Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности
Международная
публикация
Выпуск:
ART 13503
УДК
159.942.5
:
378.178
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панфилов
А.
Н.,
Льдокова
Г.
М. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S1. – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13503.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам психических состояний студентов в период экзаменационной сессии. В исследовании применялись методы эмпирического и теоретического научного познания: теоретический анализ, наблюдение, тестовые вопросы, интервью и беседы.
Ключевые слова:
учебная деятельность, психические состояния, познавательная активность, ситуация с неопределенным исходом, проявления стрессового характера
Текст статьи
Льдокова Галия Михайловна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга panfiloval@mail.ru
Панфилов Алексей Николаевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга panfiloval@mail.ru
Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности
Аннотация. Статья посвящена вопросам психических состояний студентов в период экзаменационной сессии. В исследовании применялись методы эмпирического и теоретического научного познания: теоретический анализ, наблюдение, тестовые вопросы, интервью и беседы.Ключевые слова: психические состояния,познавательная активность, учебная деятельность, ситуация с неопределенным исходом, проявления стрессового характера.
Психические состояния человека следует рассматривать с точки зрения ведущей деятельности, которая свойственна различным периодам его психического развития. Именно этот аспект позволяет глубже понять конкретную структуру каждого психического состояния, выделить целеобразующий эту структуру фактор, понять причину доминирования относительной напряженности одних и заторможенности других психических проявлений в данном случае. Проблема оптимизации учебной деятельности и психических состояний учащихся в усложненных условиях, например в период экзаменационной сессии, является предметом внимания многих психологов, а ее сложность предопределяет широкое поле исследований. Это происходит в связи с разнообразием задач, возникающих перед исследователями: это задачи диагностики изменений в деятельности и состоянии человека, задачи разработки методов анализа деятельности, адекватных сложности и системности предмета исследования и методов обучения учащихся, задачи определения психологических и личностных детерминант, формирующих благоприятные для выполнения деятельности функциональные состояния человека.Особенности эмоциональных состояний старших школьников и студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности, были рассмотрены в работе А. Я.Чебыкина[1]. Наиболее часто описываются в литературе базовые психические состояния: тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность. Наше исследование показывает, чтоспециальному изучению психические состояния старших школьников, студентов ссузови высшей школы почти не подвергались: в литературе встречаются единичные работы, исследующие состояния детей этой возрастной группы. Наиболее плодотворными, как нам кажется, в этом направлении являются исследования А.О.Прохорова [2]. Его определение понятия «состояние», выведенные им закономерности функционирования состояния в континууме времени, положены нами в основу нашего исследования.Экзаменационная сессия является одним из структурных элементов учения –ведущего вида деятельности студентов ссузови вузов.Напряженный характер экзаменационной сессии является ее специфической чертой. Наряду с воздействием социальных факторов, существенное влияние на работоспособность, активность студента и его психическое состояние оказывают и информационные параметры деятельности –содержание, объем экзаменационных билетов, темп предъявления вопросов. Другие характеристики –особенности сдачи экзамена, связанные с преобразованием –воспоминанием рабочей (заученной) информации, являются основной причиной развития состояния психического напряжения и напряженности. В многочисленных исследованиях показано, что возникновению напряженности (деятельностной иэмоциональной) способствуют чрезмерная субъективная сложностьзадания, высокая ответственность за результат деятельности, воздействие различного рода помех, а такжедефицит информации или времени, избыточность информации и другие факторы.Ситуация экзамена является типичной ситуацией неопределенности. Данная ситуация имеет, как минимум, четыре возможных варианта исхода (оценки «2», «3», «4», «5»), и человек не знает, каким он окажется, хотя, разумеется, у него имеется определенное мнение относительно возможного исхода. У него есть мнение, есть желание, и все это порождает сложное взаимодействие различных психических переживаний; создает изменяющиеся, развивающиеся, в общем, динамические психические состояния.Экзамен –не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Среди медиков существует точка зрения, что до 90%всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья учащимся не прибавляют, а наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма.Учебная деятельность, а также возрастная специфика психического развития вызывает у юношей и девушек характерные для них психические переживания и состояния. Для ранней юности вообще характерно богатство проявлений различных состояний. В результате напряженной умственной деятельности, большого притока получаемой информации во второй половине дня у студентов можно наблюдать состояния мрачной подавленности, плохого настроения. Особенно в сложном положении оказываются первокурсники, которые после экзаменов в школе попадают в новые специфические социальные отношения и условия учебной деятельности. Меняется ритм труда, отдыха и сна, непривычны методы и формы обучения, появляются новые эмоциональные переживания. Рабочая нагрузка студентов, превышающая в обычное время 12 часов в сутки, в период экзаменационной сессии увеличивается до 15–16 часов. Кроме того, ситуация экзамена у студентов неизменно вызывает проявления стрессового характера. Почти четверть студентов недосыпает даже в течение семестра, не говоря уже о периодах сессии. Опираясь на концепцию психических состояний с позиций равновесности –неравновесности А.О. Прохорова, мы различаем три основных видапредэкзаменационных состояний студентов: обычное, не выделяющееся в положительную или отрицательную сторону;повышенной готовности; пониженной готовности.Обычное состояние чаще всего не замечается самим студентом. Он идет в учебное заведение, не переживая ни подъема, ни какоголибо упадка. Такое обычное или нейтральное психическое состояние бывает чаще всего,когда студент привык к выполнению своих учебных обязанностей и в данное время к нему не предъявляется повышенных требований. Если студент успевает по всем учебным дисциплинам, процесс учения не вызывает какихлибо затруднений и отрицательных реакций, тои приступает он к своей деятельности в «обычном» состоянии. Нет причин для его изменений. Конечно, это обычное состояние не абсолютно тождественно изо дня в день –какието колебания в нем имеются, но они малы и не могут оказать воздействия на процесс учения.Часто студенты приступают к процессу учения с повышенной к ней готовностью. Состояние повышенной готовности может иметь разные причины, основные из которых следующие: особое стимулирование данного вида деятельности, новизна выполняемого поручения иливида деятельности, творческий характер работы, особо хорошее физическое самочувствие,предшествующие состояния.Обычно человек более склонен обращать внимание на отрицательные предэкзаменационные состояния, т.к. они служат сигналами какихто, требующих устранения, «непорядков» в психической деятельности, мешающих должным образом приступить к деятельности. Эти состояния снижения готовности к выполняемой деятельности следует рассматривать как выражение нарушения уравновешенности процессов возбуждения и торможения.В своей учебной работе учащимся часто приходится встречаться с трудностями, которые они должны преодолевать. В лучших случаях пpи встрече с трудностями, студент находится в психическом состоянии, которое можно назвать состоянием готовности преодолевать трудности. Это состояние характеризуется уверенностью, твердой решимостью справиться с трудностью, мобилизацией для этого всех своих сил. Встречаются студенты, которые предпочитают трудный материал, который способствует сосредоточению всех усилий человека. Такое состояние часто свидетельствует о настойчивости и вдумчивости студента, а иногда оно объясняется объективной привлекательностью трудной задачи. Некоторые студенты плохо справляются с трудностями в своей учебной работе. Они проявляют малодушие, недостаток настойчивости и выдержки.