Full text

Введение / Introduction

 

В целях укрепления позиций Российской Федерации в международном образовательном пространстве перед вузами страны стоят амбициозные задачи по подготовке конкурентоспособных как отечественных, так и иностранных специалистов, обладающих не только профессиональными, но и глобальными компетенциями (далее – ГК). Как отмечают авторы Отчета по результатам международного исследования PISA-2018 [1], ГК подразумевают сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем играют важную роль в подготовке молодежи к жизни и работе в многообразном и динамичном мире. Очевидно, что в условиях достижения целей по интернационализации образования и увеличению экспорта образования формирования ГК у обучающихся становится одной из приоритетных задач.

В таких реалиях большинство ученых сходится во мнении о необходимости формирования ГК у современных выпускников вузов, однако исследование уровня сформированности этих компетенций представляет собой сложную задачу, требующую комплексного подхода и использования разнообразных методов.

Проблема, связанная с оценкой этого уровня, состоит и в том, что традиционные методы мониторинга, такие как опросы и тестирования, часто ограничивают возможности для всестороннего анализа, так как они не всегда учитывают контекстуальные и социальные аспекты формирования ГК. В условиях быстро меняющегося мира важно не только формировать у обучающихся необходимые компетенции, но и понимать, как эти компетенции развиваются и какие факторы на это влияют.

Для решения этих проблем необходимо проанализировать применимость других методов исследования. К их числу можно отнести методы микросоциологии. Обзор научной литературы позволяет рассмотреть преимущества и ограничения применения этих методов в образовательных исследованиях.

Важно также понимать, может ли использование микросоциологических методов на практике дать более полное и многогранное представление о процессе формирования ГК и как могут работать эти методы для анализа уровня сформированности ГК у иностранных обучающихся вуза.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Микросоциология представляет собой раздел социологии, который фокусируется на изучении социальных взаимодействий и процессов на уровне индивидов и малых групп [2]. Это направление занимается исследованием повседневных взаимодействий людей, их поведения, мотивов и норм, которые регулируют эти взаимодействия. Микросоциология играет важную роль в понимании того, как социальные структуры и процессы формируются и поддерживаются на уровне повседневной жизни людей.

Основные методы исследования в микросоциологии включают наблюдение, интервью, фокус-группы, анализ документов и контента, этнометодологию, конверсационный анализ и эксперименты. Эти методы позволяют исследователям глубже понять, как люди взаимодействуют друг с другом, как формируются и поддерживаются социальные нормы и правила, а также как индивиды воспринимают и интерпретируют социальную реальность.

В своей коллективной работе [3] Л. Чаухан и другие авторы отмечают, что наблюдение –качественный метод исследования, направленный на изучение поведения и явлений в естественных условиях. Он позволяет получить глубокое понимание контекста и динамики поведения. К преимуществу этого метода авторы относят возможность получения подлинных данных, гибкость, генерацию гипотез, ненавязчивость. С другой стороны, методу присущи недостатки, а именно: предвзятость наблюдателя, отсутствие контроля над переменными, длительность и стоимость сбора и анализа данных, ограниченная возможность обобщения и этические проблемы.

Практическое применение метода наблюдения в педагогических исследованиях демонстрирует в своей работе Абу Шакиль [4]. В частности, он исследует роль добровольного наблюдения в развитии педагогических навыков студентов бакалавриата в Государственном педагогическом колледже Даки. В своем исследовании он прибегает к изучению 25 рефлексивных дневников с отзывами коллег и интервью с шестью учителями-стажерами. Студенты рассматривали наблюдение за коллегами как совместную и рефлексивную практику для совершенствования навыков преподавания.

Дальнейший анализ наблюдения как метода микросоциологического исследования показывает, что он позволяет фиксировать поведение и взаимодействия студентов в естественных условиях, таких как учебные занятия, внеучебные мероприятия и повседневные ситуации. В случае включенного наблюдения исследователь интегрируется в учебную и внеучебную среду, участвуя в мероприятиях и наблюдая за взаимодействием студентов, что позволяет получить инсайдерский взгляд на процессы, протекающие в группе или учебном заведении, как отмечает В. А. Ядов [5].

