Введение / Introduction
«Конкурентоспособность обучающегося вуза» далеко не новое понятие для педагогической науки, однако считать его до конца разработанным нельзя. Исследуя работы авторов по данной тематике за последние тридцать лет, можно воспроизвести некоторую историческую ретроспективу. В педагогическую науку данное понятие пришло из психологических исследований. На момент вхождения в педагогическую науку и практику к данному понятию относились осторожно, и оно часто отвергалось. В период с 2008 года по настоящее время выполнен ряд работ, определяющих данное понятие по отношению к обучающимся разных направлений подготовки, акцентируя внимание на тех качествах личности обучающихся, которые позволяют им быть востребованными и успешными на рынке труда. Способность к соперничеству и борьбе на рынке, отождествляемым с конкурентоспособностью в экономике, напрямую прослеживается только в некоторых из работ, и зачатую конкурентоспособность обучающегося вуза отождествляется со способностью достижения целей самоопределения и самореализации. Конкуренция – это один из механизмов общественного и экономического развития. В «пирамиде конкурентоспособности», слои которой определяют микро-, мезо- и макроуровни конкурентных отношений, конкурентоспособность кадров является базовым уровнем. Однако немногие определения конкурентоспособности в психолого-педагогической науке отражают подобную связь.
Динамика современного общественно-экономического развития, связанная с глобальной цифровой трансформацией, определяет преобразование как систему взаимодействия экономических субъектов, так и характер выполнения профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах общественной жизни. Вследствие этого изменяются и требования к результатам процесса профессиональной подготовки в вузе, и само понятие «конкурентоспособность обучающегося вуза», его структура и содержание требуют уточнения.
Целью данного исследования является уточнение понятия «конкурентоспособность обучающегося вуза», его структуры и функционального назначения его блоков и компонентов.
В рамках данного исследования осуществим попытку ответа на вопросы:
- Насколько данное понятие является трансдисциплинарным?
- Возможно ли выделить некий паттерн переноса понятия «конкурентоспособность» из экономики в психолого-педагогическую науку?
- Покроет ли данный паттерн все аспекты проявления данного феномена по отношению к личности обучающегося вуза?
Обзор литературы / Literature review
Попытки осмысления сущности и содержания понятия «конкурентоспособность» осуществляются через призму разных научных направлений: в экономике – по проблемам конкуренции, видов конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности экономических агентов; в психологии – психологических механизмов становления конкурентоспособности личности; в педагогике – принципов, организационно-педагогических условий профессионального образования, методик и технологий, обеспечивающих формирование конкурентоспособности у обучающихся.
В работах А. Смита конкуренция рассматривается как процесс достижения личных интересов, а конкурентоспособность ученый связал с наличием определенных конкретных преимуществ [1], в этом видится явная отсылка к соперничеству и состязательности.
Современное рассмотрение конкуренции неотъемлемо от продуктовых, технологических и организационных инноваций. М. Портер связывал успешность конкурентной борьбы с обеспечением превосходства над конкурентами через выявление своих конкурентных преимуществ, их углубление и совершенствование [2]. Особое внимание в его трудах уделяется «конкурентным преимуществам высшего порядка», которые труднее всего скопировать конкурентам, завязанным на обучении персонала, маркетинге и НИОКР.
Прямая связь конкурентоспособности с инновациями прослеживается в работах Дж. Шумпетера [3]. Ф. А. Хайек конкуренцию связывает напрямую с экономическим ростом и инновациями, при этом рассматривает ее как механизм трансфера знаний между людьми [4]. В своей работе Ф. А. Хайек показывает, что конкуренция обеспечивает эффективное использование знаний и способностей людей, стимулирует их рациональность [5]. Показателями конкурентоспособности экономических субъектов в его понимании является способность успешно конкурировать друг с другом на рынке, обеспечивая при этом инновации, эффективность и адаптацию к изменениям.
К. К. Прахалад и Г. Хэмел рассмотрели, как компании могут использовать свои ключевые компетенции, составляющие стратегическую опору, для формирования конкурентных преимуществ. По их мнению, стратегической опорой являются те компетенции, которые важны для потребителя, сложно воспроизвести конкурентам (и поэтому они создают устойчивое конкурентное преимущество), имеют широкий спектр применения. Авторы особое внимание уделяют вопросам обучения, исследования и разработкам (R&D) для поддержания конкурентных преимуществ в условиях быстро меняющегося рынка [6].
В условиях перехода к цифровой экономике современные ученые также указывают на эту связь, усиливающуюся с масштабным внедрением цифровых технологий во все сферы жизни общества. К. Шваб отмечает, что цифровая трансформация позволяет компаниям получить стратегические, тактические и операционные эффекты, которые заключаются в оптимизации процессов, клиентоориентированности и способности адаптироваться к изменениям и созданию новых продуктов, услуг и рынков [7]. На те же эффекты указывают Ц. Хуан и его коллеги, отмечая, что цифровые инновации повышают эффективность компании за счет повышения производительности труда, снижения эксплуатационных расходов и укрепления конкурентных преимуществ [8].
Г. Беккер [9] конкурентоспособность связывает с накоплением и качеством человеческого капитала. Показательна в плане трансдисциплинарности изучаемого феномена обнаруженная связь экономических и психологических основ изучения конкурентоспособности кадров в работах современных авторов. Так, M. Молла с соавторами в своем экспериментальном исследовании подтверждают связь конкурентоспособности организации с цифровым лидерством, а также посреднических ролей аффективной приверженности, цифровой культуры и стратегической гибкости [10]. Дж. П. Мейер и Н. Аллен подтверждают, что аффективная приверженность или эмоциональная привязанность и идентификация сотрудников со своей фирмой важны на пути цифровой трансформации [11]. Сотрудники с личной преданностью с большей вероятностью будут поддерживать цифровую деятельность и активно участвовать в ней. В работе С. Се, С. Мен, Ч. Ли, Д. Лю показано, что конкурентоспособность как черта характера сотрудника организации положительно связана с инновационным поведением и удовлетворенностью специалиста своей карьерой [12].
В. Скуотто с соавторами подчеркивают важность нестандартного мышления, экспериментов на основе новых идей и развития культуры инноваций для обеспечения конкурентоспособности компаний на основе сетевого взаимодействия, говоря об этом как о новой стратегии достижения конкурентного преимущества, основанной на человеческом факторе, называя это «взломом роста» [13]. В работе Дж. Хьюстона доказано, что конкурентоспособность соответствует предприимчивым и исследовательским типами личностей по Дж. Холонду [14].
Сетевой характер современной экономики привел к возникновению конкуренции «цепей» и конкуренции внутри самих сетевых производственных систем создания ценностей, в которых просматривается зависимость не только от собственных конкурентных преимуществ, но и от партнеров и успешности выбранного способа взаимодействия с ними. Как бы это ни казалось парадоксальным, но конкуренция в результате современных трансформационных процессов сегодня реализуется через такие конкурентные действия, как интеграция и кооперация с конкурентами в виде альянсов (соконкуренция), которые, по мнению А. Бранденбургер, Б. Нейлбаффа, не имеют признаков соперничества, так как для конкурентоспособности на рынке важно получение инновационного продукта [15]. П. Оливер, Л. Мора и Дж. Чжан показывают, что сосуществование конкуренции и сотрудничества в современных отношениях субъектов экономики способствует формированию новых форм их самоорганизации – предпринимательских экосистем, обеспечивающих конкурентоспособность ее участников в ходе реализации деятельности и стратегии реализации своих возможностей на рынке инноваций [16].
