Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко Н. М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54274.htm.
Аннотация. В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД) через использование современных образовательных технологий на уроках физики, которые окажут помощь: в развитии навыков самостоятельного успешного усвоения новых знаний, формировании ключевых компетентностей, повышении уровня функциональной грамотности, формировании умения объяснять физические явления, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, то есть умения учиться, включении содержания обучения в контекст решения жизненных задач.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семененко Надежда Михайловна,учитель физики, МАОУ«СОШ № 25», г. Томскschool25@tomsk.net

Современный урокв аспекте реализации задач ФГОС второго поколения

Аннотация.В статье авторрассматривает проблемуразвития универсальных учебных действийпри использовании современных образовательных технологийна уроках физики.Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), черезиспользование современных образовательныхтехнологий на уроках физики,которые окажут помощь: развитию навыковсамостоятельногоуспешного усвоения новых знаний, формированию ключевых компетентностей, повышению уровня функциональной грамотности,формированию умения объяснять физические явления,способностьксаморазвитию,и самосовершенствованию,то есть умения учиться,включениесодержания обучения в контекст решения жизненных задач.Ключевые слова:ФГОС,деятельностныйподход,компетентностный подход, универсальные учебные действия,современные образовательные технологии, типы уроков,технологическая картаурока.

«Образование –это то, что остается послетого, как все выученное забудется»

М.Т.Лауэ

Современное образование в России переходитна Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Особенность ФГОС нового поколения –деятельностныйхарактер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося,оптимизация обучения.Системно

деятельностная парадигма стандарта диктует, что усвоение и присвоение обучающимисянакопленного социального опыта,возможно,путёмдеятельностноговзаимодействияв рамках совместной деятельностисвзрослыми,с ровесниками.Развитие личности в системе образования обеспечивается,через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создаётвозможность самостоятельногоуспешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,способностьксаморазвитию,и самосовершенствованию, то есть умения учиться,включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач.Человек, умеловладеющий технологиями и информацией, имеетновый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В школе происходит изменение способов организации образовательной деятельности обучающихся в процессе современного урока, где создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.Современный урок строится в рамках системно

деятельностного подхода, направлен на формирование и развитиеУУД, на достижение личностных результатов, развивает у учащихся способности самостоятельноставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:

технология проблемного обучения, интегрированного обучения, игрового

обучения, развивающего обучения,индивидуальногообучения,технология обучения на примере конкретных ситуаций,информационные технологии:использованиекомпьютера для поиска необходимой информации, создание проектов. Успешность современного урока зависитот доступной формы подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке все это помогает обучающимся лучше усваивать материал учебника. Учитель и ученик –это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя –направлять, контролировать.Урок живет и побеждаетв 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число педагогов –теоретиков и практиков –рассуждали, писали об уроке: сомневались в нем, отказывались, но вновь возвращались к нему. За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования.Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% обучающихся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%если видят; 50%если видят и слышат; 90%если говорят, в то время, как делают; 95%если исследуют, создают сами.

Наша главная задача на уроке –формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.Современный урок это урок, характеризующийся следующими требованиями: самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;

учитель выступает в роли организатора, а не информатора;

обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке:восстанавливает ход урока, анализирует свою деятельность

илидеятельность одноклассников, формулирует своивпечатления;

высокая степень речевой активности учащихсяНаправленность урока на деятельность, позволяющую получить предметный, метапредметный и личностный результаты обучения отражает требования ФГОС ООО. Типы уроков по ФГОС НООУрокидеятельностнойнаправленности по целеполаганию:уроки «открытия» нового знания;уроки рефлексии;уроки общеметодологической направленности;уроки развивающего контроля.