Невключенное (внешнее) наблюдение также достаточно часто применяется в педагогических исследованиях. Как отмечают Ф. Таруша и Д. Буши в своей работе [6], при его применении исследователь наблюдает за участниками образовательного процесса, фиксируя их поведение и взаимодействия в различных контекстах. Этот подход минимизирует влияние исследователя на поведение участников, но может ограничить глубину понимания.

Метод интервьюирования предоставляет возможность собрать детализированную информацию о личных переживаниях, установках и мотивах студентов, связанных с формированием тех или иных компетенций. В работе [7] Б. Мутанга применяет метод интервью для изучения взглядов и опыта студентов бакалавриата в процессе проектного обучения.

Применение метода интервью для оценки не личностных качеств, а образовательной программы представлено в коллективной работе Ю. Ли и др. [8] В ней авторы применяют данный метод для анализа образовательной программы по глобальному здравоохранению. В результате работы с группой из 10 человек авторам удалось сделать вывод о том, что исследуемая программа способствует размышлениям о сути медицины и акцентирует внимание на альтруизме, коммуникативных навыках и антикризисном управлении.

Метод интервью как один из самых перспективных подходов в обучении иностранным языкам представлен в работе С. С. Кирсановой и Е. А. Кирсановой [9]. По мнению авторов, применение этого метода на занятиях оказывает положительный эффект не только на коммуникативные навыки, но и на межкультурное общение.

Применение метода интервью совместно с методом фокус-группы представлено в работе С. Ли и других авторов [10]. Ими исследовано освоение фокус-группой 15-недельного курса «Глобальное здравоохранение и сестринское дело». Применение этих методов позволило авторам сделать вывод о том, что программа, основанная на проектной деятельности, значительно повышает компетентность и навыки студентов.

Е. Г. Копалкина и Е. В. Зимина в своей работе [11] анализируют основные сильные и слабые стороны метода фокус-групп как качественного метода с точки зрения эмпирического подхода к проведению исследований. Авторами были определены основные педагогические задачи по практическому применению метода фокус-групп для повышения эффективности обучения будущих специалистов в сфере социальной работы. Одним из основных результатов данной работы является вывод о том, что метод фокус-групп может быть успешно применен в таких сферах социальной работы, как образование, здравоохранение, социальная защита, причем авторы подчеркивают, что результативность применения метода находится в прямой зависимости от умения его практического применения и уровня понимания межпредметных связей тех областей, на стыке которых он применяется.

Применение метода фокус-групп как составной и неотъемлемой части процесса обучения в вузе с вовлечением в исследовательскую деятельность рассматривалось в работе В. А. Лапшина [12]. Автор описывает работу с малыми студенческими группами по 2–3 человека как способ развития навыков командной работы, коммуникативных навыков студентов и исследования интересов самих обучающихся.

Применение же метода фокус-группы для выявления мнений и установок участников группы по определенной теме рассматривалось в диссертации Тома Фаста [13]. В указанной работе методом фокус-групп исследовались пять компетенций для оценки эффективности формирования ГК у японских студентов. Автор использует данный метод как инструмент оценки межкультурного взаимодействия, адаптации и развития навыков глобального мышления. Кроме того, по мнению Т. Фаста, данный метод позволяет получить разнообразные точки зрения и выявить общие тенденции и проблемы, связанные с формированием ГК.

Еще одним методом, с успехом применяемым для различных, в том числе и небольших, групп, является анализ документов и контента. Анализ письменных материалов, таких как дневники, эссе, социальные сети и другие текстовые данные, позволяет исследовать, как студенты интерпретируют и воспринимают процесс формирования компетенций.

Метод анализа документов и контента отличают: системный подход, гибкие источники данных и возможность качественных и количественных измерений.

Эффективным примером применения этого метода в сочетании с методом интервьюирования является работа Т. В. Коваль, С. Е. Дюковой, И. В. Лебедевой [14]. В ней авторы раскрывают методические недостатки в работе учителей, приводят примеры и характеристики познавательных заданий, а также предлагают методические приемы, которые позволяют преодолеть выявленное несовершенство в работе педагогов для повышения результативности по формированию ГК.

