Введение / Introduction
Современные возможности теоретизации современной педагогики как науки определяют в различных классических и инновационных плоскостях изучения и визуализации ресурсов, объектов и продуктов научного поиска, постановки, уточнения, описания и решения задач научного поиска через потенциальные и реализуемые условия управления и самоорганизации педагогических явлений и процессов.
В структуре идеализации и теоретизации педагогических процессов значимыми механизмами самоорганизации эффективности развития личности и управления качеством достижений личности в системе непрерывного образования как гаранта стабильного воспроизводства опыта развития и конструктивной идеологии управления качеством развития личности и общества определим процесс моделирования и уточнения педагогических явлений с позиции классической педагогики и методологии (широкий смысл или микроуровневая теоретизация, узкий смысл или мезоуровневая теоретизация, локальный смысл или микроуровневая теоретизация, в выделенной плоскости смысл уточнения и детализации изучаемого качества или явления рассматривается на уровне описания детерминируемого и исследуемого качества или явления). В неклассической педагогике (в том числе и инновационной педагогике) процесс моделирования и теоретизации явлений и понятий осуществляется с позиции системы выделяемых конструктов и способов уточнения научного знания, в общем случае – это основы определенной отрасли научного знания – ценности (аксиология) – аксиологический подход, информация – информационный подход, теория познания (гносеология) – гносеологический подход и пр. С другой позиции определение новых методологических подходов и смыслов теоретизации осуществляется с позиции формируемых уровневых систем теоретизации и принятия решений (примером могут быть системно-деятельностный, экосистемный, информационно-коммуникативный подходы и пр.). Процессы идеализации и теоретизации определяются взаимосвязанными и определяющими возможности представления научного знания в определенной научной форме, используемой для иллюстрации и доказательства выдвигаемой гипотезы и/или проблемы научного поиска и научного исследования.
В идеологии развития как механизма позицирования оптимальных условий проектирования и моделирования, идеализации и теоретизации составляющих педагогического процесса значимыми конструктами определяют системно-смысловые возможности методологического знания или методологического подхода. Идеология в общем смысле согласования составляющих научного поиска определяет и согласует целостность и аксиологическую целесообразность формируемого научного потенциала современной деятельности и среды. Методология отражает внешние ресурсные практики оптимизации качества научного познания, отражения продуктов научной деятельности через призму наукометрического и наукоцентрического, общефилософского и общекультурного представления составляющих научного выбора. Таким образом, в изучении основ стабильного и ситуативного, объективного и своевременного, целостного и интегративного описания проблем и противоречий развития можно представлять конструкты «культуры» и «культурологического подхода» с позиций идеологизации и теоретизации педагогического и научно-педагогического знания.
В выделенном понимании идеологизации и теоретизации педагогических процессов культурологический подход позволяет синтезировать и реконструировать, определять и ретранслировать наиболее устойчивые и объективно востребованные продукты развития личности и общества. Условия и модели представления и обобщения опыта теоретизации и технологизации педагогических процессов в рамках культурологического уточнения определяют иерархию доминирующих компонентов и конструктов создания и коррекции составляющих научного знания, которое, в свою очередь, может быть представлено в проекциях на потребности личности и общества, определяя формируемый социальный потенциал, социальный опыт и социальное знание личности, включенной в систему непрерывного образования. Значимым ресурсом и условием обеспечения ресурсности непрерывного образования определяют культурологически целесообразные приоритеты и продукты теоретизации и технологизации педагогических процессов, конструкты и системы смыслообразования и целеполагания, методы и дидактические пробы, определяющие условия целостного и достоверного, объективного и надежного способа сворачивания и разворачивания первичной и вторичной информации по осуществляемому научному поиску и научному исследованию, выбору клише, алгоритмов и форм визуализации условий системного обобщения опыта продуктивности и успешности в контексте составляющих доминирующей, сопутствующей, альтернативной и инновационной моделей реализации культуры.
В выделенном ракурсе изучения и теоретизации к культурологически целесообразным составляющим ресурсности и продуктивности развития личности в системе непрерывного образования будем относить следующие компоненты отображения и осмысления формируемого и уточняемого научного знания, возможностей осуществления и оценки качества современного научного исследования педагогических процессов.
– Теория триединого развития личности в системе научно-педагогического представления условий и идей успешности и продуктивности личности раскрывает согласованное использование и взаимовлияние трех факторов развития личности: физического развития, духовного развития и интеллектуального развития; в данной плоскости нам будут интересны работы и идеи формирования многомерной системы и модели включения личности в социокультурные, здоровьеформирующие, интеллектуальные, научно-образовательные среды и системы самоактуализации и самореализации личности; интегративность системы физкультурно-спортивного образования в современной практике теоретизации педагогических процессов в научной публикации В. А. Бурцева, Е. В. Бурцевой, С. В. Лежениной [1] раскрывает смысловые, генологические, дидактические, поликультурные, межсистемные, методические, методологические связи образовательной и физкультурно-спортивной деятельности; в выделенной авторами системе теоретизации нам будут полезны в теоретизируемом выборе основы и возможности определения условий и функций интеграции и интегративного представления условий успешности и продуктивности личности; в работе Л.И. Лубышевой [2] подчеркивается роль интегративного решения задач теоретизации и реализации воспитательного и спортивного потенциала в создаваемой среде развития и самоутверждения личности; полезна с позиции трансформации и инновационного представления задач непрерывного образования работа Л. Н. Швецовой, Н. А. Ушаковой [3], определяющая интегративные роли и связи обучения, воспитания, цифровизации, спортивного развития личности. Научная статья Г. В. Батуркиной, Т. П. Будяковой, В. Н. Мезинова [4] определяет системные возможности образования, спорта и науки в реализации идей и смыслов интерактивного решения задач профессиональной деятельности, в таком выборе нам будут полезны идеи и продукты целостного развитии личности, отражающие основы и специфику уточнения условий успешности и продуктивности, формирования социального знания и социального опыта в контексте включенности личности в среду, а также различные типы реализуемой в ходе развития личности деятельности (социальная, образовательная, физкультурно-спортивная, профессиональная, возрастосообразная и пр.). Основы и перспективы системного представления идей целостного развития личности в спортивно-образовательной среде, описываемые Д. И. Пожаркиным, Н. А. Казанцевой, О. А. Козыревой в работе [5], Н. А. Казанцевой, Н. А. Козыревым, О. А. Козыревой в научной публикации [6], интегративно подчеркивающими в своих выводах основы и условия гибкого управления качеством развития личности через модели интеграции образования, науки и спорта, в ресурсности и прагматичности решения задач целостного развития личности могут быть определены такие формы включенности личности в спортивно-образовательную среду спортивной школы, как конкурсы и научно-практические конференции (примером выделена ВНПК «Самореализация, рефлексия и самопрезентация личности в спорте»). Продукты теоретизации и моделирования педагогических процессов В. Э. Березко [7] определяются в плоскости нашего исследования через приоритеты и продукты системности фокусирования и решение задач гармонизации развития и самоутверждения, самоактуализации и социализации личности в идеологии духовности и формируемой в возрастосообразной и профессиональной деятельности духовной культуры личности, а также идеи согласования и мониторинга качества формируемых компонентов самостоятельности и гуманизма в идеологии креативности и продуктивности, выделенные в работах С. В. Коновалова, И. А. Шибаева, О. А. Козыревой [8], А. А. Кошелева, О. А. Козыревой [9], определяющих системное позицирование смыслов и целеполагания в интегративных теориях управления качеством достижений личности с учетом типа развития и направленности развития личности в контексте реализуемого методологического знания (адаптивно-продуктивный, репродуктивно-продуктивный, креативно-продуктивный, системно-смысловой, функционально-технологический, инновационно-прагматический – инновационно-перспективный) и пр.