Таким образом, эволюция взглядов на конкурентоспособность в экономике прошла путь от индивидуальной способности к конкурентной борьбе до соконкуренции (сотрудничества для обеспечения конкурентоспособности) во имя инноваций. В работах зарубежных авторов можно увидеть концентрацию внимания исследователей на одном из трех аспектов рассмотрения конкурентоспособности субъекта экономики: во-первых, как способность получения конкурентоспособного результата (продукта, услуги); во-вторых, как эффективность деятельности; в-третьих, как эффективность стратегии развития. В рамках анализа работ современных отечественных авторов была также отмечена фокусировка на одном из трех выделенных аспектов (см. табл. 1).
Предпринятая попытка рассмотрения конкурентоспособности в экономике позволяет выявить три следующих аспекта определения понятия «конкурентоспособность обучающегося вуза»: 1) через способность к анализу тенденций развития отрасли и выстраивания с их учетом собственной стратегии профессионального совершенствования; 2) через способность эффективной организации его деятельности (учебной, научно-исследовательской, учебно-профессиональной); 3) через конкурентоспособность результатов его деятельности. Чтобы сконцентрировать дальнейшее исследование на обозначенных аспектах, была выделена диалектическая триада «стратегия, деятельность, результат», которая служит паттерном переноса понятия «конкурентоспособность» из экономики в психолого-педагогическую науку.
Попытаемся ответить на вопрос, возможно ли использовать выделенную диалектическую триаду как паттерн для формализации искомого понятия в психолого-педагогических исследованиях и насколько имеющиеся определения соответствуют ей. Теория и методика профессионального образования не могут основываться только на экономической трактовке понятия. Здесь должны найти отражение уже разработанные подходы к определению понятия «конкурентоспособность обучающегося» и близких к нему «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособность студента», «профессиональная конкурентоспособность личности» с позиции психологии и педагогики. В табл. 2 представлены определения этих понятий с позиции психологической науки.
Таблица 1
Определение понятия «конкурентоспособность»
в трудах отечественных ученых-экономистов
|
Автор |
Определение |
Аспект |
|
Т. Ю. Адаева [17] |
Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию |
Результат |
|
Р. А. Фатхутдинов [18] |
Свойство объекта, обусловливающее реальное или потенциальное удовлетворение потребности потребителя по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке; способность товара удовлетворять требованиям потребителя |
|
|
И. И. Пичурин, А. А. Рудычев [19] |
Способность предприятия проектировать, изготавливать, продвигать и распределять те товары и услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары и услуги конкурентов |
|
|
Д. В. Данина, Н. В. Климова [20] |
Способность быть востребованным и успешным на рынке, соперничать с конкурирующими фирмами и получать больше экономических выгод по сравнению с компаниями – поставщиками схожей продукции |
Деятельность |
|
Д. С. Воронов [21] |
Обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами |
|
|
И. В. Ершова [22] |
Способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциала |
|
|
П. С. Завьялов [23] |
Эффективная хозяйственная деятельность и ее практическая реализация в условиях конкурентного рынка |
|
|
В. В. Криворотов [24] |
Более эффективное использование предприятием ограниченных экономических ресурсов в сравнении с конкурентами |
|
|
О. Г. Чернышева, Л. А. Семина, А. В. Рукович [25] |
Cостояние организации, отражающее конкурентные преимущества не только со стороны ее рыночных позиций, но и со стороны экономических и финансовых показателей, а также состояния ее свойств и потенциальных мощностей, которые в совокупности обеспечивают адаптацию к нестабильности во внешней среде, обеспечивая конкурентные преимущества |
|
|
Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин [26] |
Конкурентоспособность бизнес-моделей, управленческое соответствие между ресурсами фирмы и ее способностями, видением ее будущего образа и бизнес-моделью функционирования в конкретной отрасли в конкретный период |
Стратегия |
