Full text

Введение / Introduction

 

Актуальность темы «Стартап как диплом» обусловлена в первую очередь необходимостью применения более комплексного подхода к написанию выпускных квалификационных (дипломных) работ. Данный подход включает в себя, помимо теоретических изысканий выпускника, еще и практическую составляющую – планирование реализации стартапа – от бизнес-идеи до полного выхода на рынок, весь спектр маркетинговых исследований – от создания продукта до разработки стратегии выхода на рынок, расчет финансовой модели и оценку рисков и эффективности проекта. Внедрение стартапов в образовательную деятельность позволяет освоить многие изученные в теории методы и инструменты. Таким образом, создание собственных бизнес-проектов позволит выпускникам получить опыт разработки и реализации своих технологических идей, развить предпринимательские компетенции, что подготовит выпускника к современным вызовам в частности и развитию инновационного потенциала страны в целом. Кроме того, И. А. Волкова, Т. А. Галынчик, С. В. Данилова отмечают, что данная программа становится одним из векторов поддержки малого предпринимательства в России [1].

Также следует отметить, что в образовательные программы различных направлений подготовки все чаще включают отдельные учебные курсы, связанные с разработкой и реализацией проектов, в том числе бизнес-планирование. Сложившаяся ситуация продиктована запросами государства на развитие отдельных отраслей экономики и в целом развитие малого предпринимательства. С 2025 года в РФ реализуется национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика», где основной задачей является развитие малого, среднего и технологического предпринимательства [2].

Цель исследования – проанализировать современный механизм выполнения студентами высшей школы выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом», что подразумевает применение обучающимися различных алгоритмов, в том числе работу в команде (проекте), сформированной из обучающихся различных направлений подготовки, и использование ими методов системного и стратегического анализа.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

– представить обзор отечественной и зарубежной литературы по проектной деятельности студентов и программе «Стартап как диплом» в системе высшего образования;

– сформировать и описать бизнес-процесс реализации внутривузовской программы «Стартап как диплом»;

– структурировать и обобщить существующие методики, которые возможно применить при разработке стартапов;

– проанализировать стартап-движение на примере Нижневартовского государственного университета.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Первоначальным подходом в становлении проектной деятельности в системе высшего образования стало развитие компетенций по организации предпринимательской деятельности.

Д. М. Стажарова, М. В. Сысоенко, К. И. Канунникова, Е. В. Будрина считают, что «в современном обществе предпринимательская деятельность приобретает все большее значение для экономического развития страны. Одновременно они подчеркивают возможность становления студенческого предпринимательства как ключевого элемента инновационной экосистемы университета» [3].

В целях развития студенческого предпринимательства образовательные программы многих направлений подготовки стали дополняться специализированными курсами, ориентированными на формирование необходимых компетенций, например «Основы организации предпринимательской деятельности». Развитие предпринимательских компетенций у студентов высшего образования реализуется через проектную деятельность, которая во многом проявляется путем разработки проектов и/или бизнес-планов. А. М. Петров отмечает важность «формирования у студентов профессиональных предпринимательских компетенций не только в рамках специальных образовательных программ, но и формирование у обучающихся предпринимательских компетенций в рамках освоения отдельных тематических дисциплин, которые встроены в другие ОП вуза» [4]. Кроме дисциплин, формирующих у обучающихся предпринимательские компетенции, необходимо включение в образовательные программы практико-ориентированных модулей или курсов, направленных на формирование навыка создания бизнес-проектов и/или бизнес-планов. М. А. Назаров, К. А. Корнилова обоснованно поддерживают указанную точку зрения, говоря о том, что «высшие учебные заведения также могут поддерживать предпринимательскую инициативу студенчества путем формирования навыков в рамках встроенных модулей, треков, работ в специализированных симуляционных лабораториях и т. д.» [5]. Соответственно, основы развития предпринимательской активности закладываются через университетское (высшее) образование. Исследователи Л. В. Капустина и И. Г. Баканова выделяют университетское образование как один из показателей, стимулирующих предпринимательство, так как качество обучения, высокий уровень практикоориентированности должны сформировать условия для генерации студенческих идей и их трансформации в реальные бизнес-проекты [6].

