Введение / Introduction
Исторические аспекты развития системы физического воспитания различных групп населения в нашей стране продолжают оставаться в поле зрения современных исследователей, не теряя своей актуальности. Важнейшим периодом в становлении школьного физического воспитания, формировании его нормативных, организационных и идеологических основ стали первые два десятилетия после Октябрьской революции 1917 года. Многие идеи и подходы к развитию физической культуры и спорта, сформировавшиеся в это время, являются рациональными, интересными и поучительными и для нашего времени.
Период 1920-х – 1930-х годов в истории отечественного образования ознаменовался проведением советской реформы школы, ставшей начальным и основополагающим периодом в строительстве системы массового образования XX века в Советском Союзе. Конец 1930-х годов выступил важным этапом стабилизации физкультурной работы в школах страны, выражавшейся в обеспечении готовности всех школ к проведению обязательных уроков физкультуры и к широкому развертыванию спортивно-массовой работы на основе комплексов «Готов к труду и обороне» (далее – ГТО) и «Будь готов к труду и обороне» (далее – БГТО). Пути развития школьной физической культуры и спорта в стране, как пишет Т. В. Сарычева, были обозначены в постановлении «О военно-физкультурной работе в средних школах среди учащихся 8, 9, 10 классов» 1936 года, согласно которому во всех средних школах должны были создаваться секции по различным видам спорта, а при добровольных спортивных обществах – специальные спортивные секции школьников. Предполагалось регулярное проведение соревнований внутри школ и между ними, традиционные летние и зимние встречи по видам спорта [1]. Указанные тенденции развития физкультурного движения в школах СССР достаточно широко представлены в современных отечественных научных исследованиях, однако научный поиск по изучению региональных аспектов развития школьной физической культуры и спорта продолжается.
В связи с этим целью нашего исследования выступило рассмотрение процессов развития физического воспитания и спортивно-массовой работы среди крымских школьников в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века.
Обзор литературы / Literature review
Тенденции развития физкультурного движения в школах СССР достаточно широко представлены в современных отечественных и зарубежных научных исследованиях. В частности, И. Л. Бахтина, М. В. Попова и Э. Е. Протасова, на уральском материале, приходят к выводам о том, что к концу 1930-х годов советская общеобразовательная школа стала безусловным проводником инициатив советского руководства в области массового физкультурно-патриотического движения [2]. Н. Соколовой выделены особенности формирования советской системы физического воспитания на примере учебных заведений Советской Украины в 30-х годов ХХ века, суть которых заключалась в значительной милитаризации физического воспитания и подчинении моральным нормам и идеологическим канонам коллективной среды [3]. Исследование развития физической культуры и спорта на Дальнем Востоке во второй половине 30-х годов XX века, проведенное С. А. Касинцевым, М. В. Касинцевой и Н. А. Гончаровой, показало, что их основными особенностями выступали создание спортивных обществ, военно-спортивная и патриотическая работа среди молодежи, широкое распространение проведения спартакиад, соревнований спортивных обществ и соревнований школьников [4]. По мнению М. А. Гончарова и Я. П. Кривко, внимание к вопросам военно-патриотического и физического воспитания в предвоенные годы внесло весомый вклад в гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения СССР 30-х годов ХХ века, что сыграло значительную роль в победе над фашизмом в Великой Отечественной войне [5]. Характеризуя специфическую милитаризованную направленность физкультурно-спортивной деятельности и приоритетные позиции в развитии видов спорта, имеющих военно-прикладное значение в подготовке боевого резерва армии, Т. В. Сарычева на примере г. Томска приводит сведения о частичном изменении и расширении форм военно-физического и патриотического воспитания, месте физической культуры в жизнедеятельности молодежи в предвоенные годы [6]. Тенденции физического воспитания советских школьников в указанный период отмечены A. Адельфински, который считает, что введение комплекса БГТО положило начало милитаризации спорта вообще и школьного спорта в частности [7]. В статье Л. С. Шмульской и О. Б. Лобановой на основе региональной периодики Красноярского края рассмотрены формы и средства популяризации массового физкультурно-спортивного движения и физкультурно-спортивный комплекс ГТО как основа физического воспитания детей и молодежи в СССР в предвоенный период [8]. На изменение задач школьной физической культуры к концу 1930-х годов в соответствии с потребностями страны указывают Ю. Григорян и K. Богатырева, отмечая, что физическая культура стала рассматриваться не только в качестве средства воспитания гармоничной личности, но и как инструмент для пополнения рядов защитников советского государства [9]. Прослеживая эволюцию советской политики в области спорта в Каменце-Подольском и на Подолье, О. Каденюк и В. Нестеренко делают вывод о том, что вторая половина 1930-х годов, помимо характерных для тоталитарного общества негативных тенденций, ознаменовалась ростом числа спортивных школ, кружков и клубов, освещением в средствах массовой информации спортивных соревнований, созданием из известных спортсменов образов настоящих представителей «трудящихся», тех, на кого нужно равняться [10]. Вышеуказанные тенденции развития и проблемы, возникавшие на пути становления системы физического воспитания исследуемого периода, подтверждаются исследованиями У. С. Волковой и С. М. Гузь на примере школ Карелии [11].
