Введение
Способность студентов вузов преодолевать стрессовые ситуации зависит от многих факторов, и в первую очередь от их стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость, по А. А. Андреевой, ‒ это комплексное свойство личности, характеризующееся требуемой адаптацией к воздействию внешних условий и внутренних факторов в процессе учебы студента. Ученый считает, что стрессоустойчивость как свойство личности реализуется с помощью способов совладающего поведения в эмоциональной, мотивационной, когнитивной и поведенческой сферах деятельности личности. Кроме того, согласно А. А. Андреевой, стрессоустойчивость является важным фактором, который воздействует на отношение студентов к учебной деятельности [1].
Схожие интерпретации стрессоустойчивости встречаем и в работах других исследователей. Так, П. Б. Зильберман определяет стрессоустойчивость как интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием волевых, мотивационных, интеллектуальных и эмоциональных компонент психической деятельности, которые обеспечивают достижение цели деятельности в напряженной обстановке [2]. Б. X. Варданян придерживается точки зрения о том, что стрессоустойчивость – это особое взаимодействие всех компонент психической деятельности, в том числе и эмоциональных компонент [3]. Другой ученый – К. К. Платонов – рассматривает стрессоустойчивость как взаимодействие эмоциональных и волевых качеств личности [4]. Такая интерпретация стрессоустойчивости указывает, на наш взгляд, на наличие определенных связей между данным свойством личности и ее эмоциональным интеллектом.
По мнению ученых, эмоциональный интеллект является сложным образованием. Так, Дж. Д. Мэйер и Р. Сэловей считают, что в эмоциональный интеллект входят такие компоненты, как способность человека контролировать свои эмоции и эмоции других людей, способность различать эмоции и использовать информацию для управления своим мышлением и своими действиями [5]. Под эмоциональным интеллектом Д. Гоулмен понимает «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [6]. Психолог выделял пять основных конструкций эмоционального интеллекта, а именно самосознание, саморегуляцию, социальные навыки, эмпатию, мотивацию.
Согласно И. Н. Андреевой, эмоциональный интеллект – это совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями. Автор отмечает, что эмоциональный интеллект отличается от социального интеллекта тем, что «включает глубинные эмоции, значимые для личностного (а не для социального) роста» [7]. Д. В. Люсин представляет эмоциональный интеллект как способность человека к осознанию своих и чужих эмоций и как способность контролировать эмоции [8].
В последние годы отмечается повышенный научный интерес к проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта с различными личностными образованиями. Так, целью исследования М. Э. Икаевой и С. В. Дреевой было определить связь эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью как профессионально важным качеством студентов педагогических специальностей. В результате исследования авторы обнаружили, что чем больше выражен интегральный показатель общего эмоционального интеллекта, тем более выражен показатель стрессоустойчивости. Исследователями также были найдены прямые корреляции между стрессоустойчивостью и такими компонентами эмоционального интеллекта, как понимание своих и чужих эмоций и управлением эмоциями [9].
Исследование А. С. Чапайкиной и С. А. Домрачевой было направлено на изучение взаимосвязи общего эмоционального интеллекта с конкурентоспособностью студентов, а также на выявление взаимосвязи компонент эмоционального интеллекта с компонентами конкурентоспособности, среди которых указанные ученые отметили и стрессоустойчивость. В результате проведенного исследования А. С. Чапайкина и С. А. Домрачева выявили прямую корреляцию между общим эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью: чем выше уровень развития общего эмоционального интеллекта, тем выше уровень развития стрессоустойчивости. Помимо взаимосвязи стрессоустойчивости и общего эмоционального интеллекта, в своей статье А. С. Чапайкина и С. А. Домрачева отмечают существование и других взаимосвязей, а именно: стрессоустойчивость коррелирует с эмоциональным интеллектом, со способностью управлять своими и чужими эмоциями. Исследователи сделали вывод о том, что чем выше уровень способности к управлению своими и чужими эмоциями, тем выше уровень стрессоустойчивости [10].
В работе И. Ю. Оксиной и В. Р. Черонки также было обнаружено наличие взаимосвязи между общим показателем эмоционального интеллекта и уровнем стрессоустойчивости у студентов. Это позволило авторам прийти к выводу о том, что более высокий уровень эмоционального интеллекта у студентов сопряжен с высоким уровнем стрессоустойчивости. И. Ю. Оксина и В. Р. Черонка также проанализировали взаимосвязь отдельных компонент эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости. В результате было установлено, что эмоциональная осведомленность и управление своими эмоциями коррелируют со стрессоустойчивостью. Положительно коррелируют со стрессоустойчивостью эмпатия и самомотивация, но в сравнении с предыдущими компонентами эмоционального интеллекта в меньшей степени [11].
Обобщая, отметим, что в перечисленных выше исследованиях было доказано наличие взаимосвязи эмоционального интеллекта и его компонент со стрессоустойчивостью студентов вузов. Однако авторы указанных исследований при анализе полученных эмпирических данных не учитывали пол респондентов. Между тем выявление у студентов вузов половых различий в развитии эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости, а также связей между компонентами этих двух конструктов у студентов с учетом их пола дополнили бы накопленные по данной проблеме знания.
Актуальность проведенного нами исследования обусловлена недостаточной изученностью связи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов разного пола. Значимость определения половых различий во взаимосвязях указанных конструктов определяется тем, что полученные данные могут стать основой для составления научно обоснованных дифференцированных программ развития у студентов вузов стрессоустойчивости посредством развития у них тех или иных составляющих эмоционального интеллекта с учетом их пола.
Цель проведенного нами исследования состояла в выявлении связи между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом у студентов вузов разного пола.
Гипотезами исследования являются следующие предположения:
– между стрессоустойчивостью и общим эмоциональным интеллектом студентов вузов разного пола существует связь;
– в связях между стрессоустойчивостью и компонентами эмоционального интеллекта у студентов вузов существуют половые различия.
Задачи исследования:
1. Эмпирически определить уровень стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов вузов разного пола.
2. Установить связь между стрессоустойчивостью и общим эмоциональным интеллектом у студентов вузов разного пола.
3. Проанализировать связи между стрессоустойчивостью и компонентами эмоционального интеллекта у студентов вузов разного пола.
Методология и результаты исследования
По принципу релевантности цели исследования для изучения связи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов нами применялись методики: «Тест самооценки стрессоустойчивости» (С. Коухен и Г. Виллиансон) [12] и «Тест эмоционального интеллекта» (Н. Холл, адаптация Е. П. Ильина) [13]. Первая методика позволяет определить у респондентов уровень стрессоустойчивости к различным факторам и событиям. Общая самооценка стрессоустойчивости устанавливается путем подсчета суммы баллов, набранных респондентом по 10 вопросам теста, на которые можно ответить, выбирая наиболее подходящий вариант из пяти возможных (никогда; почти никогда; иногда; довольно часто; очень часто). По набранным баллам стрессоустойчивость оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо». Указанные самооценки соответствуют пяти уровням стрессоустойчивости: высокий уровень; уровень выше среднего; средний; пониженный и низкий уровни.
Вторая методика предназначена для выявления у респондентов способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Данный психодиагностический инструментарий позволяет измерить показатели по таким составляющим эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия и управление эмоциями других людей, а также установить три уровня развития эмоционального интеллекта (низкий, средний, высокий).
Статистический анализ данных был осуществлен с применением коэффициента корреляции Спирмена и t-критерия Стьюдента. В исследовании принял участие 141 студент в возрасте от 18 до 25 лет, из них 90 девушек и 51 юноша. Средний возраст и девушек, и юношей составил 19,05 лет (SD = 1,70, min = 18, max = 25). Сбор данных производился в 2024 году в ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет».
Для анализа связи между стрессоустойчивостью, интегральным показателем эмоционального интеллекта и его составных компонент у студентов вузов разного пола были определены показатели указанных переменных у юношей и девушек исследуемой выборки. Распределение юношей и девушек с разным уровнем стрессоустойчивости отражено на рис. 1.
Рис. 1. Распределение юношей и девушек с разным уровнем стрессоустойчивости (%) (n = 51; n = 90)
В результате количественного анализа было выявлено, что высокий уровень стрессоустойчивости в выборке юношей встречается чаще, нежели в выборке девушек (соответственно 5; 9,80% и 3; 3,33%). Повышенный уровень стрессоустойчивости также чаще встречается у юношей (27; 52,95%), чем у девушек (43; 47,78%). Средний уровень стрессоустойчивости, наоборот, у юношей встречается реже, чем у девушек (соответственно 18; 35,29% и 42; 46,67%). Пониженный уровень стрессоустойчивости также реже проявляется у юношей (1; 1,96%), нежели у девушек (2; 2,22%).
Для проведения статистического анализа эмпирических данных относительно стрессоустойчивости юношей и девушек исследуемой выборки были определены средние значения данной переменной. Полученные результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Среднее значение стрессоустойчивости юношей и девушек (баллы) (n = 51; n = 90)
Данные, отраженные графически на рис. 2, указывают на то, что показатели стрессоустойчивости у юношей выше (25,37±6,22), нежели у девушек (23,50±5,30). Для проверки достоверности выявленных различий в уровне стрессоустойчивости юношей и девушек нами использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Статистическая проверка результатов показала, что полученное значение t эмпирического равно 1,9 и находится в зоне незначимости. Следовательно, различия в уровне стрессоустойчивости юношей и девушек статистически недостоверны.
Аналогичному анализу были подвергнуты и результаты касательно эмоционального интеллекта. На рис. 3 графически отражено распределение юношей и девушек с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Рис. 3. Распределение юношей и девушек с разным уровнем эмоционального интеллекта
(%) (n = 51; n = 90)
Отметим, что в исследуемой выборке студентов высокий эмоциональный интеллект у юношей встречается чаще, чем у девушек (соответственно 5; 9,80% и 7; 7,78%). Средний уровень эмоционального интеллекта диагностирован также чаще у юношей (28; 54,90%), нежели у девушек (37; 41,11%). То же самое соотношение в пользу юношей выявлено и относительно низкого уровня эмоционального интеллекта. Он диагностирован у 18 юношей, что составляет 35,30%, и у 46 девушек, что составляет 51,11%.
Для более детального анализа показателей эмоционального интеллекта юношей и девушек были определены средние значения данной переменной и ее компонент. На рис. 4 отражены усредненные показатели эмоционального интеллекта и его компонент у девушек и у юношей.
Рис. 4. Среднее значение эмоционального интеллекта
и его компонент у юношей и у девушек (баллы) (n = 51; n = 90)
Результаты, отраженные на рис. 4 указывают на то, что средние значения интегративного эмоционального интеллекта у юношей (43,72) несколько выше, чем у девушек (40,08). Касаемо компонент эмоционального интеллекта, следует отметить, что у юношей наиболее высокие показатели по таким составляющим, как эмоциональная осведомленность и самомотивация, и наиболее низкие показатели по управлению своими эмоциями и эмоциями других людей. У девушек наиболее высокие показатели по таким составляющим, как эмоциональная осведомленность и эмпатия, а наиболее низкие – по управлению своими эмоциями и самомотивации. Чтобы определить статическую значимость выявленных половых различий, мы использовали t-критерий Стьюдента. Результаты статистической проверки представлены в табл. 1.
Результаты анализа, отраженные в табл. 1, позволяют утверждать, что у юношей и девушек отсутствуют статистически достоверные различия между интегративным показателем эмоционального интеллекта и его компонент. Для проверки связи стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и его компонент у юношей и девушек был использован коэффициент корреляции Спирмена. Результаты статистического анализа представлены в табл. 2.
Таблица 1
Значимость различий в показателях эмоционального интеллекта
и его компонент у девушек и у юношей
|
Компоненты эмоционального интеллекта |
Средние показатели |
tЭмп |
р |
|
|
Девушки |
Юноши |
|||
|
Эмоциональная осведомленность |
9,87±5,01 |
11,04±4,42 |
1,4 |
p³0,05 |
|
Управление своими эмоциями |
3,99±6,83 |
6,35±7,61 |
1,9 |
p³0,05 |
|
Самомотивация |
8,33±5,58 |
9,33±6,40 |
1 |
p³0,05 |
|
Эмпатия |
9,12±6,30 |
8,84±4,89 |
0,3 |
p³0,05 |
|
Управление эмоциями других людей |
8,68±5,53 |
8,18±6,79 |
0,5 |
p³0,05 |
|
Интегративный показатель эмоционального интеллекта |
40,08±22,41 |
43,72±22,96 |
0,9 |
p³0,05 |
Таблица 2
Коэффициенты корреляции между показателями стрессоустойчивости,
эмоционального интеллекта и его компонент у юношей и девушек
|
Компоненты |
Юноши |
Девушки |
||
|
r |
p |
r |
p |
|
|
Эмоциональная осведомленность |
0,38 |
0,01 |
0,26 |
0,05 |
|
Управление своими эмоциями |
0,65 |
0,01 |
0,65 |
0,01 |
|
Самомотивация |
0,67 |
0,01 |
0,51 |
0,01 |
|
Эмпатия |
0,36 |
0,01 |
0,10 |
Незначимо |
|
Управление эмоциями других людей |
0,42 |
0,01 |
0,21 |
0,05 |
|
Интегративный показатель эмоционального интеллекта |
0,69 |
0,01 |
0,45 |
0,01 |
По результатам анализа можно констатировать, что у юношей была выявлена достоверная прямая корреляция между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом, а также между стрессоустойчивостью и всеми компонентами данного конструкта. У девушек также выявлена взаимосвязь стрессоустойчивости с эмоциональным интеллектом и большинством его составляющих. Исключением является одна компонента эмоционального интеллекта – эмпатия. Связь между стрессоустойчивостью и эмпатией у девушек незначима. Это позволяет сделать вывод о том, что более высокая эмпатичность девушек по сравнению с юношами не влияет на их стрессоустойчивость.
Заключение
Проведенное эмпирическое исследование и анализ его результатов позволили констатировать, что стрессоустойчивость у юношей выше, нежели у девушек. Однако эти различия статистически незначимы. Не достигают статистической достоверности и выявленные у юношей и у девушек различия в развитии эмоционального интеллекта и его компонент. Статистический анализ эмпирических данных подводит и к выводу о том, что у студентов вуза, независимо от их пола, существует прямая связь между стрессоустойчивостью и эмоциональным интеллектом. У юношей стрессоустойчивость коррелирует и со всеми компонентами эмоционального интеллекта: чем выше показатели по эмоциональной осведомленности, управлению своими эмоциями, самомотивации, эмпатии и управлению эмоциями других людей, тем выше показатели их стрессоустойчивости. Аналогичные взаимосвязи выявлены и у девушек. Исключением у них является незначимая корреляция между стрессоустойчивостью и эмпатией. Несмотря на то что у девушек показатели по данной компоненте эмоционального интеллекта выше, нежели у юношей, эмпатия достоверно не коррелирует у них со стрессоустойчивостью, следовательно, не способствует ее повышению.
Представляет интерес и факт соотношения численности юношей со средним и пониженным уровнями стрессоустойчивости (37,25%) и высоким и повышенным уровнями данной переменной (62,75%). У девушек данное процентное соотношение (51,11% и 48,89%) является менее благоприятным. Эти результаты требуют поиска путей, разработки тренингов и программ, направленных на повышение уровня стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов вуза, независимо от их пола.
Перспективными направлениями дальнейших исследований могут стать:
1. Исследование динамики изменения стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов на протяжении обучения в вузе.
2. Изучение влияния других личностных факторов на стрессоустойчивость юношей и девушек.

Darya A. Nagaeva