– Теория управляемости и уточняемости педагогических процессов в современной педагогике как науке [10], определяющих на различных уровнях теоретизации обоснование и полидетерминантную идеологию преставления противоречий и задач синхронизации условий управления педагогическими процессами и системами смыслообразования и целеполагания, мотивации и мониторинга эффективности теоретизируемых процессов, конструктов и проб; структуризация и направленность моделируемых и теоретизируемых педагогических явлений и педагогических процессов могут быть определены в контексте согласованности использования и ретранслируемости условий продуктивности, реализации ситуативного обновления и дополнения, объективной и достоверной оценки эффективности представления и решения педагогических и профессиональных, научно-теоретических и научно-исследовательских задач; уточнение и дополнение педагогических процессов в описании и теоретизации составляющих должно быть осуществлено в контексте использования педагогического и профессионального моделирования, составляющие которых могут быть определены в линейной и уровневой моделях и пр.; в выделенном ракурсе осмысления условий и возможности управления образовательным процессом нам будет полезна работа А. Г. Каспржак, А. А. Кобцевой, М. А. Цатрян [11], описывающая условия и продукты теоретизации управления образовательным процессом в современной школе.
– Определение и установление качества и инновационного обновления педагогических процессов, связанных в теоретизации через идеологию и ценности гуманизации и продуктивности, информатизации и функциональной грамотности, иллюстрируют возможности синхронизации звеньев целостности уточняемого педагогического процесса; в таком понимании работа Л. П. Шустовой, Н. И. Кузнецовой, Т. И. Дубровой [12] отражает многомерность постановки и решения задач научного поиска, определение новых моделей развития организуемой профессиональной деятельности, детализируя понимание и смыслообразование инновационных средств и ресурсов современного непрерывного и дополнительного образования.
– Акмеперсонификация и интеграция в системе непрерывного образования определяют целостные концепции развития личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности; в выделенном направлении поиска работа Н. А. Титовой, А. А. Лапина [13] позволяет сфокусировать внимание на качестве решения задач формируемой продуктивности личности и интегративной оценки эффективности развития личности в профессионально-деятельностной среде непрерывного образования.
– Приоритетность построения и уточнения педагогических процессов дополняет интегративные возможности теоретизации педагогической и профессиональной деятельности определяемыми и модифицируемыми педагогическими условиями как конструктами самоорганизации вариативного представления условий успешности и продуктивности развития личности в уточняемой и исследуемой деятельности личности, иллюстрацией данного положения может стать работа Л. И. Лубышевой [14], согласующей и унифицирующей условия приоритетности профессиональной подготовки, реализации основ и теорий профессиональной деятельности, единства теории и практики современной науки и пр.
– Теоретизация и технологизация педагогических процессов в различных ракурсах изучения, уточнения, мониторинга и коррекции качества реализации моделей, идей, идеологии, методов, теорий, технологий решения задач современной науки и педагогической деятельности определяют системные позиции и условия персонификации и унификации, оптимизации и модернизации, ретрансляции и трансформации подлинного научного знания в развитии общества, науки и личности; в таком направлении современного определения научного позиционирования смыслов и идей нам будет полезна работа А. Б. Юрьева, А. Р. Фастыковского, О. А. Козыревой [15] по теоретизации, технологизации и моделированию педагогических процессов в системе непрерывного образования и профессиональной самоактуализации личности.
– Целостность определения и решения задач развития личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности в контексте норм и видов культуры, основ и моделей управления педагогическими процессами, мониторингом эффективности решения научных и педагогических задач; в такой плоскости теоретизации будем выделять работы по системному обобщению и системному представлению составляющих теоретизации, использования педагогических конструктов в научно-педагогическом поиске, научном цитировании, теоретизации и интерпретации продуктов научного исследования, в частности публикацию А. Р. Фастыковского, А. Б. Юрьева, О. А. Козыревой [16].
– Конструктивность позиционируемых и формируемых представлений о роли и месте культуры в педагогической и профессиональной деятельности (в контексте целостности позиций развития и управления качеством решения педагогических и профессиональных задач в работе Т. В. Кривцовой [17]) и пр.
В выделенных смыслах теоретизации и установленных границах осуществляемого исследования, приоритетном выборе моделей и теорий управления качеством описания и решения научно-педагогических задач определим цель исследования: структурно-функциональное уточнение понятийного аппарата, определяющего действия, функции, компоненты, условия и приоритеты процесса теоретизации и формирования культуры социально-экономического развития личности в различных плоскостях и смыслах классической и неклассической педагогики.
Обзор литературы / Literature review
Культура социально-экономического развития личности (далее – КСЭРЛ) как социально-образовательный компонент развития современной научной и научно-педагогической мысли может быть представлен в теоретизации и технологизации педагогически целесообразных способов обобщения опыта научного познания и научного исследования в целом, в таком понимании значимыми элементами и механизмами представления проблем и задач, продуктов и средств определяемого явления могут быть определены в системе непрерывного образования принципы, функции, приоритеты, педагогические условия (аксиологический конструкт и компонент теоретизации), методы, модели, теории, технологии, формы, педагогические средства (системно-деятельностный конструкт и компонент теоретизации), конструкты и методы статистической и научно-методологической обработки данных (наукометрический конструкт и компонент теоретизации).
Практика научного поиска в плоскости теоретизации составляющих целостного педагогического процесса объективна и универсальна, в ней категориальность науки представляет и процессуальную ее сторону, т. е. все категории педагогического знания могут быть определены через конструкт «педагогический процесс». В таком понимании в культурологическом типе уточнения условий и моделей, теорий и технологий процесса формирования КСЭРЛ должны быть выделены составляющие социализации (социальный опыт, социальное знание, мировоззрение, сознание и пр.), самореализации (надежность, продуктивность, перспективность, устойчивость и пр.), самоактуализации (востребованность, конкурентоспособность), самоидентификации (функциональность, самосознание, сооценка, взаимооценки, жизнеспособность и пр.), самоопределения (смыслы, позиции, целеполагание, мотивы и пр.), самоутверждения (рейтинг, зрелость, карьера и пр.) и пр.
Опыт определения составляющих теоретизации и взаимосвязи культуры и социально-экономического развития в контексте классического и инновационного представления и решения задач современной науки может быть проиллюстрирован примерами, описанными А. Х. Насугаевым, Р. Р. Салгириевым [18], ситуативность и корректность в выделении закономерностей и специфически теоретизируемых проб и моделей подчеркивает единство смыслов и ценностей в обобщении опыта научного представления условий и технологий проектирования целостных решений задач научного познания и научного поиска, определяющих результаты теоретизации социальных и экономических процессов, а также утоняющих непосредственно связанные с установлением влияния и обоснованием оценки качества реализуемого процесса формы и модели управления.
Системность и многомерность анализа и синтеза, моделирования и идеализации, теоретизации и технологизации педагогических процессов определяют составляющие сопоставления, сравнения, синхронизации и реконструкции действий и моделей формируемых алгоритмов и технологий научного поиска и научного познания в уникальном представлении и реализации условий «изучения – описания – визуализации – систематизации – согласования – коррекции – апробации – анализа, модификации и циклического повторения возможностей научного поиска в научном исследовании».
Определяя интегративность образования, науки и профессиональной деятельности личности основой теоретизации уточняемых в работе педагогических процессов, выделим статью А. С. Артемова, Ю. В. Артемовой, Е. Н. Карасевой [19], описывающую проблему многофакторности и результативности подготовки специалистов, в структуре данной работы учитываются культуроцентрические, жизнеформирующие, мотивационные, модернизационные, практико-ориентированные, оздоровительные, акмепедагогические, информационно-коммуникативные и прочие условия и способы уточнения качества педагогических решений задач и проблем научного поиска.
