Full text

Введение / Introduction

 

По прогнозам Мировой организации здравоохранения, к 2030 году количество лиц старше 60 лет достигнет 1,4 миллиарда [1]. Такой демографический сдвиг создает как проблемы, так и возможности, особенно в сфере непрерывного образования и педагогической поддержки. Помимо внимания к системам здравоохранения и пенсионного обеспечения, акцент делается на поддержании физического и психологического здоровья, социальных связей и участия в социальной и профессиональной жизни общества лиц третьего возраста в России и за рубежом.

При этом вопросы педагогической поддержки в разных странах находятся на разных уровнях разработки, но при этом становятся все более неотложными для решения на государственном уровне и популярными для исследования. Согласно положениям «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства России от 07 апреля 2025 г. № 830-р, важными направлениями поддержки людей старшего поколения являются «просветительские и ознакомительные программы, университеты “третьего возраста”, тренинги, курсы и семинары», а также их социально-культурное наполнение, повышение компьютерной грамотности и продвижение принципов активного долголетия [2]. В Европе план действий The European Pillar of Social Rights (Столпы социальных прав в Европе) закрепляет необходимость поддержки пожилых людей, использования и развития их потенциала и опыта с целью включения в рынок труда как активной рабочей силы, предлагая возможности для профессионального и личностного развития в виде равного доступа к обучению на курсах и программах социально-культурного спектра, цифровой грамотности, разработанных совместно с предпринимателями и компаниями для восполнения нехватки кадров [3].

Актуальность данной темы обусловлена стремительным старением населения по всему миру, увеличением «рабочего» возраста, необходимостью социальной адаптации и повышения квалификации и переквалификации «возрастных» кадров, что требует трансформации содержания программ (получение практических навыков по цифровизации, работе с ИИ и т. д.) и подходов к обучению (использование разнообразных приемов и методов андрагогики, герогогики, активного обучения) и организации продуктивного, активного и здорового досуга.

Исследование Европейской ассоциации образования взрослых [4] показало, что важно прислушиваться к ментальным и физическим нуждам старшего поколения, педагогическая поддержка в форме возможности получения новых знаний, в том числе важных жизненных навыков, помогает оставаться активным, сохранять когнитивные способности, получение востребованных профессиональных компетенций помогает продолжить карьерный рост, что, в свою очередь, также влияет на социальное, культурное и экономическое благополучие. В исследованиях Института непрерывного образования ЮНЕСКО [5] и Всемирной организации здравоохранения [6] подчеркивается, что образование должно быть непрерывным и предоставлять различные возможности и форматы обучения: гибкость, вариативность по времени, направленность и наполнение курса в интересах обучающихся, как, например, использование цифровых возможностей для проведения образовательных и культурных активностей, наличие взаимообучения у сверстников и представителей младшего поколения для передачи опыта, создание безопасных цифровых и реальных пространств для оказания необходимой поддержки и т. д.

О широкой популярности и актуальности тематики также свидетельствует появление спектра пособий для педагогов и специалистов, которые работают с лицами третьего возраста, как например, гайд по обучению старшего поколения в рамках проекта Erasmus + «Компетентный тренер – безопасность для пожилого человека» [7] или справочники “How to Teach Seniors” [8], «Вторая жизнь» [9], “Tutor Support Handbook” [10], которые предлагают экскурс в методологию, психологию, инструментарий, педагогический дизайн занятий, чтобы сделать обучение интересным и эффективным.

Педагогическая поддержка лиц третьего возраста с каждым годом становится все более востребованной и благодаря совершенствованию форм и методов обучения привлекает все больше слушателей на тематические курсы и программы.

Тем не менее особенности и уровень возможностей педагогической поддержки варьируются в разных регионах, в том числе в зависимости от национальных задач и контекста.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Анализ публикаций по теме педагогического сопровождения лиц третьего возраста показал, что исследователи сконцентрированы на проблематике, реализации, мультиплицировании опыта, образовательных практиках университетов третьего возраста в различных регионах России и за рубежом, а также на важности развития точечных профессиональных навыков у старшего поколения, как, например, компьютерная, информационная, предпринимательская грамотность, активное старение/долголетие, вовлечение в социально-культурное взаимодействие, наличие психологической поддержки и помощи, важности сохранения мотивации к обучению, принципах вовлечения в трудовую деятельность и т. д. Согласно исследованиям А. С. Галаниной, университеты третьего возраста выступают в качестве средства социализации и образовательной поддержки старшего поколения, помогая не просто получить новый статус активного участника и строителя собственной жизни, но и выступить в роли диссемининатора богатейшего профессионального и личного опыта [11]. М. Е. Иванова исследует работу университетов третьего возраста в России и приходит к заключению, что они не просто выступают одним из основных факторов ресоциализации людей третьего возраста как досуговые организации, но и позволяют в разной степени поддержать и развить профессиональные востребованные навыки [12]. Г. М. Хамитова и С. Р. Хасанова приходят к выводу, что данные организации необходимы для обучения пожилых важным навыкам для жизни, таким как использование Интернета и гаджетов, умению взаимодействовать и выстраивать новые связи, что помогает решить проблему самореализации, социализации/ресоциализации и улучшения качества жизни старшего поколения [13]. При этом сами университеты строятся по принципу доступности информации о правах, услугах, мероприятиях, возможностях обучения. Г. Ю. Никипорец-Такигава, исследуя существующие модели университетов третьего возраста и закономерности их функционирования в России и за рубежом, пишет об их малочисленности, низкой эффективности и необходимости создания собственной модели подобных организаций на базе ведущих университетов России с неограниченным доступом для лиц третьего возраста к качественному образованию, что обеспечит рост кадрового потенциала страны [14].

Д. Рынковска описывает кейс польских университетов третьего возраста, в частности перечень предлагаемых программ и форматов обучения, и отмечает, что данный формат организации является наиболее эффективным и удобным для включения людей старшего поколения в современное общество и непрерывное образование и получения необходимых для комфортного и активного проживания навыков и умений [15]. И. В. Высоцкая, Т. Г. Йованович, Н. В. Алексеенко, О. В. Лазарева исследуют обучение пожилых людей в университетах третьего возраста в Германии и резюмируют, что предлагаемые меры поддержки в виде доступных совместных со студентами вузов и вводных мероприятий, гибкость образовательного трека и возможность выбора программы и ее наполнения на занятиях, связь изученного материала с практикой, наличие куратора и индивидуальных консультаций, использование активных методов обучения-обмен опытом, проектное обучение и т. д. позволяют старшему поколению перейти к новой фазе собственного профессионального и социального развития [16]. Р. Бузгова, Р. Казакова и К. Бобчикова также акцентируются на важности и нужности университетов третьего возраста как драйверов социальных и профессиональных перемен и механизмов, способствующих росту удовлетворенности жизнью и здоровому старению [17].

Исследователи также изучают вопросы педагогической и социально-психологической поддержки пожилых людей в вопросах трудоустройства. С. П. Акутина, И. С. Беганцова, Т. Т. Щелина в своей работе обосновывают необходимость комплексной поддержки лиц старшего поколения и описывают результаты разработанной программы для граждан пожилого возраста «Возраст – делу не помеха: новые возможности для каждого», которая помимо социально-психологической и педагогической поддержки включает старшее поколение в активную социальную и профессиональную жизнь, помогая трудоустроиться, предлагая сопровождение на всех этапах программы: ознакомительном, информационно-образовательном, профессионально-ориентированном, аналитико-продуктивном – и измеряя эффективность реализации [18]. Э. Н. Рычихина и М. В. Колбецкая акцентируют внимание на важности оказания педагогической поддержки для сохранения мотивации лиц третьего возраста к учению и обучению, объясняя экономическую важность сохранения накопленного опыта и его приумножения через включение старшего поколения в непрерывное образование и профессиональное развитие посредством участия в социальных проектах и образовательных программах, которые строятся с учетом возрастных, профессиональных и социальных потребностей слушателей [19]. А. Х. Ли и С. Биллетт описывают опыт Японии в области профессиональной поддержки, повышения квалификации и переквалификации людей третьего возраста, которые предлагают практики самонаправляемого гибкого обучения касательно длительности и содержания, консультации и сессии с профессионалами в выбранной области обучения, поддержку тьюторов и советников по профориентации, наличие практического компонента обучения при поддержке организаций и предприятий [20].