Основные цели урока каждого типа.1.Урок «открытия» нового знания.Деятелъностная цель:формированиеу учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.2.Урок рефлексии.Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Содержательная цель:закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий понятий, алгоритмов и т.д.3.Урок общеметодологической направленности.Деятелъностная цель:формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.Содержательная цель:построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательнометодических линий курсов.4.Урок развивающего контроля.Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Содержательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.Учитель, проектируя урок, составляет технологическую картуурока,определяет все виды деятельности учащихся на уроке вцелом и отдельных его этапах, составляя конструктор урока,формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные надостижение результата.Технологическая карта—это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.Вструктуру современногокомбинированного урокавнесеныэтапы, связанные с достижениями личностного результата,результаты обученияв виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными:

Этап 1.Организационный момент.Целеполаганияи мотивация.Постановка цели и задач урока Определение целей урока

цели обучения начинается с операции продумывания по нисходящейлинии: цели предмета → цели темы → цели данного урока → цели соотносятся с особенностями класса → цели на каждом этапе урока. Цели должны быть четкими, ясными, показывать важность изучаемого материала. К достижению целей должны вести последовательно усложняемые, но посильные познавательные задачи. Цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика.Этап 2.Актуализация знаний

Этап3.Первичное усвоение новых знаний

Этап4.Осознания и осмысленияучебной информации. Первичная проверка понимания.Этап 5.Первичное закрепление учебного материала

Этап 6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюЭтап 7.Рефлексия(подведение итогов урока).Таблица 1Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельностиЦель этапаСодержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителяДеятельность обучающихся

ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяЭтап1Организационный момент. Целеполаганияи мотивация

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачиОрганизовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.Слушают учителя. Строят понятные для собеседникавысказыванияПринимают и сохраняют учебную цель и задачу.Этап 2. Совместное исследование проблемы.Актуализация знанийПоиск решения учебной задачи.Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует ихобсуждение.Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зренияОсознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действийИсследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решенияЭтап 3. МоделированиеПервичное усвоение новых знанийФиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.Воспринимаютответы обучающихсяОсуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.Этап 4. Осознания и осмысленияучебной информации. Первичная проверка понимания Построение ориентированной основы нового способа действия.Организует учебное исследование для выделения понятия.Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.Участвуют в обсуждении содержания материалаПринимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтрольЭтап 5.Первичное закрепление учебного материала

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.Учатся формулировать собственноемнение и позициюОсуществляют самоконтрольЭтап 6. Применение общего способа действия для решения частных задач.Коррекция отработки способа.Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Этап 7.РефлексияКонтроль на этапе окончания учебной темы.Контроль.Диагностическая работа (на выходе):организация дифференцированной коррекционной работы,

контрольнооценивающая деятельность.Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.Рефлексия своих действийОсуществляют пошаговый контроль по результату

Современный урок это организованное педагогом духовное общение учащихся и учителя, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.Учащиеся,достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умениянеобходимы ему и на других предметах и в жизни!Учитель, его отношение кпредмету, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого учащегося –есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!(Приложение 1.Технологическая карта урока физики)

Ссылки на источники1.Азиева Каким должен быть современныйурокпоФГОС?URL: http://www.azieva.ru›20110410175601/1302012110119…(дата обращения: 30.09.201322:45). 2.Асмолова.А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /

М. : Просвещение, 2010. –25142 с. : ил. (Стандарты второго поколения).

ISBN 9785090205887. /3.Австриевских Н. М. URL: http://www.EduContest.net›STORAGE_1…article…урокфизики…ФГОС…(дата обращения: 30.09.2013 ,22:45).4.Елькина Г.В. Требования ФГОС и современный урок физики.Томск, 23 09. 20135.Павлова Н.АURL: http://www.metodisty.ru›m/files/view/fgos_i_sovremennyi_urok…(датаобращения: 30.09.2013 22:45).6.Кочергина Л.Ю. URL: http://www.ruliene.bsu.ru›wpcontent…Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения(дата обращения: 30.09.2013 22:45).

Semenenko Nadezhda,physics teacher , School № 25, Tomskschool25@tomsk.netModern lesson in terms of implementation of the tasks of the second generation of the GEFAbstract.The author considers the problem of the development of universal learning activities using modern educational technology in physics lessons . Reveals the efficiency of formation of universal educational actions ( ECU ) through the use of modern educational technology in physics lessons that will help : selfdevelopment skills of successful assimilation of new knowledge, the formation of key competences , higher levels of functional literacy , ability to explain the formation of the physical phenomena , the ability to selfdevelopment , and selfimprovement , that is, the ability to learn , including learning content in the context of solving life's problems.Keywords:GEF activity approach, competencebased approach , universal learning activities , educational technologies , types of lessons , a flow chart of the lesson.