Введение / Introduction
Когорту маломобильных студентов составляют в основном обучающиеся, имеющие серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата и использующие, как правило, инвалидные коляски для передвижения. В соответствии с российским законодательством материально-техническая среда вузов обеспечивает необходимый безбарьерный доступ к образовательным ресурсам; задачи включения студентов с особенностями здоровья в социальное окружение (сначала академическое, затем – профессиональное) решаются в рамках государственной политики инклюзивного образования, предполагающей нормативно-правовое, кадровое, информационное и учебно-методическое сопровождение обучения. Исследовательские практики в области инклюзии в большей степени сосредоточены на критике имеющихся барьеров и мериократической политики университетов либо на организационно-педагогических аспектах обучения в смешанных группах. Слабо исследованы факторы конструирования жизненного мира и возможности саморазвития студентов с инвалидностью, в особенности если речь идет о среде внеучебной деятельности обучающихся; не раскрыт потенциал экскурсионных показов для нравственного развития и становления ценностно-смысловой сферы студентов-инвалидов. Вместе с тем существенные историко-культурные туристские ресурсы Российской Федерации, и в первую очередь высокодуховные практики, отображенные в литературе, архитектуре и иконографии, образуют лежащий на поверхности, но до сих пор мало освоенный потенциал для наполнения важными нравственными категориями мировоззрения молодежи, находящейся в трудных жизненных условиях.
Цель данного исследования – обоснование и разработка историко-литературной экскурсии с учетом состояния здоровья и образовательных потребностей студентов – инвалидов-колясочников. Задачи исследования: 1) выявление образовательного потенциала экскурсионного показа с учетом культурной составляющей его объекта, в данном случае имеющего агиографическую и иконографическую составляющую; 2) разработка содержания и структуры поэтапной реализации историко-литературной экскурсии по Троице-Сергиевой лавре; 3) обоснование педагогических условий и методов экскурсионного показа историко-литературной экскурсии; 4) проектирование маршрута экскурсии с учетом особенностей передвижения и восприятия экскурсантов; пилотное тестирование маршрута; 5) обобщение основных положений методики организации и проведения историко-литературной экскурсии для маломобильных студентов; определение содержания деятельности педагога.
Обзор литературы / Literature review
Опыт разработки историко-культурных и литературных экскурсий, способствующих эмоциональным переживаниям экскурсантов и побуждающих их испытывать сопричастность изучаемым событиям и явлениям, благодаря чему обладающих существенными образовательными возможностями, насчитывает более 100 лет и ведет свое начало с описания методов проведения экскурсионных показов для обучающихся, прежде всего, в сборниках: «Школьные экскурсии: их значение и организация» под редакцией Б. Е. Райкова [1], изданного в 1910 году, и «Культурно-исторические экскурсии» под редакцией Н. А. Гейнике [2], изданного в 1923 году. К основным методическим принципам экскурсионных показов в них были, в частности, отнесены: обязательное наличие концептуального ядра экскурсии; изучение образов (литературных героев, выдающихся личностей) через сравнение их изображений средствами разных искусств; показ исторических памятников в следующих представлениях: образец художественного творчества; живая память конкретной исторической эпохи; выразитель определенного мировоззренческого направления; явление, запечатленное в литературном произведении; творчески активный характер постижения знаний экскурсантами и др. На необходимость разработки экскурсионного материала на основе сюжета экскурсии указывал автор самого известного учебника по экскурсоведению последних 30 лет Б. В. Емельянов [3]. На особенности экскурсионного дискурса, основанного на имеющей ключевое значение нравственной идее, указывают А. В. Ангел и др. [4] Исследования в рамках «музейной педагогики» обращают внимание на необходимость учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся [5]. Современные методы и приемы экскурсионных показов охарактеризовал A. Баумейстер [6], особо выделив прием использования ментальных карт для обучения взрослых экскурсантов. Г. Глаззе и Ф. Вебер описали этапы проведения экскурсии как образовательного мероприятия [7]. M. Шлеттерер и соавторы охарактеризовали опыт студенческих проектов, реализуемых во время подготовки и участия в экскурсии [8].
