Введение / Introduction
Значение английского языка в современном мире трудно переоценить, поскольку он играет ключевую роль практически во всех академических и профессиональных сферах. Особое место английский язык занимает и в системе высшего образования, где все чаще актуализируется вопрос о наиболее эффективных методах его преподавания. В данной статье исследуются методы и приемы обучения устной иноязычной речи студентов творческих специальностей, в частности будущих художников, дизайнеров и учителей изобразительного искусства. В процессе профессиональной подготовки они осваивают не только специализированные дисциплины, но и иностранный язык, преимущественно английский. Однако в их будущей профессиональной деятельности английский язык выступает не столько предметом углубленного изучения, сколько инструментом коммуникации. В связи с этим особую значимость приобретает развитие устных речевых навыков.
Л. М. Леонг, С. М. Ахмади в своем исследовании отмечают и подчеркивают приоритетность устной речи в процессе изучения иностранного языка, поскольку основная цель языкового обучения заключается в его продуктивном использовании. По их мнению, подавляющее большинство изучающих английский язык стремится овладеть именно коммуникативными навыками, поскольку повседневное речевое взаимодействие требует значительно большего временного ресурса по сравнению с письменной продукцией. Каждый день люди тратят больше времени на то, чтобы говорить, чем на то, чтобы писать [1].
В отечественной научной традиции проблема устной речи также рассматривается как важный аспект методики преподавания. Так, Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин в «Словаре методических терминов» определяют устную речь как процесс формирования у обучающихся навыков спонтанного (неподготовленного) речевого высказывания в рамках заданных тематических и коммуникативных ситуаций. При этом выделяются два основных вида устной речи: диалогическая, предполагающая непосредственный обмен репликами между участниками общения, и монологическая, ориентированная на одностороннюю речевую продукцию, адресованную слушателям или произносимую для себя [2].
Автор данного исследования полагает, что в сложившейся образовательной ситуации наиболее эффективным принципом в процессе формирования устной речи у студентов творческих специальностей является применение подхода ESP (здесь и далее – English for Specific Purposes, английский язык для специальных, профессиональных целей) – английского языка для специальных целей. Выбор именно этого принципа обусловлен требованиями современного мира, так как он ориентирован на профессионально направленное обучение и обеспечивает соответствие языковой подготовки актуальным требованиям профессиональной среды.
Обзор литературы / Literature review
Анализ отечественных и зарубежных публикаций по теме исследования позволяет выявить основные направления развития в сфере профессионально ориентированного английского. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин определяют профессиональную направленность обучения языку как обучение иностранному языку с учетом будущей профессии [3].
Нельзя не согласиться, что способность вести коммуникацию на английском языке значительно повышает потенциальные карьерные возможности. Как отмечает Ш. Рао в своей работе о важности разговорных навыков на уроках английского языка, умение говорить на английском языке приносит наибольшую пользу в реальной жизни. Владение английским языком дает преимущества: больше возможностей при выборе работы, получение обширных знаний и общение с большим количеством людей по всему миру [4].
Т. Хатчинсон и А. Уотерс указывают на тот факт, что новые разработки в области педагогической психологии способствуют распространению ESP, подчеркивая центральную важность учащихся и их отношения к обучению. У учащихся существуют разные потребности и интересы, которые оказывают существенное влияние на их мотивацию к обучению и, следовательно, на эффективность их обучения. В свою очередь, данный фактор оказывает влияние на разработку курсов, в которых первостепенное значение имеет соответствие потребностям и интересам учащихся [5]. Н. А. Понгсапан отмечает, что учителя должны активно стимулировать учащихся к тому, чтобы они могли выражать свои идеи. Кроме того, зачастую учащиеся также не имеют представления о проблеме, обсуждаемой их учителями, поскольку они не заинтересованы в ней, например, в политических вопросах. Выбор темы должен учитываться в учебных материалах [6]. Кроме того, исследователи подчеркивают, что мотивация играет важную роль в формировании навыка говорения, в том числе в процессе преподавания ESP, как отмечает Л. Моралес [7]. Зарубежные исследователи, такие как А. Нугрохо, А. Рохман, Г. Джерода, также утверждают: надо учитывать тот факт, что во многих случаях преподавание ESP, особенно там, где оно непосредственно связано с определенной профессией или дисциплиной, использует методологию, которая отличается от той, которая используется при преподавании английского языка общего назначения [8]. Одним из наиболее важных аспектов преподавания ESP исследователь Д. Джон признает устный аспект коммуникации [9]. Н. Уллах, А. Ахмед, К. Сабаун и другие в своем исследовании отмечают: анализ процесса овладения устной иноязычной речью выявляет, что данный аспект языковой компетенции представляет значительную когнитивную сложность для обучающихся, обусловленную рядом лингвистических барьеров различной степени выраженности, что эмпирически и экспериментально верифицируется в исследованиях зарубежных ученых [10].
