Диалоговое обучение как условие реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в техническом университете

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мусифуллин С. Р., Сафонова О. В. Диалоговое обучение как условие реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в техническом университете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 3 (март). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13056.htm.
Аннотация. В соответствии с требованиями Болонской декларации, в настоящее время в Российской Федерации в действие вводятся государственные образовательные стандарты третьего поколения. Длительный процесс подготовки к переходу высшей школы России на ФГОС закончился, и с сентября 2011 года мы приступили к реализации новых стандартов. Проблема выработки единых требований к качеству подготовки специалистов и критериев, по которым можно судить о результатах образования, в последние десятилетия была в центре внимания зарубежной и отечественной педагогической общественности и ученых. Одна из инноваций нового государственного стандарта – формирование в процессе обучения в вузе компетенций общекультурных и профессиональных, взамен уже ставших привычными «знаний, умений и навыков».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мусифуллин Салават Ришатович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплинфилиалаФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г.Туймазыsalmuss@rambler.ru

Сафонова Ольга Викторовна,кандидат философских наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин филиалаФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Туймазыolgasaf80@mail.ru

Диалоговое обучение как условие реализации компетентностного подхода в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в техническом университете

Аннотация.В соответствии с требованиями Болонской декларации, в настоящее время в Российской Федерации в действие вводятся государственные образовательные стандартытретьего поколения. Длительный процесс подготовки к переходу высшей школы России на ФГОС закончился, и с сентября 2011годамы приступили к реализации новых стандартов. Проблема выработки единых требований к качеству подготовки специалистов и критериев, по которым можно судить о результатах образования, в последние десятилетия была в центре внимания зарубежной и отечественной педагогической общественности и ученых. Одна из инноваций нового государственного стандарта –формирование в процессе обучения в вузе компетенций общекультурных и профессиональных, взамен уже ставших привычными «знаний, умений и навыков» [1, с. 43]. Ключевые слова:диалоговое обучение, компетентностный подход, общекультурные компетентности, ФГОС.