Иногда студентам предъявляются чрезмерные требования, являющиеся для них сверхсильными раздражителями. Непосильные требования могут вызвать у студентов обострение не только возбуждения, но и торможения. Трудность задачи или требования не всегда студентами оценивается правильно. В этой оценке нередко много субъективного. К трудным и ответственным моментам следует отнести экзамены. Нет такого студента, который не переживал бы особого психического состояния в период экзаменационной подготовки, а особенно во время самого экзамена.В этих ситуациях у студентов неизменно присутствуют элементы стрессового характера. Помимо сильного интеллектуального напряжения, с экзаменами у студентов связано выявление ряда отрицательных эмоций: беспокойства, тревоги, причиной которых является неопределенность исхода экзаменационной ситуации, оценка ее в субъективном, личном плане как «опасной», критической. В дни сдачи экзаменов ухудшается память, замедляется время реакции, наблюдается наибольший выброс адреналина и норадреналина в кровь. Изменяются вегетативные показатели. Страх и неуверенность в себе, связываясь с заниженной самооценкой, приводят к новым аффективным переживаниям [3, 4].Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии находится студент. Наиболее благоприятное для успешной сдачи экзаменов психическое состояние студентов характеризуется внимательностью, серьезностью, уверенностью, относительным спокойствием. Все студенты волнуются во время экзамена, и потому желательное спокойствие при его сдаче надо назвать относительным. Весь период сдачи экзаменов характеризуется состоянием умственного напряжения. Это напряжение иногда сопровождает умственную деятельность на уровне непосредственного или чувственного познания действительности, особенно когда требуются точные формулировки. Во время сдачи экзамена любое припоминание ответа на вопрос может быть напряженным состоянием, переживаемым мучительно, особенно в тех случаях, когда забывается чтотохорошо известное, а отложить воспроизведение нельзя. Если студент не понимает смысла предлагаемой ему задачи и делает большие усилия, чтобы осознать, в чем заключается проблема. Это зависит как от объективной трудности проблемы, так и от ясности и отчетливости еѐ формулировки. Причем напряженным может быть психическое состояние на различных этапах решения проблемы. Неспокойным бывает состояние и при выборе средств решения задачи. Происходит нечто, формально напоминающее «борьбу мотивов» в сложном волевом действии [5].В любом случае за психическим состоянием экзаменационного напряжения обычно следует разрядка. Эта разрядка переживается поразному. В одних случаях она является охранительным торможением; в других –констатацией того, что трудное позади, ивоспоминанием о минувших трудностях; втретьих –переключением на другую деятельность.Психические переживания студентов исключительно сложны и разнообразны. Эмоциональные переживания во время экзамена принимают особенно острый характер. От интенсивности предэкзаменационных реакций во многом зависит и окончательный успех. Существует мнение, что оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам. Мы будем называть эти состояния предэкзаменационными.На степень предэкзаменационного возбуждения оказывают влияние многие факторы, однако основными являются: характер экзамена, поведение и настрой преподавателя, подготовленность к экзамену, самоуверенность, индивидуальные типологические особенности студента и др. Наше исследование показало, что из всей совокупности факторов, которые при конкретных обстоятельствах могут воздействовать на предэкзаменационное состояние студента, в действительности воздействует, т.е. определяет возникновение и динамику предэкзаменационной возбужденности только один илидва фактора: дело в том, что все действующие факторы не влияют на психическое состояние студента по принципу арифметической суммы, но имеется один или два доминирующих фактора, которые, в основном, определяют психическое состояние студента. Тогда регуляцию психического состояния студента можно осуществлять, учитывая только доминирующий фактор. Прежде всего, необходимо выявить этот доминирующий фактор в конкретных обстоятельствах, т. к. он может быть разным.Казалось бы, что у студентов, которые сдают экзамены не первый раз, состояние высокой тревожности не будет являться доминирующим и наоборот. Ситуация экзамена требует от студента волевой готовности, собранности, дисциплинированности. Тем не менее, если студент обладает данными свойствами, но имеет высокий уровень тревожности, то эта ситуация может образовать различного рода проблемы, для разрешения которых уже необходимо будет принимать специальные меры.Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельностипри определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состоянияфрустрации. Фрустрация –психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса [6]. Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.Поведение в состоянии фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора,привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии. Наши исследования показывают, что психические состояния студентов в неопределенных и экстремальных ситуациях учебной деятельности имеют явно выраженные «неравновесные» состояния: студенты испытывают повышенный уровень тревожности (34%), фрустрации (36%). Таким образом, необходимо исследовать негативные психические состояния, испытываемые студентами в процессе обучения, и специально проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям учебной деятельности (зачет, экзамен и т. п.).Необходимой составной частью процесса формирования готовности к экзаменам является психологическая подготовка. Психологическая подготовка представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности студента к ответу на экзамене, к борьбе за достижение наилучшей оценки. Создание состояния психической готовности –предмет забот и активной деятельности преподавателя и самого студента. В психологопедагогическом плане заботы эти касаются определения задач, средств, методов, методических приемов и организации процесса психологической подготовки к экзамену. Продуктивное решение всего этого круга вопросов требует от преподавателя и студента понимания психологической сущности рассматриваемых явлений. Формирование состояния психической готовности к экзамену представляет собой процесс направленной организации сознания и действий студента, исходя из предполагаемых условий будущего экзамена.Направленная организация сознания студента заключается в том, чтобы создать такое отражение предполагаемых условий предстоящего экзамена, которое вызвало бы положительное отношение к ответу на экзамене. На наш взгляд, подготовку необходимо вести по оси: должен –могу –хочу, которые характеризуют рациональную, моральную и эмоциональную базу сформированного отношения к экзамену. Это создает соответствующее состояние полной психической готовности. Все это совершается в реальных условиях подготовки к экзамену, воплощается в конкретных действиях студента и преподавателя. Таким образом, у студентов возникают и развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервнопсихического напряжения. Наши исследования показывают, что в учебной деятельности у студентов состояниенервнопсихического напряжения возникает: в случае жесткости лимитов времени, дающегося на выполнение заданий; в случае сложности адаптации к учебным условиям; в случае эмоциональных и интеллектуальных напряжений в ситуациях зачетов, экзаменов; в случае ожидания неблагоприятных исходов на экзаменах; сверхсильной мотивации; при доминирующих отрицательных психических состояниях и определяемых свойствами личности. В результате проведенного нами исследования были выявлены следующие наиболее часто встречающиеся у студентов отрицательные состояния в учебной деятельности: апатия, злость, гнев, отчаяние, раздражение, утомление, переутомление, озабоченность, страх, депрессия. Положительно окрашенными состояниями являлись: заинтересованность, удовлетворенность, радость, удовольствие, бодрость, восхищение, надежда. Основной ситуацией, вызывающей неравновесные состояния, являлся «тяжелый день» (много занятий, после экзаменов и прочее), «удачный день» (все идет по намеченному плану, приятная новость и др.). Вот некоторые высказывания студентов, объясняющие возникновение негативного отношения к учению. Ученик 11гокласса говорит: «Учусь я неплохо, на четверки, но вот учительница химии меня почемуто недолюбливает и ставит почти всегда двойки и угрожает, чтошколу я закончу со справкой. Но дело в том, что когда мне чтото непонятно, я пытаюсь это сразу выяснить и задаю вопрос, а она думает, что я проверяю ее знания».