Введение / Introduction
Основой художественной грамоты является рисунок. От того, насколько обучающийся профессионально овладел рисунком, зависит его творческая деятельность. А если обучающийся – будущий художник-педагог, то от мастерства владения рисунком будет зависеть и то, насколько успешной будет его педагогическая деятельность. В основе рисунка лежат принципы, освоение которых поможет начинающему обучаться рисунку. К этим принципам можно отнести методическую последовательность выполнения работы, принцип конструктивного анализа формы объекта изображения, принцип тонального решения рисунка; принцип целостности и другие методические положения, направленные на овладение методами и техникой выполнения рисунка.
Цель статьи – представить результаты исследования по методике обучения рисунку и предложить разработанную серию заданий, способствующую освоению основ художественной грамоты по рисунку.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Разработать серию заданий по выполнению краткосрочных рисунков.
3. Проверить эффективность разработанных заданий при проведении педагогического эксперимента.
Обзор литературы / Literature review
Основам обучения рисунку посвящены работы многих исследователей. В первую очередь можно назвать труды Н. Н. Ростовцева, определившего процесс выполнения рисунка как метод познания окружающей действительности графическими средствами [1], и работы его последователя С. П. Ломова, который задал функциональную направленность системы художественно-педагогического образования [2]. Также в отечественной научной литературе можно выделить труды А. Е. Терентьева, раскрывшего творческие аспекты процесса обучения рисунку [3], Л. Г. Медведева, который выявил образную составляющую академического рисунка [4]. В последних своих исследованиях он вскрыл причины понижения уровня профессионального художественного образования в современных условиях и обозначил возможности преодоления возникших трудностей [5]. Л. Г. Медведев в своих работах доказывает необходимость поиска путей совершенствования методики обучения рисунку, он отмечает, что «специфика образовательного процесса художественного и художественно-педагогического образования требует особого отношения к проектированию новых методических подходов для достижения достаточного уровня подготовки художника-педагога» [6]. Следует отметить, что разные исследователи, как правило, развивали один из методических принципов учебного рисования или какое-то одно методическое положение. Например, Д. П. Псурцев обосновал необходимость развития композиционного мышления студентов в процессе выполнения рисунка [7]. К. В. Макарова также останавливается на вопросах композиции, в частности на исследовании композиционных зарисовок как метода обучения академическому рисунку и способа преодоления таких проблем, как стереотипность формата, однообразие техники и тематики [8]. А исследователь Ф. В. Федюнин подошел к вопросу композиции на примере темы натюрморта; в своем исследовании он предлагает рассматривать учебное задание из предметов быта как первое знакомство студента с всеобщими законами композиции наряду с решением технических изобразительных задач [9]. С. А. Никитенков останавливается на раскрытии закономерностей пропорций человека для преодоления неуверенности в изображении фигуры человека [10]. В. К. Лебедко акцент сделал на разработке методики обучения рисунку через глубинное понимание пространства [11]. И. А. Башкатов в своих исследованиях пришел к выводу о том, что грамотное реалистическое изображение в рисунке возможно при условии целостного восприятия изображаемого объекта, а единственный вид деятельности человека, ставящий главной задачей целостное восприятие объема объекта, – это занятие скульптурой, поэтому он предложил проводить занятия рисунком во взаимосвязи со скульптурой [12]. Д. А. Горбачева рассматривает роль академического рисунка при обучении студентов в качестве основы художественной подготовки, необходимой для создания высокохудожественных произведений, подчеркивая необходимость освоения профессиональных основ в начальной стадии обучения [13]. Это особенно важно, так как от того, насколько качественно будут заложены основы рисунка на начальных этапах, будет зависеть дальнейшее профессиональное развитие студентов. Об этом же говорится в работе С. Н. Андрияки, который составил примеры базовых заданий – программы по академическому рисунку для одного полугодия по авторской методике Сергея Андрияки, что имеет практическое значение в художественной подготовке студента и служит доказательством актуальности разработки и совершенствования таких заданий [14]. С несколько другой стороны осветил роль академического рисунка М. М. Цагараев, он рассмотрел необходимость профессиональной подготовки по рисунку для создания живописных произведений, что не отменяет ценности рисунка как самостоятельного направления работы [15].
