Full text

Введение / Introduction

 

«Сегодня – дети, завтра – народ» – эта фраза классика литературы С. В. Михалкова точно отражает актуальность обсуждения вопросов современного воспитания.  Какой мы воспитаем сегодня молодежь, такое общество получим в будущем.

Одним из основных показателей, формирующим мощь государства, является народ, население. А один из показателей высокого качества населения страны – трезвость общества. И не та трезвость, которую называют здравомыслием, хотя это тоже очень важное качество. Мы говорим о трезвости обычной, то есть о естественном состоянии человека, семьи и общества, свободных от любых интоксикантных зависимостей [1]. Но сегодня алкоголь стал просто «гвоздем социализации», показателем стиля.

Современные исследования ученых постоянно подтверждают отрицательное влияние алкоголя на здоровье человека. Так, учёные из Великобритании Р. Шутте, Л. Смит, Г. Ваннамети пишут о связи алкоголя и сердечно-сосудистого риска [2]. Группа китайских исследователей выявляет связь алкоголя с риском инсульта [3]. Другая группа китайских ученых фиксирует изменение состава, метаболизма и путей развития сердечно-сосудистых заболеваний в микробиоте кишечника [4]. Американские исследователи Холмс Фейт, Люк Херхенрёдер и другие пишут о пагубном влиянии алкоголя на студентов колледжей [5]. Риски и последствия употребления алкоголя подростками в Тринидаде и Тобаго описывает Джессика Эванджелин Эммануэль Джанаган [6]. Б. Переда, Н. Калуда-Пердью, С. Леви и другие изучают последствия родительского разрешения употреблять алкоголь во время подросткового возраста и приходят к выводу, что это приводит к увеличению частоты и количества употребления алкоголя [7].

Российские исследователи также обращают внимание на негативное воздействие алкоголя. Так, Н. Ю. Кругликов, Е. А. Краснова, М. А. Ананьева анализируют влияние алкогольных изделий на успеваемость, устанавливают, что употребление алкоголя приводит к снижению нормального функционирования умственной работоспособности, и обоснованно считают, что данное явление – это острая социальная проблема, требующая изучения для создания эффективных профилактических программ [8]. В. А. Буданова, М. А. Вакин, И. В. Кочеткова, проводя опрос среди студентов, выявляют, что из 100% опрошенных студентов употребляют спиртные изделия 80,1%, что не может не вызывать тревогу [9]. Группа ученых (А. Б. Мулик и соавт.), исследуя фенотипический портрет потребителей алкоголя и табака в среде студенческой молодежи, делают вывод, что для этой группы студентов характерной чертой является спонтанная агрессивность и деструктивность [10].

Иными словами, ученые со всех уголков мира бьют тревогу о распространении деструктивного проалкогольного и пронаркатического поведения молодежи, называя это прямо: эпидемией.

А в это же время заинтересованные силы постоянно продвигают проалкогольные образцы поведения довольно успешно и активно, даже используя спорт. Так, например, в книге по социологии спорта «По тонкому льду: продвижение алкоголя средствами спорта» приводятся красноречивые примеры внедрения алкоголя в сферу организации спорта в США, Бразилии, Австралии, Франции, Швеции, Новой Зеландии и Японии [11].

Не менее плодотворно продвигается проалкогольный образ жизни и в нашей стране. Интернет изобилует контентом о правильном позиционировании алкогольных товаров, создании уникального имиджа алкогольного бренда, о выборе целевой аудитории, о различных рекламных стратегиях для продвижения алкогольной продукции в СМИ и многом другом. Выпускаются книги, буклеты, журналы, например «Маркетинг», «Империя вкуса», «Водка РУ» и пр. Достаточно часто встречаются статьи, претендующие на научность, которые откровенно продвигают алкоголь. Например, А. О. Веллер призывает алкогольных производителей использовать для продвижения товара ложные ненаучные утверждения о вине «как части здорового образа жизни, а не как вредного и запрещенного продукта» [12]. А В. С. Матвеев и К. С. Агеева рекомендуют студентам наслаждаться вином и сочетать его с физическими нагрузками [13].

