Full text

Введение / Introduction

 

Отечественное гуманитарное образование способно отвечать вызовам, связанным с общими социокультурными изменениями. Д. А. Соловьев отмечает переход от постмодерна к метамодерну Новейшей истории, т. е. «модерну современности» [1], в котором происходят парадигмальные изменения, в том числе с возрастанием роли гуманитарной составляющей обучения в качестве приоритетной для всестороннего формирования личности студента. Е. Е. Дутчак и Т. Е. Болдовская определяют данный процесс как «переформатирование социогуманитарного знания» [2]. Вопрос о становлении выпускника вуза как всесторонне развитого, способного отвечать на мировоззренческие вызовы, является актуальным и значимым при формировании морального и художественного аспектов философии искусства, диалектику которых отмечают Ж. В. Федорова и М. П. Тимошенко [3]. Взаимосвязь морального и художественного влияет на формирование экзистенциальной установки и дает, выражаясь словами А. О. Карпова, «внутреннее основание человеческому существу брать себе имя “человек”» [4]. В условиях трансформации общества система образования не только адаптируется к требованиям современности, но и должна формировать педагогическое лидерство для «эффективности конструктивных преобразований», о необходимости которых пишут эквадорские исследователи М. Ф. Сехас Мартинес, Д. Х. Мендоса Веласко, М. Наварро Сехас, Х. П. Моралес Коросо [5].

Философия искусства – наука, которая окончательно оформилась в культуре Нового времени. Она определила тенденции развития современного искусства не только в теоретическом плане, но и практически, обозначив отличные от классического искусства критерии художественности, «по обе стороны реальности» (классического и современного искусства), в определении И. В. Кондакова [6], специфику художественного образа и предметности искусства цифровой эпохи, иммерсивного опыта восприятия. Безусловно, в творческих вузах процесс обучения имеет выраженную специфику, состоящую в содержательном анализе произведений искусства, которые должны быть осмыслены и с философской точки зрения. Современному прочтению эстетики как философии искусства посвящена статья Г. Г. Коломиец [7].

Курс «Современная философия искусства» для студентов творческих специальностей является значимым не только в качестве теоретической дисциплины, но и как междисциплинарная область знания, включающая в свое пространство многие науки (философию, эстетику, психологию, педагогику, искусствознание и др.). Авторский курс прошел апробацию в Институте национальной культуры, в котором осуществляется обучение по направлениям подготовки бакалавриата («Искусство народного пения», «Народная художественная культура», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и др.), магистратуры («Культурология»). Изучение данного курса направлено на формирование у студентов осознанного отношения к искусству как способу бытия человека в мире с позиций их творчества, философской рефлексии современной художественной образности, а также, как определяет Б. И. Пружин, «человекоразмерности» современного искусства [8], тем более что современные технологии, применяемые в искусстве, с точки зрения И. М. Лисовец, изменяют понимание и трактовку художественного образа как основной категории искусства [9].

Философия искусства обогащает свой понятийный аппарат через критический анализ современных художественных практик, что является актуальным и значимым для студентов творческих специальностей с точки зрения формирования у них философско-эстетического отношения к искусству. Процесс обучения творческим специальностям не только имеет ярко выраженную специфику, состоящую в индивидуальном подходе со стороны преподавателя к каждому студенту, но и формирует образное мышление на лучших образцах искусства. При этом смысловое наполнение современного искусства зависит от умения студентов критически рефлексировать процесс создания художественной образности в различных видах искусства. В связи с этим определение значения методологии философии искусства для формирования профессиональных компетенций у студентов творческих вузов является актуальным и значимым.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Проблема, заявленная в данной статье, требует определения основных концептуальных направлений, сложившихся в научной литературе.

Прежде всего, выделим исследования, в которых обосновано значение междисциплинарности в процессе профессиональной подготовки специалистов творческих специальностей. И. Лянвэнь и Т. М. Резер, исследуя данный феномен в обучении и воспитании, выделяют три аспекта философии образования: «холизм как целостность и единство знаний, прагматизм прикладной ценности знаний и конструктивизм развития личности в социокультурном пространстве» [10]. Авторы справедливо отмечают «синергетический эффект» взаимодействия различных дисциплин при их интеграции в образовательный процесс, для улучшения качества обучения и развития творческих способностей у студентов, «особенно творческих специальностей».