Студент ссузаотметил следующее: «При поступлении в институт я недобрал одного балла и пошел в училище. Но в этом училище контингент учащихся и уровень знаний других студентов очень низок. Мне неинтересно с ними. Я практически с ними не общаюсь, у меня всегда плохое настроение». А вот что сказал студент вуза: «Я не хотел поступать в институт, т. к. чувствую, что у меня не хватит знаний и желания для учебы. Я и в школе учился средне. Я недобрал двух баллов при поступлении, но меня зачислили в платную группу. Другой бы радовался, а у меня нет никакого настроения».Другая часть студентов после поступления в учебные заведения получила заряд бодрости, оптимизма, жизнерадостности. Сбылись их планы и надежды. Они, по их мнению, еще на одну ступеньку приблизились к взрослой жизни, залогом успеха в которой будет получение профессиональной специальности. Ученица 11гокласса так отзывается об учении: «Если получаю хорошую оценку, испытываю огромную радость, облегчение, но в то же время и уверенность, что у меня есть знания, они вдохновляют меня на будущее».Студент ссузаговорит: «После завершения школы и сдачи экзаменов появляется чувство гордости, чувство удовлетворенности и даже счастья. Мне не терпится учиться дальше, проверить себя, свою подготовку».Есть и такие, которым учебная деятельность, например, в вузе, нравится потому, что ежедневный контроль практически не осуществляется и есть возможность «побалдеть» от одной сессии до другой, а также получать стипендию. Но, в то же время, они осознают, что в этом случае придется приложить неимоверные усилия для получения положительных результатов.Студенты осознают, что различные формы учебной деятельности не только помогают им систематизировать и углубленно повторять материал, но это для них еще и форма самоутверждения («Я могу», «Я способен» и т.п.), и своеобразная репетиция перед сессией. Наши собственные наблюдения во время лекций и проведения практических занятий свидетельствуют о следующем. Студенты, положительно настроенные на процесс учения, всегда стараются занять места поближе к преподавателю, принимают активное участие в диалоге с ним, задают вопросы, проявляют внешние признаки внимания: вдумчивый, сосредоточенный взгляд, устремленный на преподавателя, не отвлекается, не занимается посторонними делами. После лекции всегда задают дополнительные вопросы, просят помощь в подборе литературы по заинтересовавшей проблеме, встречаются дополнительно в консультационные дни с преподавателем. На практических занятиях готовы по всем узловым вопросам темы, не боятся преподавателя или самого себя, даже если не знают ответа на вопрос, а активно принимают участие в его решении. Любят задания и творческого характера, и научноисследовательского.Студенты, имеющие негативную установку к процессу учения, прогуливают занятия, перед сессией пытаются отработать пропуски, где «портят» нервы и себе и преподавателю, прячутся за спины сокурсников, постоянно сидят с опущенными головами, закрытыми глазами и таким выражением лица, как будто у них случилось непоправимое горе. Таких студентов страшно даже спрашивать, а иногда испытываешь чувство неловкости, как будто это ты, а не онипровинились. Их стараешься быстрее отпустить даже на экзамене, чтобы не сгореть самой от чувства стыда.В данном случае, как нам кажется, наиболее эффективным являетсяприменение бальнорейтинговой системы оценивания знаний. В этом случае студент может быть освобожден от экзамена при условии обязательного выполнения различных видов учебных работ и получения за них определенного количества баллов. Например, студентам предлагается выполнить следующие задания: конспектирование первоисточников; ведение психологического словаря (не менее 150 понятий); две творческие реферативные работы; две контрольные работы; участие в работе каждого учебного семинара; участие в работе психологического кружка, выступления на научнопрактических конференциях студентов; другие виды работ.Выполнение заданий имеет не только количественную, но и качественную оценку. Усилия студентов учитываются по следующим параметрам: умение излагать материал ясно, доступно; выделение главных моментов; соблюдение логической последовательности в изложении; ориентация на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности; творческий подход; владение элементами исследования; владение понятийным аппаратом; применение экспериментальных методик; умение анализировать факты, обобщатьих, делать выводы; умение привлекать материалы смежных наук.В целом, это вызывает уверенность у учащейся молодежи в собственной силе, активность мышления и положительный эмоциональный настрой.
Но даже эта форма оценки у студентов, имеющих отрицательно окрашенное настроение и отношение к учению, вызывает у некоторых студентов враждебность и злобу и расценивается как дополнительная обуза. У студентов же, стремящихся к учению, это вызывает восторг и удовольствие в получении дополнительных знаний, умственномнапряжении и, что немаловажно, освобождении от экзамена.Весьма полезной для прослеживания изменения настроения студентов и влияния тех или иных событий сыграл дневник настроения, который вели студенты. Дневник настроения по схеме А. Н. Лутошкина позволяет при помощи цвета выразить то, что учащийся знает и переживает, т.е. в цвете отражается направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Применение дневника настроения особенно актуально при работе с теми категориями лиц, когда общение затруднено или необходимо проанализировать длительный промежуток времени, а дети или взрослые обладают достаточным умением осознавать, анализировать. Этот прием (дневник настроения) дает возможность, вопервых, вывести и материализовать проблемы человека по результатам цветовой выраженности; вовторых, соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с причинами, вызвавшими их; втретьих, провести анализобсуждение возникших затруднений, опосредованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты, а также организовать самостоятельный или совместный поиск средств разрешения внутренних и внешних конфликтов. Такой способ обследования оказался очень удобным, т. к. этадеятельность не требовала волевых и интеллектуальных усилий. Студенты не были ограничены во времени: они могли проставить определенный цвет в удобное для них вечернее время. У них не проявлялись тревожные переживания и напряжение, характерные для ситуацииобследования.Для характеристики психических состояний использовались следующие критерии цвета: восторженности –красный, радости –оранжевый, спокойствия –желтый, уравновешенности –зеленый, напряженности –синий, тревожности –фиолетовый, уныния –черный.Среди наиболее часто встречающихся причин негативного настроения у студентов перед экзаменом или зачетом фигурируют: предстоящая сдача зачета, экзамена (22%); предыдущие успехи, неуспехи в обучении (19%); состояние здоровья, самочувствие (12%); мои отношения с близкими друзьями (9%); просто устал (7%); очень личное (7%). Указание этих причин связано прежде всего с возникновением ситуации неопределенности –ситуации экзамена, которая сколько бы раз ни возникала у студента, всегда имеет тенденцию к возрастанию состояний напряжения и волнения, совершению неадекватных поступков, ссор с родственниками, друзьями. В цветовой раскраске в данном случае преобладает синяя, фиолетовая, черная, что соответствует состояниям неудовлетворенности, напряженности, тревожности, полного упадка и уныния. Чем ближе «трудный» день, тем окраска темнее.Характер «высказываний» позволяет увидеть значимость того или иного содержания событий жизни, определявшего силу переживаний. Если у одного студента радостные события были связаны с событиями за день, настроением группы, то у других –с очень личным, отношением с родителями и т.д. Чем дальше экстремальная ситуация экзамена, то встречаются такие причины, как события за день, неприятности дома (1%), события в группе (3%), недовольство собой (3%), т. е. указываются причины, не доминирующие на данном отрезке времени, и которые не определяют течение событий, являются второстепенными и не влияют на исход ситуации. Цветовая гамма выражается в красном, оранжевом, желтом, зеленом,что соответствует восторженности, состоянию радости, тепла, света, спокойствия и уравновешенности. Такой, пусть даже временный, дневник субъективной оценки преобладающих переживаний позволяет увидеть значимость тех или иных событий в жизни человека, характер устойчивости, типичности переживаний.