Есть, конечно, современные исследователи, уделяющие внимание вопросам формирования и продвижения здорового образа жизни в молодежной среде. Например, канадский ученый Адам Шимански пишет о зарождающейся тенденции к трезвому образу жизни в канадской культуре [14]. Группа американских учёных (К. Р. Гальярдо и соавт.) исследует возможности реабилитационных центров, помогающих людям с синдромом отмены опиоидов [15]. Отечественные исследователи также не остаются в стороне от изучения возможности установления и сохранения трезвости. Так, В. В. Касьянов, П. С. Самыгин, А. К. Манучарян в своей работе подчеркивают важнейшую задачу политики современного российского государства – продвижение здорового образа жизни [16]. А. А. Шишкин и П. С. Самыгин анализируют основные проблемы и перспективы реализации пропаганды здорового образа жизни молодежи и предлагают усилить пропаганду сокращения потребления алкоголя, табака, а также иных форм потребления никотина и рекомендуют для достижения этой цели создавать телевизионные и радиопрограммы, документальные фильмы, интернет-сайты, направленные на пропаганду здорового образа жизни, физической культуры, спорта и здорового питания [17].

Но пока наши исследователи только предлагают использовать СМИ для пропаганды здорового образа жизни, производители алкогольных ядов и пропагандисты проалкогольного поведения полностью захватили эту информационную территорию. Так, сегодня очень трудно, например, найти фильмы без алкогольных сцен, хотя реклама алкоголя и табака у нас запрещена. Согласно ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о важности алкогольной продукции в достижении общественного признания, профессионального и иного успеха, а также в улучшении физического или эмоционального состояния [18]. Но красочные картины, сцены с алкоголем и табаком в фильмах продвигают противоположную точку зрения: спортивная победа – кубок с шампанским, новое звание – звездочки в водке, важные переговоры – дорогой коньяк, студенческая вечеринка – пиво т. д. и т. п. И такие сцены присутствуют даже в мультфильмах, детских книжках: крокодил Гена с трубкой, пираты с ромом, Волк и Заяц с сидром... Алкогольные бренды продвигаются на спортивных соревнованиях и различных шоу. И всё это ярко, красочно, талантливо, креативно.

У людей, продвигающих проалкогольное мировоззрение, есть, кроме финансового источника, определенная эффективная стратегия приобщения людей к самоотравлению ядами: алкоголем, табаком, вейпами и прочими интоксикантами. И, как мы можем наблюдать, своей стратегической цели они достигают: возраст первого приобщения к алкоголю и табаку постоянно снижается и достиг уже семи лет.

Педагоги, в свою очередь, должны противостоять тотальному навязыванию проалкогольного поведения школьникам и студентам. Но противостоять грамотно и педагогически выверенно.

У нас, конечно, разработаны и утверждены различные стратегии, концепции, методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ. Но в этих основополагающих документах слово «трезвость» даже не встречается. И, как 100 лет назад, основанием для их разработки является медицинский подход: необходимо рассказывать о разрушающих последствиях употребления алкоголя и табака. Дети, подростки, молодежь должны впечатлиться, испугаться и больше не прикасаться к интоксикантам: алкоголю, табаку и пр. Но это так не работает – доказано всем предшествующим опытом профилактики.

Довольно часто можно услышать от специалистов, занимающихся разработками программ здорового образа жизни, идею о необходимости формирования моды на трезвый образ жизни, и некоторые называют ее даже педагогической стратегией. Фраза «Нужно формировать в обществе моду на трезвый образ жизни», как заклинание, бездумно повторяется в научных и публицистических статьях на тему трезвости, здорового образа жизни, алкоголизма, в методических рекомендациях и разработках.

