Этапы разработки профессионально-ориентированной информационной подготовки специалиста

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Некрасова Г. Н. Этапы разработки профессионально-ориентированной информационной подготовки специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 9 (сентябрь). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13187.htm.
Аннотация. В статье предложена авторская методика для разработки профессионально-ориентированной системы информационной подготовки специалиста, описаны этапы, условия и средства для проектирования эффективной образовательной модели.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Некрасова Галина Николаевна,доктор педагогических наук, профессор кафедрытеории и методики преподавания технологииФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировdaw@mediaedu.ru

Этапы разработкипрофессиональноориентированной информационной подготовки специалиста

Аннотация. В статье предложена авторская методика для разработки профессиональноориентированной системыинформационной подготовки специалиста, описаны этапы, условия и средства для проектирования эффективной образовательной модели.Ключевые слова: Информационная подготовка, профессионализация, профессиональные задачи, междисциплинарные задания, самостоятельная работа.

На современном этапе совершенствование профессиональной подготовки продиктовано не только новыми Федеральными стандартами, но и изменением профессиональных задач и функций специалиста, которые усложняются под влиянием информатизации общества. Компьютер и Интернет существенно повлияли на процесс приобретения знаний: наблюдается интенсификация учебного процесса, увеличивается скорость восприятия, и глубина усвоения огромных массивов знаний; появилась мобильность в получении учебной информации за счет дистанционных форм обучения. На первой стадии внедрения в образовательный процесс компьютерной техники, во всех учебных заведениях страны подход к информационной подготовке специалиста был одинаковым: освоение стандартного пакета программных средств, выполнение операций по обработке текста и несложной графики. Но стремительное развитие сферы информационных технологий, появление специализированных программ, новых технических средств, предназначенных для решения профессиональных задач в различных сферах (например, в медицине –компьютерный томограф; специальная 3D графика для кино, телевидения и анимации; электронный банкинг и др.), потребовало соответствующей специализированной подготовки выпускников вузов и ссузов. Сегодня информационная составляющая является одной из важнейших в системе подготовки специалиста любой профессии. Анализ Федеральных государственных стандартов, позволяет говорить о том, что учебные дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии», присутствуют во всех, без исключения, учебных планах. Следует признать, что этой современной и важной составляющей подготовки уделяется значительное внимание. Однако материалы широкого обследования в области подготовки педагогов, инженеров показывают, что пока информационная подготовка в различных образовательных учреждениях страны, в основном, реализуется везде за счет одних и тех же программ для изучения основ информатики и информационных технологий, и осуществляется без учета специализации и профессиональной направленности [1]. Содержание дисциплин для разных специальностей практически ничем не отличается, различие наблюдается только в количестве часов, отводимых на их изучение. В итоге, имея общий уровень информационной подготовки, выпускник оказывается не готовым к решению специфических профессиональных задач. Следует обратить внимание еще на один аспект анализа учебных планов который показывает, что в них выделяются часы для дополнительных учебных дисциплин, относящихся к блоку профессиональной подготовки студентов. В рамках выделенных для этого часов, студенты изучают, в основном, специализированные программы (будущие инженеры –системы автоматизированного проектирования, будущие экономисты –1С и др. специализированное программное обеспечение). Но на практике, зачастую, оказывается, что такая модель информационной подготовки не является эффективной, студенты получают разрозненные знания, в итоге специалист, слабо ориентируется в современных технологиях обработки профессиональной информации.На современном этапе совершенствования подготовки специалистов актуальной является научнометодическая проблема проектирования новых образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество специализированной подготовки, в том числе и информационной. Речь идет о профессиональноориентированных образовательных технологиях, позволяющих организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности, ориентацией на развитие профессионально важных качеств будущего специалиста. Данная методическая проблема сейчас находится в центре внимания таких педагоговисследователей, как М.Я. Виленский, Т.А.Дмитриенко, П.И.Образцов и др. Проектирование профессиональноориентированной обучающей среды, по мнению авторов, состоит из комплекса следующих мероприятий: определение диагностических целей обучения; обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста; выявление структуры учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами; выбор организационных форм, методов и средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности, а так же контроля и оценки качества усвоения программ [2].