Педагогический мониторинг выявления сформированности исследовательской культуры старшеклассника

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шмачилина-Цибенко С. В. Педагогический мониторинг выявления сформированности исследовательской культуры старшеклассника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 8 (август). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13166.htm.
Аннотация. Статья посвящена одной из важных задач современного образования – формированию исследовательской культуры старшеклассника. При организации и проведении педагогического мониторинга была создана диагностическая концепция и соответствующий инструментарий, позволяющий определить степень сформированности данного феномена. Проведенное исследование позволяет утверждать, что образовательное пространство должно включать в себя практически все аспекты жизнедеятельности человека и создать все необходимые условия для формирования исследовательской культуры со школьной скамьи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ШмачилинаЦибенко Светлана Витальевна,доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Краснодарshmachilinacibenko@mail.ru

Педагогический мониторинг выявления сформированности исследовательской культуры старшеклассника

Аннотация.Статья посвящена одной из важных задач современного образования–формированию исследовательской культуры старшеклассника. При организации и проведении педагогического мониторинга была создана диагностическая концепция и соответствующий инструментарий, позволяющий определить степень сформированности данного феномена. Проведенное исследование позволяет утверждать, что образовательное пространство должно включать в себя практически все аспекты жизнедеятельности человека и создать все необходимые условия для формирования исследовательской культуры со школьной скамьи. Ключевые слова:исследовательская культура старшеклассника, общекультурная направленность, исследовательская активность, исследовательская компетентность, исследовательская рефлексия, педагогический мониторинг, методика, диагностика.

Обострение социальнополитических, экономических, экологических, национальных и других противоречий побуждает ученых различных областей знания вновь обратиться к проблемам формирования культуры, ее места в общей структуре личности, ее роли как движущей силы общественного развития и способам ее трансляции. В соответствии с этим образование преобразует свое содержание, формы, способы и методы педагогической деятельности. Формирование исследовательской культуры школьника является одной из важных задач современного образования, поскольку она есть отражение проективных способов деятельности где «деятельность школьника есть соединение процессов его собственного поиска, создания, культивирования образцов и норм» [1, с.12].Суть наших педагогических преобразований заключалась в том, чтобы научить старшеклассника видеть и понимать мир, осознавать свое место в нем; умению изучать и решать комплексные проблемы человека в социуме; навыкам работы в коллективе, т.е. корпоративной деятельности; овладению комплексом специфических для творческой деятельности специальных умений, логикой исследования, включающего в себя прогнозирование, проектирование и конструирование событий, процессов, происходящих в школе, классе, группе сверстников,семье, обществе и способностью вырабатывать свои собственные модели деятельности. При этом мы опирались на идею гармонического сочетания уникальности индивида и развитости общества, которая стала фундаментальной в педагогической деятельности А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого, ее суть заключается в том, что чем более развито общество, тем больше возможностей получает каждый его член для своего личностного развития. И наоборот, развитие сообщества зависит от развития личностей, его составляющих.Безусловно, что формирование исследовательской культуры человека это длительный процесс. Однако в свете культурологической парадигмы образовательное пространство должно включать в себя практически все аспекты жизнедеятельности человека и создать все необходимые условия для формирования исследовательской культуры со школьной скамьи. Такая позиция отчетливо просматривается в процедуре конструирования образовательного пространства, предложенного А.П.Валицкой, которая предлагает:–построить предметные блоки дисциплин, целостно охватывающие мир человеческого бытия, т.е. природнокультурносоциальную картину мира в ее значении для человека и человечества; –предложить учащимся освоить процесс всемирноисторического культуротворчества как непрерывно развивающуюся целостность картины мира; –соотнести этапы культурного становления личности ребенка с моментами движения картины мира (эпохами, типами сознания…), создавая ситуацию сопереживания и сотворчества людьми прошлых эпох и современниками на каждом возрастном этапе; –конструировать программы каждой учебной дисциплины в пределах предметного блока, входящего в целостное учебное пространство школы» [2,с. 15]. Предметом нашего мониторинга стало выявление степени сформированности исследовательской культуры старшеклассников. Данная процедура проходила с использованием педагогического мониторинга, поскольку он обеспечивает научный подход к управлению инновационной или опытноэкспериментальной работой, проходящей в образовательном учреждении. При организации и проведениипедагогического мониторинга была создана диагностическая концепция и соответствующий инструментарий, позволяющий определить степень сформированности данного феномена.