Несомненно, в обществе созревают условия для осознанной трезвости. Но использовать такие популистские лозунги в педагогике мы считаем недопустимым. Особенно это вредно в деле воспитания трезвого мировоззрения молодежи, когда идею формирования моды на трезвый образ жизни называют педагогической стратегией.

Напомним, что педагогическая стратегия характеризуется наличием плана действий, выбором педагогических методов для достижения определенного результата, проникновением в сущность явлений, установлением причинно-следственных связей. Кроме того, значимыми характеристиками педагогической стратегии являются устойчивость, последовательность и постоянное соотнесение с заявленными целями.

Если проанализировать деятельность производителей и распространителей алкоголя и табака, то мы будем вынуждены признать, что у тех, кто занимается производством и продажей интоксикантов (алкоголя и табака и др.), есть проверенная временем и подкрепленная законами эффективная стратегия приобщения подростков и молодежи к алкоголю и табаку. Проалкогольная стратегия содержит набор соответствующих действий, направленных на достижение определенного результата. Цель в качестве стратегического ориентира – прибыль. Средства, методы, приемы ее достижения – пропаганда, реклама, фильмы, журналы и т. п. Это всё задействуется для привлечения и воспитания всё новых и новых потребителей алкогольных и табачных ядов. Надо заметить, что основанием данной стратегии является теория культурного и умеренного пития. Именно она направлена на передачу образцов проалкогольного поведения от поколения к поколению: «пить надо в меру», «алкоголь пить надо качественный», «пить надо в красивой и культурной обстановке». Таким образом, можно констатировать тот факт, что проалкогольная стратегия существует.  И реализуется эта стратегия постоянно, последовательно, достигая своей цели: получение прибыли за счет увеличения продаж и приобщения новых потребителей отравы. 

А вот такой же эффективной стратегии формирования трезвого мировоззрения у нас пока нет. Профилактические мероприятия на этом фоне выглядят блёкло и бедно. Нет системы в подобной работе, не заявляется стратегическая цель – формирование трезвого мировоззрения. И еще есть имитационные действия, так называемая «мода на трезвый образ жизни». Чтобы аргументировать свою точку зрения, обратимся к пониманию сущности таких феноменов, как «трезвость» и «мода».

 

Обзор литературы / Literature review

 

Анализ эшелона научных публикаций убеждает, что для современной моды характерна нейтральная или положительная коннотация этого понятия. Но существует немало научных трудов, вскрывающих негативные стороны данного явления.  Еще Ж. Лабрюйер, А. Смит в своих работах говорили о таких качествах моды, как подражательность, цикличность, отсутствие внутренней цели [19]. И. Кант одним из первых описал моду как философско-социальный объект в своей работе «О вкусе, отвечающем моде». В этом сочинении он достаточно нелицеприятно, но точно высказался о сущности моды, назвав ее подражанием в стремлении казаться не менее значительным, чем другие, не принимая во внимание какую-либо пользу. Кроме того, он отнес моду к «рубрике глупости», акцентируя внимание на некотором принуждении, поскольку человек поступает в рабскую зависимость исключительно от примера, который предлагает общество [20]. Известный французский литературовед, культуролог, критик, писатель-эссеист Ролан Барт считал, что мода не приемлет содержания, но приемлет формы [21], то есть человеку, считающему себя модным, не важна конфета, важен фантик. А В. И. Даль определял моду как временную, изменчивую прихоть [22]. 

Сегодня четкого общепринятого определение понятия «мода» не существует. В общеупотребительном значении, как считают А. А. Жилина и С. М. Моор, под модой обычно понимается временное господство определенного стиля в какой-либо сфере жизни [23]. Д. К. Безнюк мыслит модой непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, «в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей… внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время» [24]. В. А. Поплёвина же полагает модой форму социальной регуляции поведения человека и механизмом, который помогает человеку приспосабливаться к меняющемуся миру через приобщение его к определенной системе норм и ценностей и внедрение в образ жизни новых форм поведения и новых культурных образцов [25]. Л. В. Усова в своей работе констатирует, что мода, являясь частью системы, подвергается постоянным изменениям и усложнениям [26].