В научно-исследовательской литературе уделяется внимание трудностям в реализации педагогического сопровождения: изучению причин желания, как, например, в работе Д. Новаковой, Ж. Лорензовой [21], которые утверждают, что главным драйвером обучения является желание узнать что-то новое, получить новые знания, в том числе профессиональные, хорошо провести досуг; или нежелания старшего поколения вовлекаться в обучение, как в исследовании Х.-М. Ху [22], в котором в качестве затруднений выделяются такие элементы, как снижение с возрастом желания обучаться в классическом понимании, отсутствие возможности посещать курсы с друзьями, возможные проблемы с доступностью места проведения занятий, сложности с принятием изменений в жизни, недостаточное информирование о существующих образовательных возможностях. М. Формоса в качестве трудностей выделяет некоторые внешние факторы: стереотипность мышления относительно старшего поколения, цифровую и социальную эксклюзию, качество преподавания и обучения [23]. Л. А. Лесина к ключевым трудностям педагогической поддержки лиц третьего возраста относит организационные (отсутствие общих концептуальных основ реализации доступных практик, низкая степень готовности образовательных организаций к обучению, нехватка педагогических кадров), мотивационные, социально-психологические (эксклюзия из образовательного пространства, эйджизм), экономические (оплата обучения) [24]. П. А. Амбарова, Г. Е. Зборовский, Н. В. Шаброва и Е. А. Шуклина в своем социологическом исследовании делают заключение о необходимости разработки новых форм и видов обучения лиц старшего поколения и определяют трудности данного направления образования в России в виде эйджизма, стереотипов, самоидентификации в качестве ограниченности возможностей, понимания необходимости непрерывного образования, финансовых ограничений [25].

В то же время актуально исследование и компаративный анализ существующих педагогических практик поддержки лиц третьего возраста в разных странах. М. В. Прохорова и Е. И. Скобелева сравнивают досуговое образование России и Китая и приходят к выводу, что формы и методы педагогической поддержки, доступные слушателям в рамках обучения, во многом схожи, как и социально-геронтологические трудности, обусловленные старением населения [26]. Дж. Ву, М. Ву, А. Као, С. Ч. Вей, сравнивая обучение людей старшего поколения в Китае и Японии, пришли к заключению, что педагогическая поддержка лиц третьего возраста в обеих странах очень востребована, в Японии система поддержки более зрелая и предлагает широкий спектр образовательных практик в виде отдельных курсов до повышения квалификации и переквалификации специалистов старшего возраста в виде индивидуальных 50-минутных консультаций с профессионалами, семинаров, лекций по успешным профессиональным кейсам и общественных работ, которые планируются и организуются с частными агентствами; при этом сама структура курсов более детализирована в Китае [27].

Проводится изучение успешных кейсов и проектов, реализующих педагогическую поддержку с использованием коммуникативных, групповых, геймифицированных методов обучения, современных цифровых технологий, а также созданием условий для успешного обучения. Например, в библиометрическом исследовании С. Р. Собрал выявлено, что важно использовать технологии, социальные сети и внедрять подобный контент (например, компьютерные игры) в обучение старшего поколения, тем самым повышая и цифровую грамотность [28]. П. Амбарова выделила условия для успешного обучения: мотивацию к обучению, вовлеченность в различные социальные активности и поддержку семьи [29]. Я. Кацети и Б. Климова определили ключевые компоненты для успешного обучения людей третьего возраста: а) инклюзивная построенная в соответствии с целями и потребностями старших обучающихся образовательная среда, которая состоит из двух блоков: физического, максимально комфортного инклюзивного пространства, оборудованного под потребности и особенности старших учащихся, как, например, трудности со слухом, ограничения движения и т. д., и атмосферного, который формируется при взаимодействии педагога и обучающихся, что предполагает у преподавателя высокий уровень коммуникативных и педагогических компетенций; б) активные методы преподавания с учетом потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся (познавательные процессы, скорость восприятия, утомляемость и т. д.); в) внутренняя мотивация, поддерживаемая преподавателем [30].