Д. О. Нагорный, С. М. Щербаков предлагают «формы синхронизации проектной деятельности с учебным процессом: учебная (ознакомительная) и производственная практика, курсовые проекты, индивидуальные задания в составе дисциплин (предусмотренные листами контрольных мероприятий и рабочей программой), выпускные квалификационные работы» [7].

Особым результатом студенческого предпринимательства является выполнение выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом», что соответствует запросам современной экономики в части развития молодежного предпринимательства, а также требованиям к современной системе высшего образования, в большей степени ориентированной на практикоориентированность образования, повышение уровня практических компетенций выпускников.

Категория «стартап» как обозначение новых предпринимательских инициатив стала применяться в трудах зарубежных исследователей примерно в 1970-е годы ХХ века. Б. Такман представляет стартап как командную работу, именно работу в малых группах. Автор отмечает, что в этих группах необходимо разделить сферы группового функционирования, а именно межличностные и групповые взаимодействия, а также направления деятельности по конкретным задачам. Последовательность развития групп, работающих в формате старапа, проходит четыре стадии: 1-я стадия – ориентация/тестирование/зависимость, отвечающая за общее формирование команды и оценку единой цели; 2-я стадия – конфликт, формируется конфликт интересов в рамках разделения функциональных ролей; 3-я стадия – групповая сплоченность, формируется единая команда, заинтересованная в достижении общей цели; 4‑я стадия – функциональная ролевая связанность, исполнение и реализация стартап-проекта. Б. Такман данные стадии обозначил как формирование, штурм, нормирование и исполнение [8].

В. Боекер в 1989 году описывал «стартап» как фирмы, в которых доминируют стратегии первопроходцев, и в этих фирмах разработки имеют большее влияние, чем в других фирмах, где данные условия отсутствуют. Ожидается, что первопроходцы (стартаперы) будут уделять большое внимание исследованиям и разработкам. Организации, которые в значительной степени полагаются на инновационность и первопроходчество при выходе на рынок с новым продуктом, должны демонстрировать высокий уровень функциональной экспертизы в области исследований и разработок. Следовательно, доминирующая стратегия первопроходцев, скорее всего, будет постоянно использоваться в организациях с сильной функцией исследований и разработок, при том что обеспечит основу для постоянной поддержки этой стратегии [9].

П. Грахам характеризует стартап как компанию, которая создана для быстрого роста. Само по себе создание новой компании не делает ее стартапом. Стартапу не обязательно работать над технологиями, получать венчурное финансирование или иметь какой-то «выход». Единственное, что необходимо, – это рост. П. Грахам отмечает, что стартапы сложны, требуют постоянного контроля, и не каждая недавно созданная компания является стартапом. Для быстрого роста необходимо создать новый продукт, который реально быстро продавать на рынке, а чтобы компания действительно выросла, она должна сделать то, что нужно многим людям, охватить и обслужить всех этих людей. Кроме того, большинство предприятий жестко ограничены, отличительной чертой успешных стартапов является то, что они не ограничены. Стартап должен сделать что-то, что он может предоставить большому рынку, и идеи такого типа настолько ценны, так как все очевидные уже заняты. Обычно успешные стартапы случаются потому, что основатели достаточно отличаются от других людей, а идеи, которые мало кто может увидеть, кажутся им очевидными [10].

Ш. Уайз и Б. Фелд в своей работе рассматривали «стартап» как предпринимательские идеи, авторы которых бросали вызов обществу. В большинстве случаев успешная генерация стартап-идей связана с длительным обсуждением видения, прогнозов и спорных точек зрения. Данные авторы придерживаются подхода о необходимости длительных рассуждений, проверки предположений, они создают моменты ясности и вдохновения. Время, потраченное на содержательное групповое обсуждение, было не только самым полезным способом провести время, но и в конечном итоге привело к появлению гораздо лучших идей по всем направлениям. Для сосредоточения на реальных проблемах отрасли и фокусировки решений в стартапах требуется обширная креативность, оригинальное мышление и активные дебаты. Следовательно, значительную роль в создании стартапов играет обсуждение, но и то, с кем обсуждается идея, имеет решающее значение (например, это могут быть потенциальные клиенты или пользователи, ранние соучредители, советники, друзья и наставники) [11]. Дж. Хорн, К. Фихте определяют стартапы как инновационные новые предприятия, играющие важную роль во внедрении и распространении инноваций [12]. Д. Аудреч, А. Коломбелли, Л. Грилли, Т. Минола, Э. Расмуссен считают, что стартапы должны создавать и формировать новые отрасли, оказывать значительное экономическое и социальное воздействие [13].

П. Грэм, американский предприниматель, один из основателей стартап-школы, считает самым важным выбор соучредителей при реализации стартапа, то есть команды. Именно команда, подобранная на этапе разработки проекта, становится одним из условий реализации проекта. Кроме того, рост и развитие стартапа зависят от понимания потребностей потребителя предлагаемого продукта, но следует учитывать, что лучше привлечь внимание нескольких потребителей, чем попытаться удовлетворить спрос большего количества. Одновременно реализаторы стартап-проекта должны стремиться к максимальному сокращению своих затрат и к получению оптимального объема доходов, способного покрыть текущие затраты [14].

Б. Шпигель акцентирует внимание на том, что только инвестиционный капитал является необходимым катализатором для роста стартапа, а инвесторы должны выступать в качестве консультантов при создании стартап-проектов, помогая им ориентироваться в проблемах роста. Еще одним важным условием эффективной реализации стартапов, с точки зрения Б. Шпигеля, является культура, сформировавшаяся в отрасли реализации проекта. По мнению исследователя, часто культура отрасли влияет на недооценку некоторых предпринимательских способностей. Базовые культурные принципы, сформировавшиеся в регионе функционирования предпринимателя, могут ориентировать новые компании на внедрение инновационных проектов, а не на реализацию стартапов, способных к быстрому росту. Если в регионе сформируется высокая культурная значимость стартап-предпринимательства, то это приведет к созданию новых рабочих групп и направлений деятельности, привыкших к требованиям и возможностям работы в стартапе [15].

З. Х. Акс, Э. Лафуэнте, Л. Серб в своем исследовании отмечают, что стартапам должен быть свойственен высокий потенциал роста, уровень мотивации, которые формируются при наличии новых возможностей, доля технологически интенсивных и креативных секторов в регионе, а предпринимательские стремления – это качественная составляющая стартап-деятельности, а степень инновационности в стартап-проекте и хороший доступ к финансам характеризуют предпринимательский бизнес как возможный к реализации [16].

С. Мариотти и К. Глакин описывают стартап-предпринимателя как ищущего бизнес-возможности посредством процесса идентификации и выбора, начиная с самостоятельно разработанных идей, далее предприниматель ищет рынок, но в конечном итоге в каждом случае решение принимается на основе личных ценностей и мышления. Критически важными для этого процесса являются постоянная обратная связь и разработка с акцентом на передаче прототипов в руки потенциальных клиентов раньше, а часто, получая обратную связь от рынка на раннем этапе процесса, создают продукт, который имеет значение для целевого рынка [17].

Э. Рис в своей работе выделил стартапера как любого предпринимателя, разработавшего новый товар или продукт в условиях неопределенности. Главная задача стартапа – превращать идеи в продукты и одновременно оценивать реакцию потенциальных потребителей. Стартаперы должны вкладывать в свои проекты всю энергию и мечты, это самый главный ресурс [18]. К. Э. Исли, Ю. С. Ли отмечают, что в университетской среде тоже развивается предпринимательская деятельность, чему способствуют программы бизнес-школ [19]. По мнению К. Деяновой, Н. Бремерп, А. Лапидус, В. Тибериуса, С. Уолш, развитию стартап-предпринимательства как студенческого бизнес-процесса способствуют бизнес-инкубаторы, которые создаются на базе образовательных организаций [20]. В отдельных регионах (территориях) бизнес-инкубаторы, способствующие стартап-предпринимательству, могут создаваться по инициативе частных компаний, заинтересованных в инновациях, указывают авторы В. Искаро, Л. Кастальди, Г. Буччино [21].