Несколько иные особенности имело развитие физической культуры и спорта на территориях СССР, которые еще не вошли в его состав в 1920–1930-е годы. В частности, изучению физкультуры и спорта на территории Тернопольской области, входившей в состав Второй Польской республики, посвящена работа Э. Малолепшего и Т. Дроздек-Малолепши [12]. Т. Дроздек-Малолепша исследовала опыт физического воспитания и развития спорта и спортивных состязаний на Волыни [13]. Так, согласно данным исследования работа Э. Малолепшего и Т. Дроздек-Малолепши, в 1929–1939 годах в школах Волынской губернии шло бурное развитие легкой атлетики, спортивных игр, стрельбы, водных видов и зимних видов спорта, которые были особенно популярны в средних школах [14]. Школьное физическое воспитание было организовано в виде занятий в спортивных кружках и проведения спортивных соревнований местного, районного и провинциального уровня.
В настоящее время имеется ряд исследований, касающихся развития физической культуры школьников в 20–30-е годы ХХ века в Крыму. В работе А. В. Мутьева, М. Р. Скоробогатовой и Д. В. Лебедева установлено, что к 1933 году на полуострове был достигнут значительный охват физическим воспитанием школ 2-й ступени, однако в массовых школах 1-й ступени должная физкультурная работа отсутствовала. В начале 1930-х годов происходит активное становление системы внеклассной физкультурной работы среди детей в виде секционных (кружковых) занятий, спортивно-массовых мероприятий в каникулярное время и детских соревнований по различным видам спорта, от внутришкольных до всекрымских [15]. В наших исследованиях указывается также на то, что с 1934 года шло активное внедрение комплексов ГТО и БГТО через советскую общеобразовательную школу, пионерские и спортивные организации, что выступало проводником инициатив советского руководства в области массового физкультурно-патриотического движения [16]. В своей статье «Состояние физической культуры и спорта среди крымских школьников в середине 30-х гг. ХХ в.» А. В. Мутьев, Д. В. Лебедев и А. А. Еногян отмечают, что во вторую сталинскую пятилетку (1933–1937 годы) основными задачами физической культуры выступило «закрепление и качественное улучшение физкультурной работы в массовой школе». В этот период для крымских школьников был значительно расширен календарь спортивно-массовых мероприятий, включавший проведение детских спартакиад по различным видам спорта, спортивных праздников, сезонных розыгрышей по спортивным играм, физкультурных вечеров, экскурсий, внутришкольных и городских соревнований по гимнастике и стрельбе, спортивных встреч и массовых детских кроссов. Важной вехой стало улучшение работы по физической культуре в сельской местности, физкультурно-оздоровительной работы в период зимних и летних школьных каникул, которая приобрела черты системности и плановости. В итоге предпринятых мер удалось значительно повысить количественные и качественные показатели физкультурной работы среди крымских школьников [17].
Проведенный анализ научного фонда показал, что, несмотря на наличие значительного количества исследований физического воспитания школьников в различных регионах нашей страны во второй половине 30-х годов ХХ века, сведения о развитии физической культуры и спорта в крымских школах конца 1930-х – начала 1940‑х годов практически отсутствуют.