О необходимости разработки специальных заданий в практике преподавания рисунку говорит О. В. Шаляпин. Проанализировав текущее состояние методики обучения рисунку, он прямо указывает на то, что «необходимо разработать методику, включающую в себя комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование профессиональных умений рисования» [16]. Исследователь О. Г. Макарова, соглашаясь с необходимостью совершенствования методики обучения рисунку, главным считает, что «методы преподавания под руководством преподавателя связаны с повышением познавательной вовлеченности студентов, интереса, учебных достижений и развитием академических компетенций» [17].
Некоторые исследователи обращают внимание на разные стадии выполнения рисунка; так, А. А. Прищепа отмечает важность правильного выполнения начала рисунка, по его мнению, качество первоначального наброска в итоге влияет на «смысловую фиксацию мысленного процесса на промежуточном этапе выполнения учебно-творческой работы» [18]. А о значимости завершающей стадии выполнения рисунка, когда надо привести изображение к целостности, пишет О. Н. Чеберева, при этом исследователь отмечает, что надо использовать методы обобщения тональной насыщенности и приведения всего тона к пластическому единству [19].
В рассмотренных исследованиях проводится научно-методическое обоснование методики обучения рисунку, отдельных сторон системы преподавания академического рисунка, но недостаточно внимания уделяется разработке комплексов упражнений по рисунку, направленных на совершенствование не отдельно взятого положения, а целостного процесса обучения рисунку в совокупности всех сторон обучения и освоения основных методических принципов выполнения академического рисунка. Вышеперечисленные исследования отечественных авторов создают солидную базу для совершенствования методики преподавания академического рисунка на начальных этапах обучения.
В области методики обучения художественной грамоте представляют интерес также и работы зарубежных исследователей. В исследовании Ч. Хакетт рассматривается вопрос о том, как можно обучить неподготовленного студента навыкам, необходимым художникам для выполнения профессиональной деятельности [20]. Автор рекомендует использовать интерактивные методы обучения, которые также могут быть применены для подготовки по рисунку. K. Андерсон исследовал влияние совместной профессиональной учебной деятельности на восприятие преподавателями изобразительного искусства требуемого профессионального развития. Результаты его исследования показали, что рефлексивный диалог, сетевые возможности и культура сотрудничества являются ключевыми факторами, влияющими на результаты профессионального развития тех, кто осваивает основы художественной грамоты [21]. Проводились исследования также и в области анатомических наук. Исследователи Х. Ричи и другие пришли к выводу о том, что зрительно-пространственные навыки считаются важными атрибутами при изучении анатомии, ими были получены данные, свидетельствующие о том, что эту способность можно улучшить с помощью методов обучения, включая занятия рисунком [22]. Вызывают интерес результаты исследования К. Дриусси, она использовала методы оценивания своей деятельности с помощью рисунков обучающихся. В статье она представила рисунки, созданные обучающимися, в качестве инструмента, который можно использовать для неформальных опросов, сбора общей информации и подробного изучения опыта и мнений обучающихся [23]. Близкая по тематике работа И. Теста, в ней исследователь предлагает проанализировать рисунки учащихся с помощью семиотической культурно-психологической теории (SCPT) – социально-культурной психологической модели, которая объединяет семиотику с теорией динамических систем. Согласно SCPT, рисунки, созданные обучающимися, можно проанализировать с точки зрения обобщенных смыслов, то есть неявных предположений о представленном содержании. Полученные результаты позволяют предположить, что модель SCPT можно эффективно использовать для анализа рисунков обучающихся, изображающих природные явления [24].
