Обеспечение квалифицированными кадрами учреждений сферы культуры и искусства Кировской области
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселев
В.
И. Обеспечение квалифицированными кадрами учреждений сферы культуры и искусства Кировской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 9 (сентябрь). – С.
56–60. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13184.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты кадровой работы учреждений культуры. Автор дает ответы на вопросы связанные с государственной услугой – предоставление среднего профессионального образования в сфере культуры. В работе приводится анализ профессионально значимых качеств, способностей и свойств личности, которыми на взгляд руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений обязан обладать квалифицированный работник.
Текст статьи
КиселевВладимир Игоревич,заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры»info@vyatkult.ru
Обеспечениеквалифицированными кадрами учреждений сферы культуры и искусстваКировской области
Аннотация.В статье рассматриваются аспекты кадровой работы учреждений культуры. Автор дает ответы на вопросы связанные с государственной услугой –предоставление среднего профессионального образования в сфере культуры. В работе приводится анализ профессиональнозначимых качеств, способностей и свойств личности, которыми на взгляд руководителей и специалистов культурнодосуговых учреждений обязан обладать квалифицированный работник.Ключевые слова: учреждения культуры, кадры, колледж, СПО, ФГОС.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центре многих политических, экономических, духовнонравственныхи других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. Сеть существующих учреждений культуры была сформирована в иных социальноэкономических условиях и на сегодняшний день требует новых методов и подходов в организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг.Основным фактором в решении задач по повышению качества предоставляемых услуг является обеспечение квалифицированными кадрами учреждений сферы культуры и искусства.Рассматривается двааспекта кадровой работы: кадровое обеспечение учреждений культуры и совершенствование кадрового потенциала.Под кадровым обеспечением мы понимаем процесс «снабжения» учреждений культуры кадрами, в т.ч. молодыми специалистами (выпускниками образовательныйучреждений).При решении проблем формирования кадрового потенциала учреждений культуры и отрасли в целом главная роль отводится системе непрерывного профессионального образования (ДШИ –ОУ СПО –ВУЗ).Соответственно роль образования в целом, и в частностив сфере культуры, определяет главную задачу –обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.Новые требования к специалисту включают[1]:
его способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применять или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций;
егоготовность осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.Следовательно, требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоения личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетенций) и готовность применять их взависимости от поставленной цели и сложившейся ситуации.В связи с изменениями отрасль культуры нуждается в специалистах, обладающих не только творческим потенциалом, но и прагматическим мышлением. В результате радикального изменения государственной политики в сфере культуры значительная часть моделей существующих специалистов в определенной мере стала неадекватна условиям быстро меняющихся обстоятельств и потребностей рынка, формирующегося в сфере социальнокультурных услуг. В статье ответим на два основных вопроса, связанных с государственной услугой–предоставление среднего профессионального образования в сфере культуры.Первый вопрос: «Кого готовит образовательное учреждение ”Вятский колледж культуры”»? Вятский колледж культуры –основная база подготовки кадров для культурнодосуговых учреждений и библиотек области.Сформированная в колледже структура подготовки специалистов отвечает требованиям социальнокультурного развития региона и базовых учреждений. С 1 сентября 2013 года в колледже будет обучаться 413 человек, из них 265 по очной форме обучения, 148 по заочной форме обучения. Обучение ведется по пяти специальностям:
«Библиотековедение» с квалификацией базовой подготовки –библиотекарь, углубленной подготовки –библиотекарь, специалист по информационным ресурсам.
«Социальнокультурная деятельность» с квалификацией базовой подготовки –организатор социальнокультурной деятельности, углубленной подготовки –менеджер социальнокультурной деятельности;
«Музыкальное звукооператорское мастерство» с квалификацией углубленной подготовки –специалист звукооператорского мастерства;
«Актерское искусство» с квалификацией углубленной подготовки –актер, преподаватель;
«Народное художественное творчество» с квалификацией углубленной подготовки –руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель, по видам:«Хореографическое творчество»,«Театральное творчество»,«Этнохудожественное творчество»,«Фотовидеотворчество».В 2014 году 53 обучающихся закончат учебное заведение –это и есть кадровый резерв молодых специалистов отрасли культуры. За последние пятьлет было подготовлено 463 специалиста. В среднем 64,4% обучающихся остается в регионе, 42% заявок на подготовку от количества выпускников, 3,4% выпускников состоит на учете в службезанятости, 34% обучающихся поступают в высшие учебные заведения. К сожалению, некоторые выпускники уезжают в другие регионы (10% выпускников трудится в других регионах). Так, например, департамент культуры Нижегородской области разработал программу «Молодой специалист», в рамках которой наши выпускники получают жилье, работу, земельный участок, личный автомобиль. В такой программе нуждается и Кировская область, которая позволит закрепить наших выпускников на Вятской земле.Особое внимание педагогический коллектив уделяет предоставлению качества государственной услуги, индикаторами которой является:
доля студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично» за дваучебных года составляет 56% (то есть не менее 40%, что соответствует показателю качества услуг по предоставлению среднего профессионального образования по профессиям отрасли культуры и искусства);
доля выпускников, получивших по результатам итоговой государственной аттестации оценки «хорошо» и «отлично» за последние два года составляет 85% (что составляет не менее 60% показателя качества услуг по предоставлению среднего профессионального образования по профессиям отрасли культуры и искусства); общее число учащихся, отчисленных по неуспеваемости за последние два года, составляет одинобучающийся, что не превышает одногочеловека на 90 учащихся по показателю качества услуг по предоставлению среднего профессионального образования по профессиям отрасли культуры и искусства;
в книге регистрации отсутствуют записи жалоб и обращений граждан по качеству предоставляемых услуг;
имеются положительные отзывы от работодателей о качестве подготовки специалистов: в 2010 году –10, 2011 –10, 2012 –12 (не менее пятиположительных отзывов от работодателей).Второй вопрос –содержание образовательного процесса.Инновации в области современного российского образования и социальнокультурной сферы диктуют необходимость принципиально нового подхода к подготовке специалистов. С2010 года колледж работает по государственным образовательным стандартам третьего поколения. Данные стандарты отличаются от предыдущих тем, что в новых стандартах определяется не конкретное содержание, а конечный результат, который должны достигнуть обучающиеся. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты требуют включения работодателей в планирование содержания профессионального обучения, процесс сертификации выпускников. Работодатели конкретизируют конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта, участвуют в организации производственной практики. В связи с этим в 2011–2012 учебном году было проведено пилотное исследование «Модель работника социальнокультурной, культурнодосуговой сферы». Цель исследования –определение конкретного социального заказа социальнокультурной и культурнодосуговой сферы в Кировской области. В ходе исследования было проанкетировано 139 респондентов, из них 43 руководителя и 96 специалистов муниципальных учреждений культуры Кировской области. Для решения цели были поставлены две задачи. –выявление основных процессов, операций в ходе профессиональной деятельности;
–выделение профессиональнозначимых качеств, способностей и свойств личности, которыми обязан обладать квалифицированный работник культурнодосуговых учреждений.Исследование показало, что социальный заказ полностью соответствует выделяемым в ФГОС видам профессиональной деятельности: художественнотворческой (технологической), организационноуправленческой, педагогической, информационной деятельности.Респондентами были выделены конкретные профессиональные задачи, которые обязан решать квалифицированный работник сферы культуры и искусства. В области технологической, культурнодосуговой, художественнотворческой деятельностибыли выделены следующие процессы и операции: разработка и проведение мероприятий для всех категорий; разработка сценариев; подготовка номеров художественной самодеятельности; репетиционная деятельность; сбор фольклора; организация работы любительских объединений, клубных объединений, кружков; разработка методических материалов по различным аспектам традиционного народного творчества культурнодосуговой сферы; владение музыкальным инструментом; ведение программ, конкурсов; рекламная деятельность. На сегодняшний день все перечисленные респондентами операции и процессы отражены в рабочих программах профессиональных модулей. Для организационноуправленческой деятельностиреспондентами выделены такие операции и процессы как: ведение документации (планы, отчеты, сметы расходов, программы, журнал учета работы); разработка локальных актов; исследовательская работа (проведение анкетирования, тестирование и обработка результатов); аналитическая деятельность; выполнение справок; повышение профессионального уровня и информационнометодической грамотности; осуществление руководства коллективом; правовые знания; ведение картотек (сценариев, конкурсноигровых программ); организация коллектива; поиск информации по тематике деятельности. Выделенныеоперации и процессы связаны с формированием не только профессиональных компетенций, но и общих (ОК.4–осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК.8–самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации). Таким образом, в рабочих программах продуманы индивидуальные задания для студентов, нацеленные на организацию самостоятельной работы. Особое внимание в темах профессиональных модулей уделяется юридической грамотности, реализации проектов и программ. Многие практические задания нацелены на развитие аналитической деятельности обучающихся.Для педагогической деятельностиреспондентами выделены следующие процессы и операции: методическая помощь школам, творческим коллективам, библиотекам; проведение учебнотворческих занятий с разными возрастными группами; проведение психологических тренингов; организация ипроведение мастерклассов, семинаров. Таким образом, респонденты особое внимание акцентируют на методику проведения занятий в творческих коллективах. Для специалистов важно знать и владеть методами психологической диагностики. В рабочих учебных планах, профессиональных модулях выделены междисциплинарные курсы «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», «Учебнометодическое обеспечение учебного процесса».В ходе исследования был проведен анализ профессиональнозначимых качеств, способностей исвойств личности, которыми на взгляд руководителей и специалистов культурнодосуговых учреждений обязан обладать квалифицированный работник. Профессионально значимые качества были объединены в группы. Организаторские способности, среди которых выделены врейтинговом порядке: высокий уровень трудовой активности –118 респондентов, что составляет 74,2% (32 руководителя, 86 специалистов); способность организовывать коллектив, творческую деятельностьвыделили 74 респондента, что составляет 46,5%(6 руководителей, 68 специалистов); ответственность –71 респондент, что составляет 44,7% (2 руководителя, 69 специалистов); уверенность в себе –39 респондентов, что составляет 24,5%(19 руководителей, 20 специалистов); предпринимательские способности–31 респондент,что составляет 19,4% (23 руководителя, 8 специалистов); умение организовать коллектив –16 респондентов, что составляет 10%(9 руководителей, 7 специалистов); способность принимать решения –4 респондента, что составляет 2,5% (4 специалиста); собранность –4 респондента, что составляет 2,5% (1 руководитель, 3 специалиста); лидерские качества –3 респондента, что составляет 1,9% (1 руководитель, 2 специалиста).Информационная грамотность, в рамках которой выделены в рейтинговом порядке следующие качества: владеть ПК –113 респондентов, что составляет 71,1% (23 руководителя, 90 специалистов); поиск и подбор информации из любых источников –96 респондентов, что составляет 60,3% (29 руководителей, 67 специалистов); умение пользоваться базовым набором оргтехники–82 респондента, что составляет 51,6% (20 руководителей, 62 специалиста); работа в Интернет –16 респондентов, что составляет 10%(4 руководителя, 12 специалистов); вести поиск в программе «Консультант Плюс»–12 респондентов, что составляет 7,5%(12 специалистов); использование прикладных программ (Photoshop, CorelDraw)–12 респондентов, что составляет 7,5% (5 руководителей, 7 специалистов); умение составлять подборки (музыкальные, сценарные) –9 респондентов, что составляет 5,7%(9 специалистов); чтение профессиональное периодики, разработка сайта, использование инновационных технологий в разработке мероприятий –по 1 респонденту, что составляет 0,6% (2 руководителя, 1 специалист).Научная, гуманитарная, лингвистическая компетентность, среди которой выделены в рейтинговом порядке такие качества: иметь широкий кругозор –127 респондентов, что составляет 80%(34 руководителя, 93 специалиста). Респондентами были выделены такие области как недостаток экономических знаний (22 респондента, что составляет 13,8%), низкая правовая культура (19 респондентов, что составляет 12%), краеведение (9 респондентов, что составляет 5,6%), необходимость знания основ педагогики и психологии (9 респондентов, что составляет 5,7%), культурология (5 респондентов, что составляет 3,1%), политика, литература (по 2 респондента, что составляет 1,3%), история, история народных праздников и обрядов, хозяйственноэкономическая деятельность учреждений, фольклорная деятельность). Кроме этого выделены умение анализировать свою деятельность –63 респондента, что составляет 39,6%(1 руководитель, 62 специалиста); владеть исследовательской работой в различных сферах –21 респондент, что составляет 13,2%(14 руководителей, 9 специалистов); чистота и культура речи (ораторское мастерство) –18 респондентов, что составляет 11,3%(8 руководителей, 10 специалистов); владение иностранным языком (на уровне общения –7 респондентов, со словарем –8) –15 респондентов, что составляет 9,4%(3 руководителя, 12 специалистов); начитанность –6 респондентов, что составляет 3,7%(1 руководитель, 5 специалистов).Коммуникативные качества, среди которых выделены в рейтинговом порядке: способность работать командой –61 респондент, что составляет 38,4%(61 специалист); коммуникабельность –58 респондентов, что составляет 36,5% (36 руководителей, 22 специалистов); умение слушать –43 респондента, что составляет 27%(22 руководителя, 21 специалист); тактичность –22 респондента, что составляет 13,8%(17 руководителей, 5 специалистов); готовность сочетать свои ЗУН с деятельностью других специалистов –19 респондентов, что составляет 11,9%(13 руководителей, 6 специалистов); способность заинтересовать, убеждать –15 респондентов, что составляет 10,8% (15 руководителей); умение вести диалог –18 респондентов, что составляет 11,3%(15 руководителей, 3 специалиста); способность заинтересовать, убеждать –15 респондентов, что составляет 9,4%(15 руководителей); умение работать с разными возрастными коллективами –6 респондентов, что составляет 3,8%(2 руководителя, 4 специалиста); уважение к людям –6 респондентов, что составляет 3,8%(4 руководителя, 2 специалиста); обладать выдержкой –5 респондентов, что составляет 3,2%(4 руководителя, 2 специалиста); умение уступать–5 респондентов, что составляет 3,2%(4 руководителя, 1 специалист); уживчивость, бесконфликтность –4 респондента, что составляет 2,5%(3 руководителя, 1 специалист); уравновешенность –4 респондента, что составляет 2,5%(2 руководителя, 2 специалиста); правильное восприятие критики –3 респондента, что составляет 1,9%(1 руководитель, 2 специалиста); индивидуальный подход –2 респондента, что составляет 1,3%(1 руководитель, 1 специалист); адекватность, умение строить деловые отношения –по 1 респонденту, что составляет 0,6%(1 руководитель, 1 специалист).Нравственная культура,в которой выделены в рейтинговом порядке следующие качества: толерантное отношение к посетителям –36 респондентов, что составляет 22,6%(23 руководителя, 13 специалистов); уважение прав и свобод личности –36 респондентов, что составляет 22,6%(19 руководителей, 17 специалистов); руководствоваться принципами общепринятой морали –30 человек, что составляет 18,8%(16 руководителей, 14 специалистов); культура межличностных отношений –26 респондентов, что составляет 16,3%(12 руководителей, 14 специалистов); терпение –19 респондентов, что составляет 11,9%(15 руководителей, 4 специалиста); уметь национальной самосознание –11 респондентов, что составляет 6,9% (10 руководителей, 1 специалист); общение в коллективе –4 респондента, что составляет 2,5%(1 руководитель, 3 специалиста); взаимопомощь, внимательность, вежливость, выдержка, доброжелательность, умение решать конкретные ситуации –по 1 респонденту, что составляет 0,6%(1 руководитель, 5 специалистов).