Таким образом, используя на своих уроках профессионально ориентированный английский, каждый преподаватель должен помнить и об особом содержании программы, которая будет создана с учетом профессиональных потребностей студентов. Что же касается основных характеристик ESP, ученый в области лингвистики и обучении английскому языку как иностранному Питер Стревенс выделяет некоторые из них. Так, курс ESP должен быть:
‒ разработан с учетом конкретных потребностей обучающихся;
‒ связан по содержанию с конкретными дисциплинами, профессиями и видами деятельности;
‒ сосредоточен на языке, соответствующем этим видам деятельности в области синтаксиса, лексики, дискурса, семантики и так далее, и анализе дискурса;
‒ отличается от общего английского языка [11].
Т. Дадли-Эванс, М. Дж. Сент-Джон предлагают следующие характеристики курса ESP:
‒ он должен быть разработан с учетом конкретных потребностей учащихся;
‒ в нем должна быть использована базовая методология и виды деятельности по дисциплинам, которые он обслуживает;
‒ в центре внимания должны находиться языковые навыки (грамматика, лексика, регистр), дискурс и жанры, соответствующие этим видам деятельности [12].
П. Робинсон выделяла направленность на достижение определенной цели как главный критерий курса ESP [13].
Ряд отечественных ученых также продолжает заниматься темой ESP.
Е. С. Лукашенко определяет профессионально ориентированное обучение английскому языку как поэтапный, многоступенчатый процесс, при котором занятия по английскому языку становятся все более узконаправленными, с одной стороны, а с другой – представляют собой продуктивное сочетание языка для специальных целей и языка для общих целей [14]. По словам О. Н. Солодковой и Г. Б. Никоновой, в сложившихся современных условиях иностранный (английский) язык должен рассматриваться не как второстепенная дисциплина, а как необходимый инструмент профессиональной деятельности, так как академическая и трудовая мобильность, единые международные образовательные стандарты, совместная международная научно-исследовательская и производственная деятельность невозможны без высокого уровня владения иностранным (английским) языком [15].
Р. З. Валеева определяет ESP как профессионально ориентированное обучение иностранному языку, которое предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя приемы и операции, формирующие профессиональные умения [16]. Г. А. Китайгородская замечает, что необходимость широкого внедрения профессионально ориентированного обучения в вузовскую практику обусловлена потребностями студентов в изучении иностранного языка с учетом особенностей их специализации [17].
Значительная часть исследователей отмечает высокий образовательный потенциал профессионально ориентированного английского, так как он мотивирует обучающихся посредством того, что они понимают, каким образом они смогут использовать его в будущей профессии. Г. А. Широкова и О. Ю. Гончаровская выделяют одним из ведущих мотивов учебной деятельности по иностранному языку у студентов нефилологических специальностей интерес. Он обладает наибольшей побудительной силой, так как не только содействует развитию познавательных способностей обучаемых, но и непосредственно связан с потребностями в их предстоящей деятельности. Наивысшей стадией формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка является творческий интерес [18]. Г. Р. Еремеева, А. Р. Баранова, М. А. Мефодьева утверждают, что при обучении профессиональному английскому языку содержание обучения и методы согласуются с причинами изучения английского языка и в основу обучения берутся три основных принципа: комплексно-аспектный подход к обучению, профессиональная направленность, мотивация овладения иностранным языком [19].
Н. И. Алмазова, Т. А. Баранова, Е. К. Вдовина, Н. Д. Гальскова, Т. С. Серова считают основной задачей профессионально ориентированного обучения активное внедрение междисциплинарных связей в систему образования высшей школы и в использование иностранного языка как средства приобретения необходимых знаний для формирования профессионально значимых умений и навыков [20]. Э. А. Сидельник в своем исследовании говорит о том, что иностранный язык имеет огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Особенность этой дисциплины состоит в том, что в процессе обучения у студентов формируются навыки использования иностранного языка не только как средства коммуникации, но и как средства профессионального роста и саморазвития, профессиональной социализации и адаптации [21]. О. В. Таканова в своем исследовании отмечает, что английский язык может использоваться как инструмент приобретения новых знаний, которые важны для определенной сферы деятельности. Кроме того, он позволяет углубить свой профессиональный опыт, поскольку открывает доступ к иноязычным источникам информации [22].