В российской практике стартап-проекты стали продолжением формирования и развития предпринимательских компетенций. Пик публикаций, описывающих проблематику выполнения «Стартап как ВКР», приходится на 2017 год и продолжается в настоящее время.

А. Н. Алексахин, А. В. Захаров, А. В. Шатравкина указали, что «такой подход к обучению на примере реального проекта позволяет студентам выдвинуть свою идею, не переживая за результат. Подобные инициативы способствуют вовлечению студенческой молодежи в развитие бизнес-экосистемы не только в рамках университета, но и в регионе присутствования с прицелом на последующее масштабирование проектов [22]. Программа «Стартап как диплом» относится к одному из инновационных методов обучения в высшей школе, нацеленных на формирование командной работы и повышение практикоориентированности образовательного процесса [23]. Ю. Г. Ларченко, И. В. Ершова и А. Ю. Петраков сформулировали «общие принципы реализации программы “Стартап как ВКР”: экспериментальность, экспертность, добровольность, междисциплинарность, специализация стартап-проектов, дуализм руководства ВКР в форме “Стартап как ВКР”, акселерация и грантовая поддержка, компенсация затрат, выполнение стартап-проекта под запрос заказчика, создание малых инновационных предприятий» [24].

Л. Г. Микаелян и С. В. Воробьев отмечают, что «студенты все еще находятся на ступени выбора своего будущего рода деятельности, из-за чего очень важно поощрять их желание попробовать основать свое дело или для начала предложить поучаствовать в интерактиве, направленном на имитацию всех стадий создания бизнеса, тем самым мотивируя их на дальнейшее углубление в экономику и менеджмент [25]». Они выделяют отдельные «преимущества студенческих стартапов для будущей профессии студентов: развитие практических навыков, продвижение творчества и инноваций, создание сильной профессиональной сети [26]». Ю. Г. Ларченко достоверно подчеркнула, что «в ходе подготовки стартап-проектов студенты приобретают необходимые умения и навыки сопровождения продукта на всех этапах его жизненного цикла, что позволяет своевременно реагировать на рыночные колебания и предотвращать/снижать стоимостные потери предприятий» [27].

Однако совершенно верно в исследовании А. В. Кирьяковой, Н. В. Спешиловой, О. Г. Гореликовой-Китаевой выделено, что «распространять практику защиты ВКР в форме стартапа на всех студентов нецелесообразно и выбор формы ВКР должен стать личным выбором каждого обучающегося» [28]. Следует учитывать и тот «факт, что далеко не каждый студент может выдать идею, подходящую для стартапа. В этом случае может помочь организация командной работы. В группе студентов, работающих над одним стартап-проектом, один придумывает идею, другой изучает рынок и делает экономические расчеты, третий разрабатывает необходимое программное обеспечение [29]».

Аналогичного подхода придерживается С. В. Столяров. Исследователь «выделил, что «стартап – это всегда команда. Практика показывает, что самые конкурентоспособные проекты – это те, в которых основатели имеют дополняющие друг друга компетенции. Чаще всего это трио: творческая личность, ИТ-специалист и управленец. Программа “Стартап как диплом” допускает участие в проекте до пяти студентов разных направлений подготовки» [30]. «Для поддержки стартапов, инициируемых обучающимися и преподавателями вуза, и развития предпринимательских навыков студентов в учебные планы всех направлений подготовки и специальностей в Российском государственном гуманитарном университете включена факультативная дисциплина “Стартап-проектирование”, позволяющая обучающемуся подготовить бизнес-проект и коммерциализировать разрабатываемый конкретный продукт или услугу» [31].

