Full text

Введение / Introduction

 

В современных условиях быстроразвивающегося рынка труда возрастает необходимость в повышении конкурентоспособности выпускника СПО. По данным информационно-аналитических материалов, по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров, проведенного Федеральным институтом цифровой трансформации в сфере образования, одной из ключевых проблем в подготовке будущих специалистов является недостаточная эффективность профессиональной подготовки студентов (ППС) СПО в условиях быстроразвивающихся и стремительно сменяющих друг друга технологий [1].

На сегодняшний день в СПО ключевой тенденцией является ориентация подготовки учащихся на потребности рынка труда, формирование современных практических навыков и актуализация образовательных программ и технологий. Образовательные программы и методы обучения большинства учреждений СПО не обеспечивают студентов необходимыми компетенциями и практическими навыками для работодателя. Это отмечается в исследованиях отечественных авторов М. Н. Булаевой и др. [2] и многих зарубежных ученых.

Решение таких сложных задач требует комплексного подхода к модернизации образовательного процесса в учебных заведениях, что влечет за собой развитие партнерских отношений с непосредственными заказчиками от производства. Такой подход позволит обеспечить различные отрасли экономики страны высококвалифицированными кадрами, улучшить качество жизни населения и повысить конкурентоспособность предприятий.

Главная цель развития СПО в Нижегородской области – подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда региона.

Профессиональная подготовка студентов в Нижегородской области обладает широким спектром возможностей, охватывающим как СПО, так и высшее образование. Среднее профессиональное образование представлено колледжами, техникумами и училищами. Подготовка ведется по различным направлениям, включая технические, экономические, педагогические, медицинские и творческие специальности. Ключевые направления подготовки в системе СПО – инженерно-технические специальности: машиностроение, IT, электроэнергетика, строительство, транспорт и др. Данные направления являются одними из приоритетных, с учетом развитой промышленности региона. Реализация профессиональной подготовки по данным направлениям требует определенных условий, характеризующихся значительной долей практической деятельности и формированием профессиональных умений и навыков согласно требованиям работодателя.

Для этого необходимо усиление взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями и организациями, что включает в себя организацию практик и стажировок, привлечение работодателей к разработке образовательных программ, участие в оценке качества подготовки выпускников.

В целом развитие СПО в Нижегородской области сегодня – это динамичный процесс, направленный на повышение качества подготовки кадров, востребованных на рынке труда, и на обеспечение экономического роста страны.

Такие инновационные пространства, как технопарки, сегодня являются важнейшим элементом инфраструктуры образовательной экосистемы и играют ключевую роль в развитии профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, необходимых для современной экономики, отмечается на сайте Минпросвещения России [3].

Роль технопарков заключается в создании благоприятной среды для организации эффективной интеграции процесса подготовки будущих специалистов между учебным заведением и производственным предприятием. Такое взаимодействие способствует формированию кадрового потенциала, востребованного экономическим ростом промышленного производства. В то же время система СПО сталкивается с серьезными проблемами, такими как недостаточная интеграция технопарков профессионального образования в образовательный процесс, что приводит к ряду негативных последствий, таких как низкий уровень практической подготовки студентов, отсутствие практического опыта, необходимого для работы на высокотехнологичном производстве, несоответствие образовательных программ современным требованиям работодателей и др.

Таким образом, проблема исследования заключается в изучении потенциала и условий реализации партнерства между системой СПО и технопарком профессионального образования для повышения эффективности ППС и обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда.

Цель исследования состоит в определении и обосновании модели ППС СПО в партнерстве с технопарком профессионального образования Нижегородской области, направленной на повышение их конкурентоспособности на рынке труда и соответствие требованиям инновационной экономики.

Основные задачи исследования:

−          проанализировать теоретические и практические возможности ППС СПО в технопарках Нижегородской области;

−          выявить особенности и потенциал партнерства СПО и технопарка профессионального образования;

−          определить факторы, влияющие на эффективность ППС СПО в условиях технопарка профессионального образования;

−          разработать модель ППС СПО в партнерстве с технопарком профессионального образования.

В процессе исследования поставленной проблемы проведен анализ условий, необходимых для эффективной реализации ППС СПО в рамках партнерства с технопарком профессионального образования в Нижегородской области.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В процессе проведения исследования были изучены работы известных ученых, посвященных исследованию проблем профессионального образования и изучению современных тенденций его развития. Как отмечается в исследовании Н. В. Быстровой, основная нагрузка в решении проблемы подготовки студентов СПО ложится на плечи образовательных учреждений высшего и среднего звена [4]. Процесс профессиональной подготовки должен отвечать современным запросам общества, работодателей и современному уровню развития технологий. Поиск новых подходов, позволяющих модернизировать процесс профессиональной подготовки, является предметом исследования многих участников образовательного процесса.

Так, в работах С. М. Марковой и соавт. подробно анализируется область профессиональной подготовки студентов СПО, определяются тенденции развития учреждений СПО, обсуждаются вопросы интеграции систем высшего и профессионального образования [5]. Изучение существующих моделей взаимодействия и сравнение их эффективности позволяет осуществить проектирование новых моделей, отвечающих современным запросам рынка труда.

 В статье В. С. Неумывайкина отмечается, что в последнее время эта образовательная область подвергается серьезным изменениям, вызванным влиянием различных факторов, таких как стремительное развитие технологий, состояние экономики, промышленности, социального заказа и т. д. Поэтому модернизация СПО сегодня имеет важнейшее значение для подготовки специалистов различных секторов экономики [6].

Изучение работы М. Э. Освальд-Эгг, У. Ренолд по проблемам профессионального образования показывает, что в зарубежной практике профессионального обучения также существует несоответствие между подготовкой специалиста и требованиями рынка труда [7]. Эта проблема поднимается в работе В. Вагирана и соавт. Авторы отмечают, что выпускники не всегда обладают современными знаниями и навыками, требуемыми различными отраслями экономики [8]. Несоответствие компетенций молодых специалистов современным требованиям рынка труда негативно влияет на развитие различных отраслей хозяйственной практики и экономики в целом.

В исследовании C. М. Марковой и соавт. отмечается недостаточное качество образовательных программ в учреждениях СПО. Учебные заведения вовремя не обновляют образовательные программы, и это неотвратимо приводит к устареванию навыков и знаний учащихся [9]. Эта проблема освещается и в работах зарубежных авторов. В зарубежных литературных источниках [10] подчеркивается важность практической подготовки, стажировок, в рамках которых происходит знакомство обучающихся с современными технологиями уже на этапе обучения. Многие учебные заведения не могут обеспечить достаточное количество практических занятий и наличие современного оборудования в мастерских, лабораториях и т. д.

В работах Е. П. Седых и соавт. отмечается необходимость улучшения взаимодействия между образовательными учреждениями (ОУ) и работодателями для более точного соответствия образовательных программ требованиям рынка труда [11]. Актуализация рабочих программ и их содержания в направлении включения современных технологий обеспечивает возможность формирования у будущих специалистов необходимых компетенций, повышающих их конкурентоспособность и возможность гарантированного трудоустройства.

В работе А. И. Шапошниковой и соавт. поднимается вопрос о необходимости интеграции новых технологий в образовательный процесс для повышения его эффективности. В последние годы все большее внимание уделяется партнерству образовательных учреждений с технопарками и инновационными центрами, что позволяет интегрировать теорию и практику, а также обеспечить более качественную подготовку студентов [12].

Исследования, опубликованные в работе А. Н. Романова, подчеркивают, что партнерство является механизмом повышения качества образования. Партнерство между ОУ и технопарками позволяет создать условия для практической подготовки студентов, что значительно повышает качество образования [13]. Совершенствование данного механизма – предмет многих современных исследований.

Зарубежные авторы также акцентируют внимание на важности таких партнерств. Например, в исследованиях Д. Мустаджаб, А. Иравана, проведенных в США и странах Европы, подчеркивается, что сотрудничество с промышленностью способствует не только улучшению качества образования, но и повышению конкурентоспособности выпускников [14].

Важным аспектом является возможность получения студентами актуальных знаний и навыков, соответствующих современным требованиям рынка труда, отмечается в работе О. В. Мишустиной [15]. Включение таких потенциально привлекательных площадок, как технопарки, в процесс подготовки успешно решает задачу формирования актуальных знаний и навыков. О. В. Мишустина в своей работе отмечает также потенциал площадок технопарков для актуализации знаний и навыков преподавателей. Повышение квалификации преподавательского состава успешно реализуется на базе технопарков.