Качество постановки проблем и идей теоретизации и моделирования педагогических процессов является одним из проблемных элементов обобщения опыта развития личности и систем непрерывного образования, в работе Г. Велецианос, С. Хоулден, Дж. Росс и других [20] определены идеи системного обобщения будущего педагогических технологий, определяющих и синхронизирующих в различных плоскостях востребованного ресурса и конструкта систематизации целостно реализуемые возможности современного непрерывного образования. Другим продуктом согласования и уточнения целостности теоретизируемых составляющих педагогического знания будет выделена работа Л. Каминскене, С. Ярвела, Э. Лехтинен [21], уточняющая условия и практику успешного прогнозирования будущего педагогических технологий в педагогическом образовании.
Основным ресурсом в выделенном направлении теоретизации, обобщения опыта изучения и уточнения возможностей реализуемой деятельности может быть названа работа А. А. Меликян, У. К. Джункеева [22], определяющая в теоретизации влияние уровня цифровизации на социально-экономическое развитие регионов России. Влияние как фактор и ресурс, продукт и система смыслообразования и теоретизации педагогических процессов раскрывает связи и их многомерную оценку и мониторинг в исследуемом конструкте и технологии профессиональной и научно-педагогической деятельности.
Подобным образом нам будет полезна в изучении система теоретизации готовности личности к определенному педагогическому решению или осуществлению определенного педагогического процесса. В данной плоскости смыслообразования и целеполагания работа Т. А. Щучка, Н. А. Гнездиловой, А. В. Добрина [23] определяет на культурологическом уровне интегративные возможности связи саморазвития, оздоровления, формирования, информатизации и цифровизации, детализация эффективности выделенных компонентов проводимого научного поиска отражается на предметно-теоретическом уровне построения описания результатов педагогических процессов.
Педагогическое сопровождение в теоретизации педагогических процессов является доминирующим инновационным компонентом разработки педагогических средств решения педагогических и научно-практических проблем целостного развития личности. Работа Э. Л. Воищевой, И. Б. Лариной, Н. А. Нехороших [24] подчеркивает возможность системного согласования и уточнения условий успешного решения педагогических и научно-исследовательских задач в обобщении опыта трансформации и унификации идей саморазвития, продуктивности, конкурентоспособности и здоровьеформирующего потенциала личности в системе непрерывного образования. Для уточнения качества любой теоретизируемой и реализуемой педагогической деятельности необходим компонент методического генеза, в его отсутствии определяют компонент «дефицит» (работа А. А. Коновалова [25] подчеркивает согласование и сопоставление элементов управления педагогическим процессом на основе анализа составляющих типологии методической компетентности педагогов профессионального обучения).
Внедрение любого инновационного компонента развития непрерывного образования определяет возможности его унификации и объективизации в перспективном и продуктивном решении задач развития личности, в такой плоскости определяется компонент трансформации, его разновидность определена в работе Л. И. Лубышевой [26], синхронизирующей понятия и действия, деятельность и реализацию функционального проектирования в контексте приоритетов и продуктов цифровой трансформации, профессионального спорта, продуктивности, трендовой визуализации и наукометрического уточнения реализуемой в развитии личности деятельности (примером определены тенденции).
Интеграция образовательной, научной и спортивной деятельности при подготовке кадров в области физической культуры и спорта в работе С. И. Петрова [27] иллюстрируется как пример гибкого управления и внедрения технологий и моделей интегративного решения задач развития личности в среде и деятельности; профессионализм и культуроцентричность рассматриваемых и уточняемых компонентов в теоретизации и технологизации педагогических процессов определяют условия согласования и модификации, достоверности и объективности, надежности и системности, обоснованности и корректности, валидности и воспроизводимости, ситуативности и своевременности.
Для детализации данного направления теоретизации будут полезны работы А. У. Абдуллина [28], описывающего в плоскости социально-экономического развития России риски и механизмы адаптации в условиях санкций. Целостность фокусируемых компонентов теоретизации и идеологизации культуры научной деятельности может быть проиллюстрирована результатами научной публикации Л. И. Лубышевой, В. П. Губы, П. В. Пустошило [29], отражающей в описании составляющих и решений научного поиска критериальность ресурсов теоретизируемого рейтинга. В уточнении качества организации научно-исследовательской деятельности может быть представлена работа Л. И. Лубышевой [30].
Идеализация в различных системах трансформации идей и смыслов организуемой в педагогическом процессе деятельности определяет все составляющие качественного понимания природы теоретизируемого явления, представление прогнозов может быть полезно в установлении границ научного знания, что по выделенному компоненту сравнения, сопоставления, интегративной оценки эффективности решения педагогических задач подтверждается данными работы К. Отрел-Касс, Э. Костелло, Н. Э. Р. Лингдорф [31].
Феномен «карьеры» аналогичным образом определяет систему и качества решения задач согласования и унификации составляющих «хочу, могу, надо, есть», работа С. И. Петрова [32] определяет в различных плоскостях теоретизации феномен «двойной карьеры», отражающей достижения в двух плоскостях самоутверждения и самореализации личности. Потенциально нам будут полезны идеи и модели теоретизации, в которых карьера будет определена в плоскости физической культуры и спорта, системы непрерывного образования, идеологии и методологии осуществления включения личности в структуру научного исследования и организации подготовки кадров высшей категории.
Культуроцентричность и продуктивность в идеях теоретизации и реализации проектной культуры определяют М. С. Фролко, Т. В. Левченкова [33], условия и возможности теоретизации уточнены через реализацию возможностей профессиональной деятельности менеджеров в спортивной индустрии и целостности системы непрерывного физкультурно-спортивного образования.
Ситуативное и смысловое развитие личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности и общении позволяют сфокусировать внимание на вариативности и уровневом соподчинении условий научного поиска, коррекции и согласования элементов теоретизации и технологизации, систематизации и интегративном решении задач нами уточняемого педагогического процесса (процесс формирования КСЭРЛ). Все элементы, определяющие научное знание, в педагогике являются конструктами новых дидактических систем и теорий развития, определяют доступность и достоверность, обоснованность и надежность, системность и согласованность в решении задач теоретизации и исследования качества уточняемого процессуального решения проблемы и/или педагогической задачи. В системе формирования выделенных в науке типов культуры понятия и модели могут быть определены, многомерно (полисистемно) уточнены и реализованы в контексте позицируемых в научных работах концепциях, смыслах и теориях, классических методах научного познания и научного исследования, в идеологии статистической обработки данных и системном описании результатов мыслетворчества и организуемого научного исследования. В выделенной плоскости научного осмысления возможностей интеграции образования и экономической мысли системно представляемые, ситуативно уточняемые и используемые интегративные и алгоритмические, итерационные и уровневые модели теоретизации и иллюстрации социально-экономических процессов и условий обеспечения качества научного знания позволяют раскрыть приоритетность предлагаемых решений научных и дидактических задач. Детерминируемый конструкт теоретизации может быть целостно проиллюстрирован структурой и содержанием работы Е. В. Бирюкова [34].
Организационная культура как система смыслов и идей управления качеством развития организации определяется одним из механизмов активного признания значимости и востребованности наукосообразных проб развития человеческого капитала, в данной плоскости работа А. Е. Вологина [35] доказывает значимость разработки теорий и моделей управления качеством развития социальных и экономических процессов, раскрывающих ценности и смыслы человеческого капитала как продукта развития науки в плоскости экономического и культурологического генеза. Выбор составляющих и согласование корректности решения задач целостного развития личности в контексте ценностей и смыслов теоретизации и технологизации идей и моделей организационной культуры личности могут быть выделены через призму составляющих организационной культуры личности профессионала, процесс формирования которого раскрывается в условиях цифрового развития образовательной среды в работе Е. А. Пушкаревой, И. Д. Киряковой, Ю. В. Пушкарева [36].