При рассмотрении ситуации экзамена частота отрицательных состояний возрастает по мере приближения зачета или экзамена, и настроение падает от восторженного до полного упадка и уныния, которое выражается в цветовойгамме от красного до черного. Таким образом, экзамен, зачет являются ситуацией, вызывающей негативные и достаточно интенсивные состояния. Что касается влияния психических состояний на продуктивность учебной деятельности, то, как показывают наши исследования (беседы, наблюдение), студенты, имеющие относительно низкие оценки за ответы на семинарах, выполнение контрольных работ, на экзаменах, по сравнению со студентами, имеющими оценки 4 и 5 баллов, характеризовались в учебном процессе меньшими значениями состояний увлеченности, бодрости, активности, радости, но большим утомлением, низкой заинтересованностью.Остановимся на характеристике динамики психических состояний по признаку полового диморфизма. Для этого мы использовали методику изучения особенностей ситуативной личности «Мое психическое состояние» (модификация теста УэссманаРикса). В методике изучаютсячетыре группы состояний: А. спокойствие –тревожность, Б. энергия –усталость, В. приподнятость –подавленность, Г. уверенность в себе –чувство беспомощности, включающие в целом в себя поведенческие, психологические и физиологические проявления, а также показатели переживания (всего 20 показателей). Методически работа с опросником выглядела следующим образом: испытуемые самоидентифицировали переживаемые состояния и выбирали тот оттенок состояния, который соответствовал им в настоящий период времени и обозначен соответствующим ему номером. Номера означают пятибалльную шкалу выбора: чем ниже номер (балл), тем состояние имеет больший негативный оттенок; чем ближе к максимальному (5 баллов), тем более выражена положительная окраска.Средние значения по всем группам психических состояний (А–Г) для выборок юношей и девушек равны 3,2 и 4,2 соответственно. На первый взгляд, они существенно отличаются. Для выяснения этого вопроса воспользуемся методом сравнения между собой двух элементарных статистик (формулой tкритерий Стьюдента). Выполнив все расчеты, получаем показатель t
1,47. Задав вероятность допустимой ошибки, равной 0,05, убеждаемся, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t (табличное) должно быть не меньше, чем 2,01 (ищем число степеней свободы n1+n2–2 между числами 50 и 60). У нас же этот показатель оказался равным 1,47, то есть меньше табличного. Следовательно, выборочные средние, равные в нашем случае 3,2 и 4,2, статистически достоверно не отличаются друг от друга. Следовательно, в половом разрезе нет существенных различий: и юноши, и девушки в период экзаменационной сессии испытывают нестабильность проявления психических состояний, имеющих тенденцию, прежде всего, к негативной окраске. Анализ групп психических состояний по методике УэссманаРикса показывает, что за 3 недели до экзамена у студентов преобладали качественные характеристики состояний: уверенность в себе (А –46%), свобода от беспокойства (А –25%); чувство свежести, бодрости (Б –59%), запас энергии (Б –18%); жизнерадостность (В –20,6%), хорошее самочувствие (В –58%); уверенность в своих способностях (Г –56%); перспектива в жизни (Г –31,3%). На третьем месте по мере уменьшения количества выборовнаходятся следующие качества: небольшая скованность, встревоженность в группе состояний А –21,8%; небольшая усталость, ленность, незначительная энергия в группе состояний Б–14%; слегка подавленное состояние, настроение «так себе» в группе В –16%; некоторая ограниченность умений и способностей в группе состояний Г –10,9%. Полностью отсутствующими оказались качественные характеристики состояний, которым по каждой группе от А до Г соответствуют: огромная тревожность, озабоченность, страх перед неразрешимыми трудностями; огромное утомление, неспособность к действию, отсутствие запасов энергии; угнетенность, подавленность; ощущение себя жалким и несчастным, неспособным к выполнению действий.За 1 день до экзамена наличие скованности, тревожности у себя отметили 42%респондентов (группа состояний А); волнения, раздражительности –35,6%(А); легкой усталости, малой энергии –35,9%(Б); значительной усталости, вялости –49,7%(Б); состояние подавленности –42,4%(В); унылое настроение –42,9%(В); ограничение умений и способностей –44,7%(Г); ощущение себя довольно неспособным –14,2%(Г). Показатели огромной тревожности, озабоченности, легкого беспокойства, полной неспособности к действию, вялости, лености варьировались от 2,2%до 3,8%.Таким образом, при приближении неопределенной и экстремальной ситуации экзамена происходит смещение качественных характеристик состояний от положительных к отрицательным.Но, как нами было замечено ранее, уровень отрицательного состояния зависит также и от характера экзамена, отношений студента с преподавателем, формы сдачи экзамена и других факторов. Например, результаты самооценки настроений одной из экзаменационных сессийна физикоматематическом факультете выглядят следующим образом. Иностранный язык не являлся профилирующим предметом; у преподавателя со студентами сложился стиль так называемого «дружеского расположения» и «взаимного сотрудничества», ибольше половины –41 человек, что составляет 55%учащихся, испытывают меньше тревожности, более спокойны иуравновешенны. Состояние полного упадка и уныния полностью отсутствует. По предмету «психология» цифровые значения выраженности настроения чуть меняются. По качественным показателям присутствуют спокойствие, уравновешенность (38%) и неудовлетворительное,напряженное состояние (26%). Эти изменения незначительные, и отсутствие упадка и уныния связано с интересом к предмету, заинтересованностью в дальнейшем изучении; многие целеустремленно шли к своей оценке в ходе рейтинговой оценки знаний.Геометрия у студентов являлась профилирующим предметом. Уже меньшая часть студентов –30 человек, что составляет всего лишь 40%от их общего числа, испытывают состояние уравновешенности и спокойствия, а 3 человека, что составляет 5%, находятся в состоянии полного упадка иуныния, т. к. сам предмет геометрии, его содержание вызывают сложности. Два человека отметили, что у них не сложился контакт с преподавателем и они опасаются в дальнейшем возникновения определенных конфликтных ситуаций.Во время беседы со студентами было выявлено, что каждая ситуация зачета, экзамена, контрольной работы является для них неизвестностью. Итог этой ситуации, по их словам, невозможно ни предусмотреть, ни предугадать. Огромное количество факторов (внешних и внутренних) может привести и к изменению состояния (и у студента, и у педагога), и к изменению ситуации. Таким образом, ситуация экзамена всегда будет являться ситуацией неопределенности. Конечно, мы можем делать прогнозы относительно исхода этой ситуации, ее результатов, но все они будут условны и относительны. Одним из оснований прогноза исхода ситуации могут служить предшествующие успехи и неуспехи в обучении. То, что касается уровня обучаемости, то здесь мы можем сделать вывод лишь на основании наблюдения за студентами до начала сессии и в ходе нее и на основании дневника самонаблюдения студентов. Студенты, успевающие по учебным дисциплинам, испытывают меньше тревожности, не проявляют знаков агрессивности, не впадают в состояние фрустрации. Студенты, не подготовившиеся к экзамену по какимлибо причинам или в целом плохо успевающие, более подвержены состоянию фрустрации, фрустрационной агрессии, упрямству.В целом напряженное состояние испытывают большей частью те студенты, которые оценивают свои знания между «5» и «4», но не знают, к чему будет склонен преподаватель или как обернется ситуация на экзамене. Тревожность испытывают те, кто оценивает свои знания между «4» и «3». Полный упадок и уныние характерны для троечников, для тех, кто не хочет учиться в дальнейшем, т. е. наметил уход из учебного заведения, кто поступал не по собственному желанию, а по воле случая, у кого уровень притязания оказался слишком высоким.Преподаватель, произвольно влияя на состояние студентов и используя определенные пути стимуляции, может формировать активные психические состояния, значительно повышающие работоспособность и качество выполнения учебных задач; хорошо зная личностные характеристики студентов, может эффективно применять различные методы коррекции и регуляции для достижения лучшего результата, что должно привести в большинстве случаев к активизации работы студентов. Такие способы воздействия вызывают уверенность в собственной силе, активность мышления и положительный эмоциональный настрой, обеспечивающие более высокие достижения в учении.
