Full text

Введение / Introduction

 

Приоритетными направлениями инновационной политики в России являются создание соответствующей нормативной базы, развитие малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры и конкурсная система отбора инновационных проектов. Достижение технологического суверенитета РФ в условиях импортозамещения – одна из ключевых задач, и развитие в стране научного предпринимательства способствует этой задаче.

Следует отметить, что для реализации инновационных компетенций студентов в нашей стране имеются, к примеру, технологическая инициатива Фонда НТИ [1], кружковые движения [2], конкурс «Студенческий стартап» [3] и другие массовые мероприятия и проекты, в частности «Платформа университетского технологического предпринимательства» – федеральный проект, направленный на развитие технологического предпринимательства в России [4].

Развитием предпринимательства в РФ также занимается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям), который также участвует в реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Для развития навыков научного предпринимательства студентов и молодежи в России существует программа «УМНИК» Фонда содействия инновациям, способствующая росту заявок на регистрацию прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения НИР [5].

В 2024 году порядка 70% поддержанных проектов 5-й очереди конкурса «Студенческий стартап» нацелены на обеспечение технологического суверенитета страны – они посвящены приоритетным направлениям развития наук, технологии и техники [6]. Таким образом, в настоящее время имеется много программ, где студент может проявить свои способности в роли предпринимателя при наличии какой-либо идеи, которую можно коммерциализировать.

Целями исследования стали поиск эффективных способов привлечения как можно большего количества студентов в научное предпринимательство, изучение основных терминов, методик, сервисов и дизайна эффективной акселерации проектов студентов в КНИТУ.

Задачей исследования являлось изучение способов:

1)       создания благоприятной среды для ППС в КНИТУ, так как многие преподаватели не в контексте акселерации, технологического предпринимательства;

2)       обучения в КНИТУ инициативных, активных, позитивных тренеров для привлечения магистров в стартапы в игровой форме;

3)       создания собственной акселерационной программы для применения в КНИТУ на основе полученных знаний и опыта внедрения;

а также разработка тестов для оценки полученных знаний участников проекта, анализ, выводы и разработка дальнейшего плана работы.

Актуальность исследования обоснована необходимостью развития технологического предпринимательства в нашей стране, в частности в КНИТУ. Однако имеются проблемы, которые затрудняют выполнение данной задачи, а именно нежелание магистров участвовать в научном предпринимательстве. Целью разрабатываемого нами исследовательского проекта «Развитие инновационных компетенций преподавателей КНИТУ для обучения студентов технологическому предпринимательству» является поиск путей привлечения как можно большего количества студентов в научное предпринимательство, а для преподавателей – создание контекста, который помог бы разобраться в основных терминах, методиках, сервисах и выстроить акселерацию проектов студентов в КНИТУ. Разработанная нами программа профессионального развития ППС КНИТУ содержит все необходимые материалы для того, чтобы обеспечить участников проекта достаточными знаниями и умениями в области сопровождения студенческих стартапов, разработать собственную акселерационную программу и обучить своих тренеров.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В настоящее время инновационные компетенции, включая предпринимательство, считаются ключевыми в инженерных вузах России и за рубежом. Согласно проанализированным нами исследованиям, проблемное и STEM-обучение наиболее эффективны для развития рассматриваемой компетенции. Анализ педагогических исследований в области развития предпринимательства показывает, что основной составляющей предпринимательской компетенции является необходимость развития критического (творческого) и системного мышления для решения проблем.

Проблемное обучение определяется исследователями как метод, ориентированный на студента, дающий ему возможность применять теорию, полученную им на занятиях, в реальных жизненных ситуациях и в конечном итоге разработать жизнеспособное решение. М. Басигалупо с соавторами [7] проблемное обучение рассматривают как методологию, направленную на развитие предпринимательских компетенций, которые актуальны во всех сферах нашей жизни.

Европейская модель повышения качества жизни признает, что общество быстро меняется, и важно, чтобы люди имели возможность действовать, используя возможности и идеи, сотрудничать с другими, управлять своей динамичной карьерой и формировать будущее для общего блага. На сегодняшний день востребованы сотрудники, команды и организации с предпринимательским мышлением во всех аспектах жизни. Для этого Европейская комиссия разработала «Европейскую систему компетенций для предпринимательства», содержащую полное описание необходимых знаний, навыков и отношений для создания экономической, культурной или социальной ценности для других. По данным Центра американского предпринимательства, рассматриваемая компетенция повышает производительность, стимулирует инновации и создает рабочие места [8].