Проблеме значения философского анализа теории практики посвящена статья И. И. Еникеевой, В. Л. Бенина, Ф. Р. Абдрахмановой, в которой авторы определяют междисциплинарные педагогические исследования как системную область научного знания, которая не только объединяет различные предметные методы, но и формирует целостное представление о философской теории практики как методологической основе. Значение теории практики междисциплинарных педагогических исследований заключается в том, что определяется ее «роль в формировании профессиональных знаний, ценностей и компетенций, как учащих, так и обучающихся» [11], что, безусловно, актуально и значимо для решения задач обучения студентов творческих специальностей.

В статье исследователя из Словакии Д. Греховой определяется соотношение философии, психологии, искусства в аспекте творчества как проявления индивидуальности, средства самовыражения и двигателя прогресса. Анализируя феномен творчества в историко-философском аспекте, автор акцентирует его понимание как навыка, «который можно развивать, и процесс, которым можно управлять» [12]. Нельзя не согласиться с автором статьи в том, что результат творческой деятельности имеет специфику, состоящую в формировании нового и ценностного отношения к творческой деятельности. Таким образом, образовательный процесс у студентов творческих специальностей направлен на формирование профессиональных компетенций, связанных с творчеством как целью, результатом и способом взаимодействия личности с окружающим миром. И. Н. Сапутро, Т. Махфуд, А. И. Сари, Сукатиман в коллективной статье подчеркивают значение «социального капитала, мотивации и самоэффективности в формировании индивидуального творческого поведения» [13].

Гуманитарная составляющая процесса образования в творческом вузе способствует формированию культурной и художественной идентичности в современных условиях. Особенностям преподавания гуманитарных предметов в творческом вузе (на примере ГИТИСа) посвящено исследование Ю. С. Метелкиной. Автор отмечает значение межпредметных связей, которые позволяют «лучше закрепить материал, повышают интерес к изучению гуманитарных предметов» [14]. Заслуживает внимания опыт проведения художественных практик, международных плэнеров для студентов творческих специальностей педагогических вузов России и Республики Беларусь. В коллективной статье М. В. Соколова, М. О. Кучеревской, О. В. Шаляпина, С. М. Кобачевской [15] представлен анализ международного творческого конкурса студентов «Без границ», результатом которого является формирование ценностных установок и художественно-творческих навыков студентов вузов-партнеров.

Отдельным блоком для анализа являются исследования по философии искусства и эстетики. Отметим, что до настоящего времени в гуманитарной науке не сложилось однозначного ответа на вопрос об их разграничении. Значение исследований видного отечественного исследователя Л. А. Закса заключается в определении методологии современной эстетики, формирующей новые «номинации эстетических ценностей и смыслов» [16]. Философии искусства как составляющей современной эстетики посвящены работы В. В. Бычкова и Н. А. Маньковской, которые стали «классическим» примером изучения современной «постнеклассической эстетики и философии искусства» [17].

Авторский подход состоит в разграничении эстетики и философии искусства. Если эстетика как наука – результат развития и трансформации философского знания в целом, то философия искусства как наука возникла в эпоху Нового времени как философский анализ новаторских практик в сфере искусства. Задачей философии искусств является определение фундаментального значения искусства в культуре, что приобретает особое значение в условиях современности. Философия искусства как самостоятельная наука стала адекватным способом понимания и объяснения природы современного искусства.

Формирование тезауруса современной философии искусства находится в процессе становлении и связано с общими проблемами эстетики. Ф. И. Гиренок определяет художественную реальность как «точку восприятия искусства», в которой человек «живет в мире образов и может воздействовать на себя только во времени» [18]. Вопросам взаимосвязи художественной реальности и образовательного процесса посвящена коллективная статья Т. В. Павленко, И. Ю. Пушкаревой, А. Шиль, В. С. Елагина, Е. А. Пушкаревой, в которой авторы определяют значение «информационного технологически развивающегося общества, предъявляющего новые требования к формированию творческой личности»» [19]. Проблема формирования художественного мышления, в том числе с использованием современных образовательных технологий, рассматривается А. А. Коноваловым и И. Ю. Кобелевой [20].

В общем объеме научных исследований по философии искусства, ставших уже классическими, отметим работу Г. Гордона, определяющего данную науку как составную часть эстетики [21]. В недавно изданной на русском языке книге английского философа и художественного критика Г. Герберта содержится общий анализ проблем философии искусства, биографии художников первой половины ХХ века [22]. В данных исследовательских контекстах философия искусства понимается как составная часть искусствоведения.