Ссылки на источники1.Чебыкин А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность //Психологический журнал. –1989. –Т. 10. –№4. –С.135–141.2.Прохоров А.О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. –Самара: Самарский ГПИ, 1991. –113с.3.Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности //Психологический журнал. –1996. –№1. –С. 169–174.4.Психологические и психофизиологические особенности студентов /Подред. Н.М. Пейсахова. –Казань, 1977. –295 с.5.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. –М., 1964. –343 с.6.Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы –несвободы от фрустрации //Вопросы психологии. –1997. –№ 4. –С. 86–94.
Ldokova Galiya, Candidate of psychological Sciences, associate professor at the chair of psychology of the Kazan (Volga) Federal University, Yelabugapanfiloval@mail.ruPanfilov Alexey, Candidate of pedagogical Sciences, associate professor at the chair of psychology of the Kazan (Volga) Federal University, Yelabugapanfiloval@mail.ruMental health of students in the complicated conditions of training activitiesAbstract. The article is devoted to the issues of the mental conditions of students in the period of examination session. The study methods were used empirical and theoretical scientific knowledge: theoretical analysis, surveillance, testing interview questions and discussions.Keywords:mental status, cognitive activity, educational activity, a situation with an uncertain outcome, the manifestations of stress character.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Панфилов Алексей Николаевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга panfiloval@mail.ru
Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности
Аннотация. Статья посвящена вопросам психических состояний студентов в период экзаменационной сессии. В исследовании применялись методы эмпирического и теоретического научного познания: теоретический анализ, наблюдение, тестовые вопросы, интервью и беседы.Ключевые слова: психические состояния,познавательная активность, учебная деятельность, ситуация с неопределенным исходом, проявления стрессового характера.
Психические состояния человека следует рассматривать с точки зрения ведущей деятельности, которая свойственна различным периодам его психического развития. Именно этот аспект позволяет глубже понять конкретную структуру каждого психического состояния, выделить целеобразующий эту структуру фактор, понять причину доминирования относительной напряженности одних и заторможенности других психических проявлений в данном случае. Проблема оптимизации учебной деятельности и психических состояний учащихся в усложненных условиях, например в период экзаменационной сессии, является предметом внимания многих психологов, а ее сложность предопределяет широкое поле исследований. Это происходит в связи с разнообразием задач, возникающих перед исследователями: это задачи диагностики изменений в деятельности и состоянии человека, задачи разработки методов анализа деятельности, адекватных сложности и системности предмета исследования и методов обучения учащихся, задачи определения психологических и личностных детерминант, формирующих благоприятные для выполнения деятельности функциональные состояния человека.Особенности эмоциональных состояний старших школьников и студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности, были рассмотрены в работе А. Я.Чебыкина[1]. Наиболее часто описываются в литературе базовые психические состояния: тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность. Наше исследование показывает, чтоспециальному изучению психические состояния старших школьников, студентов ссузови высшей школы почти не подвергались: в литературе встречаются единичные работы, исследующие состояния детей этой возрастной группы. Наиболее плодотворными, как нам кажется, в этом направлении являются исследования А.О.Прохорова [2]. Его определение понятия «состояние», выведенные им закономерности функционирования состояния в континууме времени, положены нами в основу нашего исследования.Экзаменационная сессия является одним из структурных элементов учения –ведущего вида деятельности студентов ссузови вузов.Напряженный характер экзаменационной сессии является ее специфической чертой. Наряду с воздействием социальных факторов, существенное влияние на работоспособность, активность студента и его психическое состояние оказывают и информационные параметры деятельности –содержание, объем экзаменационных билетов, темп предъявления вопросов. Другие характеристики –особенности сдачи экзамена, связанные с преобразованием –воспоминанием рабочей (заученной) информации, являются основной причиной развития состояния психического напряжения и напряженности. В многочисленных исследованиях показано, что возникновению напряженности (деятельностной иэмоциональной) способствуют чрезмерная субъективная сложностьзадания, высокая ответственность за результат деятельности, воздействие различного рода помех, а такжедефицит информации или времени, избыточность информации и другие факторы.Ситуация экзамена является типичной ситуацией неопределенности. Данная ситуация имеет, как минимум, четыре возможных варианта исхода (оценки «2», «3», «4», «5»), и человек не знает, каким он окажется, хотя, разумеется, у него имеется определенное мнение относительно возможного исхода. У него есть мнение, есть желание, и все это порождает сложное взаимодействие различных психических переживаний; создает изменяющиеся, развивающиеся, в общем, динамические психические состояния.Экзамен –не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Среди медиков существует точка зрения, что до 90%всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья учащимся не прибавляют, а наоборот. Действительно, многочисленные исследования показывают, что во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма.Учебная деятельность, а также возрастная специфика психического развития вызывает у юношей и девушек характерные для них психические переживания и состояния. Для ранней юности вообще характерно богатство проявлений различных состояний. В результате напряженной умственной деятельности, большого притока получаемой информации во второй половине дня у студентов можно наблюдать состояния мрачной подавленности, плохого настроения. Особенно в сложном положении оказываются первокурсники, которые после экзаменов в школе попадают в новые специфические социальные отношения и условия учебной деятельности. Меняется ритм труда, отдыха и сна, непривычны методы и формы обучения, появляются новые эмоциональные переживания. Рабочая нагрузка студентов, превышающая в обычное время 12 часов в сутки, в период экзаменационной сессии увеличивается до 15–16 часов. Кроме того, ситуация экзамена у студентов неизменно вызывает проявления стрессового характера. Почти четверть студентов недосыпает даже в течение семестра, не говоря уже о периодах сессии. Опираясь на концепцию психических состояний с позиций равновесности –неравновесности А.О. Прохорова, мы различаем три основных видапредэкзаменационных состояний студентов: обычное, не выделяющееся в положительную или отрицательную сторону;повышенной готовности; пониженной готовности.Обычное состояние чаще всего не замечается самим студентом. Он идет в учебное заведение, не переживая ни подъема, ни какоголибо упадка. Такое обычное или нейтральное психическое состояние бывает чаще всего,когда студент привык к выполнению своих учебных обязанностей и в данное время к нему не предъявляется повышенных требований. Если студент успевает по всем учебным дисциплинам, процесс учения не вызывает какихлибо затруднений и отрицательных реакций, тои приступает он к своей деятельности в «обычном» состоянии. Нет причин для его изменений. Конечно, это обычное состояние не абсолютно тождественно изо дня в день –какието колебания в нем имеются, но они малы и не могут оказать воздействия на процесс учения.Часто студенты приступают к процессу учения с повышенной к ней готовностью. Состояние повышенной готовности может иметь разные причины, основные из которых следующие: особое стимулирование данного вида деятельности, новизна выполняемого поручения иливида деятельности, творческий характер работы, особо хорошее физическое самочувствие,предшествующие состояния.Обычно человек более склонен обращать внимание на отрицательные предэкзаменационные состояния, т.к. они служат сигналами какихто, требующих устранения, «непорядков» в психической деятельности, мешающих должным образом приступить к деятельности. Эти состояния снижения готовности к выполняемой деятельности следует рассматривать как выражение нарушения уравновешенности процессов возбуждения и торможения.В своей учебной работе учащимся часто приходится встречаться с трудностями, которые они должны преодолевать. В лучших случаях пpи встрече с трудностями, студент находится в психическом состоянии, которое можно назвать состоянием готовности преодолевать трудности. Это состояние характеризуется уверенностью, твердой решимостью справиться с трудностью, мобилизацией для этого всех своих сил. Встречаются студенты, которые предпочитают трудный материал, который способствует сосредоточению всех усилий человека. Такое состояние часто свидетельствует о настойчивости и вдумчивости студента, а иногда оно объясняется объективной привлекательностью трудной задачи. Некоторые студенты плохо справляются с трудностями в своей учебной работе. Они проявляют малодушие, недостаток настойчивости и выдержки.Иногда студентам предъявляются чрезмерные требования, являющиеся для них сверхсильными раздражителями. Непосильные требования могут вызвать у студентов обострение не только возбуждения, но и торможения. Трудность задачи или требования не всегда студентами оценивается правильно. В этой оценке нередко много субъективного. К трудным и ответственным моментам следует отнести экзамены. Нет такого студента, который не переживал бы особого психического состояния в период экзаменационной подготовки, а особенно во время самого экзамена.В этих ситуациях у студентов неизменно присутствуют элементы стрессового характера. Помимо сильного интеллектуального напряжения, с экзаменами у студентов связано выявление ряда отрицательных эмоций: беспокойства, тревоги, причиной которых является неопределенность исхода экзаменационной ситуации, оценка ее в субъективном, личном плане как «опасной», критической. В дни сдачи экзаменов ухудшается память, замедляется время реакции, наблюдается наибольший выброс адреналина и норадреналина в кровь. Изменяются вегетативные показатели. Страх и неуверенность в себе, связываясь с заниженной самооценкой, приводят к новым аффективным переживаниям [3, 4].Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии находится студент. Наиболее благоприятное для успешной сдачи экзаменов психическое состояние студентов характеризуется внимательностью, серьезностью, уверенностью, относительным спокойствием. Все студенты волнуются во время экзамена, и потому желательное спокойствие при его сдаче надо назвать относительным. Весь период сдачи экзаменов характеризуется состоянием умственного напряжения. Это напряжение иногда сопровождает умственную деятельность на уровне непосредственного или чувственного познания действительности, особенно когда требуются точные формулировки. Во время сдачи экзамена любое припоминание ответа на вопрос может быть напряженным состоянием, переживаемым мучительно, особенно в тех случаях, когда забывается чтотохорошо известное, а отложить воспроизведение нельзя. Если студент не понимает смысла предлагаемой ему задачи и делает большие усилия, чтобы осознать, в чем заключается проблема. Это зависит как от объективной трудности проблемы, так и от ясности и отчетливости еѐ формулировки. Причем напряженным может быть психическое состояние на различных этапах решения проблемы. Неспокойным бывает состояние и при выборе средств решения задачи. Происходит нечто, формально напоминающее «борьбу мотивов» в сложном волевом действии [5].В любом случае за психическим состоянием экзаменационного напряжения обычно следует разрядка. Эта разрядка переживается поразному. В одних случаях она является охранительным торможением; в других –констатацией того, что трудное позади, ивоспоминанием о минувших трудностях; втретьих –переключением на другую деятельность.Психические переживания студентов исключительно сложны и разнообразны. Эмоциональные переживания во время экзамена принимают особенно острый характер. От интенсивности предэкзаменационных реакций во многом зависит и окончательный успех. Существует мнение, что оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам. Мы будем называть эти состояния предэкзаменационными.На степень предэкзаменационного возбуждения оказывают влияние многие факторы, однако основными являются: характер экзамена, поведение и настрой преподавателя, подготовленность к экзамену, самоуверенность, индивидуальные типологические особенности студента и др. Наше исследование показало, что из всей совокупности факторов, которые при конкретных обстоятельствах могут воздействовать на предэкзаменационное состояние студента, в действительности воздействует, т.е. определяет возникновение и динамику предэкзаменационной возбужденности только один илидва фактора: дело в том, что все действующие факторы не влияют на психическое состояние студента по принципу арифметической суммы, но имеется один или два доминирующих фактора, которые, в основном, определяют психическое состояние студента. Тогда регуляцию психического состояния студента можно осуществлять, учитывая только доминирующий фактор. Прежде всего, необходимо выявить этот доминирующий фактор в конкретных обстоятельствах, т. к. он может быть разным.Казалось бы, что у студентов, которые сдают экзамены не первый раз, состояние высокой тревожности не будет являться доминирующим и наоборот. Ситуация экзамена требует от студента волевой готовности, собранности, дисциплинированности. Тем не менее, если студент обладает данными свойствами, но имеет высокий уровень тревожности, то эта ситуация может образовать различного рода проблемы, для разрешения которых уже необходимо будет принимать специальные меры.Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельностипри определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состоянияфрустрации. Фрустрация –психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса [6]. Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.Поведение в состоянии фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора,привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии. Наши исследования показывают, что психические состояния студентов в неопределенных и экстремальных ситуациях учебной деятельности имеют явно выраженные «неравновесные» состояния: студенты испытывают повышенный уровень тревожности (34%), фрустрации (36%). Таким образом, необходимо исследовать негативные психические состояния, испытываемые студентами в процессе обучения, и специально проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям учебной деятельности (зачет, экзамен и т. п.).Необходимой составной частью процесса формирования готовности к экзаменам является психологическая подготовка. Психологическая подготовка представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности студента к ответу на экзамене, к борьбе за достижение наилучшей оценки. Создание состояния психической готовности –предмет забот и активной деятельности преподавателя и самого студента. В психологопедагогическом плане заботы эти касаются определения задач, средств, методов, методических приемов и организации процесса психологической подготовки к экзамену. Продуктивное решение всего этого круга вопросов требует от преподавателя и студента понимания психологической сущности рассматриваемых явлений. Формирование состояния психической готовности к экзамену представляет собой процесс направленной организации сознания и действий студента, исходя из предполагаемых условий будущего экзамена.