К. Эдстром и А. Колмос [9] утверждают, что применение проблемного обучения эффективно для обучения будущих инженеров. В. Авила с соавторами также считают, что проект, разрабатываемый преподавателем в рамках проблемного обучения для своих студентов, одновременно транслирует им учебную информацию и развивает следующие нижеприведенные компетенции посредством инновационной практики [10].

Исследования показывают, что предпринимательство – сложное понятие, включающее в себя множество компонентов. Например, А. Вик с соавторами [11] выделили набор умений и способностей, составляющих предпринимательскую компетенцию. Во-первых, это системное мышление – способность коллективно анализировать сложные системы в разных областях (общество, окружающая среда, экономика и т. д.) и в разных масштабах (от локального до глобального), тем самым учитывая каскадные эффекты, инерцию, петли обратной связи и другие системные особенности, связанные с проблемами и механизмами решения проблем устойчивого развития. Такая компетенция, как умение прогнозировать будущее, включает в себя способность коллективно анализировать, оценивать и создавать богатые «картины» будущего, связанные с проблемами устойчивого развития и рамками решения проблем устойчивого развития. Компетенция «ценностное мышление» предполагает наличие способности коллективно отображать, определять, применять, согласовывать и согласовывать ценности, принципы, цели и задачи устойчивого развития. Компетенция «стратегическое мышление» – это способность коллективно разрабатывать и осуществлять вмешательства, переходы и преобразующие стратегии управления в направлении устойчивого развития.

Что касается сотруднической компетенции, то, по мнению А. Вик с соавторами, это «способность мотивировать, обеспечивать и облегчать сотруднические и совместные исследования устойчивого развития и решение проблем» [12]. Компетенция «решение проблем» – это метакомпетенция, позволяющая осмысленно использовать и интегрировать пять ключевых компетенций для решения проблем устойчивого развития и содействия устойчивому развитию. Это способность применять различные схемы решения проблем к сложным проблемам устойчивого развития и разрабатывать жизнеспособные варианты решения, чтобы содержательно интегрировать анализ проблем, оценку устойчивости, видение и стратегию.

По мнению Б. Родни с соавторами [13], компетенции, полученные в результате высшего образования, могут быть полезны для открытия малого бизнеса, а обучение должно быть ориентировано на реальные условия. Таким образом, преподавание является ключом к приобретению будущими профессионалами знаний, взглядов и навыков, важных как для трудоустройства, так и для личного контекста, а процесс обучения должен предоставлять необходимые инструменты для развития этих навыков. Это, в свою очередь, будет способствовать экономическому росту, вызванному созданием новых предприятий, которые реагируют на возникающие потребности во всем мире.

В исследовании С. Чандрасекарана и соавт. [14] выявлено, что интеграция инноваций и технологий в процессы создания знаний и культурного развития во многом зависит от социального контекста и учитывается социальными и гуманитарными науками в целом. И проблемное, и STEM-обучение включают в себя подходы в различных предметных областях, чтобы изменить обучение посредством включения в его процесс инновационных упражнений и интересной динамики.

А. Амин и Р. Адьянсья [15] считают, что мотивация студентов возрастает, когда они обучаются в позитивной среде. Р. Меза с соавт. указывают, что академическая среда, где уделяется внимание развитию критического мышления, способствует лучшему усвоению учебного материала [16]. Д. Сетьяван и А. Мустади [17] считают, что важным для развития предпринимательских навыков студентов является именно творческое (критическое) мышление, потому что оно способствует развитию глубокого понимания изучаемой ими информации. По мнению Л. Перез [18], процесс развития критического мышления требует более высоких стандартов обучения, при которых необходимо избегать применения традиционных подходов. С. Форави [19] определил, что самый важный момент критического мышления в том, что оно способствует правильному принятию решений, обоснованному рассуждению и решению проблем в реальных условиях, что является необходимым навыком для будущего предпринимателя. Р. Пол и Л. Элдер [20] определили критическое мышление как «умение думать о мышлении с целью улучшения мышления». Б. Эган [21] считает, что многие основные навыки мышления, такие как принятие решений и метапознание, напрямую связаны с критическим мышлением в различных областях карьеры и в повседневной жизни. Поскольку критическое мышление и принятие решений настолько переплетены, некоторые эксперты считают принятие решений конечной целью в деле развития критического мышления у студентов.

По мнению Д. Хитчкока [22], самой распространенной проблемой, препятствующей развитию критического мышления в процессе обучения, является то, что студенты, например, могут быстро оказаться перегруженными и изолированными. Р. Аль-Зуби [23] считает, что оценка обоих факторов может помочь преподавателю определить, является ли образование, предоставляемое в вузе, эффективным, а если нет, то какие навыки критического мышления учащихся необходимо развивать. Таким образом, в процессе образования обучающиеся должны получить все необходимые инструменты для того, чтобы стать активными, ответственными и заинтересованными гражданами, и эта мировая тенденция в образовании вызвала всплеск интереса к навыкам критического мышления.

Ф. Сантос [24] указывает, что в последние годы в обществе возросли требования к образованию, которое готовит критически мыслящих людей, способных добиться успеха в глобализированной среде, а навыки критического мышления были позиционированы как одна из ключевых образовательных целей в образовании в результате нынешней миграции образовательных систем в сторону более четкого акцента на навыках, которые требуются обществу XXI века, поэтому, по мнению Г. Раслан и С. Форави [25], в вузах остро стоит вопрос необходимости включения целей и программ по развитию навыков критического мышления у студентов.

Р. Н. Воронина и Е. Н. Махмутова [26] определяют следующие организационные условия развития предпринимательских компетенций: разработка программы личностного развития самим студентом, то есть развития необходимых личностных профессиональных качеств; на втором году обучения студент выбирает элективные дисциплины, которые включают в себя получение опыта в решении предпринимательских задач, генерации идей и др. На старших курсах студенты создают собственные предпринимательские проекты или становятся частью команды по их разработке и реализации.

В статье Р. Н. Литвиновой, М. В. Потаниной, А. А. Абдрахмановой [27] описан опыт Севастопольского государственного университета, в котором студенты, начиная с третьего курса, участвуют в трех треках по выбору, среди которых исследовательский, профессиональный и предпринимательский треки. По мнению авторов, создание успешной предпринимательской экосистемы предполагает обеспечение финансированием из бюджета вуза поддержки студенческих инициатив; выделение ставки для специалиста, занимающегося вопросами студенческого предпринимательства; разработку и проведение курса «Предпринимательство» на межфакультетском уровне; подготовку и повышение квалификации преподавателей курса «Предпринимательство»; сопровождение студенческих стартапов и другие мероприятия.

С. В. Дорошенко и Е. П. Ерошенко [28] указывают, что одним из действенных направлений механизмов активизации развития молодежного предпринимательства, особенно при ограниченности ресурсов образовательного учреждения, является активное привлечение партнеров. Ведущие университеты могут устанавливать связи сразу с несколькими партнерами либо сосредоточены на крупном базовом бизнес-партнере, лидере отрасли. Преимуществом такого взаимодействия, по мнению авторов, является то, что партнеры университета могут дополнить образовательный контент, предложить проекты наставничества и стажировок, предоставить свою инженерную инфраструктуру для изучения реальных производственных процессов. Научные организации в рамках консорциумов и других институциональных форм взаимодействия могут обеспечить доступ к своей базе исследований, разработок и оборудования, оказать консультационную поддержку.

Таким образом, вышеизложенный анализ трудов исследователей показал, что предпринимательская компетенция включает в себя следующие важные для будущего предпринимателя навыки, которые необходимо развивать в процессе обучения: навык открытия собственного дела, творческое и критическое мышление, навыки патентной деятельности, системное мышление, стратегическое  и прогностическое мышление, способность решать интегрируемые проблемы в реальных условиях, умение конкурировать в глобальной экономике, а также умение работать в сотруднической команде.

Эффективными организационными условиями развития предпринимательских компетенций у студентов являются: разработка программы личностного развития самим студентом, то есть выбор элективных дисциплин или треков, которые включают в себя получение опыта в решении предпринимательских задач, генерации идей и др. А на старших курсах это создание собственных предпринимательских проектов, или студенты могут стать частью команды по их разработке и реализации.

Мы также выявили, что успешная предпринимательская экосистема предполагает обеспечение финансированием из бюджета вуза поддержки студенческих инициатив; выделение ставки для специалиста, занимающегося вопросами студенческого предпринимательства; разработку и проведение курса «Предпринимательство» на межфакультетском уровне; подготовку и повышение квалификации преподавателей курса «Предпринимательство»; сопровождение студенческих стартапов и другие мероприятия.

Также развитию предпринимательства способствует активное привлечение партнеров, которые могут дополнить образовательный контент, предложить проекты наставничества и стажировок, предоставить свою инженерную инфраструктуру для изучения реальных производственных процессов. Научные организации в рамках консорциумов и других институциональных форм взаимодействия могут обеспечить доступ к своей базе исследований, разработок и оборудования, оказать консультационную поддержку.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Применение проблемного обучения является эффективным способом развития предпринимательских навыков студентов и, конечно, самого основного из них – навыка открытия собственного дела, предприятия.

В своей работе мы опирались на исследования Г. Р. Хусаиновой, С. Г. Карстиной [29], которые считают, что при обучении студентов предпринимательским компетенциям педагогический акцент должен быть сделан: 1) на активном контекстном обучении, обеспечивающем его связь с реальной профессиональной практикой и будущей работой; 2) участии студентов в решении сложных проблем в рамках профессиональных практик, стажировок и отраслевых проектов; 3) постоянном анализе и оценке того, что изучил и чему научился обучающийся; 4) разработке и применении механизмов признания предпринимательских компетенций  в отношении академических знаний; 5) оказании поддержки обучающимся, заинтересованным в развитии собственного бизнеса. Также были использованы ранее изложенные нами идеи и подходы [30]: для развития предпринимательских компетенций обучающихся необходимо организовать обучение в реальной рабочей среде, привлекать внешних партнеров для работы со студентами, организовать работу в группах для создания востребованных решений для реального бизнеса.

В качестве методологической базы исследования были использованы активное, совместное, групповое, контекстное обучение, обучение, основанное на запросах, на дизайне, на вызовах, проблемное и проектное обучение, обучение, ориентированное на практику, технологии деловых игр, ситуационные кейсы и творческие методы, используемые для генерации новых идей и решения проблем (методика SCAMPER, игра «Стартап за три минуты» и др.) [31, 32].

 

Результаты исследования / Research results

 

Актуальность нашего исследовательского проекта обосновывалась необходимостью развития технологического предпринимательства в нашей стране, в частности в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Однако мы обнаружили проблемы, которые затрудняют выполнение данной задачи, а именно нежелание магистров и бакалавров участвовать в научном предпринимательстве. Для выявления причин мы провели анкетирование 53 магистрантов и выявили, что лишь 28% из 100% хотят стать предпринимателями в рамках научной работы. 76% из 100% магистрантов считают, что им не хватает знаний и умений. 16% из 100% хотели бы поучаствовать в конкурсах «Студенческий стартап», а 28% считают, что это сложно, непонятно и трата времени без результата. Итак, для решения этих проблем и развития предпринимательских компетенций был создан проект «Развитие инновационных компетенций преподавателей КНИТУ для обучения студентов технологическому предпринимательству».

Приглашение экспертов в области технологического предпринимательства в КНИТУ помогло разработать нам собственную акселерационную программу и обучить своих тренеров. Обучение в КНИТУ инициативных, активных, позитивных тренеров помогло привлечь нам магистров и бакалавров в стартапы в игровой форме. В итоге реализации проекта была создана собственная акселерационная программа для применения в КНИТУ на основе полученных знаний и опыта внедрения.

Целью проекта было привлечь как можно больше магистров в научное предпринимательство, разобраться в основных терминах, методиках, сервисах и выстроить акселерацию студенческих проектов в КНИТУ.

Задачи проекта были следующие:

1. Создание благоприятной среды для ППС в КНИТУ, так как многие преподаватели были не в контексте акселерации, технологического предпринимательства.

2. Обучение в КНИТУ инициативных, активных, позитивных тренеров для привлечения магистров в стартапы в игровой форме.

3. Создание собственной акселерационной программы для применения в КНИТУ на основе полученных знаний и опыта внедрения.

