Введение / Introduction
Сегодня, отмечают М. В. Григорьева и А. А. Шаров, перед системой образования стоит проблема подготовки личности выпускника школы с активной позицией, направленной на улучшение различных социально-культурных аспектов жизни, решение социальных и культурных проблем [1]. Для решения поставленной проблемы необходимо формирование социально-активной деятельности старшеклассников, которая реализуется в способности к социально значимой деятельности, в опыте создания, освоения, сохранения и развития ценностей культуры и, как акцентирует внимание Н. И. Беляева, в отраженных потребностях позитивного отношения к социальной действительности [2].
Современная стратегия образования, подчеркивает М. Н. Шевченко, направленная на подготовку старшеклассников к продуктивной созидательной деятельности, заставляет внедрять в школьную среду новые образовательные модели работы [3]. Эти модели, продолжает Р. С. Орлов, должны быть связаны с внеурочной деятельностью [4]. В свою очередь, внеурочная деятельность подчеркивает необходимость формирования конкурентоспособной личности, ориентированной на коммуникабельность и работу в команде, постановку четких целей и самореализацию при их достижении, продуктивную креативность, проявление социальной ответственности и творческого системного самосовершенствования и, как замечает И. А. Герасимова, решение актуальных социально-культурных задач [5].
Кроме того, в условиях глобализации инициативы ООН и ЮНЕСКО, в частности программы, ориентированные на достижение Целей устойчивого развития (SDGs), позитивно влияют на молодежь. ЮНЕСКО реализует проекты, направленные на воспитание глобального гражданства и содействие устойчивому развитию, вовлекая школьников в образовательные и социальные инициативы, направленные на решение экологических и социальных проблем. Так, например, международный фестиваль «Вместе» проводится в России при поддержке ЮНЕСКО и направлен на укрепление дружбы и сотрудничества. Он объединил участников из более чем 30 стран, представляющих все континенты. Участниками фестиваля стали школьники и молодежь из стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Северной Америки.
В исследованиях Н. Л. Смакотина обращает внимание на то, что влияние глобальных и локальных инициатив на молодежь ясно демонстрирует, как различные факторы способствуют формированию глобального гражданства и устойчивых ценностей [6].
Рассматривая проблему формирования личности старшеклассников во внеурочной деятельности, Л. Т. Потанина и Т. В. Склярова утверждают, что следует учитывать и влияние общественных норм, ценностей и традиций на мировоззрение и поведение индивида, и то, как индивид влияет на социокультурное окружение [7]. Поэтому необходимо исследовать не только потенциал самой активности в комплексном формировании социального и культурного контекста окружающей среды подростка, но и широкий и многогранный каркас воздействия на него. Термин «социально-культурная активность» предоставляет ценный ракурс для изучения взаимодействия старшеклассника с обществом и культурой во внеурочной деятельности, но требует ясного контекста и определения в конкретных исследованиях. Это определяет необходимость исследования факторов формирования социально-культурной активности старшеклассников во внеурочной работе, ориентированных на развитие обучающихся, в том числе старшеклассников и их подготовку к жизни в современных реалиях, что способствует их успешному вхождению в социум и развитию необходимых для этого навыков.
В связи с этим мы ставим перед собой цель исследовать факторы развития социально-культурной активности старшеклассника при формировании личности старшеклассника во внеурочной деятельности.
Обзор литературы / Literature review
Понимание природы социально-культурной активности многими учеными считается важным в образовательной деятельности, так как этот феномен может быть основополагающим в жизнедеятельности современного человека. От того, как интерпретируется социально-культурная активность и какие факторы влияют на ее эффективное формирование, зависит выбор педагогического инструментария, который способствует реализации этого процесса. Поэтому необходимо исследовать сущность не только самого феномена социально-культурной активности и его родовых понятий «активность», «социальная активность», «культурная активность», но и факторы, влияющие на процесс ее формирования.
Термин «активность» Н. С. Лейтес определяет как «всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования. Она характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий, спецификой внутреннего состояния субъекта» [8].
Активность является тем, что человеку дано природой и неотделимо от его существования в действии, работе, труде. Жизнедеятельность человека происходит в многогранности человеческих отношений, через указанные действия сам человек учится глубоко познавать. Ученые при выявлении сущности этого термина подчеркивали различные аспекты.