Несомненно, дополнение научных данных обобщением опыта работы в деле физкультурной и спортивно-массовой работы в школах Крыма в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века не только углубит понимание особенностей развития региона, но и будет содействовать достижению лучшего понимания тенденций их последующего развития в масштабах всей страны вплоть до настоящего времени.
Материалы и методы / Materials and methods
В исследовании был использован комплекс общетеоретических и историко-педагогических методов (анализ и обобщение научно-методической литературы, системно-исторический анализ, историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный методы). Основными источниками при изучении проблемы стали делопроизводственные документы Республиканского комитета по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров Крымской АССР за 1937–1941 годы из фондов Государственного архива Республики Крым, которые впервые вводятся в научный оборот.
Результаты исследования / Research results
С первых лет после установления в Крыму советской власти происходило формирование сети советских учебных заведений, в которых предпринимались попытки введения обязательного физического воспитания. Однако его широкое внедрение сдерживалось по причине нехватки подготовленных физкультурных кадров, сооружений для занятий физическими упражнениями, оборудования и инвентаря. В конце 20-х годов ХХ века в стране директируется обязательное физическое воспитание во всех типах учебных заведений, что повлекло за собой активизацию соответствующей деятельности со стороны органов управления физической культурой и народным образованием в Крыму. В середине 1930-х годов продолжилось оформление школьных кружков и коллективов физической культуры в городах и районах полуострова. На конец 1936 года всего по Крыму было 86 школьных кружков физической культуры, из которых 16 было в сельской местности. Членов кружков насчитывалось 3178 человек в городе (в том числе 505 в сельских районах). Достаточно значительным было вовлечение в занятия девочек, которых занималось в спортивных кружках и коллективах 1471 (46,3%). Больше всего в занятия было вовлечено учащихся старшего школьного возраста (15–16 лет) – 1577, школьников 13–14 лет было 1293 человека и младших школьников (9–12 лет) – 308. Из числа занимающихся в физкультурных кружках юных пионеров было 1747 человек и комсомольцев – 258. Большая часть занимающихся получила значки БГТО (2110 школьников) и ГТО 1-й ступени (110 человек).
В то же время оставались трудности с педагогическими кадрами для ведения самодеятельной школьной физкультурной работы. На всю Крымскую АССР для ведения кружковой работы в штатах школ насчитывался всего 31 работник, из которых 25 (80,6%) имели специальное образование по физической культуре.
К этому времени был расширен перечень видов спорта, которыми были охвачены крымские школьники. Помимо традиционных кружков гимнастики, легкой атлетики и спортивных игр, учащихся вовлекали в занятия шахматами и шашками, велоспортом, стрельбой и боксом. В приморских городах Крыма развивали водные виды спорта: плавание, прыжки в воду, греблю. Согласно отчетам о состоянии кружковой работы в школах за 1936 год, гимнастикой занимался 1881 школьник (в том числе девочек – 987), шахматами и шашками – 685 (в том числе девочек – 187), спортивными играми – 914 (в том числе девочек – 410), стрельбой – 136 (в том числе девочек – 52), легкой атлетикой – 228 (в том числе девочек – 126), водным спортом – 70 (в том числе девочек – 50), коньками – 49 (в том числе одна девочка) и другими видами – 30 (девочек – 15) [18].
В последующие годы эти показатели плавно улучшались. Так, согласно «Сводному отчету по самодеятельному физкультурному движению школьников» к концу 1937 года детских кружков по Крыму насчитывалось уже 89 с количеством членов 3187 человек, из которых в сельской местности было 19 с численностью членов – 927. В пионерской организации из всех членов физкультурных кружков состояло 2023 школьника (63,4%), и в ВЛКСМ – 322 человека (10,1%). Среди занимающихся девочек было в городских кружках 48,7%, в сельских – 40,2%. Из всей численности занимающихся нормы БГТО сдали 47,9% городских школьников и 27,9% сельских. Значки ГТО 1-й ступени в городских школьных кружках получили 5,5% занимающихся, в сельских – 23,8%. Наибольшее количество занимающихся было в городах Симферополь, Севастополь, Керчь и Бахчисарай, а среди сельских районов – в Куйбышевском и Симферопольском (см. таблицу). Вели работу со школьниками в 1937 году 33 специалиста, из которых самую высшую первую категорию имел один человек, вторую – 15, третью – 10 и четвертую – 7 преподавателей.
