Введение / Introduction
Идее сохранения трезвости в обществе более 100 лет. В нашей стране в XIX веке систематически велись уроки трезвости, которые были включены в школьную программу. В странах Западной Европы еще раньше стали обучать трезвости учеников школ. В Америке в это же время проводились в системе уроки «научно обоснованной трезвости».
На начальном этапе осознания необходимости трезвости в обществе на уроках больше говорили о том, какой вред причиняет алкоголь человеческому организму. Также внимание уделялось негативным социальным последствиям.
В этот период в России начинают издаваться первые учебники трезвости. А. В. Соболевский пишет учебник «Основы трезвости (опыт руководства для школ) [1]. А для училищ выходит «Популярный учебник трезвости для начальных училищ» С. Е. Успенского [2].
Заметим, что первые учебники в России писали врачи и общественные деятели, те, кто близко сталкивался с результатами алкоголизма.
С этого времени сформировался медицинский подход к профилактике вредных привычек, базирующийся на знаниях о тяжелых последствиях употребления алкоголя. Этот подход до сих пор является фундаментом стратегии современной профилактики. Данная стратегия предполагает главным методом борьбу, борьбу против алкоголизма/алкоголя или борьбу за трезвость.
Но сегодня сформировалось понимание того, что борьба с алкоголизмом – это борьба со следствием. А борьба сама по себе имитация активных, но малоэффективных действий. Информирование учащихся о страшных последствиях алкоголизма или свойствах интоксикантов, способах их приготовления, как показывает многолетний опыт, не помогает формированию трезвых убеждений. Порог первого приобщения сегодня постоянно снижается: первая проба интоксикантов (вейпы, табак, алкоголь) достигла уже 7–8 лет. Об этом свидетельствуют психологи, наркологи, психиатры, работающие с зависимыми детьми.
Сегодня серьезной проблемой является то, что «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года», рекомендованная образовательным учреждениям, не рассматривает мировоззренческие вопросы. В этом документе даже слово «трезвость» не встречается [3]. Поэтому в мероприятиях по профилактике употребления психоактивных веществ акцент делается не на трезвости, ее свойствах и преимуществах, а на свойствах интоксикантов, неизбежности возникновения зависимости и последствий зависимости. Иными словами, медицинский подход к проблеме проалкогольного образа жизни, который сложился в ХIХ веке, продолжает быть основным в профилактической работе. Также большую роль в неэффективности подобных мероприятий играет отсутствие личной трезвости у педагогов, проводящих такие уроки.
На современном этапе большую эффективность показала профилактическая работа, основанная на другой концептуальной идее: утверждать и сохранять трезвость. Надо преподносить систему знаний о трезвости: причинах алкогольной зависимости, способах защиты от навязчивой алкогольной пропаганды, то есть необходим научный планомерный педагогический подход.
Для сохранения трезвости в жизни необходимо с детства формировать у человека трезвое мировоззрение. Но для этого необходимо прежде всего ввести в научную сферу понятия и определения терминов «трезвость» и «трезвое мировоззрение». Наличие разночтений и ненаучных определений трезвости, отсутствие понятия «трезвое мировоззрение» тормозят выработку единой методики процесса формирования трезвого мировоззрения.
В результате поиска трактовки понятия «трезвость» автор использовал методы двухуровневой триадической дешифровки и формально-логического определения понятия [4]. Для выявления содержания понятия «трезвое мировоззрение» автор воспользовался семантическим методом и методом формально-логического определения понятия, что позволило получить транспарентные определения данных категорий [5]. Выявление ключевых понятий и определений помогло приступить к следующему этапу исследования: концептуальному моделированию процесса формирования трезвого мировоззрения.
Формирование трезвого мировоззрения обучающихся сложный и многогранный процесс, на который влияют разные факторы: семья, социальная среда, обучение и воспитание в школе, средства массовой информации и многие другие. Чтобы учесть многообразие факторов, необходим комплексно-системный подход, учитывающий современные образовательные условия. Несмотря на проведение профилактических занятий в образовательных учреждениях, к концу 11-го класса у учащихся, в основной массе, так и не формируется трезвое мировоззрение. И это объясняется несколькими причинами, среди которых есть и концептуальные.