|
В. С. Катькало [27] |
Конкурентоспособность имеет место, когда фирма осуществляет такую стратегию создания ценности и присвоения рент (используя свои ценные и редкие ресурсы и организационные способности), которая одновременно не может быть реализована никем из ее нынешних или потенциальных конкурентов |
|
|
Н. А. Пинясова, Ю. Ю. Суслова, А. В. Волошин [28] |
Конкурентоспособность организации (в условиях цифровой трансформации) – состояние компании, сочетающее в себе факторы, стратегии, аналитические инструменты и сквозные технологии для эффективного использования больших объемов данных, что позволит обеспечить взаимодействие с потребителями на качественно новом уровне и создать уникальные предложения для клиентов, а организации даст возможность достичь устойчивого конкурентного преимущества и долгосрочного успеха |
|
Таблица 2
Определение конкурентоспособности
в трудах отечественных ученых-психологов
|
Автор |
Определение |
Компонент триады «стратегия, деятельность, результат» |
|
Д. С. Котикова [29] |
Конкурентоспособность личности – это способность личности достигать поставленные цели вне зависимости от вида деятельности (игровой, учебной, трудовой или общении) в условиях существующего соперничества, конкуренции с другими людьми благодаря комплексу внепрофессиональных качеств личности |
Деятельность Результат
|
|
Л. М. Митина [30]
|
Конкурентоспособность личности – способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно |
Стратегия
|
|
О. В. Никулина [31] |
Профессиональная конкурентоспособность – это целостное, интегрированное, упорядоченное психическое образование, обеспечивающее не только готовность субъекта к новому опыту, но и умение специалиста выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и о своей профессиональной деятельности |
Стратегия Деятельность
|
|
В. Шаповалов [32]
|
Конкурентоспособность будущего специалиста – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств студента (интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, интернальность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированную адекватность, готовность к профессиональному самоопределению) |
Стратегия Деятельность
|
|
С. А. Подосинников [33]
|
Конкурентоспособность личности – сложное интегральное свойство личности, позволяющее ей в соответствии с индивидуальными способностями, интересами быть объективно и субъективно готовой участвовать в конкурентных отношениях в выбранной для себя сфере деятельности |
Деятельность
|
|
А. В. Посохова [34] |
Личностно-профессиональное свойство, проявляющееся в деятельности, поведении и отношениях субъекта, которые осуществляются в условиях противоборства или состязательности и регулируются не только целями деятельности, но и личностными смыслами и нравственными нормами |
Деятельность |
|
Е. В. Токарева [35]
|
Конкурентоспособность личности – комплекс индивидуально-психологических свойств личности, дающих ей возможность саморазвиваться в изменяющихся и нестандартных условиях жизнедеятельности, находить оптимальные, гуманистические способы достижения поставленной цели и быть востребованной и успешной как личностно, так и профессионально |
Стратегия Деятельность Результат |
Анализируя приведенные в табл. 2 определения на соответствие компонентам диалектической триады «результат, деятельность, стратегия», заметим, что в психологической науке конкурентоспособность личности (обучающегося, студента, будущего специалиста) рассматривается прежде всего с позиции стратегии и деятельности на основе проявления определенных качеств личности. Кроме того, присутствуют также вполне успешные попытки объединения аспектов деятельности и стратегии. Однако аспект «результата», которому уделяется большое внимание в экономике, выражен слабо или неявно как «достижение целей». При этом отметим, что этот аспект может быть за границами интереса психологической науки, тогда как про профессиональную педагогику, направленную на подготовку кадров и реализующую обеспечивающую функцию по отношению к экономике, такого сказать нельзя («конкурентоспособные кадры должны производить конкурентоспособные продукты»). В табл. 3 приведены определения конкурентоспособности обучающегося вуза, представленные в работах исследователей-педагогов.