Любой мониторинг, в том числе и педагогический должен основываться на системе принципов,определяющих его цели, содержание, организацию, способы сбора информации, ее презентацию пользователям. Мониторинг выявления степени сформированности исследовательской культуры старшеклассника базируется на следующих принципах: целенаправленности, в соответствии с которым мониторинг подчиняется концептуальным установкам исследовательской культуры; непрерывности–который позволяет получить полную и разностороннюю информацию обо всех компонентах исследовательской культуры старшеклассников; развития и самоорганизации–позволяет последовательно совершенствовать систему мониторинговых исследований в отношении исследовательской культуры; систематичности–способствует отслеживанию динамики формирования исследовательской культуры, регулярному выявлению проблем иразработки стратегий их разрешения.Система мониторинга включала в себя ряд последовательных этапов. Первый этап(начальный) определение и уточнение критериев выявления степени сформированности исследовательской культуры старшеклассника. Критериальную базу мониторинга составили группы понятий, характеризующие дальнейшее развитие социальной зрелости старшеклассников, такие, как общекультурная направленность, исследовательская активность, исследовательская компетентность, исследовательская рефлексия. Общекультурная направленностьпозволяет вести речь о готовности старшеклассника к творческой деятельности на основе ориентации в ценностях широкого культурного пространства, что предполагает ориентацию в ценностях культуры: осведомленности в области национальной и общечеловеческой культуры; понимании роли и места различных областей знаний как элементов общечеловеческой культуры; взаимосвязи различных областей культуры друг с другом; понимание осо бенностей различных ценностных позиций, значимости традиций, необходимость развития волевых и нравственных качеств; готовность построения межличностных отношений и умение включаться в активную жизнь общества и различных социальных групп; развитие системы личностных смыслов и ценностей, способность к самоопределению. Творческая активностьпредполагает наличие познавательной потребности и познавательной активности, которая будет проявляться в овладении элементарными методами научного познания и умении применять их на практике; умение организовывать и анализировать свою деятельность в социальной сфере, при участии в акциях милосердия и благотворительности, помощи и поддержки и т.д.; готовность к исследованию проблем как теоретического, так и практического характера, стремление к участию в коллективном творческом поиске; умение работать в исследовательских группах и представлять результаты своей работы.Исследовательская компетентностьэто –умение старшеклассника задавать вопросы и выявлять противоречия, умение формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования, владение способами решения различных задач, умение делать выводы и обобщения, умение аргументировать свои знания и использовать полученные результаты. Исследовательская рефлексия–умение анализировать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса, осознание и умение пояснять цели своих занятий теми или иными учебными предметами; владение методами рефлексивного мышления; самоанализ и самооценка; умение выявлять смысл деятельности, выстраивать дальнейшие планы, сопоставлять полученные результаты с поставленными целями, корректировать дальнейшую деятельность.Данные критерии были положены в основу подбора диагностического инструментария выявления исследовательской культуры старшеклассника.Второй этап(диагностический) это –подбор методов и методик отслеживания результатов, сбор и обработка данных, их обобщение, систематизация, анализ. В соответствии свыше обозначенными критериями мы отобрали ряд методов и методик, которые были разработаны педагогами, психологами, социологами и адаптировали их к целям и задачам нашего исследования.Диагностический этап, как правило, начинается с пробного или пилотажного исследования. Срезы исходных данных будут представлены и интерпретированы нами на третьем этапе мониторинга. Однако хотелось бы подчеркнуть, что такие срезы после организации опытноэкспериментальной работы проводились нами через каждое полугодие с использованием того же самого диагностического инструментария. Причем при каждом повторном срезе мы возвращались к результатам предыдущих срезов и проводили обсуждение с творческой группой участников опытноэкспериментальной работы о том, что было достигнуто в результате нововведения. Первый блок методик был направлен на выявление общекультурной направленности старшеклассников. С этой целью нами была использована комплексная методика изучения ценностных ориентаций личности и коллектива, которая содержит несколько блоков заданий, условно названных «ценности личности», «ценности коллектива», «ценности коллективной жизнедеятельности». По