и креативности. Это действительно важная составляющая диагностики, но не главная. Определяющим в выявлении одарённости можно считать практическую деятельность, а её начальным этапом – наблюдение. Для этого целесообразно вводить и чередовать как можно больше разновидностей практических занятий в увлекательной форме и наблюдать за их ходом. Обучающийся, погружённый в интересующую его деятельность, преображается. Он начинает творить. Роль педагога заключается в подборе видов деятельности, способов их проведения и контроле за эмоциональным откликом. Здесь стоит учитывать личностные качества обучающегося: мотивацию, уверенность в себе, ответственность и самостоятельность. Личностные качества играют важную роль в развитии одарённости, поскольку они помогают преодолевать трудности и достигать поставленных целей.

– Создание условий для всестороннего развития обучающегося. Исходя из того что талант проявляется в действиях, необходимо создать ситуацию, в которой эти действия могут произойти. В условиях только лишь стандартных школьных уроков невозможно охватить всё разнообразие возможных интересов. Возникает потребность в дополнительных занятиях. Современная школа предоставляет возможность искать и находить увлечение, удовлетворяющее индивидуальные потребности посредством внеурочной деятельности, дополнительного образования, конкурсов, соревнований, олимпиад.

– Благоприятный психологический климат. Важно помнить, что успех приходит тогда, когда обучающийся получает удовольствие от того, что делает. Данное условие невозможно в ситуациях, когда ему угрожает физическая или психологическая опасность. Буллинг в школе, моральное давление дома, груз ответственности – всё это тормозит процесс развития таланта.

Комплексный подход в выявлении одарённости в условиях современного образования – это сложный процесс, который требует учёта многих факторов и условий. Он направлен на создание благоприятной среды для обучения и развития всех обучающихся. Для разработки такого подхода рассмотрим основные существующие методы диагностики одарённости.

Наблюдение. Самый простой и распространённый способ. По характеру деятельности, по скорости, по способам можно понять, к чему у обучающегося есть способности. В данном случае наиболее показательной будет именно та деятельность, к которой склонен сам обучающийся, а не та, которая навязана против желания.

Наблюдение должно быть продолжительным во времени и производиться всеми участниками образовательного процесса: и родителями, и педагогами, и самим обучающимся. Оценивать результаты наблюдения должны сами наблюдатели. Выводы фиксируются и передаются экспертам для интерпретации (подробнее об экспертной оценке далее).

Психологические исследования. Как и другие методы, не может применяться обособленно. Тем не менее это неотъемлемая часть процесса выявления одарённости. Здесь важный фактор – компетентность специалиста, выполняющего исследования. Помимо стандартных диагностических методик должны применяться и тренинговые, организованные в реальных, а не искусственных ситуациях.

Тестовые методики. Подбор тестовых методик напрямую зависит от преследуемой цели. Для определения уровня интеллекта применяются одни методики, для выявления креативности – другие. В данном случае очень важна валидность и соответствие возрасту. Решение тестов не должно занимать много времени, так как снижается концентрация внимания и, соответственно, достоверность ответов. А учитывая «клиповость» мышления современных школьников, целесообразно проводить компьютеризированную диагностику. Однако интерпретация результатов должна производиться человеком, а не машиной.

Эксперимент. В случае с выявлением одарённости контролируемый, но непредсказуемый эксперимент актуален в условиях различных объединений по интересам. Будь то спортивные секции, творческие студии или технологические кружки – все они направлены на организацию деятельности. А, как было сказано ранее, способности рождаются и развиваются исключительно в процессе деятельности. Руководитель объединения может создавать вполне естественные проблемные ситуации, наблюдать за процессом их решения и делать соответствующие выводы. В качестве краткосрочного эксперимента могут использоваться различные образовательные, культурные и творческие события: предметные недели, КТД, концерты, ярмарки и т. д.

Выявление одарённости посредством конкурсных мероприятий. Данный способ, несмотря на значительные недостатки, может рассматриваться как часть общей системы по выявлению одарённых обучающихся, так как имеет понятный механизм действия. Конкурсные мероприятия мотивируют всех участников образовательного процесса. Обучающийся заинтересован в пополнении портфолио серьёзными достижениями, в дополнительных баллах для поступления; родители рады достижениям своего ребёнка; образовательные организации повышают свой рейтинг. Для фиксации достижений может быть использована таблица результативности, выраженная в баллах. Баллы должны отражать уровень самого мероприятия (местный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный) и результат (участие, 1–3-е места).