Особенности образовательной деятельности студентов с инвалидностью и ее средовое окружение довольно широко освещены социологическими исследованиями; так, Э. К. Наберушкина [9] обращает внимание на проблему сегрегации молодых инвалидов посредством использования различных форм общения, имеющих некорректный характер (гипервнимание, экзотизация и др.). Различные аспекты проявлений (и обусловленности) социального самочувствия студентов с инвалидностью, их демотивированности в участии в различных сообществах и активной деятельности исследовали О. В. Бессчетнова и др. [10] П. Р. Гамильтон и соавторы охарактеризовали причины одиночества студентов с хроническими заболеваниями [11]. М. Марото и другие [12] исследовали признаки социального дистанцирования студентов-инвалидов. Эдди Пас-Мальдонадо и другие ученые [13] описали опыт валидации научного инструментария, базирующегося на индексе инклюзии в высшей школе. Б. Трау и соавторы [14], анализируя задачи оптимизации, стоящие перед современным образованием, обращают внимание на возникающие в связи с ними эссенциалистские противоречия с такими понятиями, как справедливость, мудрость, красота и др. Отдельные феноменологические педагогические исследования, среди недавних укажем авторские (в соавторстве) работы 2024 года, обратили внимание на механизмы компенсации компетентностных дефицитов студентов с инвалидностью (прежде всего, речь идет о компетенциях общения и взаимодействия в команде). Так, в исследовании жизненного мира студентов-инвалидов приводится аргументация, подтверждающая положительный образовательный эффект проживания и организации совместной образовательной деятельности в инклюзивном кампусе [15]. Сопоставительное исследование, посвященное отношению к студентам с инвалидностью их однокурсников, выявило признаки трансформации восприятия со времени реализации инклюзивной политики в вузах [16]. Проблемы личностной самоидентификации студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (маломобильных студентов) исследовали К. М. Белокопытова и соавт. [17]; ученые, в частности, пришли к выводам о психологическом дискомфорте, опасениях стать изгоями в группе, «вытеснении из общественно-университетской активной жизни». К заключению о преимуществах применения методов дифференциальной педагогики в учебной группе, на основе сравнения методов дифференциальной, инклюзивной, интеграционной и специальной педагогики, приходит К. Пур [18]; по мнению ученого, дифференциальный подход позволяет оптимально учесть особенности здоровья и специфичной учебной культуры студентов.
Различные аспекты, связанные с воспитанием общественных качеств личности студента, развитием его ценностно-смысловой сферы, формированием ценностных сообществ студентов, в том числе в инклюзивной воспитательной среде вуза, исследованы в трудах Е. А. Левановой и др. [19] Е. Ю. Илалтдинова и Н. А. Мандрова изучали аксиологические основы проектирования сообществ [20]. А. В. Киселев [21] разработал педагогические условия применения проектного метода в формировании культурной идентичности обучающихся и др.
Туризм как метод реабилитации рассматривают в своем исследовании Л. Г. Невеличко и И. М. Воротилкина [22]. Методику реализации дифференцированного подхода к организации туризма для инвалидов представили в своей недавней статье «Инклюзивные маршруты экологического туризма в Калининградской области: от теории к практике» Д. П. Филиппенко и С. М. Гуцол [23]. В работе, наряду с обобщением опыта построения доступных для маломобильных экскурсантов экологических маршрутов, представлен организационный опыт комплексного проекта «Природа – детям: инклюзивный экологический туризм в Калининградской области».
Отдельные технологические аспекты экскурсионных показов для маломобильных обучающихся исследованы А. С. Малафий [24], в частности, ученым проанализирована возможность использования во время экскурсии для туристов с особыми потребностями специфических методических приемов во время предварительного осмотра, панорамного показа (возможно, только частично, по мнению автора), зрительного анализа, зрительной реконструкции (частично) и др. Автор приводит перечень критериев оценки экскурсий для маломобильных граждан; среди них есть общие (для всех групп экскурсантов, вне зависимости от состояния здоровья участников) и особенные, в частности, такой критерий, как «адаптированность текста в соответствии с категорией и степенью инвалидности, выбор методов показа и рассказа». Общие вопросы, связанные с инклюзивными экскурсиями как технологией социальной реабилитации детей-инвалидов, рассмотрела в своей статье С. Е. Глебова [25]. Важность включения туриста с инвалидностью в социум подчеркивают Л. В. Ларченко и соавт. в своем исследовании, посвященном реабилитационному потенциалу инклюзивного туризма [26].
