Введение
Исследования психологических проблем личности Л. А. Регуш свидетельствуют, что это динамичный феномен, зависящий не только от психологических особенностей человека, но и от социально-экономических условий его жизни [1]. Появившиеся новые стрессоры последних лет (пандемия, непростая социально-экономическая ситуация как в России, так и во всем мире, террористические угрозы и др.), а также возросшая погруженность населения в интернет-среду привели к ухудшению психического здоровья населения. Карелия оказалась в числе регионов-лидеров по числу психических расстройств. По данным Министерства здравоохранения, в 2022 году она заняла 2-е место в рейтинге регионов по количеству психических заболеваний [2]. Изучая качество окружающей среды Республики Карелия, Н. В. Доршакова отмечает, что климат характеризуется суровой зимой и коротким летом, высокая влажность и перепады атмосферного давления создают дополнительные нагрузки на организм, что может негативно сказываться на психологическом благополучии жителей [3]. Значительным является и тот факт, что, по данным «РИА-новости», в 2023 году Республика Карелия заняла 74-е место из 85 по показателям качества жизни [4]. «Карелиястат» публикует статистику, отмечающую, что в регионе низкая продолжительность жизни и значительное снижение численности населения за последние годы [5].
О. Б. Рыжкова указывает, что наиболее уязвимыми к происходящим изменениям являются подростки, у которых новые условия жизни накладываются на становление идентичности [6]. В этот период происходит бурное развитие и перестройка организма, формируется самосознание и самооценка. Ф. Райс, К. Долджин отмечают, что сложность подросткового возраста связана также с одновременным проживанием кризисов в физиологической, психологической и социально-психологической областях. Физиологические кризисы связаны с активным ростом и половым созреванием, психологические кризисы возникают в процессе становления нравственных ценностей и поиска своего места в жизни, социально-психологические кризисы связаны с необходимостью адаптации к обществу и стремлением к независимости, что также может быть источником стресса. О. М. Кабанова резюмирует, что перечисленные кризисы часто становятся источниками психологических проблем личности в этом возрасте [7]. Н. В. Фоменко называет подростковый возраст наиболее сложным этапом развития ребенка [8].
Раскрывая сущность понятия «психологическая проблема», авторы, как правило, подчеркивают наличие актуализированного противоречия, чувство связанного с этим дискомфорта и желание личности его разрешить [9]. С. С. Худоян определяет понятие «психологическая проблема» как актуализированное психологическое противоречие внутри личности или группы, которое проявляется в рамках психической нормы, вызывает дискомфорт, напряжение и затрудняет нормальное развитие, функционирование и адаптацию личности или группы [10]. Исследование личностно-средового взаимодействия И. В. Атамановой отмечает важную роль места проживания человека в характере решаемых им психологических проблем [11].
Анализ работ последних лет также свидетельствует о том, что у подростков, живущих в разных регионах, ведущие места занимают разные психологические проблемы. Так, исследование подростков Санкт-Петербурга, проводимое под руководством Л. А. Регуш (2023), выявило, что на первом месте у учащихся находятся проблемы, связанные с тенденциями, происходящими в обществе, на втором – проблемы со школой, 3–4-е место заняли проблемы, связанные с будущим и самим собой [12]. Авторы использовали опросник «Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде» (Л. А. Регуш и соавторы) и опросили 299 подростков 13–17 лет.
В социально-психологическом исследовании проблем современных подростков М. Н. Борисовой (2019 год) была разработана анкета, изучающая подростковые проблемы. Авторы опросили 237 подростков 12–18 лет. В результате было обнаружено, что ведущее место занимают проблемы с родителями, на втором месте находятся проблемы, связанные с экзаменами и поступлением в вузы, на третьем – общение с противоположным полом [13].