первому блоку заданий была использована модифицированная методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича [3,с.15], которая состояла из двух типов заданий: в определении ценностного выбора старшеклассника и составлении своего портрета наоснове проранжированных ценностей. Для того чтобы получить более объективную картину направленности личности старшеклассника, мы использовали более подробный вариант вышеуказанной методики, который называется «Показатели ценностноориентированного портрета старшеклассника». Данная методика состоит из восьми разделов, которые позволяют изучить направленность личности, выявить ее идеал, отношение к коллективу, отношение к делу, отношение к себе, мир увлечений и интересов, отношение к изменениям в обществе и тому, что сильнее всего мешает нашему обществу. Главная цель данной методики–определить ценности, которыми старшеклассники руководствуются в жизни. С целью выявления смыслового понимания старшеклассниками тех или иных ценностей была разработана серия бесед. Второй блок методик был направлен на выявление творческой активности абитуриентов. Для того чтобы выявить отношение старшеклассников к творческой и исследовательской деятельности,мы использовали адаптированную к нашему исследованию методику В.И. Андреева«Карта педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности» [4, с. 14–17]. Она носит комплексный характер и состоит из 6 блоков: мотивационнотворческая активность и направленность личности (М); мировоззренческие свойства (качества) личности, способствующие успешности творческой деятельности (МИ); способности личности к самоуправлению в творческой деятельности (СЧ); эстетические свойства (качества) личности, способствующие успешности творческой деятельности (Э); индивидуальные особенности личности (ИОЛ). Данная методика позволяет решить следующую серию задач: определить, какие творческие способности максимально стимулируются в условиях традиционной школы; выявить уровень самооценки, позволяющей целенаправленно работать над стимулированием творческих старшеклассников. Ведущим в ней является метод независимых характеристик. Карту педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности последовательно заполняют три лица: сам старшеклассник, его одноклассник, педагог. Затем выставляется обобщающая оценка. С целью выявления достоверности тех или иных позиций были проведены интервью, беседы различного рода, обмен мнениями об участии в конференциях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, различного рода учебных и социальных проектах. Третий блок методик позволяет выявить исследовательскую компетентность старшеклассников.Одним из исходных ориентиров при выявлении степени сформированности исследовательской культуры старшеклассников служат продукты их деятельности: рефераты, творческие работы, социальнопедагогические проекты, различные виды текущего и итогового контроля, индивидуальные образовательные программы, план занятий по выбранной теме, рефлексивный дневник. Их анализ был использован для выявления исследовательской компетентности старшеклассников. При анализе документальных источников особое внимание уделялось: целеполаганию, целеустремленности, планированию, видению фактов, экспериментальным способностям, формулированию вопросов, отыскиванию версий ответов, работоспособности, самооценки. Так, например, при анализе целеполагания необходимо обратить внимание на то, какие цели может ставить старшеклассник: репродуктивные, познавательные, исследовательские и т.д. Четвертый блок методик направлен на выявление исследовательской рефлексии.Мы придерживаемся, точки зрения, что вся рефлексия и есть исследовательская рефлексия. Следовательно, при подборе диагностических методик мы обращали внимание не только на осознание сделанного старшеклассником, но и как это было сделано. Поэтому при подборе диагностического инструментария большое внимание уделялось герменевтическим методам, которые направлены на понимание, на постижение истины путем проникновения в сущность объекта. Использовались устные обсуждения, анкетирование, графические изображения,рефлексивные ученические записи и их обзоры, игры, естественные или специально создаваемые ситуации. Третий этаппедагогического мониторинга –это интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и рекомендаций на основе прогноза. Поскольку рамки данной статьи не позволяют представить полностью диагностический материал, остановимся на пробном (пилотажном) исследовании и приведем пример словесной интерпретации двух первых блоков диагностического отслеживания.Анализ результатов первого блока заданийпоказал, достаточно низкий уровень общей культуры старшеклассников. Доминирующую роль в общекультурной ориентации старшеклассников занимают личностные ценности: независимость (1), уверенность в себе (2), самостоятельность (3), хорошие и верные друзья (4),интересная работа (5), активная, деятельная жизнь (6). В то время как социальные ценности: сохранение мира (18), общественное признание (17), сохранение природной среды обитания (16), истина (15), жизненнаямудрость (14), равенство (13) –занимают самые последние места и показывают свою незначимость для абитуриентов. Такие важные человеческие ценности, как: здоровье (7), красота (8), человек (9), познание (10), творчество(11), добро (12), родина (13) –с точки зрения старшеклассников, малоинформативны. Анализ полученных данных показывает, что социальные ориентации старшеклассников характеризуется, прежде всего, эгоистической личностной составляющей. Отчетливо проявляется несформированность способностей видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, созидательную направленность, владение способами организации свободного времени и т.