В ключе активно развивающегося в настоящее время направления «Педагогика культуры» ее ведущие представители: Е. Л. Кудрина, Н. Н. Ярошенко, А. Д. Жарков и другие – подчеркивают определяющий характер «междисциплинарной рефлексии культурных аспектов педагогической деятельности» [27]. Место и значение «педагогики культуры» в понятийно-терминологической системе общей педагогики исследовал Н. Н. Ярошенко [28].
Проведенный анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что научное понимание проблематики, связанной с образованием студентов-инвалидов, образующих особую когорту обучающихся высшей школы, сформировано асинхронно в различных исследовательских областях. Рассредоточенный характер знаний не позволяет представить существующую ситуацию в совокупности возникающих аспектов – ценностно-смысловых и прикладных: психолого-педагогических, технологических и др. В то же время перспективным видится подход, основанный на междисциплинарной рефлексии образовательной деятельности, концептуализируемой в рамках активно развивающейся педагогики культуры. В этом ключе, в частности, представляется осуществимым проектирование педагогических условий реализации образовательного мероприятия (в форме экскурсии), учитывающего комплекс специфических характеристик молодых инвалидов-колясочников как обучающихся с особыми образовательными потребностями, находящихся в особых жизненных обстоятельствах.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследование проведено в русле комплексного, системного, концептуального и средового подходов. Исходными являются положения: о ситуационно-событийном механизме в контексте парадигмы личностно-развивающего образования, сошлемся здесь на его основные характеристики в трудах В. В. Серикова [29]; об образовательном потенциале и воспитывающем воздействии экскурсий на сознание людей, охарактеризованном И. В. Зориным и В. А. Квартальновым [30]; о туристском путешествии как образовательном событии – Е. С. Сахарчук [31]. В ходе исследования использовались материалы краеведческого и искусствоведческого характера из открытых источников, агиографические тексты и тексты литературных произведений, иконографические образцы, материалы экспертных интервью и невключенных наблюдений, учебно-методическая документация, материалы картографического характера.
Первый этап работы был связан с использованием теоретических и эмпирических методов исследования: изучения литературы, технологического и педагогического проектирования. На этом этапе на основе анализа педагогической документации, материалов педагогических бесед и невключенного наблюдения были определены характеристики совокупности исходных знаний и ассоциаций в предметной области студентов I и II курсов разных направлений подготовки московской организации инклюзивного высшего образования «Российский государственный университет социальных технологий» (РГУ СоцТех), имеющих инвалидность в связи с болезнями двигательного аппарата (N = 24). Разработанный проект историко-литературной экскурсии по Сергиеву Посаду для маломобильных студентов на втором этапе исследования был проверен в пилотном тестировании с привлечением аспирантов-волонтеров; на третьем этапе сделаны теоретические обобщения, сформулированы основные практико-ориентированные научно-методические рекомендации по организации и проведению экскурсии и деятельности педагога.
Ограничением исследования является география проекта; в качестве дестинации экскурсионного выезда маломобильных студентов был определен город Сергиев Посад с главной своей святыней – Свято-Троицкой Сергиевой лаврой; основное содержание экскурсионного показа связано с жизнью и служением преподобного Сергия Радонежского.
Результаты исследования / Research results
Ценностно-смысловые доминанты экскурсионного показа. Выбор в качестве основного объекта экскурсионного показа Свято-Троицкой Сергиевой лавры – крупнейшего мужского монастыря Русской православной церкви – обусловлен определением ключевой нравственной идеи экскурсии, заключающейся в ценностях «смирения и любви»: стремлении к нравственному совершенству и духовному преображению, устроению жизни добром и любовью.