Таким образом, представленный обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования свидетельствует о значительной популяризации стартап-проектов среди обучающихся в системе высшего образования. В отдельных случаях при поддержке образовательных организаций проектная деятельность студентов трансформируется в реальное студенческое предпринимательство, которое оформляется в итоговую выпускную работу в формате «Стартап как диплом».

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Для развития студенческого стартапа необходимо четко осознавать цель и сам процесс создания проекта. Рассмотрим модель бизнес-процесса создания проекта ВКР как стартап (см. рисунок ).

 

Федеральное законодательство

Бизнес-процесс создания
стартап-проекта

Внутренние положения вуза

Готовый для запуска проработанный стартап-проект

Команда проекта (бизнес-идея)

Социально-экономические факторы

Рынок и конкуренция

Митап, акселераторы, тренинги

Руководитель ВКР

 

Бизнес-процесс создания проекта ВКР как стартап (систематизировано и оформлено авторами)

 

Данный бизнес-процесс состоит из взаимосвязанных блоков. На входе бизнес-процесса находится команда проекта, имеющая актуальную бизнес-идею создания стартап-проекта. На создание бизнес-проекта влияют как внешние силы, такие как федеральные законы, социально-экономические факторы, рынок и конкуренция, так и внутренние факторы: внутренние положения вуза, различные образовательно-сопроводительные инструменты, а также руководитель ВКР. Успешность реализации будет зависеть в первую очередь от актуальности, инновационности и технологичности изначальной бизнес-идеи, а также от умения балансировать между влиянием на проект внешних и внутренних сил. Итогом бизнес-процесса будет готовый для запуска проработанный стартап-проект, который также будет являться и законченной выпускной квалификационной работой [32].

Данная модель включает в себя несколько составляющих, которые рассмотрим подробнее. На входе у нас есть команда с продуманной идеей. На течение бизнес-процесса создания стартап-проекта будут влиять многочисленные факторы. С внешней стороны такими факторами выступают законодательство: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон о бухгалтерском учете; именно с учетом этих предпосылок необходимо разрабатывать стартап-проект.

С другой стороны, на бизнес-процесс создания проекта ВКР как стартап влияет внутренняя среда вуза: внутренние положения вуза о разработке выпускных квалификационных работ, организация дополнительной программы обучения и развития предпринимательских компетенций посредством митапов, акселераторов, тренингов, а также значительную роль играет научный руководитель, способный обеспечить качественное выполнение ВКР, зачастую носящую междисциплинарный характер, оказывать поддержку на всех этапах работы и подготовить к успешной защите.

На выходе бизнес-процесса образуется готовый для запуска проработанный стартап-проект [33].

В соответствии с методическими рекомендациями, регламентирующими порядок подготовки и защиты выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом», разработанными Минобрнауки России в сентябре 2022 года [34], стартап-проект должен состоять из отдельных аналитико-исследовательских разделов, формирующих структуру документа, назначение которых заключается в детальной декомпозиции различных компонентов будущего проекта, представляющих реальные шансы существования бизнеса и его инвестиционную привлекательность. Будущие компоненты проекта оформляются как прототип бизнес-плана [35]. Структуру документа косвенно можно разделить на две части, где в первой – сбор аналитических данных о внутренней внешней среде проекта, во второй – практические исследования с выводом коэффициентной эффективности проекта, интересной инвесторам и кредиторам проекта. Процесс разработки бизнес-плана представляет собой систематическое создание документа, описывающего все аспекты и планы предпринимательской деятельности.

Методики и инструменты, непосредственно используемые в разработке бизнес-плана, разнообразны. На основе методик возможно провести более детальную разработку бизнес-плана проекта, дать ему развернутую характеристику и анализ технико-экономических показателей. Каждая методика направлена на детальное и всестороннее изучение внешней и внутренней среды бизнеса для формирования наиболее эффективного и обоснованного плана развития бизнеса. Для того чтобы понимать сущность понятий, стоит дать им краткую характеристику и указать обоснованность выбора представленных инструментов (табл. 1).