Отметим, что современные зарубежные исследователи тяготеют к изучению «прикладных» проблем философии искусства, связанных с определенными видами искусства. Так, Д. Поребска-Квасник определяет философию музыки как «архитектуру мысли» в процессе формирования художественного мышления [23]. В статье Я. Чжан фортепианная игра определяется с позиций философии искусства как интеграция исполнительских навыков музыканта и эмоционального переживания художественного произведения [24]. Ю. Штольценберг фокусирует внимание на философии музыки как воплощении «музыкальной эстетической идеи» [25]. Заслуживает внимания точка зрения Ц. Хуан относительно философии музыки как опыта духовного постижения художником смысла и передачи его посредством смыслообразования в художественном произведении. Исследователь понимает философию искусства как практику «пробуждения человеческого в человеке», а философию образования – как реализацию духовного опыта посредством конкретных дисциплин [26]. Согласимся с точкой зрения Н. Г. Кротовской и В. С. Кулагиной относительно того, что объединяющим началом философии и искусства является их направленность на целостное понимание взаимосвязи мира и человека [27].

Среди учебно-методических изданий по курсу «Философия искусства» особого внимания заслуживает учебник для вузов И. П. Никитиной, в котором автор определяет основные понятия, проблемы и векторы изучения данной дисциплины [28]. Для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, отметим учебник инновационного типа по курсу «Эстетика» под редакцией В. В. Прозерского, направленного на повышение «интеллектуального уровня читателя, на развитие способности мыслить, самостоятельно разбираться в весьма сложных вопросах философии и искусства» [29]. Учебник по курсу «Эстетика» О. А. Кривцуна содержит разделы, посвященные анализу трансформации эстетических категорий и понятий философии искусства [30].

Представленные концептуальные подходы свидетельствуют о сложности и многоаспектности проблем современной философии искусства в процессе ее преподавания. Существующие учебно-методические разработки автора по проблемам философии искусства создают динамичную модель концептосферы искусства для определения пути к осмыслению художественного опыта современности [31]. Инновационность авторского подхода состоит формировании аналитического аппарата современной философии искусства, прояснении возможностей использования теоретической модели для анализа отечественного и зарубежного искусства.

Таким образом, в отличие от имеющихся учебно-методических изданий, авторский курс определяет фундаментальные проблемы современного искусства в философском контексте, вводит в научный оборот новые концептуальные схемы и модели трансформаций понятий и проблем философии искусства. Данный курс позволяет расширить спектр образовательных услуг путем внедрения новых и модернизации существующих образовательных программ; внедрить новые технологии в обучение, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды; критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, методологии эстетики и философии искусства; использовать полученные знания для самообразования и саморазвития в рамках индивидуальной образовательной траектории.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методология авторского курса «Современная философия искусства» определяется онтологическим подходом, который заключается в понимании искусства как необходимого условия существования человека в мире [32]. Значение онтологического подхода для изучения философии искусства отмечается и в современном гуманитарном знании. Так, в обзоре научного семинара из серии конференций «Современная онтология», который состоялся в 2021 году, авторы подчеркивают значение «онтологических исследований средствами искусства, когда само онтологическое знание в целом или своих частях выражается средствами искусства» [33]. Отметим эвристичность онтологического подхода, который коррелирует с гносеологическим (искусство как средство познания), функциональным (значение искусства в жизни общества) и аксиологическим подходами (ценность искусства в мире), формируя целостное представление о философском значении искусства в мировом, национальном и этническом аспектах [34].

Предметом данного исследования выступают научные статьи, учебно-методические материалы по курсу «Философия искусства», а также опыт преподавания дисциплины в ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». В период с 1997 года и по настоящее время данный курс, претерпев изменения, строится на методологическом соотношении классического и неклассического в искусстве и философии, определении базовых концептов современного искусства. Трансформация курса в онлайн-формат позволила определить новые векторы репрезентации философии искусства для современных слушателей. Электронный образовательный ресурс (далее – ЭОР) «Современные проблемы эстетики и философии искусства» получил свидетельство базы данных и размещен на портале «Огарев-University» в качестве открытого онлайн-курса [35], что способствует расширению круга слушателей и привлечению контингента обучающихся из отечественных вузов посредством сетевого взаимодействия. Форма ЭОР предполагает постоянный диалог между преподавателем и слушателями. Это возможно благодаря интерактивным формам обучения (вебинары, презентации, видеоконференции). Проблемы курса обсуждаются на круглых столах, конференциях с участием студентов, магистрантов и аспирантов; материалы курса используются при написании магистерских и кандидатских диссертаций. В 2024 году ЭОР вошел в шорт-лист Международного кинофестиваля учебных фильмов и инновационного образовательного контента «Киноинтеллект». Всего опубликовано более 80 научных работ, посвященных различным аспектам философии искусства (статьи, монографии, учебно-методические разработки, учебные пособия, предназначенные для студентов творческих специальностей).