Немаловажное место в ФГОС определено циклу гуманитарных дисциплин, призванных формировать общекультурные компетенции. Общекультурная компетентность в педагогической теории определяется как уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур. В разных стандартах для бакалавров технического вуза их насчитывается от 12 до 20. Порой по одной и той же учебной дисциплине представлены разные компетенции, что вызывает определенные трудности в преподавании дисциплин, а именно, сложность в выборе содержания, методов и форм организации учебного процесса. Исходя из предложенных в стандартах компетенций (ОК), в качестве интегративной следует рассматривать следующую: «Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы» [2, с. 10]. Явным становится то, что сложившаяся система обучения не удовлетворяет требованиям новых стандартов. По традиции преподаватель полностью излагает учебный материал по теме; представляет целостный и законченный свод информации; сам выдвигает гипотезы и иллюстрирует учебный материал практическими примерами; обучение строится на четкой, логической основе; лабораторная работа планируется так, чтобы правильный результат достигался при четком следовании инструкции. Если мы ставим целью сформировать компетентного выпускника, то можно рекомендовать создать условия для самостоятельного формулирования основных понятий и идей по теме; при этом в лекции представляются противоположные точки зрения, сомнения в достоверности выводов, условия для проверки гипотезы и возможность находить собственные примеры. В сложившейся ситуации, необходимо перейти от знаниевой модели обучения к модели диалога, от объема знаний к расширению круга проблем, к решению которых должны быть подготовлены выпускники. Формирование компетенций следует рассматривать как системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием. В отношении общекультурных компетенций необходимо сказать, что инструментальные компетенции, несомненно, в большей степени привязаны к отдельным дисциплинам и мероприятиям, нежели социальноличностные компетенции. Это становится возможным только с введением технологий, имеющихдиалоговый характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность студентов, направленную на достижение определенной цели и самооценку.Диалог в педагогической литературе рассматривается как средство развитияличности. Отсюда и понимание диалога как ведущей характеристики личностноразвивающей ситуации (В.В.Сериков); как основы становления субъективности и показателя целостного развития личности (Е.В.Бондаревская, С.В.Белова); как основы взаимодействия (Р.Бернс, В.А.КанКалик, А.В.Мудрик и др.).Так, В.В.Сериков считает, что обучающая ситуация создается посредством диалога, специально направленного на актуализацию личностных функций обучающихся, на накопление ими опыта реализации ценностного выбора, критического восприятия, рефлексии творческого решения волнующих проблем. Диалог –это подтверждение для личности ее ценности и рождение желания стать лучше. Диалог не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами –откровениями. Диалог –это конфиденциальное сотрудничество педагога и студента, в котором последний отказывается от достижения «результата»любой ценой. Диалог состоявшийся –это уже педагогический результат [3]. Таким образом, диалогическая ситуация характеризуется не только объективной проблемностью, но и значительностью самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта. Вести диалог –значит приобщать другого к своей проблеме. Отклик педагога на проблему ученика служит для последнего подтверждением его значимости, стимулом для образования нового смысла. Потребность в диалоге духовная потребность человека и является ненасыщаемой. Отсюда принципиальная незавершенность диалога.В диалоге продуцируются процессы самопознания, которые имеют несколько уровней протекания: рефлексивное самопознание, познание себя «от другого»и научно организованный процесс самопознания с помощью специальных методик, которым ученик может быть обучен в диалоге с учителем.Диалог определяется также как особый вид опыта, как содержание образования. А готовность к диалогу –один из универсальных показателей сформированности индивида как личности. Эта готовность включает в себя направленность на поиск смысла изучаемых ценностей, возможность субъективно воспринимать материал, определять «границы иных мнений».В образовательном процессе, как отмечается в педагогической литературе, диалог продуктивен при следующих условиях:–создание ситуации проблемности, нерешенности;–необходимо, чтобы собеседники слышали друг друга, слышали вопросы и ответы;–важно быть уверенным, что собеседник говорит об этом же предмете разговора;–следует попытаться преодолеть господствующее мнение как препятствие, как уход от вопроса.Исходя из этого, реализация диалогового обучения должна проходить постепенно, с учетом принципов педагогического взаимодействия.При определении принципов и правил, регулирующих педагогическое взаимодействие в условиях ситуации диалогового обучения,мы принимали во внимание их специфику в системе образования и потенциал в формировании компетентностей у студентов. Основой образовательного процесса должны стать диалоговые ситуации, строящиеся напринципах гуманитаризации, открытой позиции, системного плюрализма,со –трансформации [4, с. 123].