Большой вклад в изучение роли технопарков в профессиональной подготовке студентов внесли А. Р. Галустов и соавт. [16] В работе раскрывается роль технопарков в профессиональной подготовке, исследуется образовательный технопарк как фактор развития социально-профессиональной мобильности студентов. В статье В. Е. Евдокимовой, Н. Н. Устиновой изучается влияние интерактивного оборудования технопарков в условиях цифровизации образования, рассматриваются технопарки как важнейший элемент ППС [17].

В работах Т. В. Ледовской, Н. Э. Солынина доказывается, что в технопарках создаются условия для формирования универсальных педагогических компетенций [18]. В исследовании А. В. Вотинцева описывается опыт социального партнерства в условиях инновационной инфраструктуры в рамках включения образовательных технопарков педагогических университетов [19]. Содержание этих исследований убеждает в правильности выбранной нами траектории решения проблемы профессиональной подготовки. Именно технопарки обладают возможностью создавать необходимые условия для эффективной реализации профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования.

А. В. Соколов в своем исследовании изучает технопарк как элемент развития инновационной деятельности и роль технопарков в сфере высоких технологий [20]. Технопарки выполняют несколько ключевых функций, таких как инкубация стартапов, стимулирование инноваций, обучение и развитие кадров, создание кластеров и т. д. Таким образом, технопарки становятся важными центрами для развития высоких технологий и инновационной экономики.

В работе А. Р. Сибиревой выделяются различные модели взаимодействия между СПО и технопарками [21]. В России наблюдается тенденция к созданию совместных образовательных программ, которые включают стажировки и практические занятия на базе технопарков. Такие программы позволяют студентам не только применять полученные знания на практике, но и развивать навыки работы в команде и проектного управления. Опыт технопарков и особенности их развития анализируются в работе А. М. Носова [22]. Отметим особенности, которые мы учли при создании модели профессиональной подготовки студентов СПО в партнерстве с технопарком: интеграция науки и бизнеса, современная инфраструктура (лаборатории, производственные площади, конференц-залы и т. д.), сетевое взаимодействие, фокус на инновациях и инновационные образовательные программы.

В зарубежной практике И. Псифиду, A. Раньери выделяются модели кооперативного образования, где студенты чередуют обучение в классе с практической работой в компаниях [23]. Эти подходы позволяют студентам получить опыт работы в реальных условиях и адаптироваться к требованиям работодателей.

Несмотря на положительные аспекты партнерства с технопарками, существуют и определенные проблемы. В работе Ли Цюй отмечается недостаток финансирования и ресурсов для реализации совместных программ. Кроме того, существует риск того, что образовательные учреждения могут не успевать за быстро меняющимися требованиями индустрии [24].

Зарубежные исследования также указывают на сложности в интеграции учебных планов и программ с потребностями бизнеса [25]. Многие технопарки предлагают программы обучения и стажировки, что помогает развивать квалифицированные кадры в области высоких технологий. Необходимость постоянного обновления курсов и их адаптации к технологическим изменениям может быть значительным вызовом для образовательных учреждений, отмечается в работе Ж. В. Смирновой и соавт. [26] Партнерство между образовательными учреждениями СПО и технопарками представляет собой эффективный механизм для повышения качества подготовки специалистов.

 Несмотря на существующие проблемы, такие как недостаток финансирования и необходимость быстрой адаптации учебных программ, сотрудничество с промышленностью открывает новые возможности для студентов. Будущее профессиональной подготовки зависит от способности системы образования интегрировать теорию и практику, а также от готовности к инновациям.

Проведенный обзор литературных данных и анализ существующих исследований, касающихся реализации ППС СПО в сотрудничестве с технопарками, показали актуальность темы партнерства между средним профессиональным образованием и технопарками как ключевого элемента для подготовки квалифицированных специалистов в условиях современного рынка труда.

Несмотря на обширность исследований в области профессиональной подготовки, научное осмысление исследования роли технопарков как инновационного подхода к подготовке специалистов с современными знаниями и умениями проведено не в полном объеме. Отсутствие комплексной концепции развития партнерских отношений между учебными заведениями и промышленными предприятиями и слабая проработка отдельных аспектов обусловливают необходимость дальнейших исследований и разработки инновационных решений.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В статье были использованы теоретические и эмпирические методы научного исследования. Теоретические методы позволили провести подробный анализ литературных источников и материалов исследований, посвященных проблеме профессионального образования (далее – ПО) России и за рубежом, и выявить необходимость изучения потенциала и условий реализации партнерства между системой среднего ПО и технопарками профессионального образования для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов и обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда.