Здоровый образ жизни, в рамках которого выделены в рейтинговом порядке такие способности: вести здоровый образ жизни –132 респондента, что составляет 83%(40 руководителей, 92 специалистов); личный пример –26 респондентов, что составляет 16,3% (9 руководителей, 7 специалистов); устойчивость к вредным привычкам 0 5 респондентов, что составляет 3,2%(4 руководителя, 1 специалист); соблюдать правила гигиены –2 респондента, что составляет 1,3%(2 специалиста); правильное питание –1 респондент, что составляет 0,6%(1 руководитель).Креативный менталитет, стремление к саморазвитию, в которых выделены в рейтинговом порядке такие качества: стремление к самосовершенствованию –99 респондентов, что составляет 62,3%(19 руководителей, 80 специалистов); мобильность –53 респондента, что составляет 33,3%(27 руководителей, 26 специалиста); умение адаптироваться к быстроменяющимся условиям деятельности –24 респондента, что составляет 15,1%(17 руководителей, 8 специалистов); непрерывное самообразование –16 респондентов, что составляет 10% (8 руководителей, 8 специалистов); креативное мышление –14 респондентов, что составляет 8,8%(4 руководителя, 10 специалистов); оригинальность–5 респондентов, что составляет 3,2% (2 руководителя,3 специалиста); гибкость –4 респондента, что составляет 2,5% (2 специалиста); профессиональная компетентность –3 респондента, что составляет 1,9%(1 руководитель, 2 специалиста); способность выполнять качественно поставленные задачи –2 респондента, что составляет 1,3%(2 специалиста); умение отстаивать свою точку зрения –1 респондент, что составляет 0,7%(1 руководитель).Другие профессиональнозначимыекачества и свойства личности, среди которых выделены в рейтинговомпорядке: исполнительность –61 респондент, что составляет 38,4% (61 специалист); умение увлечь –14 респондентов, что составляет 8,8%(14 руководителей); не создавать конфликтные ситуации–14 респондентов, что составляет 8,8%(14 руководителей); требовательность –4 респондентов, что составляет 2,5%(4 руководителя); аккуратность –4 респондентов, что составляет 2,5%(4 специалиста); пунктуальность –3 респондента, что составляет 1,9%(2 руководителя, 1 специалист); инициативность–3 респондента, что составляет 1,9%(3 руководителя); обаятельность, аккуратность, требовательность–по 2 респондента, что составляет 1,3%(4 руководителя, 4 специалиста); целеустремленность, твердость характера, справедливость, начитанность, требовательность –по 1 респонденту, что оставляет 0,6%(4 руководителя, 1 специалист).Проанализировав профессиональнозначимые качества способности и свойства личности квалифицированного работника культурнодосуговых учреждений можно сделать вывод о том, что многие из них связаны с формированием общих компетенций (ОК.5 –использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК.6 –работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством; ОК.7 –ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных организовывать и контролировать работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания). Это значит, что в рабочих программах всех дисциплин, профессиональных модулей предусмотрены задания, где используются методы и приемы формирующие эти качества (так называемые общие компетенции).Таким образом, учебный план Вятского колледжа культуры содержит весь набор дисциплин, в рамках которых осуществляется обучение всем перечисленным респондентами операциям и процессам [2]. Каждый преподаватель нацелен на продумывание приемов, методов, которые бы формировали профессиональнозначимые качества, способности и свойства личности, отмеченные респондентами. ФГОС 3 поколения требует более активного взаимодействия с работодателями и включения их в подготовку основных профессиональных образовательных программ и их реализацию. Но все же для успешное решения поставленных задач необходимо: На основе федеральных нормативных документов разработать региональные требования к работникам социальнокультурной, культурнодосуговой сферы, которые будут формировать содержание образовательного процесса. На основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что необходимо формировать базу данных «Кадры Кировской области», которая бы показывала четкую перспективу подготовки и переподготовки кадров сферы культуры и показывала бы количество работников культурнодосуговой сферы, возрастной ценз, должность, потребность в специалистах культурнодосуговых учреждений.
Ссылки на источники1.Кадровый потенциал отрасли культуры. Результаты мониторинга // Дом культуры.–2011.–№5.–С. 25–47.2.Утёмов В. В. Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся //Концепт. –2012. –№9 (сентябрь). –ART 12113.–URL: http://ekoncept.ru/2012/12113.htm.3.Ширяева Е. П. Организация платных услуг в учреждениях культуры // Дом культуры.–2011.–№2. – С. 13–16.
Kiselyov Vladimir,honoredworker of culture of the Russian Federation, director "Vyatka College of Culture", Kirovinfo@vyatkult.ruProviding with qualified personnel of establishments of the sphere of culture and art of the Kirov regionAbstract. In articleaspects of personnel work of cultural institutions are considered. The author gives answers to questions connected with the state service–providing secondary professional education in the culture sphere. The analysis of professional and significant qualities, abilities and properties of the personality which by sight heads and specialists of cultural and leisure institutions the skilled worker is obliged to possess is provided in work.Keywords: cultural institutions, shots, college, SPO, FGOS.
Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;УтёмовымВ. В., кандидатом педагогических наук
Обеспечениеквалифицированными кадрами учреждений сферы культуры и искусстваКировской области
Аннотация.В статье рассматриваются аспекты кадровой работы учреждений культуры. Автор дает ответы на вопросы связанные с государственной услугой –предоставление среднего профессионального образования в сфере культуры. В работе приводится анализ профессиональнозначимых качеств, способностей и свойств личности, которыми на взгляд руководителей и специалистов культурнодосуговых учреждений обязан обладать квалифицированный работник.Ключевые слова: учреждения культуры, кадры, колледж, СПО, ФГОС.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центре многих политических, экономических, духовнонравственныхи других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. Сеть существующих учреждений культуры была сформирована в иных социальноэкономических условиях и на сегодняшний день требует новых методов и подходов в организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг.Основным фактором в решении задач по повышению качества предоставляемых услуг является обеспечение квалифицированными кадрами учреждений сферы культуры и искусства.Рассматривается двааспекта кадровой работы: кадровое обеспечение учреждений культуры и совершенствование кадрового потенциала.Под кадровым обеспечением мы понимаем процесс «снабжения» учреждений культуры кадрами, в т.ч. молодыми специалистами (выпускниками образовательныйучреждений).При решении проблем формирования кадрового потенциала учреждений культуры и отрасли в целом главная роль отводится системе непрерывного профессионального образования (ДШИ –ОУ СПО –ВУЗ).Соответственно роль образования в целом, и в частностив сфере культуры, определяет главную задачу –обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.Новые требования к специалисту включают[1]:
его способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применять или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций;
егоготовность осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.Следовательно, требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоения личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетенций) и готовность применять их взависимости от поставленной цели и сложившейся ситуации.В связи с изменениями отрасль культуры нуждается в специалистах, обладающих не только творческим потенциалом, но и прагматическим мышлением. В результате радикального изменения государственной политики в сфере культуры значительная часть моделей существующих специалистов в определенной мере стала неадекватна условиям быстро меняющихся обстоятельств и потребностей рынка, формирующегося в сфере социальнокультурных услуг. В статье ответим на два основных вопроса, связанных с государственной услугой–предоставление среднего профессионального образования в сфере культуры.Первый вопрос: «Кого готовит образовательное учреждение ”Вятский колледж культуры”»? Вятский колледж культуры –основная база подготовки кадров для культурнодосуговых учреждений и библиотек области.Сформированная в колледже структура подготовки специалистов отвечает требованиям социальнокультурного развития региона и базовых учреждений. С 1 сентября 2013 года в колледже будет обучаться 413 человек, из них 265 по очной форме обучения, 148 по заочной форме обучения. Обучение ведется по пяти специальностям:
«Библиотековедение» с квалификацией базовой подготовки –библиотекарь, углубленной подготовки –библиотекарь, специалист по информационным ресурсам.
«Социальнокультурная деятельность» с квалификацией базовой подготовки –организатор социальнокультурной деятельности, углубленной подготовки –менеджер социальнокультурной деятельности;
«Музыкальное звукооператорское мастерство» с квалификацией углубленной подготовки –специалист звукооператорского мастерства;
«Актерское искусство» с квалификацией углубленной подготовки –актер, преподаватель;
«Народное художественное творчество» с квалификацией углубленной подготовки –руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель, по видам:«Хореографическое творчество»,«Театральное творчество»,«Этнохудожественное творчество»,«Фотовидеотворчество».В 2014 году 53 обучающихся закончат учебное заведение –это и есть кадровый резерв молодых специалистов отрасли культуры. За последние пятьлет было подготовлено 463 специалиста. В среднем 64,4% обучающихся остается в регионе, 42% заявок на подготовку от количества выпускников, 3,4% выпускников состоит на учете в службезанятости, 34% обучающихся поступают в высшие учебные заведения. К сожалению, некоторые выпускники уезжают в другие регионы (10% выпускников трудится в других регионах). Так, например, департамент культуры Нижегородской области разработал программу «Молодой специалист», в рамках которой наши выпускники получают жилье, работу, земельный участок, личный автомобиль. В такой программе нуждается и Кировская область, которая позволит закрепить наших выпускников на Вятской земле.Особое внимание педагогический коллектив уделяет предоставлению качества государственной услуги, индикаторами которой является:
доля студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично» за дваучебных года составляет 56% (то есть не менее 40%, что соответствует показателю качества услуг по предоставлению среднего профессионального образования по профессиям отрасли культуры и искусства);
доля выпускников, получивших по результатам итоговой государственной аттестации оценки «хорошо» и «отлично» за последние два года составляет 85% (что составляет не менее 60% показателя качества услуг по предоставлению среднего профессионального образования по профессиям отрасли культуры и искусства); общее число учащихся, отчисленных по неуспеваемости за последние два года, составляет одинобучающийся, что не превышает одногочеловека на 90 учащихся по показателю качества услуг по предоставлению среднего профессионального образования по профессиям отрасли культуры и искусства;
в книге регистрации отсутствуют записи жалоб и обращений граждан по качеству предоставляемых услуг;
имеются положительные отзывы от работодателей о качестве подготовки специалистов: в 2010 году –10, 2011 –10, 2012 –12 (не менее пятиположительных отзывов от работодателей).Второй вопрос –содержание образовательного процесса.Инновации в области современного российского образования и социальнокультурной сферы диктуют необходимость принципиально нового подхода к подготовке специалистов. С2010 года колледж работает по государственным образовательным стандартам третьего поколения. Данные стандарты отличаются от предыдущих тем, что в новых стандартах определяется не конкретное содержание, а конечный результат, который должны достигнуть обучающиеся. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты требуют включения работодателей в планирование содержания профессионального обучения, процесс сертификации выпускников. Работодатели конкретизируют конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта, участвуют в организации производственной практики. В связи с этим в 2011–2012 учебном году было проведено пилотное исследование «Модель работника социальнокультурной, культурнодосуговой сферы». Цель исследования –определение конкретного социального заказа социальнокультурной и культурнодосуговой сферы в Кировской области. В ходе исследования было проанкетировано 139 респондентов, из них 43 руководителя и 96 специалистов муниципальных учреждений культуры Кировской области. Для решения цели были поставлены две задачи. –выявление основных процессов, операций в ходе профессиональной деятельности;
–выделение профессиональнозначимых качеств, способностей и свойств личности, которыми обязан обладать квалифицированный работник культурнодосуговых учреждений.Исследование показало, что социальный заказ полностью соответствует выделяемым в ФГОС видам профессиональной деятельности: художественнотворческой (технологической), организационноуправленческой, педагогической, информационной деятельности.Респондентами были выделены конкретные профессиональные задачи, которые обязан решать квалифицированный работник сферы культуры и искусства. В области технологической, культурнодосуговой, художественнотворческой деятельностибыли выделены следующие процессы и операции: разработка и проведение мероприятий для всех категорий; разработка сценариев; подготовка номеров художественной самодеятельности; репетиционная деятельность; сбор фольклора; организация работы любительских объединений, клубных объединений, кружков; разработка методических материалов по различным аспектам традиционного народного творчества культурнодосуговой сферы; владение музыкальным инструментом; ведение программ, конкурсов; рекламная деятельность. На сегодняшний день все перечисленные респондентами операции и процессы отражены в рабочих программах профессиональных модулей. Для организационноуправленческой деятельностиреспондентами выделены такие операции и процессы как: ведение документации (планы, отчеты, сметы расходов, программы, журнал учета работы); разработка локальных актов; исследовательская работа (проведение анкетирования, тестирование и обработка результатов); аналитическая деятельность; выполнение справок; повышение профессионального уровня и информационнометодической грамотности; осуществление руководства коллективом; правовые знания; ведение картотек (сценариев, конкурсноигровых программ); организация коллектива; поиск информации по тематике деятельности. Выделенныеоперации и процессы связаны с формированием не только профессиональных компетенций, но и общих (ОК.4–осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК.8–самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации). Таким образом, в рабочих программах продуманы индивидуальные задания для студентов, нацеленные на организацию самостоятельной работы. Особое внимание в темах профессиональных модулей уделяется юридической грамотности, реализации проектов и программ. Многие практические задания нацелены на развитие аналитической деятельности обучающихся.Для педагогической деятельностиреспондентами выделены следующие процессы и операции: методическая помощь школам, творческим коллективам, библиотекам; проведение учебнотворческих занятий с разными возрастными группами; проведение психологических тренингов; организация ипроведение мастерклассов, семинаров. Таким образом, респонденты особое внимание акцентируют на методику проведения занятий в творческих коллективах. Для специалистов важно знать и владеть методами психологической диагностики. В рабочих учебных планах, профессиональных модулях выделены междисциплинарные курсы «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин», «Учебнометодическое обеспечение учебного процесса».