На наш взгляд, есть проблема в содержании осуществляемых профилактических мероприятий в образовательных учреждениях. Она заключается не только в недостаточной научно-терминологической базе, но и в отсутствии концептуальных представлений о содержании и инструментах формирования трезвого мировоззрения, компетенций, необходимых для реализации этой воспитательной деятельности.
В связи с этим становится актуальным создание концептуальной структурно-функциональной модели как основы для разработки методики обучения трезвости и управления деятельностью, направленной на формирование трезвого мировоззрения обучающихся.
Разработанная концептуальная модель формирования трезвого мировоззрения позволит получить научно обоснованные результаты, которые можно использовать в педагогическом процессе формирования трезвого мировоззрения у обучающихся.
Обзор литературы / Literature review
Концептуальное моделирование, описывающее и выясняющее сущность и структуру исследуемого объекта, достаточно широко используется в педагогике. Так, например, Н. В. Жадько, М. М. Безруких предлагают концептуальную модель управленческой деятельности в качестве инструмента педагогического кабинетного исследования и считают, что применение концептуальной модели в исследованиях позволяет осуществлять поиск источников, находить и анализировать полученную информацию в педагогических исследованиях магистрантов [6]. А. М. Еремин в своей работе предлагает концептуальную модель развития сферы физической культуры и спорта с точки зрения роли государства для выстраивания эффективной системы функционирования данной сферы [7]. Н. А. Копылова в своей статье, рассматривая основные теории волонтерской деятельности, в том числе зарубежные и в ретроспективе, разрабатывает теоретическую модель процесса волонтерства и его концептуальных моделей [8]. Ю. И. Печерский предлагает концептуальную модель обучения и воспитания курсантов в образовательных организациях МВД России, предусматривающую формирование и дальнейшее развитие позитивного профессионального мировоззрения [9]. А. А. Дружинина, Н. В. Гарашкина обосновывают концептуально-теоретическую модель развития у будущих учителей навыков решения проблем целостным педагогическим коллективом школы [10] А. А. Толстова разрабатывает методику концептуального моделирования в дизайне среды как области проектирования [11]. М. Р. Ванягина в своей работе моделирует процесс обучения иностранным языкам в высшей военной школе [12] и, продолжая свои исследования, в следующей работе предлагает модель системы иноязычного обучения в высшей военной школе [13].
О. Н. Ротанова в своей статье выявляет тенденции трансформации содержания воспитания в современном российском образовании, характеризующиеся заменой аксиологических категорий национального менталитета ценностными категориями, составляющими основу западноевропейского мировоззрения. Автор предлагает для обеспечения аксиологической безопасности на уровне педагогики алгоритм моделирования аксиологического компонента содержания воспитания и модель организации целенаправленного усвоения ценностных идеалов и норм в воспитательном процессе, которая позволит сохранить тип коммунитарной идеологии, определяющий национально-культурную идентичность российского социума [14].
Анализу проблем воспитания/обучения отечественной молодежи и выявлению эффективных средств формирования у молодых людей надежных знаний-убеждений и убежденности посвящена работа В. В. Лихолетова. В ней он предлагает концептуальные модели разноуровневых знаний, восхождения человека к убежденности и системному мировоззрению, а также разрабатывает алгоритмы формирования первичных убеждений и механизм их формирования. Автор полагает, что предложенные концептуальные модели отражают динамику «включения» рефлексии в сознание молодых людей при построении ими целостной картины мира [15].
Зарубежные исследователи также достаточно часто прибегают к концептуальному моделированию. Пэй Гуанци, Мохд Зульфадли Розали, Ли Линна, Тяньи Инь, Назмизан бин Мухаммад в своей работе исследуют влияние эмоционального интеллекта на психологические факторы спортивных достижений, особенно в таких видах единоборств, как тхэквондо. В этом исследовании представлена концептуальная модель эмоционального интеллекта, разработанная специально для студентов-спортсменов, занимающихся тхэквондо. Она включает в себя эмоциональную осведомленность, саморегуляцию, мотивацию, эмпатию и социальные навыки. Авторы делают вывод, что опыт выступает в качестве важнейшего посредника, улучшающего эмоциональную регуляцию и стратегическую адаптацию за счет продолжительного участия в соревнованиях. Предложенная концептуальная модель, по мнению авторов, расширяет возможности спортивной психологии, предоставляя практическую основу для будущих мероприятий, направленных на снижение тревожности, развитие навыков межличностного общения и оптимизацию развития спортсменов [16]. А. Сабан в своем исследовании предлагает модель учебной программы практического исследования, представляющую собой циклический процесс решения проблем, состоящий из шести этапов: определение приоритетной области, анализ потребностей, разработка плана действий, реализация плана действий, оценка процесса и рефлексия. Автор считает, что предлагаемая модель, основанная на практике, направлена на решение проблем обучения [17].
Таким образом, можно констатировать, что моделирование, в том числе и концептуальное, находит широкое применение в отечественной и зарубежной педагогике.
Если же мы обратимся к исследованиям по теме концептуального моделирования процесса формирования трезвого мировоззрения, то можем обнаружить следующую тенденцию. Абсолютное большинство публикаций посвящено профилактике злоупотребления психоактивных веществ, когда в центре внимания исследователя находится алкоголь и алкоголизм. Так, С. В. Королев, С. Н. Уваров в своей работе представляют структуру потребления алкоголя и смертность от внешних причин в позднесоветский и постсоветский периоды. В результате анализа статистических данных делают справедливый вывод о неэффективности политики государства, направленной на переориентацию населения с «плохого алкоголя на хороший», поскольку любое алкогольное изделие является наркотиком по своей сути и, по мнению ученых, не существует безопасного алкоголя и его безопасной дозы [18]. Д. И. Грингауз, анализируя компоненты среды обучения, способствующие актуализации потенциала личности обучающегося, определяет их цель: формирование устойчивого сознательного выбора отказа от употребления психоактивных веществ. Автор предлагает использовать комплексный диагностический подход к изучению психологических особенностей студентов, склонных к употреблению психоактивных веществ, учет их уровня аутопсихологической компетентности. Эти данные помогают при моделировании эффективной программы для профилактики употребления психоактивных веществ в студенческой среде [19]. А. З. Динисламова рассматривает вопросы противодействия пропаганде употребления психоактивных веществ, алкогольной продукции, аморального поведения, насилия, суицидальных наклонностей и неуважения к семье. Автор отмечает, что большинство несовершеннолетних находится в зоне риска пропаганды алкогольной зависимости, и делает вывод о том, что профилактика детского алкоголизма – одна из главных задач современного общества. В статье подчеркивается, что для эффективной борьбы с деструктивным воздействием информационного потока необходимо принимать комплексные меры, включающие в себя законодательные и правовые механизмы, образовательные программы и психологическую поддержку [20]. Усовершенствованию профилактических мер, включая образовательные технологии, использование социальных сетей и роль родителей, посвящена работа К. Ф. Гвоздкова. В статье представлены ключевые подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и психоактивных веществ среди подростков. Проведено исследование факторов, влияющих на формирование зависимостей, и оценена эффективность существующих программ профилактики [21]. А. Е. Перебейнос, Т. Г. Пташко в 2023 году выпускают учебное пособие «Негативные явления повседневной жизни молодежи: исторические аспекты и современное состояние», которое содержит материалы о сущности негативных явлений среди молодежи, таких как противоправное поведение и алкоголизм, ретроспективные аспекты их проявлений у подростков, особенности профилактики девиантного поведения у современных детей в условиях деятельности учреждений социальной и образовательной сфер. И, как можно заметить, в данном пособии речь идет о девиантном поведении, алкоголизме, но не о формировании трезвого мировоззрения [22]. А. А. Лыкасов, А. Ф. Шагиев, М. А. Вострецов в своей статье анализируют наиболее часто встречающиеся негативные причины, составляющие основу развития алкоголизма у детей, рассматривают его последствия и возможные способы ликвидации этой проблемы. Но упор делается на проведении глобальных информационных кампаний о негативном влиянии алкоголя. Мировоззренческие вопросы не затрагиваются [23]. Группа исследователей под руководством Е. С. Балашовой в своей работе рассматривает особенности формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Авторы устанавливают, что некоторые особенности мировоззрения подростка способствуют алкоголизации в этом возрасте, раскрывают группы причин формирования алкогольной зависимости у подростков. И хотя авторы затрагивают некоторые аспекты мировоззрения, однако в центре внимания находится алкоголизм и алкоголь [24].
