Full text

Введение

 

Способность студентов вузов преодолевать стрессовые ситуации зависит от многих факторов, и в первую очередь от их стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость, по А. А. Андреевой, ‒ это комплексное свойство личности, характеризующееся требуемой адаптацией к воздействию внешних условий и внутренних факторов в процессе учебы студента. Ученый считает, что стрессоустойчивость как свойство личности реализуется с помощью способов совладающего поведения в эмоциональной, мотивационной, когнитивной и поведенческой сферах деятельности личности. Кроме того, согласно А. А. Андреевой, стрессоустойчивость является важным фактором, который воздействует на отношение студентов к учебной деятельности [1].

Схожие интерпретации стрессоустойчивости встречаем и в работах других исследователей. Так, П. Б. Зильберман определяет стрессоустойчивость как интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием волевых, мотивационных, интеллектуальных и эмоциональных компонент психической деятельности, которые обеспечивают достижение цели деятельности в напряженной обстановке [2]. Б. X. Варданян придерживается точки зрения о том, что стрессоустойчивость – это особое взаимодействие всех компонент психической деятельности, в том числе и эмоциональных компонент [3]. Другой ученый – К. К. Платонов – рассматривает стрессоустойчивость как взаимодействие эмоциональных и волевых качеств личности [4]. Такая интерпретация стрессоустойчивости указывает, на наш взгляд, на наличие определенных связей между данным свойством личности и ее эмоциональным интеллектом.

По мнению ученых, эмоциональный интеллект является сложным образованием. Так, Дж. Д. Мэйер и Р. Сэловей считают, что в эмоциональный интеллект входят такие компоненты, как способность человека контролировать свои эмоции и эмоции других людей, способность различать эмоции и использовать информацию для управления своим мышлением и своими действиями [5]. Под эмоциональным интеллектом Д. Гоулмен понимает «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [6]. Психолог выделял пять основных конструкций эмоционального интеллекта, а именно самосознание, саморегуляцию, социальные навыки, эмпатию, мотивацию.

Согласно И. Н. Андреевой, эмоциональный интеллект – это совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями. Автор отмечает, что эмоциональный интеллект отличается от социального интеллекта тем, что «включает глубинные эмоции, значимые для личностного (а не для социального) роста» [7]. Д. В. Люсин представляет эмоциональный интеллект как способность человека к осознанию своих и чужих эмоций и как способность контролировать эмоции [8].

В последние годы отмечается повышенный научный интерес к проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта с различными личностными образованиями. Так, целью исследования М. Э. Икаевой и С. В. Дреевой было определить связь эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью как профессионально важным качеством студентов педагогических специальностей. В результате исследования авторы обнаружили, что чем больше выражен интегральный показатель общего эмоционального интеллекта, тем более выражен показатель стрессоустойчивости. Исследователями также были найдены прямые корреляции между стрессоустойчивостью и такими компонентами эмоционального интеллекта, как понимание своих и чужих эмоций и управлением эмоциями [9].

Исследование А. С. Чапайкиной и С. А. Домрачевой было направлено на изучение взаимосвязи общего эмоционального интеллекта с конкурентоспособностью студентов, а также на выявление взаимосвязи компонент эмоционального интеллекта с компонентами конкурентоспособности, среди которых указанные ученые отметили и стрессоустойчивость. В результате проведенного исследования А. С. Чапайкина и С. А. Домрачева выявили прямую корреляцию между общим эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью: чем выше уровень развития общего эмоционального интеллекта, тем выше уровень развития стрессоустойчивости. Помимо взаимосвязи стрессоустойчивости и общего эмоционального интеллекта, в своей статье А. С. Чапайкина и С. А. Домрачева отмечают существование и других взаимосвязей, а именно: стрессоустойчивость коррелирует с эмоциональным интеллектом, со способностью управлять своими и чужими эмоциями. Исследователи сделали вывод о том, что чем выше уровень способности к управлению своими и чужими эмоциями, тем выше уровень стрессоустойчивости [10].