Таким образом, анализ публикаций, посвященных педагогическому сопровождению лиц старшего возраста, демонстрирует разнообразие исследовательской проблематики, что, в свою очередь, говорит о важности обобщения и актуализации существующих успешных практик стран, которые реализуют педагогическую поддержку старшего поколения.

 

Материалы и методы / Materials and methods

 

Для достижения поставленной цели использовались:

‒     контент-анализ официальных нормативно-правовых документов по вопросам реализации и содержания педагогической поддержки в России и за рубежом;

‒     систематический анализ научных публикаций, методических и информационных материалов, открытых источников и кейсов по реализации педагогической поддержки лиц третьего возраста в России, Азии и Европе;

‒     сравнительный анализ существующих педагогических практик поддержки старшего поколения.

Источниковая база исследования: научные публикации российских и зарубежных исследователей, материалы образовательных организаций третьего возраста, размещенные в открытом доступе, нормативно-правовые документы по вопросам поддержки лиц старшего поколения.

 

Результаты исследования / Research results

 

Педагогическая поддержка взрослых в выбранных странах основана на использовании следующих базовых теоретических рамок: а) андрагогика Ноулза, которая устанавливает базовые принципы обучения взрослых с акцентом на самонаправленном, основанном на опыте и проблемно ориентированном обучении взрослых и старшего поколения; б) герагогика – образовательный подход, специально разработанный для старшего поколения с учетом их физических, психологических и когнитивных изменений; основан на принципах андрагогики, но фокусируется на адаптации методов преподавания к нуждам взрослых учащихся; в) рамка активного старения Мировой организации здравоохранения, позиционирует непрерывное образование как один из трех столпов полноценной и качественной жизни старшего поколения, наряду со здоровьем и социальной вовлеченностью; г) политика непрерывного образования ЕС от 2021 года, предлагающая закрепление вышеперечисленных подходов с акцентом на четырех ключевых измерениях: получать знания, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть.

Проанализированные практики педагогической поддержки для людей третьего возраста (людей в возрасте 60–80 лет) чаще всего фокусируются на предоставлении образовательных (курсы, лекции, мастер-классы, кружки и клубы, онлайн-обучение), культурно-досуговых (посещение музеев, выставок, концертов, организация и проведение тематических вечеров и мероприятий), социальных (клубы общения, волонтерские программы), медицинских (оздоровительные программы, профилактические мероприятия) и психологических (индивидуальные консультации, групповые занятия и тренинги) возможностей и ресурсов, которые соотносятся с их индивидуальными нуждами и интересами, стимулируя социальную вовлеченность и непрерывное развитие и обучение. Такая поддержка часто включает создание государственных или частных специализированных организаций, в том числе образовательных, как, например, университеты третьего возраста, программы на разных уровнях образования, доступные образовательные среды, и фокусируется на индивидуальном развитии и социальном взаимодействии. Университеты третьего возраста также могут реализовываться в виде трех моделей: французская (формальность квалификации на базе вузов, фокусировка на квалификации, а не на знаниях), британская (обучение в виде клубов и ассоциаций, взаимное обучение и социальная поддержка, финансируются местными или независимыми организациями) и гибридная модель (взаимодействие формального и неформального образования, сочетание обучения и дополнительных социально-культурных мероприятий).