Надо заметить, что в публикациях зарубежных авторов очень редко встречается само слово «трезвость», освещаются и исследуются вопросы злоупотребления интоксикантов, причины, гендерные особенности употребления психоактивных веществ и т. п. Часто целью исследований является оценка стратегических подходов к борьбе с употреблением психоактивных веществ. Так, после обработки результатов опросов определенных категорий респондентов (полицейские, психиатры, учителя, преподаватели университетов и лица, употребляющие психоактивные вещества) С. Дингюренк, Г. Даглы, З. Алтынай делают справедливые выводы о том, что членам неправительственных организаций было бы более полезно проходить обучение у экспертов в рамках периодической и систематической программы [25]. Р. К. Муминов, М. Л. Аграновский, И. Ф. Козимжонова в результате опроса выявляют, что большинство учащихся (76,5%) не считает употребление своими одноклассниками алкоголя негативным проявлением. Проанализировав существующие определения профилактики, авторы близко подходят к теме формирования трезвого мировоззрения, отмечая, что в своем исследовании под профилактикой алкоголизма среди подростков понимают процесс воздействия на личность, направленный на формирование системы ценностей, взглядов и установок, препятствующих алкоголизации подростка. Но в итоге авторы вновь возвращаются к традиционному перечню профилактических мероприятий: организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских, не раскрывая вопросы процесса формирования трезвого мировоззрения [26].Адам Шимански в своей работе анализирует несколько фильмов, снятых в Канаде, где затрагивается тема трезвого образа жизни, с точки зрения того, как они способствуют формированию нового подхода к умеренности, который не является ни запретительным, ни универсальным, ни морализаторским. Эти фильмы входят в канон канадских фильмов о злоупотреблении алкоголем и психоактивными веществами, а также в более широкий ряд новых инициатив по борьбе с пьянством, появившихся в канадском обществе в целом. Автор этой статьи предполагает, что их общая тяга к преодолению зависимости может стать основой для организации канадских культурологических исследований, не связанных с национальной принадлежностью, и рассматривает трезвость как автономное движение, отличное от государственных решений в области здравоохранения [27].
В США и Западной Европе все более популярным становится движение «Трезвое любопытство», возникшее в 2018 году. Это движение людей, изучающих на собственном опыте, какова жизнь без алкоголя. Заметим, что зарубежные авторы под трезвостью понимают в большей степени воздержание, а не естественное состояние человека, свободное от самоотравления любыми интоксикантами. Они считают, что трезвый образ жизни совместим с употреблением алкоголя и надо осознанно подходить к употреблению алкоголя и культуре питья. Таким образом, мы можем констатировать, что это «современное» зарубежное движение в нашей стране насчитывает более 50 лет истории и называется «Сторонники теории умеренного и культурного пития». По сути, данная теория умеренного и культурного пития является фундаментом проалкогольного мировоззрения.
В последнее время появляется все больше исследовательских работ отечественных авторов, ставящих в центр внимания именно трезвость и трезвый образ жизни. Так, Ю. Ю. Белова в результате анализа серии глубинных биографических интервью с трезвенниками раскрывает их социальные роли и практики, а также предпосылки отказа от алкоголя. Автор считает, что мотивы выбора и ведения трезвого образа жизни связаны, с одной стороны, со стремлением сохранить, приумножить и восполнить личные капиталы, с другой – неудовлетворенностью несовершенной системой социальной профилактики алкоголизации населения. Интересен вывод исследователя о том, что для информантов трезвость – социально нормативное, естественное явление, часть их повседневной жизни, которая обладает самоценностью и формирует мировоззрение окружающих [28]. Разграничивает центральные понятия двух категорий: «здоровый образ жизни» и «трезвый образ жизни» –В. А. Зотова, отмечая противоречие в соотношении этих понятий в массовом сознании. Автор совершенно справедливо констатирует тот факт, что абсолютная трезвость в нашем обществе рассматривается как девиация, и делает предположение о том, что категории «трезвый образ жизни» и «здоровый образ жизни» лежат в разных плоскостях мировоззрения человека [29]. О необходимости трезвости и роли правительства республики в деле утверждения трезвости пишет в своей работе Ю. И. Жегусов; представляя исследование, проведенное в Республике Саха, констатирует, что не потребляющие алкоголь люди чувствуют себя счастливее. Это явилось следствием того, что с 2010 по 2018 год активно проводилась региональная антиалкогольная политика. Пример Республики Саха демонстрирует возможность существенного улучшения показателей качества жизни за счет реализации антиалкогольной политики и продвижения трезвого здорового образа жизни. Но мировоззренческие вопросы в статье не обсуждаются [30].
Таким образом, заканчивая обзор, можно констатировать, во-первых, что метод концептуального моделирования достаточно широко используется в педагогике и является чрезвычайно продуктивным. Но нам не удалось найти работ, посвященных концептуальному моделированию процесса формирования трезвого мировоззрения.
Во-вторых, исследуя работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, можно сделать следующий вывод. Есть много работ, раскрывающих суть процесса обучения здоровому образу жизни, освобождения от алкоголизма, профилактики вредных привычек. Но в основном авторы предлагают профилактировать следствия проалкогольного мировоззрения. Вопросы, касающиеся формирования трезвого мировоззрения, остаются за рамками исследований. Автору не удалось обнаружить научных работ, посвященных концептуальному моделированию процесса формирования трезвого мировоззрения, представляющему систему приемов практической деятельности, приводящей к достижению поставленной цели – трезвому мировоззрению. Поскольку мировоззрение всегда определяет поведение человека, можно с уверенностью сказать, что формирование трезвого мировоззрения – насущная потребность настоящего времени.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
С целью построения моделей базовых понятий применялись категориально-символьные методы логико-смыслового моделирования, разработанные в научной школе В. И. Разумова и Г. Д. Боуш [31].
Методология системного подхода, широко применяемого в отечественной педагогике, стала основной в нашем исследовании. Системный подход предполагает формирование мировоззрения рассматривать как систему взаимосвязанных аспектов организации воспитания и образования, включающую главные компоненты: цели, принципы, подходы, функции, содержание, технологии. Для построения концептуальной системы формирования трезвого мировоззрения в исследовании применялись следующие методы: анализ научных источников, экстраполяция педагогического опыта. Для создания абстрактного прообраза исследуемого объекта, вкупе со структурными элементами, взаимосвязями между ними, сущностными свойствами и качествами объекта, был выбран универсальный научный метод – моделирование. Упрощения, схематизация и компрессии информации позволили визуализировать концептуальную модель.
Результаты исследования / Research results
На предыдущих этапах исследования мы получили результаты, значимые для преодоления проблемы недостаточной интеграции методологии формирования трезвого мировоззрения в научное поле педагогики.
Для восприятия разработанной методики необходимо уточнить базовые понятия «трезвость» и «трезвое мировоззрение». Определения этих понятий мы получили, используя метод «формально-логическое определение понятия», предложенный В. А. Светловым [32].
Трезвость – это естественное состояние человека, исключающее самоотравление интоксикантами в любых количествах.
Трезвое мировоззрение – это картина мира человека, характеризующаяся осмыслением трезвости как нормы жизни и исключающая самоотравление любыми интоксикантами.
Таким образом, на основании понятийного аппарата и сформированной теоретической платформы представляется возможной разработка концептуального моделирования процесса формирования трезвого мировоззрения (см. рисунок).
В структуру модели автор включил пять взаимосвязанных и взаимообусловленных модулей: ценностно-целевой, нормативно-ресурсный, теоретико-методологический, содержательно-технологический, оценочно-результативный.
Ценностно-целевой модуль включает следующие основные концепты: противоречия, цели, функции и условия формирования трезвого мировоззрения, которые могут быть значимы для достижения поставленной цели обучения трезвости. К противоречиям и проблемам формирования трезвого мировоззрения обучающихся мы относим несовершенство законодательных актов в сфере профилактики, неподготовленность педагогических кадров для организации процесса формирования трезвого мировоззрения и высокий уровень учебной нагрузки учащихся. Целями формирования трезвого мировоззрения определены: осознанная трезвость и мораль трезвости. Выделены следующие функции: интегративная, идентификационная, мобилизационная, моральная, эмоциональная, ориентирующая. В модуле предусмотрен блок условий формирования трезвого мировоззрения, который включает: личность учителя (необходимость наличия личной трезвости), учет возрастных особенностей (формирование трезвого мировоззрения требует обязательного подбора адекватных возрасту педагогических методов, способов и приемов), связь с жизнью (формирование понимания для чего нужна трезвость в жизни), эмоциональное отношение (создание позитивных эмоций при обучении трезвости повышает способность обучающихся к анализу, концентрации и восприятию новой информации, негативных – снижает), познавательную деятельность (активное получение бытовых и научных знаний о трезвости), общественную направленность (осознание личного трезвого мировоззрения как социально значимого явления).
Нормативно-ресурсный модуль отражает предпосылки формирования трезвого мировоззрения учащихся. К ним относится в первую очередь социальный заказ общества. В настоящее время наблюдается нестабильная геополитическая обстановка в мире, что требует повышенного внимания к вопросам безопасности страны. Одним из важных условий обеспечения безопасности является боеспособная трезвая армия. Отсюда закономерно вытекает необходимость государственного заказа на трезвость, оформленного в виде определенных законодательных актов и нормативно-правовой базы образования, регулирующей вопросы формирования трезвого мировоззрения. Ресурсами в этом модуле выступают: уровень профессионализма и подготовки педагогических кадров, что подразумевает обязательное прохождение курсов повышения квалификации по формированию трезвого мировоззрения; уровень профилактической работы в образовательном учреждении, которая должна вестись систематически по современным методикам обучения трезвости. В этом модуле важная роль принадлежит общественным трезвенническим организациям, поскольку сегодня именно общественные организации трезвости проводят большую работу по формированию трезвого мировоззрения среди обучающихся и являются инициаторами обучения трезвости.
Теоретико-методологический модуль включает теоретико-методологические основы обучения трезвости, выраженные подходами и принципами. Системный подход позволяет не только структурировать информацию о трезвости, но и понимать причинно-следственные связи алкоголизации, влияние вопросов трезвости на культуру, экономику, политику. Деятельностный подход подразумевает активность обучающегося в процессе получения знаний о трезвости с соблюдением принципов непрерывности, целостности и творчества. Культурологический подход предполагает изучения вопросов трезвости с точки традиций, семейных ценностей и обычаев. Гуманистический подход в обучении трезвости проявляется не только в учете индивидуальных интересов и способностей обучающегося, но и в том, что преподаватель должен быть живым примером трезвости, о которой он рассказывает. Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что результатом обучения трезвости должен стать не комплекс заученных знаний, а развитые умения и навыки защиты личной трезвости. В модели выделены общедидактические принципы, присущие обучению в целом: научности, системности, доступности, активности, непрерывности, наглядности.
Содержательно-технологический модуль включает в себя содержание, технологии и методы. Блок содержания имеет основанием не медицинский подход к профилактике, а концептуальную идею утверждения и сохранения трезвости. Предполагается, что интеграция знаний о трезвости в учебные предметы и проведение уроков трезвости на систематической основе и с обязательным контролем уровня сформированности трезвого мировоззрения могут быть достаточно эффективными. Для достижения целей в модели определены такие технологии, как установление межпредметных связей (позволяет учащимся наглядно увидеть систему знаний о трезвости, интегрированных в содержание разных учебных предметов, раскрывающей проблемные вопросы трезвости); развитие критического мышления (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, что чрезвычайно важно для формирования трезвого мировоззрения); здоровьесберегающие технологии (формирование базы знаний у учащихся о здоровье, профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни); игровые технологии (активизация и интенсификация деятельности обучающихся, реализующаяся через игры, сказки, спектакли на тему трезвости). Не менее важную роль в данном блоке играют методы. Метод примера (демонстрирующий личную трезвость педагога) воздействует на сознание и поведение учащихся, помогая определить трезвость нормой. Словесные (сообщение знаний о трезвости обучающимся осуществляется с помощью рассказа, объяснения), наглядные (демонстрация презентаций, просмотр видеороликов, самостоятельные наблюдения), практические (источник знаний – сама деятельность учащихся, например участие в опросах населения) методы являются традиционными, органично вписывающимися в этот блок. Метод участия в общественных делах (анализ конкретных ситуаций, связанных с реальными социальными, политическими или экономическими проблемами, возникающими из-за отсутствия трезвости) способствует личностному развитию.
Оценочно-результативный модуль данной модели обеспечивает диагностику уровня сформированности трезвого мировоззрения. Он включает три блока: уровень понимания, уровень сформированности трезвого мировоззрения и индикаторы. Уровень понимания необходим для эффективного управления процессом обучения трезвости и предполагает диагностирование с получение результата: оптимальный, достаточный, недостаточный. Блок уровня сформированности трезвого мировоззрения включает четыре уровня: элементарный (знания и представления о трезвости на зачаточной стадии); фрагментарный (отсутствие целостности научных и ненаучных представлений о трезвости); пограничный (проявление объективного отношения к трезвости, стремящегося к целостности знаний о трезвости); системный (выработанная гармоничная структура личных трезвых взглядов, идеалов). Для отслеживания уровня сформированности трезвого мировоззрения обучающихся и оценивания эффективности образовательного процесса и воспитательной работы в этом направлении предлагаются следующие индикаторы: действенно-практический, характеризующий потребность и готовность личности к реализации своих трезвых взглядов и убеждений на практике; нормативно-оценочный, свидетельствующий об устойчивости трезвых взглядов и объективной оценке трезвости; устойчивость системы ценностей, убеждений, принципов, проявляющихся в применении знаний о трезвости в проблемных ситуациях.
Заключение / Conclusion
Таким образом, на основе анализа научных работ по сохранению трезвости и формированию трезвого мировоззрения и обучения, экстраполяции педагогического и философского опыта и универсального научного метода моделирования разработана модель концепции формирования трезвого мировоззрения, включающая цели, функции, подходы, содержание, технологии, уровни и другие важные компоненты. Модель в контексте педагогики – это система, созданная на основе определенных критериев и обладающая значимыми характеристиками, такими как элементы, компоненты, свойства, связи и т. п. Исследование такой системы может способствовать получению новых знаний о познаваемом объекте. Данная модель комплексно описывает основные аспекты методической системы обучения трезвости, предоставляя возможности ее всестороннего изучения и системного управления процессом обучения и воспитания, что в итоге должно привести к формированию трезвого мировоззрения. Сконструированная структурно-функциональная модель концепции формирования трезвого мировоззрения позволит разработать методику обучения трезвости, применение которой обеспечит формирование трезвого мировоззрения обучающихся, а также может способствовать повышению эффективности профилактических мероприятий. Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов.
Модель формирования процесса трезвого мировоззрения

Elena A. Kljushnikova