Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Михайленко Т. С. Компетентностный подход в оценивании качества результатов обучения студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14775.htm.
Аннотация. В статье поднимается вопрос о способах и средствах оценивания качества результатов обучения студентов при реализации компетентностного подхода в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Предлагаются формы и методы оценивания, позволяющие соотнести компетенции и способы оценивания. Обосновывается необходимость применения инновационных методов и способов оценивания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Михайленко Татьяна Сергеевна,преподаватель ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П. А. Столыпина», г. Омскdvateatra_@mail.ru

Компетентностный подходв оцениваниикачества результатов обучения студентов

Аннотация.В статье поднимается вопрос о способах и средствах оценивания качества результатов обучения студентов при реализации компетентностного подхода в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Предлагаются формы и методы оценивания, позволяющие соотнести компетенции и способы оценивания. Обосновывается необходимость применения инновационных методов и способов оценивания. Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, результаты обучения, оценивание, методы оценки, основная образовательнаяпрограмма, требования федеральных государственных образовательных стандартов.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Качестворезультата обучения студентов является одним из показателей качества образования в целом. При этом для современного образования характерно смещение внимания от проблем доступности и количественных характеристик образования к его результатам и качеству, что вызывает рост внимания педагогического сообщества к вопросам оценивания и определяет актуальность нашего исследования. Важную роль в формировании требований к образовательным результатам играет проверка знаний и умений. В педагогической науке выделяют текущую, рубежную, промежуточную и итоговую проверки знаний студентов [1]. Все виды проверки проводятся с помощью разных форм, методов и приемов, обеспечивающих качественную и эффективную оценку результатов обучения и соотнесения их с требованиями действующих нормативных документов в сфере образования.Результаты обучения –предполагаемые и измеряемые достижения, выраженные в знаниях, умениях, навыках, способностях, опыте и личностных качествах обучающегося, которые должны появиться у него по итогам изучения дисциплины и освоения основной образовательной программы (ООП) в целом. Такие результаты описывают индивидуальные реальные достижения студентов, их обобщенные, эталонные критерии включены в единую систему стратегии преподавания и оценивания, способствуютпродвижению личностноориентированного и компетентностного подхода в российском образовании. С введением компетентностного подхода наметился переход в обозначении результатов обучения с позиции квалификации к компетентностной. Действующий федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет качественные требования к результатам обучения в форме компетенций (ключевых, общих, общекультурных и др.), при этом закрепляя соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (так называемой вариативной). В таком контексте имеют значение «количественные и качественные показатели освоения обучающимися образовательной программы, то есть компетентность будущих выпускников»[2].Если в качестве результата обучениязадается компетентность выпускника, то необходимо установление личностных достижений обучающегося на каждом этапе обучения, вследствие чего назрела необходимость собирать и анализировать информацию о познавательной творческой активности обучающегося, отслеживать уровень сформированности компетенций или накапливать «данные о других учебных достижениях на протяжении всего периода обучения и фиксировать эти данные различными способами на количественном и качественном уровнях» [3]. В настоящее время для этой цели всё чаще используется метод портфолио. Компетенции –это характеристики, которые можно увидеть лишь в процессе наблюдения за действиями или умениями; это скорее способность обнаружить процедуру, способ или метод, необходимые и достаточные для решения поставленной проблемы или задачи. Подробнее о способах и методах сбора и оценивания профессиональных компетенций будет изложено ниже. Состав и содержание компетенций определены в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику и делятся «бинарной классификацией на общие(для средних профессиональных учебных заведений) или общекультурные (для высших профессиональных учебныхзаведений) и профессиональные»[4].

Основной проблемой оценивания результатов обучения являются многофункциональность и надпредметность компетенций, из чего вытекает необходимость создания ведущим учебную дисциплину преподавателем, а точнее, всем педагогическим коллективом, реализующим определенную ООП, фондов оценочных средств. Следует отметить, что уровень освоения компетенций во многом предопределен изначальными психологическими способностями обучающихся, к сожалению, современные ФГОС третьего поколения не предусматривают, в отличие от зарубежных образовательных требований, участие психолога в оценивании формирования профессиональных компетенций. Представляется необходимым при изучении учебных дисциплин на каждого обучающегося заводить индивидуальные ведомости, в которые вносить результаты наблюдений за выполнением практических заданий и необходимые рекомендации, доводя ихдо сведения обучающегося, а также по возможности прилагать доказательства (свидетельства) результатов деятельности обучающихся (например, портфолио), что вполне реально сделать по результатам прохождения обучающимся различных практик в процессе освоения всей ООП.Оценивание как одно из ключевых понятий профессионального образования представляет собой суждение об учебных успехах студента, выраженное словами или в оценочных баллах. В компетентностном подходе оценивание результатов обучения происходит по уровню сформированности общих и профессиональных (ключевых) компетенций, при этом результаты оценки необходимо выражать количественно, независимо от того, насколько сложно компетенции поддаются оцениванию. Разработка процедуры оценивания образовательного результата при таком подходе должна проходить в системе, учитывая особенности реализации конкретной ООП, а не только субъективные требования и видения ведущего отдельную учебную дисциплину преподавателя.При реализации компетентностного подхода даже привычные втрадиционной системе оценивания знания проверяются по разным критериям. Так, знания на уровне умений проверяются соответствующими заданиями, решение которых свидетельствует о готовности к преобразующей деятельности в условиях частичной неопределенности, азнания на уровне творчества проверяются постановкой соответствующих проблем, решение которых свидетельствует о готовности к продуктивной деятельности в условиях полной неопределенности. Для формирования качественных критериев оценивания результатов обучения в каждой учебной дисциплине с учетом видов учебных занятий необходимо определить элементы оценивания. Для этой цели многие учебные заведения и отдельные преподаватели применяют модульный подход [5].Трудности возникают при реализации требований ФГОС третьего поколения, когда появляется необходимость оценить не столько сумму знаний, сколько уровень их усвоения. Наивысшую трудность для преподавателей представляет реализация требования измеримости степени сформированности компетенций как конечного результата обучения. Для преодоления этой трудности необходимо создавать фонды оценочных средств, предназначенных для выявления у обучаемых отдельных видов компетенций на всех этапах обучения.Одним из способов оценивания учебнопознавательной компетенции является балльнорейтинговая система оценивания [6]. Целью введения такой системы является рост мотивации студентов к освоению ООП. В таблице приведён пример личной карточки студента, сформированной автором как ведущим преподавателем учебной дисциплины «Основы экологического права».

Балльнорейтинговая оценка студента

№Название модуляКритерии качестваМинимумМаксимумРеально1Право собственности на природные ресурсы, право природопользованияПосещение35

Активность на практических занятиях35

Творческие инициативные работы35

Текущий контроль35

Выполнение заданий ВАРС35

Всего по модулю1525

2Правовой механизм охраны окружающей средыПосещение35

Активность на практических занятиях35

Творческие инициативные работы35

Текущий контроль35

Выполнение заданий ВАРС35

Всего по модулю1525

3Виды экологических правонарушений и ответственность за нихПосещение35

Активность на практических занятиях35

Творческие инициативные работы35

Текущий контроль35

Выполнение заданий ВАРС35

Всего по модулю1525

Всего по дисциплине4575

Оценка образовательных достижений студентов по каждому модулю может проводиться в форме письменных заданий, тестов либо экзамена (зачета) в устнойили письменной форме. Выполнение курсового проекта (работы) по дисциплине может контролироваться его руководителем также по модульному принципу с оценкой объема и качества выполненной студентом работы.Отличительными особенностями балльнорейтинговой системы являются формализацияиадекватность процесса оценивания, повышение уровня активности и дисциплинированностистудентов,выявлениелидеров. Немаловажной является возможность корректировки преподавателями учебного процесса и оказание воспитательного воздействия, к тому же снижается трудоемкость принятия экзаменов и зачетов.Для студента преимущества балльнорейтинговой системы заключаются в упрощение адаптации студентов младших курсов, стимулировании систематической, равномерной работы, наличии соревнования в процессеобучения;возможности оперативно повысить рейтинг, формировании личностноориентированного подхода к студенту, снижении сессионного стресса.На сегодня в профессиональном образовании необходима комплексная оценка качества учебной текущей и самостоятельнойработыстудентовпоосвоениюимиООП. Объективная оценка позволяет активизировать учебный процесс путем создания для студентов стимулов для регулярной и качественной работы в течение семестра и организации эффективной самостоятельной работы. Создание единой системы контроля успеваемости студентов позволяет повысить объективность и достоверность оценки результатов обучения. Оценивается успеваемость студентов в обязательных и дополнительных видах работ, проходящих в одном семестре, и проводитсяанализ информации об учебной работе студентов с проведением текущего и промежуточного контроля. Что касается методов оценки образовательного результата, наиболее эффективных при реализации компетентностного подхода в образовании, то в результате безусловного влияния реализации образовательными организациями ФГОС третьего поколения и грядущим вводом следующих ФГОС, образовательные технологии вынуждены изменяться, подстраиваться под новые требования. В связи с этимдаже традиционные методы и способы оценивания образовательных достижений студентов претерпели существенные содержательные изменения, порой сохранив привычное название или форму.Рассмотрим влияние методов оценивания на достижение качественных образовательных результатов. Зачастую традиционные методы оценки имеют целью проверку памяти, а не оценку компетенций обучающегося. В традиционной системе обучения обучающийсястремится получить максимальную отметку, он не видит перспектив получения образования в целом, останавливаясь на конкретной сессии, от которой до которой, как известно, живётся ему весело. Студент, не получая корректной и эффективной обратной связи при оценивании преподавателем его образовательных достижений, не ставит перед собой не то что стратегические, но даже тактические цели освоения ООП, и как следствие последующего успешного трудоустройства и карьерного роста. Причиной тому зачастую служит тенденция, характерная для большинства преподавателей «старой закалки»–фактическое сравнение обучающихся друг с другом посредством оценок, что, конечно же, не позволяет оценить соответствие будущего специалиста требованиям рынка труда и собственным образовательным потребностям. В традиционном обучении методы оценки достаточно просты в использовании (тесты, зачеты, экзамены и дипломные проекты, по результатам которых выставляются оценки по традиционной шкале) и создают впечатление объективности. Однако такое оценивание, как правило, непродуктивно с точки зрения реального достижения высокого качества обучения, отвечающего потребностям рынка труда.Компетентностный подход предполагает проектирование образования, ориентированного на результат и требует применения нетрадиционных методик оценивания. Важнейшей особенностью процесса оценки в рамках этого подхода является активность и самостоятельность обучающегося. При этом оценка компетенций предусматривает только возможность либо подтвердить их освоение, либо не подтвердить, т.е. «оценка освоенных компетенций осуществляется по критерию «умеет/не умеет делать» [7], а вот формируются они на протяжении всего процесса обучения –освоения ООП.Для формирования рабочих программ учебных дисциплин третьего поколения в соответствии с действующим ФГОС характерна ориентация в основном на третий и четвертый уровень усвоения знаний: умение применять имеющиеся знания и (или) создавать новые знания.Отбор способов оценивания результатов осуществляется в зависимости от формы контроля. В частности, текущий контроль позволяет оценить сформированность компетенций по одной определенной теме в процессе ее изучения, целесообразно применять ситуационные задачи, конкретные ситуации, эссе, кроссворды, глоссарии и т.п.Исходя из опыта преподавания, наиболее эффективны при освоении учебной дисциплины «Правоведение» студентами любых специальностей и оказывают наибольшее влияние на формирование компетенций обучающихся ситуационные (проблемные, казусные) задачи. При решении проблем важно, чтобы преподаватель управлял поисковой деятельностью студента, но не подсказывал готовые ответы. Это требует от преподавателя больших умственных усилий, терпения и затрат времени, чем управление репродуктивной деятельностью студентов. Конечным результатом использования решения ситуационных задач по теме должно стать получение новой основополагающей или дополнительной учебной информации, а также формирование рядаобщекультурных и профессиональных компетенций.Разбор конкретных ситуаций –метод, основанный на анализе готовых или разработанных студентами ситуаций и поиске выхода из затруднительных положений, сформулированных в ситуациях. Этот метод отличается от предыдущего более подробным описанием ситуации, которая основывается на реальных фактах деятельности конкретной организации.Составление эссе требует от студентов умения обобщать, систематизировать и выявлять главное в изучаемой теме, что развиваетсамостоятельность мышления и формирует компетенции поиска, отбора и анализа необходимой информации. Как показывает опыт преподавания, в форме эссе эффективнее давать задания внеаудиторной самостоятельной работы студентов, учитывая, что многие из обучающихся лучше концентрируют внимание и реализуют свои творческие способности в привычной домашней обстановке, ане в аудитории.К методам оценивания образовательного результата на следующем контрольном этапе –рубежном–относятся рефераты, контрольные работы, коллоквиумы, доклады, диспуты, дискуссии. Наиболее распространеннымив образовательном процессе на сегодня являются рефераты и контрольные работы.В рамках реализации компетентностного подхода рефераты должны иметь не описательный, репродуктивный характер,а творческий и поисковый характер, основанный на сравнительном анализе, обобщении и систематизации, а также на использовании теоретических знаний в практике работы конкретных организаций.Постановка заданий контрольной работы должна стимулировать самостоятельную работу студентов, предупреждающую бездумное перепечатывание вопросов из учебной литературы и побуждающую к продуктивной деятельности. Теоретические вопросы желательно дополнять проблемными заданиями и ситуационными задачами, о которых подробно изложено выше.На промежуточной аттестации происходит проверка освоения учебной дисциплины целиком и степени сформированности компетенций, необходимых и возможных для данной дисциплины. Промежуточная аттестация может проводиться в форме зачета, экзамена или итоговой контрольной работы с применением тестов разных уровней.В современных образовательных реалиях необходимо разрабатывать компетентностноориентированные тесты, что требует знаний инновационных подходов к такой работе. Требуемые тесты должны оценивать качество усвоения знаний на третьем и четвёртом уровнях, характеризующих умение студентов применять теоретические знания и практические навыки в нестандартных ситуациях. Представляется необходимым сочетать тесты разных уровней с приоритетом «свободных» тестов, а также осуществлять в рамках тестирования постановку проблемных заданий и ситуаций. Если провести аналогию со школьнымЕГЭ, при компетентностном подходе требуются тестовые задания не имеющие готовых ответов и оцениваемые «живыми» экспертами, причёмне менее двумя, не имеющими возможность договориться, чье несогласие друг с другом в оценке работы обучающегося несомненно трактуется «в пользу студента».По мнению О.Н.Олейниковой, А.А.Муравьевой, Ю.В.Коноваловой, Е.В. Сартаковой [5, с.21],«ключевыми инновационными методами являются проекты и практические задания: они или выполняются под наблюдением преподавателя, если важен сам процесс их выполнения, или приводят к созданию какоголибо продукта, качество которого служит основой для вынесения оценочного суждения». Использование таких методов оценивания позволяет студентам осознать профессиональную значимость получаемых знаний, а также сформировать способность к поиску необходимой для решения практических проблем информации.Каждый ведущий учебную дисциплину преподаватель судит о знаниях отвечающего на экзамене или зачёте, исходя из собственных знаний и опыта, применяя собственные методы и критерии оценки, в связи с этим количество дополнительных вопросов, заданных студенту в и без того стрессовой для него ситуации иих сложность зависят от его субъективного мнения инастроения преподавателя, что также влияет на общий образовательный результат обучающегося. Исходя из этого, в процессе осуществления обратной связи с обучающимся формулировки мнения преподавателя «потому что я так считаю/вижу» или «мне виднее» при реализации в образовании компетентностного подхода быть не должно. Во избежание субъективности при оценивании рекомендуется проводить оценку с участием не менее двух преподавателей и иметь эталоны для них, содержащие четкие ответы на вопросы и критерии оценки выполнения практических заданий. Объём работы преподавателя по формированию таких эталонных ответов зачастую пугает не только молодых, но и маститых педагогов, но таковы требования ФГОС, выполнять которые мы обязаны.Доверие между преподавателем и обучающимся, ставшее особенно необходимым как следствие реализации действующего Закона об образовании, когда деятельность преподавателя приравнивается к возмездному оказанию услуг, а взаимоотношения между преподавателем и студентом из плоскости субординации и дисциплины переходят в плоскость «Клиент всегда прав», поддерживается в том числе обоснованностью оценки и гибкостью оценочных процедур. Если преподаватель сможет подкрепить своё субъективное мнение четко установленными подробными критериями оценивания компетентности обучающегося в рамках освоения преподаваемой им дисциплины, сам собой отпадает и вопрос о возможнойкоррупционной составляющей этих взаимоотношений, ставшей бичом современногообразования. Таким образом, в компетентностном подходе оценка учебных результатов основывается на жестко структурированной системе анализа уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций с применением различных современных методов педагогических измерений и способов оценивания результатов обучения в комплексе.

Ссылки на источники1.Менеджмент качества образовательных процессов : учеб. пособие / под ред. Э. В. Минько, М. А. Николаевой. –М.: Норма : ИНФРАМ, 2013. –С. 300.2.ЗвонниковВ.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. –М.: Университетская книга :Логос, 2009.–С. 40.3.Фомин Н.В. Технология разработки требований к результатам обрзования в контексте ФГОС ВПО // Стандарты и мониторинг в образовании. –2013.–№4(91). –С. 24.4.Поддубная Т.Н., Куракова Г.В. Паспорт общих компетенций обучающегося как системообразующий элемент учебной деятельности в аспекте реализации ФГОС третьего поколения // Стандарты и мониторинг в образовании. –2013.–№4(91). –С. 10.5.Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб. пособие/ О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова.–М.: АльфаМ: ИНФРАМ, 2010.–С.20.6.Пашкевич А. В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: монография.–М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИнфраМ, 2013.–С. 13.7.Гайсина Г.И. Компетентностный подход к многоуровневой подготовке социальнопедагогических кадров Социальная педагогика: традиции и инновации. Ч.2 //Материалы всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием.–Екатеринбург, 2009. –С. 20.

Tatiana Mikhaylenko,

teacherof Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin, Omskdvateatra_@mail.ru

Competent approach in evaluating the quality of student learning outcomes Abstract.The article debated the question of ways and means of evaluating the quality of student learning outcomes in the implementation of competencebased approach in accordance with the requirements of the federal state educational standards. Proposed forms and methods of estimation, allowing to correlate competences of and methods of assessment.Keywords:competence, competencebased approach, learning outcomes, assessment, evaluation methods, basic educational program, federal requirements of state educational standards.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск