Введение / Introduction
Иноязычное образование студентов экономических и управленческих направлений подготовки ориентировано на личностное и профессиональное становление специалистов с высокой квалификацией для социально-экономического развития страны, повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности российской экономики на мировом уровне. В рамках реализации как доминирующего подхода обучения английскому языку (далее – АЯ) как иностранному языку (далее – ИЯ), так и более узких подходов (обучение АЯ для специальных целей, обучение академическому АЯ и др.) происходит формирование совокупности компетенций будущих специалистов в сфере ведения бизнеса, обеспечивающих эффективность взаимодействия и общения с учетом этических норм, умение справляться с нестандартными задачами, стремление к позитивному развитию, самореализации и совершенствованию. Однако важность иноязычного образования в структурных подразделениях вуза, занимающихся подготовкой экономических и управленческих кадров, не ограничивается выполнением коммуникативных функций и прикладных, в том числе практических профессиональных, задач средствами изучаемого ИЯ.
В процессе и результате выполнения познавательной деятельности на основе и в связи с изучаемым иноязычным специализированным материалом происходит конструирование когнитивных способностей студентов – будущих специалистов в сфере финансов, предпринимательства и ведения бизнеса. Когнитивный аспект иноязычного образования в высшей школе вузе связан с развитием восприятия, аналитического, логического и понятийного мышления, внимания, способности к запоминанию и извлечению информации и других познавательных способностей.
Успешность выполнения мыслительных операций, обработки приобретенных в процессе познавательной деятельности сведений и преобразования упорядоченной и осмысленной информации в знание обусловливается высоким уровнем развития индивидуально-психологических свойств. В иерархии природных (естественных) способностей человека в комплексе с гносеологическими, аксиологическими, коммуникативными, творческими и другими биологически и социально обусловленными способностями и возможностями познавательный потенциал выдвигается одним из главных, так как интенсивное развитие науки, техники, информатики и технологий в современном обществе актуализирует важность интеллекта как результата познания, ведущего фактора развития и самоутверждения личности. Познавательная деятельность как природно обусловленный настрой, состояние и потребность позволяет человеку посредством восприятия и постижения изменяющегося окружающего мира познавать себя как носителя интеллекта.
Целью статью является обоснование специфики обучения студентов-экономистов с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе.
Развитие когнитивных способностей студентов – будущих экономистов требует создания соответствующих организационно-педагогических условий. Овладение приемами рационального постижения и запоминания (логическое структурирование, перекодирование, постепенное изучение отдельных аспектов и выполнение задач для их усвоения, группировка материала и др.) помогает познавательной и мыслительной обработке, осознанию и пониманию информации. Развитие проблемного мышления происходит при использовании технологий проблемного обучения, предполагающих самостоятельный поиск необходимой информации, а также способов решения задач и вопросов.
Обзор литературы / Literature review
Приоритет когнитивного аспекта профессионального образования связан с реальностью постиндустриального общества, в котором информация и знания выдвигаются ключевыми факторами современного этапа развития цивилизации. В. С. Ефимов и А. В. Лаптева выдвигают вуз когнитивным институтом общества, обеспечивающим раскрытие интеллектуального потенциала и мыслительных способностей будущих специалистов [1]. По мнению Н. Д. Цхадая, Д. Н. Безгодова и О. И. Беляевой, миссия университета, связанная с участием в социально-экономическом развитии общества, имеет когнитивный тренд: когнитивный менеджмент обеспечивает синергетический эффект взаимосвязи учебного, научного, просветительского и воспитательного компонентов образовательного процесса [2]. Х. Тунчели, А. Йорулмаз и Б. Ш. Актан подчеркивают, что в информационный век обучающиеся должны контролировать процесс обучения и построения знаний, а также мыслить критически, проявлять саморегуляцию и автономию [3]. Среди основных действий в управлении знаниями для реализации ценностно-коммуникативного предназначения университетского образования Д. А. Беляев, О. А. Волкова и Е. П. Шеболкина выдвигают: а) вовлеченность в процесс создания личного знания посредством обучения и саморефлексии; б) формирование коллективного знания как совокупности индивидуальных образовательных достижений; в) практическое применение знаний и выявление необходимости новых знаний в конкретных реальных обстоятельствах [4]. Е. И. Наумова и Е. Г. Соколов рассматривают знание как производственную силу и общественное благо, создаваемое в университете как интеллектуальном производстве, а также отмечают важность монетизации образовательного продукта в качестве мотивационного фактора [5]. Н. В. Гарашкина и А. А. Дружинина отмечают важность когнитивной вовлеченности в образовательный процесс как индикатора осознанности, целенаправленности, саморегуляции для обеспечения профессиональной подготовки и реализации локальных и глобальных стратегий устойчивого развития [6]. По мнению О. В. Зиневич и Е. А. Мелёхина, активное участие субъектов высшего образования в экономически и социально ориентированной деятельности является условием воспитания культуры устойчивого развития как способа организации жизнедеятельности, формирования профессиональных, интеллектуальных и моральных качеств будущих специалистов [7].
Т. Н. Корж отмечает важность когнитивного подхода в методике преподавания ИЯ в высшей школе, поскольку результатом реализации системы когнитивного обучения является продуктивное мышление, позволяющее применять умения в новых ситуациях и создавать новое знание благодаря не только смысловому пониманию, но и интуитивному прорыву [8]. Когнитивное развитие студентов вуза посредством рефлексивно-регулятивной деятельности в процессе изучения ИЯ помогает, как отмечает Э. Г. Крылов, преодолевать проблемы информационной перегрузки и шаблонности действий, усиливая волевые качества, мотивацию, эмоциональную вовлеченность и личностные смыслы иноязычного образования для профессионального становления [9]. В исследовании развития рефлексивного мышления Э. Г. Крылов и Е. П. Пономаренко подчеркивают влияние познавательных, мыслительных, коммуникативных действий в рамках обучения ИЯ в вузе на интеллектуальный уровень студентов [10]. И. Г. Долинина, И. А. Мехоношин и А. А. Шапорев обращают внимание на то, что технологии развития логического профессионально-деятельного и практико-ориентированного мышления включены в методологический комплект подготовки кадров [11]. Г. В. Иойлева связывает стиль мышления, формируемый в процессе и результате переработки и превращения осваиваемой информации в знание при проявлении особых индивидуальных способов восприятия, обработки и применения, с раскрытием культуры мышления студентов – будущих специалистов в процессе сознательной, понятийной, аналитической, синтетической, творческой обработки материала и проявления активной познавательной мотивации [12].
Среди достоинств предметно-языкового интегрированного обучения ИЯ студентов-экономистов О. А. Минеева отмечает развитие мышления посредством актуализации и переноса ранее усвоенных знаний в новые ситуации, поиска и критической оценки информации, разных видов чтения, выполнения заданий проблемного и творческого характера [13]. Э. М. Каирова представляет в рамках развития переводческих умений возможности проявления предпринимательского мышления, позволяющего осмысливать действительность с позиций практического применения приобретенных знаний и трансформации знаний в востребованный продукт или услугу [14]. Отмечая проявления предпринимательских компетенций (стратегическое мышление, коммуникативные навыки, самосознание, настойчивость, междисциплинарность проектов, самоэффективность и др.), А. В. Пеша, М. Н. Шавровская и Т. А. Лапина соотносят системное творчество с предпринимательским мышлением [15].
В международных бизнес-исследованиях отмечаются проблемы, анализ и решение которых осуществляются средствами профессионально ориентированного образования. Среди эффективных приемов развития социальных навыков и навыков сотрудничества для решения социально-экономических задач И. Ч. Онг выделяет беседу и сообщение в стиле TED [16]. Д. Бото-Гарсия, А. Буччиоль и М. Манфре подчеркивают роль финансовой социализации и самоконтроля как проявлений финансовой грамотности [17]. М. Сузуки, Н. Андо и Х. Нишикава в исследовании влияния уровня владения английским языком сотрудниками в иностранных дочерних компаниях многонациональных предприятий на преодоление языковых барьеров и повышение производительности труда указывают на важность навыков устной речи и грамотности для специалистов на различных руководящих и неруководящих должностях [18]. Среди когнитивных функций, активизирующихся во время выполнения учебных заданий, Н. Шоу делает акцент на внимании и бдительности [19]. С. Мур и Дж. А. Куевас отмечают влияние когнитивно-управляемого обучения на формирование фонетических способностей и проявление самоэффективности обучающихся [20]. Н. Кансызоглу и Н. Бекироглу доказывают взаимообусловленность развития когнитивных навыков и расширения словарного запаса для обеспечения взаимопонимания, точного и выразительного обмена информацией [21]. П. Оздемир пришел к выводу, что проведение тематических занятий по предпринимательству на занятиях по английскому языку как иностранному может быть способом стимулирования духа предпринимательства и содействия предпринимательскому мышлению студентов [22]. Условия обучения менеджеров по снабжению необходимым практическим навыкам закупок, предполагаемые К. Штек и Х. Шиле, готовят студентов к ведению переговоров, анализу деловых предложений с учетом не только финансовых, но и юридических основ ведения бизнеса [23].
Положения проектно-ориентированного обучения, представленные А. Д. Зубковым и А. Д. Катаевой, базируются на принципах логичности мышления, творчества, открытости, интеллектуального смирения и др. [24] А. Д. Зубков выдвигает онлайн-курсы как эффективный инструмент организации проектной деятельности на ИЯ для формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов-экономистов [25]. Когнитивно-информационный компонент интегративной модели профессионального становления будущих специалистов экономического профиля, владеющих навыками использования информационно-коммуникационных технологий и функционирования в условиях цифровой экономики, связан с усвоением и практическим применением знаний и умений для эффективной работы с информацией [26]. Одним из эффективных способов повышения профессиональных компетенций бакалавров, изучающих бухгалтерский учет и глобальный бизнес, Р. Бишон-Монро, М. Джордан, З. Ма и К. Роялти выдвигают виртуальное проектное обучение, обеспечивающее получение опыта работы в финансовой сфере посредством подготовки, выполнения и оценки проектов для решения реальных бизнес-задач в онлайн-среде [27]. Идеи создания студенческих бизнес-команд предлагаются М. Т. Лютом, К. Л. Флинчбо и Дж. М. Майлзом в качестве инструмента формирования стратегий менеджмента [28]. М. В. Бернацкая и О. А. Муратова отмечают, что в процессе взаимодействия более интеллектуально и эмоционально активные студенты могут вовлечь менее активных обучающихся в коллективный поиск решения поставленных задач [29]. Е. Диас-Оливейра, Р. Пасион, Р. В. Кунья и С. Л. Коэльо делают вывод, что проектный подход к обучению управлению бизнесом развивает критическое мышление, навыки командной работы и общения, которые могут быть перенесены в реальные условия [30]. Н. И. Абаджи отмечает, что связь между навыками общения и предпринимательством значима для студентов университетов различных направлений подготовки [31].
Интерактивность в обучении студентов-экономистов в рамках реализации метода «Мастерская будущего», метода case-study, метода «Дерево решений» и учебной дискуссии при условии создания комфортных образовательных условий обеспечивает, по мнению А. Д. Кариева, А. С. Кодоева, В. В. Фадеева и других исследователей, формирование субъектности студентов, возможность почувствовать свою успешность и интеллектуальную компетентность при решении задач в моделируемых жизненных и профессиональных ситуациях [32]. Исследование Д. Ма внесло вклад в изучение взаимодействия психологических механизмов, влияющих на проявление «Я»-личного и «Я»-социального («мы») как компонентов профессиональной идентичности, на мотивацию и поведение в условиях межкультурного сотрудничества в многонациональных предприятиях [33].
Таким образом, в отечественных и российских исследованиях профессионального образования студентов экономических направлений подготовки отмечается важность знания ИЯ для ведения бизнеса на международном уровне, высокопроизводительной работы в многонациональных предприятиях, эффективности сотрудничества, в котором проявляются субъектность и профессиональная идентичность каждого специалиста, интеллектуальные компетенции и предпринимательское мышление.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологическую основу исследования условий организации обучения ИЯ студентов-экономистов с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе составили интерактивный, коммуникативный и сравнительно-сопоставительного подходы при реализации принципа интеллектуализации иноязычного образования, когнитивной направленности обучения ИЯ, принципа профессиональной направленности иноязычного образования в высшей школе, принципа инновационно-творческой направленности иноязычного образования.
Интерактивный подход к обучению ИЯ будущих специалистов экономического профиля способствует вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, активному восприятию и ответным действиям, совместной поисковой деятельности, обмену мнениями, расширению опыта взаимодействия. Смена режимов информационно-поисковой, дискуссионной, игровой и других видов деятельности позволяет каждому обучающемуся проявить себя как в роли инициатора общения (спрашивающего, говорящего, ведущего), так и в роли слушающего, отвечающего, ведомого. Однако данная позиция предполагает не столько пассивное подчинение, зависимость и безучастность, сколько активное восприятие информации, сосредоточенность на содержании и контексте высказываний собеседника, понимание смысла услышанного, проявление эмпатичных реакций, готовность к участию в дискуссии.
Коммуникативный подход к формированию профессиональной компетенции студентов-экономистов средствами изучаемого языка, реализуемый в процессе и результате групповых форм овладения языковым материалом для построения речевых высказываний, восприятия и понимания иноязычной речи, обеспечивает создание благоприятной психологической атмосферы в учебной аудитории, повышение мотивации, интерес и активную вовлеченность в практическое овладение ИЯ.
Понимание национальной логики, менталитета и финансовой культуры представителей разных государств обеспечивается применением сравнительно-сопоставительного подхода, приемами развивающего обучения, активизацией аналитических процессов, концентрацией и дозировкой объективных информационных сведений, интерактивностью участников образовательного процесса. Обучение ИЯ студентов-экономистов с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе требует наличия у обучающихся систематизированных знаний по специальности. В связи с этим необходимо обеспечить междисциплинарные связи и согласованность всех учебных программ дисциплин экономических направлений подготовки. В соответствии с рекомендациями учебно-методической комиссии Института экономики и права (ИЭП) ПетрГУ лексический материал, подлежащий изучению и освоению, включает вопросы по микроэкономике, связанные с изучением поведения и взаимодействия отдельных агентов. Кроме того, содержание иноязычного образования студентов-экономистов содержит изучение и постижение социокультурной и лингвострановедческой информации. Экономическая направленность иноязычного образования в вузе охватывает формирование социокультурной компетенции обучающихся – освоение системы знаний об особенностях национальной экономики отдельных стран и глобальных проблемах мирового хозяйства, финансовых системах и экономических организациях стран изучаемого ИЯ, особенностях развития предпринимательства, факторах интеграционных процессов, актуальных темах экономической науки и вопросов экономического суверенитета и др.
В 2024/2025 учебном году обучение ИЯ студентов I и II курсов направлений подготовки «Экономика» и «Финансовый менеджмент» Института экономики и права Петрозаводского государственного университета проводилось с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе.
Для обоснования актуальности, педагогических условий, показателей развития когнитивных способностей и рационального познания студентов – будущих экономистов, способствующих формированию интеллектуальной компетенции и общей картины мира, охватывающей социально-экономическую сферу, был использован комплекс методов исследования: моделирование педагогического процесса, направленного на развитие внимания, памяти, интереса к проблемно-поисковым заданиям, речемыслительной активности, логичности и четкости рассуждений; изучение и оценка результатов аудиторной и самостоятельной учебно-познавательной, творческой и научно-исследовательской деятельности обучающихся на основе изучаемого специализированного иноязычного материала и в связи с ним.