Количество занимающихся в кружках спортивной гимнастикой возросло до 2518 школьников, легкой атлетикой – до 1893, спортивными играми – до 984, водными видами спорта – до 354, шахматами и шашками – до 214, велоспортом занимались 48 учащихся, стрельбой – 45 и боксом – 15 человек [19].
Охват самодеятельным физкультурным движением в школьных
спортивных кружках в городах и районах Крымской АССР
по состоянию на конец 1937 года (составлено по материалам
Государственного архива Республики Крым)
|
Город/район |
Занимающихся в городских школах |
Занимающихся в сельских школах |
Юных пионеров |
Членов ВЛКСМ |
Сдали БГТО |
Сдали ГТО |
|
Симферополь |
466 |
- |
337 |
39 |
231 |
26 |
|
Севастополь |
438 |
- |
295 |
45 |
- |
- |
|
Керчь |
369 |
- |
132 |
68 |
155 |
21 |
|
Феодосия |
235 |
- |
152 |
16 |
122 |
|
|
Ялта |
89 |
- |
25 |
9 |
57 |
11 |
|
Джанкойский район |
120 |
50 |
92 |
20 |
51 |
12 |
|
Бахчисарай |
340 |
- |
254 |
42 |
285 |
25 |
|
Карасубазар |
122 |
104 |
83 |
- |
183 |
30 |
|
Балаклава |
81 |
- |
39 |
9 |
- |
- |
|
Ичкинский район |
- |
24 |
15 |
2 |
- |
- |
|
Куйбышевский район |
- |
380 |
343 |
25 |
- |
- |
|
Колайский район |
- |
89 |
37 |
19 |
- |
- |
|
Симферопольский район |
- |
280 |
219 |
28 |
- |
- |
|
Всего |
2260 |
927 |
2023 |
322 |
1084 |
125 |
Руководящие физической культурой и спортом органы регулярно осуществляли проверки качества проведения физкультурной работы в учебных заведениях Крымской АССР и принимали соответствующие меры по ее улучшению. В начале 1937 года Комитетом по делам физической культуры и спорта Крымской АССР было проведено очередное обследование крымских школ, которое выявило ряд недостатков в организации физического воспитания. В частности, при обследовании 5, 14, 16, 23-й, Украинской и 1-й образцовой школ г. Симферополя было установлено неудовлетворительное состояние ведения физкультурной работы. Указывалось на отсутствие программ занятий в отдельных школах (14-я, 23-я и Украинская школы), неразработанность учебных планов или их несоответствие требованиям программного материала, отсутствие учета проведенной работы по физическому воспитанию и нарушение порядка ведения учета сдачи норм ГТО и БГТО, что вело к невыполнению задания по количеству сдавших на значки, низкому качеству работы, недостаточному развитию самодеятельного физкультурного движения школьников. Отмечался слабый контроль со стороны городского комитета по делам физической культуры и спорта и отсутствие внимания к физической культуре со стороны отдела народного образования города. Было решено в связи с этим предупредить инструкторов городских комитетов по делам физической культуры и спорта всей республики о необходимости систематического контроля работы учебных заведений. Провести методическое совещание преподавательского состава, школьных кружков физической культуры по вопросам самодеятельной работы (постановление Комитета по делам физической культуры и спорта Крымской АССР № 4 от 13 февраля 1937 года) [20]. Аналогичные результаты показали и последующие обследования школ Крыма, проведенные в 1938 году. Проверки физкультурной работы в школах г. Симферополя (школы имени Короленко и имени Кирова), г. Керчи (Татарская школа, 1-я школа, 3-я школа, 7-я школа, 8-я школа), г. Евпатории (6-я школа) показали плохую подготовку преподавателей к урокам, отсутствие документации планирования (плана, конспектов уроков, классных журналов), недостаточную работу преподавателей над повышением своего политического и специального образования, малое число сдавших на значки ГТО и БГТО. Для преодоления выявленных недостатков было решено: «дать указание Наркомпросу Крыма об усилении контроля дела физического воспитания со стороны городских и районных отделов народного образования; обязать уполномоченных Комитета по