Можно также отметить исследование М. Б. Калашниковой и Е. А. Петровой, проведенное в Великом Новгороде (2017) [14]. Авторами использовался опросник «Психологические проблемы подростков» Л. А. Регуш и соавторов. Выборку составили 30 подростков 13–14 лет. На первом месте оказались проблемы, связанные с проведением досуга, на второе место вышли проблемы, связанные с собой, на третьем месте находятся проблемы, обусловленные состоянием своего здоровья и здоровья близких.
Исследование, проведенное ученым Ен Хо Ким в Корее, выявило, что подростки часто сталкиваются с эмоциональными и психическими проблемами. Эти проблемы могут сохраняться во взрослом возрасте и влиять на адаптацию человека в обществе. В ходе исследования были выявлены следующие наиболее часто встречающиеся психологические проблемы подростков: трудности в межличностном общении, одиночество, апатия, тревожность, враждебность к окружающим людям. Кроме того, было установлено, что девочки-подростки чаще страдают от депрессии и тревожности, а в раннем подростковом возрасте выше показатели одиночества и тревожности [15].
Э. Д. Костелло, Х. Л. Эггер и Э. Анголд провели исследование в США, которое указывает на то, что депрессия и тревожные расстройства являются одними из самых распространенных проблем среди подростков [16]. Ш. Шефали отмечает, что около 34% подростков подвержены риску развития клинической депрессии [17]. Факторы, способствующие развитию этих состояний, включают социальное давление, академические нагрузки, конфликты в семье.
Резюмируя теоретический анализ по проблеме исследования, мы можем отметить, что психологические проблемы подростков в Республике Карелия являются актуальной темой, требующей пристального внимания. С учетом выявленных особенностей региона, таких как социально-экономические условия, новые стрессоры и климатические особенности, необходимо проводить дальнейшие исследования, направленные на выявление специфики психологических проблем подростков, проживающих в данной местности. Это позволит создать эффективную структуру психологического сопровождения молодежи Республики Карелия. В то же время нами не было обнаружено исследований, выявляющих области проблемных переживаний современных подростков региона. Таким образом, целью проводимого исследования стало определение актуальных психологических проблем подростков Карелии.
Методология и результаты исследования
Методы исследования: опрос и анкетирование, сравнение.
В рамках эмпирического исследования нами был разработан опросник, направленный на выявление наиболее актуальных психологических проблем подростков Республики Карелия. Опросник состоит из 10 вопросов:
1. Твой пол.
2. Сколько тебе лет?
3. Место жительства.
4. Как ты считаешь, какие вопросы больше всего волнуют твоих сверстников?
5. Существуют ли такие из предложенных ниже тем, которые лично ты бы хотел обсудить с психологом?
6. С какими вопросами ты бы мог обратиться к психологическому чат-боту?
7. Отметь по десятибалльной шкале, насколько ты доволен своей внешностью, характером, способностями в какой-либо области, умением общаться с людьми, здоровьем, умом, авторитетом у сверстников, уверенностью в себе.
8. Если у тебя возникнет необходимость в психологической помощи, ты скорее выберешь: психолога-человека, чат-бота психологической помощи, будешь справляться сам или обратишься за помощью к близким?
9. В ситуации, в которой у тебя нет никаких ограничений, но при этом есть необходимость в психологической помощи, ты бы обратился: к психологу-человеку, к чат-боту психологической помощи, будешь справляться сам или обратишься за помощью к близким?
10. Если ты обратился к чат-боту за психологической помощью, чего ты от него ждешь?