Особенностям применения метода контент-анализа в учебном процессе студентов инклюзивных групп посвящена работа Е. В. Михальчи [15]. Автор заключает, что один из основных методов исследования в литературоведении и социологии – метод, базирующийся на анализе документов и контента, – с успехом применим в педагогике.

К. Юэк Ли с коллегами в работе [16] применили метода контент-анализа для больших групп с целью составления рекомендаций для преподавателей в вопросах цифровой медиаграмотности и формирования цифровых компетенций у обучающихся на занятиях.

О новых тенденциях в исследовании образовательного контента с использованием искусственного интеллекта (ИИ) рассуждают Ф. Ален и соавторы [17]. В работе убедительно показана растущая роль ИИ в системе образования в части создания контента, его восприятия всеми участниками образовательного процесса и методов анализа данных с использованием ИИ.

О. А. Иманова в своем исследовании [18] рассматривает электронное портфолио студентов как инструмент оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций. Применяя метод анализа документов и контента, автор предлагает свою систему и критерии оценивания, раскрывая оценочную функцию электронного портфолио.

Хорошо известный в социологии метод этнометодологии также часто применяется в педагогике. В работе Дугласа Макбета [19] рассматривается влияние этнометодологии на образовательные исследования с двух точек зрения. С одной стороны, аналитические и моральные обязательства исследовательских и профессиональных сообществ в сфере образования глубоко укоренены в культуре и связаны с перспективой создания науки об образовании. С другой стороны, этнометодология указывает на невозможность создания науки о значимых социальных мирах и вместо этого рекомендует изучать повседневную жизнь, в том числе взаимодействие в классе, как методическую социальную деятельность. Автор подчеркивает, что этнометодология имеет преобразующее значение для образовательных исследований, и отслеживает ее развитие за последние 40 лет.

Исследование Араш Гаффари-Рафи и других авторов [20] показывает, как метод этнометодологии может способствовать не только изучению взаимодействия студентов медиков в малых группах, но и борьбе с их предубеждениями и улучшить лечение пациентов. В своей работе авторы на основе этнометодологии приходят к выводу, что медицинские учебные заведения должны признать важность субъективного восприятия и устранить предвзятость студентов-медиков в общении с больными.

Если принять во внимание, что чаще этнометодология в области образования связана с разговорным анализом, например [21], где Георг Брайденштейн и Т. Тягунова приводят обзор основных методологических предпосылок этого метода и эмпирические разработки этнометодологически-разговорно-аналитического подхода, появляются новые исследования, в которых указанный метод сосредоточен на анализе документов.

Примером таких исследований служит работа [22], в которой Рио Оказава указывает на важность этнометодологического анализа текстовых данных и рассматривает их как конкретные действия, а не просто репрезентации социальных явлений.

В отличие от этнометодологии, конверсационный анализ изучает структуру и содержание разговоров в целях понимания того, как люди используют язык для создания социальных значений в естественных ситуациях.

В работе Стива Уолша [23] на основе комбинации лингвистических методов и метода конверсационного анализа малых учебных групп рассмотрена взаимосвязь между моделями общения, использованием языка и обучением. Автор заключает, что осведомленность преподавателей о таких взаимосвязях поможет наладить взаимодействие во время учебного процесса и позволит студентам чувствовать себя более вовлеченными.

О том, на сколько успешно конверсационный анализ распространяется среди подходов к изучению социального взаимодействия на учебных занятиях и вызывает все больший интерес у специалистов, излагается в работе Юньтун Лю [24]. Автор также отмечает, что, несмотря на большое количество исследований методом конверсационного анализа взаимоотношений во время учебного процесса, остаются нерешенными проблемы применения этого метода в образовании учителей иностранных языков.