Так, под активностью С. Л. Рубинштейн понимает актуальную интенсивную деятельность [9]. А. Н. Леонтьев утверждает, что она выступает источником самопреобразования [10]. В работе Р. С. Фермино отмечается, что активность, представляя собой движущую силу, определяет ментальные процессы и индивидуальные черты личности [11]. Последние выступают посредником между ее поступками и запросами общества (А. С. Чибаков) [12]. Важно, по мнению Г. А. Берулава и М. Н. Берулава, отметить в характеристиках активности человека выполнение социальной роли при достижении целей [13]. Она, как утверждают Н. T. Хилл, Л. Моушовски и другие, направлена на удовлетворение собственных потребностей [14].
Сегодня ученые дифференцируют виды активности. Рассмотрим некоторые из них, которые относятся, по утверждению М. Е. Гошина, П. С. Сорокина и др., к деятельности человека [15].
Психическую активность Л. В. Выготский рассматривает как целенаправленное, деятельностно-ориентированное отражение и переработку информации мозгом, в ходе которых формируются и реализуются процессы восприятия, внимания, мышления, эмоций и воли [16].
Образовательная активность в работах ученых (Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова, Д. В. Шкурин и др.) представляется как целенаправленное и организованное взаимодействие обучающегося с содержанием, методами и участниками образовательного процесса, в ходе которого происходит приобретение, усвоение и применение знаний, умений и навыков [17].
Социально-ориентированная активность определяется учеными (Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева и др.) как целенаправленное участие индивида в инициативах и проектах, направленных на решение общественных проблем, укрепление социальных связей и развитие гражданской ответственности посредством взаимодействия с различными сообществами, организациями и институтами [18].
Интеллектуальная активность, подчеркивается исследователями Е. С. Жуковой, С. Л. Артеменковым, Д. Б. Богоявленской и др., выступает как целенаправленный процесс мыслительной работы, включающий процессы восприятия, анализа, синтеза и критической оценки информации, направленный на решение познавательных задач и выработку новых представлений о мире [19].
Творческая активность, отмечают ученые Г. Н. Пирманова, М. А. Сафарова, З. Ф. Халилова, Н. С. Ташпулатова, Н. С. Норматова, указывает на направленный процесс генерирования и воплощения оригинальных идей, образов или решений, основанный на воображении, интуиции и свободном сочетании знаний из разных областей, сопровождающийся личностным самовыражением и стремлением к инновации [20].
Гражданскую активность Н. В. Волкова и Л. А. Гусева понимают как целенаправленное участие граждан в общественной и политической жизни с целью защиты прав, улучшения качества жизни и укрепления демократических институтов [21].
Отметим, что при определении видов активности ученые (Н. Деннауи, Д. М. Гуальяно, Г. С. Кольт, М. Джаммал, Э. С. Джорджем и др.) указывают на то, что это прежде всего целенаправленная деятельность [22].
Вслед за М. В. Григорьевой мы трактуем понятия «социальное» и «культурное» как уточнение, некую границу, которая конкретизирует определенный контекст феномена «активность» [23].
В исследовании А. А. Сергин, Р. А. Шичиях, И. В. Руденко отмечается, что особый уровень активности обучающегося составляет социальная активность как «личностная характеристика, совокупность инициативных действий, внешнее проявление активности в его целенаправленном взаимодействии с окружающей средой, сознательная преобразующая деятельность, направленная на самореализацию личности» [24]. Важно, что социальная активность отвечает за персональное воздействие субъекта на окружающую действительность.
По мнению М. В. Григорьева, на формирование социальной активности в том числе влияют условия жизни общества и общественно-политическая обстановка, тенденции в развитии социокультурного пространства, представлений о нормах и значимости общественных явлений, степень научного освещения феномена, методологический базис исследований, подходы ученых [26].
В данном контексте социальная активность рассматривается как совокупность человеческой деятельности, направленной на решение задач общества в конкретный исторический период. Ее также можно воспринимать как способность человека изменять мир на основе усвоенных богатств, будь то духовные или материальные. Эта сила самоопределения в обществе проявляется через инициативность, исполнительность, требовательность и социальную ответственность.
Выделяется важность внутренней мотивации социальной активности, взаимодействия с социумом и ее проявления в общественно-полезной деятельности. Она рассматривается, отмечает В. В. Жолобова, как отношения социального субъекта к окружающей среде в процессе деятельности, способной творчески преобразовывать различные сферы реальности и самих участников [27]. Характеризуется она проявлением личностных качеств, стремлением к достижению целей и общественной значимостью исходных результатов. При этом любая социальная активность происходит в ситуации взаимодействия с представителями различных культур.
«Культурная активность» как видовое понятие относительно родового понятия «активность», уточняет М. А. Арианский, «складывается из деятельности по освоению накопленных обществом ценностей культуры, т.е. потреблением и деятельности по созданию этих ценностей, т. е. их производством» [28]. Поэтому свою фактическую реализацию культурная активность имеет в деятельности человека, которая осуществляется в сфере культуры.
Следует уточнить, что так же, как понятия «деятельность» и «активность» носят нетождественный характер, феномены «культурная активность» и «культурная деятельность» не являются субституционными, то есть не взаимозамещаются. Взаимосвязь культурной системы как признака реальной действительности социальной системы, делает акцент А. Р. Камалов, «не должна приводить к тому, чтобы игнорировалось определенное своеобразие каждой из этих связанных частей... т.к. они отражают различные, хотя и дополняющие друг друга стороны человеческого опыта» [29]. Так, культурная активность характеризуется многогранностью, включая ее вклад в социальное и психическое благополучие. Поэтому эти понятия имеют различные качественные признаки и характеристики.
Человек как социальное существо для собственного осознания себя как полноценного члена общества и определения своей жизненной позиции осваивает ценности своей культуры, проявляя мотивированную инициативу в деятельности. Активно-деятельностный характер социальной передачи культурного наследия предполагает освоение и преобразование окружающей действительности. Потребность в ценностях культуры стимулирует социокультурную деятельность субъекта, что вызывает появление источника возбуждения, который мобилизует ценностные установки личности и активизирует волю и эмоции.
Разнообразие в толковании понятия «социально-культурная активность» определяется ее базовыми категориями, которые детерминируются, с одной стороны, общностью форм активности в социально-культурной деятельности, с другой стороны, в ее динамике, многообразном изменении в содержании, определяемом конкретными движущими силами с окружающим культурным миром.
Социально-культурная активность личности рассматривается как сложный и многогранный процесс, который развивается на основе знаний человека о культурных аспектах мира и проявляется через практическую реализацию в образовательной и культурной деятельности. Этот вид активности включает в себя взаимодействие с различными культурными элементами и практиками, способствуя личностному росту и социальной интеграции в образовательном контексте.
Проводя параллель между социально-культурной активностью и социально-культурной деятельностью, В. В. Жолобова отмечает, что активность проявляется как «мотивированное стремление человека, осознанная ценностная необходимость проявления инициативы в социально-культурной деятельности» [30]. Для нас важно, что автор особо подчеркивает проявление инициативности.
Как интегральное качество личности социально-культурную активность рассматривает М. А. Ариарский. Она отражает жизненную позицию личности, находя «свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры» [31]. Под социально-культурной активностью, делает вывод А. Р. Камалов «следует понимать черту характера человека, выражающуюся в общественной направленности деятельности в рамках социально принятых форм поведения» [32].
Данное качество присуще многим возрастным группам, но особенно оно проявляется в школьный период. Старшеклассники отличаются стремлением к воплощению своих желаний в жизнь, активной жизненной позицией. Они представляют различные социальные слои, отличающиеся друг друга экономическими условиями жизни и быта, спецификой общественного поведения и психологии, значимостью приобретения научных и культурных знаний. Личность старшеклассников характеризуется эмоциональностью и напряженным поиском смысла жизни, потребностью прогрессивных преобразований социума, стремлением к новому, неизведанному, так как они активно взаимодействуют с внешним миром, обществом и культурными ценностями.
Старшеклассники активно ищут свою идентичность и место в обществе через определение своих ценностей, интересов, взаимодействие с культурными нормами и традициями. Они используют современные технологии для обмена информацией и взаимодействия с миром, такие, как интернет, социальные сети и другие медийные платформы, которые влияют на формирование культурных предпочтений и социальных стереотипов. Все это дает основание считать возраст старшеклассников сензитивным периодом для развития, формирования и становления социально-культурной активности.
При этом, отмечает А. В. Сидорова, «социально-культурная активность как устойчивое свойство личности проявляется в совокупности осуществляемых действий в процессе внутренней и внешней деятельности по преобразованию себя и социальной среды, носящих социально-значимый характер, ориентированных на осознанное интенсивное развитие связей с социумом» [33].
Таким образом, под социально-культурной активностью старшеклассников следует понимать личностное качество, отражающее его стремление к приобретению способности саморазвития и познания культуры, направленности на самоорганизацию в социально-культурной деятельности в процессе самореализации себя в социально-культурной практике.
К сущностным характеристикам социально-культурной активности старшеклассников, являющимся факторами ее развития, мы относим:
‒ спонтанную надситуативную произвольность действий, обусловленную спецификой внутренних состояний старшеклассников в момент действия, актуальностью для него, выходом за пределы установленного социально-культурного события;
‒ самодетерминированность, т. е. обусловленность проявления самодвижения, реализации потребности самого старшеклассника в общественной и культурной деятельности;
‒ причастность к социально-культурному взаимодействию старшеклассников, то есть результат осознания взаимной обусловленности с обществом и построение эффективного способа коммуникации с ним для того, чтобы реализовать свой личностный потенциал в социально-культурной деятельности;
‒ просоциальность, направленность на формирование у старшеклассников активности в позитивной социально-культурной деятельности во благо его самого и общества, соблюдая социальные нормы, законы и нравственные идеалы;
‒ прокультурность, то есть устремленность на сохранение, развитие и передачу культурных концептов, отношений, ценностей.
Внеурочная деятельность старшеклассников способствует развитию творческого мышления, формированию профессиональных навыков и компетенций. Участие в художественных, спортивных или научно-исследовательских проектах позволяет подросткам раскрыть свой творческий потенциал и получить практический опыт в выбранных областях, что может послужить источником радости и удовлетворения, способствуя эмоциональному благополучию.
Способствуя формированию социальных навыков и умений работать в коллективе, внеурочная деятельность предполагает взаимодействие, обмен идеями, разрешение конфликтов. При этом старшеклассники, занимающиеся внеурочной деятельностью, имеют возможность самостоятельно выбирать направление своего развития, что способствует самоопределению, помогает понять свои интересы, страсти и потенциал для будущей карьеры.
Это подтверждается исследованиями ученых. Например, эксперимент Т. М. Амабиле и Дж. Пиллемер [34] выявил, что участие в художественных и культурных мероприятиях, таких как театральные постановки, музыкальные выступления, способствует развитию творческого мышления у детей и взрослых.
Поэтому следует исследовать не только потенциал самой активности в комплексном формировании социального и культурного контекста окружающей среды старшеклассника, но и широкий и многогранный каркас воздействия на него. Термин «социально-культурная активность» предоставляет ценный ракурс для изучения взаимодействия старшеклассника с обществом и культурой во внеурочной деятельности, но требует ясного контекста и определения в конкретных исследованиях.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
При исследовании факторов социально-культурной активности старшеклассников в развитии их личности мы использовали авторскую методику «Оценка вовлечённости в социокультурные практики»,которая представляет собой диагностический инструмент, предназначенный для оценки уровня социально-культурной активности старшеклассников. Эта методика позволила выявить степень участия подростков в различных социальных и культурных мероприятиях, их интерес к таким видам деятельности.
Методика включает в себя ряд вопросов, которые оценивают следующие факторы социально-культурной активности старшеклассников:
‒ участие в общественных мероприятиях и акциях;
‒ интерес к культурным мероприятиям и событиям;
‒ уровень общения с друзьями и сверстниками;
‒ участие в волонтерской деятельности;
‒ интерес к самообразованию и личностному росту.
Результаты применения методики позволяют оценить факторы социально-культурной активности старшеклассников и выявить области, в которых подростки наиболее активны и заинтересованы.
Разработанная анкета «Факторы влияния на социально-культурную активность старшеклассников» позволила определить факторы, которые влияют на участие старшеклассников в социально-культурных мероприятиях. Она состоит из нескольких разделов, каждый из которых направлен на выявление определенной группы факторов: социальные (влияние семьи, друзей, школы), личностные (интересы, мотивация, самооценка), организационные (доступность мероприятий, наличие информации), культурные (приверженность традициям, культурный фон) (табл. 1).
Анкета по выявлению факторов влияния на социально-культурную активность старшеклассников включала в себя следующие вопросы:
‒ Какую роль играет ваша семья в выборе культурных мероприятий?
‒ Насколько важны для вас мнения друзей при выборе социальных активностей?
‒ Как часто вы участвуете в мероприятиях, организованных школой?
‒ Что вас мотивирует участвовать в культурных мероприятиях?
‒ Что вас мотивирует участвовать в культурных мероприятиях?
Какие препятствия вы встречаете при попытке участвовать в социально-культурных мероприятиях?
Результаты анкеты обрабатываются статистически для выявления значимости различных факторов. Это позволяет определить, какие факторы наиболее сильно влияют на социально-культурную активность старшеклассников.
В исследовании принимали участие 100 старшеклассников МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля» (Россия) и 100 человек из школы-гимназии № 30 для одаренных детей с обучением на трех языках г. Атырау (Республика Казахстан).
Результаты исследования / Research results
При оценивании уровня социально-культурной активности старшеклассников и выявления ключевых факторов, влияющих на эту активность, были получены следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования уровня социально-культурной активности
старшеклассников
|
Вопрос |
Результат |
|
Участие в общественных мероприятиях и акциях |
Высокий уровень: 40% (80 учащихся) регулярно участвует в общественных мероприятиях и акциях. Средний уровень: 35% (70 учащихся) иногда участвует в таких мероприятиях. Низкий уровень: 25% (50 учащихся) редко или никогда не участвует в общественных мероприятиях. |
|
Интерес к культурным мероприятиям и событиям |
Высокий интерес: 45% (90 учащихся) активно интересуется культурными мероприятиями, посещает музеи, театры, концерты. Средний интерес: 30% (60 учащихся) проявляет интерес к культурным событиям периодически. Низкий интерес: 25% (50 учащихся) не проявляет особого интереса к культурным мероприятиям. |
|
Уровень общения с друзьями и сверстниками |
Высокий уровень общения: 50% (100 учащихся) имеет высокий уровень общения с друзьями и сверстниками, активно участвует в совместных мероприятиях. Средний уровень общения: 35% (70 учащихся) имеет умеренный уровень общения. Низкий уровень общения: 15% (30 учащихся) имеет низкий уровень общения с окружающими. |
|
Участие в волонтерской деятельности |
Высокий уровень: 30% (60 учащихся) активно участвует в волонтерской деятельности. Средний уровень: 40% (80 учащихся) иногда участвует в волонтерских акциях. Низкий уровень: 30% (60 учащихся) не участвует в волонтерской деятельности. |
|
Интерес к самообразованию и личностному росту |
Высокий интерес: 55% (110 учащихся) активно занимается самообразованием и личностным ростом. Средний интерес: 30% (60 учащихся) проявляет интерес к самообразованию периодически. Низкий интерес: 15% (30 учащихся) не проявляет значительного интереса к самообразованию и личностному росту. |
Анализ полученных результатов указывает на то, что 65% старшеклассников активно участвует в общественных мероприятиях, как правило, имеет более высокий уровень личностного роста и самооценки. Этот фактор также положительно коррелирует с уровнем общения с друзьями и сверстниками.
Высокий интерес к культурным мероприятиям (45%) способствует развитию креативного мышления и расширению кругозора. Старшеклассники, проявляющие интерес к культуре, часто имеют высокие академические достижения.
Старшеклассники с высоким уровнем общения более социально адаптированы и склонны к командной работе. Это также положительно сказывается на их участии в общественных и культурных мероприятиях.
Волонтерская деятельность развивает у старшеклассников чувство ответственности и эмпатию. Те, кто активно участвует в волонтерских акциях, часто проявляет лидерские качества.
Старшеклассники, активно занимающиеся самообразованием, более мотивированы к достижению высоких результатов в учебе и жизни. Они также склонны к участию в различных культурных и социальных проектах.
Для понимания взаимосвязей между различными аспектами социально-культурной активности старшеклассников мы провели корреляционный анализ данных, полученных с помощью авторской методики «Оценка вовлечённости в социокультурные практики».
Основные результаты корреляционного анализа показали следующее.
Участие в общественных мероприятиях и акциях и интерес к культурным мероприятиям и событиям: r = 0,65, p < 0,001, то есть старшеклассники, активно участвующие в общественных акциях, проявляют высокий интерес к культурным мероприятиям.
Участие в общественных мероприятиях и акциях и уровень общения с друзьями и сверстниками: r = 0,58, p < 0,01. Результат свидетельствует о том, что активно участвующие в общественных мероприятиях старшеклассники чаще имеют высокий уровень общения с ровесниками.
Интерес к культурным мероприятиям и событиям и участие в волонтерской деятельности: r = 0,50, p < 0,01, то есть старшеклассники, интересующиеся культурными мероприятиями, склонны участвовать в волонтерской деятельности.
Степень общения с друзьями и сверстниками и участие в волонтерской деятельности: r = 0,45, p < 0,05. Результат указывает на то, что старшеклассники с высоким уровнем общения с друзьями активнее участвуют в волонтерских мероприятиях.
Интерес к самообразованию и личностному росту и участие в общественных мероприятиях и акциях: r = 0,60, p < 0,001. Старшеклассники сочетают стремление к самообразованию с активным участием в общественных мероприятиях.
Все результаты подтверждают наличие положительных связей между рассматриваемыми переменными.
Для лучшего понимания взаимосвязей между факторами социально-культурной активности можно представить корреляционные связи в виде матрицы корреляций (см. табл. 2).
Корреляционный анализ показал, что между различными аспектами социально-культурной активности старшеклассников существуют значимые положительные связи. Это указывает на то, что активное участие в одной области (например, в культурных мероприятиях) часто сопряжено с высокой активностью в других областях (например, в волонтерской деятельности).
Таблица 2
Взаимосвязь между факторами социально-культурной активности
|
Фактор \ Корреляция |
Участие в общественных мероприятиях |
Интерес к культурным мероприятиям |
Уровень общения с друзьями |
Участие в волонтерской деятельности |
Интерес к самообразованию |
|
Участие в общественных мероприятиях |
1,00 |
0,65 |
0,58 |
0,50 |
0,60 |
|
Интерес к культурным мероприятиям |
0,65 |
1,00 |
0,50 |
0,50 |
0,55 |
|
Уровень общения с друзьями |
0,58 |
0,50 |
1,00 |
0,45 |
0,50 |
|
Участие в волонтерской деятельности |
0,50 |
0,50 |
0,45 |
1,00 |
0,55 |
|
Интерес к самообразованию и личностному росту |
0,60 |
0,55 |
0,50 |
0,55 |
1,00 |
Анализ результатов анкетирования факторов влияния на социально-культурную активность старшеклассников показал следующие результаты (табл. 3).
Таблица 3
Результаты анкетирования по выявлению факторов влияния
на социально-культурную активность старшеклассников
|
Вопрос |
Ответы |
|
Социальные факторы |
|
|
Роль семьи в выборе культурных мероприятий |
Высокая: 40% (80 учащихся) Средняя: 45% (90 учащихся) Низкая: 15% (30 учащихся) |
|
Важность мнений друзей при выборе социальных активностей |
Высокая: 50% (100 учащихся) Средняя: 35% (70 учащихся) Низкая: 15% (30 учащихся) |
|
Частота участия в мероприятиях, организованных школой |
Высокая: 30% (60 учащихся) Средняя: 50% (100 учащихся) Низкая: 20% (40 учащихся) |
|
Личностные факторы |
|
|
Мотивация участия в культурных мероприятиях |
Высокая: 45% (90 учащихся) Средняя: 35% (70 учащихся) Низкая: 20% (40 учащихся) |
|
Организационные факторы |
|
|
Препятствия при попытке участвовать в социально-культурных мероприятиях |
Высокие: 25% (50 учащихся) Средние: 50% (100 учащихся) Низкие: 25% (50 учащихся) |
Для определения значимости различных факторов были использованы методы статистического анализа, включая вычисление среднего значения, стандартного отклонения и корреляционного анализа между факторами.
Значимые факторы социально-культурной активности.
Социальные факторы.
Роль семьи: 85% (средняя и высокая оценка) показывают, что влияние семьи является значимым детерминантом участия в культурных мероприятиях.
Важность мнений друзей: 85% (средняя и высокая оценка) подчеркивают значимость социальных связей в выборе активностей.
Личностные факторы.
Мотивация: 80% (средняя и высокая оценка) указывают на внутреннюю мотивацию как ключевой фактор участия в культурных мероприятиях.
Организационные факторы.
Препятствия: 75% (средняя и высокая оценка) выявляют значительные барьеры, влияющие на участие старшеклассников в социально-культурных мероприятиях.
В данном исследовании целью было изучение взаимосвязей между различными факторами социально-культурной активности старшеклассников, выявленных с помощью анкеты.
Результаты корреляционного анализа для различных факторов социально-культурной активности старшеклассников представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты корреляционного анализа
|
Переменная 1 |
Переменная 2 |
Коэффициент корреляции (r) |
Значимость (p) |
|
Роль семьи в выборе культурных мероприятий |
Важность мнений друзей при выборе социальных активностей |
0,62 |
< 0,05 |
|
Роль семьи в выборе культурных мероприятий |
Частота участия в мероприятиях, организованных школой |
0,55 |
< 0,05 |
|
Важность мнений друзей при выборе социальных активностей |
Частота участия в мероприятиях, организованных школой |
0,48 |
< 0,05 |
|
Мотивация участия в культурных мероприятиях |
Самооценка |
0,60 |
< 0,05 |
|
Мотивация участия в культурных мероприятиях |
Препятствия при участии в мероприятиях |
-0,53 |
< 0,05 |
|
Препятствия при участии в мероприятиях |
Доступность информации о мероприятиях |
-0,45 |
< 0,05 |
|
Приверженность традициям |
Культурный фон |
0,68 |
< 0,05 |
|
Приверженность традициям |
Мотивация участия в культурных мероприятиях |
0,50 |
< 0,05 |
Высокая положительная корреляция (r = 0,62, p < 0,01) между влиянием семьи и мнениями друзей указывает на то, что старшеклассники, чье участие в культурных мероприятиях сильно зависит от мнения семьи, также придают большое значение мнению друзей.
Сильная положительная корреляция (r = 0,55, p < 0,01) между влиянием семьи и частотой участия в школьных мероприятиях показывает, что старшеклассники с высоким влиянием семьи на выбор мероприятий чаще участвуют в школьных мероприятиях.
Положительная корреляция (r = 0,48, p < 0,01) указывает на то, что старшеклассники, для которых мнение друзей имеет высокое значение, также часто участвуют в социально-культурных мероприятиях.
Высокая положительная корреляция (r = 0,60, p < 0,01) между мотивацией и самооценкой говорит о том, что старшеклассники с высокой мотивацией к участию в культурных мероприятиях имеют также высокую самооценку.
Отрицательная корреляция (r = -0,53, p < 0,01) между мотивацией и препятствиями показывает, что старшеклассники, сталкивающиеся с большими трудностями при участии в мероприятиях, имеют меньшую мотивацию к участию.
Отрицательная корреляция (r = -0,45, p < 0,01) указывает на то, что старшеклассники, сталкивающиеся с большими препятствиями, также имеют трудности с доступом к информации о мероприятиях.
Сильная положительная корреляция (r = 0,68, p < 0,01) между приверженностью традициям и культурным фоном показывает, что старшеклассники с глубоким уважением к традициям чаще имеют значимый культурный фон.
Положительная корреляция (r = 0,50, p < 0,01) показывает, что старшеклассники, приверженные традициям, также имеют более высокую мотивацию к участию в культурных мероприятиях.
Таким образом, корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи между различными факторами, влияющими на социально-культурную активность старшеклассников. Эти результаты подтверждают наличие сложной сети взаимосвязей между социальными, личностными, организационными и культурными факторами, что позволяет глубже понять, какие аспекты оказывают наибольшее влияние на участие старшеклассников в социально-культурных мероприятиях.
Заключение / Conclusion
Основываясь на полученных результатах исследования факторов социально-культурной активности старшеклассников, мы пришли к выводу о том, что социально-культурная активность старшеклассников, детерминированная комплексом факторов, включая их участие в общественных и культурных мероприятиях, уровень общения со сверстниками, участие в волонтерской деятельности и интерес к самообразованию, выполняет функции ориентационной организации, политической социализации, социально-культурной интеграции и культурно-творческой созидательности.
Социальные факторы участия в общественных мероприятиях, а также интерес к самообразованию и личностному росту предполагают функцию ориентационной организации, которая выражается в создании культурно личностной картины социального мира старшеклассника. Индивидуальное мировоззрение позволяет ему определиться в различных областях современной культуры. Эта функция обеспечивает самоопределение и самореализацию индивидуального творческого потенциала старшеклассника в жизнедеятельности.
Личностные факторы проявления интереса к культурным мероприятиям предполагают осуществление функции культурно-творческой созидательности, которая реализуется в деятельности (изобразительная, трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, волонтерская, общественная, исследовательская и т. д.), направленной на достижение определенных успехов в этой области. Чаще всего у старшеклассника это проявляется в стремлении к участию и победе на фестивалях, олимпиадах, конкурсах, в акциях и т. д. Данная деятельность решает важные социальные проблемы, компенсируя недостаток реализации разносторонних творческих потенциалов старшеклассников.
Личностные факторы общения с друзьями предполагают осуществление функции социально-культурной интеграции старшеклассников при реализации социально-культурной активности, которая происходит с представителями различных социальных и культурных формирований. Реализация этой функции достигается посредством улучшения межличностных отношений во время совместной социально-культурной деятельности по удовлетворению культурных и социальных потребностей. Она воплощается через ситуационные альтернативные социальные действия, сотрудничество при принятии коллегиальных решений на основе диалога. Благодаря этому происходит взаимопонимание представителей социально-культурных общностей. У старшеклассников появляется желание к достижению творческих совместных успехов, стремлению к отождествлению себя с общественной позиции и принятии, трансляции и воспроизведению культурных традиций.
Организационные факторы участия в волонтерской деятельности предполагают осуществление функции социально-культурной активности как политической социализации старшеклассников, которая проявляется в выработке конкретных установок потребления общественной (политической) информации, отношения к событиям и действиям в сфере политики, определения своих политических предпочтений. Политическая социализация предполагает включение старшеклассников в политическую жизнедеятельность. Происходит овладение определенными социально-политическими нормами поведения, приемами политической деятельности через творческое отношение к ним. Политическая социализация старшеклассников способствует формированию гражданина государства, у которого преобладают устойчивые политические цели.
Реализация перечисленных функций социально-культурной активности старшеклассников возможна в их внеурочной деятельности, так она представляет собой разнообразный спектр активностей, которые осуществляются вне учебного расписания и вне школьных занятий. Эта форма деятельности направлена на расширение и обогащение образовательного опыта, развитие различных навыков и компетенций, формирование личностных качеств учащихся. Она включает спортивные мероприятия, художественные кружки, музыкальные группы, театральные студии, научно-исследовательские проекты, общественные организации и другие формы активности.
Социально-культурная активность определяется как участие индивидов в действиях, направленных на взаимодействие с различными культурными группами, что способствует улучшению социальной сплоченности и культурного обмена. Эта активность включает использование культурных ресурсов для адаптации и укрепления социальных связей, что повышает субъективное благополучие и способствует развитию общих ценностей в многообразных обществах.
Исследование выявило, что активное участие старшеклассников в социокультурной сфере зависит от множества обстоятельств, в том числе от личных, социальных, организационных и культурных факторов. Влияние семьи, мнения окружающих и участие в школьных событиях значительно повышают уровень интеграции молодежи в культурную жизнь общества. Персональные особенности, включая наличие внутренней мотивации и уровень самоуважения, также оказывают сильное воздействие на активность учеников старших классов.
Обнаружены препятствия, связанные с отсутствием информации и ограниченным доступом к социокультурным событиям, что является серьезным препятствием для участия в них. Это указывает на необходимость улучшения организационных механизмов и предоставления необходимой информации для старшеклассников. Культурные предпочтения, включая привязанность к традициям и культурному контексту, усиливают уровень вовлеченности молодежи в культурные события, подчеркивая значимость культурного образования и сохранения традиций.
Результаты данного исследования могут служить основой для создания целенаправленных стратегий и программ, целью которых является усиление социокультурной активности старшеклассников. Принимая во внимание обнаруженные ключевые факторы, образовательные институты и общественные организации могут обеспечить благоприятные условия для активного вовлечения молодежи в социальную и культурную жизнь, способствуя их комплексному развитию и самовыражению.

Galina V. Palatkina