д. Между тем, в таких результатах нет и ничего удивительного. С одной стороны–явно прослеживается юношеский максимализм, с другой стороны –явно обозначились проблемы нашего общества и образования в развитии личности подрастающего поколения.Результаты второго блока, направленного на выявление творческой активности, показывает, что при достаточно высокой направленности личности происходит снижение мотивационнотворческой активности, поскольку стремление к творческим достижениям и личная значимость творческой деятельности характеризуются минимальным количеством баллов. Анализ бесед со старшеклассниками по полученным результатам показал, что такие результаты обусловлены авторитарнодидактической концепцией образования, которая занимает пока еще доминирующее место во многих образовательных школах и заключается, прежде всего, к стремлению «напичкать» школьника информацией, но никак не развивать его творческие способности; кроме того, такие понятие как «долг» и «ответственность» выступают для школьников как «лозунги и призывы», поскольку реально в учебновоспитательном процессе они не реализуются. Между тем, старшеклассники отводят творчеству одно из самых высоких ранговых мест, а также убеждены в значимости творческой деятельности, однако, явно просматривается их неразвитость, поскольку старшеклассники достаточно низко оценивают как свои способности в отстаивании творческих позиций, так и способности к овладению методологией исследовательской деятельности. Так, по мнению 98% старшеклассников, самое главное в школе –это получать отличные и хорошие оценки. Кроме того анализ коммуникативнотворческих способностей показал, что старшеклассники стремятся развивать способности к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности, а также способности организовывать творческую деятельность других.Кроме словесной интерпретации мы использовали также табличную и графическую, например, для демонстрации методологических качеств старшеклассников или формулировании ими цели исследования. Таким образом, анализ диагностики старшеклассников показал: низкий уровень общекультурной направленности, допустимый уровень творческой активности –наличие мотивов построения межличностных отношений; недостаточную способность включаться в активную жизнь общества и новых социальных групп; потребность заниматься творческой деятельностью и т.д.; достаточный уровень исследовательской компетентности и исследовательской рефлексии.Многоплановая, многоаспектная интерпретация о различных компонентах исследовательской культуры старшеклассника, в том числе и о тенденциях обуславливающих ее развитие, и факторах, влияющих на него, позволила нам составить прогноз ее формирования.Четвертый этап–это разработка и реализация мер, корректирующих деятельность во введении нового. Прогнозирование предполагает описание изменений, которые произойдут или могут произойти при определенных условиях. Основная цель этого этапа –дальнейшее формирование социальной зрелости старшеклассников, что предполагает общекультурную направленность, исследовательскую активность, исследовательскую компетентность, исследовательскую рефлексию. Степень сформированности исследовательской культуры старшеклассников может повыситься, если процедура ее формирования будет организована в русле парадигмы социальноличностного ориентированного образовании,в основу которойбудут положены идеи интеграции личностных и социальных факторов, суть которых в разрешении противоречий между социализацией и личностнокультурной идентификацией, которое выстраивается на основе механизмов совмещения, компенсации, дополнительности и интеграции. При этом содержательное ядро образовательного пространства может быть представлено совокупностью следующих интегрированных программ:–диагностической программой, цель которой –диагностика выявления и развития уровней формирования исследовательской культуры будущих социальных педагогов;–

программой «Социальные ориентации», направленной на создание условий для развития социального творчества старшеклассников;–программой «Творчество и интеллект», направленной на приобретение первоначальных умений, навыков овладения методологией исследования; –программой «Волонтер», цель которой –приобретение посильного опыта исследовательской деятельности в различных видах социального творчества;–программой «Общественные инициативы», предполагающей развитие способностей к коллективному социальнопедагогическому проектированию [5, с. 130–134]В построении программ используется принцип интеграции, который обусловлен тем, что исследовательская культура является системноинтегративным образованием. Интеграция направлена на преодоление фрагментарности знаний, обеспечивает овладение субъектом исследовательской