Педагогов тоже интересует тема моды. Так, Е. Ю. Новикова и В. А. Петровский, исследуя использование механизмов моды в педагогической практике, делают вывод о том, что человек, постоянно следующий за веяниями моды, зависим. Авторы считают, что слепое следование моде «может привести в мир мнимых, фальшивых ценностей, способствовать возникновению негативных явлений» [27]. Р. Е. Пономарев рассматривает вопросы о влиянии модного процесса на образовательное пространство, на изменения, происходящие в нем, и приходит к выводу, что ориентир для подражания – это не всегда модный ориентир [28]. Анализу некоторых негативных проявлений модных тенденций в педагогической действительности посвящена работа Н. И. Алмазовой, Н. В. Поповой, О. Д. Шипуновой, А. В. Кузьминой [29].

Д. С. Кошелева, исследуя моду как феномен современной европейской культуры, отмечает, что иррациональность в моде заключается в ее непостоянстве и сложностях, возникающих при попытке объяснить появление новой моды [30].

Поскольку мода имеет междисциплинарный характер, то она становится объектом исследования в разных областях знания: философии, социологии, экономики, политологии, истории, психологии, педагогики. Так, социологи считают моду средством внедрения новых социокультурных норм, психологи говорят о подражательстве как главной характеристике этого явления. Для экономистов ведущая идея моды – стремление к обновлению, а специалисты в области искусства считают моду эстетическим идеалом. Но видимый результат фиксируется один, как считает Т. Б. Норбоева, – массовое увлечение новой вещью или идеей [31]. Таким образом, социальная жизнь людей развивает моду как «общественную потребность», по словам М. Г. Шаргиной [32].

Но не всегда сформированная потребность полезная и нужная. В наше время, как, впрочем, и прошлом, не спрос рождает предложение, а, как писал Карл Маркс, предложение силой берет спрос [33], что мы и можем наблюдать на примере алкогольной индустрии и индустрии моды. И задача педагога – научить обучающихся различению: что есть полезного для них в этом предложении, а что несет выгоду только предлагающему. Поэтому педагогам, прежде чем доносить идею о «моде на трезвый образ жизни» до обучающихся, необходимо изучить вопрос всесторонне, проанализировать возможности или невозможности использования данного материала, оказывающего влияние на формирование человека. И если в этом есть отрицательные моменты, стоит задуматься, стоит ли его использовать.

Мы считаем, что формирование трезвого мировоззрения должно стать целенаправленным управляемым процессом. Как любой педагогический процесс, он должен сопровождаться подготовленными педагогами, которые могут критически подходить к выбору приемов, методов и технологий обучения трезвости.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В исследовании были использованы теоретические методы: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение. Для научного обоснования мы использовали метод категориально-системной методологии теории динамических информационных систем: ряд информационных критериев – РИК. Данный метод разработан В. И. Разумовым [34] и усовершенствован Г. Д. Боуш [35]. Этот метод используется в разных областях науки для детализации знаний об объекте и построения типологии, отражающей его видовое разнообразие.

Поскольку метод удобен для осуществления комплексного моделирования объекта, закономерно, что в педагогике он стал достаточно востребован. Так, М. Р. Ванягина рассматривает иноязычное обучение в высшей военной школе и получает его модели, используя данный метод [36]. А. В. Васильева разрабатывает типологизированную модель интерактивного обучения русскому языку как иностранному в вузе [37]. Н. А. Маркова представляет типологическую модель организации адаптационного обучения в техническом вузе [38]. Н. В. Айхель предлагает типологическую модель познавательных умений [39].