Еще одно исследование, в котором применяется метод конверсационного анализа для оценки развития коммуникативных компетенций студентов на занятиях по иностранному языку, проведено в работе Сумиты Супакорн [25]. В этой статье показано, как педагог умело использовал ряд интерактивных функций, чтобы сформировать необходимые компетенции у учащихся. Автор работы приходит к выводу, что обладающий соответствующими знаниями и компетенциями педагог может добиться более глубокого понимания преподносимого им материала, что, в свою очередь, способствует его профессиональному развитию и естественным образом улучшает подготовку обучающихся.

Значительное внимание в научной литературе уделяется эксперименту как одному из методов, позволяющему проверять гипотезы о социальных взаимодействиях в контролируемых условиях.

Современные исследования часто опираются на метод проведения экспериментов при изучении влияния различных факторов (например, межкультурных тренингов, совместных проектов) на формирование компетенций обучающихся. Такой интерес объясняется возможностью выявить причинно-следственные связи между различными факторами и результатом образовательной деятельности.

Так, в работе О. С. Мишиной, А. А. Савиной, О. В. Короткова [26] методом педагогического эксперимента подтверждена эффективность использования геймификации в образовательном процессе биологов для формирования надпредметных компетенций.

Авторами работы [27] подготовлен и реализован педагогический эксперимент среди 80 студентов I–II курсов неязыковых специальностей, разделенных на две группы. В своей работе А. Ш. Давлетукаева, Л. Ю. Исраилова убедительно показывают, что применение аутентичных материалов положительно влияет на формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов непрофильных направлений подготовки.

В статье Я. Г. Мартюшовой [28] рассматривается педагогический эксперимент по внедрению ДОТ в процесс преподавания математических дисциплин для студентов технических направлений подготовки высших учебных заведений. В эксперименте участвовали две экспериментальные и две контрольные группы студентов. Автором перед началом эксперимента была организована проверка начального уровня знаний по результатам ЕГЭ и базовой математической дисциплины – математического анализа. Кроме того, Я. Г. Мартюшова провела проверку уровня мотивации студентов перед применением ДОТ. И наконец, была проверена эффективность внедрения соответствующих технологий в учебный процесс. Педагогический эксперимент позволил автору сделать вывод о том, что объединение традиционной очной формы ведения педагогической деятельности с применением дистанционных образовательных технологий дает синергетический эффект. Также Я. Г. Мартюшова рекомендует в своем исследовании дальнейшее совершенствование структуры электронного учебника и функций электронной управляющей оболочки для средств ДО.

Творческий подход, с которым был реализован педагогический эксперимент, представлен в работе [29]. Питер Пельцер с коллегами сформировали смешанный класс из студентов и политиков для работы над одним из глобальных вызовов – проблемой экологии. Основная цель проведенного эксперимента состояла в стимулировании рефлексии для одних участников и процесса обучения – для других.

Созданный экспериментальный класс сформировал образовательную среду, в которой политики и студенты совместно работали над генерацией новых решений экологических проблем. При этом политики погружались в академическую среду, приобщались к академическим знаниям, параллельно обучающиеся размышляли и принимали решения при обсуждении реальных задач.

Эксперимент, по мнению Питера Пельцера и его коллег, помог раскрыть новые аспекты учебного процесса, продемонстрировав взаимодействие всех участников, от обучающихся и политиков до организаторов. Совместная деятельность объединила студентов и политиков, стерев границы в обучении и принятии решений, что помогло более широко взглянуть на сочетание академической науки и принимаемых административных решений.

Анализ современной научной литературы показывает, что применение социологических методов и их интеграция в образовательную среду позволяют лучше осваивать образовательные программы обучающимся, а педагогам получать обратную связь и повышать эффективность образовательного процесса. Кроме того, применение современных методов, как независимо друг от друга, так и в сочетании с иными методами, позволяет с большей эффективностью проводить педагогические исследования и получать результаты, повышающие качество образования.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Для определения уровня сформированности ГК у иностранных обучающихся Кабардино-Балкарского государственного университета нами ранее уже проводились исследования методом анкетирования [30]. Вместе с тем очевидно, что при любом анкетировании авторами закладывается тематический субъективизм, который погружает респондента в определенные рамки.

