Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Старшова Л. П. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13073.htm.
Аннотация. В современное время исследовательская работа как никогда актуальна и ценна. Исследование окружающего мира помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Понимание взаимосвязей природы и человека формирует экологическое мышление детей в правильном направлении. Ребёнок душой чувствует природу; это маленький исследователь окружающей среды, которого всё интересует, вызывает восторг прекрасное и до слёз огорчает несправедливость. Цель учителя – сделать познавательную деятельность детей более интересной и практически направленной. Помогая создавать экологические проекты детям, он осуществляет свой педагогический проект – формирование экологически направленного мышления младших школьников.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Старшова Лидия Петровна,учитель начальных классов МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»,г. Югорскstarshova.56@mail.ru

Роль проектноисследовательской деятельности в формировании экологически направленного мышления младших школьников

Аннотация.В современное время исследовательская работа как никогда актуальна и ценна. Исследование окружающего мира помогает ребёнку поновому взглянуть на природу. Понимание взаимосвязей природы и человека формирует экологическое мышление детей в правильном направлении. Ребёнок душой чувствует природу;это маленький исследователь окружающей среды, которого всё интересует, вызывает восторг прекрасное и до слёз огорчает несправедливость. Цель учителя–сделать познавательную деятельность детей более интересной и практически направленной. Помогая создавать экологические проекты детям, он осуществляет свой педагогический проект –формирование экологически направленного мышления младших школьников.Ключевые слова:исследование окружающего мира, проект, педагогический проект, экология, окружающая среда, школьное лесничество.

Мыживёмвлесномкраю.Нашгородокружает красивыйибогатыйлеснымидарамитаёжныймассив.ПосёлокКомсомольский (нынег. Югорск)образованв1962году.Огромнаяпотребностьстранывпромышленнойдревесинепозволилапуститьподострыепилывековые сосны,кедры,ели,лиственницы,пихты.Сейчасуженеведутсялесоразработки,вырубилиделовойлес.Всемвзрослымлюдямизвестно,какойневосполнимыйвреднанесёнобитателям лесов.Нарушенаэкологическаясистема.Каждыйгодогромныеучасткилесавыгораютвовремялесныхпожаров. Дикиеживотные,особенномедведи,выходятвпоискахпищиклюдям. Возниклапроблема:необходимовосстановлениелесныхмассивов,озеленениегорода. Мы,взрослые,этохорошопонимаем.Детиже,наглобальныепроблемывниманиянеобращаютдотехпор,покамынеподведёмихкпониманиювсейтрагичностисложившейсяситуации.Дляниходноудовольствиебродить полесусродителями,наслаждатьсякрасотой растений,дышатьсвежим воздухом,собирать грибыиягоды. Огорчаютсялишьтогда, когдаоказываютсяукучимусоравлесу,на«современных»лесоразработках,напожарищах.

«Учебноисследовательская деятельность –это деятельность, главной целью которой является образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского мышления. Необходимо научить алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследованиях разной сложности и тематики. При всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащихся. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в мире информации –методологии, литературе, научной проблематике» [1].Яработаюсученикамимладшихклассов.Аэто –любознательные,пытливыеоткрывателиокружающего мира.Имвсёудивительно,всёвызываетживойинтерес.Судовольствиемотзываютсянаосуществление полезныхдел. Исследовательскаяработавмладшихклассахвсегдабылаактуальнаиценна.Учебнаяпрограмма«Окружающий мир»позволяетраскрытьипроследитьэкологическиевзаимосвязивприроде,формироватьэкологическинаправленноемышлениемладшихшкольников.Учителютольконеобходимововремязаметитьтотогонёкнеравнодушногоотношениякпроблемамприродывглазахсвоихвоспитанников,поддержатьинтерес,направитьвнужноерусло –организоватьполезноеинтересное общеедело.Работавколлективепревращаетсяв настоящуюработумысли,акласс –втворческуюлабораторию.Детивыступаютвролималенькихисследователейприроды. Гордостьотполученныхуспеховвработерождает новыепланынабудущее,непозволяетбытьравнодушнымкокружающемумиру.Приэтомвоспитываетсягуманноеотношениековсемуживому,чувствомилосердия,нормыповедениявприроднойсреде.

Я этот огонёк всегда замечаю у первоклассников на уроке окружающего мира в декабре, когда изучаем тему «Развитие растения из семени». По иллюстрациям всё расскажем, покажем, поймут вроде бы. В рабочей тетради выполнят задание, наклеивая картинки в последовательности развития растения от семени до плода. А в глазах вопрос: «Так ли этона самом деле?» И тогда я задаю им провокационный вопрос: «Хотите увидеть своими глазами развитие растения от семени до плода?» Ещё бы! Иначинаетсянашеувлекательноепутешествиевстранурастений!Скакимнеподдельнымвоодушевлениемготовятсякпосеву семян!Вместесродителямиподбираютпочву,семена,тарудляпосадки.Наурокесвоимирукамиземлюнасыпают вгоршки,сеютсемена,делятсясодноклассниками.Иничего,чторукигрязные,землявволосах.Потомначинаетсядействиеещёувлекательнее.Неодинраззаденьзаглянутподполиэтилен,чтобыувидетьпервыйросток.Сколькорадостивглазах,когдадождутсяпоявленияпервыхвсходов!Самиухаживают,поливают,рыхлят,сорнякивыдергивают,измеряютрост,записывают вдневникнаблюденийизменениявразвитиирастений.Иниодногогоршканаподоконникенеопрокинут, аих25!Завсемирастениямиухаживают,какзасвоими. Дажесамые активныенепоседыуспокаиваютсяпередтаинствомприроды.Аужкогдазацветутрастения,даещёиогурцыначнутзавязываться,расти –пределарадостинет!Несорвутдополногосозревания,надолькиразрежут,всемклассомедятпервыйогурец.Остальныеогурцыидутнаугощениеродителей,учителей,товарищей. Гордостьотуспешнойработыокрыляютиподнимаютнановыеоткрытия.Каково же было разочарование моих ребятишек, когда для другого класса, занимающегося в нашем кабинете, родители принесли срубленную кудрявую высокую берёзку для празднования 9 мая. Листочки уже распускались. Берёзку поставили в ведро с водой. Но, моито ребятишки, уже понимали, что без корня она погибнет. Девочки плакали, мальчишки держались, но глаза их выдавали. Я не знала, как им объяснить эту нелепую ситуацию. В голову пришла неожиданная идея «оживить» засохшие за зиму ветки деревьев. На уроке труда с энтузиазмом смастерили красивые цветы из бумаги, прикрепили к веткам, поставили в вазы. Вроде бы успокоились, повеселели, но в юных душах неприятный осадок остался. Это чувствовалось в школе, и дома они об этом рассказывали, делились своими переживаниями с родителями.И,тогданапомощьпришлиродители,нашисамыезаинтересованныевправильномвоспитаниидетейединомышленники.Вместнойгородскойгазете«Югорскийвестник» появиласьстатья,вкоторойобъявлялосьо началеакции«Посадидерево!»врамкахмероприятийIXМеждународной экологическойакции«Спастиисохранить»натерриториигородаЮгорска.Какэтобылосвоевременно!Родителитутжесвязалисьс организаторами –сотрудникамиДепартаментамуниципальнойсобственностииградостроительстваадминистрациигородаЮгорска–отделомпоохранеокружающейсреды.До сихпормыблагодарны имзаподдержку.Ведьуребятишекзакончилсяпервыйучебныйгод.25 мая никогоненадобылоуговаривать.Отправилисьвсемклассомнапосадку кустовсиренивгородскомпарке.Родителипришлиподдержатьихэнтузиазмипомочьввыкапыванииямподпосадкудеревьев.Мальчишкиневыпускалилопат изрук.Самивыкапывалитакиеглубокиеиширокиеямыдляпосадкисаженцев,чтоприходилосьзасыпатьпоразмерукорня.Водувёдрамиизрядомстоящихдомовносили.Всёлетоухаживализапитомцами,ивыжиликустикисирени.Ниукогонеподняласьрукасломатьхрупкоечудо,посаженноедетскимируками.Осеньюужесродителями,водвореЛицея,посадилисаженцыразныхдеревьев:сосны,ели,яблони,вишни,рябины. То,чтолюбили,тоипринесли сдачныхучастковсажатьуДомаЗнаний.Вовремястройкивседеревьябылисрублены.Всюзимувклассевелиисследовательскуюработуповыращиваниюдеревьевразными способами:из семян,черенков.Результатыполучилинеутешительные.Деловтом, чтовприродедеревьявырастают изсвоихжесемян всуровыхусловиях,мыжевклассесоздалиимнаилучшиеусловия,аонинехотятвсходитьивырастать.Погибают,есливзошли.Веснойобнаружили,чтоневсесаженцыприжились.Оченьогорчилисьнекоторыеребята,вплотьдотого,чтоутверждали большеникогданебудутсажатьдеревья.Вклассе поэтомуповодуразгореласьцелаядискуссия.Витогерешили:трудновыживатьдеревьямвприроде.Необходимоимпомогать.Еслипогиблооднодеревце,посадим 2–3 саженцавместонего.Выжившиедеревьябудутрасти,ирадоватьнас.Сейчасвклассерастутмаленькиедубки.3жёлудяпосадиливсентябре,вдекабреонивзошлиизамесяцвырослиужедо12см.Назимнихканикулахрабочиеменялиокна,идубкинашиподмёрзли.Листьявысохли,опали. Сколькобылослёз!Смотрелананих,вместесдетьми,огорчалась,но вариантоввыходаиззатруднительногоположениянепредлагала. Выбросить,как ненужное,неподняласьрука.И, сколько женадобылодетямвдохнутьлюбвиинадеждынажизньвоставшиесяотдубковбезжизненныепалочки,чтобыонисноваожили!Вначалефевраляпоявилисьзелёныепочки,потом слабые веточки,асейчас появляютсявсёновыеиновые веткиснастоящимидубовымилисточками.Пределарадостинетумоихдетей!Наши верные помощники родители установили связь с Комсомольским лесхозом, вернее, Территориальным управлением –Югорское лесничество Департамента лесного хозяйства ХМАО –Югры и Государственным предприятием ХМАО –Югры –«Югралесхоз». Работники югорского лесничества выращивают из семян сосны в питомнике. Уже 3 раза всем классом были на экскурсии в питомнике. Некоторые юные экологи самостоятельно навещают сеянцы сосны. Сообщают в классе: как выросли пушистые сосенки за месяц, как зимуют под снегом. Работники лесхоза встречают детей всегда с радушием и желанием общаться. Да и в глазах ребятишек живой интерес, заботливое отношение к молоденьким сеянцам в питомнике. Долго не могут расстаться взрослые и дети, уже третьеклассники. Договорились осенью посадить саженцы в городском парке. И не забыли! В сентябре все вместе сажали деревья в городском парке. В планах на будущее высадить саженцы сосен в лесу, на месте пожарищ.

Организовали школьноелесничество«Лесовичок».ИнициаторамивыступилидиректорМБОУ «Лицеяим. Г. Ф. Атякшева» –ЕленаЮрьевнаПавлюкируководствоТерриториального управления –югорскоелесничество. Амыужеподготовилипочвудляорганизациишкольноголесничества.Почемумырешисьнатакоедело?Дапотому,чтозаметилиинтересныйфакт, когдасажалидеревья. Мимопроходилиребятаивосхищённосмотрелинанашезанятие,предлагалипомощь.Заметилиито, чтониоднодеревце,посаженноенами,небылосломанорукамиребятишек.Значит,нетолькомыобеспокоеныпроблемойозеленениягорода.Составиливопросы анкеты,ипошликлицеистамначальныхклассов. Нашипредположенияподтвердились.Почтивсеученикиначальныхклассовхотятвступитьвшкольноелесничествоизаниматьсятакимполезнымделом,какпосадкадеревьев.Вмоихклассахработапонаблюдениюзаразвитиемрастенийведётсяпостоянно.Целенаправленнаяработапоорганизации учебногоисследованияпроводитсяпосоставительскойпрограммедлякружка «Юныйисследователь».Детипрошлогонаборарешилисоздать«Дневникюногоисследователя»впомощьсебеисверстникам,которыезаинтересованыпроектноисследовательскойдеятельностью.Ясноваподдержалаихидеюипомоглавформулировкеспособовдеятельностиисследователя.Родителикрасивооформилиинапечаталикакброшюру.

Темыисследовательскихработвсегдаподсказываетжизнь.Удетейпоявляетсяинтерескразвитиюрастений вразныхусловиях,встеснённыхусловиях,кразмножениюрастений разнымиспособами.Интереснаяиувлекательнаяработаполучиласьповыяснениювлиянияудобренийнавкуси запахкартофеля.Мывырастилиего,удобряяземлюсвежейрыбой.Через3месяцавыкопалибогатыйурожайкартофелянетолько беззапаха,ноивпочвенеобнаружилиостанковрыбы. Всёпереработалапочваза3месяца.Сейчасвыращиваемэкологическичистыйпродуктпитания –грибы(вешенкииопята). Интересныепроектыпосозданиюландшафтныхкомпозицийдляукрашенияисозданияуютавклассе,вкоридорахидвореЛицеярадуютокружающих. Вразныегодыспомощьюродителейоформилитакиеландшафтныекомпозиции:«Сельскийдворик»,«Сказочныйзамок»,«Стерхиуозера».Вклассе,наподоконнике,вподдонахскактусами –композицииизфигурокКиндерсюрприза. Цветутрозы,выращенныеизчеренков.ВыращиваютрассадуцветовдляклумбводвореЛицея.Детинезабываютухаживатьзапосадками.Приходитсясдерживатьактивность,устанавливаядежурство.Напоминатьненадо!

Сейчасвнашейстранебольшоевниманиеуделяетсявнеурочнойдеятельности учащихся. Организуютсяконкурсыисследовательскихработразныхуровнейотшкольногодомеждународного. ВнашемгородеЮгорскеежегоднопроходитгородскойконкурсисследовательскихработ«Природнаялаборатория».Организаторыконкурсавсегдачуткоибережноотносятсякдетскимработам.Насзаметилиссамогоначалаработыконкурсав2007 году.Первоклассникистакимнеподдельныминтересомивосторгомрассказалиосвоихисследованиях,апотомугостили всехприсутствующихтолькочтосорваннымиогурцами.Достойноотметилинаштруд инаВсероссийскомконкурсеисследовательскихработ«Первыешагив науке» –2008,2009,2011 годы. Удивительноеотношениедетейкпроцессуподготовкизащитниковисследовательскихипроектныхработ.Выбирают техребят,ктодействительноинтереснорасскажетоколлективнойработе.Аужзащитникисгордостьюнесутграмотувкласс сословами: «Этонашапобеда!»Средствамассовойинформациивсегдавкурсевсехсобытий в городе.Нашу деятельностьзаметилиипостоянноосвещаютвспециальныхрепортажах.В газете«Югорскийвестник» вмае2007 годапоявиласьстатья«Огурцынаподоконнике»,авапреле2010года–газета«НОРД»напечаталастатью«Райдлядуши». ЦелаясериясюжетовпрошлапотелевидениюИКТ НОРД:«Овощинаподоконнике»,«Экзотиканаподоконнике»,«Уникальный класс».ВЛицееежегоднопроходититоговоемероприятие –конкурсдостижений«Лицейскаязвезда»,гдемоиклассыстановятсяпобедителямивноминациях«Самыйклассныйкласс»и«Эврика».НашиуспехинаходятотражениенасайтахЛицеяигорода. Такое плодотворное сотрудничество с разными организациями и информационная поддержка говорит лишь об одном: в нашей стране заботятся о достойном воспитании подрастающего поколения не на словах, а на конкретных делах. Дети это понимают правильно. Они видят, что взрослые действительно обеспокоены проблемой озеленения планеты, восстановлением лесных массивов, и с удовольствием включаются в это благородное дело, заботливо относятся к зелёным насаждениям. Постепенно формируется экологически направленное мышление школьников. Роль проектноисследовательской деятельности в этом процессе, несомненно, велика и значительна.Яужедавнозаметиланеравнодушноеотношениедетейкприроде.Многооткрытийсделалимоиребятишки.Аглавноемоёоткрытие–эточеловеческиедуши.Нельзядопустить,чтобысдетстваочерствелииогрубелисердцадетей.Ставяпередсобойпедагогическиезадачи,я,какивсеучителя,понимаю, [2] что«главныеусилиянеобходимо обратитьнавоспитаниечувств.Обогатитьнеокрепшиедушивысоконравственнымипереживаниями,подкрепитьихзнаниямиинеобходимыминавыками –всёэтотребуеторганизациидлительного,поэтапного,целенаправленногопедагогическогопроцесса».