4. Разработка тестов для оценки полученных знаний участников проекта.

5. Анализ, выводы и разработка дальнейшего плана работы.

Основные компоненты программы профессионального развития в рамках проекта «Развитие инновационных компетенций преподавателей КНИТУ для обучения студентов технологическому предпринимательству» включали в себя:

1. Обучение по программе ДПО «Методика проведения акселерационных программ по развитию стартапов и коммерциализации технологий». Продолжительность программы – 36 академических часов с применением дистанционных технологий.

Программа ДПО «Методика проведения акселерационных программ по развитию стартапов и коммерциализации технологий» содержит три дисциплины:

Дисциплина 1. Методика организации мероприятий по акселерации стартапов и технологических проектов.

Дисциплина 2. Содержание акселерационной программы и методика донесения до участников и проработки командами основных тематик.

Дисциплина 3. Управление интеллектуальной собственностью и трансфер технологий.

Данная программа содержит все необходимые материалы для того, чтобы обеспечить участников проекта достаточными знаниями и умениями в области сопровождения студенческих стартапов. Программа также имеет готовые шаблоны и матрицы (например, таблица расчета unit-экономики, таблица расчета финансовых потоков и окупаемости и др.), которые могут использоваться и передаваться другим ППС в дальнейшем.

2. Приглашение экспертов в области технологического предпринимательства в КНИТУ, которые помогут разработать нам акселерационную программу и обучить своих тренеров:

1) Александр Смирнов, эксперт Национальной технологической инициативы (НТИ), руководитель стартап-студии СибГМУ и т. д.

2) Михаил Горлач, старший трекер в акселераторах федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», разработчик акселерационной программы для 15 вузов и т. д.

В ходе реализации проекта была разработана, апробирована и экспериментально проверена программа повышения квалификации в форме тренинга по генерации идей для создания стартапов «Придумай и создай свой стартап» (16 часов), включающая в себя модули как теоретического, так и практического характера:

Тема 1. Что такое стартап?

Тема 2. Студенческое технологическое предпринимательство.

Тема 3. Командообразование.

Тема 4. Игра «Стартап за три минуты», инструмент SCAMPER.

Тема 5. Рынки НТИ.

Тема 6. Генерация идей и питч-сессия.

Для оценивания эффективности итогов обучения преподавателей КНИТУ в «Школе акселерации» нами совместно с коллегами из Южного федерального университета были разработаны тесты для оценивания знаний участников. Тесты включали в себя такие вопросы: что такое акселератор? Какие возможности предоставляют стартапам акселераторы? Какие механизмы помогают стартапам проверять гипотезы на ранних стадиях и отбирать наиболее перспективные? и другие. Обучающиеся успешно прошли тестирование, справившись со всеми вопросами тестов, так как обучение было полезным и интересным. Для того чтобы проследить динамику развития предпринимательских компетенций у студентов с целью их сравнения, мы провели тест «Предпринимательские способности» Т. Матвеевой, содержащий 20 вопросов; с помощью него мы смогли оценить уровень предпринимательских способностей студентов [33, 34]. Анализ ответов студентов и преподавателей позволил зафиксировать рост предпринимательских способностей на 20%.

В проекте участвовали все заинтересованные студенты и сотрудники КНИТУ (20 преподавателей и 60 студентов). В ходе тренинга были получены 100% положительных отзывов от участников. Доцент кафедры архитектуры и дизайна А. В. Сафина использует полученные знания в процессе обучения магистров дисциплине «Управление проектами». Кейс-метод и проведение игры помогают студентам разработать свой инновационный проект, а работа в группах позволяет реализовать метод мозгового штурма при подготовке и защите проекта. А. В. Сафина также отметила, что ей понравилась подача материала, его наглядность и актуальность информации, а совместная работа со студентами в одной группе позволила оценить проекты с точки зрения разных возрастов, должностей и т. д.

По словам аспиранта и ассистента кафедры логистики и управления Г. Мусиной, тренинг – прекрасная возможность для преподавателей приобрести навыки в области разработки стартапа и передать свой опыт студентам. Студентка Института полимеров Е. Любина говорит о том, что на тренинге было представлено много полезной информации по созданию собственных идей, атмосфера была позитивной и не напряженной. Но также было отмечено, что остались вопросы по наилучшему выбору команды для работы, это касается квалификации участников, знания и их роли в проекте. Также Екатерина отметила, что информацию, полученную на тренинге, она применяет в работе с детьми младших классов, в частности такой прием, как быстрое представление собственных идей в формате питч-сессии.