Поэтому, в продолжение указанных исследований, в этот раз студентам через локальные СМИ было предложено принять участие в двух мероприятиях: конкурсе рисунков и конкурсе эссе на тему «Глобальные вызовы и пути их решения». По итогам поданных заявок были сформированы две группы участников. В конкурсе рисунков приняли участие представители 9 стран, из которых 17 девушек и 11 юношей, а средний возраст составил 22 года. Принявших участие в конкурсе эссе было 45 человек из 8 стран, из которых 18 девушек и 27 юношей, а средний возраст – 23 года.

Педагогический эксперимент, совмещенный с применением анализа документов и контента, позволил получить оригинальные данные не только по уровню сформированности соответствующих компетенций, но и по уровню заинтересованности обучающихся в их развитии. Добровольность участия, свобода в выборе проблематики и языка изложения, индивидуальная и практически неограниченная по времени работа над рисунками позволили проявить личные качества каждого из участников мероприятия.

Такой организационный подход способствовал объективной оценке отношения обучающихся к проблемам формирования ГК как на уровне коллективной, так и на уровне индивидуальной работы с иностранными студентами.

 

Результаты исследования / Research results

 

Как показывает обзор научной литературы, социологические методы и методы микросоциологии в частности играют важную роль в педагогике, поскольку они помогают глубже понять процессы, происходящие в образовательной среде. Существенная роль этих методов проявляется при оценке эффективности педагогических методов и стратегий, что, в свою очередь, позволяет педагогам адаптировать свои подходы для улучшения результатов обучения. Одним из таких методов является метод анализа контента в образовании, интерес к которому растет в последнее время.

В нашем случае применение метода позволило получить многогранное понимание того, как студенты интерпретируют и выражают свои мысли и чувства, связанные с ГК, через творческие формы. Проведение конкурса способствовало повышению мотивации и вовлеченности студентов в процесс формирования ГК, а также развитию их навыков критического мышления, креативности и самовыражения.

Проведение исследования проходило поэтапно. На первом этапе было дано объявление через официальные каналы университета, такие как сайт, социальные сети и информационные стенды. Участникам предлагалось представить свои рисунки и эссе, отражающие их понимание и восприятие глобальных вызовов, с которыми сталкивается человечество, и путей их преодоления. Важно отметить, что конкурс был открыт для всех иностранных студентов, независимо от их уровня подготовки или специализации.

Все работы участников оценивались по нескольким критериям, включая оригинальность, глубину анализа, креативность и соответствие теме. Особое внимание уделяется тому, как участники интерпретируют и выражают свои мысли и чувства через творческие формы. В состав жюри были включены преподаватели и кураторы иностранных обучающихся. Отдельное голосование для студентов было организовано в телеграм-канале.

После того как завершилось представление работ, был проведен анализ полученных материалов. Он подразумевал выявление ключевых тем, идей и эмоций, связанных с формированием ГК.

Количественный анализ работ показал, что максимальный интерес у участников конкурса рисунков вызвала тема экологии, которая нашла отражение в 60% случаев. На втором месте с 11% по количеству участников, ее выбравших, – социальное неравенство. Третье место разделили сразу три глобальных вызова человечества, по мнению иностранных студентов: международные вооруженные конфликты, голод и здоровьесбережение.

Визуальные образы, использованные в рисунках, также различались: от абстрактных символов, выражающих идеи глобального единства, до конкретных изображений, иллюстрирующих личные истории и переживания.

Приведем далее некоторые из представленных студенческих работ.

 

 

 

Рис. 1. Тема голода в рисунке обучающегося
подготовительного отделения ВШМО (Бурунди)

 

 

Рис. 2. Тема экологии в рисунке студентки II курса направления «Лечебное дело» (Индия)

 

 

Рис. 3. Тема социального неравенства в рисунке обучающегося подготовительного отделения ВШМО
(Бурунди)

Количественный анализ эссе студентов показал несколько иное тематическое распределение. Как и в случае конкурса рисунков, на первом месте с большим отрывом по количеству студентов, ей посвятивших свое эссе, – тема экологии. Эту проблему попытались обсудить в своих работах 42% обучающихся, принявших участие в мероприятии. На втором месте с 20% результатов – проблема военных конфликтов, в том числе и международный терроризм. Третье место с почти 9% по количеству студентов, обративших внимание на эти, по их мнению, глобальные проблемы, разделили социальное неравенство и права человека.

