Моделирование самообразовательной деятельности студентов-заочников в процессе дистанционного изучения иностранного языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вишневская Г. В. Моделирование самообразовательной деятельности студентов-заочников в процессе дистанционного изучения иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №2 (Февраль). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1215.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы построения модели самообразовательной деятельности студентов-заочников в условиях дистанционного изучения иностранного языка. Раскрываются компоненты и этапы самообразовательной деятельности, связанные с усвоением учебной информации в условиях дистанционного обучения. Определена роль преподавателя иностранного языка в самообразовательной деятельности студентов-заочников с учетом специфики дистанционного обучения.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вишневская Галина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии филиала ГОУВПО«Российскийгосударственныйсоциальныйуниверситет»,г.Пензаassol@pnz.ru

Моделирование самообразовательной деятельности студентовзаочников в процессе дистанционного изучения иностранного языка

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы построения модели самообразовательной деятельности студентовзаочников в условиях дистанционного изучения иностранного языка. Раскрываются компоненты и этапы самообразовательной деятельности, связанные с усвоением учебной информации в условиях дистанционного обучения. Определена роль преподавателя иностранного языка в самообразовательной деятельности студентовзаочников с учетом специфики дистанционного обучения.Ключевые слова:самообразовательная деятельность, моделирование, студентзаочник, иностранный язык.

К числу ведущих методов познания и преобразования социальных систем относят моделирование. Построение модели самообразовательной деятельности является необходимым для организации учебного процесса студентовзаочников в условиях дистанционного изучения иностранного языка. Моделирование определяется как метод исследования объектов на их моделях –аналогах того или иного фрагмента природной или социальной действительности. Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы применения моделирования. Функция модели, в конечном счете, состоит в том, чтобы служить основой прогнозирования [1]. Для сферы образования этот принцип важен тем, что образовательная система обладает повышенной динамичностью ориентации, т.е. необходимостью корригировать действия на будущее состояние, т.к. образование –процесс подготовки субъекта к будущей деятельности, всегда отдаленный в перспективе.Разработка любой модели предусматривает ряд этапов:1)постановка цели, задачи, обоснование принципов, анализ существующей теории и практики;2)создание адекватной модели;3)дальнейший теоретический анализ и опытноэкспериментальная проверка разработанной модели;4)перенос знаний, полученных в ходе исследования, на оригинал.Построение модели самообразовательной деятельности является необходимым для организации учебного процесса студентовзаочников [2].В качестве основания для самообразовательной деятельности студентовзаочников в условиях дистанционного изучения иностранного языка выступает некоторая модель (исходная абстракция), которая в дидактически адаптированном виде включает в себя характерные черты, присущие этой деятельности в условиях дистанционного обучения.Под моделью мы понимаем средство моделирования содержания самообразовательной деятельности студентовзаочников в условиях дистанционного обучения, основанное на личностноориентированном подходе с целью развития у них общеучебных умений, обеспечивающих успешность освоения иноязычной информации.Конструирование модели зависит от степени определенности, изученности и реализации принципов ее построения. В образовательном процессе принципы отражают основные моменты объективных закономерностей, в которых выражены потребности его функционирования. В этой связи мы определили следующие принципы:‒принцип динамичности, требующий непрерывных, опережающих изменений и совершенствования исследуемой системы;‒принцип целенаправленности, ориентирующий на участие в достижении генеральной цели профессионального образования в процессе формирования у студентов профессиональной готовности как интегрального качества личности специалиста;‒принцип комплексности, проявляющийся в использовании комплекса подсистем и элементов, входящих в конструируемую модель;‒принцип целостности, означающий достижение единства и взаимосвязи всех компонентов исследуемого явления;‒принцип непрерывности, связанный с поиском гибкого механизма, который позволяет эффективно и последовательно достигать желаемой цели.При разработке модели самообразовательной деятельности в процессе дистанционного обучения мы взяли за исходное следующее: в модели должны найти отражение содержание самообразовательной деятельности, адекватное содержанию процесса обучения, этапы самообразовательной деятельности, связанные с усвоением учебной информации в условиях дистанционного изучения иностранного языка студентамизаочниками [3].Самообразовательная деятельность студентазаочника включает технологический и личностный компоненты. Обусловленные дидактическими и психологическими аспектами самообразовательной деятельности,эти компоненты раскрываются содержанием организационнодействующей, контрольнооценочной и мотивационноценностной составляющих(сформированность необходимых общеучебных умений, консультативная помощь специалистов, наличие методических материалов и инструкций, сформированность умений пользователя компьютерной техники, формирование способности самостоятельно определять перспективные образовательные и жизненные цели и задачи и развитие умений выбирать адекватные средства для их достижения и решения; потребность в информации, необходимой для успешного освоения профессиональной карьеры; наличие мотива, идущего от самой деятельности и др.).Выявлены этапы самообразовательной деятельности, связанные с усвоением учебной информации в условиях дистанционного обучения: ‒эмпирическая деятельность как этап восприятия (отражение фона поля экрана, концентрация внимания и отражение единичных объектов и конкретных ситуаций, отражение конкретной ситуации в комплексе); ‒эвристическая деятельность по распознаванию ситуации (абстрагирование от конкретности, создание знаковой модели, поиск алгоритма преобразования модели для решения поставленной задачи); ‒репродуктивная деятельность по преобразованию модели и получению нового знания (преобразование по избранному алгоритму, интерпретация результатов преобразования, оценка адекватности полученной модели имеющимся знаниям, оценка адекватности решения поставленной задаче);‒практическая деятельность, связанная с отработкой умения (закрепления умения в подобной ситуации, перенос умения в необычные ситуации, формирование ассоциативных умений в необычных ситуациях).Все виды деятельности включают потребности и мотивы, задачи, действия, операции. В дистанционном обучении иностранному языку используются все возможности компьютера как инструмента, обеспечивающего доступность к большим объемам информации и ее переработке, усиления познавательноисследовательской деятельности студентовзаочников.Реализация самообразовательной деятельности в процессе изучения иностранного языка осуществляется посредством общеучебных умений, связанных с поиском, анализом, осмыслением и синтезом иноязычной информации, ее оформлением и представлением.Спецификой высшей школы, а особенно, заочной формы обучения, является самостоятельная деятельность студентов, эффективность которой, как показывает практика, не так уж высока. Поэтому, наряду с традиционными методами, необходима разработка и внедрение новых форм и способов организации самостоятельной работы, где технологическое обеспечение процесса подготовки студентов к самостоятельной деятельности является одним из перспективных направлений в русле концепциипедагогического взаимодействия.В нашем случае мы придерживаемся определения взаимодействия как сотрудничества, выраженного формулой «субъектпреподаватель –субъектстудент», формами перцептивной взаимосвязи, взаимопонимания, взаимного переживания, взаимоподдержки, взаимопомощи, взаимодействия; способами организации совместной деятельности; интеграции теоретических знаний и практических умений.В соответствии с представленной логикой выделены такиестадии коммуникации:1) моделирование предстоящего общения в рамках «преподаватель –студент» при подготовке к взаимодействию (постановка педагогической задачи, выбор способов и методов ее решения, отделение коммуникативной задачи, собственно моделирование общения);2) организация непосредственного общения со студентами;3) управление общением в ходе педагогического взаимодействия;4) анализ результатов общения и моделирование новой педагогической задачи.Названные стадии коммуникации характеризуют поэтапное развертывание процесса педагогического взаимодействия.На этапе моделирования осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, соответствующего педагогическимзадачам, сложившейся ситуации, индивидуальности преподавателя, особенностям отдельных студентов.Необходимым элементом моделирования предстоящего взаимодействия является предвидение возможной психологической атмосферы, выбор средств достижения эмоционального отклика взаимодействующих субъектов.Этап организации непосредственного общения предполагает умение ориентироваться в условиях предстоящего общения: продумать стиль общения, учесть опыт общения с данными студентами и уточнить особенности общения в новых коммуникативных условиях.Содержание этапа управления общением складывается из уточнения условий и структуры общения, поддержания непосредственного общения.Стадия анализа результатов взаимодействия подругому называется стадией обратной связи в общении.Успешность педагогического взаимодействия во многом зависит от уровня коммуникативной культурыкак преподавателя, так и студентов. Коммуникативная культура, в свою очередь, предполагает овладение обеими сторонами коммуникативных умений и развитие коммуникативных способностей.Процесс взаимодействия в целом рассматривается как перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия, как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установкамии различными позициями.Как правило, в реальном педагогическом процессе во взаимодействии участвуют группы студентов, контактирующиек тому жене с одним, а с несколькими преподавателями, которые, в свою очередь, взаимодействуют между собой. Здесь необходимо учитывать возникающие опосредованные связи преподавателя с учащимисячерез разработанные дидактические материалы, в частности обучающие программы, задания для самостоятельной работы и т.д.Взаимодействие преподавателя и студентов в системе самостоятельной работы –сложный и многогранный процесс, А. А. Леонтьев называет четыре условия, необходимых для успешного осуществления акта взаимодействия:‒правильное планирование содержания самостоятельной работы;‒отбор средств, позволяющих раскрыть это содержание;‒быстрая и верная ориентация преподавателя в меняющейся обстановке при проведении самостоятельной работы;‒применение механизма обратной связи, обеспечивающего полное взаимодействие основных элементов системы «преподаватель –студент» [4]. Если какоелибо из этих звеньев будет нарушено, взаимодействие окажется неэффективным.Общепедагогический подход требует единства методов обучения и способов учения, а также организации деятельности обучаемого в единстве с деятельностью педагога. Как часть педагогического процесса самостоятельная работа всегда включает прямое или косвенное педагогическое руководство. Под прямым управлением понимается воздействие на мыслительные операции обучаемых путем специальных указаний, правил и других предписаний, относящихся непосредственно к этим операциям и прямо влияющих на их протекание. Косвенное управление осуществляется через специальный подбор и организацию содержания обучения, учебной литературы, типа упражнений.Многие исследователи отмечают, что использование информационных технологий в определенной мере облегчает работу преподавателя. Преимуществами новых информационных технологий являются удобство и наглядность изложения материала, легкость его перемещения, возможность быстро найти требуемую информацию, показать изучаемый процесс или явление в динамике. Кроме того, они позволяют разгрузить преподавателей от определенной части работы по контролю и консультированию.Мы разделяем точку зрения В. И. Загвязинского в том, что эффективность самостоятельной работы во многом зависит от того, каким образом осуществляется контроль.Он может реализовываться через взаимодействие студента с преподавателем, со студентомпартнером, с учебными материалами, содержащими ключи и инструкции, с техническими средствами обучения. В. И. Загвязинский акцентирует наше внимание на том, что очень важно, чтобы контроль стимулировал студентов к активной самостоятельной деятельности [5].В концепции компьютерного обучения выдвигается решение еще одного вопроса, необходимого для успешной организации самостоятельного изучения –обеспечения управления учебным процессом самим обучаемым.Выполнение этого условия связано с повышением методической компетенции обучаемого, информированием его о том, что надо делать, чтобы получить желаемый результат. Обучаемый должен сам осмыслить эту информацию и реализовать учебную деятельность и без преподавателя.Реализация именно такой методической цели представляется сегодня наиболее перспективной в контексте мировой и отечественной практики обучения.Однако анализ современной психологопедагогической литературы, связанной с проблемами заочного образования и, в частности, самостоятельной работы студентовзаочников, показывает, что до сих пор остаются дискуссионными вопросы о направлениях обновления содержания заочной формы обучения, о поисках его современных организационных форм, о взаимосвязи использования методов обучения и самообразования в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Пути решения данной проблемы мы связываем с внедрением в практику учебновоспитательного процесса парадигмы личностноориентированного образования и, в частности, с применением в нем современных образовательных технологий.Мы в своем исследовании исходили из того, что аудитория, с которой приходится работать преподавателю в системе высшего заочного образования, представляет собой наиболее сложную аудиторию с точки зрения установок мышления и поведения. Это требует иных методологических, организационных, психологических и педагогических подходов и обусловливает способ реализации обучения в форме интенсивного взаимодействия студентов, как с преподавателем, так и друг с другом в сочетании с самостоятельной работой. Специфика образовательного процесса в системе высшего заочного образования требует исследования и разработки образовательных технологий, охватывающих все компоненты обучения: цели обучения, содержание учебного материала, профессиональнозначимые качества преподавателя, взаимоотношения обучающихся, то есть психологическую атмосферу, царящую в процессе всего обучения, что будет способствовать личностному и профессиональному развитию обучающихся. С учетом специфики дистанционного обучения определена роль преподавателя в самообразовательной деятельности студентов (преподавательконсультант, преподавателькуратор, преподавателькоординатор) и представлены функциональные характеристики их деятельности. Преподаватели иностранного языка разрабатывают научнометодическую концепцию дистанционного обучения, электронные версии учебников, учебных пособий, тестовых заданий, опорных конспектов лекций, определяет методику использования традиционного учебнометодического обеспечения процесса обучения и т.п. Таким образом, модель дистанционного обучения, осуществляемого образовательным учреждением, представляет собой ассоциативную форму совместной деятельности профессорскопреподавательского, учебновспомогательного, компьютернотехнологического состава образовательного учреждения, осуществляющего субординированные функции по информационному, учебнометодическому, техническому обеспечению и мониторингу самообразовательной деятельности студентовзаочников в условиях дистанционного изучения иностранного языка.

Ссылки на источники1.Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы.–М.: Наука, 1982.–С. 2646.2.Михайлова Н. С. Самообразовательная деятельность студентазаочника: организационные и управленческие аспекты // Высшее образование в России.–2007.–№ 11.–С. 2330.3.Шульмина Р. В. Организационнопедагогические основы реализации технологий дистанционного обучения в вузе // Открытое образование.–2002.–№ 3.–С. 66.4.Леонтьев А. А. Психологопедагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: лекциядоклад // Школасеминар «Создание единого информационнообучающего пространства системы образования.–М., 1998.–22 с.5.Загвязинский В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования: учеб. пособие для пед. вузов.–М.: Академия, 2003. –206 с.

Vishnevskaya Galina,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of social work and psychology of Russian State Social University, Penza branch assol@pnz.ruModeling of extramural students’ selfeducational activity in the course of distance learning a foreign languageAbstract. In the article main principles of model construction of extramural students’ selfeducational activity in the conditions of distance learning a foreign language are considered. Components and the stages of selfeducational activity connected with mastering of the educational information in the conditions of distance training are revealed. The role of a teacher in selfeducational activity of extramural students taking into account specificity of distance training is defined.Keywords:selfeducational activity, modeling, an extramural student, a foreign language.