Обоснование и иллюстрация качества и направленности теоретизации и решения задач современной науки с использованием основ и условий формирования корпоративной культуры личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений могут быть определены на базовом, теоретическом и технологическом уровнях описания феномена и педагогического процесса. В таком ракурсе работа Е. А. Ишинкиной [37] иллюстрирует составляющие корпоративной культуры как фактора развития института государственного управления. Целостность представленного теоретизируемого понятия может быть полезна в интегративном рассмотрении определений классического трехуровневого представления понятия «формирование КСЭРЛ», т. е. уточнение в широком, узком и локальном смыслах теоретизации понятийного аппарата. На макроуровне теоретизации (широкий смысл) можем выделить работу Е. А. Локтионовой, Е. И. Сарапульцевой [38], отражающую согласование и конкретизацию смыслов и перспектив теоретизации понятия в контексте факторов развития международных образовательных программ как продуктов системного обобщения опыта моделирования и трансформации научного и дидактического знания по теории экономики и педагогики непрерывного образования. Субъектность позиции теоретизируемого компонента может быть выделена из работы Н. И. Плаксиной [39], подчеркивающей значимость теоретизации и формирования составляющих корпоративной культуры преподавателя вуза. Интересны в теоретизации возможности построения и систематизации основ корпоративной культуры образовательного учреждения, уточняемых в качестве фактора эффективного развития педагогических ценностей, практика аксиологизации в работе Е. В. Серкиной, В. Д. Повзун [40] иллюстрирует многомерность связей теоретизации образовательного, экономического и культурологического генеза. Выделенный в системе теоретизации полифункциональный ресурс будет полезен с различных позиций педагогики развития, сравнительной педагогики, современной культуры научно-педагогической деятельности. Наукообусловленное согласование составляющих в теоретизируемом выборе определено в плоскостях адаптивной классической, адаптивно-гуманистической, адаптивно-продуктивной, доминирующей или репродуктивно-продуктивной, креативно-продуктивной, системно-функциональной, альтернативной или адаптивно-вспомогательной, технологической, инновационно-перспективной моделях развития и пр.
Ценностно-смысловые компоненты теоретизации педагогических процессов определяют роли и отношения, принципы и функции, модели и условия продуктивного решения наукообусловленных задач в педагогике. Работа Л. И. Лубышевой [41] отражает контекстные связи ценностей физической культуры, процесса развития, обеспечения субъектности потенциала развития личности в среде и деятельности и системно-деятельностных основ решения проблем современной педагогической и профессиональной деятельности. Работа В. А. Бурцева, Е. В. Бурцевой, Н. В. Игошиной [42] подчеркивает значимость установления связей этического компонента спортивной культуры студентов и формирования ценностно-смысловой ориентации на спортивную деятельность. Выделенный ресурс позволяет подойти к проблеме целостности фокусируемых ценностно-мотивационных компонентов развития личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности.
Системность и полидетерминизм, многофакторность и безопасность решения задач современной педагогики непрерывного образования позволяют установить в работе Р. Н. Хакимзянова, Д. А. Рязанова [43] взаимовлияние и условия самоорганизации педагогических процессов, связанных с обеспечением безопасности образовательной среды и учетом социальных, психологических и организационных факторов, определяющих целостность развития и перспективно-целевые условия управления качеством развития и функциональности выделенного ресурса организации педагогического процесса.
Обеспечение качества решения педагогических задач может быть с использованием различных факторов развития современного образования, в такой практике будет полезна работа [44]. Выбор глобальных и региональных структур, моделей, основ и условий теоретизации и технологизации идей целостного социально-экономического развития определяется в работе Ю. И. Шорохова [45], закономерности и перспективы теоретизируемого процесса будут полезны в уточнении понятийного аппарата и научного знания в педагогике. Макроуровневые компоненты теоретизации педагогических систем и педагогических процессов, связанных с различными направлениями социально-экономического развития, направленностью фокусируемого знания, интегративностью представления продуктов и ресурсов теоретизации и технологизации педагогических процессов, могут быть сопоставлены с направлениями социализации и самореализации личности (спорт, наука, искусство, культура, образование, туризм и пр.). В выделенной плоскости изучения работа М. Ю. Кривенкова, Н. В. Кузнецовой, Д. А. Снеткова [46] и статья Д. В. Саврасовой [47] иллюстрируют в различных компонентах описания региональность теоретизируемого способа представления целостности описываемых явлений и процессов. Качество теоретизации и решения задач на научном и дидактическом уровнях представления регионального компонента может быть также проиллюстрировано на примере создаваемых программ, содержание выделенной плоскости определено в работе Е. Н. Ковалевой [48].
Целостность постановки проблемы развития в идеологии непрерывности и гуманизма, современных возможностей доминирующей культуры и гуманистически целесообразной среды, определяющих в вариативном выборе специфику и направленность, типологию и корректность, многомерность и согласованность задач и условий воспроизводства опыта развития и управления, можно определить идеи и смыслы влияния высшего образования на социально-экономическое развитие страны; выделенное явление может быть уточнено идеями работы [49], где П. К. Петров, О. Б. Дмитриев, Э. Р. Ахмедзянов раскрывают универсальность использования идей среды и качества (продуктивности) решаемых задач профессионализации деятельности. А. С., Л. А. Рапопорт [50] отражают в описании моделируемых и реализуемых компонентов теоретизации значимость понятия «инфраструктура». В такой плоскости научного поиска может быть выделена идея кадрового потенциала, составляющие которого рассмотрены в работе А. В. Царевой, С. А. Воробьева, Н. А. Брейдер [51] и представляют интерес с позиции теории управления и анализа качества предоставляемых в системе физкультурно-спортивной деятельности услуг.
Целостность фокусируемых и уточняемых понятий и процессуальных характеристик по теории социально-экономического развития может быть выделена и на практическом уровне уточнена посредством работы В. Н. Кремневой, Е. М. Солодовник [52], иллюстрирующей и согласовывающей элементы и продукты теоретизации социально-экономического развития в уровневых смыслах обобщения опыта научного поиска и научного познания. Региональность теоретизируемого явления системно раскрыта в работе Е. В. Лисовой [53]. Выделенная плоскость изучения наукообусловленных продуктов интеграции образования, экономики и культуры раскрывает и системно визуализирует в создаваемых решениях и мотивированном интегративно-смысловом выборе условий целостности и перспективности, продуктивности и востребованности, системности и достоверности, вариативности и уровневости, корректности и своевременности, объективности и надежности решения задач модели уточнения и переноса научного знания в плоскость потребностей системы непрерывного образования и социально-образовательных условий развития личности в соответствии с приоритетами и продуктами оптимизации реализуемых смыслов и компонентов выбора «хочу, могу, надо, есть».
Д. А. Шпренгер, А. Шванингер [54] уточняют возможности вариативности принятия решений как формы системного представления и решения педагогических задач. Опыт теоретизации вариативного использования нескольких видов и форм решения педагогических задач нам будет полезен в уточнении педагогических условий теоретизируемого, объективируемого, системно модифицируемого и популяризируемого педагогического явления и процесса.
Важным конструктом теоретизации в обосновании необходимости введения понятия «формирование КСЭРЛ» может быть выделена идея профессиональной практики и развития человеческого капитала, примером которой может быть определена работа А. С. Гонашвили [55] (спортивная практика).
В таком понимании значимыми продуктами и ресурсами теоретизации уточняемого педагогического процесса (процесса формирования КСЭРЛ) будут определены экосистемные идеи и модели, теории и теоретизированные возможности уточнения понятий, моделей, алгоритмов, методов, форм, теорий целостно определяемой в оценке и развитии деятельности личности (примерами будут выбраны культурно-исторические, системно-смысловые, функционально-технологические, инновационно-перспективные конструкты и системы теоретизации и трансляции научного знания). В обозначенном ракурсе теоретизации и научного поиска отразим классические (доминирующие) и неклассические или инновационные детерминанты (определения), модели, проблемы, принципы, функции, идеи, условия уточняемого в работе педагогического процесса.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Системность как функция корректности изучения, научного познания, теоретизации и трансформации научного опыта, научного знания и научного исследования является доминирующей в создании и воспроизводстве продуктов развития научной мысли и науки в целом.