Кроме того, в зарубежных исследованиях рассматриваются примеры того, как рисование продвигается в цифровую эпоху, отмечается, что в настоящее время сокращается срок обучения ручному рисованию в программах по искусству, архитектуре и дизайну, а также в художественном образовании, что в значительной степени связано с цифровой революцией, но происходят такие события: в Лондоне – ежегодный симпозиум по изучению мышления с помощью рисования; в Париже – выставка в Гран-Пале, «Художники и роботы»; конференция в Институте перспективных исследований по пространственно-временным геометриям и движению в мозге и в искусстве; обсуждение вопросов рисования в Лаборатории рисования Cinéma d'Été. Исследователь С. Симмонс отмечает, что эти события говорят о сохраняющейся важности обучения рисованию как в изобразительном искусстве, так и в общем образовании на всех уровнях, также и в цифровую эпоху [25]. О важности рисовальной культуры говорится также в исследовании, проведенном учеными Д. Релленсманн, С. Шукайловым, К. Леопольд. По их мнению, умение выполнять рисунки может помочь обучающимся избежать трудностей, с которыми они сталкиваются при решении реальных (или моделирующих) задач. В проведенном ими исследовании 132 ученика 9-х и 10‑х классов были случайным образом распределены на экспериментальные условия «с ситуационными или математическими инструкциями по рисованию» или на контрольное условие «без инструкций по рисованию». Многоуровневый анализ траекторий показал, что математические инструкции по рисованию оказали общее положительное влияние на производительность и эффект был передан через использование рисунков. Кроме того, стратегические знания о рисовании оказали общее положительное влияние на производительность моделирования. Проведенный учеными анализ примерной задачи моделирования помог им выдвинуть дополнительные гипотезы о том, как инструкции по рисованию и использование рисунков влияют на производительность моделирования уже на уровне задачи [26]. Перечисленные зарубежные исследования затрагивают важные вопросы, относящиеся к рисовальной грамоте, при этом следует отметить, что эти исследования напрямую не связаны с методическими принципами академического рисунка, но идеи и предлагаемые методы могут быть использованы в методике обучения рисунку.
Из анализа отечественного и зарубежного исследовательского опыта можно сделать вывод о том, что рисунок является основой художественной грамоты, влияет на многие процессы и имеет ряд особенностей, без учета которых не может полноценно осуществляться учебный процесс. Методические принципы выполнения учебных рисунков задают функциональную направленность процессу обучения рисунку. Они направлены на то, как научить студента правильно начинать рисунок и как его следует заканчивать. Освоение методических принципов активизирует необходимые мыслительные процессы, которые способствуют получению профессиональных компетенций по рисунку. Но разработанных заданий комплексного освоения всех методических принципов академического рисования в художественной педагогике пока не составлено. Следовательно, необходимо обоснование и разработка заданий, которые были бы направлены на освоение методических принципов, закрепляли бы в сознании рисующего закономерную последовательность выполнения рисунка и в своей совокупности оказывали бы положительное влияние на целостный процесс овладения профессиональной грамотой по рисунку.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследование проводилось с опорой на идеи преемственности отечественного художественно-педагогического образования, в котором важно сохранять и развивать традиции. Исследование базировалось на комплексном подходе при организации продуктивного функционирования процесса обучения основам художественной грамоты. Задания по рисунку разрабатывались таким образом, чтобы устранить возможные противоречия и придать всему педагогическому процессу единую целевую направленность. Объектом исследования выступает процесс обучения студентов академическому рисунку. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по методике преподавания академического рисунка, педагогический эксперимент, анализ рисунков студентов. Базой исследования выступал Государственный университет просвещения, педагогический эксперимент проводился на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел. В эксперименте приняла участие группа студентов, состоящая из шести подгрупп (три входили в экспериментальную группу и три в контрольную группу) в количестве 80 человек I–III курсов по направлениям подготовки «Дизайн» и «Педагогическое образование». Педагогический эксперимент осуществлялся в течение двух лет, с 2022 по 2024 год, и проходил в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, был выполнен анализ современного состояния обучения студентов по рисунку и анализ научной литературы по данному вопросу. На основе данных анализа были разработаны краткосрочные задания, фиксирующие внимание студентов на отдельных составляющих процесса выполнения рисунка. На формирующем этапе педагогического эксперимента проводилась проверка разработанных заданий. Задания выполнялись в рамках программы по дисциплине «Рисунок», в которой предусмотрены часы на наброски и зарисовки. На контрольном этапе педагогического эксперимента анализировались и интерпретировались собранные результаты для получения выводов и статистических показателей.