Направленная организация сознания студента заключается в том, чтобы создать такое отражение предполагаемых условий предстоящего экзамена, которое вызвало бы положительное отношение к ответу на экзамене. На наш взгляд, подготовку необходимо вести по оси: должен –могу –хочу, которые характеризуют рациональную, моральную и эмоциональную базу сформированного отношения к экзамену. Это создает соответствующее состояние полной психической готовности. Все это совершается в реальных условиях подготовки к экзамену, воплощается в конкретных действиях студента и преподавателя. Таким образом, у студентов возникают и развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервнопсихического напряжения. Наши исследования показывают, что в учебной деятельности у студентов состояниенервнопсихического напряжения возникает: в случае жесткости лимитов времени, дающегося на выполнение заданий; в случае сложности адаптации к учебным условиям; в случае эмоциональных и интеллектуальных напряжений в ситуациях зачетов, экзаменов; в случае ожидания неблагоприятных исходов на экзаменах; сверхсильной мотивации; при доминирующих отрицательных психических состояниях и определяемых свойствами личности. В результате проведенного нами исследования были выявлены следующие наиболее часто встречающиеся у студентов отрицательные состояния в учебной деятельности: апатия, злость, гнев, отчаяние, раздражение, утомление, переутомление, озабоченность, страх, депрессия. Положительно окрашенными состояниями являлись: заинтересованность, удовлетворенность, радость, удовольствие, бодрость, восхищение, надежда. Основной ситуацией, вызывающей неравновесные состояния, являлся «тяжелый день» (много занятий, после экзаменов и прочее), «удачный день» (все идет по намеченному плану, приятная новость и др.). Вот некоторые высказывания студентов, объясняющие возникновение негативного отношения к учению. Ученик 11гокласса говорит: «Учусь я неплохо, на четверки, но вот учительница химии меня почемуто недолюбливает и ставит почти всегда двойки и угрожает, чтошколу я закончу со справкой. Но дело в том, что когда мне чтото непонятно, я пытаюсь это сразу выяснить и задаю вопрос, а она думает, что я проверяю ее знания».Студент ссузаотметил следующее: «При поступлении в институт я недобрал одного балла и пошел в училище. Но в этом училище контингент учащихся и уровень знаний других студентов очень низок. Мне неинтересно с ними. Я практически с ними не общаюсь, у меня всегда плохое настроение». А вот что сказал студент вуза: «Я не хотел поступать в институт, т. к. чувствую, что у меня не хватит знаний и желания для учебы. Я и в школе учился средне. Я недобрал двух баллов при поступлении, но меня зачислили в платную группу. Другой бы радовался, а у меня нет никакого настроения».Другая часть студентов после поступления в учебные заведения получила заряд бодрости, оптимизма, жизнерадостности. Сбылись их планы и надежды. Они, по их мнению, еще на одну ступеньку приблизились к взрослой жизни, залогом успеха в которой будет получение профессиональной специальности. Ученица 11гокласса так отзывается об учении: «Если получаю хорошую оценку, испытываю огромную радость, облегчение, но в то же время и уверенность, что у меня есть знания, они вдохновляют меня на будущее».Студент ссузаговорит: «После завершения школы и сдачи экзаменов появляется чувство гордости, чувство удовлетворенности и даже счастья. Мне не терпится учиться дальше, проверить себя, свою подготовку».Есть и такие, которым учебная деятельность, например, в вузе, нравится потому, что ежедневный контроль практически не осуществляется и есть возможность «побалдеть» от одной сессии до другой, а также получать стипендию. Но, в то же время, они осознают, что в этом случае придется приложить неимоверные усилия для получения положительных результатов.Студенты осознают, что различные формы учебной деятельности не только помогают им систематизировать и углубленно повторять материал, но это для них еще и форма самоутверждения («Я могу», «Я способен» и т.п.), и своеобразная репетиция перед сессией. Наши собственные наблюдения во время лекций и проведения практических занятий свидетельствуют о следующем. Студенты, положительно настроенные на процесс учения, всегда стараются занять места поближе к преподавателю, принимают активное участие в диалоге с ним, задают вопросы, проявляют внешние признаки внимания: вдумчивый, сосредоточенный взгляд, устремленный на преподавателя, не отвлекается, не занимается посторонними делами. После лекции всегда задают дополнительные вопросы, просят помощь в подборе литературы по заинтересовавшей проблеме, встречаются дополнительно в консультационные дни с преподавателем. На практических занятиях готовы по всем узловым вопросам темы, не боятся преподавателя или самого себя, даже если не знают ответа на вопрос, а активно принимают участие в его решении. Любят задания и творческого характера, и научноисследовательского.Студенты, имеющие негативную установку к процессу учения, прогуливают занятия, перед сессией пытаются отработать пропуски, где «портят» нервы и себе и преподавателю, прячутся за спины сокурсников, постоянно сидят с опущенными головами, закрытыми глазами и таким выражением лица, как будто у них случилось непоправимое горе. Таких студентов страшно даже спрашивать, а иногда испытываешь чувство неловкости, как будто это ты, а не онипровинились. Их стараешься быстрее отпустить даже на экзамене, чтобы не сгореть самой от чувства стыда.В данном случае, как нам кажется, наиболее эффективным являетсяприменение бальнорейтинговой системы оценивания знаний. В этом случае студент может быть освобожден от экзамена при условии обязательного выполнения различных видов учебных работ и получения за них определенного количества баллов. Например, студентам предлагается выполнить следующие задания: конспектирование первоисточников; ведение психологического словаря (не менее 150 понятий); две творческие реферативные работы; две контрольные работы; участие в работе каждого учебного семинара; участие в работе психологического кружка, выступления на научнопрактических конференциях студентов; другие виды работ.Выполнение заданий имеет не только количественную, но и качественную оценку. Усилия студентов учитываются по следующим параметрам: умение излагать материал ясно, доступно; выделение главных моментов; соблюдение логической последовательности в изложении; ориентация на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности; творческий подход; владение элементами исследования; владение понятийным аппаратом; применение экспериментальных методик; умение анализировать факты, обобщатьих, делать выводы; умение привлекать материалы смежных наук.В целом, это вызывает уверенность у учащейся молодежи в собственной силе, активность мышления и положительный эмоциональный настрой.
Но даже эта форма оценки у студентов, имеющих отрицательно окрашенное настроение и отношение к учению, вызывает у некоторых студентов враждебность и злобу и расценивается как дополнительная обуза. У студентов же, стремящихся к учению, это вызывает восторг и удовольствие в получении дополнительных знаний, умственномнапряжении и, что немаловажно, освобождении от экзамена.Весьма полезной для прослеживания изменения настроения студентов и влияния тех или иных событий сыграл дневник настроения, который вели студенты. Дневник настроения по схеме А. Н. Лутошкина позволяет при помощи цвета выразить то, что учащийся знает и переживает, т.е. в цвете отражается направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Применение дневника настроения особенно актуально при работе с теми категориями лиц, когда общение затруднено или необходимо проанализировать длительный промежуток времени, а дети или взрослые обладают достаточным умением осознавать, анализировать. Этот прием (дневник настроения) дает возможность, вопервых, вывести и материализовать проблемы человека по результатам цветовой выраженности; вовторых, соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с причинами, вызвавшими их; втретьих, провести анализобсуждение возникших затруднений, опосредованное наглядным материалом и помогающее снять личностные защиты, а также организовать самостоятельный или совместный поиск средств разрешения внутренних и внешних конфликтов. Такой способ обследования оказался очень удобным, т. к. этадеятельность не требовала волевых и интеллектуальных усилий. Студенты не были ограничены во времени: они могли проставить определенный цвет в удобное для них вечернее время. У них не проявлялись тревожные переживания и напряжение, характерные для ситуацииобследования.Для характеристики психических состояний использовались следующие критерии цвета: восторженности –красный, радости –оранжевый, спокойствия –желтый, уравновешенности –зеленый, напряженности –синий, тревожности –фиолетовый, уныния –черный.Среди наиболее часто встречающихся причин негативного настроения у студентов перед экзаменом или зачетом фигурируют: предстоящая сдача зачета, экзамена (22%); предыдущие успехи, неуспехи в обучении (19%); состояние здоровья, самочувствие (12%); мои отношения с близкими друзьями (9%); просто устал (7%); очень личное (7%). Указание этих причин связано прежде всего с возникновением ситуации неопределенности –ситуации экзамена, которая сколько бы раз ни возникала у студента, всегда имеет тенденцию к возрастанию состояний напряжения и волнения, совершению неадекватных поступков, ссор с родственниками, друзьями. В цветовой раскраске в данном случае преобладает синяя, фиолетовая, черная, что соответствует состояниям неудовлетворенности, напряженности, тревожности, полного упадка и уныния. Чем ближе «трудный» день, тем окраска темнее.