Результатом реализации курса является включение учебных пособий в рабочие программы дисциплин для студентов творческих специальностей ряда отечественных вузов (ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»).

 

Результаты исследования / Research results

 

Обосновывая результаты исследования теоретической части, уточним ключевые понятия, которые лежат в основе авторского курса: классическое – неклассическое, онтологический подход, репрезентация, хронотоп философии искусства. Авторская идея заключается в определении искусства через философские проблемы, пересмотре понятийного аппарата и определении становящегося характера философии искусства как науки. На основе опыта преподавания дисциплины «Современная философия искусства» выделим основные теоретические положения, которые определяют эвристический потенциал данного курса:

– строится на определении особенностей классического и неклассического искусства, что является определяющим для обоснования искусства в контексте трансформации мировой философской мысли. Выделение дихотомии «классика – неклассика» позволяет определить не только их отличие в искусстве, но и специфические черты, которые заключаются в том, что классика тяготеет в стабильности, устойчивости, некоторой шаблонности, а неклассика направлена на отказ от идеальных образов, реагируя на быстрые изменения социокультурной ситуации. Если классическая западная философия искусства (Платон, Л. Витгенштейн, Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шиллер и др.) акцентирует внимание на специфике и способе функционирования искусства в системе культуры, то в работах отечественных философов (М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.) определяется онтологический подход к искусству как необходимому условию бытия человека в мире, значение которого заключается в выделении мировоззренческих оснований бытия человека. Диалог классической и неклассической традиций изучения философии искусства заключается в их взаимообогащении (понятиями, проблемами, концепциями и др.), наполняя искусство новыми смыслами. Методологическое значение данной оппозиции состоит в определении особенностей категорий классического и неклассического искусства (образ, предметность, форма, выразительность, репрезентация и др.);

– онтологический подход трактует искусство как сферу выражения автором определенного смысла, его раскрытие, понимание и интерпретацию воспринимающим в процессе художественной коммуникации, которая направлена на духовное развитие человека. Отметим, что определение онтологического в качестве основополагающего не умаляет значения других подходов к искусству (феноменологического, герменевтического, семиотического, структурно-функционального и др.). Неклассическое понимание философии искусства западными (М. Бланшо, Ж. Бодрийяр, Г. Гадамер, Ж. Деррида, А. Рикер, М. Хайдеггер и др.) и отечественными исследователями (А. Ф. Еремеев, Л. А. Закс, М. С. Каган, М. Ю. Лотман и др.) заключается в трактовке искусства как сложной ризоматичной системы, способа существования человека в контексте культуры [30]. Актуальность и значение онтологического подхода состоят в определении искусства в качестве бытия человека в мире, данного в конкретно-чувственной форме, доступной для восприятия, понимания и интерпретации, формирующей диалогические связи между художником и зрителем, традициями и инновациями;

– проблема репрезентации является актуальной для современной философии искусства и связана с визуальными видами искусства, в которых ставятся вопросы о соотношении внутреннего и внешнего, субъекта и объекта, связи с культурным контекстом и др. Если классическая репрезентация заменяет объективность мира иллюзорностью выражения, а иллюзия – это только копия и обманка (Г. Гегель, Ф. Шеллинг и др.), то неклассическая – констатирует независимость искусства от субъект-объектных отношений и заменяет реальность миром медиа и культурными смыслами и символами (Р. Краусс);

 – специфика классической и неклассической философии искусства определяется выделением базовых концептов, которые выражают художественно-мировоззренческие доминанты своего времени. Концепт как культурная универсалия не только объединяет исследовательские подходы (лингвистический, психологический, семантический, философский и др.), но и формирует определенную концептосферу (Д. С. Лихачев) языка и культуры. В авторском курсе выделяются концепты, характеризующие художественную картину мира современности топологически (дом, граница, сдвиг, дорога, путь, лестница и др.) и хронологически (возращение, круг, жизненная траектория, интермедиальность и др.) и позволяющие не только анализировать конкретные художественные произведения, но и определять составляющие формируемых художественных образов. Доминирование тех или иных концептов, безусловно, связано с определенным контекстом (видом и жанром искусства, временем и способом его выражения). Концепт, выражая и отражая определенную художественную картину мира, одновременно и формирует ее. Таким образом, в авторском курсе дается обоснование хронотопа современного искусства (М. М. Бахтин).