В результате наблюдения, мониторинга и анализа деятельности сети промышленных технопарков, работающих в Нижегородской области, были проанализированы теоретические и практические возможности ППС СПО в технопарке, выявлены особенности партнерства СПО и технопарка профессионального образования, определены факторы, влияющие на эффективность ППС СПО в условиях технопарка.

Эмпирические методы исследования позволили получить сведения о наиболее эффективных технологиях, способствующих успешной подготовке высокопрофессиональных специалистов, которые могут работать в условиях быстро совершенствующейся техники и технологического оборудования.

Обобщение теоретического и практического опыта позволило разработать модель ППС СПО в партнерстве с технопарком профессионального образования, которая учитывает современные тенденции на рынке труда и потребности работодателей.

 

Результаты исследования / Research results

 

Изучение проблемы развития профессионального образования в Нижегородской области показало, что начиная с 2024 года увеличивается количество направлений обучения специалистов по рабочим профессиям. Согласно данным hh.ru и инвестиционного портала Нижегородской области, число вакансий в 2024 году выросло на 64% по сравнению с 2023 годом. Востребованными специальностями стали направления в сфере транспорта, логистики, количество которых увеличилось соответственно на 134% и на 123% по рабочим специальностям. При этом растет конкуренция среди работодателей за одних и тех же людей [27].

Дадим характеристику нижегородского рынка труда на сегодняшний день. Доля промышленности в общем объеме экономики Нижегородской области достаточно высокая, поэтому дефицит кадров ощущается особенно остро. В управлении по труду и занятости отмечают: на одного потенциального рабочего в Нижнем Новгороде претендуют сразу 20 работодателей [28]. По данным Министерства промышленности и предпринимательства Нижегородской области, такая потребность в работниках связана со многими факторами: ростом объемов производства, демографической ямой 90-х и непопулярностью рабочих профессий у молодежи [29].

Чтобы закрыть нехватку специалистов, государство и работодатели тесно взаимодействуют и используют разные инструменты. Недавно помогать промышленным предприятиям с поиском сотрудников стало возможным в рамках национального проекта «Кадры». В процессе реализации проекта на федеральном уровне уже изучили кадровые потребности свыше 84 тысяч организаций. Эти данные помогут составить кадровый прогноз для работодателей и системы образования.

Произошли изменения и в системе обучения в техникумах: специалистов готовят по заказу работодателей. Со старта федерального проекта «Профессионалитет» в 2022 году предприятия стали участвовать как в корректировке обучающих программ, так и в развитии материально-технической базы учебных заведений [30].

Так, например, сотрудничество Выксунского завода ОМК с управлением образования и администрацией округа и правительством области уже дает результаты. Благодаря проекту «Профессионалитет» Выкса стала базой для регионального кластера «Металлургия». При содействии группы ОМК в Выксунском металлургическом колледже отремонтировали мастерские, а лаборатории приобрели высокотехнологичное оборудование. В 2022 году Выксунский центр вошел в тройку лучших из подобных кластеров в России.

Важнейшим элементом в профессиональной подготовке специалистов стали являться технопарки как промышленные, так и технопарки профессионального образования.

В Нижегородской области активно функционируют несколько технопарков.

Промышленный технопарк «Н2О» – специализированная инвестиционная площадка, центр научных разработок ОЭЗ ППТ «Кулибин» предназначен для наукоемких проектов и научно-исследовательских работ. Отраслевая специализация промышленного технопарка – химическая промышленность.

Промышленный технопарк «Машиностроение» – это комплекс зданий для размещения резидентов – промышленных предприятий. Специфика промышленного технопарка – машиностроение, металлургия, металлообработка.

Промышленный технопарк «Саров» – инвестиционная площадка для реализации научно-технологических, производственных и образовательных проектов с готовой инженерной и социальной инфраструктурой. Специфика промышленного технопарка «Саров» – атомно-энергетическая, нефтегазовая, строительная, IT, образование.

Технопарк в сфере высоких технологий «Анкудиновка» – государственное учреждение, оказывающее поддержку малому и среднему инновационному предпринимательству Нижегородской области на всех стадиях проектной деятельности: от идеи до коммерциализации продукта. Отраслевая специализация технопарка – информационные и телекоммуникационные технологии, приборостроение, машиностроение, электронная техника, химические и биомедицинские технологии, а также разработка новых материалов.

