Full text

Введение / Introduction

 

Вопросы патриотического воспитания и военно-физической подготовки молодежи к службе в армии и защите Отечества не теряют со временем своего значения и продолжают оставаться важными в любую историческую эпоху. Высшие учебные заведения всегда стояли в авангарде работы по решению этих задач, в связи с чем исследования исторических аспектов формирования системы начальной военной, допризывной и военно-физической подготовки студенчества в нашей стране представляют в настоящее время значительный научный и практический интерес. Утверждение и постоянное совершенствование Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года [1], открытие в крупных вузах военных учебных центров и введение с 2023 года образовательного модуля «Основы военной подготовки» [2] лишь подтверждают актуальность научного поиска в этом направлении.

Особое значение подготовка учащейся молодежи к службе в армии приобретала в период и в преддверии Первой и Второй мировых войн, когда государство стремилось создать максимально эффективные условия для физической подготовки и обучения населения военному делу. Учебные заведения Крыма в эти периоды достигли значительных успехов в данной работе. В связи с этим считаем, что обращение к опыту постановки оборонно-массовой и военно-физкультурной работы в вузах Крымской АССР не только будет способствовать более полному и глубокому пониманию особенностей развития края, но и позволит критически осмыслить и заимствовать его положительные стороны для дальнейшего развития и совершенствования современной системы подготовки студентов к защите Отечества, одновременно избегая ошибок прошлого. Представляется возможным провести исторические параллели между условиями модернизации подготовки молодежи к защите своей Родины сегодня и условиями, в которых оно происходило в СССР в конце 30-х годов XX века, с учетом ряда общих черт, таких как построение системы физической и начальной военной подготовки на базе новых идеологических, организационно-управленческих и программно-нормативных основ, обусловленных усиливающимся давлением на нашу страну, продвижением войск недружественных стран к непосредственным границам государства, мощным санкционным давлением, усилением политики конфронтации. Качественная подготовка обучающихся, способных не только эффективно осваивать выбранную профессию, но и быть готовым к защите своего государства, – задача, стоявшая перед учебными заведениями молодого советского государства и сохранившая свою актуальность для современного образовательного пространства. А значит, изучение исторических аспектов оборонно-массовой и военно-физкультурной работы в вузах Крымской АССР накануне Великой Отечественной войны поможет найти ответы на насущные вопросы начальной военной подготовки молодежи не только в таком регионе, как Республика Крым, но и в стране в целом. Анализ современного научного фонда показал, что опыт оборонно-массовой работы вузов Крымской АССР, накопленный к концу 30-х годов ХХ века, до сих пор не подвергался исследованию, в то время как их достижения неоднократно отмечались на различном уровне: от местного до всесоюзного.

В связи с этим цель нашего исследования – выявление организационных и педагогических особенностей оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы в высших учебных заведениях Крымской АССР в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Вопросы влияния мировых войн и конфликтов на состояние и развитие физического воспитания и спорта в различных странах мира, согласно данным Т. Эванс, К. Рэтбоуна, М. Бейли, часто попадают в поле зрения современных исследователей физкультурно-спортивной отрасли [3]. По мнению К. Рэтбоуна, «спорт по-разному пропагандировался как необходимая подготовка к войне, подвергался критике для отвлечения от военных действий и использовался как средство спасения от испытаний и невзгод военного времени. Война ограничила возможности некоторых спортивных организаций и отдельных людей, в то время как другие добились успеха в изменившихся обстоятельствах» [4]. В работе итальянских ученых Д. Коко, В. Риккарди, Ф. Касуло представлены размышления об игровом и спортивном воспитании во время войн и в преддверии конфликтов, основанные на опыте прошлого и направленные на поиск путей укрепления мира в настоящем [5]. Милитаризация физического воспитания в межвоенный период была исследована и на примере отдельных регионов и стран мира (Франции, Японии, Индокитая и др.). Так, во времена Третьей республики во Франции, согласно исследованиям Л. Пабиона, были широко распространены военизированные виды физической активности в федерациях гимнастики (USGF), стрельбы (USTF) и военной подготовки (USPMF), целью которых была подготовка молодых людей к военной службе [6].

В масштабах нашей страны физическая культура предвоенных лет достаточно широко освещена в научных публикациях, монографиях и диссертационных исследованиях. Я. Григорян и К. Богатырева отмечают, что задачи физической культуры к концу 1930-х годов были переосмыслены в соответствии с потребностями страны и стали рассматриваться не только в качестве средства воспитания гармоничной личности, но и как инструмент для пополнения рядов защитников советского государства и средство милитаризации [7]. Оборонно-массовая работа и военная подготовка в СССР в предвоенный период подробно изучались А. С. Минаковым [8]. Этим же вопросам посвящена работа В. В. Теплухина, в которой выявлены исторические условия проведения оборонно-массовой работы в СССР в указанный период [9]. Роль общественных организаций СССР в организации оборонно-массовой работы во второй половине 1930-х годов рассмотрена в трудах А. П. Волкова и В. В. Прилуцкого [10]. Предметом специального исследования неоднократно становились и региональные особенности организации оборонно-массовой работы. Так, на примере работы общественных организаций Беларуси в 1920–1940-е годы они представлены в монографии Д. Н. Хромченко [11]. Опыт оборонно-массовой работы с молодежью Дальнего Востока в 1922–1941 годах раскрыт в докторской диссертации В. Г. Сиянова [12]. В труде А. А. Исаева акцентировано внимание на допризывной подготовке в указанном регионе в предвоенные годы [13]. А. В. Богуцким в диссертационном исследовании была рассмотрена оборонно-массовая работа в Алтайском крае накануне и в годы Великой Отечественной войны с 1938 по 1945 год [14]. Милитаризация физического воспитания в предвоенные годы на примере г. Томска представлена в статье Т. В. Сарычевой [15].

Достаточно широко освещены в материалах научных исследований организация и развитие оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы среди студенческой молодежи в предвоенный и военный периоды, неотъемлемой частью которой выступало военно-патриотическое воспитание. В частности, сущность, цели и последовательное формирование этапов военизации учебных заведений проанализированы В. С. Добровольским и Г. Г. Шпаковым [16]. В диссертации В. И. Голючкова изучена деятельность партийных организаций Западной Сибири по военно-патриотическому воспитанию студентов и развитию оборонно-массовой работы в вузах в годы Великой Отечественной войны и сделан всесторонний анализ категорий «военно-патриотическое воспитание» и «военно-патриотическая работа», включавших, по мнению автора, воспитательную и оборонно-массовую работу [17]. Предпринимались попытки исследования форм военного образования и особенностей военно-патриотического воспитания в советских вузах и зарубежным автором Д. Купер [18]. Ряд научных работ на примере конкретных учебных заведений рассматривают зарождение и развитие основных форм оборонно-массовой работы и военизации физкультурно-спортивной деятельности, отмечая важную роль в этих процессах как административного ресурса (партийных органов, руководства вузов, комитетов по делам физической культуры и спорта), так и общественных организаций (Осоавиахим, ВЛКСМ, профсоюзов). Так, количественные и качественные показатели вышеуказанной работы на значительном объеме архивных данных изучены А. В. Добровольским в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта [19]. Р. Г. Носонов рассмотрел особенности оборонно-массовой работы в Барнаульском учительском институте [20].  Опыт Хабаровского педагогического института рассмотрен Д. А. Полосковой [21]. Предметом специального исследования выступила военно-физкультурная работа в военные и предвоенные годы в Читинском государственном педагогическом институте, рассмотренная в публикации М. В. Пряженниковой [22].Организации военно-физкультурной подготовки в Томском государственном университете в годы Великой Отечественной войны посвящено исследование Р. Г. Черданцевой и В. О. Афанасенкова [23]. При этом, несмотря на наличие значительного количества публикаций по истории крымских вузов, об организации в них оборонно-массовой работы обнаружены лишь краткие упоминания в монографии О. В. Донца «С веком наравне. От факультета к аграрному вузу» [24].

В целом исследователи отмечают, что важнейшим шагом к становлению массовой системы оборонно-спортивной работы выступила разработка, активное внедрение и постоянное совершенствование физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (далее – ГТО), повлекшее за собой обновление содержания учебных программ и способствовавшее лучшей организации работы физкультурных коллективов учебных заведений страны. Несмотря на ряд трудностей, за активной работой по подготовке к сдаче норм ГТО следовало образование и развитие стрелковых и химических кружков, кружков противовоздушной обороны, оборонных бригад, организация мероприятий ворошиловской эстафеты и вовлечение новых членов первичных оборонных организаций, что вело к реализации целого комплекса материально-технических, политических и практических мероприятий государственных, общественных, оборонных организаций, направленных на распространение военных знаний, воспитание патриотизма и физическую готовность молодежи встать на защиту Родины. Студенческая молодежь потянулась в аэроклубы, в секции авто- и мотоспорта, с энтузиазмом сдавала нормы на «оборонные» значки «Ворошиловский стрелок» (далее – ВС), «Турист СССР», «Готов к санитарной обороне» (далее – ГСО), «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» (далее – ПВХО), совершала смелые пешие, лыжные, конные и иные пробеги и переходы.

Практически все авторы едины во мнении, что необходимо изучать и воплощать в жизнь в современных условиях многолетний положительный опыт оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы, которая проводилась в организациях и учреждениях в военные и предвоенные годы, что поможет поднять уровень здоровья населения и подготовить кадры для защиты суверенитета нашей страны в условиях дня сегодняшнего. Несомненно, дополнение научных данных обобщением опыта работы в деле оборонной и военно-физической подготовки в вузах Крыма в предвоенный период будет содействовать достижению этих целей.

 

 

Материалы и методы / Materials and methods

 

В работе был использован комплекс общетеоретических, исторических и историко-педагогических методов (анализ и обобщение научно-методической литературы, системно-исторический анализ, историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный методы, метод моделирования). Основными источниками при изучении проблемы стали делопроизводственные документы Республиканского комитета по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров Крымской АССР за 1937–1941 годы из фондов Государственного архива Республики Крым, которые впервые вводятся в научный оборот.

 

Результаты исследования / Research results

 

В 30-е годы ХХ века в Крыму действовали три высших учебных заведения, располагавшиеся в Симферополе: Крымский педагогический институт им. М. В. Фрунзе (далее – Пединститут), Крымский медицинский институт им. И. В. Сталина (далее – Мединститут) и Крымский сельскохозяйственный институт им. М. И. Калинина (далее – Сельхозинститут). С конца 20-х годов ХХ века Высший совет физической культуры при ЦИКе Крымской АССР проводил активную работу, направленную на обеспечение полного охвата физическим воспитанием студентов в учебных заведениях Крыма. Однако по состоянию на середину 1931 года обязательным физическим воспитанием в крымских вузах было охвачено лишь 50% студентов (640 человек из 1280), а сведения о военной подготовке обучающихся среди архивных данных этого периода не обнаружены. Благодаря концентрации усилий органов, руководящих физкультурной отраслью, были решены вопросы с обеспеченностью преподавательскими кадрами, имеющими высшее физкультурное образование, и к 1932 году в вузах Крыма были практически сформированы условия для открытия кафедр физической культуры [25]. С началом 1932/1933 учебного года во всех трех вузах полуострова такие кафедры или самостоятельные курсы, совмещающие преподавание физической культуры и военного дела, были образованы. Также были созданы общественные коллективы физкультуры, которые, опираясь на помощь профсоюзного комитета и комсомольской организации, были призваны организовать и развивать самодеятельное физкультурное движение среди студентов и преподавателей, вовлекать их в занятия спортивных кружков и секций, участвовать в общественных мероприятиях. В основу составления учебных программ по физической культуре для студентов вузов были положены прикладные упражнения и нормативы ГТО [26]. В период с 1933 по 1935 год продолжилось интенсивное развитие физкультурной и спортивно-массовой работы в крымских вузах в виде полного охвата контингента студентов обязательными академическими занятиями физической культурой, совершенствования их спортивной базы, открытия студенческих секций по видам спорта и становления внутривузовских соревнований. Важнейшей стороной физкультурной работы вузов стало активное вовлечение студентов и преподавателей в сдачу норм на значок ГТО [27]. С 1936 по 1940 год коллективы физкультуры крымских вузов регулярно признавались одними из лучших в Крыму. Так, коллектив Пединститута с 1936 по 1939 год признавался лучшим в Крыму [28], а Мединститут неоднократно был первым по организации спортивно-массовой работы [29].

В 1938 году, согласно «Отчету о физкультурной работе в учебных заведениях Крыма», всего обучающихся в вузах полуострова было 1836 человек, из которых 1191 человек был допущен к занятиям физической культурой, а в коллективы физической культуры были включены более 50% студентов. В 1939 году из 3015 обучающихся в вузах Крыма 1369 состояли членами коллективов физической культуры. Вузы активно боролись за посещаемость и успеваемость по физической культуре, которая постоянно повышалась. В декабре 1939 года во всех вузах Крыма физической культурой в рамках учебного плана было охвачено 1723 студента, что составляло практически весь контингент I и II курсов, из которых 92,2% успешно сдали зачеты.

Для студентов были открыты спортивные секции по 16 видам спорта. Наиболее массовыми видами были спортивные игры, легкая атлетика и гимнастика. Высокой популярностью пользовались шахматы и шашки. Получили развитие такие виды, как тяжелая атлетика, фехтование, городки, велоспорт, мотоспорт, бокс, танцы и пляски, охота. За 1938 год в спортивных секциях вузов было подготовлено 63 судьи по спорту из числа студентов. Активно в вузах полуострова развивалась спортивно-массовая работа. Только за 1938 год было проведено 27 соревнований с общим количеством участников 1581 человек [30].

В учебных заведениях регулярно проводились межфакультетские и внутривузовские соревнования по различным видам спорта. Каждый вуз обязательно выставлял команды на городские и всекрымские спортивные соревнования, эстафеты, пробеги, добиваясь высоких результатов. В 1937–1940 годы студенческие команды были лучшими в Симферополе в состязаниях по тяжелой атлетике и многоборью ГТО (Сельхозинститут), по гимнастике, гранатометанию и штыковому бою (Пединститут). В 1939 году женская сборная Пединститута стала чемпионом Крыма по волейболу [31]. Большинство студенческих соревнований обслуживалось судьями, подготовленными из числа студентов, с приглашением представителей Комитета по делам физической культуры и спорта при ЦИКе Крымской АССР [32].

Успешно выполнялось и перевыполнялось контрольное задание для вузов Крымской АССР по подготовке значкистов ГТО. В каждом вузе были организованы комитеты по приему ГТО 1-й ступени и составлен календарь ежедневного дежурства по сдаче нормативов. К студентам, которые не сдали нормы 1-й ступени, были прикреплены товарищи, получившие значок ГТО 2-й ступени, для подготовительной работы. Регулярно проводились военизированные походы по ГТО 1-й и 2-й ступени.

При задании для крымских вузов на 1938 год полностью сдали нормы ГТО 1-й ступени 332 студента, а в целом по Крыму было 694 студента-значкиста (в том числе 283 женщины). Нормы ГТО 2-й ступени за год сдало 23 человека при контрольных цифрах в 20 человек. Согласно отчету по вузам за 1939 год, ГТО 1-й ступени сдало уже 540 человек, при контрольном задании 320, а значок ГТО 2-й ступени получил 61 студент (100% от контрольного задания). Всего по вузам количество значкистов 1-й ступени ГТО увеличилось до 1211 человек (в том числе 433 женщины), а число сдавших нормы ГТО 2-й ступни всего по вузам Крыма составило 68 человек (в том числе 22 женщины) [33].

Параллельно с физкультурно-массовой работой в вузах Крыма шла работа по начальной военной подготовке учащейся молодежи («военизации»). Особенно серьезное внимание, в соответствии с решениями XXVIII Съезда ВКП(б) в марте 1939 года, государство стало уделять массовой подготовке населения к защите от внешних угроз. Для курирования оборонно-массовой и физкультурной работы были созданы военные отделы при Областных комитетах ВКП(б) которым, совместно с Областными комитетами ВЛКСМ, предлагалось провести во всех городах собрание физкультурных активов и разъяснить новые задачи физкультурных организаций, подобрать на физкультурную работу лучших активистов-комсомольцев, вовлекать максимальное количество населения в сдачу норм БГТО и ГТО, уделить особое внимание военно-прикладным видам спорта (гранатометанию, штыковому бою, фехтованию, стрелковому и конному спорту), вовлечь физкультурных организаторов в учреждениях в общественно-политические кампании, организовать соцсоревнование по постановке физкультурной работы.

Важное место в этой работе среди других регионов отводилось Крымской АССР ввиду ее расположения. В мае 1939 года Председатель комитета по делам физической культуры и спорта при ЦИКе Крымской АССР В. М. Огнев на собрании Всекрымского физкультурного актива отмечал: «Крым – это особая республика в нашем Советском Союзе <…> Крым, прежде всего, и раньше всего может быть объектом нападения со стороны агрессивных государств» [34]. Крымские спортивные организации восприняли это нововведение с большим энтузиазмом. Один из старейших и опытнейших крымских специалистов А. И. Гриневский говорил: «Решение XXVIII Съезда партии о создании военных отделов является праздником потому, что сейчас впервые партийное руководство занялось физкультурной работой, чего до сего времени не было <…> Основа советской физкультуры – массовость – выхолощена. Причина та, что занимаемся спортивным делячеством. Я не хочу сказать, что нельзя заниматься спортивными достижениями, но нельзя заниматься им как самоцелью. Спортсмен должен выделяться из низов, должен быть естественно обоснованный рост, нельзя “возиться” с несколькими спортсменами. Выхолощена военизация, и утеряна связь с прикладными видами» [35].

В 1939 году для повышения политической и организационной работы крымскими вузами была проведена серьезная работа, что во многом было обусловлено проведением Всесоюзных соревнований вузов СССР по военной и физкультурной подготовке.

В Пединституте, который по итогу соревнований занял второе место по организации оборонно-массовой работы среди всех педагогических вузов РСФСР, после получения указаний о соревнованиях было созвано совещание оборонного актива института с участием более 200 представителей работников городских и областных организаций для обсуждения положения о соревнованиях, намечен план работы и принято обращение ко всем организациям района, города и Крыма о проведении подготовки оборонных значкистов во всенародное движение.

Информацию обсудили на собрании студентов, в прессе и на радио. В первую очередь была укреплена первичная Организация содействия обороне (далее – ОСО) института: проведены общевузовские конференции с переизбранием совета ОСО института, созданы советы ОСО на факультетах, пересмотрен состав советов курсовых организаторов. Для повышения эффективности оборонной работы было развернуто соревнование между отдельными студентами, курсами, факультетами. На соцсоревнование был вызван Мединститут, и учреждено переходящее красное знамя за лучшую постановку внутрифакультетской работы.

Организован выпуск оборонной стенной прессы: общевузовской оборонной газеты, экрана, фотовитрин, факультетских и групповых боевых листков в отрядах ПВХО. Ряд боевых листков выпускался прямо во время походов. Доукомплектованы оборонные кружки и группы, а также отряд ПВХО с общим охватом 780–800 человек.

Были созданы новые кружки: радистов-коротковолновиков, водителей машин, парашютистов 2-й степени и медсестер. Организована школа комсостава для наиболее успешного проведения лагерного сбора и курсы комсостава для отрядов ПВХО института. Дооборудован стрелковый тир, и проведен ряд других мероприятий по укреплению материальной части. Организовывались выезды на стрельбище для стрельбы из боевого оружия.

Проведен ряд военизированных походов, военно-тактических учений и игр, в том числе в противогазах (1200 студентов и сотрудников института), одно дневное и одно ночное учения с охватом 700 и 800 человек соответственно. Приняли участие в военизированном автомобильном походе по местам партизанских боев, проведен поход в противогазах по Крыму, восхождения на крымские горы Ай-Петри и Чатырдаг.

Важное место отводилось военно-патриотической работе. Так, было проведено несколько докладов на военно-политические темы и вечер встречи с участниками Хасановских боев, два вечера обороны, где были вручены оборонные значки и премии и был оглашен приказ директора института о вынесении благодарностей лучшим организаторам и активистам оборонной работы с занесением в личное дело. Оказывалась повседневная шефская помощь школам и трудящимся города. Для этого были выделены инструкторы стрелкового спорта и ПВХО, докладчики и беседчики на военно-политические темы. Инструкторы института подготовили ряд значкистов ГТО 1-й ступени и ПВХО 1-й степени из числа домохозяек на избирательных участках во время выборов в местные советы депутатов трудящихся. Также велась подготовка нескольких групп самозащиты в жилых домах города по заданию городского ОСО. В институте постоянно реализовывались билеты лотерей ОСО для нужд оборонной работы.

Важное место занимала подготовка инструкторов оборонной работы из числа обучающихся вуза. Так, во время проведения лагерного сбора 1939 года военной и политической подготовкой руководили в основном инструкторы, подготовленные из числа студентов.

В рамках организованной военно-шефской работы проводились вечера встречи отличников учебы института с отличниками боевой и политической подготовки Рабоче-крестьянской красной армии (далее – РККА), студенты помогали воинской части докладами, художественной самодеятельностью, преподавательскими кадрами. Воинская часть в свою очередь оказывала помощь в подготовке телефонистов, радистов-коротковолновиков, гранатометчиков и бойцов рукопашного боя.

С 26 февраля 1940 года в институте были введены три оборонных дня в месяц и создана новая сеть кружков: ворошиловских всадников, военных топографов. Со 2 марта 1940 года открыто отделение пилотов аэроклуба с охватом 25 человек [36].

В то же время оборонно-массовая работа в вузах Крыма сталкивалась с определенными трудностями, которые регулярно озвучивались на совещаниях различного уровня. В частности, 9 декабря 1939 года на Всекрымском совещании городских и районных уполномоченных и руководителей областных физкультурно-спортивных обществ при Крымском комитете по делам физической культуры и спорта при ЦИКе Крымской АССР преподаватель Пединститута Круглицкий отмечал недостаточную физическую подготовку выпускников средних школ, в результате чего вузы получают неподготовленных физически студентов. Из 283 студентов I курса только 23 человека к поступлению в вуз полностью сдали нормы ГТО 1-й ступени [37]. На совещании актива физкультурников Крымской АССР в год Симферополе 14 октября 1939 года преподаватель Мединститута Кочетов отметил нехватку бензина для подготовки мотоциклистов и наличие всего четырех мотоциклов, медленную подготовку и обустройство полосы препятствий для военного городка, которую делали более четырех месяцев. Докладчик также указывал на нехватку педагогических кадров со специальной подготовкой. Представитель Пединститута Васильева докладывала об отсутствии базы для летних сборов по оборонно-массовой работе, сложностях с организацией автомотосекции, необходимости создания на площадке во дворе института стадиона и военно-полевого городка [38]. Вузы обратились за помощью к органам власти республики с просьбами о предоставлении лошадей для обучения студентов конному спорту, машин для обучения водителей, бензина, мотоциклов и велосипедов для целей ПВХО, ГТО и походов. Заявлялось о нехватке комплектов формы для бойцов оборонных отрядов [39].

Анализируя ежемесячные календарные планы физкультурной и оборонной работы Пединститута на 1940 год, можно отметить четкую и логичную структуру их организации. Так, в рамках физкультурно-спортивной работы была открыта для студентов спортивная школа гимнастики с группами для мужчин и для женщин под руководством одного из опытнейших гимнастов Крыма С. М. Ахенштейна, где занятия проводились десять раз в месяц по полтора часа. Помимо этого были открыты спортивные секции по тяжелой атлетике, гимнастике, баскетболу и волейболу, легкой атлетике, штыковому бою и боксу, занятия в которых проводились пять раз в месяц по полтора часа. Для руководства занятиями привлекались лучшие инструкторы физической культуры, а также ведущие спортсмены из числа обучающихся.