Таблица 3
Определение понятия «конкурентоспособность»
в трудах отечественных ученых-педагогов
|
Автор |
Определение |
Компонент триады «стратегия, деятельность, результат» |
|
Э. Х. Бостанов [36]
|
Конкурентоспособность специалистов экономического профиля выступает как интегральное личностное образование, позволяющее реализовывать профессиональный потенциал, непрерывно его развивать с учетом актуальных условий функционирования экономической сферы, изменений требований профессиональной деятельности и запросов работодателей |
Стратегия Деятельность |
|
Т. В. Валежанина [37]
|
Конкурентоспособность будущего педагога профессионального обучения – это качество личности, проявляющееся в нацеленности на результативную и эффективную образовательную деятельность, необходимую для формирования высокой работоспособности обучающихся, которая обеспечивает непрерывный рост их производительности труда на основе возобновляемости и развития способности к труду, сохраняющей здоровье человека, его гармоничные отношения с окружающими |
Деятельность Результат |
|
Л. Г. Деменкова [38] |
Конкурентоспособность студента технического вуза – совокупность личностных, квалификационных, компетентностных и прагматических свойств, характеризующих субъекта образования, обеспечивающая в определенный период времени потребности конкретной области учебной и/или профессиональной деятельности |
Деятельность |
|
Т. А. Жданко [39]
|
Конкурентоспособность личности студента – совокупность интегрированных устойчивых качеств, таких как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство, обусловливающих возможность успешного выполнения деятельности |
Деятельность |
|
Д. В. Коноплянский [40]
|
Конкурентоспособность выпускника вуза – это комплексная интегративная характеристика личности субъекта, стратегический ориентир в будущей профессиональной деятельности выпускника вуза, реализующего свой личностный и профессиональный потенциал в условиях насыщенного рынка труда, удовлетворяющего запросы и меняющиеся потребности общества, системы высшего образования и работодателей |
Стратегия Деятельность Результат |
|
Н. В. Корнейченко [41]
|
Конкурентоспособный специалист – это профессионал, готовый адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения и выполнения задачи |
Деятельность |
|
Г. Ю. Лях [42] |
Личностная конкурентоспособность студентов – это качество, которое проявляется как теоретическая, практическая, психологическая готовность успешно участвовать в конкурентных отношениях в рамках социального и профессионального взаимодействия |
Деятельность |
|
Е. В. Полицинская [43]
|
Конкурентоспособность выпускника определяется его профессиональной компетентностью, проявляющейся в готовности к будущей профессиональной деятельности |
Деятельность |
|
О. К. Салиев [44]
|
Конкурентоспособность личности – социально направленная система индивидуальных черт личности (потенциал, самодисциплина, самооценка своей деятельности, мотивированность, адаптивность, толерантность, коммуникабельность, стратегичность) |
Стратегия Деятельность |
|
Н. В. Третьякова [45]
|
Конкурентоспособность – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и непрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром |
Стратегия Деятельность |
|
Н. А. Тимощук [46] |
Конкурентоспособный инженер – специалист, способный с наибольшей эффективностью проявлять в нестабильных условиях профессиональной деятельности сформированные общекультурные, профессиональные и метапредметные компетенции, а также интегративные качества личности, обеспечивающие индивидуальные, производственные и общественные запросы |
Деятельность Результат |
|
С. В. Хазова [47] |
Конкурентоспособность – это способность человека одерживать победу в конкурентных взаимодействиях (в условиях состязательности, соревновательности, соперничества) благодаря наличию конкурентных качеств |
Деятельность Результат |
В ходе анализа рассматриваемого понятия выявлено, что схожим с трактовками в психологических исследованиях в педагогике является то, что конкурентоспособность обучающегося вуза – это его поведенческая характеристика, основанная на качествах личности. Вместе с тем в большинстве определений, данных в работах педагогов, есть отсылка к требованиям и конкурентным условиям рынка труда, государственному и социальному заказу, что говорит о внимании к раскрытию аспекта конкурентоспособного «результата» деятельности в триаде «стратегия, результат, деятельность». Но все же явная отсылка на конкурентоспособный результат деятельности в форме какого-либо продукта или сопоставительных характеристик в педагогической науке отсутствует.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Материалом для исследования послужили работы, посвященные проблемам изучения феномена конкурентоспособности в экономике, психологии и педагогике. В ходе изучения научной литературы были применены методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, абстрагирования, конкретизации и обобщения), для построения модели конкурентоспособности обучающегося вуза и определения основного понятия исследования были применены методы системного подхода – функциональной декомпозиции и структурно-функционального анализа.