Реализуяпедагогический проект «Организацияучебногоисследованиявмладшихклассах»,ясоздаюусловия дляформированияусвоих учащихсяуниверсальныхучебныхдействий (УУД), какпознавательных,такикоммуникативных,регулятивных,личностных.Совершенствуютсяпредметныеиметапредметныерезультатыобучения, чтоявляетсяосновойФГОС.Наблюдаюзаповедениемдетей.Детистановятсямягче,заботливее,внимательнеедругкдругу.Общееделообъединяетдетскийколлектив,делаетегосплочённым,дружным.Детииучатсясувлечениемповсемучебнымдисциплинам.Унихвырабатываетсяпотребностьвполученииновыхзнаний,приобретаетсяисследовательскийопыт.Плодотворнаяработаихорошиерезультатырадуютидают надеждунато,чтонашидетивырастутнастоящимигражданамиРоссии,заботящимисяоеёблагополучииипроцветании.Исследовательскаяработапредполагаетпризнанныенаукойнеобходимыесоставляющие,определяющиепоследовательностьработисследователя.1.Определениеобъектнойобласти,объектаипредметаисследования.2.Выбориформулировкатемы,проблемыиобоснованиеактуальности.3.Изучениенаучнойлитературы.4.Формулировкагипотезы.5.Формулированиецелиизадачисследования.6.Методикапроведенияисследования (подробноеописаниевсехдействий,связанныхсполучениемрезультата).7.Результатыисследования.8.Выводыисследования.9.Защитаработы.Однойиз задачпрограммы являетсяразвитиепотребностивнеобходимостиивозможностирешенияэкологическихпроблем,доступныхмладшимшкольникам,веденияздоровогообразажизни,стремлениякактивнойпрактическойдеятельностипоохранеокружающейсреды.

Основныепринципысодержанияпрограммы:1.Принципединствасознанияидеятельности.2.Принципнаглядности.Принципличнойориентации.4.Принципсистемностиицелостности.5.Принципэкологическогогуманизма.6.Принципкраеведения.7.Принциппрактическойнаправленности.

Ссылки на источники1.Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –Самара: Учебная литература, 2006.–340с.2.Александрова Ю. А. Программа кружка «Юный эколог». –Волгоград: Учитель, 2010. –323с.

Starshova Lidiya,Primary school teacher Lyceum named by G. F. Atyakshev, Yugorskstarshova.56@mail.ruThe role of design and research activity in the formation of environmentally directed thinking of primary school childrenAbstracts. In our modern time research workis as relevant as ever and valuable. The world around research helps the child to take a fresh look at nature. Understanding the relationship of man and nature creates ecological thinking of children in the right direction. The child feels the nature with the soul –he is a small environmental researcher interested in everything, excited to tears by the beautiful and sad injustice. The purpose of the teacher is to make cognitive activities of the children more interesting and practical. Helping to create environmental projects for children the teacher carries out its educational project –the formation of environmentally directed thinking of primary school children.Keywords:a study of the world, design, pedagogical project, ecology, environment, school forestry.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В. кандидатом педагогических наук