В Таиланде педагогическая поддержка слушателей третьего возраста осуществляется государством на всех уровнях образования и представляется тематическими клубами, общественными учебными центрами, колледжами и университетами третьего возраста (гибридная модель), которые являются частью международного движения The U3A, включают стратегию непрерывного образования (lifelong learning) и предлагают обучение грамоте, программы профессионального образования (включая краткосрочные и долгосрочные курсы), курсы навыков для жизни и личностного развития (медицина, адаптация, финансовая, цифровая, юридическая грамотность), создание специализированных сообществ по социальному развитию и инклюзивной деятельности. Образовательная деятельность также поддерживается возможностями онлайн-обучения на спонсируемых государством онлайн-платформах, что позволяет увеличить доступность обучения. Участники обучения отмечают, что наиболее востребованы навыки активного долголетия, ИКТ, цифровых технологий, а сам учебный процесс наиболее эффективен в виде комбинации обучения и развлечения (edutainment), формального (группового или индивидуального) и неформального (рекреационная деятельность) с использованием цифровых платформ, онлайн- и виртуальных классов.

В Японии педагогическая поддержка людей третьего возраста (как правило, старше 65 лет) инициирована и курируется государством на основании «Закона о непрерывном образовании» 2000 года (Lifelong Learning Promotion Law), направлена на популяризацию, поддержку непрерывного образования и вовлечение граждан в социальную жизнь, способствуя активному старению. Меры поддержки реализуются в специальных учебных центрах Kouminkan (обычно предлагают разнонаправленные учебные программы), образовательных организациях (колледжах Roujin Daigaku, частично эквивалентных университету третьего возраста, доступны четырехгодичные программы обучения) для людей третьего возраста и программах, направленных на предотвращение социальной изоляции и укрепление физического и психического благополучия.

В Китае педагогическая поддержка пожилых людей в основном осуществляется при государственной поддержке по модели Университета третьего возраста (U3A), где ключевым преимуществом становится многообразие самих университетов (18 университетов), которые сформировали многоуровневую междисциплинарную многофункциональную открытую партнерскую сеть по всей стране, а также предлагаемых курсов и образовательных программ. Отличительными особенностями университетов третьего возраста в Китае являются принципы «живи и учись», где слушателей вовлекают в учебный процесс, опираясь на их сильные стороны, «соответствие требованию времени» – закрытие образовательных потребностей взрослых учащихся с учетом вызовов существующей действительности, «участвуй в развитии» – возраст становится драйвером изменений и включает пожилое население в социальную, культурную, научную и профессиональную жизнь. Иными словами, модель университета ориентирована прежде всего на человека, его потребности, социализацию, обеспечение качественного и актуального образования. При этом само обучение строится по принципу вариативности – от традиционных классов до цифровых пространств, включает групповое и индивидуальное обучение, экскурсии и практики, а также культурные мероприятия, социальную адаптацию с привлечением специализированных профильных сообществ и организацию участия в социальных и учебных мероприятиях.

В Сингапуре педагогическая поддержка лиц третьего возраста в основном осуществляется через такие инициативы, как Совет по делам третьего возраста – агентство по популяризации и продвижению обучения и волонтерской деятельности среди пожилых людей в Сингапуре; Национальная серебряная академия – сеть организаций, предлагающих разноуровневые возможности обучения по востребованным и актуальным тематикам: здравоохранение, технологии, искусство и т. д. Сами курсы доступны в мультиформатном режиме – онлайн и традиционном, обучение доступно в формальном, неформальном форматах, а также в виде отдельных мероприятий, в том числе добровольческих проектов, где старшее поколение передает собственный опыт. Совет также разработал программы «Руководство по геральдике» и «Дружба с пожилыми людьми: руководство для педагога», чтобы повысить профессиональный уровень преподавателей, работающих в данной сфере образования.