Что же касается развития именно устной речи, О. Л. Заболотнева, И. В. Кожухова замечают, что коммуникативная задача считается выполненной, если обучающийся демонстрирует оригинальный подход к раскрытию темы, а монологическое высказывание логично структурировано [23]. Именно английский, связанный с будущей специальностью, может способствовать достижению этих целей. Неотъемлемой частью успешного усвоения устной иноязычной речи является мотивация. По словам М. В. Афанасьевой, именно мотивация легла в основу эффективности учебного процесса. Все это определило методические и дидактические принципы, согласно которым соответствие содержания обучения требованиям и интересам обучаемого имеет наиважнейшее значение. Стандартным и довольно простым путем достижения этого соответствия стало использование специальных тематических текстов при обучении различных групп — тексты по биологии для биологов, экономические для экономистов и т. д. В основе такого подхода лежало утверждение, что изучение «специальных» текстов с их терминологией повышает мотивацию обучаемого, тем самым делая процесс более эффективным [24].
Материалы ESP также должны соответствовать профессиональным целям обучающихся. Н. Г. Алявдина и Т. Д. Маргарян утверждают, что студенты овладевают английским языком по мере того, как они работают с материалами, которые они считают интересными и актуальными и которые они могут использовать в своей профессиональной деятельности или дальнейших исследованиях. Следует учитывать, что чем чаще студенты общаются на языке, который они слышат или на котором они читают, тем больше они будут успешными в овладении им. С другой стороны, чем больше они будут вынуждены сосредоточивать свое внимание на сугубо лингвистическом, грамматическом и других аспектах языка или его отдельных структур, что представляется им трудным, тем с меньшим желанием они будут посещать занятия [25].
Р. Н. Чиж замечает, что обучение иностранным языкам в профильном вузе осуществляется на функциональном уровне, то есть с учетом будущей профессии студентов. Достичь данного уровня подготовки можно благодаря моделированию ситуаций профессионального общения. Умения, полученные в этом виде деятельности, служат основой формирования необходимых навыков иноязычного профессионального общения [26]. В другой своей работе он говорит о том, что в настоящее время иностранный язык представляет собой инструмент профессиональной деятельности, поскольку существует запрос на профессионалов, которые владеют иностранными языками свободно и на высоком уровне, которые готовы осуществлять сотрудничество с зарубежными коллегами и проводить совместные проекты в профессиональной области [27]. И. Р. Максимова напоминает о важности интеграции специального языка и профессионального содержания, что предполагает работу на занятиях не только над языковым материалом, но и над аспектами профессиональной деятельности будущих специалистов [28].
Что касается именно студентов именно творческих специальностей, будущих художников, дизайнеров, для них основополагающим принципом является наличие в программе креативных заданий, которые смогут не только подготовить их к профессиональной деятельности, но и раскрыть их творческий потенциал. М. Б. Казачкова и Т. С. Дорохова подтверждают, что творческая деятельность – побудительная сила для внутренней мотивации. У учащегося появляется возможность проявить воображение, свободу мысли, нешаблонное мышление. Творческая деятельность способствует повышению эффективности обучения, обеспечивает высокий уровень учебной мотивации, помогает выразить свою индивидуальность и является залогом становления успешной личности [29].
А. В. Конышева утверждает: важно помнить, что учить творчеству так, как учат стандартным действиям и операциям, невозможно. Для формирования креативного мышления нужно разработать особые подходы, разные формы и методы, упражнения, применение которых способствовало бы формированию и развитию данного феномена [30].
М. А. Мосина и Н. И. Осипова в своем исследовании доказали, что использование произведений живописи помогает учащимся усваивать языковой и социокультурный материал более осмысленно и с большим интересом [31]. И. В. Алексеева в своем исследовании отмечает, что использование живописных произведений на уроке иностранного языка имеет ряд преимуществ перед иными методами:
‒ гарантируется многократное повторение определенных структур, если подразумевается их повторение;
‒ решаются речевые задачи: один говорит, остальные слушают;
‒ появляются естественные ситуации для общения [32].