Процесс профессиональноориентированной подготовки будущего специалиста к решению профессиональных задач в многочисленных исследованиях тождественно связывается с проблемой профессионализации. Она рассматривается во взаимосвязи всех образовательных компонентов и определяется как эффективный процесс подготовки, характеризующийся профессиональной направленностью содержания и методики обучения, способствующий развитию профессиональной активности личности и профессиональному становлению.В данной статье мы предлагаем алгоритм разработки эффективной системы информационной подготовки студентов, разработанный нами на основании научных подходов, изложенных в концепциях профессиональноориентированного обучения специалиста, и на основе многолетнего авторского исследования по профессионализации учителя технологии и инженера швейной промышленности. 1. Первоначальным этапом проектирования образовательной системы по информационной подготовке является анализ профессиональной деятельности специалистаи выявление профессиональных задач, при решении которых используются различные средства информационных технологий. Четкое представление о структуре, функциях, требованиях к личности отражено в профессиограмме. Она состоит из следующих разделов: 1) профессиональные знания (объем и состав общей и специальной подготовки); 2) деловые качества (дисциплинированность, ответственность, честность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность и др.); 3) индивидуальнопсихологические и личностные качества(мотивационная направленность; уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервнопсихическая устойчивость, межличностное поведение).Зачастую на этом этапе проектирования возникают затруднения, связанные с отсутствием в профессиограмме четкого перечня всех трех вышеперечисленных компонентов относящихся к применению информационных технологий. Поскольку это новое направление деятельности работника, то далеко не все профессиограммы содержат данные сведения. В этом случае выполняется анализа целостнойсистемы профессиональной деятельности, выделяются обобщенные (комплексные) профессиональные задачи и проблемные ситуации, определяющие содержание подготовки специалиста в области информационных технологий. А затем определяется необходимый и достаточный минимум знаний и умений по информационным технологиям, который сопоставляется с образовательными программами. Сопоставительный анализ необходим для корректировки содержания обучения, так как учебные программы, особенно по информатике и информационным технологиям, быстро «устаревают», а информационные технологии как отрасль стремительно развивается, обходя далеко вперед учебный процесс. 2. Далее непременным этапом проектирования является разложение комплексных профессиональных задач на конкретные профессиональные действия. (По этому поводу следует заметить, что в новых Федеральных образовательных стандартах речь идет о формировании компетенций. Автор настоящей статьи не видит существенной разницы между терминами «профессиональные действия» и «профессиональные компетенции», и в данной статье не дает обоснование своему мнению). На их основе разрабатывается комплекс учебных задач, моделирующих профессиональную деятельность. Они могут быть использованы как в процессе освоения дисциплин, предусмотренных стандартом, так и при изучении дополнительных (элективных, факультативных) курсов, усиливающих профессиональную подготовку по данному направлению. Большая роль при этом отводится самостоятельной работе студентов, как одной из форм интерактивного обучения. Применительно к подготовке студентов в области информационных технологий ее организация (особенно в условиях проведения дополнительных курсов) имеет следующие специфические методические особенности. 1)Самостоятельная работа является необходимой и оправданной формой учебной деятельности в условиях ограниченных материальных ресурсов и острого дефицита учебного времени (для проведения спецкурсов отводится крайне ограниченное время, которое выделяется в учебных планах). 2)Большой объем сведений по информатизации, может бытьусвоен только в том случае, если студенты работают самостоятельно по индивидуальным заданиям дома и на аудиторных занятиях. 3)Выполняя учебные задания профессиональной направленности, студенты не только создают практически значимые информационные продукты,но глубже и шире усваивают теоретический материал, рассматриваемый на лекциях. 4)Разработка содержания и методики постановки новых спецкурсов, а их появление вызвано стремительным развитием сферы информационных технологий, во многом происходит при непосредственном участии самих студентов. В этом случае процесс освоения учебной дисциплины носит опережающий характер. 