Мы посчитали, опираясь на педагогический опыт вышеприведенных авторов, возможным использовать данный научный метод как для выяснения сущности категории «мода», так и для критического анализа пользы внедрения «моды на трезвость» с педагогической точки зрения. Поскольку категорию «трезвость» мы исследовали ранее, в данной статье мы лишь коротко приведем свои результаты [40].

 

Результаты исследования / Research results

 

Основной термин, содержание которого мы уточняем в рамках данного исследования, – это «мода». Мы рассматриваем в нашем исследовании моду как сложный объект. А любой сложный объект и его развитие можно представить как совокупность информационных критериев. Каждый критерий выражает какую-то одну из качественных характеристик объекта и включается в определенный ряд информационных критериев. Ряды сформированы на заданных принципах. Последовательность информационных критериев предполагает эволюционное усложнение объекта. Так, каждое последующее качество, обладающее более сложной системной организацией, в сравнении с предыдущим, включает в свой состав предшествующий ИК. В целом конструкция строится относительно последнего в ряду ИК.

Чаще термин «мода» используют в отношении одежды. Но мы будем рассматривать понятие моды не с точки зрения способа презентации человека в обществе, а как способ бытования явления в культуре.

В соответствии с алгоритмом метода мы провели следующие операции.

На первом этапе мы выявили сущностные характеристики объекта «мода».

На втором этапе составили типологическую модель объекта «мода».

Третий этап состоял из анализа полученных результатов и их оценки на соответствие гипотезе данной работы.

Следуя алгоритму метода РИК, выделили фундаментальные качества категории «мода»:

1. Искусственность.

2. Подражательность.

3. Демонстративность.

4. Иррациональность

5. Цикличность.

6. Релятивизм.

Используя выявленные информационные критерии, построили генетическую типологию объекта «мода» (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

7 мода

6 релятивизм

5 цикличность

 

 

 

 

7 мода

5 цикличность

4 иррациональность

7 мода

6 релятивизм

4 иррациональность

 

 

 

7 мода

4 иррациональность

3 демонстративность

7 мода

5 цикличность

3 демонстративность

7 мода

6 релятивизм

3 демонстративность

 

 

7 мода

3 демонстративность

2 подражательность

7 мода

4 иррациональность

2 подражательность

7 мода

5 цикличность

2 подражательность

7 мода

6 релятивизм

2 подражательность

 

7 мода

2 подражательность

1 искусственность

7 мода

3 демонстративность

1 искусственность

7 мода

4 иррациональность

1 искусственность

7 мода

5 цикличность

 1 искусственность

7 мода

6 релятивизм

1 искусственность

7 мода

1 искусственность

0

7 мода

2 подражательность

0

7 мода

3 демонстративность

0

7 мода

4 иррациональность 0

7 мода

5 цикличность

0

7 мода

6 релятивизм

0

 

Рис. 1. Генетическая типология моды

 

Поясним каждый элементарный информационный критерий.

Нижний ряд (710–760) предлагаемой модели построен на простейших ключевых характеристиках объекта.

710 – искусственность – мода – это дело рук человеческих, результат намеренного человеческого производства, придуманное развлечение.

720 – подражательность – процесс подражания высшим слоям общества, кумирам.

730 – демонстративность – это демонстрация принадлежности к более высоким слоям общества, отражает социальную дифференциацию.

740 – иррациональность – это тщеславие, иллюзия значительности, которую призвана создавать мода.  Например, очень сложно объяснить с рациональной точки зрения моду на изменение костюма, нарушающее удобство и отвергающее практичность. Мода обращена прежде всего к эмоциям, а не к логике и здравому смыслу человека.

750 – цикличность – повторяемость, постоянное возвращение к исходному состоянию.

760 – релятивизм – быстрая смена форм, старение канонов и идеалов.

Обозначенный ряд критериев, конечно, неполноценный и незаконченный. Но он может выступать основой для дальнейшего формирования более сложного понимания природы объекта, состоящего из двух компонентов.