Системный подход в различных теоретизируемых конструктах определяет сложные (мультиуровневые и полиструктурные) связи и отношения единственным способом представления исследуемого явления и процесса, многомерность и сопоставимость элементов которого с эталонами сравнения определяют создаваемые формы визуализации и продукты аналитико-синтетической деятельности.
Экосистемный подход как один из методологических подходов в педагогике как науке рассматривает событие или явление с позиции взаимосвязи всех выделяемых объектов и критериев, показателей и систем теоретизации в уникальном способе визуализации (представления) и уточнения (описания) явления или процесса с позиций принятия норм научного, экоцентрического знания, феноменальность и корректность которых согласуются в выделяемом конструкте постановки, изучения, осмысления, детализации, согласования, апробации и решения задач научного поиска и научного познания с позиции отражаемых элементов системы, детерминирующей положения о функциональности и реализуемости структуры, создающей в определенном приближении целостное новообразование педагогической методологии, в конечном счете согласующей в уровневой системе однородность получения данных научно-педагогического и дидактико-методического генеза.
Экосистемный подход в составляющих уровневого описания и представления целостного явления или события может быть определен через конструкт нормального распределения способностей и здоровья, в данной плоскости нам будут полезны следующие его составляющие: адаптивный, адаптивно-продуктивный, репродуктивно-продуктивный, креативно-продуктивный, функционально-технологический, инновационно-перспективный, контрольно-синергетический подходы.
Адаптивный подход определяет структурно-содержательный поиск в плоскости приспособления к определенному выбору или результату развития системы, в данной плоскости рассматриваются системы трансформации подлинного научного знания в адаптивное знание, отвечающее запросам ограничений развития личности и системы образования, связанных с возрастосообразностью, социальным статусом, уровнем и типом развития личности, антропометрических данных, сформированностью и формируемостью потребностей и смыслов развития и самоактуализации и пр.
Адаптивно-продуктивный подход определяет уровневую структуру, в которой осуществляется переход от низшей (адаптивной) ступени решения задач к высшей (продуктивной), идеология развития в выделенном ракурсе трансляции и трансформации смыслов и идей определяется в гуманистическом потенциале личности, способностях к развитию и продуктивности в возрастосообразной и профессиональной деятельности и общении.
Репродуктивно-продуктивный подход раскрывает нюансы классического уровневого представления составляющих развития личности в среде и деятельности, детализация и коррекция в изучении и формировании которого рассматриваются в соответствии с выделяемыми формами, методами, смыслами, целеполаганием, принципами, задачами, идеями, функциями, средствами и условиями обобщения опыта выбора «хочу, могу, надо, есть».
Креативно-продуктивный подход подразумевает согласованное использование возможностей креативности и продуктивности личности, взаимовлияние которых друг на друга и создает предпосылки для целостного развития личности в соответствии с заявленными ценностями и смыслами решения задач развития, социализации, самоопределения, самоидентификации, самоутверждения, самореализации, самосохранения, самоконтроля, самоактуализации и пр.
Функционально-технологический подход определяет теорию взаимовлияния устанавливаемых в ходе теоретизации функций и технологий обеспечения продуктивности личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности, системно учитывающих в выборе решения задач «хочу, могу, надо, есть» все составляющие научного опыта теоретизации педагогических процессов и условий воспроизводства опыта научного познания, научного поиска, науки в целом.
Инновационно-перспективный подход раскрывает возможности создания и использования педагогических инноваций, определяющих ход развития и перспективы системного согласования и теоретизации успешного использования ресурсов и продуктов научного познания, научного знания, методов современной науки и исследования.
Контрольно-синергетический подход рассматривается как методологический подход, несущий в своей системе наукометрических и наукоцентрических возможностей условия самоорганизации качества представления противоречий, установленных в ходе изучения педагогического процесса и/или педагогического явления, уточнение и контроль продуктов которых является доминирующим механизмом выбора оптимального решения педагогической и научно-исследовательской задачи или проблемы.
Выделенные составляющие экосистемного подхода в любой другой задаче научного поиска могут быть уточнены в других составляющих, набор конструкторов в нами поставленном ракурсе теоретизации зависит от типа задач развития личности в системе непрерывного образования.
Методами исследования в работе определены анализ, синтез, сравнение, сопоставление, научная теоретизация, уровневое педагогическое моделирование.
Результаты исследования / Research results
Основы и продукты теоретизации составляющих развития личности в идеологизации ресурсности и продуктивности непрерывного образования раскрывают и системно уточняют многомерность постановки задач научного поиска, функциональную гибкость условий целостного развития личности в среде и деятельности, корректную и согласованную в выборе модификацию продуктов визуализируемого опыта научного описания событий или явлений, объективно определяемых через пробы и моделируемые эталоны, алгоритмы и системы оценки формируемой продуктивности и перспективности, креативности и востребованности исследуемых и создаваемых продуктов и ресурсов непрерывного образования.
Обоснование значимости уровневого уточнения понятийного аппарата современных научно-педагогических исследований продиктовано интеграцией образования, науки и теоретизируемых в описании плоскостей интеграции культуры, искусства и спорта. В таком понимании определим и уточним в уровневом конструкте методологического компонента теоретизации и моделирования педагогических процессов понятие «КСЭРЛ» (построение процесса осуществляется в контексте выделения смыслов и уточнения моделей с позиции выделенных смыслов).
Культуроцентричность широкого смысла является доминирующей системной позицией в детализации элементов научного поиска и согласования условий самоорганизации системы, определяемой в теоретизации педагогических явлений и систем научного знания.
КСЭРЛ (широкий смысл) – вид культуры, определяющий возможности системного согласования и решения задач социально-экономического развития личности в исследуемых компонентах наукоцентрического и экосистемного мышления, идеологии ресурсности и продуктивности непрерывного образования, методологии педагогики и управления процессами, согласующих и всесторонне раскрывающих технологические возможности и поливариативные связи в установлении оптимальных способов, корректно выбранных форм и методов решения задач современной науки и обеспечения качества проекций науки на плоскость потребностей личности и общества (социальный опыт и социальное знание), отражающих в иерархии используемых и модифицируемых элементов, механизмов, педагогических средств и перспектив развития педагогического процесса модели и теории социально-экономического развития личности.
Культуросообразность в узком смысле раскрывается за счет процессуальности уточняемых компонентов и конструктов теоретизации педагогических явлений, т. е. построение определений и моделей осуществляется через проецируемый и синхронизируемый с опытной проверкой смысл педагогического процесса.
КСЭРЛ (узкий смысл) – продукт целостного представления и теоретизации формируемых смыслов и идей, моделей и теорий управления качеством социально-экономического развития личности, позволяющий установить основы и направление, перспективность и направленность продуктивного решения задач развития и управления качеством социально-экономического развития личности и общества в целом.
Культуроприоритетность локального смысла характеризуется выбором идеологии ситуативности и конкретики построения процесса описания и обобщения возможностей научного познания и научного понимания составляющих изучения и исследования, уточнения и детализации, систематизации и обобщения, контроля и мониторинга, согласования и коррекции, модификации и реконструкции, ретрансляции и реализации моделей и создаваемых средств решения проблем уточняемого педагогического явления, представляемые проекции которого определяются через культуру и ее модифицируемые ресурсы развития и оценки.