Следование принципу гуманитаризации знания означает для преподавателя создание таких дидактических условий в плане отбора содержания, методов и форм организации учебного процесса, которые будут содействовать расширению собственного опыта и готовности к критическому диалогу как проявлению толерантного отношения.Следуя данному принципу,необходимо, чтобы педагогическое бытие стало «выразительным и говорящим бытием» для студентов. Эта цель может бытьдостигнута посредством отбора содержания учебного материала, которое провоцировало бы сопоставление своего и «инакового» восприятия, поощряло аналогии развертывания процессов. В ходе лекционносеминарских занятий, проблемный характер должен придаваться освоению наиболее сложных для восприятия тем, что должно побуждать к преодолению стереотипов мышления у студентов, стимулированию их рефлексию, способствовало быпроецированию научного знания на сферу собственной профессиональной деятельности.Отношение к студентам как к равнозначным участникам субъектсубъектного взаимодействия способствует обретению «живого знания», которое отличается тем, что оно не усваивается как «ставшее» знание, а строится в совместной деятельности преподавателя и студентов. Такое строительство реально и эффективно особенно в контексте формирования компетентностей, если преподаватель следует принципу открытой позиции, который мы определяем вторым в системе принципов в реализации ситуации диалогового обучения. Этот принцип означает готовность педагога не только следовать вместе со студентами в мир новогознания, содействуя становлению их толерантности, но и создание предпосылок для доверительных отношений посредством открытия собственного внутреннего мира, демонстрации себя как человека ищущего, сомневающегося, скорбящего, негодующего, радующегося, то есть проживающего, как и его студенты, каждый миг своей жизни в напряжении противоречивых мотивов. Принцип открытой позиции требует от педагога следования определенным правилам, к которым мы отнесли следующие: принятие студентов и себя, такими, какими они на самом деле, без раздражения, искренность и доброжелательность, ориентация на положительные качества студентов и вера в успешную реализацию их потенциала, готовность к поиску общих моментов своей и чужой позиции, признание права на существование иного мнения, способность педагога«рефлексивно следовать за естественным ходом жизни». Создание толерантной среды предлагающую взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:–принятии общих правил отношений, единых для всех студентов, обучающихся в группе, так на первых уроках путем беседы можно вводить правила поведения на уроке;–предоставлении возможности каждому для самореализации и самовыражения, т.е. чтобы каждый имел на уроке право высказаться, возможность выбора;–определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;–развитии студенческого самоуправления, инициативы и самостоятельности, через организацию различных форм работы (проекты, исследования, творческие вечера);–формировании позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической);–наличии отношений «ответственной зависимости»(А. С. Макаренко) в среде педагогов и студентов.Отрытая позиция педагога стимулирует в большинстве случаев ответную открытость студентов и, соответственно, выход на такой уровень диалога, который недостижим в условиях традиционной передачи знания. Гуманитаризация знания создает предпосылкидля того, чтобы выступать средством обнаружения многообразия, полифоничности, «инаковости» в пространстве человеческойдеятельности и, следовательно, способствовать становлению толерантности в структуре личной позиции. В связи с этим, третьим принципом мы определили принцип системного плюрализма, подкоторым понимается видение различных подходов к решению проблемы. Системность плюрализма в контексте данного принципа подчеркивает его антиэклектичность, то есть такой плюрализм ни в коем случае не строится на внешнем, механическом сочетании, смешении разнородных принципов. Он исходит из признания того обстоятельства, что любая ценностная система, вступая в противоборство с другой системой, предполагает учёт опыта этой системы и тем самым расширяет свой собственный опыт. Следуя данному принципу, нами создавались предпосылки для постижения целостного предмета познания в его многогранности. Системный плюрализм основан на признании толерантного отношения как необходимого. При этом само наличие истинного знания в том или ином временном и пространственном контексте не отрицается, но движение к нему осуществляется с разных сторон. Системный подход основан на понимании недостижимости абсолютного знания, следовательно –незавершимости диалога. Реализация данного принципа в учебном процессепредполагает следование правилам, среди которых основными мы определили критическую насыщенность и корректность содержания учебного материала, интерпретацию знания в форме «сократического» диалога, преодоление узкого понимания диалога как спора, полемики и замещение его пониманиемтакового как стремления к согласию, «дополняющему пониманию». При этом агрессивность, сверхконфликтность не должноподавляться авторитарно, не «загонятся внутрь», а замещались побуждением к смысловым преобразованиям в себе и других, признанием ценностносмыслового равенства участников межсубъектного взаимодействия. Реализация идеи равноправного, партнерского, взаимопреобразующего общения определяется четвертым системообразующим принципом –сотрансформации, который отражает преобразующее взаимодействие в процессе диалога. Реализация принципа сотрансформации не допускает непересекающегося, самодостаточного сосуществования студентов. Встретившись, они обеспечивают взаимовлияние субъектных позиций его участников, содействуют преображению и «творению субъектности».Следуя принципу сотрансформации, мы ориентировались на понимание механизма взаимодействия как «способности не только действовать, но и воспринимать действия других». Практическое воплощение этого принципа должно заставить нас в практике преподавания отказаться от проведения итоговых практических занятий по классическому сценарию семинаров. Организация диалога со студентами в ходе лекционных занятий проблемного или частичнопоискового характера показывает их стремление к выходу в межпредметное знаниевое пространство, за рамки одной отдельно взятой дисциплины. Соответственно необходимо обратитьсяк разработке системы интегрированных семинаров, включающих вопросы нескольких дисциплин. Образовательное пространство в рамках семинарского занятиядолжновосприниматься с позиций практической значимости и реальной самооценки их потенциала. Следование данному принципу нас должно ориентировать нас на готовность к пересмотру собственной установки, позиции, готовность к импровизации, на наличие альтернативных сценариев проведения занятия одной и той же тематики в разных группах. В качестве возможных форм разработчики ФГОС предлагают следующие: модульнорейтинговая система; кейсметод (ситуационные задачи); портфолио (оценка собственных достижений); методразвивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей); проектный метод (научные, учебные, производственные и рекламные проекты); деловая игра (приближение к реальной производственной ситуации); «Метод Дельфи» («мозговая атака»).Этот принцип диктует как необходимое условие признание права студента на ошибку, готовность к критике в форме самокритики, умение продуктивно переформулировать проблему, предназначенную для интерпретации в случае ее непонимания.Решая вопрос о соподчиненности принципов, мы видим ведущую роль принципа гуманитаризации знания как определяющего цель диалога в контексте формирования толерантности. Именно им детерминируется отказ от интеллектуального насилия, «авторитарного слова» как основного источника знания. Принцип открытой позиции содействует созиданию гуманитарного пространства для интерпретации знания. Принцип системного плюрализма задает основы интеллектуального демократизма в ситуации диалоговой интерпретации. Принцип сотрансформации определяет нормы и правила преобразующего педагогического взаимодействия в ситуации диалогового общения. Таким образом, диалог, в нашем понимании–это совокупность приемов, вследствие которыхпроисходит взаимодействие присущих субъектам и развиваемых ими различных смысловых позиций, мнений с терпимым отношением к многообразию исторического понимания, способов реализации их учебной ситуации. Он способствует формированию компетенции анализировать социально значимые проблемы и процессы. Именно использованиедиалогового обучения на различных уровнях образованиябудет способствовать развитию личности и формированию необходимых для выпускников компетенций. Реализуя данную систему принципов в практике преподавания гуманитарных дисциплин, мы получим возможность выстраивать и совершенствовать педагогическое взаимодействие в процессе диалогового обучения таким образом, чтобы оптимальное сочетание содержания, методов, методических приемов и организационных форм содействовало становлению компетенций в структуре личностнойпозиции студентов.