Н. Е. Вакарчук и Ю. Н. Синицына в своем исследовании подтверждают, что создание художественно-творческого проекта с использованием информационных технологий и графических редакторов направлено на формирование и развитие необходимых компетенций у студента творческого вуза. При выполнении таких проектов студентам дается возможность проработать важные навыки для дальнейшей работы в художественной, проектной, информационно-технологической деятельности [33].
В результате анализа работ, посвященных профессионально ориентированному английскому, можно сделать вывод, что эта тема является актуальной и требует дальнейшего изучения. Профессионально ориентированный английский – важный компонент мотивированности обучающихся, так как содержание предмета определяется потребностями обучающегося.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В представленной статье анализируются методические приемы и принципы формирования устной речи у студентов, обучающихся по образовательной программе «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) по направлению «Изобразительное искусство и иностранный (английский) язык» в условиях полилингвальной образовательной среды. Данная программа направлена на подготовку специалистов, обладающих компетенциями для реализации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству и английскому языку в системе основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, а также в учреждениях с полилингвальной образовательной моделью.
В рамках исследования, направленного на выявление наиболее эффективных принципов обучения устной иноязычной речи студентов творческих специальностей, применяются следующие методологические подходы: общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, а также методы педагогического наблюдения и анкетирования.
В исследовании приняли участие 104 студента первого, второго и третьего курсов, обучающиеся по программе «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), «Изобразительное искусство и иностранный (английский) язык (в полилингвальной образовательной среде)» в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
Результаты исследования / Research results
Рассмотрим некоторые принципы обучения, направленные на формирование профессионально ориентированной англоязычной компетенции у студентов творческих специальностей. Поскольку обучающиеся осваивают профессии в сфере изобразительных искусств, представляется целесообразным интегрировать в процесс обучения произведения мировой художественной культуры и живописи. Использование картин известных художников способствует изучению иноязычной терминологии, связанной с такими аспектами, как цвет, перспектива, формы, светотеневая моделировка и другие категории художественного анализа. Помимо узких художественных тем, картины позволяют описывать различные сюжеты, проводить описательный анализ сюжетного содержания, тем самым способствуя развитию навыков устной речи в широком коммуникативном контексте.
Помимо произведений живописи на занятиях по профессионально ориентированному английскому можно использовать различные графические редакторы, которые используют в своей работе дизайнеры, так как это позволяет изучить необходимую лексику, научиться пользоваться инструментами редактирования и создает мотивацию для спонтанной или подготовленной устной речи.
С целью выявить отношение самих студентов к использованию принципов профессионального ориентированного английского и творческих заданий на занятиях на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета был проведен опрос по окончании первого семестра обучения по авторской программе, который включал в себя 12 вопросов на выявление эффективности методов и приемов, используемых на занятиях для развития навыка устной иноязычной речи.
Одним из наиболее важных вопросов автор исследования считает вопрос о пользе профессионального ориентированного английского в целом, о том, насколько сами студенты считают обучение английскому именно таким способом, подходящим для достижения их целей. Поэтому в одном из пунктов опроса участникам было предложено согласиться со следующим утверждением или отвергнуть его:
Я считаю, что более эффективно и интересно изучать английский на основе материалов, связанных с моей будущей профессией и сферой профессиональных интересов.
Рис. 1. Связь материалов с профессиональной сферой
На рис. 1 представлены ответы студентов. Важным показателем можно считать то, что все студенты в той или иной степени согласны с тем, что английский, являясь не целью, а средством, должен иметь прямое отношение к осваиваемой профессии.
Рассмотрим ряд приемов развития устной речи, которые использовались на протяжении трех лет при работе со студентами творческих специальностей Института филологии и межкультурной коммуникации. Большинство описанных ниже приемов являются авторскими разработками.
- 1. Описание картин художников с использованием лексики юнита
Описание изображений как методический прием не является нововведением; оно широко применяется в учебных материалах по общему курсу английского языка, а также в заданиях международных экзаменов. Использование визуальных материалов в процессе обучения способствует развитию навыков устной речи, активизации изученной лексики и отработке грамматических конструкций.