Экспертная оценка. Данный способ завершает логику процесса выявления одарённости. Он основывается на анализе итогов наблюдения, диагностических материалов, продуктов деятельности и результатов конкурсных мероприятий экспертами (группой экспертов). В качестве экспертов могут выступать педагоги и психологи, непосредственно контактирующие с ребёнком. Исключением является экспертная оценка продуктов деятельности. Например, оценить художественные данные обучающегося по его картине может профессиональный художник. Однако его точка зрения должна являться лишь частью общего мнения педагогов, работающих с данным обучающимся. Цель экспертной оценки не в констатации факта «одарён» или «посредственен», а в определении дальнейшего пути развития обучающегося.

Итак, основные принципы выявления одарённости:

‒     комплексный характер – необходим методический инструментарий из сочетания различных методик, направленных на всестороннее исследование особенностей личности обучающегося;

‒     продолжительность во времени – исследования должны не только выявить способности, но и прослеживать их в динамике;

‒     учёт мнения всех сторон образовательного процесса – обучающегося, родителей, педагогов;

‒     особое внимание на зону ближайшего развития – необходимо выявить не только актуально одарённых обучающихся, но и потенциал тех, кто по какой-либо причине не демонстрирует свои способности.

В соответствии с рассмотренными условиями и требованиями к выявлению одарённости был составлен алгоритм работы и распределены роли (табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм работы и распределение ролей

 

Этап

Участники

Период

Наблюдение

Дети, родители, педагоги

Первичное – апрель 2023 года, далее в течение всего периода

Тестовые методики (в том числе психологические исследования)

Дети, родители, педагоги

Первичные – апрель 2023 года, далее в начале и конце экспериментального учебного года

Эксперимент

Дети, педагоги

Апрель – май 2023 года

Конкурсные мероприятия

Дети

Анализ результативности прошлых лет – апрель 2023 года, далее в течение всего периода

Экспертная оценка

Экспертный совет

Первичная – май 2023 года, далее по мере поступления результатов, но не реже одного раза в полугодие

 

Так как одарённость и способности проявляются и развиваются лишь в процессе непосредственной деятельности, важно вовремя заметить интерес ребёнка и направить его в ту деятельность, которая поможет ему развиваться

Апробация комплексного подхода проводилась в виде образовательного события «Фестиваль талантов», цель которого была организовать условия деятельности обучающихся для выявления способностей к техническому творчеству, художественному и декоративно-прикладному искусству, интереса к природоохранной деятельности. Фестиваль проходил в МКОУ «Ушьинская СОШ» в апреле – мае 2023 года в виде мастер-классов формата «дети – детям». В разработке мастер-классов инициативу проявили 23 обучающихся. Все из них использовали возможность посетить мастер-классы друг друга. Количество обучающихся, посетивших минимум один мастер-класс, составило 81 человек (74% от общего количества обучающихся).

В течение 2 недель было проведено 13 мастер-классов, организованных обучающимися: 6 мастер-классов в направлении декоративно-прикладного творчества, 2 – изобразительного искусства, 3 – технического творчества, 2 – экологическом направлении (см. табл. 2). Все мастер-классы проводились 2–3 раза, так как количество желающих принять участие превышало заложенную организаторами вместимость группы (по 5 человек).


Таблица 2

Список проведённых мастер-классов

 

Направление

Мастер-класс

Кол-во участников

Декоративно-прикладное творчество

Выжигание по дереву

10

Ковровая вышивка

10

Тряпичная кукла своими руками

10

Магнит на холодильник из глины

10

Цветы из фоамирана и гофрированной бумаги

15

Открытка своими руками

10

Изобразительное искусство

Роспись по ткани

15

Рисуем пейзаж простым карандашом

10

Техническое творчество

Конструирование робота

15

3D-моделирование для чайников

10

Создание онлайн-игры

10

Экология

Высадка рассады

10

Переделка старых джинсов

15

 

Результаты эксперимента показали заинтересованность обучающихся в развитии всех направлений технологического образования. Обучающиеся, разрабатывавшие мастер-классы, проявили не только специальные, но и организационные способности.