делам физической культуры и спорта систематически контролировать работу, проверять проведение уроков; отстранять от занятий неподготовленных к урокам, повышать квалификацию, обеспечить школы программами по физической культуре для средних школ, проводить инструкторские совещания» (постановление Комитета по делам физической культуры и спорта Крымской АССР № 24 от 21 мая 1938 года) [21]. Следует отметить, что вплоть до начала 1940-х годов проверки отмечали неудовлетворительное состояние физкультурной работы в школах полуострова, а основными причинами невыполнения всех инструктивных писем и указаний Комитета по делам физической культуры и спорта Крымской АССР и Наркомпроса Крыма по физкультуре в регионе являлись отсутствие помещений для занятий физкультурой, оборудования и инвентаря, профильных управленческих структур для постановки физкультуры в школах, слабая помощь низкоквалифицированному преподавательскому корпусу со стороны местных органов управления физической культурой и народным образованием. Такое состояние физкультурного движения школьников в конце 1930-х годов было характерно и для других регионов СССР. Советские источники отмечали, что из 10 миллионов учащихся 5–10-х классов в школьных секциях физкультуры занимались лишь 8% школьников [22]. Данные по Крымской АССР подтверждают эту тенденцию. По состоянию на 1938 год в школьное физкультурное самодеятельное движение было вовлечено 3334 городских (8,7% от общего количества учащихся) и 1191 сельский (4,2% от общего количества учащихся) учащийся 5–10-х классов, а в крымских школах действовали 119 городских и 45 сельских коллективов физкультуры [23].
В исследуемый период активно продолжились организация и проведение Комитетом по делам физической культуры и спорта Крымской АССР спортивных мероприятий от местного до всекрымского уровня. В частности, постановлением № 7 от 14 марта 1937 года было решено провести Первые Всекрымские шахматно-шашечные соревнования с 25 по 31 марта 1937 года, на что была выделена смета в 5000 рублей. Осенью 1937 года были проведены очередные Всекрымские школьные соревнования, для чего была назначена судейская комиссия в составе лучших крымских специалистов по физической культуре: главного судьи Зильбера, заместителя главного судьи Кублицкого и секретаря Кантипалова (протокол № 30 от 19 сентября 1937 года) [24]. Помимо этого было организовано по Крымской АССР 51 спортивное мероприятие с общим количеством участников 2837 человек. За год было проведено 18 детских легкоатлетических состязаний (1201 участник), 5 соревнований по водному спорту с количеством участников 87 человек, 3 гимнастических соревнования (165 участников), 8 по спортивным играм (277 участников), 8 по шахматам и шашкам (234 участника), 4 школьные спартакиады с количеством участников 395, 4 соревнования и выступления в дни общих праздников (473 участника), также был проведен один велопробег (5 спортсменов) [25].
В соответствии с решениями XXVIII Съезда ВКП(б) в марте 1939 года государство стало уделять особое внимание массовой подготовке населения к защите от внешних угроз, поэтому школьные программы по физическому воспитанию были пересмотрены в сторону более широкого включения в них начальной и допризывной подготовки. Для курирования оборонно-массовой и физкультурной работы были созданы военные отделы при Областных комитетах ВКП(б), которым совместно с Областными комитетами ВЛКСМ предлагалось вовлекать максимальное количество населения, в том числе учащейся молодежи, в сдачу норм БГТО и ГТО, уделить особое внимание военно-прикладным видам спорта (гранатометанию, штыковому бою, фехтованию, стрелковому и конному спорту), вовлечь физкультурных организаторов в общественно-политические кампании, организовать соцсоревнование по постановке физкультурной работы.