В ходе исследования был проведен анализ профессиональнозначимых качеств, способностей исвойств личности, которыми на взгляд руководителей и специалистов культурнодосуговых учреждений обязан обладать квалифицированный работник. Профессионально значимые качества были объединены в группы. Организаторские способности, среди которых выделены врейтинговом порядке: высокий уровень трудовой активности –118 респондентов, что составляет 74,2% (32 руководителя, 86 специалистов); способность организовывать коллектив, творческую деятельностьвыделили 74 респондента, что составляет 46,5%(6 руководителей, 68 специалистов); ответственность –71 респондент, что составляет 44,7% (2 руководителя, 69 специалистов); уверенность в себе –39 респондентов, что составляет 24,5%(19 руководителей, 20 специалистов); предпринимательские способности–31 респондент,что составляет 19,4% (23 руководителя, 8 специалистов); умение организовать коллектив –16 респондентов, что составляет 10%(9 руководителей, 7 специалистов); способность принимать решения –4 респондента, что составляет 2,5% (4 специалиста); собранность –4 респондента, что составляет 2,5% (1 руководитель, 3 специалиста); лидерские качества –3 респондента, что составляет 1,9% (1 руководитель, 2 специалиста).Информационная грамотность, в рамках которой выделены в рейтинговом порядке следующие качества: владеть ПК –113 респондентов, что составляет 71,1% (23 руководителя, 90 специалистов); поиск и подбор информации из любых источников –96 респондентов, что составляет 60,3% (29 руководителей, 67 специалистов); умение пользоваться базовым набором оргтехники–82 респондента, что составляет 51,6% (20 руководителей, 62 специалиста); работа в Интернет –16 респондентов, что составляет 10%(4 руководителя, 12 специалистов); вести поиск в программе «Консультант Плюс»–12 респондентов, что составляет 7,5%(12 специалистов); использование прикладных программ (Photoshop, CorelDraw)–12 респондентов, что составляет 7,5% (5 руководителей, 7 специалистов); умение составлять подборки (музыкальные, сценарные) –9 респондентов, что составляет 5,7%(9 специалистов); чтение профессиональное периодики, разработка сайта, использование инновационных технологий в разработке мероприятий –по 1 респонденту, что составляет 0,6% (2 руководителя, 1 специалист).Научная, гуманитарная, лингвистическая компетентность, среди которой выделены в рейтинговом порядке такие качества: иметь широкий кругозор –127 респондентов, что составляет 80%(34 руководителя, 93 специалиста). Респондентами были выделены такие области как недостаток экономических знаний (22 респондента, что составляет 13,8%), низкая правовая культура (19 респондентов, что составляет 12%), краеведение (9 респондентов, что составляет 5,6%), необходимость знания основ педагогики и психологии (9 респондентов, что составляет 5,7%), культурология (5 респондентов, что составляет 3,1%), политика, литература (по 2 респондента, что составляет 1,3%), история, история народных праздников и обрядов, хозяйственноэкономическая деятельность учреждений, фольклорная деятельность). Кроме этого выделены умение анализировать свою деятельность –63 респондента, что составляет 39,6%(1 руководитель, 62 специалиста); владеть исследовательской работой в различных сферах –21 респондент, что составляет 13,2%(14 руководителей, 9 специалистов); чистота и культура речи (ораторское мастерство) –18 респондентов, что составляет 11,3%(8 руководителей, 10 специалистов); владение иностранным языком (на уровне общения –7 респондентов, со словарем –8) –15 респондентов, что составляет 9,4%(3 руководителя, 12 специалистов); начитанность –6 респондентов, что составляет 3,7%(1 руководитель, 5 специалистов).Коммуникативные качества, среди которых выделены в рейтинговом порядке: способность работать командой –61 респондент, что составляет 38,4%(61 специалист); коммуникабельность –58 респондентов, что составляет 36,5% (36 руководителей, 22 специалистов); умение слушать –43 респондента, что составляет 27%(22 руководителя, 21 специалист); тактичность –22 респондента, что составляет 13,8%(17 руководителей, 5 специалистов); готовность сочетать свои ЗУН с деятельностью других специалистов –19 респондентов, что составляет 11,9%(13 руководителей, 6 специалистов); способность заинтересовать, убеждать –15 респондентов, что составляет 10,8% (15 руководителей); умение вести диалог –18 респондентов, что составляет 11,3%(15 руководителей, 3 специалиста); способность заинтересовать, убеждать –15 респондентов, что составляет 9,4%(15 руководителей); умение работать с разными возрастными коллективами –6 респондентов, что составляет 3,8%(2 руководителя, 4 специалиста); уважение к людям –6 респондентов, что составляет 3,8%(4 руководителя, 2 специалиста); обладать выдержкой –5 респондентов, что составляет 3,2%(4 руководителя, 2 специалиста); умение уступать–5 респондентов, что составляет 3,2%(4 руководителя, 1 специалист); уживчивость, бесконфликтность –4 респондента, что составляет 2,5%(3 руководителя, 1 специалист); уравновешенность –4 респондента, что составляет 2,5%(2 руководителя, 2 специалиста); правильное восприятие критики –3 респондента, что составляет 1,9%(1 руководитель, 2 специалиста); индивидуальный подход –2 респондента, что составляет 1,3%(1 руководитель, 1 специалист); адекватность, умение строить деловые отношения –по 1 респонденту, что составляет 0,6%(1 руководитель, 1 специалист).Нравственная культура,в которой выделены в рейтинговом порядке следующие качества: толерантное отношение к посетителям –36 респондентов, что составляет 22,6%(23 руководителя, 13 специалистов); уважение прав и свобод личности –36 респондентов, что составляет 22,6%(19 руководителей, 17 специалистов); руководствоваться принципами общепринятой морали –30 человек, что составляет 18,8%(16 руководителей, 14 специалистов); культура межличностных отношений –26 респондентов, что составляет 16,3%(12 руководителей, 14 специалистов); терпение –19 респондентов, что составляет 11,9%(15 руководителей, 4 специалиста); уметь национальной самосознание –11 респондентов, что составляет 6,9% (10 руководителей, 1 специалист); общение в коллективе –4 респондента, что составляет 2,5%(1 руководитель, 3 специалиста); взаимопомощь, внимательность, вежливость, выдержка, доброжелательность, умение решать конкретные ситуации –по 1 респонденту, что составляет 0,6%(1 руководитель, 5 специалистов).