Как отметили приглашенные эксперты М. Горлач и А. Смирнов, студенты и преподаватели сгенерировали большое количество идей стартапов, которые можно уже вполне начать реализовывать.

Итак, в ходе реализации проекта команда ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» приобрела знания и умения в области эффективного привлечения студентов к участию в научном предпринимательстве, генерации идей для стартапов, знания в области методики работы по акселерации стартапов и содержания акселерационной программы, знания по основным темам акселерационных программ: «Общий план работы и трекшн-карта проекта», «Поиск ресурсов: источники финансирования», «Unit-экономика» и др. Также произошел рост количества идей для стартапов, созданных студентами КНИТУ.

В качестве позитивного долгосрочного результата можно отметить создание благоприятной среды для профессорско-преподавательского состава в КНИТУ, так как многие преподаватели были не в контексте акселерации, технологического предпринимательства.

 

Заключение / Conclusion

 

В ходе проекта мы получили следующие результаты:

1. Были разработаны тесты и оценочные средства для анализа эффективности проекта.

2. 25 августа 2023 года стартовало обучение преподавателей КНИТУ на программе ДПО «Методика проведения акселерационных программ по развитию стартапов и коммерциализации технологий». Продолжительность программы – 36 академических часов с применением дистанционных технологий. По окончании программы преподаватели КНИТУ разработали краткосрочную программу акселерации с получением обратной связи от руководителя программы С. А. Труфанова.

3. Были проведены подготовительные работы к проведению тренинга «Придумай и создай свой стартап». Разработана и утверждена рабочая программа повышения квалификации дополнительного профессионального образования на 16 часов «Придумай и создай свой стартап» для генерации креативных идей стартапов студентов и преподавателей. Были проведены мероприятия по организации фото- и видеосъемки и кофе-брейка, издан приказ о проведении тренинга, и проведены другие необходимые мероприятия.

4. В течение трех дней (9.00–15.00) 19–21 октября 2023 года был проведен тренинг тренеров «Придумай и создай свой стартап» в креативном пространстве КНИТУ. По итогам тренинга 16 аспирантов, преподавателей и сотрудников КНИТУ получили удостоверения о повышении квалификации.

5. Было проведено тестирование преподавателей КНИТУ, которое показало высокие результаты освоения материалов программы ДПО «Методика проведения акселерационных программ по развитию стартапов и коммерциализации технологий».

6. Опрос обученных коллег и студентов показал 100% положительных отзывов по итогам обучения. Считаем, что разработанные материалы проекта и рабочую программу повышения квалификации дополнительного профессионального образования на 16 часов «Придумай и создай свой стартап» для генерации креативных идей стартапов студентов и преподавателей можно использовать для проведения краткосрочной программы акселерации в КНИТУ.

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что нам удалось найти эффективные способы развития инновационных и предпринимательских компетенций преподавателей и студентов, а также методы привлечения студентов в научное предпринимательство и эффективной акселерации проектов студентов в Казанском национальном исследовательском технологическом университете.

В ходе реализации проекта команда КНИТУ приобрела знания и умения в области эффективного привлечения студентов к участию в научном предпринимательстве, генерации идей для стартапов, знания в области методики работы по акселерации стартапов и содержания акселерационной программы, знания основных тем акселерационных программ: «Общий план работы и трекшн-карта проекта», «Поиск ресурсов: источники финансирования», «Unit-экономика» и др. Также произошел рост количества идей для стартапов, созданных студентами КНИТУ.

В качестве позитивного долгосрочного результата можно отметить создание благоприятной среды для ППС в КНИТУ, так как многие преподаватели были не в контексте акселерации, технологического предпринимательства.

Была утверждена на Ученом совете ФГБОУ ВО «КНИТУ» программа ДПО «Придумай и создай свой стартап» (16 часов).

Полученные знания можно использовать в процессе изучения дисциплины «Управление проектами» и многих других для развития готовности ППС и студентов к инновационной профессионально-педагогической деятельности. В целом команде проекта удалось достичь всех запланированных результатов.