КСЭРЛ (локальный смысл) – механизм самоорганизации ситуативных представлений и решений задач персонификации и оптимизации, идентификации и согласования, реконструкции и ретрансляции моделей и технологий решения проблем социально-экономического развития личности в конструктах противоречий, дилемм и несоответствий, раскрывающих направленность и результативность решения проблем выбора модели и типа, теории и технологии обеспечения качества деятельности личности.
Культура как продукт системного согласования условий самоорганизации качества представления научного знания и формируемого на его основе опыта деятельности раскрывает универсальность представления уровневого знания, в основе которого лежит система смыслов и идей объективного представления и обобщения опыта трансформации и трансляции продуктов развития, генерация и синхронизация единства теории и практики уточняемого процесса, систематизация и модификация условий обеспечения безопасности и жизнеспособности системы, создающей предпосылки и условия для обеспечения надежности научного знания и качества возрастосообразного развития личности и пр.
КСЭРЛ (адаптивный смысл) – продукт гуманизации и объективизации решения задач развития личности в идеологии формируемого научного знания и его адаптированной к условиям развития личности проекции (социального знания), качество составляющих, определяющих развитие науки и знания, согласовано c системой выбора условий «хочу, могу, надо, есть» и теорий управления уровнем достижений личности в среде и деятельности.
КСЭРЛ (адаптивно-продуктивный смысл) – механизм обеспечения уровневого развития личности в системе и идеологии согласования и коррекции условий перехода от адаптивных форм и методов решения задач развития личности к продуктивным, раскрывающим персонифицированные возможности представления и осознания уточняемых противоречий «хочу, могу, надо, есть» в развитии всех ресурсных и технологических практик и моделей социально-экономического развития личности.
КСЭРЛ (репродуктивно-продуктивный смысл) – механизм согласования и обеспечения качества достижений личности через идеологию доминирующего социально-экономического развития, корректирующую связи и технологии продуктивного решения задач научного познания и научного проектирования будущих результатов развития личности и общества.
КСЭРЛ (креативно-продуктивный смысл) – механизм системного обобщения креативно-продуктивных форм визуализации и теоретизации, идеализации и унификации, моделирования и технологизации идей и смыслов социально-экономического развития личности в решении педагогических задач, составляющих в измерениях качества и сопоставлении возможностей системы модели и идеологию ресурсности и продуктивности непрерывного образования.
КСЭРЛ (конструктивно-целевой смысл) – конструкт самоорганизации эффективного включения личности в социально-экономические отношения, уточнение которых осуществляется на микро-, мезо- и макроуровнях моделирования, трансляции и решения задач развития личности, определяющих устойчивые формы самовыражения и самореализации, управления и модификации, самоактуализации и продуктивности сотрудничества системно-смысловыми элементами теоретизации и технологизации процессов, создающих данный конструкт и систему оценки его жизнеспособности.
КСЭРЛ (функционально-технологический смысл) – система смыслообразования условий успешности и продуктивности личности в реализации теорий, моделей, технологий и конструктов идеологизации ресурсности и продуктивности непрерывного образования, уточняющая качество представления научного знания в согласовании приоритетов и продуктов возрастосообразного взросления и профессиональной самоактуализации личности, направленность которых определена и раскрыта в трансляции смыслов, уникальности целеполагания, функциональности уточняемой системы через составляющие социально-экономического развития, определяющие развитие функций и педагогических технологий.
КСЭРЛ (инновационно-перспективный смысл) – механизм акмеверификации качества формируемых смыслов и идей представления проблем и задач социально-экономического развития личности в контексте культуроцентрического воспроизводства опыта научного представления данных о процессах развития и управления, согласование и обеспечение качества которых раскрывают пробы и продукты решения задач научного поиска и визуализации, синхронизации и осмысления результатов осуществляемой деятельности.
КСЭРЛ (контрольно-синергетический смысл) – механизм и конструкт самоидентификации и самоорганизации системы изменений и формирования приоритетов и продуктов социально-экономического развития личности, оценка качества которых определяется в плоскостях проверки эффективности решения задач развития и управления культуроцентрического и наукометрического генеза, непосредственно связанных с обеспечением результативности уточняемого педагогического процесса.
Культура в научном осмыслении целостности педагогических процессов развития может быть определена как механизм акмеперсонификации и акмеверификации качества воспроизводства уровня развития личности и общества, сопоставление элементов и ресурсности решения задач в котором раскрывает системные представления о природе и направленности социальных процессов, уточняющих и системно раскрывающих условия и технологии воспроизводства научного знания как идеологии формируемых отношений к продуктивности, креативности и гуманизму.
Обеспечение уровневого представления и согласования составляющих научной теоретизации в формировании КСЭРЛ в различных плоскостях и смыслах классической и неклассической педагогики можно проиллюстрировать через основные понятия (детерминации), проблемы (систему противоречий и несоответствий), цели (уточнение цели осуществляется в ее дроблении и системно-уровневом представлении в задачах), формируемые в реализации процесса идеи, смыслы, модели, синтезируемые задачи, функции, приоритеты, согласуемые с изменениями методы, формы, типологии, методологию, идеологию, педагогические условия.
Формирование КСЭРЛ – педагогический процесс, определяющий составляющие и направленность, результативность и оценку эффективности реализации уровневых моделей теоретизации и технологизации социально-экономического развития личности в доминирующей идеологии непрерывного образования, гарантирующего личности выбор и сопоставление условий и механизмов экосистемного восприятия всех составляющих науки и ее воспроизводящих систем мониторинга и самоорганизации.
Проблемы формирования КСЭРЛ – системно выделяемые и сопоставляемые в ходе решения педагогических задач несоответствия и противоречия, раскрывающие и модифицирующие в продуктах теоретизации основы и качество, перспективы и условия, идеи и идеологию, формы и ресурсность системного решения задач современной педагогики и оценки эффективности формирования КСЭРЛ как пробы теоретизации и технологизации экосистемных механизмов самосохранения личности и среды.
Проблемы формирования КСЭРЛ будут выделены и описательно представлены в теоретизации и поэлементном сопоставлении:
– целостности определяемых результатов формирования КСЭРЛ и фокусируемых проб в контексте корректности измерений, сопоставления и систематизации теоретизируемых в ходе исследования результатов;
– системности и согласованности проецируемых и оцениваемых результатов систематизации продуктов формирования КСЭРЛ;
– цикличности уточнения составляющих формирования КСЭРЛ и возможности использования уровневого моделирования в уточнении качества и перспектив теоретизируемого процесса;
– разработанности и уточняемости научного и методического знания в обеспечении качества исследования и оценки формирования/сформированности КСЭРЛ;
– уникальности постановки, фокусируемого потенциала теоретизации и согласованности визуального представления уточняемых компонентов, объектов и продуктов реализуемой в ходе развития личности деятельности и исследования в целом;
– корректности оценивания качества теоретизации и технологизации педагогических процессов и частнопредметных ограничений в решении проблем уточняемого педагогического процесса;
– технологичности и алгоритмичности, сопоставимостьи и соответствия, системности и интегративности, целостности и поэлементного анализа продуктов и перспектив уточнения согласуемого в развитии личности педагогического процесса;
– наукометричности и допустимости использования методов параметрической и непараметрической математической статистики в исследовании качества уточняемого процесса (формирования КСЭРЛ);
– перспективности использования разработанных педагогических средств формирования КСЭРЛ и возможности уточнения составляющих и продуктов уточняемого педагогического процесса и пр.
Принципы формирования КСЭРЛ – основные положения, раскрывающие результативность, ресурсность, многомерность выбора идей и смыслов, корректность и формируемость ценностей и ценностных ориентаций в ходе определения и решения проблем формирования КСЭРЛ в системе непрерывного образования.