Таблица 1

Методики и инструменты, используемые в разработке бизнес-плана

 

Наименование

Характеристика

1

Методы системного анализа

Набор инструментов, позволяющих проанализировать объект исследования или конкретный процесс с точки зрения взаимосвязи между элементами системы и их структурными частями [36]

1.1

Декомпозиция

Инструмент, ориентированный на разделение общей системы на структурные части или элементы, необходимые для детального исследования. В бизнес-плане необходим для детального планирования, оценки стоимости инвестиций, определения и распределения персональной ответственности в команде проекта, а также анализа организационного плана в целом [37]

1.2

Сравнительный анализ

Сопоставление двух и более объектов исследования с целью выявления характерных черт, сходств или различий [38]. Применяется в разработке проекта для достижения качественного анализа внутренней и внешней среды стартапа

1.3

Классификация

Распределение объектов, явлений, процессов и т. д. по различным группам на основе их существенных признаков. Необходим в том числе для систематизации рисков, их идентификации и распределения

2

Методы стратегического анализа

Совокупность методик, применяемых с целью достижения лучшего понимания окружающей среды проекта, настоящих и будущих конкурентов и клиентов рынка [39]

2.1

SWOT-анализ

Инструмент стратегического планирования, используемый для оценки внутренней и внешней среды организации, которые во взаимосвязи влияют на текущее и будущее положение проекта [40]

2.2

PESTEL

Помогает оценить воздействие макроэкономических факторов на стартап-проект, в том числе важен при разработке матрицы SWOT и маркетинговой стратегии [41]

2.3

Пять конкурентных сил Портера

Исследование конкурентных сил, влияющих на стратегическую конкурентоспособность проекта, найти пути к адаптации в условиях высокой конкуренции на рынке для лучшего анализа отрасли [42]

2.4

ABCDX-анализ

Оценка групп клиентов, которая заключается в распределении их по степени важности от наиболее заинтересованных в продукте, платёжеспособных и «денежных» до наименее [43]

3

Методы маркетингового исследования

Разносторонний анализ и исследование маркетинговой среды, необходимые для понимания текущего состояния рынка [44]

3.1

SOSTAC

Инструмент эффективного планирования и управления маркетинговой стратегией, позволяющей проекту расти с наименьшими потерями [45]

3.2

HADI

Метод быстрого циклического тестирования гипотез, помощью которого в экспресс-формате проводится анализ аудитории с наименьшими рисками в корректировках и затратами на проверку выдвинутых тезисов [46]

3.3

CustDev

Методика качественного исследования целевой аудитории проекта, их запросов позволяет проверить жизнеспособность идеи через потенциальных или уже существующих клиентов [47]

3.4

Построение портрета целевой аудитории

Целенаправленное описание конкретного идеального потребителя продукта стартапа. Составление портрета - важная часть формирования образа, так как именно оно формирует уникальный образ клиента, предостерегая от выделения ошибочных суждений о сегменте рынка, на который ориентируется проект [48]

3.5

ABC-анализ

Инструмент, необходимый для классификации и ранжирования ресурсов и продуктов компании с целью дальнейшего прогнозирования спроса, а также оптимизации затрат и ценообразования [49]

3.6

Анализ конкурентов

Прямое изучение действующих конкурентов на рынке проекта, которое позволяет раскрыть и проанализировать интересующие показатели, отличия от аналогичных продуктов [50]. Полезен в качестве инструмента по поиску отличительных черт и формирования уникального инновационного торгового предложения

4

Методика статистического анализа

Совокупность приемов сбора, обработки и интерпретации большого объема информации с целью принятия обоснованных решений на основе качественных данных

4.1

Анкетирование, опросы, проблемные интервью

Инструменты, используемые для сбора и обработки статистической информации, формирующие аналитическую базу для подтверждения или опровержения гипотез проекта [51]

4.2

Работа в полях

Техника работы напрямую с клиентами, позволяющая протестировать необходимость проекта на рынке, не затрачивая много ресурсов. Данный инструмент дает возможность соприкоснуться с потенциальным потребителем и получить обратную связь о концепте продукта [52]