Фокусирование на наиболее важных аспектах человеческого существования и осмысленное преодоление эгоистических устремлений [32] относится к ряду наиболее злободневных проблем воспитания современной молодежи, более остро стоящей в ситуациях, когда молодые люди испытывают особенную тяжесть многосложности жизненных обстоятельств, так, как это происходит у большинства студентов с тяжелой формой инвалидности.
Ключевая нравственная идея экскурсии является базовой характеристикой ее содержания и выражается посредством темы экскурсионного показа, опоры на историко-художественные факты, синтеза искусств, четырехмерного представления объектов изучаемого культурного ландшафта. В качестве основной темы экскурсии была определена жизнь и служение преподобного Сергия Радонежского. Выбор темы обусловлен следующими факторами:
1) значимость личности Сергия Радонежского (1314–1392) как самого почитаемого святого русского православного мира, чью жизнь можно рассматривать как «реальный пример возможности достижения в обычных жизненных обстоятельствах духовного совершенства»;
2) непосредственная связь возникновения Свято-Троицкой Сергиевой лавры и города Сергиева Посада с подвижнической деятельностью преподобного Сергия Радонежского, наличие артефактов, связанных с личностью преподобного Сергия Радонежского: «Икона-реликвия “Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому”» (1588), Покров на раку преподобного Сергия Радонежского, Серебряная чаша «просвиры носити и на освещение водам»» и др. [33];
3) наличие свидетельств жизни и мировоззрения преподобного Сергия Радонежского в сохранившихся русских средневековых текстах, в первую очередь «Жития преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского чудотворца и похвальное ему слово», написанного его учеником Епифанием Премудрым в 1419 году и переработанного во второй четверти XV века Пахомием Логофетом [34], а также последующих изложений его жития.
Раскрытию ценностно-смысловых доминант (выраженных в ключевой нравственной идее и ее тематизации) способствует определение источников историко-художественных фактов в соответствии с принципами соответствия, телеологичности, систематичности и последовательности; с учетом необходимости обеспечения каждого из этапов 3-этапной структуры экскурсии как образовательного мероприятия (подготовка к экскурсии, проведение экскурсии/участие экскурсантов, подведение итогов/обеспечение постэкскурсионного развития). В табл. 1 представлены результаты отбора источников (включают наряду с литературными текстами тексты искусствоведческого и аналитического характера).
Разработка структуры и содержания историко-литературной экскурсии по городу Сергиеву Посаду для маломобильных студентов, рассматриваемой как образовательное мероприятие, включает в себя следующие компоненты:
– диагностический: определение уровня подготовленности студентов к освоению содержания экскурсии (методы диагностики: анализ учебных планов и другой педагогической документации, экспертные интервью с преподавателями профильных дисциплин (истории, литературы и др.), беседа с обучающимися);
– психолого-педагогический: выявление особенностей учебной культуры и межличностной коммуникации маломобильных студентов (методы: экспертные интервью с кураторами групп, психологом, социальным работником вуза, невключенное наблюдение);
– содержательно-технологический: определение последовательности и предварительного объема предъявления экскурсионного материала по этапам (объем материала будет уточняться при хронометрическом проектировании маршрута), разработка сценария экскурсионного показа.
Таблица 1
Результаты отбора источников по темам
|
№ п/п |
Тема |
Название источника |
Этап экскурсии как образовательного мероприятия |
|
1 |
Агиография как литературный жанр. Структура жития |
Аверина С. А. Агиография Древней Руси как литературный жанр [35]
|
Подготовка экскурсантов к экскурсии |
|
2
|
Житие Сергия Радонежского |
«Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского чудотворца и похвальное ему слово» Пахомия Логофета, а также последующие изложения жития [36]. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра) [37] |
Подготовка экскурсантов к экскурсии |
|
4 |
Введение в иконографию
|
Николаева С. В., Воронцова Л. М., Черкашина Г. П., Шитова Л. А. Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. Иконография XV – начала XX века. Альбом-каталог [39] |
Подготовка экскурсантов к экскурсии |
|
5 |
Троице-Сергиева лавра: основные исторические факты |
Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. [40] |
Подготовка экскурсантов к экскурсии |
|
7 |
Сопоставительное исследование фактов из исторических источников о Троице-Сергиевой лавре и артефактов современной Троице-Сергиевой лавры |
Зубов В. П. Архитектура Троице-Сергиевой лавры. Исторический очерк [41] Кавельмахер В. В. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры как аналог московского Успенского собора (к постановке проблемы) // Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация» [42]. Умняков П. Н., Умнякова Н. П., Алдошина Н. Е. Сохранение древних шедевров русской иконописи Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры [43] |
Проведение экскурсии/участие экскурсантов |
|
8 |
Троице-Сергиева лавра в творчестве писателей ХХ века |
Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский: сборник [44] |
Подведение итогов/обеспечение постэкскурсионного образования |
Исходя из содержания ценностно-смысловых доминант экскурсии, назовем ее «Житие, чудеса и подвиги преподобного Сергия Радонежского» и, учитывая особенности, связанные со здоровьем экскурсантов, считаем обоснованным представить образовательную цель как развитие навыка саморефлексии в контексте познания православного образа жизни.
Организационный уровень предполагает осуществление последовательности мероприятий, цель которых – достижение положительного результата образования, представлен, как было обозначено выше, тремя последовательными этапами, каждый из которых имеет одинаковую важность. Динамика развития рефлексии предполагает уровневый переход: от стихийно-эмпирического и репродуктивного до системно-деятельностного и творческого [45]. Событийный характер экскурсии, даже при условии относительно длительной подготовки к ней, предполагает в основном возможность достижения репродуктивного уровня, в отдельных случаях более продвинутых уровней, в связи с чем обоснованы дидактические средства, составляющие совокупность образовательной игровой и проектно-творческой деятельности студентов. Специфические личностные особенности, обусловленные тяжелой инвалидностью, предъявляют особые требования к деятельности педагога (выступающего в роли экскурсовода), которому необходимо владеть приемами: фасилитации, формирования позитивной атмосферы в группе, опоры на ассоциации экскурсантов и мотивирования эмоционального резонанса экскурсантов; методами: геймификации, дивергенции, убеждения и вовлечения.
Подчеркнем значение метода мультиканального восприятия информации. К маломобильным экскурсантам не применимы такие эффективные методы экскурсионных показов, как метод прогрессивной мышечной релаксации, обеспечения разнообразия ландшафтного профиля и другие, связанные с особенностями восприятия информации во время ходьбы; следовательно, необходимым условием поддержания эмоционального резонанса должны быть методы, интенсивно воздействующие на другие каналы восприятия: рассказ-беседа, беседа с представителями изучаемой среды, прослушивание музыки, церковных песнопений и колокольных звонов, зачитывание фрагментов текстов и др. (слух); сравнение исторических изображений и современных ландшафтов, литературных и живописных образов, объектов наблюдения в разных видах искусств и др. (зрение); акцент на ощущениях, связанных с запахами и прикосновениями (осязание и обоняние); методы, ориентированные на использование других каналов: эмоций, общения, поиска/эвристики и др.
Проектирование маршрута экскурсии с учетом особенностей передвижения и восприятия экскурсантов; тестирование маршрута. На рисунке ниже отображен маршрут экскурсии «Житие, чудеса и подвиги преподобного Сергия Радонежского». Разработанный маршрут соответствует ГОСТ Р 59812-2021 «Доступность для инвалидов городской среды» (раздел «Общие требования по обеспечению доступности для инвалидов пешеходных коммуникаций») [46].
Маршрут стартует от железнодорожного вокзала города, проходит вдоль железной дороги по улице Сергиевская к Смотровой площадке на Блинной горе, далее – к улице Вознесенская, Красногорской площади и продолжается по территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Маршрут экскурсии «Житие, чудеса и подвиги преподобного Сергия Радонежского»
В табл. 2–4 отражены результаты разработки экскурсионного маршрута по местам остановок по трем последовательным этапам: маршрут до лавры, маршрут по лавре, маршрут после лавры – с указанием используемых дидактических средств и методов экскурсионного показа с учетом имеющейся специфики.
Тестирование маршрута. Тестирование маршрута «Житие, чудеса и подвиги преподобного Сергия Радонежского», реализованное летом 2025 года преподавателями и аспирантами – волонтерами Государственного университета просвещения и РГУ СоцТех (два преподавателя, два аспиранта) с целью установления соответствия маршрута и содержания экскурсии, в частности:
1) уточнения трассы движения;
2) проверки целесообразности остановки в намеченных предварительно местах и выявления возможных помех во время экскурсии;
3) выбора вариантов расположения инвалидов-колясочников на местах остановки относительно экскурсовода и осматриваемых перспектив;
4) проведения хронометража.
Таблица 2
Характеристика экскурсионного маршрута до лавры
|
№ п/п |
Место остановки |
Аксиологические аспекты тематики, основная тематика экскурсии |
Дидактические приемы, методы |
Прием/метод экскурсионного показа |
|
1 |
Прибытие на железнодорожный вокзал (поезд из Москвы), Вокзальная площадь, начало движения по улице Сергиевская |
Значение преподобного Сергия Радонежского для Русского государства. Связь преподобного Сергия с идеей о Святой Троице; краткий рассказ о иконе Святой Троицы. Идея «близкой истории», соприкосновение с историей через соприкосновение с личностью святого (гуманизация знания) и понимание учения о Святой Троице (теологическое просвещение) |
Прием вовлечения, инструктаж, беседа |
Движение, предварительный осмотр, заслушивание фрагмента аудиозаписи повести Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» |
|
2 |
Блинная гора. Смотровая площадка. Скульптура «Чудо о птицах». Панорама лавры. |
Идея преодоления себя и воплощения идеала жизни в Боге, воплощенная личностью преподобного Сергия Радонежского и созданной им монашеской общиной; идея духовного спасения и преображения земной жизни |
Сопоставление исторических изображений и современных ландшафтов, сбор и анализ информации |
Панорамный показ, зрительный анализ, прием зрительной реконструкции, цитирование из «Жития» |
|
3 |
Спуск по Вознесенской улице. Подол. Вид на Храмы Параскевы Пятницы (16 век) и Введения во храм Пресвятой Богородицы (16 век). |
Идея о созидающей и объединяющей роли личности преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства. Краткий экскурс в историю. Рассказ об осаде 1608–1610 годов (15 месяцев 9 дней) и первом значительном отпоре польско-литовской интервенции. Мысль о том, что в тяжелое время люди укреплялись духовной помощью преподобного Сергия |
Ролевая игра (студенты выступают в роли кураторов студенческих групп и задают вопросы с тем, чтобы провести потом беседу с однокурсниками), сбор и анализ информации |
Переключение внимания, локализация событий |
|
4 |
Красногорская площадь. |
Исследование понятия «агиография» через сравнение с биографией. Каноническая структура жития. Параллель между житием и иконой. Теологическое просвещение: житие как словесная икона человека |
Групповое обсуждение (обмен мнениями, аргументация и контраргументация), фасилитация |
Зрительный анализ |
Таблица 3
Характеристика экскурсионного маршрута по лавре
|
№ п/п |
Место остановки |
Аксиологические аспекты тематики, основная тематика экскурсии |
Дидактические приемы, методы |
Прием/метод экскурсионного показа |
|
1 |
Лаврские ворота. Росписи парадного входа |
Рассказ о ключевых событиях жития. Святые ворота под Красной башней и церковью Иоанна Предтечи: по обеим сторонам – фрески с картинами из «Жития преподобного Сергия», в том числе фреска, изображающая преподобного Сергия с медведем: акцент на способности преподобного к святой любви, состраданию к любому живому существу, восстановлении в нем образа райского человека, который не был во вражде со зверями |
Встреча с представителем историко-культурного комплекса Троице-Сергиевой лавры. Метод геймификации (поиск сюжетов фресок по описаниям), сравнение литературных и живописных образов, фасилитация |
Зрительный анализ |
|
2 |
Дорога к главной площади и Троицкому собору. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой, Успенский собор, церковь Святого Духа |
Рассказ об иконографии Святой Троицы: сравнение фрески на фасаде церкви Иоанна Предтечи «Троица Ветхозаветная» и Троицы иконописца Андрея Рублева. Подготовка студентов к встрече с иконой «Троица» в иконостасе Троицкого собора. Рассказ об истории храмов, заложенных по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей (церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой, 1686–1692), по приказу царя Иоанна IV (Успенский собор, 1559–1585), по указу Ивана III (церковь Святого Духа, 1476–1477) |
Беседа, сбор и анализ информации |
Зрительный анализ
|
|
3 |
Главная площадь Троице-Сергиевой лавры |
Рассказ о чуде Явления Богородицы преподобному Сергию, об обретении мощей. Рассказ о самом древнем соборе. Троицкий Собор (1422–1423 годы), об иконах в иконостасе Троицкого собора и раке с мощами преподобного Сергия Радонежского. Рассказ о постройках XVIII века, о русских императрицах: Анне Иоанновне и Елизавете Петровне, при которых строились Колокольня (1741–1770) и Смоленская церковь (1746–1753) |
Беседа, сбор и анализ информации |
Зрительный анализ
|
|
4 |
Троицкий собор |
Рассказ об устроении Троицкого собора, фресках, иконостасе. Особое внимание уделяется иконе «Троица» письма Андрея Рублева и раке преподобного Сергия Радонежского |
Интерактивная лекция |
Слушание песнопений в храме, зрительный анализ, акцент на обонятельных ощущениях |
|
5 |
Дорога к Московской духовной академии мимо гробницы Годуновых у Успенского собора |
Рассказ о вкладах Годуновых в монастырь, о вышивальщице царевне Ксении Годуновой, вышившей покровец для изголовья мощей Сергия Радонежского (изображение «Троицы») и о традиции обучения мастерству в стенах Троице-Сергиевой лавры. Идея православного жизни, помогающей людям укреплять свою совесть, спокойно и уверенно жить, возрастать в любви к людям |
Беседа с элементами лекции, сбор и анализ информации |
Движение, слушание колокольных звонов, зрительный анализ |
|
6 |
Московская духовная академия |
Рассказ о почитании преподобного Сергия династией Романовых и о передаче в 1814 году (после московского пожара) здания Царских чертогов для расположения в ней Московской духовной академии, мысль о традиции русской благотворительности |
Беседа, прием вовлечения, сбор и анализ информации |
Движение, зрительный анализ |
Таблица 4
Характеристика экскурсионного маршрута после лавры
|
№ п/п |
Место остановки |
Аксиологические аспекты тематики, основная тематика экскурсии |
Дидактические приемы, методы |
Прием/метод экскурсионного показа |
|
1 |
1-й этаж Московской духовной академии. Трапезная в Московской духовной академии |
Осмотр настенных росписей Московской духовной академии, рассказ о продолжении традиций иконописания в Академии в X–XXI веках. Подведение итогов экскурсии. Беседа, обмен впечатлениями |
Беседа, элементы лекции |
Зрительный анализ, акцент на обонятельных и вкусовых ощущениях |
|
2 |
Выход из лавры через Святые ворота. Красногорская площадь. Памятник преподобному Сергию Радонежскому |
Беседа о памятнике преподобному Сергию Радонежскому, о географии мест, связанных с памятью Сергия Радонежского: село Радонеж, Покровский Хотьков монастырь, Свято-Благовещенский монастырь. Идея: поддержание традиций объединяет общими воспоминаниями, ценностями и опытом |
Проектно-творческий (обмен знаниями по заранее изученным объектам). Проектно-творческое задание по результатам экскурсии: написание эссе или стихотворения по впечатлениям от знакомства с житием преподобного. Сергия Радонежского |
Панорамный показ, зрительный анализ |
Проведенное тестирование маршрута позволило уточнить детали маршрута: переходы между местами остановки, длительность пребывания на каждом месте остановки с учетом интенсивности движения людских и транспортных потоков (продолжительность экскурсии по лавре – один час в соответствии с ГОСТ 32613-2014, перемещение по маршруту до и после лавры предполагает периодические остановки для отдыха; общая продолжительность экскурсии, включая остановки на отдых и заключительную беседу, составляет три часа); расположение группы на каждом месте остановки. Было установлено, что для разработанного маршрута численность инвалидов-колясочников в одной группе не должна превышать 7–8 человек (то есть меньше, чем рекомендовано в Приказе Минкульта от 16.11.2015 № 2803 – 8–10 человек).
Обобщение основных положений методики организации и проведения историко-литературной экскурсии для маломобильных студентов
Последовательность этапов разработки экскурсии:
- Определение ключевой нравственной идеи, актуальной с учетом специфики мировоззрения и личностной самоидентификации студентов с тяжелыми формами инвалидности.
- Обоснование тематики экскурсионного показа, раскрывающей ключевую нравственную идею и опирающейся на историчность, познавательную ценность и художественную выразительность объектов экскурсионного показа.
- Отбор и систематизация источников историко-художественных фактов под каждый тематический блок.
- Систематизация тематических блоков, соотнесение каждого из них с этапами экскурсии – образовательного мероприятия (подготовка к экскурсии, проведение экскурсии/участие экскурсантов, подведение итогов экскурсии/обеспечение постэкскурсионного развития.
- Разработка содержания экскурсии как образовательного мероприятия: диагностика входных знаний потенциальных экскурсантов, выявление особенностей учебной культуры, формулировка образовательной цели, разработка сценария экскурсионного показа.
- Определение педагогических условий проведения экскурсии по трем этапам ее проведения (подготовка/непосредственно экскурсионный показ и активность экскурсантов, обсуждение результатов, рефлексия, дальнейшее развитие).
- Проектирование маршрута с учетом особенностей передвижения и восприятия информации инвалидами-колясочниками, с местами остановок и детализацией используемых методов и приемов экскурсионного показа.
Рекомендации по организации деятельности педагога: 1) организация и проведение экскурсии с участием в качестве экскурсантов лиц с инвалидностью – это отдельный проект, каждый компонент которого имеет значение и поэтому нуждается в тщательной подготовке и соответствующем учете в преподавательской нагрузке; 2) к проекту целесообразно привлекать аспирантов и магистрантов, а также участников волонтерского движения вуза; 3) общая продолжительность мероприятий составляет от одного-двух месяцев до одного семестра, в связи с чем целесообразно включать активное участие в экскурсии и выполнение творческих заданий по ее результатам в показатели, учитываемые при аттестации текущих знаний гуманитарных дисциплин.
Заключение / Conclusion
Развитие навыка саморефлексии в контексте познания православного образа жизни как образовательная цель экскурсии «Житие, чудеса и подвиги преподобного Сергия Радонежского» для маломобильных студентов позволяет сфокусировать внимание обучающихся на таких ключевых ценностях, как сострадание и любовь к людям, труд, совесть, сохранение памяти и традиций предков. Трехэтапная структура экскурсии последовательно раскрывает для студентов, испытывающих особенные сложности жизненных обстоятельств, главенствующее направление саморазвития – укрепление качеств общественной личности и преодоление эгоизма. Авторская методика разработки историко-литературной экскурсии с учетом состояния здоровья и образовательных потребностей студентов – инвалидов-колясочников охватывает комплекс аспектов проектирования образовательного мероприятия: аксиологических, психолого-педагогических, экскурсионно-технологических, операционных, позволяя, таким образом, преодолеть дисциплинарную деструкцию и праксиологический разрыв в предметной области, подчеркивая одновременно взаимодополняющее значение педагогических и экскурсионных приемов и методов. Содержание разработанной экскурсии может быть использовано в системе воспитания вузов для групп студентов без особенностей здоровья или смешанных групп. Предложенная в исследовании последовательность этапов разработки экскурсии как образовательного мероприятия может быть применена при проектировании других мероприятий внеучебной деятельности студентов. Дальнейшее направление исследований видится в уточнении содержания деятельности и роли педагога, исследовании комплексных (психолого-педагогических и экскурсионно-технологических) условий разработки и проведения экскурсий – образовательных мероприятий для обучающихся с другими нозологиями инвалидности и смешанных групп.

Elena S. Sakharchuk