3. Значительную роль в успешной профессионализации специалиста играет установление взаимосвязи содержания всех учебных дисциплин. Для подготовки выпускников к комплексному использованию инструментария всех изучаемых дисциплин, при проектировании профессиональноориентированных курсов необходимо выделить информационный компонент и осуществить его интеграцию с компонентами других дисциплин на основе установления междисциплинарных связей. На основе выявленных связей разрабатывается система междисциплинарных заданий, которые должны:–обеспечивать непрерывное и комплексное освоение теоретических знаний и практических навыков использования средств информационных технологий в течение всего периода подготовки;–быть связаны в единую систему с учетом преемственности в получении студентами знаний;–отражать большое разнообразие взаимосвязей, позволяющих интегрировать знания из разных учебных дисциплин;–иметь содержание, с ориентацией на выполнение в будущем конкретных профессиональных задач; –обладать постепенным повышением сложности с выходом на заключительной стадии на творческийуровень их выполнения;–предусматривать различные формы организацииучебной деятельности (выполняемые всей группой, в малых группах, индивидуально); –носить опережающий характер с учетом перспективности и стремительности развития средств информационных технологий, а так же средств автоматизации и информатизации технологических процессов.4. Дополнительно к системе самостоятельных работ и междисциплинарных заданий разрабатывается комплекс мероприятий, развивающих творческую активность будущего работника, способствующих формированию его инновационного отношения к нововведениям и изменениям условий профессиональной деятельности. Это качество особенно важно для восприятия и освоения им новинок компьютерной техники, программного обеспечения и др. Установлено, что эффективным средством развития творческого потенциала будущих специалистов, является научноисследовательская деятельность, организованная в условиях взаимодействия образовательных учреждений и предприятий. Успешная организация исследовательской работы позволяет обеспечить интегрированное воздействие учебной, профессиональной, научноисследовательской среды на личность студентов и стать предпосылкой осознанного профессионального становления работника. При этом исследовательская работа студентов должна сопровождаться апробацией и внедрением созданных им новшеств в реальных профессиональных условиях. Такая организация способствует переносу знаний и опыта из учебной ситуации в реальную, обеспечивая успешное решение в будущем профессиональных творческих задач, способствует формированию у работников позитивного отношения к новшествам. В заключение отметим, что для системы профессионально ориентированной подготовки специалиста в области информационных технологий требуется постоянное обновление в связи с возникающими, в силу специфики развития сферы информационных технологий, новыми профессиональными задачами. На основе научнотеоретического анализа проблемы, анализа результатов экспериментальной работы, предложена авторская методика разработки профессиональноориентированной системы информационной подготовки специалиста. Для ее успешной реализации необходимо: 1)установить взаимосвязь и соотношение между различными составляющими подготовки специалиста, на основе структурносодержательного анализа стандартов, учебных планов, регламентирующих процесс подготовки работника, и анализа его реальной профессиональной деятельности;2)определить основные образовательные компоненты подготовки специалиста в области информационных технологий, которые позволяют дать студентам необходимый комплекс предметных знаний и сформировать профессиональные умения, подготовитьспециалиста к решению профессиональных задач с использованием средств информационных технологий;3)определить направления и средства профессионализации студентов в области информационных технологий, из которых наиболее эффективными мы считаем: разработкупрофессионально ориентированных спецкурсов; проектирование комплексов междисциплинарных заданий;индивидуализацию обучения посредством разработки дифференцированных заданий для самостоятельных работ, выполняемых как по образцу, так и на творческом уровне; отбор профессионально значимого материала для практического освоения дисциплин информационной подготовки; организацию учебноисследовательской деятельности студентов в области информационных технологий с учетом инновационности последних.В конечном итоге при соблюдении необходимых педагогических условий вышеперечисленные дидактические мероприятия будут способствовать формированию у выпускников готовности успешно решать профессиональные задачи с использованием компьютерной техники испециализированных программных средств, формированиюинновационного поведения будущего специалиста, проявляющегося в его готовности к восприятию и освоению новшеств.

Ссылки на источники1.Некрасова Г. Н. Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий впрофессиональной деятельности. –М.: Издво «Школа будущего», 2004. –246 с.2.Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессиональноориентированного обучения в высшей школе / Под ред. В.А. Сластенина.–М.: Педагогическое общество России, 2004. –192 с.

Nekrasova Galina, Doctorofpedagogicalsciences, professoratthechairofthetheoryandmethodologyoftechnologyteachingVyatkaStateUniversityofHumanities, Kirov

daw@mediaedu.ruThestages of working out the professionally oriented informational training of specialistsAbstract.The author suggests the methods for working out theprofessionally oriented system of the specialistsinformational training. The author describes the stages, the conditions and the means for designing the effective educational model.Keywords: informational training, professionalization, professional tasks, interdisciplinary tasks, independent students’ work.

Рекомендовано к публикации:Зиновкиной М. М., доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации