Full text

Введение / Introduction

 

В условиях глобальных социокультурных трансформаций и вызовов современности, связанных с геополитической напряженностью в мировом сообществе, формирование гражданской идентичности и патриотизма у российской студенческой молодежи приобретает характер стратегической задачи национального масштаба. Так, например, коллектив авторов Центра социокультурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) в своем исследовании акцентирует внимание на роли национальной идентичности как ключевого фактора социального единства, которая, в свою очередь, коррелирует с задачами ОРГ. Авторы выделяют такие ценности, как патриотизм, преемственность поколений и уважение к традициям, которые могут быть усилены через системный подход в преподавании [1]. Развивая эту тему и фокусируясь на практических аспектах формирования патриотизма и профессиональной идентичности, стоит обратиться к мнению О. Г. Масленниковой и П. А. Шарыпиной, которые, в свою очередь, рассматривают академическую мобильность как инструмент для формирования у студента личностных качеств «с позиции национальной идентичности на основе уважения других культур», что становится чрезвычайно важным для преподавания ОРГ в вузе [2].

Выступая институтом социализации, высшее образование призвано не только передавать профессиональные знания, но и воспитывать личность, осознающую свою сопричастность к судьбе Отечества, готовую к активному участию в укреплении и развитии государства. Так, Р. М. Шамионов рассматривает связь между гражданской идентичностью и уровнем социальной активности молодежи. Он делает вывод о том, что преподавание таких курсов, как ОРГ, должно быть направлено не только на передачу знаний, но и на развитие гражданской позиции, готовности к общественному диалогу и участию в жизни государства [3]. Его исследования показывают, что активные методы обучения, включая проектную деятельность и обсуждение актуальных событий, способствуют более глубокому усвоению материала и формированию устойчивых нравственных установок. По мнению коллектива ученых Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, курс ОРГ предоставляет уникальную возможность развивать критическое мышление через изучение исторических дилемм, анализ государственной политики и моделирование ситуаций принятия решений [4].

Внедренный в 2023 году в качестве обязательной дисциплины для всех направлений подготовки курс ОРГ рассматривается как системообразующий элемент, ориентированный на углубленное освоение историко-культурной специфики России, ее цивилизационной миссии, культурно-исторических и политико-правовых ориентиров, при этом, согласно исследованию Т. А. Борзовой, существенным аспектом реализации данного курса является адаптация его содержания к актуальным образовательным реалиям, включая цифровизацию и изменение запросов молодежной аудитории [5].

Однако отсутствие унифицированных методических подходов к преподаванию дисциплины ведет к неоднородности в достижении планируемых образовательных результатов либо значительным отклонениям в достижении целевых образовательных результатов. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления противоречия между высоким социальным запросом на формирование патриотически ориентированного поколения и недостаточной разработанностью дидактических механизмов при реализации курса ОРГ в условиях трансформации образовательной парадигмы.

Цель статьи – разработать и обосновать систему дидактических критериев для эффективного преподавания учебного курса ОРГ в вузе. Цель определяет следующие задачи: 1) осуществить анализ теоретических основ дидактики высшей школы с целью выявления принципов, релевантных курсу ОРГ; 2) определить специфические дидактические задачи, детерминированные содержанием и целями курса; 3) сформулировать систему дидактических критериев, охватывающих аспекты преподавания, и разработать практические рекомендации по применению сформулированных критериев в учебном процессе.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Достижение поставленной цели и реализация сформулированных задач требуют тщательного изучения существующего опыта и теоретических разработок в области дидактики высшей школы. В связи с этим обратимся к обзору отечественной и зарубежной литературы, посвященной разработке и применению дидактических критериев в образовательном процессе. Однако, как отмечалось ранее, эффективность реализации образовательного потенциала образовательных курсов напрямую зависит от разработки научно обоснованных дидактических критериев, адаптированных к его идеологическому содержанию и современным образовательным реалиям. С учетом необходимости разработки научно обоснованных дидактических критериев важным аспектом становится оценивание эффективности образовательного процесса. В этом контексте Г. П. Савиных предлагает использовать практики формирующего оценивания «для интеграции предметных и метапредметных образовательных результатов в ходе текущего контроля успеваемости обучающихся» [6]. Подходы к оцениванию образовательных результатов постоянно развиваются, особенно в условиях цифровизации образования. Расширяя горизонты использования современных технологий в образовании, Н. Н. Цыбов фокусируется на специфике интеракции обучающегося с цифровой средой и потенциале использования данных систем для стимулирования развития самостоятельности, логического мышления и профессиональных компетенций [7].

Процессы глобализации и цифровизации, сопровождающиеся эрозией и девальвацией традиционных ценностей, обострили проблему сохранения культурно-исторической преемственности в молодежной среде. Эти процессы, особенно цифровизация, оказывают глубокое влияние на молодежь, создавая новые вызовы и возможности. Негативные последствия этого влияния рассматриваются различными исследователями. Так, И. С. Трифонова пришла к выводу, что «перенасыщение потоками обезличенной информации», «когнитивная уязвимость» и «дегуманизация общества» являются некими негативными последствиями функционирования цифровой образовательной экосистемы [8]. Влияние цифровой среды на молодежь, как отмечает ученый, требует детального анализа образовательных подходов. Важно понимать, насколько студенты готовы к работе с современными цифровыми инструментами. Исследование коллектива ученых Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого показало, что студенты демонстрируют разный уровень освоенности цифровых инструментов, что, в свою очередь, требует от преподавателей более дифференцированного подхода к их обучению [9]. Кроме этого авторы подчеркивают важность формирования цифровой компетентности как части профессиональной подготовки [10].

В настоящий момент формирование гражданской идентичности перестает быть абстрактной воспитательной задачей и превращается в необходимое условие обеспечения национальной безопасности. К такому выводу приходит Н. В. Горбунова, анализируя реализацию инновационных технологий воспитательной деятельности в вузах Республики Крым. Исследователь подчеркивает, что наибольшую эффективность демонстрируют проекты, ориентированные на решение актуальных социально-экономических проблем региона и интегрирующие цифровые платформы с целью координации волонтерской и внеучебной деятельности [11], что коррелирует с целевой направленностью курса ОРГ, призванного формировать смысловой каркас, объединяющий исторический опыт, ценностные доминанты, государственно-правовые основания и стратегические цели развития государства. Его уникальность заключается в синтезе философско-мировоззренческого, историко-культурного и политико-правового компонентов, что требует особого подхода к методическому проектированию. Однако анализ практики преподавания выявил фрагментарность используемых педагогических стратегий: нередко занятия ограничиваются лекционным форматом с ознакомительной целью без учета специфики аудитории (направления подготовки, формы обучения и т. п.).

Анализ проблемы достижения единообразных образовательных результатов в рамках ОРГ начинается с констатации отсутствия унифицированных методических стандартов, что закономерно приводит к значительным расхождениям в усвоении материала. Однако данные, представленные С. А. Гильмановым, А. В. Мироновым, В. А. Мищенко, свидетельствуют о более высокой результативности интеграции методологических принципов непосредственно в предметную область, а также об эффективности использования проектных и исследовательских методов обучения [12]. Данный факт указывает на потенциальную возможность оптимизации образовательного процесса посредством пересмотра методического аппарата. В то же время А. А. Коноваловым акцентируется внимание на недостаточном уровне методической компетентности преподавательского состава. Данный дефицит, по мнению исследователя, обусловлен нерегулярным повышением квалификации педагогических работников и замедленной интеграцией актуальных научных достижений в практическую образовательную деятельность [13]. Р. Н. Хакимзянов и Д. А. Рязанов утверждают, что традиционные дидактические принципы, такие как научность, систематичность и связь теории с практикой, сохраняют свою методологическую значимость, однако требуют существенной адаптации к современным образовательным реалиям и вызовам [14]. На фоне цифровой трансформации образования, проявляющейся в активном внедрении blended-форматов и технологий искусственного интеллекта, возникает необходимость в переосмыслении устоявшихся педагогических парадигм. Ю. М. Кузнецова особо выделяет значимость достижения оптимального баланса между цифровыми и традиционными формами обучения для обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса [15]. Результаты исследований, проведенных коллективом авторов под руководством И. И. Головановой, подтверждают целесообразность реализации гибридной модели обучения, которая интегрирует в себе наиболее эффективные практики как очного, так и дистанционного форматов. Данный подход представляется перспективным в контексте повышения качества и доступности образования [16].

Анализ исследований показывает, что разработка научно обоснованных, идеологически и социально ориентированных дидактических критериев является основным условием успешного преподавания курса ОРГ. В совокупности выявленные тенденции указывают на необходимость переосмысления методического аппарата курса: опора на гибкое сочетание цифровых и традиционных форм, использование современных образовательных технологий позволят укрепить гражданскую идентичность молодежи и сохранить культурно-историческую преемственность.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В работе был реализован комплексный исследовательский подход. Методологическую основу исследования составляет интеграция традиционных дидактических подходов с инновационными образовательными концепциями. Объектом исследования выступила образовательная практика реализации курса ОРГ в вузе, предметом – система дидактических критериев, обеспечивающих эффективность преподавания дисциплины на примере Владивостокского государственного университета (ВВГУ). Методологический каркас сформирован на основе системного, аксиологического и компетентностного подходов. Теоретическую базу составили работы отечественных исследователей в области дидактики высшей школы, современные публикации по цифровой педагогике и нормативно-правовые документы, регламентирующие преподавание курса ОРГ. При разработке дидактических критериев применялись такие исследовательские методики, как педагогическое наблюдение, экспертиза профессиональной деятельности педагогов посредством опроса и анализа педагогического опыта, конструирование концептуальных схем аксиологических ориентиров, а также интерпретативный анализ визуальной информации.

Современная педагогическая наука при реализации образовательного процесса учитывает такие основные дидактические принципы:

1. Принцип научности, подчеркивающий необходимость передачи научных знаний, основанных на современных достижениях науки и практики и использующий передовые методы обучения, которые способствуют развитию критического мышления и анализа.

2. Принцип доступности, подразумевающий понятность и доступность для восприятия учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и условий для освоения учебной дисциплины.

3. Принцип наглядности, предполагающий использование визуальных средств обучения, которые облегчают восприятие абстрактных идей.

4. Принцип связи теории с практикой, заключающийся в применении теоретических знаний на практике.

5. Принцип активности и сознательности, подразумевающий активное участие студентов в учебном процессе, развитие их самостоятельности, а также ответственности за собственное образование.

6. Принцип систематичности и последовательности, предполагающий структурированное изложение учебного материала, следование определенной логике и этапам обучения.

Эти принципы, как полагает О. А. Жукова, являются основой эффективного образовательного процесса, в том числе и в вузах, − они обеспечивают высокое качество подготовки специалистов, готовых к успешной профессиональной деятельности [17].

При моделировании образовательного процесса в вузе также учитываются ключевые направления обучения, на которые опирается современная дидактика:

‒     Выявление закономерностей и принципов обучения.

‒     Формулировка целей и его содержательных компонентов.

‒     Разработка форм и методов реализации образовательного процесса.

‒     Внедрение инновационных образовательных технологий.

‒     Оценка эффективности и контроль результатов учебной деятельности.

При этом, вслед за В. И. Андреевым, под обучением понимаем совместное взаимодействие между преподавателем и учащимися, нацеленное на реализацию конкретных учебных задач, приобретение знаний, формирование компетенций и развитие необходимых навыков согласно программным установкам [18].

В рамках данного исследования стоит обратить внимание на то, что процесс обучения способствует усвоению системы научных знаний, развитию личностных качеств обучающихся, включая мотивацию к учебе и креативность, и формированию духовно-нравственных ценностей.

Современные исследования в области преподавания курса ОРГ демонстрируют значительное внимание к вопросам формирования гражданской идентичности, воспитания патриотизма и укрепления ценностного восприятия историко-культурного наследия России. Отечественные ученые активно исследуют методологические основы преподавания данной дисциплины, подчеркивая ее роль в формировании личности студента как социально ответственного гражданина. К примеру, М. И. Мухин, исследуя духовно-нравственные аспекты воспитания, подчеркивает, что курс ОРГ может стать эффективным инструментом формирования системы ценностей у студентов, если будет использоваться в сочетании с рефлексивными практиками и проблемным обучением [19]. Он отмечает важность интеграции воспитательной составляющей в учебный процесс, особенно при работе с поколением Z, которое ориентировано на практическую применимость знаний и эмоциональную вовлеченность в образовательный процесс [20]. В свою очередь М. М. Кашапов и другие полагают, что курс ОРГ предоставляет уникальную возможность развивать у студентов такие качества, как эмпатия и критическое мышление, через изучение исторических дилемм, анализ государственной политики и моделирование ситуаций принятия решений [21]. Особенно это важно в условиях поликультурной среды, где необходимо формировать уважение к различиям и понимание общих ценностей.

Особо следует отметить, что в последнее время появляются публикации, в которых преподаватели делятся материалами апробации педагогических технологий. Так, например, Г. А. Ермоленко, С. Б. Кожевников подчеркивают необходимость дальнейшей оптимизации содержания дисциплины ОРГ посредством формулирования требований к учебному видеоконтенту и литературе [22]. Для нашей работы представляют интерес результаты исследований, проведенных преподавателями Нижнетагильского государственного социально-педагогического института: Л. В. Хохлова предлагает студентам заочной формы обучения акцентировать внимание на образовательном потенциале русской философии Серебряного века, рассматриваемом в контексте обозначенного курса как антропоцентрическое содержание российской цивилизации, интегрированное с социально-нравственной интенцией [23]. По мнению педагогов Томского государственного педагогического университета Н. И. Сазоновой и Ю. А. Рудницкого, курс ОРГ обладает потенциалом для ориентации студентов на активную работу по формированию элементов функциональной грамотности, необходимых будущему специалисту, включая читательскую, информационную и коммуникативную компетенции [24]. Однако ведущая роль в реализации этого потенциала принадлежит личности преподавателя, чьи педагогические способности обеспечивают не только экспертное сопровождение курса, по мнению А. В. Суворовой и А. Ю. Серебряковой, но и создание вдохновляющей обучающей среды, стимулирующей развитие ценностных ориентиров [25]. Особое внимание во всех работах уделяется воспитательному и идеологическому контексту, так как формирование осознанного патриотизма детерминировано наличием глубоких знаний об объекте патриотической привязанности, как полагает О. В. Фрик [26]. Таким образом, преподаватели предлагают различные модели, форматы, методы и технологии обучения, однако дидактические критерии курса ОРГ до сих пор остаются неразработанными.

В зарубежном академическом дискурсе проблематика формирования дидактических критериев для учебных курсов университетов также является предметом активного научного осмысления. К примеру, исследователи Университета Султана Кабуса (Оман) Маймуна Аль Абри и Абдельрахман Эльхадж полагают, что особое внимание должно уделяться тщательному отбору и организации учебных материалов, интерактивных элементов, оценочных средств и мультимедийных ресурсов, которые играют важную роль в создании насыщенного и захватывающего процесса обучения [27]. Кроме этих критериев в зарубежных университетах для разработки учебных дисциплин применяются и другие. Турецкие исследователи Динчай Кёксал, Динчай Омер Гёкхан Улум и Нурджихан Юрюк считают, что четко и корректно возможно определить цели и результаты обучения зачастую с использованием таксономии Блума [28]. Дилип Кумар Дас из университета Квазулу-Натал (ЮАР) пришел к выводу, что на современном этапе в университетах необходимо конструктивное выравнивание, при реализации которого требуется корректное согласование трех компонентов: учебных целей/ожидаемых результатов обучения, методов преподавания/видов учебной деятельности и оценочных заданий [29]. Джошуа Коэн полагает, что требование к специфике студентов и контексту курса (размер группы, уровень подготовки) должны быть основополагающими [30]. Коллектив исследователей из США под руководством Уитни Циммерман в своем исследовании пришел к заключению, что внедрение стандартов качества, таких как Quality Matters, особенно для онлайн- и смешанных курсов, способствует повышения качества образования [31]. В свою очередь другая группа исследователей из США, Канады, Индии и Австралии провела исследование и пришла к выводу, что обеспечение универсального доступа и инклюзивности является важнейшим критерием для эффективного учебного процесса [32].

Анализ современной научной литературы позволяет сделать вывод, что тема разработки критериев преподавания учебных курсов является востребованной как в российской, так и в мировой педагогической науке. Однако за пределами России больше внимания уделяется разработке интерактивных методов, цифровых технологий и развитию гражданской активности, тогда как в отечественной практике доминирует акцент на идеологическую и ценностную составляющие. Тем не менее опыт зарубежных исследований открывает возможности для модернизации российского подхода, включая усиление практико-ориентированного компонента, развитие рефлексивных навыков и внедрение современных образовательных технологий. Таким образом, интеграция достижений международного опыта в российское образование может способствовать более эффективному преподаванию курса ОРГ и обеспечению его воспитательного потенциала.

В ходе обсуждения актуальных вопросов преподавания ОРГ на московской окружной учебно-методической конференции «Основы российской государственности. Развитие» (3–5 марта 2025 года) было выявлено, что эффективность реализации данного курса зависит от существующих подходов к преподаванию:

1. Хронологический подход, базирующийся на изучении истории государственности в хронологическом порядке.

2. Проблемный подход, анализирующий актуальные проблемы развития российской действительности.

3. Тематический подход, основанный на изучении отдельных аспектов социогуманитарных наук.

Таким образом, данные теоретические суждения служат отправной точкой для дальнейшей разработки и моделирования таких дидактических критериев преподавания учебного курса ОРГ, которые учитывали бы его как интегративную дисциплину, использующую междисциплинарный подход.

 

Результаты исследования / Research results

 

В ходе реализации курса ОРГ было выявлено, что при его разработке требуется уделить особое внимание следующим этапам образовательного процесса:

1. На этапе выявления закономерностей и принципов обучения осуществляется анализ особенностей восприятия информации студентами, а также их уровня знаний, полученных на предыдущем этапе обучения, и последующей их мотивации к изучению нового учебного материала. В ходе проведения занятий по курсу ОРГ авторами выявлена следующая закономерность: студенты охотнее вовлекались в активное обсуждение кейсов при изучении конкретных исторических событий, имеющих сопряженность с современным этапом развития общества (Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941–1945 годов и СВО), что, в свою очередь, способствует стимуляции развития аналитического мышления и осознания логичности развития государства.

2. На этапе целеполагания и выявления содержательных компонентов обучения формулируются конкретные цели: развить представление о фундаментальных принципах российской государственности, исторических этапах ее формирования, ключевых государственных и социально-культурных институтов. Содержательные компоненты включают изучение истории, политической системы российского государства, его конституционных основ и современных вызовов. Такой структурированный подход помогает ясно определить результаты обучения и обеспечивает их достижение.

3. На этапе разработки форм и методов реализации образовательного процесса предполагается использование разнообразных форм работы: проблемные лекции с мультимедийной поддержкой, дискуссии, проектная деятельность, анализ документов и кейсов. Курс ОРГ предусматривает исследования исторических документов, моделирование государственных институтов, реконструкцию исторических событий, проектирование возможных сценариев развития российского государства. Такие методы позволяют активировать когнитивную деятельность и прогнозировать, а также эффективно использовать знания в решении практических задач.

4. На этапе внедрения инновационных образовательных технологий предполагается использовать онлайн-платформы, интерактивные тренажеры, виртуальные экскурсии, интерактивные карты по историческим местам, мультимедийные источники, что делает обучение более интересным и доступным.

5. На этапе оценки эффективности и контроля результатов учебной деятельности используются тесты, викторины, проекты, проблемные дискуссии, устные ответы. В рамках курса ОРГ не только важна системная оценка знания учебного материала, но и приобретение навыка сопереживания, способствующего раскрытию эмоционального спектра чувств, что впоследствии ведет к духовному просветлению, изменению мировоззрения и переоценке ценностей.

Опыт разработки учебно-методического обеспечения и преподавания ОРГ позволяет сделать вывод, что этапы преподавания курса должны включать дидактические критерии, которые отражены в табл. 1.

Таблица 1

Дидактические критерии преподавания учебного курса

«Основыроссийскойгосударственности»

 

Название критерия

Составляющие

Компоненты

1. Содержательно-целевой

Целеполагание

1. Четкость и конкретность формулировки целей и задач курса.

2. Соответствие целей курса требованиям ФГОС и потребностям общества.

3. Ориентация на формирование гражданской идентичности, патриотизма и критического мышления

Отбор материала и структурирование курса

1. Научная обоснованность и актуальность содержания.

2. Системность и логичность изложения материала.

3. Сбалансированность теоретических и практических аспектов

2. Методико-технологический

Образовательные технологии

1. Современные образовательные технологии (онлайн-курсы, симуляции, проектная деятельность).

2. Мультимедийные средства и интерактивные ресурсы

Методы и формы обучения

1. Активность и интерактивность обучения.

2. Диалоговые лекции, проблемные ситуации, дискуссии, кейс-стади.

3. Наглядность и доступность учебных материалов.

4. Доступность информации из различных источников (библиотеки, Интернет, онлайн-сервисы)

3. Оценочно-результативный

Контроль и оценка

1. Различные формы контроля (тесты, презентации, проекты).

2. Учет индивидуальных особенностей и потребностей студентов.

3. Оценка не только знаний, но и умений применять их на практике

Результаты обучения

1. Формирование ценностных ориентаций.

2. Обратная связь со студентами и учет их мнения об эффективности курса

 

Таким образом, представленная система критериев для курса ОРГ демонстрирует интеграцию классических дидактических принципов с требованиями цифровой эпохи, формируя трехуровневую модель:

1. Содержательно-целевой блок (постановка целей и структурирование контента).

2. Методико-технологический (инструментарий обучения).

3. Оценочно-результативный (мониторинг эффективности).

Авторы исследования полагают, что данная трехуровневая модель не только систематизирует педагогический процесс, но и создает основу для формирования гражданской идентичности через образовательные практики. Здесь система целеполагания является неким методологическим каркасом, в котором критерий целеполагания обеспечивает соответствие образовательных задач государственным образовательным стандартам (ФГОС) и социальному заказу на формирование гражданских компетенций.

Четкая формулировка целей, ориентированных на развитие критического мышления и патриотизма, создает смысловую матрицу для всего курса. В отличие от традиционных подходов, в данном случае акцент смещен с трансляции готовых идеологических конструктов на выработку аналитических навыков работы с фактами и процессами, происходящими в реальной действительности. При этом структурирование содержания предполагает баланс между теоретическими основами государственности (исторические вехи, традиционные ценности, конституционные принципы и др.) и анализом актуальных событий. Интеграция знаний из области истории, культурологии, политологии, социологии и других наук формирует междисциплинарный дискурс, соответствующий критерию научности. Особую значимость приобретает принцип доступности, реализуемый через адаптацию сложных гуманитарных и правовых концептов для студентов негуманитарных специальностей.

Использование симуляций культурно-исторических и общественно-правовых процессов, проектной деятельности трансформирует пассивное усвоение информации в использование практик моделирования гражданского поведения. Диалоговые лекции с элементами дискуссии, как показано в критериях, создают пространство для рефлексии ценностных установок. Технологический аспект выражен в сочетании традиционных библиотечных ресурсов с цифровыми платформами, обеспечивающими доступ к законодательным базам и архивам. Методика кейс-стади, упомянутая в компонентах критерия, позволяет анализировать исторические прецеденты (например, конституционные реформы 1993 года и др.) через призму современных управленческих вызовов. Этот подход соответствует дидактическому принципу связи теории с практикой, формируя навыки применения правовых знаний в реальных ситуациях.

Для предложенной трехуровневой модели характерна многоуровневая система оценивания. Критерий контроля предполагает сочетание тестирования с творческими заданиями. Такой подход не только диагностирует усвоение материала, но и выявляет сформированность мягких навыков: аргументации, командной работы, публичных выступлений и др. Обратная связь со студентами, зафиксированная в компонентах критерия, трансформирует традиционную вертикаль «преподаватель – студент» в систему «соуправления» образовательным процессом. Мониторинг ценностных ориентаций через рефлексивные дискуссии и фокус-группы позволяет корректировать содержание курса в соответствии с актуальными запросами молодежи.

Продемонстрируем применение данной трехуровневой модели дидактических критериев в учебном процессе (табл. 2).

Таблица 2

Применение дидактических критериев в учебном процессе

 

Название критерия

Применение

1. Содержательно-целевой

Целеполагание

1. Цель курса ОРГ – формирование системы знаний, навыков, компетенций и ценностных ориентаций, направленных на осознание принадлежности к обществу, развитие гражданственности и патриотизма, формирование духовно-нравственного и культурного фундамента личности, осознающей особенности исторического пути и организации государства.

2. Формируется способность к анализу и учету разнообразия культур в процессе поликультурной коммуникации (УК-5); включение ОРГ в учебные планы отражает стратегические направления образовательной политики государства, направленные на подготовку квалифицированных кадров, готовых включаться в жизнь общества и отвечать современным вызовам.

3. Проведение систематических программ повышения квалификации для педагогического состава, ведущего курс

Отбор материала и структурирование курса

1. Подбор учебного материала обусловлен контекстом современных событий и вбирает в себя основы социогуманитарных наук.

2. Темы для изучения имеют логичную последовательность: общие теоретические положения (понятие государства, цивилизации, ценностей и др.) → конкретные составляющие объекты, институты и механизмы государственного устройства. Это формирует системность подачи учебного материала.

3. Содержание курса ОРГ должно обеспечивать сбалансированность теоретических и практических аспектов, исключая дублирование материала из смежных дисциплин (истории, географии и др.), посредством отбора оригинального контента, специфичного для курса и соответствующего учебным планам. Объем и структура материала должны быть достаточными для формирования профессиональных компетенций, определяемых с учетом направления подготовки студентов и согласованных с представителями бизнес-сообщества в рамках заседаний методических комиссий и экспертных круглых столов по укрупненным группам специальностей

2. Методико-технологический

Образовательные технологии

1. Применение современных образовательных технологий: онлайн-курсов, симуляций, проектной деятельности, использование интернет-приложений (“Learnis” для создания образовательных веб-квестов).

2. Использование в образовательном процессе видеороликов российского общества «Знание»

Методы и формы обучения

1–2. Активность и интерактивность достигается через проведение проблемных и диалоговых лекций (по Н. А. Асташовой) [33]), дискуссий, решение кейсов, создание ментальных/визуальных карт, презентаций проектов, связанных с историческими, культурными, экономическими и другими явлениями, что, в свою очередь, способствуют лучшему усвоению материала.

3. Наглядность для обучающихся поколения Z (зумеров) является необходимым условием для реализации учебного процесса, при этом подача текстового и видеоматериалов должна быть доступна для самих обучающихся (с исключением узкоспециальной терминологии).

4. Неограниченный доступ к авторитетным телекоммуникационным ресурсам

3. Оценочно-результативный

Контроль и оценка

1. Фонд оценочных средств включает разнообразные задания с возможностью их выбора.

2. Применение методики упрощенного объяснения узкоспециализированных терминов, адаптация содержания занятия с учетом этнического, социального фона обучающихся, гибкость в подаче и оценке материала.

3. Участие в дискуссиях, решениях кейсов, создании ментальных/визуальных карт, презентации проектов, симуляций, реконструкций является предпочтительным материалом для контроля

Результаты обучения

1. Формирование ценностных российских ориентаций требует от преподавателя применение элементов такта, корректности при коммуникации, способствующих мягкому восприятию ценностных ориентиров, созданию условий для их самостоятельного осмысления и осознанного принятия материала обучающимися посредством проблемно ориентированного обучения. При этом чрезвычайно важно учитывать прагматические установки и ориентацию на быстрый результат, свойственные студентам поколения Z, дабы избежать отторжения учебного материала.

2. Необходимая рефлексия позволяет студентам осмыслить пройденный материал и оценить свой уровень сопричастности к российским/мировым современным реалиям через призму исторических изменений и вывить последующие зоны роста собственного мировоззрения

 

Таким образом, курс ОРГ представляет собой системный образовательный продукт, интегрирующий содержательные, методические и оценочные компоненты для формирования гражданственности, патриотизма и профессиональных компетенций. Стратегическая цель обучения включает подготовку кадров, способных анализировать социокультурные процессы и участвовать в решении современных вызовов, что согласуется с государственной образовательной политикой. Ключевым элементом является развитие способности к поликультурной коммуникации (УК-5), что подчеркивает междисциплинарный характер курса. Учебный материал выстроен по принципу «от общего к частному». Это обеспечивает логическую последовательность и системность, исключая дублирование с дисциплинами социогуманитарного блока за счет оригинального контента. Активные методы сочетаются с визуализацией информации через ментальные карты и презентации. Важным требованием остается доступность языка: исключение узкоспециализированной терминологии и адаптация материала под этнокультурные особенности аудитории. Система оценки включает разнообразные форматы: от традиционных тестов до творческих проектов и участия в симуляциях. Ключевой акцент сделан на мягкое внедрение ценностных ориентаций через тактичную коммуникацию и рефлексию.

 

Заключение / Conclusion

 

В результате проведенного исследования мы выяснили, что представленная в работе трехуровневая дидактическая модель курса ОРГ отражает баланс между академической стройностью и практико-ориентированным подходом. Интеграция цифровых технологий, акцент на интерактивность и персонализацию оценки создают условия для формирования не только знаний, но и гражданской идентичности. Дальнейшее развитие курса требует углубления межвузовского сотрудничества, а также взаимодействия с бизнес-партнерами и мониторинга долгосрочных образовательных эффектов.

Представленные критерии создают методологический мост между академическим знанием и практикой государственного управления. Дальнейшее развитие модели видится в разработке межвузовских стандартов оценки гражданских компетенций; создании цифрового симулятора правовых процессов; внедрении тьюторских программ для персонификации обучения. Реализация этих направлений позволит трансформировать курс из теоретической дисциплины в лабораторию гражданского проектирования.