В работе И. Ю. Оксиной и В. Р. Черонки также было обнаружено наличие взаимосвязи между общим показателем эмоционального интеллекта и уровнем стрессоустойчивости у студентов. Это позволило авторам прийти к выводу о том, что более высокий уровень эмоционального интеллекта у студентов сопряжен с высоким уровнем стрессоустойчивости. И. Ю. Оксина и В. Р. Черонка также проанализировали взаимосвязь отдельных компонент эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости. В результате было установлено, что эмоциональная осведомленность и управление своими эмоциями коррелируют со стрессоустойчивостью. Положительно коррелируют со стрессоустойчивостью эмпатия и самомотивация, но в сравнении с предыдущими компонентами эмоционального интеллекта в меньшей степени [11].

Обобщая, отметим, что в перечисленных выше исследованиях было доказано наличие взаимосвязи эмоционального интеллекта и его компонент со стрессоустойчивостью студентов вузов. Однако авторы указанных исследований при анализе полученных эмпирических данных не учитывали пол респондентов. Между тем выявление у студентов вузов половых различий в развитии эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости, а также связей между компонентами этих двух конструктов у студентов с учетом их пола дополнили бы накопленные по данной проблеме знания.

Актуальность проведенного нами исследования обусловлена недостаточной изученностью связи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов разного пола. Значимость определения половых различий во взаимосвязях указанных конструктов определяется тем, что полученные данные могут стать основой для составления научно обоснованных дифференцированных программ развития у студентов вузов стрессоустойчивости посредством развития у них тех или иных составляющих эмоционального интеллекта с учетом их пола.

Цель проведенного нами исследования состояла в выявлении связи между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом у студентов вузов разного пола.

Гипотезами исследования являются следующие предположения:

– между стрессоустойчивостью и общим эмоциональным интеллектом студентов вузов разного пола существует связь;

– в связях между стрессоустойчивостью и компонентами эмоционального интеллекта у студентов вузов существуют половые различия.

Задачи исследования:

1. Эмпирически определить уровень стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов вузов разного пола.

2. Установить связь между стрессоустойчивостью и общим эмоциональным интеллектом у студентов вузов разного пола.

3. Проанализировать связи между стрессоустойчивостью и компонентами эмоционального интеллекта у студентов вузов разного пола.

 

Методология и результаты исследования

 

По принципу релевантности цели исследования для изучения связи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов нами применялись методики: «Тест самооценки стрессоустойчивости» (С. Коухен и Г. Виллиансон) [12] и «Тест эмоционального интеллекта» (Н. Холл, адаптация Е. П. Ильина) [13]. Первая методика позволяет определить у респондентов уровень стрессоустойчивости к различным факторам и событиям. Общая самооценка стрессоустойчивости устанавливается путем подсчета суммы баллов, набранных респондентом по 10 вопросам теста, на которые можно ответить, выбирая наиболее подходящий вариант из пяти возможных (никогда; почти никогда; иногда; довольно часто; очень часто). По набранным баллам стрессоустойчивость оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо». Указанные самооценки соответствуют пяти уровням стрессоустойчивости: высокий уровень; уровень выше среднего; средний; пониженный и низкий уровни.

Вторая методика предназначена для выявления у респондентов способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Данный психодиагностический инструментарий позволяет измерить показатели по таким составляющим эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия и управление эмоциями других людей, а также установить три уровня развития эмоционального интеллекта (низкий, средний, высокий).

Статистический анализ данных был осуществлен с применением коэффициента корреляции Спирмена и t-критерия Стьюдента. В исследовании принял участие 141 студент в возрасте от 18 до 25 лет, из них 90 девушек и 51 юноша. Средний возраст и девушек, и юношей составил 19,05 лет (SD = 1,70, min = 18, max = 25). Сбор данных производился в 2024 году в ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет».

Для анализа связи между стрессоустойчивостью, интегральным показателем эмоционального интеллекта и его составных компонент у студентов вузов разного пола были определены показатели указанных переменных у юношей и девушек исследуемой выборки. Распределение юношей и девушек с разным уровнем стрессоустойчивости отражено на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Распределение юношей и девушек с разным уровнем стрессоустойчивости (%) (n = 51; n = 90)

 

В результате количественного анализа было выявлено, что высокий уровень стрессоустойчивости в выборке юношей встречается чаще, нежели в выборке девушек (соответственно 5; 9,80% и 3; 3,33%). Повышенный уровень стрессоустойчивости также чаще встречается у юношей (27; 52,95%), чем у девушек (43; 47,78%). Средний уровень стрессоустойчивости, наоборот, у юношей встречается реже, чем у девушек (соответственно 18; 35,29% и 42; 46,67%). Пониженный уровень стрессоустойчивости также реже проявляется у юношей (1; 1,96%), нежели у девушек (2; 2,22%).

Для проведения статистического анализа эмпирических данных относительно стрессоустойчивости юношей и девушек исследуемой выборки были определены средние значения данной переменной. Полученные результаты представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Среднее значение стрессоустойчивости юношей и девушек (баллы) (n = 51; n = 90)

 

Данные, отраженные графически на рис. 2, указывают на то, что показатели стрессоустойчивости у юношей выше (25,37±6,22), нежели у девушек (23,50±5,30). Для проверки достоверности выявленных различий в уровне стрессоустойчивости юношей и девушек нами использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Статистическая проверка результатов показала, что полученное значение t эмпирического равно 1,9 и находится в зоне незначимости. Следовательно, различия в уровне стрессоустойчивости юношей и девушек статистически недостоверны.

Аналогичному анализу были подвергнуты и результаты касательно эмоционального интеллекта. На рис. 3 графически отражено распределение юношей и девушек с разным уровнем эмоционального интеллекта.

 

 

Рис. 3. Распределение юношей и девушек с разным уровнем эмоционального интеллекта
(%) (n = 51; n = 90)

Отметим, что в исследуемой выборке студентов высокий эмоциональный интеллект у юношей встречается чаще, чем у девушек (соответственно 5; 9,80% и 7; 7,78%). Средний уровень эмоционального интеллекта диагностирован также чаще у юношей (28; 54,90%), нежели у девушек (37; 41,11%). То же самое соотношение в пользу юношей выявлено и относительно низкого уровня эмоционального интеллекта. Он диагностирован у 18 юношей, что составляет 35,30%, и у 46 девушек, что составляет 51,11%.

Для более детального анализа показателей эмоционального интеллекта юношей и девушек были определены средние значения данной переменной и ее компонент. На рис. 4 отражены усредненные показатели эмоционального интеллекта и его компонент у девушек и у юношей.

 

 

Рис. 4. Среднее значение эмоционального интеллекта
и его компонент у юношей и у девушек (баллы) (n = 51; n = 90)

 

Результаты, отраженные на рис. 4 указывают на то, что средние значения интегративного эмоционального интеллекта у юношей (43,72) несколько выше, чем у девушек (40,08). Касаемо компонент эмоционального интеллекта, следует отметить, что у юношей наиболее высокие показатели по таким составляющим, как эмоциональная осведомленность и самомотивация, и наиболее низкие показатели по управлению своими эмоциями и эмоциями других людей. У девушек наиболее высокие показатели по таким составляющим, как эмоциональная осведомленность и эмпатия, а наиболее низкие – по управлению своими эмоциями и самомотивации. Чтобы определить статическую значимость выявленных половых различий, мы использовали t-критерий Стьюдента. Результаты статистической проверки представлены в табл. 1.

Результаты анализа, отраженные в табл. 1, позволяют утверждать, что у юношей и девушек отсутствуют статистически достоверные различия между интегративным показателем эмоционального интеллекта и его компонент. Для проверки связи стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и его компонент у юношей и девушек был использован коэффициент корреляции Спирмена. Результаты статистического анализа представлены в табл. 2.

Таблица 1

Значимость различий в показателях эмоционального интеллекта
и его компонент у девушек и у юношей

 

Компоненты эмоционального

интеллекта

Средние показатели

 

tЭмп

 

р

Девушки

Юноши

Эмоциональная осведомленность

9,87±5,01

11,04±4,42

1,4

p³0,05

Управление своими эмоциями

3,99±6,83

6,35±7,61

1,9

p³0,05

Самомотивация

8,33±5,58

9,33±6,40

1

p³0,05

Эмпатия

9,12±6,30

8,84±4,89

0,3

p³0,05

Управление эмоциями других людей

8,68±5,53

8,18±6,79

0,5

p³0,05

Интегративный показатель эмоционального интеллекта

40,08±22,41

43,72±22,96

0,9

p³0,05

 

Таблица 2

Коэффициенты корреляции между показателями стрессоустойчивости,
эмоционального интеллекта и его компонент у юношей и девушек

 

Компоненты
эмоционального интеллекта

Юноши

Девушки

r

p

r

p

Эмоциональная осведомленность

0,38

0,01

0,26

0,05

Управление своими эмоциями

0,65

0,01

0,65

0,01

Самомотивация

0,67

0,01

0,51

0,01

Эмпатия

0,36

0,01

0,10

Незначимо

Управление эмоциями других людей

0,42

0,01

0,21

0,05

Интегративный показатель эмоционального интеллекта

0,69

0,01

0,45

0,01

 

По результатам анализа можно констатировать, что у юношей была выявлена достоверная прямая корреляция между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом, а также между стрессоустойчивостью и всеми компонентами данного конструкта. У девушек также выявлена взаимосвязь стрессоустойчивости с эмоциональным интеллектом и большинством его составляющих. Исключением является одна компонента эмоционального интеллекта – эмпатия. Связь между стрессоустойчивостью и эмпатией у девушек незначима. Это позволяет сделать вывод о том, что более высокая эмпатичность девушек по сравнению с юношами не влияет на их стрессоустойчивость.

Заключение

 

Проведенное эмпирическое исследование и анализ его результатов позволили констатировать, что стрессоустойчивость у юношей выше, нежели у девушек. Однако эти различия статистически незначимы. Не достигают статистической достоверности и выявленные у юношей и у девушек различия в развитии эмоционального интеллекта и его компонент. Статистический анализ эмпирических данных подводит и к выводу о том, что у студентов вуза, независимо от их пола, существует прямая связь между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом. У юношей стрессоустойчивость коррелирует и со всеми компонентами эмоционального интеллекта: чем выше показатели по эмоциональной осведомленности, управлению своими эмоциями, самомотивации, эмпатии и управлению эмоциями других людей, тем выше показатели их стрессоустойчивости. Аналогичные взаимосвязи выявлены и у девушек. Исключением у них является незначимая корреляция между стрессоустойчивостью и эмпатией. Несмотря на то что у девушек показатели по данной компоненте эмоционального интеллекта выше, нежели у юношей, эмпатия достоверно не коррелирует у них со стрессоустойчивостью, следовательно, не способствует ее повышению.

Представляет интерес и факт соотношения численности юношей со средним и пониженным уровнями стрессоустойчивости (37,25%) и высоким и повышенным уровнями данной переменной (62,75%). У девушек данное процентное соотношение (51,11% и 48,89%) является менее благоприятным. Эти результаты требуют поиска путей, разработки тренингов и программ, направленных на повышение уровня стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов вуза, независимо от их пола.

Перспективными направлениями дальнейших исследований могут стать:

1. Исследование динамики изменения стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов на протяжении обучения в вузе.

2. Изучение влияния других личностных факторов на стрессоустойчивость юношей и девушек.