деятельности, целостным знанием и комплексом универсальных ценностей, выполняет функцию различных системообразующих связей. Интегративный принцип на уровне разработки концепции и проектирования исследовательской культуры связан с использованием как обще, так и частнонаучных способовинтеграции. Общенаучный способ иногда называют «метапредметной или междисциплинарной интеграцией» [6, с.23]. На этом уровне интеграции могут выявляться и находить решения сложные социальнопедагогические проблемы, касающиеся преобразования в области образования. Он связан с использованием в процессе формирования исследовательской культуры общенаучных форм познания и средств для этого. К данному уровню относятся следующие типы интеграции: понятийный, где источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия; предметнообразный–формирование целостных представлений о предметах, человеке, социальных явлениях и т.д. на основе интеграции из различных отраслей знаний; методический–интеграция осуществляется посредством общих методов, приемов иподходов к процессу обучения и воспитания; проблемный –разные предметы связаны общими проблемами, например, решением проблем социализации человека занимается литература, история, обществоведение; деятельностный–интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности; методологический–объединение различных социальных фактов, явлений, теорий, концепций единой картиной мира. Так, при диагностике готовности старшеклассника к исследовательской культуре используется понятийный и предметнообразный тип интеграции. Эффективность воспитания исследовательской культуры в процессе обучения в школе со всей очевидностью предполагает проблемный, методический, деятельностный и методологический типы интеграции. Частнонаучная интеграция осуществляется во взаимосвязи близкородственных дисциплин или комплексных наук. Опираясь на исследования в области интеграции наук, можно выделить «четыре вида интеграции: цементацию, переплетение, стержнезацию, комплесообразование»[7, с. 24–25.]. Цементация связана с возникновением между областями знания новой дисциплины, которая как бы цементирует эти науки. Таковым, например, является естествознание. В то же время переплетениена основе междисциплинарности, например, физики, химии, биологии, экономики и права способствует подойти комплексно к выявлению социальнопедагогических проблем. Стержнезация и комплексообразование, с одной стороны, позволяют нам обозначить те учебные предметы, которые играют системообразующую роль в подготовке старшеклассников к исследовательской культуре, с другой–способствуют их переплетению на основе ведущей идеи. Данный принцип дает нам возможность решить проблему связи между содержанием образования, отраженных в стандарте, учебниках, учебных пособиях,и процессом формирования исследовательской культуры старшеклассника. Таким образом, принцип интеграции способствует концентрации научного знания, его комплексности, возможности вычленения и сохранения его специфики, согласованности действий педагогов и дает выход на решение социальных проблем разной степени сложности.Главным результатом этого этапа становится достижение старшеклассниками адаптивного уровня исследовательской культуры, который будет проявляться: в развитии волевых и нравственных качеств; вготовности построения межличностных отношений и умении включаться в активную жизнь общества и различных социальных групп; в положительной мотивации на исследовательскую деятельность; в относительно успешном решении простых социальнопедагогических ситуаций на основе собственного опыта и опыта близких людей. Ссылкина источники1.ВалицкаяА.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. –1998. –№4.–С. 12–18.2.Там же.

3.Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. –М.,1998.–264 с.4.Андреев В.И. Психология творческого саморазвития. Инновационный курс. –Казань,1996.–317 с.5.ШмачилинаЦибенко С.В. Проектирование процесса формирования исследовательской культуры социального педагога. –Краснодар,2011.–274 с.6.Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе. –Бийск,1994.–С. 23.7.Взаимодействие наук. Теоретическиеипрактическиеаспекты.–М.,1984.–С. 24–25.

ShmachilinaTsybenkoSvetlana,Doctorof Education, Professor of Psychology and PedagogyRussian Ministry of Internal Affairs of the University of Krasnodar, Krasnodarshmachilinacibenko@mail.ruPedagogical monitoring detection of formation of research culture of schoolerSummary.This article focuses on one of the most important tasks of the modern form of education to research culture of schooler. In organizing and conducting pedagogical monitoring was established diagnostic concept and toolbox that allows you to determine the degree of formation of this phenomenon. The study suggests that the educational environment must include virtually all aspects of human life and to create all the necessary conditions for the formation of research culture at school.Keywords:high school student research culture, general cultural orientation, the research activity, research expertise, research reflection, pedagogical monitoring, methods, diagnostics.

Рекомендовано к публикации:Зиновкиной М. М., доктором педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала«Концепт»