Результаты исследования / Research results
Методические принципы работы над академическими рисунками направлены на освоение основ художественной грамоты. Они раскрывают методы ведения работы над рисунком, дают представление о том, как надо вести работу над рисунком от его начала до завершения, какие задачи решать на каждом этапе выполнения рисунка. Поэтому обучение рисунку предполагает развитие у студентов умения методически верно вести работу в процессе выполнения рисунка. Для того чтобы этого достичь, была сформулирована гипотеза о том, что необходимо давать задания, которые развивают и закрепляют навыки последовательного и методически верного выполнения рисунка. Для этого были разработаны упражнения – краткосрочные задания, развивающие навыки владения отдельным этапом выполнения рисунка, дающим возможность освоить отдельный методический принцип выполнения рисунка и одновременно закрепляющим весь процесс работы над рисунком в совокупности всех методических положений.
Для проверки гипотезы и эффективности разработанных заданий был проведен педагогический эксперимент. Сначала был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента. Были сформированы контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). Для оценки рисунков были составлены критерии, отражающие освоение методических принципов выполнения рисунка:
- обоснованная композиция изображения на листе бумаги;
- качество первоначального наброска изображения;
- конструктивный анализ формы изображаемого объекта;
- распределение тональных отношений средствами светотени;
- передача фактуры и материальности объекта;
- придание рисунку целостности;
- достижение художественно-образного результата в рисунке;
- культура графических средств.
Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента показали низкий уровень освоения методических принципов выполнения рисунка. Результаты в КГ и ЭГ группах получились примерно одинаковыми.
Далее был проведен формирующий этап педагогического эксперимента. Была проведена апробация разработанного комплекса заданий.
Практические задания состояли из восьми серий заданий:
1. Наброски, направленные на развитие навыков композиции изображения на листе бумаги. По каждой теме программы выполнялись задания, в которых необходимо было выполнить композиционный рисунок с задачей гармоничного расположения изображения на листе бумаги (продолжительность одного рисунка составляла 10 минут). Задание направлено на освоение методического принципа композиции изображения. Это основополагающий принцип, от освоения которого зависит вся дальнейшая работа над рисунком. Студенты практиковались в том, чтобы их наброски были лаконичными и передающими общее впечатление от натурной постановки. Примеры набросков композиции натюрморта и фигуры человека в интерьере представлены на рис. 1, 2.
|
|
|
|
Рис. 1. Композиционный поиск |
Рис. 2. Композиционный набросок одетой фигуры человека |
2. Первоначальный набросок для последующих длительных работ. Умение качественно выполнять первоначальный набросок важно для рисующего, так как дает уверенность в работе, способствует правильному выполнению рисунка с учетом формы и пропорций изображаемого объекта, развивает целостное восприятие рисующего. Качество первоначального наброска заметно влияет на конечный результат, если рисунок начать грамотно, то работа, как правило, ведется более плодотворно и быстрее достигается поставленная цель. Задание направлено на освоение принципа методической последовательности выполнения рисунка, так как закрепляет навык выполнения одного из этапов выполнения рисунка, который оказывает существенное влияние на конечный результат. Продолжительность одного рисунка составляла от 5 до 15 минут, в зависимости от темы занятия (рис. 3, 4).
|
|
|
|
Рис. 3. Первоначальный |
Рис. 4. Первоначальный набросок фигуры человека |
3. Рисование объектов симметричной формы. Большинство окружающих нас объектов имеет симметричную форму (предметы быта, голова и фигура человека), поэтому у обучающихся должна выработаться привычка проводить линию симметрии и обозначать соединительной линией местоположение симметричных форм, то есть рисовать симметричные формы, одновременно соотнося их друг с другом. Задание направлено на освоение методического принципа рисования симметричных, парных форм. Продолжительность выполнения рисунка составляла 15–20 минут, рисунки должны были быть краткосрочными, главное, надо было показать вспомогательные линии для построения симметричной формы, чтобы потренироваться именно в этом умении, развить и закрепить навык правильного рисования симметричных форм (рис. 5, 6).
|
|
|
|
Рис. 5. Наброски предметов быта, имеющих |
Рис. 6. Набросок гипсовой головы |
4. Линейно-конструктивные зарисовки. Конструктивные зарисовки различных объектов выполнялись в соответствии с программой, начиная от предметов быта (ваза, самовар) и заканчивая рисунками головы и фигуры человека. Для этого использовались различные методические разработки, в том числе по формированию навыков конструктивного построения головы человека в академическом рисунке [27]. Студентам приводились теоретические сведения и показывались рисунки с конструктивными особенностями изображения формы предметов, объяснялись конструктивные особенности, приводились конструктивные схемы, а также пропорции частей тела человека. Использовались конструктивные схемы построения, приведенные в учебном пособии В. В. Пискарева [28] и результаты исследования Н. И. Куприянова [29]. Задание направлено на освоение методического принципа конструирования формы объекта. Время, которое отводилось на это задание, составляло от 20 до 40 минут, в зависимости от темы программы. На рис. 1, 2 приведены примеры конструктивного анализа студентами формы предмета быта и гипсовой головы человека (см. рис. 7, 8).
|
|
|
|
Рис. 7. Конструктивный набросок предмета быта |
Рис. 8. Конструктивная зарисовка гипсовой головы |
5. Тональные зарисовки мягким материалом с разными источниками освещения. В учебном рисунке важно соблюдать основные закономерности светотени и понимать, какие приемы надо применять для выявления больших светотеневых масс. Поэтому в этом задании студентам было важно освоить, как следует начинать работать светотенью, чтобы передать большие тональные отношения и особенности работы со светотеневой моделировкой формы. При разработке этого задания использовались материалы исследовательской работы А. В. Ведерниковой, посвященной поэтапному выполнению работы над тональным рисунком [30]. Задание направлено на освоение методического принципа тонального решения рисунка. Продолжительность выполнения рисунка составляла 15–20 минут. Заканчивать рисунок было не обязательно, важно было потренироваться в том, как следует работать большими тональными отношениями и распределять по форме светотень (рис. 9, 10).
|
|
|
|
Рис. 9. Зарисовка гипсовой головы |
Рис. 10. Набросок обнаженной фигуры человека |
6. Достижение целостности через обобщение рисунка. Студенты должны были сделать быстрый рисунок объекта со всеми деталями и провести его обобщение. Задание выполнялось с учетом материалов диссертационного исследования Д. В. Самодранова [31]. Задание направлено на освоение методического принципа достижения целостности рисунка. Студентам надо было наметить детали объекта, а потом попробовать эти детали подчинить целому, сохранив при этом наполненность рисунка содержанием. Задание проводилось 20–30 минут. На рис. 11, 12 показаны краткосрочные рисунки головы человека с проведенным обобщением изображения.
|
|
|
|
Рис. 11. Зарисовка головы человека с обобщением |
Рис. 12. Краткосрочный рисунок головы с обобщением |
7. Передача материальности объекта. Выполнялись краткосрочные рисунки с задачей эффективного использования выразительных средств для передачи материальности рисуемого объекта. Это умение важно, так как все объекты материального мира имеют свою фактуру и особенности поверхности, их передача влияет на качество рисунка, без передачи материальности не возникает необходимая убедительность от восприятия рисунка. Продолжительность выполнения рисунка составляла 20–30 минут. Выполняя эти задания, студенты должны были получить навык оптимального использования технических приемов передачи материальности различных объектов (рис. 13, 14).
|
|
|
|
Рис. 13. Краткосрочный рисунок предмета быта из металла |
Рис. 14. Зарисовка крыла чучела птицы |
8. Художественно-образное решение рисунка. Выполнялись задания с формулировкой идеи рисунка, которая включала выбор размера общего силуэта изображения, его пластику, тональную насыщенность, логическую расстановку акцентов, выбор главного и второстепенного. И необходимо было придумать название работы, в котором концентрировалась бы общая идея рисунка. Задание направлено на освоение методического принципа художественно-образного решения рисунка. По продолжительности выполнения рисунков эти задания были самими длительными и составляли от 2 до 4 академических часов (рис. 13, 14).
|
|
|
|
Рис. 15. Зарисовка натюрморта |
Рис. 16. Краткосрочный рисунок человека с домброй |
После формирующего этапа педагогического эксперимента был проведен завершающий контрольный этап. После экспериментальных заданий были выполнены рисунки по разным темам программы, которые характеризовали качество экспериментально обучения.
Результаты оценки уровня освоения методических принципов выполнения учебных рисунков, получения практических умений по выполнению рисунков до и после экспериментальной работы приведены в таблице.
Сравнительные данные результатов педагогического эксперимента
|
Уровни оценки |
Количество испытуемых (%) |
|||
|
До внедрения |
После внедрения |
|||
|
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
|
Высокий |
13 |
12 |
23 |
53 |
|
Средний |
45 |
46 |
46 |
37 |
|
Низкий |
42 |
42 |
31 |
10 |
Анализ результатов контрольного этапа педагогического эксперимента показал, что уровень освоения основ художественной грамоты по рисунку у студентов в ЭГ, в сравнении с КГ, значительно повысился. Разработанные задания-упражнения способствовали развитию умений и навыков выполнения академических рисунков. Разработанные задания являются одним из подходов, который вносит новые элементы в существующую методику преподавания рисунка, дополняет ее базовые разделы. Выполнение заданий предполагает активную вовлеченность студентов в процесс. Когда студенты понимают смысл заданий и видят реальный результат своей работы, то вовлеченность в учебный процесс становится естественной потребностью студента, так как нет таких обучающихся изобразительному искусству, которые не хотели бы научиться рисовать, но без целенаправленного руководства педагога они этого достичь не могут. Задания с постепенным усложнением задач с неоднократной тренировкой отдельных составляющих процесса выполнения рисунка дают студентам возможность освоить методические принципы учебного рисования, овладеть художественной грамотой по рисунку на начальных этапах обучения на высоком уровне.
Заключение / Conclusion
Проведенное исследование показало, что выполнение комплекса заданий, направленного на освоение основ художественной грамоты по рисунку, оказывает положительное воздействие на формирование и развитие необходимых профессиональных качеств у обучающихся:
- у студентов улучшилось понимание того, как следует компоновать изображение на листе бумаги, связывать его с изобразительной плоскостью, учитывая общий абрис изображаемого объекта, равновесие форм, распределение светотени, оказывающее влияние на композицию;
- в рисунках улучшилось конструирование формы изображаемого объекта, студенты стали внимательнее изучать взаимосвязанные объемы и находить в них закономерные линии соединения;
- в рисунках стала наблюдаться большая контрастность за счет более грамотного распределения больших тональных отношений, как следствие, усилилась выразительность рисунка;
- в рисунках проявилось качество передачи материальности, студенты стали применять различные технические приемы для достижения убедительности фактуры изображаемого объекта, так как студенты пробовали использовать различные графические материалы (карандаш, уголь, маркер, перо и др.), то у них обогатился арсенал выразительных средств, что также повлияло на качество передачи материальности;
- рисунки стали отличаться художественно-образным содержанием, работа над этим шла не всегда легко и успешно, но в итоге в рисунках стал прослеживаться образный характер работы, основанный на идейном замысле;
- в целом улучшилось соблюдение методической последовательности выполнения рисунка, студенты стали более грамотно начинать и заканчивать рисунок, применяя основополагающий методический принцип «от общего к частному и от частного к общему».
Исходя из результатов исследования, можно утверждать, что формирующий эксперимент показал эффективность разработанных и специально организованных заданий, обеспечивающих прочные осознанные знания и умения за счет создания на занятии действенной системы их выполнения. Это дополнительные задания, фиксирующие отдельные этапы выполнения рисунка и задания, рассчитанные на освоение какого-либо методического принципа выполнения рисунка. Такие задания могут быть применены при освоении различных тем академического рисунка – от натюрморта до фигуры человека.

Andrey M. Savinov