Принципы формирования КСЭРЛ определяют ценности, отражаемые в деятельности личности, сопоставляющей и корректирующей персонифицированные модели самоидентификации, самовыражения, сотрудничества, самоопределения, самосовершенствования, социализации, самореализации, самоанализа, самоутверждения, самоорганизации, самосохранения и пр.
Принципы формирования КСЭРЛ:
– принцип научного обоснования, принятия системы и определения перспективности реализации и теоретизации составляющих уточняемого педагогического процесса (процесс формирования КСЭРЛ);
– принцип конкретизации, согласования и мониторинга эффективности моделируемых и реализуемых возможностей формирования КСЭРЛ;
– принцип ситуативности и полиструктурности всех звеньев и элементов теории управления качеством формирования КСЭРЛ, определяющих в идеологии согласования и коррекции, взаимовлияния и дополнения подлинно научного, общенаучного, методологического, общекультурного, общедидактического, дидактического, частнопредметного, частноспециального типов знания;
– принцип синхронизации и своевременности в уровневом представлении задач и проблем определения, описания, визуализации, уточнения, коррекции, трансляции, теоретизации и технологизации реализуемых в развитии и формировании педагогических процессов;
– принцип унификации и рационализации, объективизации и согласования, сооценки и установления качества моделирования задач и педагогических средств (ресурсов) формирования КСЭРЛ;
– принцип модернизации и обеспечения соответствия условий научного поиска всем эталонам доминирующей идеологии продуктивности и креативности, раскрывающих системность и воспроизводимость, объективность и достоверность, согласованность и модифицируемость ресурсов современной науки и конкурентоспособности продуктов развития личности в среде и деятельности;
– принцип цикличности уточнения условий научного поиска и научного познания, оценки результатов и теорий формирования КСЭРЛ, продуктивности и успешности личности в деятельности и общении;
– принцип согласования и унификации условий успешности и креативности, продуктивности и профессионализма личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности и общении;
– принцип линейно-смыслового и функционально-мотивационного уточнения составляющих целеполагания в интегративном решении задач формирования КСЭРЛ;
– принцип гибкости и синхронизации единства теории и практики формирования КСЭРЛ;
– принцип визуализации и иллюстративной оценки качества формирования КСЭРЛ;
– принцип включенности личности в систему непрерывного образования, определяющего приоритетность развития личности и системы смыслообразования, контроля качества и целостности процесса формирования КСЭРЛ.
Функции формирования КСЭРЛ – системно выделяемые задачи, уникально подчеркивающие природу и направленность педагогических процессов, связанных с перспективностью решения проблем и уточняемых задач формирования КСЭРЛ.
Функции формирования КСЭРЛ:
– функция активизации внимания на проблемах системности теоретизации и технологизации педагогических процессов, уточнение которых осуществляется в системе непрерывного образования;
– функция популяризации научного знания в обосновании значимости и перспективности составляющих и продуктов формирования КСЭРЛ;
– функция гибкости и продуктивности, корректности и своевременности в управлении уровнем сформированности формирования КСЭРЛ;
– функция социальной значимости продуктов формирования КСЭРЛ;
– функция социализации и формируемых в ходе развития личности социального опыта и социального знания, методов социально-образовательного развития и корректных систем отслеживания ресурсности и продуктивности уточняемого явления;
– функция интегративной и системно-целевой модифицируемости научного знания в плоскости изучения и исследования, изменения и уточнения качества формирования и сформированности КСЭРЛ;
– функция опоры на положительное в развитии личности через осознание значимости составляющих, продуктов и перспектив формирования КСЭРЛ;
– функция синергетической корректности оценки качества и перспективности теоретизации и технологизации педагогических процессов (процесс формирования КСЭРЛ);
– функция адаптивной аккумуляции ценностей и смыслов гуманизма и продуктивности, используемых в технологиях фасилитации, поддержки, научного донорства, хобби-терапии, арт-терапии;
– функция мотивации личности к самопознанию и обеспечению оптимальных по качеству выделяемых и решаемых задач согласования процедур выбора «хочу, могу, надо, есть»;
– функция системного уточнения структуры целеполагания в процессе реализации условий повышения/обеспечения качества формирования КСЭРЛ;
– функция включенности личности в систему непрерывного образования, мотивирующего личность к продуктивному самовыражению и самореализации.
Задачи формирования КСЭРЛ – уровневые, линейно сопоставляемые в последовательности выделения составляющие целеполагания, отражающие в решении качественные формы и продукты решения проблем формирования КСЭРЛ.
Задачи формирования КСЭРЛ:
– активизация внимания на качестве научного знания в области проектов, перспектив и реализуемых возможностей формирования КСЭРЛ;
– согласование составляющих теоретизации процесса формирования КСЭРЛ через выделение проблем, условий, методов, форм, идей, функций, теорий, технологий и прочих элементов теоретизируемого явления и процесса;
– уточнение и разработка новых эффективных методов, форм, средств, алгоритмов, систем и технологий формирования КСЭРЛ;
– контроль качества формирования КСЭРЛ;
– мониторинг эффективности педагогических средств в обеспечении результативности процесса формирования КСЭРЛ.
Приоритеты формирования КСЭРЛ – наиболее востребованные направления и типы формирования КСЭРЛ, устанавливающие в будущих решениях основы интегративного представления противоречий и системы модификации и ретрансляции создаваемых решений.
Смыслы формирования КСЭРЛ – целостно выделяемые системы позиционируемых основ и практик теоретизации и решения проблем формирования КСЭРЛ, определяющие и согласующие всесторонность обобщения опыта перспективного, осознанного планирования и решения определяемых в ходе теоретизации педагогических и научных задач.
Идеи формирования КСЭРЛ – ценностно-функциональные модели определения и решения задач и проблем формирования КСЭРЛ.
Идеи формирования КСЭРЛ:
– идея научности, обоснованности и конструктивности в теоретизации и технологизации формирования КСЭРЛ;
– идея целостности и уникальности, универсальности и системности в изучении и исследовании процесса и продуктов формирования КСЭРЛ;
– идея интеграции образования и науки в описании возможностей научного познания и научного осмысления продуктов формирования КСЭРЛ;
– идея последовательной обработки и систематизации результатов научного поиска в иллюстрации и доказательстве гипотез научно-педагогической деятельности;
– идея культурологического уточнения научного знания в визуализации основ и условий, продуктов и приоритетов уточняемого педагогического процесса (процесс формирования КСЭРЛ);
– идея быстроты принятия решений и своевременности уточнения и коррекции условий успешности и продуктивности личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности и общении;
– идея персонификации выбора и коллективной оценки эффективности современной науки и составляющих научного познания в отражении продуктов моделирования и решения проблем и противоречий формирования КСЭРЛ;
– идея экосистемности представления элементов научного знания и экоцентричности в сопоставлении и обеспечении качества развития личности в формируемых взаимоотношениях и создаваемых средах;
– идея признания системы ограничений и приоритетов социально-экономического развития функциональной составляющей в идеологизации качества и согласованности результатов формирования КСЭРЛ и пр.
Идеология формирования КСЭРЛ – система взаимодополняющих идей, определяющая качество и перспективность теоретизации и технологизации процесса формирования КСЭРЛ в системе и продуктах непрерывного образования.
Методология формирования КСЭРЛ – совокупность положений современной теории познания и философии развития личности, отражающая в классическом и/или инновационном методологическом подходе условия использования научного знания, методов научного познания и оценки эффективности решения задач научного поиска и научного осмысления данных исследуемого объекта и педагогического процесса, выделение системы интервального представления позиций и допустимых решений уточняемого педагогического процесса и пр.
Модели формирования КСЭРЛ – идеализируемые составляющие, продукты и системы наукосообразного представления процесса формирования КСЭРЛ, согласующие приоритеты и стимулирующие результативность определения, изучения, визуализации элементов и системы, представления, теоретизации и решения задач детерминации и объективизации выделенных составляющих уточняемого педагогического процесса.