Результаты исследования / Research results
Когнитивное развитие студентов экономических и управленческих направлений профессиональной подготовки средствами иноязычного образования связано с проявлением обучающимися мыслительной активности и логичности умозаключений, направленностью внимания и владением способами запоминания, интересом к проблемно-поисковым заданиям и продуцированием оригинальных идей, системностью знаний и способностью к стратегическому мышлению.
Когнитивный компонент предметного содержания иноязычного образования студентов-экономистов составляют: а) лексические и грамматические аспекты изучаемого ИЯ как образцы речевого поведения и средства общения; б) тексты как последовательные, логически связанные предложения устных или письменных высказываний, характеризующиеся определенным объемом транслируемых сведений, целевым назначением, актуальностью и валидностью информации, логичностью, согласованностью и непротиворечивостью фактологических данных и суждений.
Проявление и развитие познавательных, речемыслительных способностей и метакогнитивных особенностей обучающихся направлений подготовки «Экономика» и «Финансовый менеджмент» средствами изучаемого ИЯ происходит в процессе и результате выполнения проблемных заданий:
‒ игровое моделирование коммуникативных профессионально обусловленных ситуаций способствует пониманию реальных требований к выполнению должностных обязанностей, приобретению практического опыта в процессе взаимодействия и обмена обратной связи, формированию первичных навыков профессиональной деятельности в непринужденной учебной атмосфере;
‒ структуризация понятий и концепций в форме ментальных (ассоциативных) карт позволяет упорядочить, визуализировать и систематизировать информационные сведения, помогает запоминанию и последующему воспроизведению материала, запускает механизмы алгоритмизации мышления и генерирования идей для решения нестандартных задач;
‒ кейс-технологии вовлекают обучающихся в процесс решения ситуативных задач профессиональной направленности, стимулируя мотивацию, установление эмоциональных контактов, стремление к командному взаимодействию, проявление критического мышления для достижения коммуникативных целей;
‒ проектная деятельность в различных видах активизирует вовлеченность и заинтересованность обучающихся в процесс решения поставленных познавательных задач, развитие исследовательских навыков посредством поиска, анализа и интерпретации необходимой информации;
‒ дискуссия предполагает предъявление убедительной аргументации, ясность и четкость мышления, последовательность и логичность суждений, понимание причинно-следственных обусловленностей, способствует лучшему осмыслению и постижению обсуждаемого вопроса;
‒ дебаты развивают умения активного и продуктивного восприятия информации, мастерство убеждения и воздействия на собеседника, культуру ведения конструктивного диалога.
Развивающая направленность технологий проблемного обучения реализуется в проявлении студентами-экономистами познавательной самостоятельности, умственной активности, речемыслительной деятельности, рациональности и стратегичности мышления, опирающихся на логику и четкие рассуждения, а также видение проблемы в целостности и перспективе для успешного решения.
В течение 2024/2025 учебного года проводилась диагностика проявления и развития умений восприятия, систематизации, критического осмысления и интерпретации информации, рациональности мышления, обоснованности суждений, устойчивости познавательных процессов, сформированности индивидуальных способов переработки сведений, рефлексивного типа принятия решений и других показателей информационно-смысловой переработки изучаемого материала у студентов направлений подготовки «Экономика» и «Финансовый менеджмент» в рамках дисциплины «Иностранный язык» (I курс – 1-й и 2-й семестры обучения; II курс – 3-й семестр обучения) и «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности» (II курс – 4-й семестр обучения).
Мониторинг качества организации и результативности обучения ИЯ студентов-экономистов с учетом когнитивной установки иноязычного образования в вузе осуществлялся посредством использования метода включенного наблюдения на практических занятиях, анализа продуктов учебно-познавательной, творческой и научно-исследовательской деятельности, самооценивания и взаимооценивания.