В Европе педагогическая поддержка людей третьего возраста также осуществляется на основании законодательных и образовательных практико-ориентированных инициатив.  К законодательным инициативам можно отнести: а) план действий «Европейский столп социальных прав» (the European Pillar of Social Rights Action Plan), который закрепляет право на образование, обучение, непрерывное образование и поддержку национальных образовательных организаций и частных лиц по привлечению и обучению лиц старшего (третьего) возраста с обменом при этом опытом работы со старшим поколением между организациями-участниками в разных странах; б) «Повестка по европейским навыкам» (The European Skills Agenda), которая закрепляет необходимый перечень профессиональных навыков для старшего поколения (в том числе цифровую компетентность), развивает STEM-навыки и навыки для жизни, стимулирует альянсы высших учебных заведений,  поощряет учебную мобильность и поддержку в процессе обучения, стимулирует создание индивидуальных учебных профилей и создание микрокурсов для гибкости обучения); в) поддержка в выборе или смене карьерного пути (Career guidance) – услуги, которые помогают управлять своей карьерой и делать выбор в области образования, обучения и профессии; г) создание рабочих групп по развитию возможностей педагогической поддержки для взрослых и людей старшего возраста; д) «Сеть национальных координаторов для обучения взрослых» (Network of National Coordinators for Adult Learning) – организация обеспечивает обучение взрослых в странах ЕС, предоставляет консультации и поддержку по вопросам доступных решений, а также собирает и распространяет передовой опыт среди национальных органов власти; е) университеты и образовательные организации третьего возраста.

К образовательным инициативам можно отнести:

а) университеты третьего возраста (U3A), которые функционируют по всей Европ, являются сетевой инициативой и привлекают старшее поколение к обучению и обмену опытом в доступной и безопасной образовательной среде (виртуальной, офлайн), которая координируется тьютором или лидером-волонтером. Помимо учебных сессий и коротких курсов слушателям доступны культурно-просветительские мероприятия (экскурсии, фестивали, конкурсы), тематические еженедельные лекции, ежемесячные сессии и дискуссии в организациях и локациях города. Например, в Польше в университетах третьего возраста учебная программа делится на два блока: академический и творческий – и зависит от потребностей самих студентов и наличия лекторов, осуществляется в тесном сотрудничестве с другими университетами, известными экспертами и специалистами в определенной области или профессорами, вышедшими на пенсию. В основе лежат академические занятия (лекции, дискуссионные группы) по направлениям: компьютерные навыки, литература, журналистика, иностранные языки, живопись, театр и рукоделие, занятия физической культурой. Также слушателям предлагаются индивидуальные адаптивные доступные для понимания мероприятия, посвященные организационным вопросам, сотрудничеству, волонтерству, этике, спортивным соревнованиям и экскурсиям. В Германии университеты третьего возраста предлагают курсы и программы для получения профессиональных и социальных навыков в поле потребностей старшего поколения (знания о старении, гражданских правах, активном долголетии и т. д.), разговорные кружки с коммуникативным компонентом (иностранные языки, здоровье, культура), общеобразовательные программы и постпрофессиональная подготовка;

б) инициативные проекты учебных групп слушателей третьего возраста, которые формируются в процессе обучения и поддерживаются обучающими организациями. Примером может служить ряд проектов Университета третьего возраста Рейкьявика, Исландия: BALL, Catch the BALL и HeiM. Проект BALL (Будь активным через обучение на протяжении всей жизни, Be Active through Lifelong Learning) разработал рекомендации по подготовке к динамичному третьему возрасту, которые включают систему лучших практик – повышение осведомленности о ценности и важности третьего возраста в обществе и среди непосредственных интересантов; создание Академии личностного развития (Personal Development Academy), которая помогает людям оценить свои возможности, чтобы подготовиться к третьему этапу жизни; Хранилище возможностей (Warehouse of Opportunities) для людей третьего возраста, которое представляет собой виртуальный пул, онлайн-портал, где люди получают доступ к соответствующим возможностям. Проект Catch the Ball направлен на распространение результатов проекта BALL на другие страны Европы – Литву, Великобританию, а также разработку руководства для тренеров и фасилитаторов. Проект HeiM «Наследие в движении» (Heritage in Motion) направлен на популяризацию европейских культурных ценностей при поддержке Университета Аликанте, Испания, Государственного открытого университета Загреба, Хорватия, и Фонда Восточного демократического общества, Польша. Проект разрабатывает и внедряет инновационные методы обучения людей третьего возраста на основе конструктивных и когнитивных методик: обучение в контексте, интерактивный класс, проектное обучение, использование ИКТ;

в) профессиональные движения и благотворительные организации по поддержке обучения лиц третьего возраста, как, например, инициатива Age UK в Великобритании, которая объединяет организации по работе, обучению и развитию старшего поколения;

г) гранты и стипендии для получения высшего образования, как, например, в Германии программа The Older but Wiser program предлагает стипендии для людей третьего возраста на получение высшего образования и проведение научных исследований;

д) отдельные программы и курсы, реализуемые колледжами, университетами и организациями профессионального образования для социального, профессионального развития людей третьего возраста.

В России педагогическая поддержка людей третьего возраста реализуется на государственном уровне через национальный проект «Семья» и его инициативы «Старшее поколение» и «Активное долголетие», открывающие для лиц третьего возраста университеты третьего возраста, творческие студии, образовательные курсы, спортивные секции и центры общения для старшего поколения.

Центры общения для старшего поколения создаются при поддержке Социального фонда России и уже насчитывают 606 центров в 80 регионах. Здесь для старшего поколения проводятся творческие мастер-классы, лекции, спортивные турниры, кинопоказы, чтобы организовать интересный и полезный досуг для людей «серебряного» возраста.

Результатом реализации «Активного долголетия» стало множество успешных проектов по направлениям «Активная жизнь», «Здоровый образ жизни», «Медицинский и социальный уход, общественная забота и профилактика» и «Образование и занятость», в рамках которого инициализировалось создание и трансформация уже существующих университетов третьего возраста, которые начинались как проекты программы Erasmus+. Университеты и центры третьего возраста доступны на базе ресурсных и социальных центров и образовательных организаций. «Серебряный университет» ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» предлагает программы академической, профессиональной и юзерской направленности, разной длительности, стимулирующие интеллектуальное, творческое и профессиональное развитие, с возможностью участия в разных тематических мероприятиях университета и их самостоятельного или группового проектирования. Интерактивный учебный процесс строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных потребностей слушателей, выявленных на основе входной диагностики и самодиагностики. Непосредственное взаимодействие на занятиях осуществляется с использованием диалоговых, имитационно-ролевых, игровых, мультимодальных и интерактивных методов обучения, где две трети времени слушатели взаимодействуют между собой и с преподавателем и только треть реализуется преподавателем, а непрерывная диагностика, мониторинг прогресса учащихся в начале и в конце обучения и рефлексия в конце каждого занятия являются обязательными. Гибкость обучения достигается за счет возможности выбора его формата – онлайн или офлайн, при этом предлагаемые локации территориально доступны, так как представляют собой не только структурные подразделения университетов, но и помещения организаций партнеров.

Университет третьего возраста Козловского комплексного центра социального обслуживания населения Минтруда Чувашии создает новые формы работы со слушателями третьего возраста, чтобы помочь им влиться в новые социальные реалии и получить новые знания в компьютерной и правовой грамотности, сформировать межличностное взаимодействие и контакты у слушателей, обучить базовым принципам безопасности в обществе и в быту, оказанию первой помощи и т. д. Университет насчитывает восемь факультетов, на которых слушателям доступны  лектории, беседы и занятия, психологические тренинги, деловые игры, тематические мероприятия.

Университет третьего возраста: медицинский факультет Регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики Тюмени – дает учащимся старшего возраста базовые навыки для профилактики заболеваний, здорового образа жизни и экстренной помощи себе и окружающим. Всего предполагается восемь занятий, можно выбрать формат обучения. По завершении курса участники могут стать волонтерами социальных инициатив.

Также доступны отдельные образовательные инициативы. Социальный проект по обучению людей старшего возраста «Серебряная экономика в Волгодонске» Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 1 г. Волгодонска создал учебный курс по цифровой и финансовой грамотности в социальных сетях и других цифровых сервисах. Программа обучения включала лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, деловые игры по теме курса. По результатам анализа обучения слушателям удалось повысить социальную вовлеченность, приобрести новые знания, улучшить умственное и физическое состояние, приобщиться к творческой и предпринимательской деятельности.

Проекты «Город Мастеров» Сургутского социально-оздоровительного центра и «Основы ландшафтного дизайна» Комплексного центра социального обслуживания населения Санкт-Петербурга дают возможности слушателям скрасить досуг и получить новые знания и компетенции, а также принять участие в специальных городских и окружных ярмарках и конкурсах, где демонстрируют собственные творческие решения.

В результате компаративного анализа удалось выявить общие черты и отличия в педагогической поддержке лиц третьего возраста. Все представленные практики прежде всего ориентированы на поддержание социальной вовлеченности и получение или актуализацию новых культурных или специализированных знаний с целью последующего применения в жизни или профессиональной деятельности. Образование носит доступный характер, осуществляется при финансовой поддержке государственных органов и подшефных организаций. Предусмотрены различные формы (беседы, лектории, экскурсии, конкурсы, выездные мероприятия, мастер-классы) и форматы (онлайн, офлайн) обучения с учетом психологических и физиологических возможностей учащихся старшего возраста. При этом использование технологий, как, например, цифровых платформ, позволяет увеличить гибкость и доступность образования. Для реализации возможностей обучения создаются специальные образовательные организации, в частности университеты третьего возраста в Европе и России, специализированные колледжи для обучения старшего поколения, как в Японии, или обучение осуществляется на базе социальных организаций, как в России и Европе, или тематические сетевые организации, которые вовлекают старшее поколение в образовательную деятельность в разнообразных городских локациях в виде кафе, предприятий, образовательных организаций -партнеров.

Вместе с тем, сравнивая существующие практики, можно сделать вывод, что в России происходит быстрое становление узконаправленных или специфических программ обучения для лиц третьего возраста, несмотря на достаточно обширный опыт обучения взрослых. Этому способствует инициация национальных проектов, таких как «Семья», «Активное долголетие». Также доступны частные и университетские инициативы по предоставлению возможностей обучения для старшего поколения, как, например, университеты третьего возраста, программы дополнительного образования по цифровой, финансовой или юридической грамотности, культурно-социальной и психологической направленности с особым фокусом на культурное обогащение, наращивание компетенций для жизни.

В странах Европы система поддержки взрослых, и в частности граждан третьего возраста, уже устоялась, особый акцент делается на социальной инклюзии и личном обогащении. В приоритете в обучении старшего поколения находятся социальное взаимодействие, культурная вовлеченность, развитие навыков и личное благополучие. В Европе сформирована сеть центров непрерывного образования, программ обучения, в том числе и в университетах третьего возраста и организациях высшего образования, специально разработанных при участии подготовленных педагогических кадров и волонтеров.

Азиатские страны также переживают бум реализации мер поддержки граждан третьего возраста, и прежде всего это связано с необходимостью включения старшего поколения в изменчивую среду рынка труда или передачи накопленного опыта младшему поколению. Особое внимание уделяется не только активному долголетию, но и получению практических навыков в области цифровой грамотности, предпринимательства и других профессиональных направлений в специализированных колледжах.

 

Заключение / Conclusion

 

Педагогическая поддержка лиц третьего возраста в Европе, Азии и России представляет собой целый комплекс образовательных практик с индивидуальным подходом к потребностям старшего поколения и особенностям их экономического развития, позволяя использовать потенциал старшего поколения для повышения кадрового и социального потенциала общества. Технологии, как и возможность проведения занятий в комфортных локациях, становятся доступом к непрерывному образованию.

По результатам исследования можно прийти к выводу, что основными драйверами педагогической поддержки в изученных регионах являются органы власти, образовательные организации высшего образования, социальные центры. Университеты третьего возраста на базе организаций высшего образования, колледжи и центры социальной поддержки предлагают различный перечень курсов и образовательных программ. Предлагаемые образовательные программы представлены в гибком и доступном режиме; они проходят с использованием коммуникативных и геймифицированных технологий в форме дискуссий, семинаров, лекций, экскурсий, конкурсов мастерства, обмена опытом, чтобы поддерживать мотивацию и интерес к обучению у старшего поколения. Обучение проходит при финансовой поддержке государства, а также при участии компаний и представителей экономического сектора, чтобы обеспечить разнообразный образовательный опыт.