Отдельно были организованы занятия для профессорско-преподавательского состава и сотрудников института в утренние часы с 9-00 до 11-00 пять раз в месяц.

Были выделены специальные дни для тренировочных встреч между командами факультетов по спортивным играм и дни для сдачи норм ГТО 1-й и 2-й ступени. Руководитель самостоятельного курса физической культуры института А. Я. Зильбер лично проводил консультации по врачебному контролю и лечебной физической культуре десять раз в месяц по одному часу. Для будущих педагогов были организованы консультации по теории и методике физической культуры и организации физкультурной работы в школе, консультации по спортивным играм, легкой атлетике, спортивной гимнастике, тяжелой атлетике. Раз в месяц проводились совещания физкультурных организаторов курсов и факультетов [40].

Не менее четкую организацию имела работа оборонных кружков вуза в 1939–1940 годах. Они работали в три смены: 1-я смена – естественный, географический и физико-математический факультеты, 2-я смена – факультеты литературный, крымско-татарской литературы и исторический, и в 3-й смене проходили подготовку профессорско-преподавательский и административно-хозяйственный состав института.

В работе кружков был задействован химический кабинет, где проходили подготовку на значок ПВХО 1-й и 2-й степеней. Также были оборудованы: тактический кабинет для работы школ медсестер и гранатометчиков, радиокружка, изучения штыкового боя и подготовки значкистов ГСО 1-й и 2-й степеней, стрелковый кабинет для изучения ручного и станкового пулеметов и стрелковый тир, где обучали стрельбе на значек ВС 1-й степени. В рамках взаимной военно-шефской работы с воинскими частями студенты вуза выполняли практические стрельбы из ручного и станкового пулемета на значок ВС 2-й степени на стрельбище у Симферопольского вокзала. Помимо этого проводилась подготовка начальных групп самозащиты, подготовка звеньевых отряда ПВХО и отрядные учения ПВХО [41].

На основе анализа архивных документов удалось создать модель организации и педагогического сопровождения оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы в высших учебных заведениях Крымской АССР накануне Великой Отечественной войны (см. рисунок).

 

 

 

Модель системы оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы
в высших учебных заведениях Крымской АССР в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века

 

Ключевыми особенностями представленной системы, обеспечившими ее эффективность, выступили:

  1. Интеграция усилий государственных, общественных и партийных органов полуострова с администрацией и общественным активом вузов в деле организации оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы.
  2. Концентрация высококвалифицированных преподавателей и инструкторов физической культуры и военного дела в соответствующих структурных подразделениях вузов, а также подготовка помощников инструкторов физкультуры и оборонно-массовой работы из числа обучающихся.
  3. Включение вузовских коллективов в систему спортивных соревнований и соцсоревнований различного уровня: внутривузовского, межвузовского, городского и всекрымского.
  4. Массовое вовлечение как студентов, так и профессорско-преподавательского состава в систему оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы через участие в деятельности соответствующих секций, бригад, кружков и отрядов.
  5. Оценка количественных и качественных показателей физкультурной и оборонной работы через подготовку и сдачу нормативов для получения оборонных значков и количества обученных лиц по конкретному военному направлению.
  6. Взаимодействие с подшефными подразделениями РККА в рамках оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

Об эффективности такой постановки системы организации оборонно-массовой работы свидетельствовали результаты проверки Военным отделом Обкома ВЛКСМ Крымской АССР Пединститута, ставшего обладателем красного знамени газеты «Красный Комсомолец» и победителем соцсоревнования в честь XVIII съезда ВКП(б), проводившегося в Крыму с 28 февраля 1939 по 3 марта 1940 года.

Проверка установила, что общее количество значкистов-студентов на 1 февраля 1940 года составила: ВС 1-й степени – 564 человека, ПВХО 1-й степени – 1062 человека; ГСО 1-й степени – 1015 человек, ГТО 1-й ступени – 540 человек. Всего в период с 1 марта 1939 года по 1 февраля 1940 года было подготовлено в вузе обладателей значка ВС 1-й степени 139 человек, ПВХО 1-й степени – 1048 человек; ГСО 1-й степени – 380 человек и ГТО 1-й ступени – 156 человек.

Все четыре оборонных значка в вузе имели 342 студента, по три – 436, по два – 221 и один – 63 человека. Прошел более углубленную подготовку за год и получил звание инструктора ПВХО, сдал на значок ПВХО 2-й степени и значок ГСО 2-й степени 1251 человек. Инструкторами стрелкового спорта стали 86 студентов, освоили станковый пулемет 14, было подготовлено 9 парашютистов 2-й ступени. Значок ГТО 2-й ступени получил 21 студент, и 36 человек сдали на спортивный разряд по гимнастике. Всего в группах гимнастики занималось 200 человек. Кроме этого было подготовлено 89 бойцов рукопашного боя, 16 пистолетчиков и 3 связиста. Пулемет Дегтярева освоили 267 человек. Из числа преподавателей было подготовлено ворошиловских стрелков 1-й ступени 25 человек, значкистов ПВХО 1-й ступени – 46 человек и ГСО 1-й ступени – 33 человека. 40 сотрудников и преподавателей получили значок ВС 2-й ступени и прошли подготовку по рукопашному бою. Ворошиловских стрелков, освоивших станковый пулемет, было 10 человек и 7 инструкторов стрелкового спорта [42].

Не отставали от лидера и другие крымские вузы. В 1939 году в Сельхозинституте было подготовлено 520 значкистов ПВХО, 226 ГСО, свыше 200 инструкторов стрелкового дела, инструкторов пулеметчиков и ПВХО. В этом же году институт по стрельбе занял первое место по городу и области. Ему было присуждено переходящее Красное знамя Центрального Совета Крыма и приз Горкома ВЛКСМ. На химических соревнованиях в этом же году институт занял первое место среди учебных заведений области [43].

С 1940 года крымские вузы стали внедрять новые программы военного обучения, предусматривавшие переход от подготовки значкистов к комплексному обучению будущих бойцов по конкретным направлениям.

С началом Великой Отечественной войны сотни студентов, выпускников и преподавателей вузов Крыма отправились добровольцами на фронт и героически защищали свою Родину, демонстрируя высокий уровень военной и физической подготовки.

 

Заключение / Conclusion

 

Таким образом, проведенными исследованиями установлено, что к началу 40-х годов ХХ века в вузах Крыма сложилась эффективная система, направленная на подготовку подавляющего большинства обучающихся, преподавателей и сотрудников к защите государства от внешних угроз. Оборонно-массовая, физкультурно-спортивная и военно-патриотическая работа осуществлялась оборонным и физкультурным активом вузов, факультетов, групп совместно с кафедрами физической культуры и военными кафедрами при поддержке Комитета по делам физической культуры и спорта и Военных отделов при Обкомах ВКП(б) и ВЛКСМ Крымской АССР. В основу оценки эффективности системы были положены количественные показатели подготовки обучающихся, преподавателей и сотрудников вузов, сдавших на оборонные значки (ГТО, ПВХО, ГСО и ВС) и получивших спортивные разряды. Помимо этого происходило расширение оборонно-массовой работы путем введения подготовки по новым военно-техническим направлениям, усиления стрелковой подготовки, подготовки авиационных кадров, воспитания патриотизма и военно-шефской работы. Важным направлением вузовской работы выступила подготовка из числа студентов спортивных судей, помощников инструкторов по физической культуре и оборонно-массовой работе.

Система показала свою действенность в период Великой Отечественной войны, где тысячи выпускников и преподавателей вузов героически защищали свою Родину, демонстрируя высокий уровень военно-физической подготовки.