Для студентов, обучающихся на художественных специальностях, описание картин приобретает профессиональную направленность. В их речевой практике акцент может быть сделан на характеристике используемых художественных инструментов, стилистических особенностей, видов красок и временного периода, к которому относится произведение.
Данный прием может быть интегрирован в коммуникативные игровые упражнения, способствующие активизации профессиональной лексики. Например, в рамках игры на распознавание произведений один студент описывает картину, используя исключительно обозначения цветовых оттенков, примененных художником, в то время как остальные участники пытаются определить изображение среди предложенных вариантов. Такой подход способствует активному усвоению тематической лексики, связанной с цветовыми характеристиками (Colours and Shades), в процессе непосредственного речевого взаимодействия.
- 2. Создание логотипов по заданию и описание своих действий
Процесс разработки логотипов является неотъемлемой частью профессиональной деятельности графического дизайнера, что позволяет эффективно интегрировать данный аспект в обучение иностранному языку. В частности, создание логотипов способствует активизации тематической лексики, связанной с геометрическими формами (Shapes) и их пространственным расположением (Placement), что делает изучение данных разделов более прикладным и осмысленным.
С целью развития навыков устной иноязычной речи целесообразно использовать метод ролевой игры, который зарекомендовал себя как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции. В рамках данного метода студенты работают в парах: один из них выступает в роли заказчика и формулирует на английском языке требования к создаваемому логотипу, второй – выполняет разработку дизайна с использованием графического редактора, например Fotor или Desygner.
Завершающим этапом является обратная связь, в ходе которой участники взаимодействия обсуждают процесс создания логотипа, оценивают его соответствие заданным критериям, выявляют возможные корректировки и формулируют аргументированные комментарии относительно удачных дизайнерских решений. Таким образом, методическая интеграция профессиональных задач способствует не только развитию языковой компетенции, но и формированию навыков аргументированной дискуссии и критического анализа в профессиональном контексте.
- 3. Создание дизайна плаката или обложки книги и описание своих действий
В процессе выполнения данного задания студенты могут использовать нейросетевые технологии, например платформу NeuroScribe, которая автоматически генерирует макет будущего плаката или обложки. Преимущество данного подхода заключается в том, что обучающимся необходимо сначала взаимодействовать с нейросетью на английском языке, формулируя корректные и детализированные текстовые запросы (prompts) для получения желаемого дизайнерского решения. Следующим этапом будет представление дизайна перед группой. Данный методологический подход обладает дополнительным коммуникативным преимуществом: предварительное взаимодействие с искусственным интеллектом может способствовать снижению психологического барьера при устном выступлении, что облегчает процесс представления дизайнерского проекта и повышает уверенность студентов в использовании иностранного языка в профессиональном контексте.
- 4. Сравнение фотографий до редакции и после
Описание картинок может быть разнообразным. Данный прием предлагает не просто описывать фотографии, но и подмечать изменения, которые были в них сделаны, тем самым отрабатывая такие темы, как Colours, Light, Shapes, Placement, Basic actions.
- 5. Создание мудборда и его описание
Мудборд (mood board, доска настроения) представляет собой неотъемлемый элемент современного дизайна, выполняя функцию визуального концепта будущего проекта. Данный инструмент представляет собой унифицированное пространство: большой лист, цифровое полотно или физическую доску, на которых объединяются различные визуальные элементы, отражающие стилевое и концептуальное направление работы.
Для создания мудборда студенты могут использовать специализированные онлайн-платформы, такие как Moodboard Creator и The Adobe Express Mood Board Creator, либо выполнить данный этап вручную. Однако ключевым аспектом задания является не сам процесс создания доски настроения, а ее детализированное описание на английском языке.
Данный методологический прием относится к проектным методам обучения, широко применяемым в практике преподавания английского языка. В данном случае он приобретает профессиональную направленность, позволяя обучающимся не только развивать языковую компетенцию, но и осваивать специализированную терминологию, связанную с визуальным искусством и дизайном.
- 6. Редактирование фотографий на онлайн-платформах и описание своих действий
Как и в пункте 5, это задание позволяет изучить инструменты графических редакторов и перенести их в устную речь и использовать в контексте.
7. Описание своей жизни от имени персонажа картины
Данный методический прием не имеет непосредственной связи с будущей профессиональной деятельностью студентов, однако представляет значительную ценность с точки зрения развития креативного мышления и творческого потенциала и вызывает активный интерес у обучающихся. Его применение способствует формированию навыков нестандартного интерпретативного мышления, что повышает мотивацию обучающихся.