Результаты исследования / Research results
Итак, проведенный анализ понятия «конкурентоспособность обучающегося вуза» позволил определить его следующие характерные признаки:
‒ интегративность (данное свойство отмечают практически все исследователи, под ним понимается то, что на основе объединения разных личностных характеристик, появляется новое, не присущее отдельным его частям качество);
‒ комплексность (разноаспектность рассмотрения, охватывающая философские, социальные, экономические, психологические и педагогические точки зрения);
‒ сравнительность (выражается путем сопоставления с требованиями рынка труда, востребованностью, а также с другими участниками рынка руда);
‒ относительность (проявляется в зависимости от контекста, внешних условий и времени рассмотрения);
‒ динамичность (подверженность изменениям со временем);
‒ измеримость (возможность задать градацию и осуществить оценку уровня сформированности указанного качества).
Основной функцией конкурентоспособности обучающегося является мобилизационно-презентационная, обусловливающая самоорганизацию составляющих ее компонентов для достижения поставленных целей на пути к успеху в профессиональной и личностной сферах и демонстрацию этого через осуществляемую деятельность и ее результаты.
F(К) = < F1(X1),F2(X2), F3(X3), F4(X4),R>,
где F1(X1) – направляющая функция, реализующаяся на множестве мотивов и ценностей X1;
F2(X2) – ориентирующая функция, реализующаяся на основе выделенного множества элементов когнитивной системы личности X2;
F3(X3) – обеспечивающая функция, реализующаяся на основе множества компетенций X3;
F4(X4) – регулятивная функция, реализующаяся на основе множества личностных качеств X4;
R – множество функциональных взаимосвязей между ними.
Доминирование силы функциональных взаимосвязей определяет тип конкурентоспособности обучающегося вуза, накапливая и активизируя профессионально-личностный потенциал: конкурентоспособность через профессиональное самоопределение – пропедевтическая конкурентоспособность (F1(X1) + F2(X2)); конкурентоспособность через результат – операционная конкурентоспособность (F3(X3) + F4(X4)); конкурентоспособность через организацию деятельности – тактическая конкурентоспособность (F1(X1) + F3(X3)); конкурентоспособность через реализацию стратегии достижения успеха – стратегическая конкурентоспособность (F2(X2) + F4(X4)); конкурентоспособность через усиление двух и более функциональных взаимосвязей – смешанный тип.
Если F(К) – это основная функция конкурентоспособности обучающегося вуза, то имеет место следующее соотношение:
F(К)>F1(X1) + F2(X2) + F3(X3) + F4(X4),
Это подтверждает проявление в конкурентоспособности свойства эмерджентности (системного эффекта).
Таблица 4
Типы конкурентоспособности обучающегося вуза
|
Компонент триады «деятельность – результат – стратегия» |
||
|
Стратегия |
Деятельность |
Результат |
|
Типы конкурентоспособности обучающегося вуза |
||
|
Стратегическая конкурентоспособность |
Операционная конкурентоспособность |
Тактическая конкурентоспособность |
|
Определение и следование пути создания и поддержания устойчивого конкурентного преимущества на основе понимания тенденций и будущих потребностей. Задает траектории совершенствования тактической и операционной конкурентоспособности |
Эффективная организация и реализация собственной учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности на основе компетенций и качеств личности, определяющих конкурентные преимущества обучающегося |
Достижение заданных результатов учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности обучающегося с учетом внешнего контекста, внутренних устремлений и требуемых компетенций |
Представленная функциональная декомпозиция, соотнесенная с результатами предпринятого теоретического анализа, позволила определить следующие структурные блоки конкурентоспособности обучающегося вуза: мотивационно-аксиологический, когнитивный, профессионально-компетентностный и личностный. Проведенный структурно-функциональный анализ позволяет предложить следующее схематичное представление модели конкурентоспособности обучающегося вуза, представленное на рисунке.
Структурно-функциональная модель конкурентоспособности обучающегося вуза
Заметим, что функциональные взаимосвязи неравнозначны и проявляются в разных синергетических эффектах, выходящих за рамки выделенных категорий триады «результат, деятельность, стратегия». Связанно это с тем, что указанная триада выявлена при анализе конкурентоспособности в русле экономической теории и она не покрывает всех эффектов в поле педагогической науки и практики. Так, например, в процессе теоретического осмысления было подмечено, что направляющая и ориентирующая функции конкурентоспособности обучающегося вуза в совокупности реализуют внутриличностный процесс профессионального становления личности и изменения осознанности и активности в отношении процесса выбора будущих вариантов самореализации в профессиональной среде. Это соответствует такой психолого-педагогической категории, как «профессиональное самоопределение», которая, однако, может рассматриваться как составляющая «стратегии».
Содержание каждого из выделенных блоков – тема отдельного исследования, но заметим, что представляется важным выделение тех характеристик личности, которые обеспечивают устойчивые конкурентные преимущества как инвариантные компоненты, а дающие дополнительные конкурентные преимущества – как вариативные компоненты.
Проведенный структурно-функциональный анализ позволяет сформулировать искомое понятие следующим образом: конкурентоспособность обучающегося вуза – это интегративная профессионально-личностная характеристика студента, объединяющая его потенциальные и реализованные качества и способности, которые позволяют ему быть субъектом эффективной учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности («деятельность») для получения результатов, соответствующих современному уровню научно-технического и экономического развития общества («результат»), осуществлять профессиональное самоопределение и выстраивать стратегию («стратегия») самореализации и саморазвития для постановки и достижения личностных и общественно значимых целей.
В данном определении:
1) под результатами понимаются акме-, образовательные и продуктовые результаты;
2) под деятельностью – эффективная самореализация, то есть способность организации деятельности по достижению необходимых результатов с учетом оптимальности используемых ресурсов (временных, интеллектуальных, эмоциональных, здоровья и др.);
3) под стратегией – нацеленность на поддержание и развитие собственной конкурентоспособности на уровне, необходимом для поддержания и развития конкурентоспособности предприятия, отрасли и страны.
Заключение / Conclusion
Считаем, что в рамках настоящего исследования удалось подтвердить трансдисциплинарность рассмотренного понятия «конкурентоспособность обучающегося вуза» и осуществить качественный перенос его смысла из экономической науки в психолого-педагогическую. Уточнение данного понятия позволяет создать более полное представление о целях формирования искомого качества личности в процессе профессиональной подготовки, что составляет теоретическую значимость настоящего исследования. Понимание силы функциональных взаимосвязей и их проявления позволит выстроить педагогическую систему формирования и оценки операционной, тактической и стратегической конкурентоспособности на разных этапах профессиональной подготовки в вузе, а также сформировать требования к методико-педагогическому обеспечению данного процесса и гибко управлять им.
Стремление воссоздать конкурентную среду в образовательном процессе, а также проектирование соответствующей модели поведения обучающихся за счет внедрения рейтинговых систем оценивания, активных методов обучения в виде деловых и имитационных игр и прочих приносят определенный эффект для формирования конкурентоспособности обучающихся вуза. Однако сегодня стоит по-иному взглянуть на содержательное наполнение этих методов вследствие установленной cложности самого феномена конкуренции в современной действительности, заключающейся в одновременном проявлении состязательности и взаимодействии субъектов, приоритетности и усиления роли конкурентных преимуществ высшего порядка. Полагаем, что предложенное определение понятия «конкурентоспособность обучающегося вуза» может стать одним из теоретических оснований решения обозначенной проблемы, а разработанная структурно-функциональная модель может быть содержательно проработана для рассмотрения конкурентоспособности обучающихся конкретных направлений и профилей подготовки с учетом их специфики.

Lubov V. Kurzaeva