Второй типологический ряд (721–761) построен из двух компонентов на основе определяющего элемента искусственность. В третий ряд описываемой типологии (732–762) базовым элементом заложена подражательность. Информационные критерии более высокого уровня в сочетании с элементом демонстративность составили четвертый ряд типологической модели (743–763).

Постоянным элементом пятого ряда (754–764) определен элемент иррациональность. Последовательность построения типологической модели предопределяет последний возможный информационный критерий: релятивизм – как основу формирования базового состояния объекта и завершающий элемент в сочетании с цикличностью, позволяющий обеспечить понимание моды (765).

На рис. 2 изображена информационная модель категории «мода».

искусственность

подражательность

демонстративность

иррациональность

цикличность

релятивизм

 

 

Рис. 2. Категориально-информационная модель феномена «мода»

 

А теперь обратимся к объекту «трезвость».

Фундаментальные качества и логическая последовательность, отражающая эволюцию объекта «трезвость», отображены на рис. 3.

На рис. 4 изображена типологическая модель категории трезвость.

Даже простое сравнение показывает нам, что трезвость не может быть априори искусственной, демонстративной, иррациональной, цикличной, релятивистской – это не ее сущностная природа, а мода такова. И подобные качества моды не согласуются с процессом формирования трезвого образа жизни. Конечно, можно сказать, что эти объекты разнородные по форме и по сути. Но в реальной жизни эти феномены соприкасаются постоянно.

Таблица 1 содержит соотнесение фундаментальных качеств объектов «трезвость» и «мода».

 

 

 

 

 

 

 

7 трезвость

6 ценностность

5 ресурсность

 

 

 

 

7 трезвость

5 ресурсность

4 потребность

7 трезвость

6 ценностность

4 потребность

 

 

 

7 трезвость

4 потребность

3 гармоничность

7 трезвость

5 ресурсность

3 гармоничность

7 трезвость

6 ценностность

3 гармоничность

 

 

7 трезвость

3 гармоничность

2 нормальность

7 трезвость

4 потребность

2 нормальность

7 трезвость

5 ресурсность

2 нормальность

7 трезвость

6 ценностность

2 нормальность

 

7 трезвость

2 нормальность

1 природность

7 трезвость

3 гармоничность

1 природность

7 трезвость

4 потребность

1 природность

7 трезвость

5 ресурсность

1 природность

7 трезвость

6 ценностность

1 природность

7 трезвость

1 природность

0

7 трезвость

2 нормальность

0

7 трезвость

3 гармоничность

0

7 трезвость

4 потребность

0

7 трезвость

5 ресурсность

0

7 трезвость

6 ценностность

0

 

Рис. 3. Генетическая типология трезвости

 

природность

нормальность

гармоничность

потребность

ресурсность

ценностность

 

Рис. 4. Категориально-информационная модель феномена «трезвость»

Соотнесениекачествобъектов

 

Качества объекта «трезвость»

Качества объекта «мода»

Природность

Искусственность

Нормальность

Подражательность

Гармоничность

Демонстративность

Потребность

Иррациональность

Ресурсность

Цикличность

Ценностность

Релятивизм

 

Сравним пары выделенных качеств того и другого объекта.

Самые первые исходные качества объектов вступают в непримиримое противоречие. Трезвость – природное качество человека, его не надо придумывать – любой человек рождается трезвым. Мода – искусственный продукт человеческой деятельности, придуманное развлечение.

Трезвость – это нормальность, то есть для человеческого организма отсутствие отравления интоксикантами является нормой. Мода основана на подражательстве, и неважно, полезное это подражание или приносящее вред человеку, например модное увлечение вейпами. Нормальность и подражательство вступают в противоречие.