Приведем далее некоторые из работ участников конкурса.

Автором одного из развернутых эссе на тему социального неравенства стал обучающийся подготовительного отделения ВШМО КБГУ из Сьерра-Леоне. Он считает, что одним из важнейших вызовов для человечества является социальное неравенство. В частности, он пишет:

 

 

 

Рис. 4. Цитата из эссе на тему социального неравенства обучающегося подготовительного
отделения ВШМО (Сьерра-Леоне)

 

«Миллионы людей живут с низким доходом, и это может быть связано с отсутствием доступа к качественному образованию и медицинским услугам в большинстве частей мира, особенно в Африке. Уровень смертности от некоторых заболеваний во многих частях мира очень высок из-за бедности и отсутствия работы, и это может привести к конфликтам внутри страны».

Студент первого курса специальности «Лечебное дело» из Иордании обращается к теме глобального потепления. Рассуждая в своей работе о причинах этого явления, он приходит к следующему выводу:

 

 

 

Рис. 5. Цитата из эссе на тему глобального потепления студента I курса специальности
«Лечебное дело» (Иордания)

 

«Глобальное потепление – это тема, с которой нельзя шутить, так как его последствия уже нанесли достаточно вреда окружающей среде, сообществам и планете. Хотя эти результаты критичны, они не окончательны и могут быть обращены вспять. Чтобы будущие поколения могли жить в устойчивом мире, мы должны объединиться и противостоять этой глобальной угрозе, потому что, если никто не сделает шаг вперед, никто не сделает это за нас».

Еще одна студентка I курса специальности «Лечебное дело», но уже из Индии представила свое обоснование выбора темы «Бедность и неравенство доходов», а также она задается рядом вопросов: как мир стал таким жестоким и равнодушным? Когда это произошло?

Приводя статистические данные из разных источников и рассматривая различные экономические и социополитические причины, в заключение она отмечает:

 

 

 

Рис. 6. Цитата из эссе на тему бедности и неравенства доходов студентки I курса
специальности «Лечебное дело» (Индия)

 

«Экономическое неравенство и бедность – это основные глобальные вызовы, которые требуют немедленных действий. Правительства, международные организации и социальные работники могут решить эту проблему, если будут более активно участвовать в ее решении».

Анализ результатов организованного для иностранных обучающихся конкурса показал открытость и вовлеченность участников в обсуждение проблем, свойственных современному миру, а также их интерес к развитию ГК.

Следует отметить, что все представленные на конкурс рисунков работы были опубликованы в СМИ вуза, что, несомненно, способствовало популяризации темы ГК и вовлечению большего числа студентов в обсуждение и развитие этих компетенций.  Во время обсуждения работ участникам конкурса предоставлялась обратная связь, включая комментарии жюри и рекомендации по дальнейшему развитию их навыков и компетенций, а также доступ к комментариям в социальных сетях.

Обсуждение глобальных проблем, таких как изменение климата, социальное неравенство или проблемы миграции, формирует глобальную осведомленность обучающихся, способствует развитию глобального мышления и осознанию взаимосвязанности мировых процессов. Участие в таких конкурсах готовит студентов к работе в международной среде, где важны навыки адаптации, гибкости и умения добиваться результата в многокультурных командах.

 

Заключение / Conclusion

 

Применение методов микросоциологии к изучению формирования ГК у иностранных студентов позволяет получить более комплексное и глубокое понимание этого процесса. Такие методы помогают выявить ключевые факторы, способствующие или препятствующие формированию ГК, и разработать эффективные стратегии для их развития. Конкурс эссе и рисунков способствовал вовлечению студентов в творческую и рефлексивную деятельность, что положительно отразилось на их опыте и способствовало их более глубокому пониманию ГК. Также следует отметить, что развитие методологии изучения ГК предлагает новые подходы к их оценке, что может быть полезно как для исследователей, так и для практиков в области образования.