5

Методика финансового анализа

Исследование финансового состояния предприятия, в том числе с опорой на прогнозную бухгалтерскую отчетность. Целью методики является наглядное отражение финансового положения, его прибыльности [53]

5.1

Вертикальный и горизонтальный анализ

Методы анализа финансовой отчетности проекта, позволяющие сделать выводы о финансовом положении организации. Если вертикальный анализ основан на расчете удельного веса показателей, то горизонтальный – на сравнении данных за равные отрезки времени соответственно

5.2

Коэффициентный метод

Инструмент аналитики и оценки финансовых показателей и характеристик при помощи относительных показателей

6

Методика оценки эффективности

Оценка эффективности инвестиционных затрат проекта по таким показателям, как чистая текущая стоимость (NPV); срок окупаемости (PBP); внутренняя норма рентабельности (IRR); индекс прибыльности (PI) [54], а также исследование наиболее вероятных предпринимательских рисков и возможных форс-мажорных обстоятельств, приводится их оценка по качественным и количественным показателям [55]

Таким образом, представленные методические основы разработки бизнес-плана и их инструменты позволят студентам более комплексно подойти к разработке стартап-проекта, дать технико-экономическое обоснование его существования и раскрыть целесообразность запуска в актуальной социально-экономической среде.

 

Результаты исследования / Research results

 

Тесное взаимодействие студентов с преподавателями при разработке стартап-проекта позволяет использовать на практике теоретические и практические навыки и знания, полученные ими в ходе обучения, а также получить дополнительные навыки в выбранной области разработки. Руководство группой осуществляется стартап-менеджером, являющимся представителем профессорско-преподавательского состава вуза. Целью создания стартап-проекта выступает привлечение студентов к практической деятельности по специальности, организация партнерских программ, практик совместного обучения, стажировок для студентов.

Бесспорно, можно выделить ряд преимуществ в создании стартап-проекта студентами вуза: привлечение студентов к созданию реального проекта; создается возможность для каждого участника проекта пройти каждый из этапов его создания, увидеть на практике постановку задач; самостоятельное изучение «подводных камней» при разработке проекта, установление сроков разработки; помощь преподавателей вуза; грамотная презентация стартап-проекта; работа в коллективе, взаимопомощь участников группы.

В процессе работы над стартап-проектом студенты-разработчики вовлекаются в непривычную деятельность в незнакомой отрасли, требующую применения не изученных ранее методик и изучения новой предметной области. Менеджер стартап-проекта на всех этапах должен оказывать студентам помощь, выполняя роль научного руководителя, давать рекомендации и необходимые материалы.

В Нижневартовском государственном университете программа «Стартап как диплом» реализуется с 2022 года. В 2023 году сформирована система наставничества и сопровождения стартапов: 10 сотрудников прошли обучение по образовательной программе «StartupHUB» Центра развития бизнеса «Деловая сфера» для работы в качестве трекеров-наставников, разработана и реализуется Дорожная карта митапов в соответствии с рекомендациями Проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования. В итоге подготовлено 12 ВКР в формате стартап: виртуальный учебный корпус на Unity 3D рабочее место технолога ЦДНГ, проект парка отдыха на озере Эмтор, проект клуба семей, воспитывающих детей с ОВЗ, платформа для самозанятых студентов «Я.САМ», проект теплицы в Нижневартовске и другие. Одним из самых обсуждаемых оказался стартап студентов гуманитарного факультета и факультета информационных технологий и математики «Платформа для самозанятых студентов “Я.САМ”». Результат 2024 года: 17 ВКР-стартапов (от веб-платформы кросс-культурной коллаборации до оптимизации производственного процесса капительного ремонта скважин с использованием искусственного интеллекта), 32 стартапера, 22 руководителя проектов. В табл. 2 представлена динамика показателей «Стартап как ВКР» в Нижневартовском государственном университете. Все стартапы получили профессиональную оценку от экспертов и информационную и финансовую поддержку от администрации г. Нижневартовска и фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес».

 

 

Таблица 2

Количество стартапов за 2023–2025 годы
в ФГОС ВО «Нижневартовский государственный университет»

 

Показатели

2023 год

2024 год

2025 год

Абсолютное изменение

Темп прироста, %

24–23 годы

25–24 годы

24/23 годы

25/24 годы

Количество стартапов

12

17

31

5

14

41,67

82,35

Количество стартаперов

22

32

56

10

24

45,45

75,00

Количество руководителей

10

22

31

12

9

120,00

40,91

 

Представленные данные демонстрируют существенный положительный тренд в развитии стартап-движения в Нижневартовском государственном университете за период с 2023 по 2025 год. Наблюдается устойчивый и значительный рост по всем ключевым показателям:

  1. Количество стартапов: за три года количество стартапов увеличилось более чем в 2,5 раза (с 12 до 31). Наиболее значительный скачок произошел в 2025 году, когда количество стартапов увеличилось на 14 единиц по сравнению с предыдущим годом, что демонстрирует высокий темп прироста в 82,35%.
  2. Количество стартаперов: количество студентов, участвующих в стартап-проектах, также выросло более чем в 2,5 раза (с 22 до 56). Темп прироста в 2025 году составил 75,00%, что также указывает на значительное увеличение интереса и вовлеченности студентов в стартап-деятельность.
  3. Количество руководителей: рост числа руководителей проектов свидетельствует об увеличении количества опытных сотрудников, способных руководить стартап-командами и поддерживать их. Наиболее значительный рост числа руководителей произошел в 2024 году, что свидетельствует об усилении кадрового потенциала, необходимого для развития стартап-движения.

Основными партнерами университета для развития молодежного предпринимательства в ХМАО-Югре являются: ПАО Сбербанк, Платформа университетского технологического предпринимательства НТИ, Российский экспортный центр, ФГБОУ ВО «Московский физико-технический институт» НИУ, благотворительный фонд поддержки образовательных программ «Капитаны», фонд поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес», центр развития бизнеса «Деловая среда», администрация города Нижневартовска, Департамент экономического развития ХМАО-Югры, АУ «Технопарк высоких технологий».

Данные свидетельствуют об успешности стратегии Нижневартовского государственного университета по развитию стартап-движения. Положительная динамика по всем ключевым показателям указывает на то, что университет создает благоприятные условия для зарождения и развития студенческих и научно-исследовательских стартапов. Следует отметить, что наблюдается значительный прогресс в развитии стартап-движения в Нижневартовском государственном университете, что свидетельствует о его потенциале как центра инноваций и предпринимательства в регионе. Дальнейшая поддержка и развитие этого направления позволят университету еще больше укрепить свои позиции в области инноваций и трансфера технологий.

 

Заключение / Conclusion

 

После анализа механизма выполнения студентами выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом» был выявлен четкий бизнес-процесс, включающий методы системного и стратегического анализа. Данный бизнес-процесс состоит из взаимосвязанных блоков. Успешность реализации будет зависеть в первую очередь от актуальности, инновационности и технологичности изначальной бизнес-идеи, а также от умения балансировать между влиянием на проект внешних и внутренних сил. Процесс разработки бизнес-плана представляет собой систематическое создание документа, описывающего все аспекты и планы предпринимательской деятельности.

Методики и инструменты, непосредственно используемые в процессе разработки бизнес-плана, разнообразны. Каждая методика направлена на детальное и всестороннее изучение внешней и внутренней среды бизнеса для формирования наиболее эффективного и обоснованного плана развития бизнеса. Выбор конкретных методик и инструментов обусловлен совокупной специфичности проекта, его инновационностью, технологичностью и новизной отрасли, в которой стартап будет реализовываться и развиваться.

Таким образом, рассмотренный в данном исследовании механизм выполнения обучающимися выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом», а также методики и инструменты, применяемые при разработке стартапов, навыки командной (проектной) работы необходимо учитывать в обучении студентов, что создаст теоретическую базу для реализации студенческого стартап-предпринимательства в системе высшего образования.