 

Заключение / Conclusion

 

В ходе всего эксперимента ответственные педагоги наблюдали за деятельностью обучающихся. В случае неопределённости помогали выбрать подходящий ему вид деятельности (на основании предыдущих видов диагностики). В спорных ситуациях предлагали обучающимся выбрать иные роли или помогали справиться с текущими. Выводы делаются исходя из того, как обучаемый проявляет себя в групповой работе, нравится ли ему текущий вид деятельности.

Проводился анализ результативности участия в конкурсных мероприятиях прошлых лет для определения тех видов деятельности, в которых обучаемый имеет достижения. В дальнейшем руководителям внеурочной деятельности и дополнительного образования необходимо привлекать к участию в конкурсных мероприятиях своей направленности (при наличия такого стремления у самого обучаемого).

Анализ участия в конкурсных мероприятиях. Были проанализированы результаты участия обучающихся в конкурсных мероприятиях технологической направленности. Для оценки данного показателя результаты участия переводились в баллы. Количество баллов зависит от уровня мероприятия и результата (см. табл. 3).

Данные заносятся в личную карточку обучающегося с целью дальнейшей диагностики динамики развития способностей.

Итоги всех видов диагностики должны быть рассмотрены экспертным советом, состоящим из педагогов, непосредственно работающих с развитием детских способностей, педагога-психолога и представителя администрации школы.  Результатом экспертной оценки должна стать рекомендация по выбору видов деятельности (кружков, секций, объединений), в которой обучающийся получит возможность развития своих способностей. Это может быть как имеющаяся в школе программа внеурочной деятельности и дополнительного образования, так и дистанционная программа в рамках сетевого взаимодействия или другая программа, доступная в иных учреждениях.

Таблица 3

Критерии оценивания достижений

Уровень мероприятия

Результат

Количество баллов

Школьный

1-е место

4

2-е место

3

3-е место

2

Участие

1

Муниципальный

1-е место

7

2-е место

6

3-е место

5

Участие

4

Региональный

1-е место

10

2-е место

9

3-е место

8

Участие

7

Всероссийский

1-е место

13

2-е место

12

3-е место

11

Участие

10

Международный

1-е место

16

2-е место

15

3-е место

14

Участие

13

 

С целью обеспечения максимального охвата школьников разноплановыми направлениями развития были созданы и успешно функционируют программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, указанные в табл. 4.

Таблица 4

Реализация потенциала обучающихся посредством дополнительного образования
и внеурочной деятельности

 

Направленность

Деятельность

Классы

 

Реализация творческого потенциала

 

Техническое творчество

ДО «Занимательная робототехника»

2–5

ДО «Программирование»

5–9

ДО «Основы 3D-моделирования»

6–11

 

Декоративно-прикладное творчество

ДО «Азбука рукоделия»

1–4

ДО «Вдохновение»

5–8

ВД «Город мастеров»

7–8

ВД «Творческая мастерская»

10–11

ЭК «Творчество и дизайн»

10–11

 

В процессе занятий по программам педагоги имеют возможность выделять детей, которые нестандартно подходят к решению возникающих задач, их результатами и реакцией обучающихся [47]. На основании результатов деятельности – наличие нестандартных подходов. В условиях школы крайне важно давать возможность детям развиваться в соответствии с личными желаниями и способностями. Для этого необходимо выстраивать систему по сопровождению одарённых детей в различных сферах деятельности.

Итоги всех видов диагностики были рассмотрены экспертным советом, состоящим из педагогов, непосредственно работающих с развитием способностей обучаемых, педагога-психолога и представителя администрации (МКОУ «Ушьинская СОШ»). Результатом экспертной оценки стали рекомендации по выбору видов деятельности (кружков, секций, объединений), в которой обучающийся получит возможность развития своих способностей. Это может быть как имеющаяся в школе программа внеурочной деятельности и дополнительного образования, так и дистанционная программа в рамках сетевого взаимодействия или другая программа, доступная в иных учреждениях. По итогам апробации было принято решение признать комплексный подход развития и сопровождения одаренности эффективным и внедрить его на постоянной основе.