Трезвость обеспечивает гармоничность жизни человека: организм без отравления ядами более здоров, психика стабильна, отсутствуют негативные результаты деятельности человека в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (аварии, преступления и т. п.). Мода же предполагает демонстративность, то есть навязчивое желание привлечь к себе внимание любыми способами, стремление выглядеть в глазах не таким, какой ты есть на самом деле, а более эффектным. Как считают психологи, демонстративность не может быть гармоничной, поскольку она может провоцировать дисгармоническое развитие личности.

Потребность в трезвости возникает у человека по мере осознания ее значимости. Именно трезвый человек достигает наивысших высот в карьере, спорте, семейных отношениях. Иррациональность моды проявляется в бесцельной и бесконечной погоне за новизной: новое ради нового, изменения ради самих изменений; эмоции вместо разума. Если иррациональность станет потребностью, не исключены негативные последствия. Решения, основанные на эмоциях, в большинстве случаев неправильны.

Трезвость обладает таким качеством, как ресурсность. Трезвый человек, в отличие от нетрезвого, способен успешно решать жизненные задачи, и для этого есть энергия. Состояние ресурсности у трезвого человека гораздо более продолжительное. Мода же циклична. Она как цикл имеет три стадии: рождение новой идеи, рост и пик популярности, а потом обязательно наступает спад интереса и отказ от когда-то модной тенденции.

Ценностность как качество трезвости – это высшая ценность состояния трезвости человека, семьи, общества. А высшее качество объекта «мода» в нашей модели – релятивизм. Модные тенденции имеют кратковременную регулярность и проявляются с перерывами.

Надо заметить, что мода может приобретать фундаментальные качества трезвости, такие, например, как нормальность или гармоничность. Но в рамках моды они тоже становятся временными, нестабильными, краткосрочными.

Создание иллюзии значимости и значительности человека – это основная стратегическая цель моды. И достигается это путем придумывания и введения в жизнь новых блюд, образцов поведения, хобби, фасонов одежды, даже слов и речевых оборотов. Да, конечно, мода – универсальный механизм трансляции культурного опыта: она продвигает образцы, нормы, ценности, обусловливает социальное поведение. Но это всё, исходя из самой сущностной природы моды, скоротечно и временно.

Итак, мы выявили фундаментальные качества объекта «мода».

Используя метод «Ряд информационных критериев», получили следующие результаты:

  1. Построена типологическая модель феномена «мода».
  2. Выявлена сущностная природа объекта «мода».
  3. Проведен сравнительный анализ двух объектов: «трезвость» и «мода».
  4. Научно обоснована несостоятельность педагогической стратегии «мода на трезвый образ жизни».

 

Заключение / Conclusion

 

Лозунг или идея сами по себе не могут быть стратегией, потому что провозглашенная цель должна подкрепляться планом действий, набором педагогических методов для достижения результата, чктким и ясным пониманием сущности явления. Также стратегия должна быть устойчивой и последовательной. Ее необходимо постоянно соотносить с заявленными целями. Идея формирования моды на трезвый образ жизни на первый взгляд выглядит реальной и привлекательной, но на самом деле она умозрительна. А построенная типологическая модель объекта «мода» красноречиво свидетельствует о несостоятельности идеи формирования моды на трезвый образ жизни. Мода – это эфемерное социальное развлечение человечества. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. Определяемая типологизация позволяет разрабатывать эффективные педагогические стратегии и технологии, а не пытаться воплощать иллюзорные идеи по формированию моды на трезвый образ жизни. Предлагаемая нами модель объекта «мода» может стать фундаментом при разработке методических рекомендаций по формированию трезвого мировоззрения. Если вдруг исчезнет мода, человечество останется жить. Трезвость же является естественным состоянием человека, семьи, общества, и если исчезнет трезвость, то человечество быстро начнет деградировать и вымирать. Поэтому недальновидно называть идею формирования моды на трезвый образ жизни педагогической стратегией. Педагогической стратегией формирования трезвого мировоззрения и трезвого образа жизни должно стать формирование морали трезвости, которую неустанно надо вырабатывать у подрастающего поколения.