Промышленный технопарк «Волга» – специализированная площадка, на территории которой планируется размещение производства электронных плат, электронных компонентов для автомобильной и других отраслей промышленности. Отраслевая специализация промышленного технопарка – электронная промышленность.

В 2024 году в Нижнем Новгороде на базе комплекса «Нижполиграф» открылся федеральный технопарк профессионального образования, предназначенный для повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений.

В технопарке будут открыты 43 лаборатории, охватывающие восемь отраслей экономики. Такое единое образовательное пространство позволит обеспечить качественную практическую подготовку обучающихся.

Предполагается, что в 2024/2025 учебном году здесь пройдут обучение примерно 5000 преподавателей среднего профессионального образования.

Технопарк профессионального образования в Нижегородской области – это площадка, созданная для развития и внедрения инноваций в систему профессионального образования региона. Он объединяет образовательные учреждения, предприятия и научные организации с целью подготовки квалифицированных кадров, соответствующих современным требованиям рынка труда.

После 9-го класса примерно 60% школьников выбирают для продолжения образования колледжи и техникумы. Технопарк профессионального образования в Нижнем Новгороде станет центром практической поддержки педагогов и студентов учреждений СПО для всей страны.

Анализируя опыт работы сети промышленных технопарков Нижегородской области, мы выделили факторы, способствующие эффективности ППС СПО в условиях технопарка профессионального образования. Эти факторы могут существенно влиять на качество подготовки специалистов и их готовность к работе в быстро меняющейся технологической среде.

1. Инфраструктура технопарка – наличие современного оборудования, лабораторий и учебных помещений, которые соответствуют требованиям отрасли.

2. Партнерство с индустрией: сотрудничество с компаниями и организациями, предоставляющими студентам возможность проходить практику, стажировки и участвовать в реальных проектах.

3.  Образовательный модуль: квалифицированные преподаватели, учебные программы, которые учитывают изменения в технологиях и потребности работодателей, использование инновационных методов и технологий, кросс-дисциплинарный подход, участие в инновационных проектах.

4.  Сетевое взаимодействие: создание сетей между образовательными учреждениями, научными организациями и бизнесом для обмена опытом и ресурсами.

Для успешного функционирования технопарка профессионального образования и реализации образовательных инициатив необходима непрерывная поддержка со стороны администрации, а также полноценное финансирование.

Сотрудничество средних профессиональных образовательных учреждений и технопарка профессионального образования открывает множество перспектив, которые могут значительно улучшить качество подготовки специалистов и их интеграцию в рынок труда. Вот некоторые из этих перспектив:

1. Практическое обучение: студенты СПО могут проходить практику и стажировки в технопарках, получая опыт работы с современным оборудованием и технологиями.

2. Инновационные образовательные программы: совместная разработка образовательных программ, учитывающих потребности рынка труда и новые технологии.

3. Сетевое взаимодействие: установление связей между различными ОУ, научными организациями и бизнесом для обмена опытом и ресурсами.

4. Поддержка стартапов: создание условий для поддержки студенческих стартапов и инициатив в технопарке, что способствует развитию предпринимательских навыков у студентов.

5. Курсы повышения квалификации: технопарк может организовывать курсы и тренинги для преподавателей и студентов, что способствует повышению их квалификации.

6. Участие в конференциях и выставках: студенты могут участвовать в мероприятиях, проводимых технопарком, что помогает им наладить контакты с потенциальными работодателями.

7. Финансирование исследований: возможность получения финансирования для реализации научных исследований и проектов, разработанных студентами совместно с технопарком.

8. Адаптация к изменениям на рынке труда: быстрое реагирование на изменения в потребностях работодателей благодаря тесному сотрудничеству с индустрией.

Эти перспективы могут существенно повысить качество образования в СПО, улучшить подготовку специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда.

В рамках проблемы исследования в 2023–2024 годах осуществлялось наблюдение, мониторинг и анализ деятельности сети промышленных технопарков в Нижегородской области в направлении изучения потенциальных возможностей площадок, предоставляемых технопарками, для выявления условий реализации ППС СПО в партнерстве с технопарком профессионального образования. Анализ результатов мониторинга показал недостаточную интеграцию технопарков в образовательный процесс, направленный на подготовку кадров, способных осуществлять как педагогическую, так и инженерную деятельность. Поэтому возникла необходимость разработки модели профессиональной подготовки студентов средних профессиональных образовательных учреждений в партнерстве с технопарком профессионального образования, разработки инновационных программ подготовки инженерно-педагогических кадров и внедрения модели в практику обучения.

Разработанная модель ППС СПО в партнерстве с технопарком профессионального образования представлена на рисунке.

 

Модель профессиональной подготовки студентов СПО
в партнерстве с технопарком профессионального образования

 

Представленная модель включает этапы, подходы, механизмы взаимодействия и результаты.

Включение этапов в модель предполагает последовательное и обоснованное решение задач, необходимых для достижения целей исследования. В рамках аналитического этапа был произведен мониторинг возможностей ППС в Нижегородской области, изучены возможности промышленных технопарков Нижегородской области, выявлена нехватка квалифицированных кадров для высокотехнологичного производства, проведен анализ условий, необходимых для эффективной реализации ППС СПО в рамках партнерства с технопарком профессионального образования в Нижегородской области.

Результаты аналитического этапа выявили необходимость в рамках проектного этапа обеспечить взаимодействие образовательной среды СПО и инфраструктуры технопарка. Проектирование взаимодействия должно опираться на углубленное практическое обучение, совместные проекты, создание учебных лабораторий, организацию курсов повышения квалификации и т. д.  Это позволит студентам СПО в рамках практик и стажировок получать практические навыки работы с современным оборудованием в учебных лабораториях и центрах технопарка, реализовывать исследовательские и инновационные проекты, получать актуальные знания от специалистов технопарков и т. д.

В рамках внедренческого этапа определены подходы, на базе которых выстраивается методологическое, дидактическое и учебно-методическое обеспечение взаимодействия СПО и технопарка профессионального образования на всех этапах реализации модели: практико-ориентированность, индивидуализация обучения, сетевое взаимодействие, непрерывное профессиональное развитие.

Оценочный этап позволит выявить результативность работы предшествующих этапов. Критерии оценки: повышение качества ППС СПО, увеличение числа выпускников, трудоустроенных в компании – резиденты технопарка и другие инновационные предприятия, развитие инновационного потенциала студентов и преподавателей, укрепление сотрудничества между СПО и технопарком, содействие развитию инновационной экономики региона.

Данная модель ППС СПО в партнерстве с технопарком профессионального образования направлена на создание эффективной системы образования, которая обеспечит подготовку востребованных специалистов, способных успешно интегрироваться в современный рынок труда.

 

Заключение / Conclusion

 

Система СПО в России и за рубежом сталкивается с рядом вызовов, связанных с изменениями на рынке труда и требованиями к квалификации специалистов.

Проблема ПО является многогранной и требует комплексного подхода для ее решения. Несмотря на существующие трудности, реформы и внедрение новых технологий открывают новые возможности для улучшения качества подготовки специалистов. Будущее профессионального образования зависит от способности системы адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда и потребностям общества.

В ходе исследования была проанализирована теоретическая и практическая база ППС СПО в сети промышленных технопарков Нижегородской области, что позволило выявить ключевые аспекты и возможности для оптимизации учебного процесса. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия между учреждениями СПО и технопарком профессионального образования, что открывает новые горизонты для интеграции образовательных и производственных процессов.

Выявленные факторы, влияющие на эффективность подготовки, включают как внутренние, так и внешние аспекты, такие как качество образовательных программ, уровень оснащенности учебных заведений, а также активное участие работодателей в процессе обучения. Эти факторы играют решающую роль в формировании конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться к требованиям инновационной экономики.

В результате работы была создана модель ППС СПО в партнерстве с технопарком профессионального образования, которая учитывает современные тенденции на рынке труда и потребности работодателей. Данная модель направлена на создание эффективной системы взаимодействия между ОУ и технопарком, что позволит значительно повысить уровень подготовки студентов и их конкурентоспособность.

Взаимоотношения учебных заведений с технопарком выстраиваются согласно вектору взаимного развития ОУ СПО и технопарка профессионального образования через профессиональную нацеленность на современные требования рынка труда. Для соотнесения качества подготовки студентов с требованиями работодателей необходимо трансформировать образовательную среду, заложив основу интеграции инфраструктуры технопарков и образовательных учреждений, на базе которой выстраивается новая траектория подготовки высокопрофессиональных специалистов.

Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость и актуальность разработки инновационных подходов к профессиональной подготовке в условиях динамично меняющегося рынка труда. Партнерство с технопарками открывает новые возможности для студентов СПО, обеспечивая их необходимыми знаниями и навыками для успешной карьеры в условиях инновационной экономики.