Усиление внимания государственного и партийного руководства к вопросам физической и военно-прикладной подготовки значительно улучшило состояние физического воспитания и спортивно-массовой работы в учебных заведениях полуострова. К 1940 году в подавляющем большинстве районов Крыма штат школ был укомплектован преподавателями физической культуры, причем города Керчь, Севастополь, Симферополь, Феодосия были обеспечены квалифицированным преподавательским составом со специальным образованием. Значительно усилилось внимание к внешкольным формам организации спортивной работы. Число обучающихся, занимающихся физической культурой в школьных кружках на 1 января 1940 года, составило 4490, а на 1 января 1941 года уже 10590 человек.
В отчетах об обследовании крымских учебных заведений стало появляться больше положительных отзывов. Проверки отмечали, что хорошо была поставлена работа в школах 9-й и 98-й в Симферополе, где работали секции гимнастики, игр, легкой атлетики с количеством занимающихся более 100 человек. Указывалось на высокий уровень внешкольной работы в школе им. Войкова в г. Керчи и 98-й железнодорожной школе г. Симферополя, в которых задание по ГТО и БГТО было выполнено на 100–115%. Во многих учебных заведениях была улучшена спортивно-массовая работа. Так, в школе № 1 г. Саки работала детская секция по гимнастике, где занимались 125 человек. Секция подготовила 5 девочек на 3-й разряд, а 50% состава секции сдали нормы ГТО и БГТО. Секция проводила систематические соревнования внутри школы. Росло количество секций по прикладным видам спорта и выполнение нормативов на оборонные значки. Секция бокса была открыта в подшефных школах Добровольного спортивного общества «КИМ» в г. Севастополе. Задание по ГТО и БГТО в школах Крыма было выполнено на 89%, БГТО – на 58% [26].
В Крыму работала спортивная школа в г. Керчи, где занимались 67 человек (в том числе 24 девочки) в двух группах по гимнастике. Обеспечивали работу школы три тренера со средним специальным физкультурным образованием [27].
К началу 1940-х годов был в основном организован летний досуг школьников в Крымской АССР, в котором физическое воспитание занимало значимое место. В летний каникулярный период 1940 года в целях оздоровления и физического воспитания пионеров и школьников Крыма были открыты детские школы и секции по различным видам спорта. В г. Симферополе была организована детская школа по легкой атлетике, где преподавали ведущие специалисты города: Летвинов, Колианиди, Кублицкий и Никольский, секция по спортивным играм (руководители Азаров и Кляйнет), секция шахмат и шашек (руководитель Кислицин). В г. Севастополе работали школа плавания и гребли (руководители Гаксимов и Изюмский), секция спортивных игр под руководством заведующего военно-физкультурным отделом, секция шахмат и шашек под руководством местного комитета ВЛКСМ. Секции плавания и гребли, легкой атлетики, игровая секция и секция шахмат и шашек были открыты в Керчи. Ялтинским военно-физкультурным отделом и комитетом ВЛКСМ были организованы секции плавания, шахмат и шашек, туризма и альпинизма. Секция плавания и гребли функционировала в Феодосии, а секции плавания и гребли, игр и легкой атлетики были открыты в Евпатории. В каникулярный период были организованы школьные первенства Крыма по гимнастике (22–24 июля 1940 года), легкой атлетике (29–30 июня 1940 года), плаванию и прыжкам в воду (23–24 августа 1940 года). Во всех остальных городах и районах Крымской АССР были организованы группы школьников для подготовки к сдаче норм ГТО и БГТО [28].
Симферопольский городской комсомольско-физкультурный актив в своем постановлении от 23 января 1941 года по результатам доклада об «Итогах работы физкультурных организаций города за 1940 г. и задачи на 1941 г.» указывал на успехи симферопольских школьников, которые установили 21 новый крымский рекорд по легкой атлетике, а также было увеличено количество школьных коллективов физической культуры, которое за год возросло на 49. Вместе с тем было отмечено: несмотря на то что школы города полностью укомплектованы преподавательским составом по физической культуре, работа среди школьников поставлена неудовлетворительно, а городские и районные отделы народного образования слабо занимаются физическим воспитанием школьников. Добровольным спортивным обществам до 10 февраля 1941 года было поручено оформить в подшефных школах физкультурные кружки в соответствии с положением о детском, юношеском школьном коллективе физической культуры [29].
В конце 1930-х годов в стране систематически проводились соревнования юных спортсменов на первенство городов, областей, республик и СССР. Крымская АССР в целом подтверждала общую тенденцию развития физического воспитания детей школьного возраста. Несмотря на отдаленность от центра, местные власти пытались, в меру возможностей, выполнить соответствующие постановления центральных органов. В Симферополе за 1940 год было проведено: детское зимнее первенство по баскетболу (154 участника), детское зимнее (28 человек) и летнее (217 человек) первенство по легкой атлетике, первенство города по футболу среди юношеских команд (65 участников). При этом имелись достаточно высокие спортивные достижения крымских школьников. Так, в первенстве РСФСР команда школьников-пловцов заняла первое место, легкоатлетов – второе [30]. Шестнадцать юных симферопольцев приняли участие во всесоюзном первенстве по гимнастике [31].
Особый вклад в дело становления крымской школьной физической культуры и спорта в исследуемый период внесли ряд выдающихся спортивных педагогов, в частности выпускники Центрального государственного института физической культуры
А. Я. Зильбер и Л. В. Никольский. Абрам Яковлевич Зильбер, работая в должности руководителя специального курса физической культуры в Крымском педагогическом институте им. М. В. Фрунзе, регулярно принимал участие в проведении школьных спортивных мероприятий в качестве главного судьи. Заведующий кафедрой физической культуры Крымского сельскохозяйственного института им. М. И. Калинина Леонид Викторович Никольский принимал непосредственное участие в организации летних спортивных школ по легкой атлетике для учащихся крымских учебных заведений, проведении школьных спартакиад и их судействе. Активно работал над совершенствованием школьного физического воспитания на должности инспектора Комитета по делам физической культуры и спорта Крымской АССР по школам и ГТО выпускник Высшей школы тренеров по легкой атлетике при Государственном центральном институте физической культуры Василий Ефремович Загнибеда. Высоко оценивалась руководящими органами народного образования деятельность преподавателей физической культуры школ Крымской АССР. Так, приказом Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР (№ 352 от 4 ноября 1940 года) в ознаменование 20-летия со дня освобождения Крыма от белогвардейцев почетной грамотой был награжден преподаватель физической культуры симферопольской школы № 2 и член Всесоюзной баскетбольной секции Виктор Васильевич Азаров, благодаря усилиям которого крымские школьные баскетбольные сборные добивались высоких результатов на всероссийских соревнованиях. В течение многих лет вели плодотворную работу по физическому воспитанию подрастающего поколения преподаватели физической культуры Симферополя (К. Р. Шамшула, С. Шевченко, А. А. Бочаров), Севастополя (А. Ф. Сыкора, К. С. Карпов, В. А. Салех, А. И. Томах), Керчи (А. В. Еленченко, К. Д. Георгиади, С. В. Михайлова), Феодосии (П. А. Буковецкий, А. А. Аблаев, Н. К. Жонсон), Евпатории (В. Кусов, Л. Михеева), Ялты (Я. П. Денисов, В. А. Новиков), Джанкоя (П. К. Подушкин). Специалисты не только вели уроки физической культуры, но и сами активно занимались различными видами спорта, выступали в соревнованиях и сдавали нормы ГТО.
Заключение / Conclusion
Таким образом, проведенными исследованиями установлено, что к началу 40-х годов ХХ века в школах Крыма физическое воспитание заняло значимое место в системе воспитания молодежи. Помимо улучшения физических кондиций школьников, была значительно усилена работа в идеологическом, патриотическом и нравственном направлениях. В учебных заведениях к началу 1940-х годов, благодаря усилению внимания со стороны партийных и советских органов, был достигнут полный охват учащихся обязательными занятиями физической культурой, совершенствовалось кадровое обеспечение физического воспитания и его материально-техническая база. Постоянно расширялось самодеятельное физкультурное движение в школьных кружках и коллективах физической культуры. В исследуемый период в Крымской АССР завершилось становление комплексов ГТО и БГТО как методической основы физического воспитания советских школьников. Физкультурные коллективы школ были включены в систему спортивных соревнований от внутришкольного до всесоюзного уровня.

Andrey V. Mutyev