Модели формирования КСЭРЛ:
– адаптивно-гуманистическая модель формирования КСЭРЛ (качество научного знания (продукты и условия формирования КСЭРЛ) определяется через формы его адаптивного представления, трансляции, восприятия, переноса и понимания его личностью в целостном развитии, осуществимых через ресурсность и технологическую универсальность создаваемых полей и ценностей гуманизма, оценка которых позиционирует все составляющие самоорганизации в системе непрерывного образования и профессиональной деятельности);
– ученическая модель формирования КСЭРЛ (все составляющие процесса формирования КСЭРЛ определяются на уровне приоритетов и продуктов современной дидактики, иллюстрирующей возможности изучения и решения задач визуализации, модификации, трансляции, технологизации и осмысления основ социально-экономического развития личности как конструкта и системы смыслообразования успешности, креативности и продуктивности личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности и общении);
– системно-целевая модель формирования КСЭРЛ (система формирования КСЭРЛ определяется через целеполагание, выбор методов и средств, моделей и технологий управления качеством развития личности, оценка которых иллюстрируется в качестве предлагаемых решений и продуктах социально-экономического развития личности);
– функционально-смысловая модель формирования КСЭРЛ (функции и смыслы раскрывают приоритетность и направленность уточнения условий успешности и продуктивности личности в ходе установления и уточнения идей, методов, ценностей, продуктов социально-экономического развития);
– инновационно-технологическая модель формирования КСЭРЛ (педагогические технологии и инновации отражают в данной модели синхронность представления и решения задач управления качеством социально-экономического развития личности в системе непрерывного образования);
– перспективно-сциентическая модель формирования КСЭРЛ (перспективы науки определяют согласование и мониторинг эффективности теоретизации и технологизации процессов, связанных с ситуативностью и перспективами формирования КСЭРЛ).
Методы формирования КСЭРЛ – пути и способы оптимального, своевременного построения и решения задач и проблем формирования уточняемого педагогического процесса.
Методы формирования КСЭРЛ:
– классические методы формирования КСЭРЛ (беседа, занятие, дискуссия, диспут, ситуативное обсуждение, метод анализа и доказательства, метод моделирования и пр.);
– инновационные методы формирования КСЭРЛ (методы активизации внимания, методы развития творческих способностей, методы проектирования и проецирования будущего и пр.).
Формы формирования КСЭРЛ – организационные мероприятия или формы занятий, определяющие в своей системе составляющие и продукты формирования КСЭРЛ.
К классическим формам формирования КСЭРЛ будем относить лекцию, семинар, экскурсию, презентацию, беседу и пр.
К инновационным формам формирования КСЭРЛ будем относить участие в научно-практической конференции, участие в проекте, организацию исследования и написание научного отчета и пр.
Критерии и показатели эффективности формирования КСЭРЛ – составляющие оценки эффективности реализации исследуемого и корректируемого педагогического процесса (процесс формирования КСЭРЛ), уточнение и отображение качества которых обусловлены выделяемыми параметрами и составляющими оптимизации и модификации педагогических процессов.
Критерии эффективности формирования КСЭРЛ:
– общекультурный,
– образовательный;
– профессиональный;
– персонифицированный.
Показатели эффективности формирования КСЭРЛ:
– социализированность (социальный опыт, социальное знание, мировоззрение);
– устойчивость (своевременность уточнения продуктов развития, сохранение приоритетности и качества решений определяемых задач и пр.);
– продуктивность (количество и качество оцениваемых и отмечаемых продуктов развития личности);
– презентабельность (визуализация, сворачивание и разворачивание первичной и вторичной информации, резюмирование и пр.).
Показатели эффективности формирования КСЭРЛ могут быть определены в конструктах шкалирования и регистрации. Наиболее целесообразными типами шкал в использовании будут шкалы порядка и интервальные шкалы.
Педагогические условия повышения качества формирования КСЭРЛ – уровневая система кейс-моделируемых положений, отражающих вариативность и многомерность согласования и сопоставления, объективизации и реализации составляющих уточняемого процесса (процесс повышения качества формирования КСЭРЛ).
Педагогические условия повышения качества формирования КСЭРЛ:
– принятие цикличности и уровневости моделирования и реализации моделей и теорий управления качеством формирования КСЭРЛ основой инновационного представления и решения задач научно-педагогического поиска;
– повышение качества научного знания в дидактических системах современного непрерывного образования;
– разработка инновационных ресурсов и программного сопровождения педагогических процессов;
– повышение роли и места научно-педагогической деятельности в развитии личности в системе непрерывного образования;
– принятие условий достоверности, надежности, системности, синхронности, уникальности формируемого опыта развития личности, единства теории и практики, целостности используемых в теоретизации основ и продуктов педагогической деятельности и ситуативно уточняемых педагогических механизмов;
– популяризация продуктивности и креативности в установлении и согласовании выбора направления и типа развития личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности и создаваемой среде;
– использование методов и идей моделирования, теоретизации и технологизации педагогических процессов на различных этапах взросления личности в системе педагогического образования;
– признание условий нормального распределения способностей и здоровья конструктивным механизмом самоорганизации использования системы адаптивно-продуктивного, репродуктивно-продуктивного, креативно-продуктивного, инновационно-конструктивного подходов в качестве ресурсного потенциала и продукта оптимизации методологического знания в педагогике развития личности и ее частнопредметной сфере – педагогике формирования КСЭРЛ;
– мониторинг эффективности формирования КСЭРЛ в контексте оценки востребованности продуктов развития личности в возрастосообразной и профессиональной деятельности, опосредованных пространственно-временными ограничениями и приоритетами развития личности и управления качеством достижений и пр.
Выделенные конструкты и продукты теоретизации уточняемого в работе педагогического процесса будут согласовывать и стимулировать активность осуществляемой в работе деятельности к продуктивному решению задач управления качеством формирования КСЭРЛ и результативностью непрерывного образования.
Заключение / Conclusion
Выделенные в работе составляющие научного поиска и теоретизации определяют следующие продукты и решения, перспективы и выводы:
- КСЭРЛ может быть уточнена в конструктах уровневых смыслов (современных методологических подходов). Востребованность продуктов теоретизации понятийного аппарата современной педагогики определена в контексте сфокусированных теоретических возможностей представления научного знания в педагогике.
- Структурно-функциональное уточнение понятийного аппарата раскрывается в контексте детерминант, проблем, целеполагания, идей, смыслов, моделей, задач, функций, приоритетов, методов, методологии, идеологии, педагогических условий. Выделенные составляющие являются продуктами и конструктами классического научного знания в педагогике.
- Уточнение экосистемного подхода в теоретизации и исследовании процесса формирования КСЭРЛ в системе непрерывного образования осуществляется в контексте выделенных смыслов теоретизации и составляющих уточняемого педагогического процесса. Возможности вариативного представления уточняемых составляющих современной науки являются доминирующим механизмом самоорганизации эффективности развития непрерывного образования и реализуемых педагогических технологий, в том числе технологий фасилитации и поддержки, научного донорства, обоснования значимости и конструктивности позиций на природу психосоциальной аллергии.
- Перспективой теоретизации определено научно-методологическое сопровождение уточняемого в работе процесса (процесс формирования КСЭРЛ). Научно-методологическое сопровождение может быть представлено в монографии.
Способность личности к формированию КСЭРЛ уникально подчеркивает ее социально-образовательный и профессионально-технологический потенциал, компоненты будущих достижений и активного социально-перспективного обновления условий и ресурсов реализации общекультурного, образовательного, профессионального и персонифицированного подтверждения возможностей определения, описания, согласования и иллюстрации продуктивного потенциала личности в системе непрерывного образования.

Ekaterina N. Kozyreva