Новизна авторского подхода заключается в создании философской модели концептосферы современного искусства, формировании аналитического аппарата современного искусства. Выделенные векторы изучения курса «Современная философия искусства» определяют его методологический потенциал для студентов творческих специальностей.

Отметим, что основополагающим является аксиологическое значение курса, состоящее в подтверждении ценностно-смысловой направленности художественного произведения, так как курс формирует в том числе эстетический вкус. Данная категория субъективна, но ее формирование связано с целостным духовно-эстетическим развитием личности. В связи с этим изучение классического наследия в искусстве (с точки зрения диалектики формы и содержания, внутреннего и внешнего, субъективного и объективного) формирует у студентов творческих специальностей представление «образца», «эталона», прошедшего художественную проверку временем. Ценностная составляющая произведений искусства одновременно является и авторской, и «зрительской», так как формируется на пересечении различных контекстов, которые должны быть учтены при формировании целостного художественного образа.

Художественно-эстетический потенциал курса «Современная философия искусства» состоит в формировании у студентов эстетических компетенций для понимания и объяснения сложной модели современного искусства, новых концептов, отражающих изменения в художественной картине мира. Сформированность базовых эстетических компетенций в процессе творческой деятельности студентов дополняется субъективным опытом создания художественных произведений. Формат курса предполагает обращение к конкретным результатам художественной деятельности студентов (анализ, обсуждение, интерпретация и другие формы взаимодействия художника и воспринимающего). Процесс обсуждения предполагает сопоставление различных эстетических точек зрения, без которых невозможно критическое отношение к искусству.

Аналитическое отношение к искусству (классическому и современному) определяет мировоззренческий потенциал курса. Студент творческих специальностей должен не только раскрыть содержание той или иной теоретической концепции, но, прежде всего, понимать, что искусство есть необходимая форма бытия человека в мире, а выражение человека в искусстве всегда зависит от конкретного культурного контекста, формирующего и определяющего художественный образ. Поэтому в курсе уделяется особое внимание обоснованию сложных связей искусства, человека, философии, бытия.

Содержание курса определяет его структуру, включающую два раздела, в которых рассматриваются как общетеоретические вопросы современной философии искусства, так и формы репрезентации художественной картины мира в концептах современного искусства (сдвиг, дом, пустота, крик и др.). Методическое сопровождение курса «Современная философия искусства» определяется его основной задачей – сформировать навыки самостоятельного анализа искусства с применением подходов и методов, которые были предложены в авторском курсе. Предлагаемая тематика практических занятий определяет проблемно-творческий характер эссе, презентаций, курсовых работ и других форм работы студентов для понимания особенностей современного художественного опыта.

 

Заключение / Conclusion

 

Изменение современной культуры способствует трансформации художественного опыта и эстетических установок, появлению новых тем и проблем искусства. В такой ситуации от студентов творческих направлений подготовки требуется умение и осмыслить разнообразную художественную реальность, и вместе с тем следовать критериям научности в понимании искусства как важнейшей формы проявления бытия.

Учебный курс «Современная философия искусства» разработан в соответствии с определением концептуальных рамок без ущерба потери смысловой подвижности предмета философии искусства, становление которого не закончилось. Значение данного курса состоит не столько в проблематизации современного искусства, сколько в определении путей для его осмысления. Методологическим потенциалом курса является авторская концепция концептосферы современного искусства, определяющая его смыслы. Ризоматичная модель современного искусства, которая пришла на смену стройным классическим теориям, актуализирует методологический интерес к концептосфере, обладающей эвристическим потенциалом для понимания, объяснения и интерпретации трансформирующейся художественной реальности. Это особо актуально в условиях стремительно развивающегося цифрового кураторства (отбор и систематизация качественного контента), влияющего на формирование художественного опыта человека. Сегодня цифровое кураторство – это не только эрудиция в сфере современного искусства, но и способность к отбору, «узнаванию» концептов и к созданию на их основе новых кураторских проектов. Однако проблема заключается в отсутствии четких критериев для определения ценностного и этического значения в цифровой среде.

Авторский курс «Современная философия искусства» для студентов творческих специальностей имеет особое значение, формируя через базовые знания философское отношение к искусству, понимание сложных процессов, происходящих в нем. Курс имеет практико-ориентированный характер для студентов творческих специальностей, позволяя на практике апробировать основные проблемы и концепты.