Ссылки на источники1.Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Исследование качеств инженера в контексте компетентностного подхода // Высшее образование в России. –2010. –№ 9. –С. 42–47.

2.Система воспитания инженеров и специалистов в условиях модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы / Под науч. ред. В. Н. Стегния. –Пермь: Издво Перм. гос. техн. унта, 2003. –210 с. 3.Сериков В.В. Парадигма современного образования. Ориентация на личность//Материалы ежемесячного электронного педагогического журнала. –URL:www.http://rspu.edu.ru.4.МусифуллинС.Р. Развитие личности в процессе смыслопоискового диалога //тДидактика современного предмета: сборник научных трудов.–М.: ИТИП, 2006. –С. 200–203.

MusifullinSalavat,

Ph.D., AssociateProfessorLtd., asubsidiaryofFGBOUVPO"UfaStateAviationTechnicalUniversity" inTuymazy, g.Tuymazy Bashkortostansalmuss@rambler.ruSafonova Olga,Ph.D., assistant professor Ltd., a subsidiary of FGBOU VPO "Ufa State Aviation Technical University" in Tuymazy,g.Tuymazy Bashkortostanolgasaf80@mail.ruDialog training as a condition for the implementation of competencebased approach to teaching the humanities disciplines in the technical universityAbstract.In accordance with the requirements of the Bologna Declaration, at the present time the Russian Federation entered into force the state of educational standards for the third generation. The long process of preparation for the transition to higher education in Russia GEF has ended, and in September 2011 we launched the new standards. The problem of establishing uniform requirements on the quality of training and the criteria by which to judge the results of education in recent decades has been the focus offoreign and local education community and scientists. One of the innovations of the new state standard formation in learning in high school culture in general and professional competencies, instead of the already familiar "knowledge and skills".Keywords:dialog learning, competence approach, general cultural competence, GEF.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»