Внешняя экспертная оценка была дана в рамках общекафедрального экзамена по ИЯ, на котором представители экспертной комиссии (два преподавателя: первый – заведующий кафедрой ИЯ гуманитарных направлений ПетрГУ, доктор филологических наук; второй – доцент, кандидат педагогических наук) отметили высокий уровень организованности и личностной культуры студентов-экономистов, помимо достойной подготовки к промежуточной аттестации. Студенты-экономисты представили учебные профессионально ориентированные видеофильмы на английском языке в качестве продукта совместной проектной деятельности, предусматривающего поиск и обработку информации, работу в команде, творческое воплощение общей идеи. На общекафедральном экзамене экспертная комиссия поставила оценку «отлично» 50 студентам (64,9%) и оценку «хорошо» 26 студентам (33,7%).
Следует отметить мнение обучающихся об итогах обучения ИЯ, представленных в рамках самоанализа и рефлексии образовательных достижений: «В рамках изучения дисциплины “Иностранный язык” передо мной ставились следующие задачи: освоение экономической лексики, умений использовать эти термины в реальных ситуациях, развитие навыков делового общения, а также способность составлять письма и официальные документы на английском языке. Прохождение курса позволило мне значительно расширить свои знания, особенно в области экономики и менеджмента» (Елизавета С.); «Фокус на профессиональной лексике не только углубил мои знания, но и подготовил меня к будущей карьере. За время обучения я значительно расширила словарный запас и улучшила как письменные, так и разговорные навыки. Особенно интересны были темы, связанные с деловой коммуникацией и основами создания рекламы. Методы обучения были гибкими и разнообразными, что сделало процесс обучения не только увлекательным, но и максимально практичным» (Вера У.); «Мы изучали грамматику, расширяли словарный запас и погружались в специфические темы через статьи, видео и кейсы из практики. Особое внимание уделялось развитию навыков письма и устной речи через деловые письма, сообщения, презентации и ролевые игры» (Руслан Р.); «Работа в различных форматах помогла раскрыть индивидуальные способности и научила взаимодействовать в команде» (Яна М.); «Я считаю, что улучшение в моем владении иностранным языком произошло в том числе благодаря благоприятной обстановке в группе, а также поддержке и подбадривающим словам от преподавателя» (Анжелика А.).
Заключение / Conclusion
Освоение и проявление студентами – будущими экономистами составляющих лингвистической компетенции, раскрытие коммуникативно-когнитивных умений и метакогнитивных способностей в процессе приобретения, переработки и осмысления профессионально значимой информации, создание нового знания, расширяющего ракурс анализа и оценки экономических процессов в результате активной познавательной деятельности, являются показателями приобретения и становления когнитивной культуры.
Эффективность формирования когнитивной культуры студентов экономических направлений вуза средствами иноязычного образования, нацеленного на развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, обусловлена в значительной степени внутренними аспектами образовательного процесса, связанными: а) с персональными запросами, желаниями, потребностями и жизненными приоритетами обучающихся; особыми личностными качествами, такими как инициативность, прагматичность, общительность, ответственность, стремление к автономии и самостоятельности и др.; б) конкретизацией целей и установлением определенных требований к уровню и качеству языковой подготовки; в) предметным (информационно-тематическим) содержанием профильно-ориентированного обучения ИЯ будущих экономистов; г) организацией структуры образовательной программы, регламентированием места и роли каждого аспекта обучения ИЯ; д) методическим обеспечением, применением эффективных технологий и приемов обучения ИЯ, обеспечивающих развитие языковой личности; е) наличием технических средств, усиливающих мотивацию к изучению ИЯ, позволяющих оптимизировать и индивидуализировать процесс освоения учебного материала за счет экономии аудиторного времени и возможности учиться самостоятельно.
Изучение и осмысление системности и взаимозависимости экономических явлений посредством когнитивных структур и процессов способствуют формированию не только экономической картины мира, но и общей картины мира, охватывающей социально-экономическую сферу, а также собственной картины мира будущих экономистов.

Olga V. Volodina