Одним из ключевых преимуществ данного подхода является возможность использования как монологической, так и диалогической формы речи. Поскольку на произведениях изобразительного искусства могут быть изображены несколько персонажей, студенты могут не только описывать изображение, но и моделировать гипотетические диалоги между персонажами картин, опираясь на их эмоциональное состояние, эпоху и контекст, в котором они были созданы. Такой формат работы вызывает интерес обучающихся, так как позволяет интегрировать знания, полученные на занятиях по истории искусств, в коммуникативную практику на английском языке.
В ходе опроса студентам было предложено выбрать вид вышеперечисленных заданий, которые, на их взгляд, наиболее эффективно развивают их навыки устной речи. На рис. 2 представлены результаты опроса в процентном соотношении. Самыми эффективными заданиями, по мнению студентов, являются описание картин, их сюжета, а также описание своих рисунков на разные темы. Наименее эффективными, на взгляд студентов, оказались задания, в ходе которых они применяли онлайн-платформы для графической редакции своих или готовых изображений.
Рис. 2. Эффективные задания
Приведенные выше результаты указывают на то, что студентам комфортнее работать с более простыми задачами, для которых уже есть подготовленная лексика.
Далее студентам было предложено выбрать фразу, которая, на их взгляд, описывает принципы обучения, применяемые на занятии. Данный вопрос был задан с целью определить, какие умения и навыки способны развивать творческие задания, связанные с их будущей профессией художников, дизайнеров и учителей изобразительных искусств.
Рис. 3. Принципы обучения
На рис. 3 можно проследить следующую тенденцию: творческие и связанные с живописью и дизайном задания в наименьшей степени помогают преодолеть психологический барьер и вступить в коммуникацию. Тем не менее обучающиеся отметили их важность для развития творческого потенциала. Что же касается предметных результатов, высокий процент получили развитие устной речи, запоминание новых слов и мотивация к говорению, что говорит о высоком потенциале творческих заданий на занятиях по английскому языку. И самым важным, на наш взгляд, является критерий, набравший наибольший процент голосов, а именно интерес, который вызывают творческие задания, что напрямую связано с мотивацией, главной движущей силой обучения. Именно мотивированность самих обучающихся гарантирует успех.
Заключение / Conclusion
Проведенное исследование позволило выявить основные принципы обучения устной иноязычной речи студентов творческих специальностей, а также определить наиболее эффективные методические приемы формирования их коммуникативной компетенции. Тема развития устной иноязычной компетенции в рамках полилингвального образования является актуальной, проведенное исследование подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования принципов преподавания устной речи студентам творческих специальностей с учетом их профессиональной специфики и психологических особенностей восприятия иностранного языка. В ходе работы был проведен анализ подхода English for Specific Purposes (ESP) в обучении будущих художников, дизайнеров и педагогов изобразительного искусства, а также рассмотрены методические приемы, направленные на развитие устных речевых навыков. В рамках эмпирического этапа исследования было проведено анкетирование студентов, результаты которого показали, что обучающиеся испытывают большее психологическое удобство при выполнении более простых заданий, для которых у них уже имеется подготовленный лексико-грамматический запас, тогда как более сложные, творческие задания, связанные с живописью, дизайном и художественным анализом, оказались менее эффективными для преодоления коммуникативного страха, несмотря на их явную пользу для развития профессионально ориентированной лексики. Тем не менее студенты отметили значимость таких заданий с точки зрения развития творческого потенциала, что является важным аспектом достижения метапредметных результатов обучения. Включение художественного анализа, работы с визуальными образами и создания проектов на иностранном языке не только развивает языковую компетенцию, но и способствует более глубокому осмыслению изучаемых профессиональных дисциплин.
Дальнейшее изучение данной темы представляется перспективным в нескольких направлениях. В частности, актуальным является поиск методик и приемов, направленных на снижение языкового барьера при выполнении творческих заданий, а также разработка адаптированных учебных материалов, обеспечивающих баланс между профессиональной направленностью обучения и развитием свободной устной речи. Кроме того, важным аспектом будущих исследований может стать интеграция цифровых технологий и искусственного интеллекта в процесс обучения устной иноязычной речи, что позволит повысить уровень вовлеченности студентов и адаптировать образовательные методы к современным требованиям.

Natalia N. Krivosheeva