Данные вопросы опросника охватывают различные аспекты жизни и психологического благополучия подростков, а также их предпочтения в отношении психологической помощи. В анкете можно выделить пять блоков:
‒ демографическая информация, необходимая для понимания социального и возрастного состава выборки (пол, возраст, место проживания);
‒ оценка уровня удовлетворенности различными аспектами жизни (внешность, характер, способности, общение, здоровье, ум, авторитет у сверстников, уверенность в себе) с целью определения областей, в которых подростки испытывают наибольший дискомфорт и нуждаются в поддержке. Выбранные шкалы позволяют охватить основные области самоотношения личности, и аналогичны шкалам самооценочной методики Дембо – Рубинштейн;
‒ определение ключевых проблем, которые больше всего волнуют подростков и их сверстников. Для выявления проблемных областей, предложенных в вопросах анкеты, была создана фокус-группа из психологов Карелии, работающих с подростками, по результатам ее работы специалисты определили области проблемных переживаний, с которыми подростки и их родители обращаются к психологам;
‒ выявление личных проблем, с которыми подростки готовы обращаться к психологу или к чат-боту психологической помощи. Респондентов просили выбрать из списка психологические проблемы, с которыми они могли бы обратиться за психологической помощью;
‒ выявление предпочтений в форме получения психологической помощи (обращение к специалисту или использование чат-бота психологической помощи). Опрашиваемые выбирали темы для обращения к «живому» психологу и к чат-боту психологической помощи.
Выборку данного исследования составили 546 подростков от 14 до 18 лет, из них 399 девушек и 147 юношей. Респонденты заполняли гугл-форму анкеты, которая была разослана в 150 школ, 8 профтехучилищ, 5 учреждений дополнительного образования и 2 вуза районов Республики Карелия.
Результаты блока опросника, касающегося удовлетворенности собой представлены на рисунке.
Анализ полученных данных показывает следующие результаты по отдельным шкалам: по шкале «внешность» 45% опрашиваемых подростков высоко оценивают свою внешность и столько же, 45%, в целом удовлетворены своей внешностью. Преобладание высоких оценок по шкале «характер» (49%) свидетельствует о положительном восприятии подростками своего характера, что может указывать на внутреннюю уверенность и положительную самооценку, что соответствует данным, полученным и в исследовании В. Г. Ромека [18]. Наблюдается также положительная самооценка собственных способностей (48%). При этом, по исследованиям О. А. Леонтовича 2015 года, заметное число подростков (15%) низко оценивают свои умения в общении, что может указывать на недостаточно развитый навык позитивной коммуникации [19]. Преобладает высокий процент подростков, удовлетворенных здоровьем, тем не менее область физического здоровья для подростков остается актуальной (47% высоко оценивают свое здоровье и 41% удовлетворительно, а также 12% опрашиваемых – в пределах 1–3 баллов). Наблюдаются относительно высокие оценки по шкале «ум» (90% подростков оценивают свой ум на 4–10 баллов). Данные по шкалам «авторитет у сверстников» и «уверенность в себе» указывают на самый минимальный про
цент высоких оценок по сравнению с другими шкалами (17% и 18% соответственно).
Удовлетворенность подростков собой. Шкала оценки от 1 до 10 баллов:
красным цветом обозначены низкие оценки удовлетворенности (1–3 баллов),
желтым – средние (4–7 баллов), зеленым – высокие (8–10 баллов)
Оценки различных аспектов жизни подростков показали, что значительное количество респондентов испытывает дискомфорт по следующим характеристикам: умение общаться, авторитет у сверстников, уверенность в себе. Наибольшее удовлетворение отмечено по характеристикам: характер, способности, здоровье.
Сравнительные результаты по вопросам опросника («Как ты думаешь, какие вопросы наиболее беспокоят твоих сверстников?», «Какие темы ты бы лично хотел обсудить с психологом?», «С какими вопросами ты бы мог обратиться к чат-боту психологической помощи») представлены в таблице.
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
‒ наиболее часто беспокоящими подростков являются вопросы, связанные с будущей профессией и самоопределением, нехваткой денег, общением со сверстниками и учебой;
‒ значительное внимание уделялось проблемам, связанным с самооценкой, отношением к своему телу, трудными эмоциональными переживаниями и запутанностью в себе.
Сравнительные результаты (%) по вопросам анкеты (N = 546) *
|
Проблемы |
Что беспокоит сверстников? |
Какие темы ты бы лично хотел обсудить с психологом? |
Какие темы ты бы хотел обсудить с психологическим чат-ботом? |
|
Апатия, ничего не хочется |
28,2 |
23,6 |
17,2 |
|
Будущая профессия, вопросы самоопределения |
49,8 |
31,7 |
31,5 |
|
Воспитание воли, характера |
9,3 |
13,2 |
8,4 |
|
Деньги (нехватка денег или невозможность заработать самому) |
50,4 |
19,2 |
19,4 |
|
Другое |
1,6 |
4,4 |
6,0 |
|
Жестокое отношение окружающих |
13,0 |
5,7 |
4,4 |
|
Запутанность в себе, непонимание, чего хочется |
39,7 |
37,0 |
22,0 |
|
Конфликты родителей друг с другом, развод |
15,4 |
4,0 |
3,5 |
|
Конфликты с преподавателями |
12,1 |
3,3 |
4,2 |
|
Непонимание окружающих |
22,9 |
12,6 |
11,5 |
|
Общение со сверстниками |
47,3 |
19,4 |
20,1 |
|
Одиночество |
21,6 |
15,6 |
15,9 |
|
Отношения с любимым человеком |
37,0 |
17,2 |
12,1 |
|
Отношения с родителями и другими родственниками |
46,7 |
24,9 |
15,2 |
|
Поиск любимого человека |
35,7 |
18,5 |
12,8 |
|
Помощь близкому в его тяжелом эмоциональном состоянии |
11,9 |
10,3 |
7,3 |
|
Расставание с любимым человеком |
24,4 |
8,6 |
7,0 |
|
Самооценка |
40,5 |
24,9 |
16,8 |
|
Свое тело |
44,7 |
27,5 |
16,3 |
|
Слишком много времени провожу в телефоне, компьютере |
15,6 |
10,3 |
8,8 |
|
Смерть близкого человека |
13,0 |
8,2 |
4,8 |
|
Состояние здоровья |
10,8 |
10,8 |
6,6 |
|
Трудные эмоциональные переживания (страх, печаль, гнев, обида, душевная боль и др.) |
36,4 |
33,3 |
23,3 |
|
Учеба |
46,9 |
20,3 |
33,2 |
|
Ср. знач. |
28,1 |
16,9 |
13,7 |
Примечание. Зеленым выделены проблемы с преобладающим процентом, желтым – со средним, красным – с наименьшим относительно других процентов выборки по представленным вопросам.
Исследование показало, что наиболее часто подростки делают предпочтение в сторону личного обсуждения с психологом таких проблем, как будущая профессия и вопросы самоопределения, запутанность в себе, самооценка, трудные эмоциональные переживания.
В то же время с чат-ботом подростки чаще готовы обсудить следующие вопросы: учебные проблемы, отношение к своему телу и одиночество. Это можно объяснить несколькими факторами. Анонимность общения с чат-ботом позволяет подросткам открыто выражать свои чувства и переживания без страха осуждения. И. Ф. Фрейманис отмечает, что такая форма взаимодействия может создать более безопасную обстановку для обсуждения таких чувствительных тем, как неуверенность в себе или трудности в учебе [20].
Заключение
Резюмируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:
‒ исследование психологических проблем подростков Республики Карелия выявило их наличие, связанных с самооценкой, поиском будущей профессии и самоопределением, а также со сложностями в общении со сверстниками и учебной деятельности;
‒ подростки демонстрируют различия в своих предпочтениях по выбору формата получения психологической помощи (значительная часть предпочитает обращаться напрямую к психологу для обсуждения личностных и эмоциональных трудностей, но также многие готовы использовать чат-бот для решения более общих и менее интимных проблем, таких как учебные трудности и вопросы, связанные с физическим состоянием). Эта разница может быть объяснена желанием подростков сохранить анонимность и минимизировать страх перед осуждением;
‒ важно также отметить, что результаты исследования подчеркивают необходимость дальнейших исследований и разработок, направленных на поддержку подростков в условиях уникальных социально-экономических реалий Республики Карелия, что может способствовать повышению качества жизни и улучшению психологического благополучия данной возрастной группы.

Olga Y. Udina