Введение / Introduction
В условиях динамично меняющейся современной России, когда трансформации затрагивают все сферы общественной жизни, особую актуальность приобретает поиск эффективных решений для повышения качества деятельности ключевых социальных институтов. Особое место занимает система детских общественных объединений (ДОО), играющая значимую роль в воспитании и развитии подрастающего поколения. Важным шагом на пути формирования единого детского движения стал законопроект «О российском движении детей и молодежи» («Движение первых») и федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодёжи», подписанный Владимиром Путиным 14 июля 2022 года [1]., который нацелен на повышение доступности и массовости детских общественных организаций. Однако, несмотря на стремление к развитию и совершенствованию, система ДОО сталкивается с рядом острых проблем, требующих научно-педагогического осмысления. В первую очередь, это касается непосредственных участников процесса, а именно квалифицированных педагогических кадров, готовых работать в новых для них условиях, отличающихся от традиционной образовательной среды. А следовательно, возникает вопрос качественной подготовки педагогов, который влечет за собой ряд процедур, позволяющих построить образовательную траекторию таким образом, чтобы подготовка была эффективной, влияла на развитие необходимых компетенций и качеств, необходимых для работы в ДОО.
Обзор литературы / Literature review
Вопрос воспитательного потенциала детских общественных объединений велик. Так, Е. И. Согрина в своей работе рассмотрела современное состояние и деятельность детского движения в России и Республике Татарстан и упомянула такие нормативные документы, которые способствовали развитию ДОО и повлияли массовому распространению в России. Автор описывает опыт создания отделения Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), а также различных параллельных региональных детских общественных объединений в Республике Татарстан [2]. А. И. Санникова в своей работе обосновывает необходимость социально-педагогического сопровождения социализации подростков через общественные объединения через два возможных способа: развитие субъектности личности и создание условий для «страховки» в социуме [3]. М. В. Иванов в своем исследовании подчеркивает, что молодёжные объединения, являясь важным социальным институтом, сочетают в себе потенциал самоорганизации и стремление молодежи к общественно полезной деятельности, что делает их привлекательными для использования государством в целях развития общества [4]. В. В. Новикова в своей статье делает вывод о том, что общественное объединение, являясь педагогически ориентированной системой помощи подрастающему поколению, выступает социальным институтом образования, способствующим формированию социальных ценностей, нравственных норм и личной заинтересованности в достижении общих целей через взаимодействие субъектов деятельности [5]. О необходимости объединения детских организаций в единую экосистему, а также создания системы взращивания своих кадров в детских движениях отмечает Е. Ю. Чижикова [6].
Отдельно стоит упомянуть вопрос работы с педагогическим составом, кадрами, которые осуществляют деятельность в рамках детских общественных объединений. Так, О. Ю. Елькина, Л. Я. Лозован подчеркивают важность подготовки педагогов-организаторов детских общественных объединений в соответствии с современными требованиями и представляют конкретный опыт разработки и реализации соответствующей образовательной программы подготовки. Ими также была обоснована необходимость осмысления новых требований профстандарта будущими педагогами, так как важно, чтобы включенные в профстандарт знания и умения были сформированы и актуализированы в соответствии с современной воспитательной ситуацией [7]. В России активно набирает популярность вопрос подготовки педагогов к работе в ДОО, например, Т. В. Емельянова, И. В. Куприй описывают основные результаты и эффективность ресурсного центра по подготовке педагогов в г. Тольятти. Однако, авторы отмечают и недостатки модели в связи с отсутствием прописанного и системного научно-методического плана и более свободный характер подготовки [8].
Письмо Мининстерства просвещения России от 02 ноября 2024 года описывает новую роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в образовательных организациях, которая тесно связана с новым Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых» [9]. Так, ряд исследований последних двух лет делают акцент и на этой новой роли, например, в статье А. Е. Пьянковой говорится об улучшении воспитательного процесса, укреплении связей между семьей и школой, родителями и детьми, а также о возможности участия в мероприятиях «Движения первых» и других организаций [10]. М. В. Березовская подтверждает эффективность работы советников по воспитанию, выявляет позитивные результаты работы советников со слов самих специалистов [11]. Исследование коллег из Новосибирского государственного педагогического университета выявило позитивные результаты опыта работы советников, а также положительный отклик педагогов, с одной стороны, и недостаточное понимание на практике функционала, компетентности, содержания и методики работы советника, проблемы профессионального обучения и методического сопровождения деятельности советника, а также недостаточную административную поддержку, с другой стороны [12]. Д. А. Алексина сравнивает роль педагога-организатора и старшего вожатого, делая вывод о схожести функций педагога-организатора с педагогом дополнительного образования, а также выдвигает противоречие в нехватке квалифицированных специалистов, которые будут реализовать государственную задачу на должном уровне и работать непосредственно с детьми, а не с руководством по воспитательной работе и самой функцией роли [13]. О. А. Лаврентьева в своих научных исследованиях делает попытки осмыслить содержание деятельности советника и определяет круг его компетенций [14]. В целом, делая вывод, можно выделить больше положительных аспектов и комментариев авторов и исследователей по вопросу включения новой роли советника в образовательные организации.
Что касается исследований зарубежных коллег, то в их картине мира под общественностью понимаются в большей степени социальные работы, волонтерство и работа с особыми категориями лиц. В США подготовка учителей для работы с одаренными детьми осуществляется через партнерство между университетами, школами и общественными организациями. Это партнерство начинается на уровне университетских программ и распространяется на школы и общество в целом, что способствует более эффективной подготовке учителей [15]. Ница Дори в своем исследовании подчеркивает значительное влияние социально-общественного участия на личностное и профессиональное развитие будущих педагогов. Отмечается, что в ходе волонтерской деятельности студенты испытывают повышенную эмпатию, включенность и чувство сопричастности, которые являются важными качествами для эффективного преподавания. Более того, автор отмечает необходимость интеграции общественных работ в программы подготовки учителей для обогащения образовательного опыта студентов. Эти взаимные отношения способствуют развитию чувства социальной ответственности у будущих учителей, побуждают их стать активными участниками социальных изменений. Интересен опыт экспериментального обучения, в ходе которого студенты непосредственно взаимодействуют с различными общественными группами для развития практических навыков и понимания социальных проблем, с которыми могут столкнуться педагоги и их учащиеся [16]. Франциско Эспиноза и Феррейра Соланж также отдает большую роль обучению волонтерству в рамках подготовки учителей, объясняя это улучшением навыков преподавания и повышением уверенности в себе благодаря участию в подобных обслуживающих сферах, а также формированием чувства социальной ответственности и осознания своей роли в обществе [17]. О формировании партнерских отношений между будущими учителями и молодежными общественными организациями, которые улучшают опыт обучения будущих учителей и расширяют возможности молодежных активистов, упомянула в своем исследовании Кейтлин Попиларц [18].
Коллеги из Университета Колорадо в Боулдере рассмотрели вопрос молодежных движений в Южной Африке через сопровождение и обучение со стороны более опытных активистов южноафриканской молодежной организационной группы «Равное образование» (Equal Education (EE). Данное исследование позволили сделать важные выводы о том, как молодые люди учатся критиковать неравенство и проявлять коллективную самостоятельность [19]. Такие авторы, как Шамсул Бахри, Акмаль Афик; Говиндасами, Гита; Джамиль, Нур Шахадах в своем исследовании рассматривают связь между молодежными общественными движениями и исключительной идентичностью гонконгцев и определили, что социальные движения в Гонконге относятся к реформаторским социальным движениям, а также эти движения делают основной акцент на идентичность как вопрос, который волнует гонконгцев [20]. Статья Фанни Лауби посвящена изучению разнообразия незарегистрированных молодежных движений (по расе, этнической принадлежности, иммиграционному статусу) и его влиянию на эффективность и устойчивость движения. Автор статьи приходит к выводу о преимуществах укрепления отношения с избирателями, к которым стремятся выборные должностные лица, а также об угрозах в подлинности данного движения [21]. Бланка Кудлачова, Жанетта Губрикова привели литературный обзор по выяснению, как детская организация Junák была включена в состав Чехословацкого союза молодежи после коммунистического переворота 1948 года и как происходило ее постепенное превращение в детскую пионерскую организацию [22].
Следовательно, проведенный анализ российской и зарубежной литературы позволил обозначить значимость роли педагога ДОО и важность их подготовки, однако исследований по диагностике их готовности к работе в ДОО не было выявлено. Таким образом, перед авторами стоит задача о комплексном подходе к диагностике готовности педагогов к работе в детских общественных объединениях. Прежде чем определить компоненты, требующие диагностики, авторами был составлен портрет педагога ДОО согласно мнению трех категорий респондентов-экспертов: преподавателей вузов, опытных преподавателей ДОО и руководителей и лидеров ДОО (см. раздел «Результаты исследования»).
Опираясь на психолого-педагогический портрет педагога ДОО, авторами были определены следующие компоненты компетенций педагога ДОО: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный, которые были рассмотрены и аргументированы в контексте детского общественного объединения [23].
В отечественной науке изучение мотивации имеет долгую и богатую историю. Так, Л.С. Выготский рассматривал мотивацию как сложную динамическую систему, возникающую в процессе взаимодействия личности с социальной средой и определяющую направление и интенсивность психического развития [24]. А. Н. Леонтьев рассматривал мотивацию в контексте теории деятельности, считая, что она возникает из потребностей субъекта [25]. Теоретические труды П. Я. Гальперина рассматривали мотивацию в контексте теории поэтапного формирования умственных действий как необходимое условие успешного усвоения знаний и умений [26]. Л. И. Божович рассматривала мотивацию как ядро личности, систему мотивов, определяющих направленность и содержание деятельности ребенка на разных этапах развития [27]. В контексте личностно-ориентированного образования И. С. Якиманская рассматривала мотивацию как ключевой фактор, обеспечивающий активное и осознанное участие ученика в учебном процессе [28]. Е. В. Бондаревская, рассматривая мотивацию в контексте гуманистической педагогики, подчеркивала её роль в саморазвитии и самореализации личности [29], Данные основы послужили обоснованием для определения мотивационного компонента готовности педагогов ДОО. Мотивационный компонент определяет эффективность педагога и его увлеченность процессом. В данном компоненте авторами выделены следующие умения и компетенции деятельности педагога:
- глубокое понимание ценностей детского движения, осознание важности и значимости детских общественных объединений в формировании личности, развитии гражданской позиции и социальной ответственности;
- искренний интерес к детям и их развитию, желание работать с детьми, помогать им раскрывать свой потенциал, поддерживать их инициативы и стремления;
- вера в позитивное влияние детских организаций, убежденность в том, что участие в общественных объединениях способствует личностному росту, социализации и формированию активной жизненной позиции детей;
- стремление к самореализации и профессиональному росту, желание развиваться как педагог, приобретать новый опыт, а также вносить свой вклад в развитие детского движения.
Таким образом, показателями мотивационного компонента готовности педагога к работе в ДОО является устойчивый интерес к деятельности педагога ДОО, ориентация на получение знаний, способность к совершенствованию знаний, потребность и наличие активной педагогической деятельности.
Д. В. Дудко под когнитивной компетенцией в профессиональном образовании понимает «единство теоретической и практической готовности педагога к профессиональной деятельности, ее постоянному совершенствованию, способность к принятию творческих решений в условиях профессиональной деятельности [30].
Когнитивный компонент позволит сформировать следующий комплекс знаний, умений и навыков педагогов ДОО:
‒ знания о деятельности ДОО, истории и теории детского движения, понимание миссии и ценностей ДОО;
‒ знание нормативно-правовой базы в вопросе деятельности ДОО;
‒ знание специфики деятельности различных ДОО, понимание особенностей работы педагога ДОО и уровня отношения к системе ДОО;
‒ знание основ педагогического дизайна, понимание связи между педагогическим дизайном и достижением целей ДОО;
‒ знание возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков, умение управлять группой и командной работой;
‒ понимание роли неформального образования в развитии личности, понимание и применение интерактивных методов и технологий;
‒ умение анализировать эффективность проведенных мероприятий, интерпретировать поведение детей в группе.
Одним из центральных компонентов в структуре профессиональной компетенции педагога ДОО является деятельностный компонент. Согласно мнению отечественного исследователя О. А. Абдуллиной деятельностный компонент «определяет операциональную сущность формируемого знания и умения как результат овладения способами и приемами деятельности; как способность личности на основе знаний и навыков выполнять какую-либо деятельность или действие в изменяющихся условиях» [31].
Деятельный компонент позволит сформировать следующий комплекс знаний, умений и навыков педагогов ДОО:
‒ умение разработать и реализовать программы занятий;
‒ умение адаптировать программы и методы работы к индивидуальным потребностям детей;
‒ умения решать педагогические ситуации, возникающие в процессе работы в ДОО;
‒ умение планировать и организовывать деятельность детского общественного объединения, навыки разработки и реализации проектов;
‒ умение проводить занятия и мероприятия, игры, а также координировать деятельность детей;
‒ умение работать в команде, эффективно взаимодействовать с детьми, коллегами, родителями, представителями других организаций, а также находить компромиссы;
‒ навыки публичных выступлений и презентаций;
‒ навыки работы с современными технологиями, использования интернета, социальных сетей, мультимедийного оборудования.
Отечественные педагоги Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин подчеркивают важную составляющую рефлексивного компонента в профессиональной компетентности педагога и считают, что развитая рефлексия способствует профессиональному росту педагога, его адаптации к изменяющимся условиям и формированию индивидуального стиля педагогической деятельности [32]. И.Ю. Шустова рассматривала рефлексивный компонент в профессиональной компетентности педагога как способность к осознанному анализу собственной деятельности, опыта и личности, направленную на выявление внутренних ресурсов и ограничений для повышения эффективности воспитательного процесса [33].
Показателями рефлексивного компонента служат:
‒ чувство удовлетворения от работы с детьми, получение удовольствия от общения с детьми, наблюдения за их успехами и прогрессом;
‒ знание методов анализа и оценки педагогической деятельности, умение анализировать эффективность своей деятельности и оценивать результаты своей работы, выявлять проблемы и находить пути их решения;
‒ знание инструментов сбора обратной связи, понимание методов и способов получения обратной связи от детей, родителей, коллег;
‒ знание принципов самообразования и профессионального развития, понимание важности непрерывного профессионального развития, умение планировать свое самообразование, ставить цели и отслеживать прогресс.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В качестве методов исследования авторами был применен теоретический метод, который основан на анализе существующих теорий в педагогической практике по вопросу готовности педагогов ДОО в работе. Данный метод позволяет выявить компоненты компетенций педагога ДОО, а также сравнительный анализ подходящих диагностик, позволяющие определить уровень развития данных компетенций.
В силу сложности и многоаспектности компетенций педагога детских общественных объединений диагностика сформированности данной характеристики должна осуществляться в комплексе. В предложенный авторами комплекс вошли Опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности» В. П. Симонова, Ю. В. Дементьева [34], Опросник профессиональной активности учителя А. А. Волочкова [35], Тест жизнестойкости Мадди (скрининговая версия Е.Н. Осина) [36] и Тест на знание деятельности ДОО из основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование (Воспитательная работа)» РГПУ им. Герцена [37].
Опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности» позволяет диагностировать качества, способствующие профессиональному личностному самоопределению преподавателя. Опросник подходит как для практикующих преподавателей, так и будущих педагогов. В данном тесте диагностируются следующие личностные характеристики: способность к творчеству, работоспособность, исполнительность, коммуникабельность, адаптированность, уверенность в своих силах и уровень самоуправления. При диагностике выбираются вопросы, на которые участники дают положительные ответы, которые впоследствии суммируются в общий балл, определяющий уровни (низкий, средний, высокий) вышеперечисленных характеристик [38].
Опросник профессиональной активности учителя А. А. Волочкова направлен на определение уровня профессиональной активности учителей по нескольким шкалам: профессиональная мотивация (М.проф), самооценка способностей к педагогическим взаимодействиям (СП), регулятивный компонент активности учителя (ПАУ рег.), динамический компонент активности учителя (ПАУ дин.), результативный компонент профессиональной активности учителя (ПАУ рез.). Итоговой оценкой считается потенциал профессиональной активности учителей (ПАУ птц) в виде половины суммы профессиональной мотивации (М.проф) и самооценки способностей (ПАУ птц = (М. проф. + Спос)/2); и общий суммарный показатель профессиональной активности учителей (ПАУ = ПАУ птц + ПАУ рег + ПАУ дин + ПАУ рез)/4) [39]. Вопросы диагностики были дополнены и адаптированы авторами под контекст ДОО (например, один из вопросов звучит как «В последнее время я постоянно ловлю себя на мысли: «Надо уходить из преподавания в ДОО» вместо «В последнее время я постоянно ловлю себя на мысли: «Надо уходить из преподавания в школе».).
Модифицированный тест жизнестойкости Мадди (скрининговая версия Е. Н. Осина) направлен на диагностику уровня стресса и внутреннего напряжения человека. Участникам предлагаются утверждения, на которые необходимо выбрать соответствующий ответ («нет», «скорее нет», «скорее да», «да»). Среди вопросов есть как прямые, так и обратные утверждения, от этого зависит подсчет и распределение баллов. Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Полученный результат может сравниваться с нормативными значениями (низкие, средние и высокие значения) [40].
Наконец, тест на знание деятельности ДОО составлен из вопросов и тем Модуля «Социальные проблемы детства» основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 44.03.01 Педагогическое образование профиль "Дополнительное образование (Воспитательная работа)" (РГПУ им. Герцена). Тест состоит из типовых заданий для проведения процедур оценивания результатов освоения темы в ходе текущего контроля, шкалы и критерии оценивания, и позволяет определить уровень когнитивных способностей педагогов, работающих в ДОО [41].
Проведенный анализ как отечественной, так и зарубежной литературы выявил, что вопрос подготовки педагогов к работе в ДОО имеет значительный воспитательный потенциал, требующий комплексного подхода. Отечественные исследования акцентируют внимание на нормативно-правовых аспектах, социально-педагогическом сопровождении, роли ДОО как социального института и необходимости объединения детских организаций, в то время как зарубежные исследования смещают акцент в сторону социальных работ, волонтерства, работы с особыми категориями лиц и формирования партнерских отношений между университетами, школами и общественными организациями. Таким образом, данный литературный обзор обосновывает необходимость проведения эмпирического исследования по разработке и апробации комплексной методики диагностики готовности педагогов к работе в детских общественных объединениях, учитывающей специфику данного вида деятельности и позволяющей выявить сильные и слабые стороны педагогов для дальнейшей разработки программ повышения квалификации и методического сопровождения.
В качестве эмпирических методов был выбран анкетный опрос, направленный на определение ключевых компетенций и качеств, необходимых педагогам детских общественных объединений, а также ранжирование их по приоритету. Анкетный опрос проводился среди трех категорий респондентов-экспертов: преподавателей вузов, участвующие в подготовке студентов, будущих педагогов, опытных преподавателей ДОО, которые не первый год работают в профильных сменах ДОО и руководителей/лидеров ДОО, основных организаторов программ ДОО и заказчиков на компетентных педагогов.
Исследование состояло из трех этапов:
‒ подготовительный, в рамках которого авторами были разработаны вопросы для респондентов. Анкетный опрос включал вопросы о требованиях к педагогу ДОО с возможностью ранжирования вариантов по приоритету;
‒ сбор данных;
‒ анализ данных, который включал изучение и анализ таблиц с результатами опроса, содержащими ранжирование компетенций и качеств по шкале приоритета (от 1 — самый важный, до 5 — наименее важный), подсчет частоты упоминания каждой компетенции среди всех категорий респондентов и определение среднего значения ранга для каждой компетенции. Ответы респондентов были сведены в единую таблицу результатов.
Результаты исследования / Research results
Таким образом, в результате теоретического анализа авторами было проведено соответствие выбранных методик и компонентов компетенций, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Соответствие диагностики и компонентов компетенций педагога
|
Компоненты компетенций |
Диагностический материал |
|||
|
Опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности» |
Опросник профессиональной активности учителя |
Тест жизнестойкости Мадди |
Тест на знание деятельности ДОО |
|
|
Мотивационный |
|
|
|
|
|
Когнитивный |
|
|
|
|
|
Деятельностный |
|
|
|
|
|
Рефлексивный |
|
|
|
|
На втором этапе исследования было проведено анкетирование среди основных экспертов ДОО, а именно преподавателей вузов, участвующих в подготовке студентов, будущих педагогов, опытных преподавателей ДОО и руководителей и лидеров ДОО, ответственных за организацию программы ДОО. Всего в опросе участвовало 34 человека, наибольшее число опрашиваемых пришлось на руководителей и лидеров ДОО (47 %), 32,3% составили опытные педагоги ДОО, оставшиеся 20,7% — преподаватели вузов.
Наиболее часто встречающиеся качества и компетенции, а также ранжирование по приоритету были сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Сводная таблица результатов опроса респондентов
|
Компетенция/качество |
Частота упоминаний в опросе |
Средний ранг |
|
Коммуникативность |
22 |
1,6 |
|
Ответственность |
17 |
1,8 |
|
Знание предметной области |
15 |
2 |
|
Креативность |
14 |
2,1 |
|
Любовь к детям |
12 |
2,3 |
|
Эмпатия |
12 |
2,4 |
|
Организационные навыки |
11 |
2,6 |
|
Гибкость |
9 |
2,8 |
|
Стрессоустойчивость |
8 |
3,0 |
|
Общекультурная образованность |
5 |
3,5 |
Анализируя данные опроса, авторы могут сделать вывод о различиях и сходствах в ответах представителей разных категорий экспертности относительно качеств и компетенций педагогов ДОО. Что касается различий, которые отмечены красным цветом в таблицах 3, 4 и 5, преподаватели вузов акцентируют внимание на профессиональных педагогических знаниях, любви к детям, готовности к обучению и творческом подходе. Они выделяют такие компетенции, как планирование сотрудничества с детским коллективом, мотивация учащихся, индивидуализация подходов к каждому ребенку, общение и рефлексию.
Таблица 3
Результаты опроса среди преподавателей вузов
|
Качество/компетенция |
Количество ответов |
Среднее значение приоритета |
|
|
Количество человек |
% из общего числа опрашиваемых |
||
|
Коммуникативность |
5 |
71,4% |
1,6 |
|
Ответственность |
4 |
57,1% |
1,8 |
|
Креативность |
3 |
42,9% |
2 |
|
Любовь к детям |
3 |
42,9% |
2,2 |
|
Знание предметной области |
5 |
71,4% |
1,9 |
|
Эмпатия |
4 |
57,1% |
2,3 |
|
Организационные навыки |
- |
- |
- |
|
Гибкость |
1 |
14,3% |
2,9 |
|
Стрессоустойчивость |
3 |
42,9% |
3,4 |
|
Общекультурная образованность |
2 |
28,5% |
3,1 |
|
Управленческие навыки |
1 |
14,3% |
3,6 |
Опытные преподаватели ДОО подчеркивают важность практических навыков взаимодействия с детьми, такие как эмпатия, терпение, коммуникация и креативность. Их приоритеты включают способность понимать индивидуальные потребности каждого ребенка, стрессоустойчивость, навыки организации образовательного процесса, профессиональную и личностную ответственность (табл. 4).
Таблица 4
Результаты опроса среди преподавателей ДОО
|
Качество/компетенция |
Количество ответов |
Среднее значение приоритета |
|
|
Количество человек |
% из общего числа опрашиваемых |
||
|
Коммуникативность |
9 |
90,9% |
1,3 |
|
Ответственность |
7 |
72,7% |
1,6 |
|
Креативность |
8 |
72,7% |
2,3 |
|
Любовь к детям |
5 |
45,5% |
2,1 |
|
Знание предметной области |
4 |
36,4% |
2 |
|
Эмпатия |
5 |
45,5% |
2,1 |
|
Организационные навыки |
3 |
27,3% |
2,7 |
|
Гибкость |
4 |
36,4% |
2,5 |
|
Стрессоустойчивость |
2 |
18,2% |
2,8 |
|
Общекультурная образованность |
2 |
18,2% |
3,9 |
|
Управленческие навыки |
3 |
27,3% |
3,1 |
Руководители и лидеры ДОО, хотя и признают значимость некоторых общих черт с преподавателями, делают упор на управленческих аспектах и ответственности за организацию образовательной среды. Для них важны организация рабочего процесса, поддержка творческой атмосферы, управление командой сотрудников, контроль и оценка результатов работы подчиненных. Результаты опроса данной категории экспертов представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты опроса среди руководителей и лидеров ДОО
|
Качество/компетенция |
Количество ответов |
Среднее значение приоритета |
|
|
Количество человек |
% из общего числа опрашиваемых |
||
|
Коммуникативность |
8 |
50% |
1,8 |
|
Ответственность |
6 |
37,5% |
1,9 |
|
Креативность |
3 |
18,8% |
1,8 |
|
Любовь к детям |
4 |
25% |
2,6 |
|
Знание предметной области |
6 |
37,5% |
2,1 |
|
Эмпатия |
3 |
18,8% |
2,7 |
|
Организационные навыки |
8 |
50% |
2,5 |
|
Гибкость |
4 |
25% |
3 |
|
Стрессоустойчивость |
3 |
18,8% |
2,8 |
|
Общекультурная образованность |
1 |
6,3% |
3,5 |
|
Управленческие навыки |
11 |
68,8% |
2 |
|
Саморазвитие и обучение |
6 |
37,5% |
2,6 |
Несмотря на различия между категориями наблюдаются и общие черты (отмечено зеленым цветом в таблицах выше). Все группы экспертов считают важными любовь к детям, ответственность, эмпатию и коммуникационные навыки. Эти аспекты отражают необходимость заботы о развитии и благополучии воспитанников. Значительное внимание уделяется профессиональному росту: преподаватели вузов отмечают готовность учиться, руководители — регулярные повышения квалификации, а педагоги ДОО — желание развивать творческие способности. Важность управления конфликтами и поддержания позитивной рабочей обстановки признается всеми группами.
Таким образом, можно сделать выводы, что, несмотря на некоторое совпадение взглядов между преподавателями ДОО и руководителями ДОО, различия обусловлены спецификой профессиональной роли каждой группы. Преподаватели вузов сосредоточены в большей степени на теоретической подготовке и передаче знаний, тогда как преподаватели и руководители ДОО ориентированы на практическое взаимодействие с детьми и управление процессами внутри общественного объединения. Однако общий акцент на воспитательные ценности и профессиональные компетенции позволяет говорить о единстве целей всех участников системы детского общественного объединения.
Следовательно, авторами исследования были выделены топ-5 компетенций и качеств, необходимых педагогам ДОО, по результатам анализа:
1) коммуникативность,
2) ответственность,
3) знание предметной области,
4) креативность,
5) любовь к детям.
Эти компетенции получили наибольший приоритет и частоту упоминаний среди опрошенных представителей различных профессиональных сообществ.
Также, на основе ответов респондентов-экспертов авторы составили портрет педагога ДОО: во-первых, как и к педагогу любого образовательного учреждения, на него возлагаются профессиональные компетенции: знание возрастных и психических особенностей детей разного возраста, основы педагогического дизайна, знание нормативно-правовых документов по деятельности детских общественных объединений, знание специфики деятельности объединения. Немаловажны для педагогов и практические умения планировать, организовывать и проводить мероприятия, игры, занятия, а также координировать деятельность детей, применять различные методы и приемы работы с детьми, включая интерактивные и проектные технологии. Несмотря на то, что у педагога ДОО более узкий круг функций в отличие от управленческого состава объединений, управление группой детей и командной работы, а также умение формировать коллектив, устанавливать правила, разрешать конфликты, мотивировать детей к участию в деятельности объединения считается основополагающими компетенциями педагога ДОО. К профессионально-техническим навыкам педагога, работающего в детских объединениях, авторы относят умение искать, анализировать и применять информацию, необходимую для организации деятельности объединения, а также умение вести документацию, знать требования к оформлению документации и уметь ее грамотно вести.
К личностным характеристикам, безусловно, относятся следующие основополагающие качества педагога: искренняя любовь к детям, желание работать с ними, эмпатия и понимание, умение проявлять терпение и толерантность к индивидуальным особенностям детей, а также к их ошибкам. Немаловажно ответственное отношение за результаты своей работы, за жизнь и здоровье детей, быть примером самому в поведении, образе жизни, нравственных качествах. Педагог ДОО – активная, вдохновляющая, инициативная личность, характеризующаяся позитивным настроем, верой в успех и достижение целей детей, он общителен и коммуникабелен не только с детьми, но и их родителями, другими педагогами и педагогическим составом ДОО, а также с его руководителями. Еще один блок умений педагога касается его адаптивности и мобильности (умение быстро адаптироваться к меняющимся условиям, находить решения в сложных ситуациях, а также принимать новое), а также, достаточно высокий уровень стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности. Наконец, педагог ДОО – искусный оратор, умеющий четко и понятно излагать свои мысли, проводить презентации, участвовать в дискуссиях, и стремящийся к саморазвитию, развитию своих профессиональных навыков, а также способный следить за новыми тенденциями в области педагогики и детского движения.
Заключение / Conclusion
Таким образом, авторами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы детских общественных объединений и деятельности педагогов ДОО. На втором этапе исследования авторами был проведен опрос среди экспертов, а именно преподавателей вузов, участвующих в подготовке студентов, будущих педагогов, опытных преподавателей ДОО, а также руководителей и лидеров ДОО, ответственных за организацию программы ДОО. Анализируя их ответы, авторы пришли к выводу о том, что педагогам детских общественных объединений необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки, чувство ответственности перед своими обязанностями, креативность в подходе к работе, любовь к детям и эмпатия. Эти качества обеспечивают успешное взаимодействие с детьми, эффективное управление деятельностью объединения и способствуют личностному развитию каждого участника.

Aygul R. Valiyllina