Здоровый образ жизни, в рамках которого выделены в рейтинговом порядке такие способности: вести здоровый образ жизни –132 респондента, что составляет 83%(40 руководителей, 92 специалистов); личный пример –26 респондентов, что составляет 16,3% (9 руководителей, 7 специалистов); устойчивость к вредным привычкам 0 5 респондентов, что составляет 3,2%(4 руководителя, 1 специалист); соблюдать правила гигиены –2 респондента, что составляет 1,3%(2 специалиста); правильное питание –1 респондент, что составляет 0,6%(1 руководитель).Креативный менталитет, стремление к саморазвитию, в которых выделены в рейтинговом порядке такие качества: стремление к самосовершенствованию –99 респондентов, что составляет 62,3%(19 руководителей, 80 специалистов); мобильность –53 респондента, что составляет 33,3%(27 руководителей, 26 специалиста); умение адаптироваться к быстроменяющимся условиям деятельности –24 респондента, что составляет 15,1%(17 руководителей, 8 специалистов); непрерывное самообразование –16 респондентов, что составляет 10% (8 руководителей, 8 специалистов); креативное мышление –14 респондентов, что составляет 8,8%(4 руководителя, 10 специалистов); оригинальность–5 респондентов, что составляет 3,2% (2 руководителя,3 специалиста); гибкость –4 респондента, что составляет 2,5% (2 специалиста); профессиональная компетентность –3 респондента, что составляет 1,9%(1 руководитель, 2 специалиста); способность выполнять качественно поставленные задачи –2 респондента, что составляет 1,3%(2 специалиста); умение отстаивать свою точку зрения –1 респондент, что составляет 0,7%(1 руководитель).Другие профессиональнозначимыекачества и свойства личности, среди которых выделены в рейтинговомпорядке: исполнительность –61 респондент, что составляет 38,4% (61 специалист); умение увлечь –14 респондентов, что составляет 8,8%(14 руководителей); не создавать конфликтные ситуации–14 респондентов, что составляет 8,8%(14 руководителей); требовательность –4 респондентов, что составляет 2,5%(4 руководителя); аккуратность –4 респондентов, что составляет 2,5%(4 специалиста); пунктуальность –3 респондента, что составляет 1,9%(2 руководителя, 1 специалист); инициативность–3 респондента, что составляет 1,9%(3 руководителя); обаятельность, аккуратность, требовательность–по 2 респондента, что составляет 1,3%(4 руководителя, 4 специалиста); целеустремленность, твердость характера, справедливость, начитанность, требовательность –по 1 респонденту, что оставляет 0,6%(4 руководителя, 1 специалист).Проанализировав профессиональнозначимые качества способности и свойства личности квалифицированного работника культурнодосуговых учреждений можно сделать вывод о том, что многие из них связаны с формированием общих компетенций (ОК.5 –использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК.6 –работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством; ОК.7 –ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных организовывать и контролировать работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания). Это значит, что в рабочих программах всех дисциплин, профессиональных модулей предусмотрены задания, где используются методы и приемы формирующие эти качества (так называемые общие компетенции).Таким образом, учебный план Вятского колледжа культуры содержит весь набор дисциплин, в рамках которых осуществляется обучение всем перечисленным респондентами операциям и процессам [2]. Каждый преподаватель нацелен на продумывание приемов, методов, которые бы формировали профессиональнозначимые качества, способности и свойства личности, отмеченные респондентами. ФГОС 3 поколения требует более активного взаимодействия с работодателями и включения их в подготовку основных профессиональных образовательных программ и их реализацию. Но все же для успешное решения поставленных задач необходимо: На основе федеральных нормативных документов разработать региональные требования к работникам социальнокультурной, культурнодосуговой сферы, которые будут формировать содержание образовательного процесса. На основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что необходимо формировать базу данных «Кадры Кировской области», которая бы показывала четкую перспективу подготовки и переподготовки кадров сферы культуры и показывала бы количество работников культурнодосуговой сферы, возрастной ценз, должность, потребность в специалистах культурнодосуговых учреждений.
Ссылки на источники1.Кадровый потенциал отрасли культуры. Результаты мониторинга // Дом культуры.–2011.–№5.–С. 25–47.2.Утёмов В. В. Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся //Концепт. –2012. –№9 (сентябрь). –ART 12113.–URL: http://ekoncept.ru/2012/12113.htm.3.Ширяева Е. П. Организация платных услуг в учреждениях культуры // Дом культуры.–2011.–№2. – С. 13–16.
Kiselyov Vladimir,honoredworker of culture of the Russian Federation, director "Vyatka College of Culture", Kirovinfo@vyatkult.ruProviding with qualified personnel of establishments of the sphere of culture and art of the Kirov regionAbstract. In articleaspects of personnel work of cultural institutions are considered. The author gives answers to questions connected with the state service–providing secondary professional education in the culture sphere. The analysis of professional and significant qualities, abilities and properties of the personality which by sight heads and specialists of cultural and leisure institutions the skilled worker is obliged to possess is provided in work.Keywords: cultural institutions, shots, college, SPO, FGOS.
Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;УтёмовымВ. В., кандидатом педагогических наук