Характер «высказываний» позволяет увидеть значимость того или иного содержания событий жизни, определявшего силу переживаний. Если у одного студента радостные события были связаны с событиями за день, настроением группы, то у других –с очень личным, отношением с родителями и т.д. Чем дальше экстремальная ситуация экзамена, то встречаются такие причины, как события за день, неприятности дома (1%), события в группе (3%), недовольство собой (3%), т. е. указываются причины, не доминирующие на данном отрезке времени, и которые не определяют течение событий, являются второстепенными и не влияют на исход ситуации. Цветовая гамма выражается в красном, оранжевом, желтом, зеленом,что соответствует восторженности, состоянию радости, тепла, света, спокойствия и уравновешенности. Такой, пусть даже временный, дневник субъективной оценки преобладающих переживаний позволяет увидеть значимость тех или иных событий в жизни человека, характер устойчивости, типичности переживаний.При рассмотрении ситуации экзамена частота отрицательных состояний возрастает по мере приближения зачета или экзамена, и настроение падает от восторженного до полного упадка и уныния, которое выражается в цветовойгамме от красного до черного. Таким образом, экзамен, зачет являются ситуацией, вызывающей негативные и достаточно интенсивные состояния. Что касается влияния психических состояний на продуктивность учебной деятельности, то, как показывают наши исследования (беседы, наблюдение), студенты, имеющие относительно низкие оценки за ответы на семинарах, выполнение контрольных работ, на экзаменах, по сравнению со студентами, имеющими оценки 4 и 5 баллов, характеризовались в учебном процессе меньшими значениями состояний увлеченности, бодрости, активности, радости, но большим утомлением, низкой заинтересованностью.Остановимся на характеристике динамики психических состояний по признаку полового диморфизма. Для этого мы использовали методику изучения особенностей ситуативной личности «Мое психическое состояние» (модификация теста УэссманаРикса). В методике изучаютсячетыре группы состояний: А. спокойствие –тревожность, Б. энергия –усталость, В. приподнятость –подавленность, Г. уверенность в себе –чувство беспомощности, включающие в целом в себя поведенческие, психологические и физиологические проявления, а также показатели переживания (всего 20 показателей). Методически работа с опросником выглядела следующим образом: испытуемые самоидентифицировали переживаемые состояния и выбирали тот оттенок состояния, который соответствовал им в настоящий период времени и обозначен соответствующим ему номером. Номера означают пятибалльную шкалу выбора: чем ниже номер (балл), тем состояние имеет больший негативный оттенок; чем ближе к максимальному (5 баллов), тем более выражена положительная окраска.Средние значения по всем группам психических состояний (А–Г) для выборок юношей и девушек равны 3,2 и 4,2 соответственно. На первый взгляд, они существенно отличаются. Для выяснения этого вопроса воспользуемся методом сравнения между собой двух элементарных статистик (формулой tкритерий Стьюдента). Выполнив все расчеты, получаем показатель t
1,47. Задав вероятность допустимой ошибки, равной 0,05, убеждаемся, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t (табличное) должно быть не меньше, чем 2,01 (ищем число степеней свободы n1+n2–2 между числами 50 и 60). У нас же этот показатель оказался равным 1,47, то есть меньше табличного. Следовательно, выборочные средние, равные в нашем случае 3,2 и 4,2, статистически достоверно не отличаются друг от друга. Следовательно, в половом разрезе нет существенных различий: и юноши, и девушки в период экзаменационной сессии испытывают нестабильность проявления психических состояний, имеющих тенденцию, прежде всего, к негативной окраске. Анализ групп психических состояний по методике УэссманаРикса показывает, что за 3 недели до экзамена у студентов преобладали качественные характеристики состояний: уверенность в себе (А –46%), свобода от беспокойства (А –25%); чувство свежести, бодрости (Б –59%), запас энергии (Б –18%); жизнерадостность (В –20,6%), хорошее самочувствие (В –58%); уверенность в своих способностях (Г –56%); перспектива в жизни (Г –31,3%). На третьем месте по мере уменьшения количества выборовнаходятся следующие качества: небольшая скованность, встревоженность в группе состояний А –21,8%; небольшая усталость, ленность, незначительная энергия в группе состояний Б–14%; слегка подавленное состояние, настроение «так себе» в группе В –16%; некоторая ограниченность умений и способностей в группе состояний Г –10,9%. Полностью отсутствующими оказались качественные характеристики состояний, которым по каждой группе от А до Г соответствуют: огромная тревожность, озабоченность, страх перед неразрешимыми трудностями; огромное утомление, неспособность к действию, отсутствие запасов энергии; угнетенность, подавленность; ощущение себя жалким и несчастным, неспособным к выполнению действий.За 1 день до экзамена наличие скованности, тревожности у себя отметили 42%респондентов (группа состояний А); волнения, раздражительности –35,6%(А); легкой усталости, малой энергии –35,9%(Б); значительной усталости, вялости –49,7%(Б); состояние подавленности –42,4%(В); унылое настроение –42,9%(В); ограничение умений и способностей –44,7%(Г); ощущение себя довольно неспособным –14,2%(Г). Показатели огромной тревожности, озабоченности, легкого беспокойства, полной неспособности к действию, вялости, лености варьировались от 2,2%до 3,8%.Таким образом, при приближении неопределенной и экстремальной ситуации экзамена происходит смещение качественных характеристик состояний от положительных к отрицательным.Но, как нами было замечено ранее, уровень отрицательного состояния зависит также и от характера экзамена, отношений студента с преподавателем, формы сдачи экзамена и других факторов. Например, результаты самооценки настроений одной из экзаменационных сессийна физикоматематическом факультете выглядят следующим образом. Иностранный язык не являлся профилирующим предметом; у преподавателя со студентами сложился стиль так называемого «дружеского расположения» и «взаимного сотрудничества», ибольше половины –41 человек, что составляет 55%учащихся, испытывают меньше тревожности, более спокойны иуравновешенны. Состояние полного упадка и уныния полностью отсутствует. По предмету «психология» цифровые значения выраженности настроения чуть меняются. По качественным показателям присутствуют спокойствие, уравновешенность (38%) и неудовлетворительное,напряженное состояние (26%). Эти изменения незначительные, и отсутствие упадка и уныния связано с интересом к предмету, заинтересованностью в дальнейшем изучении; многие целеустремленно шли к своей оценке в ходе рейтинговой оценки знаний.Геометрия у студентов являлась профилирующим предметом. Уже меньшая часть студентов –30 человек, что составляет всего лишь 40%от их общего числа, испытывают состояние уравновешенности и спокойствия, а 3 человека, что составляет 5%, находятся в состоянии полного упадка иуныния, т. к. сам предмет геометрии, его содержание вызывают сложности. Два человека отметили, что у них не сложился контакт с преподавателем и они опасаются в дальнейшем возникновения определенных конфликтных ситуаций.Во время беседы со студентами было выявлено, что каждая ситуация зачета, экзамена, контрольной работы является для них неизвестностью. Итог этой ситуации, по их словам, невозможно ни предусмотреть, ни предугадать. Огромное количество факторов (внешних и внутренних) может привести и к изменению состояния (и у студента, и у педагога), и к изменению ситуации. Таким образом, ситуация экзамена всегда будет являться ситуацией неопределенности. Конечно, мы можем делать прогнозы относительно исхода этой ситуации, ее результатов, но все они будут условны и относительны. Одним из оснований прогноза исхода ситуации могут служить предшествующие успехи и неуспехи в обучении. То, что касается уровня обучаемости, то здесь мы можем сделать вывод лишь на основании наблюдения за студентами до начала сессии и в ходе нее и на основании дневника самонаблюдения студентов. Студенты, успевающие по учебным дисциплинам, испытывают меньше тревожности, не проявляют знаков агрессивности, не впадают в состояние фрустрации. Студенты, не подготовившиеся к экзамену по какимлибо причинам или в целом плохо успевающие, более подвержены состоянию фрустрации, фрустрационной агрессии, упрямству.В целом напряженное состояние испытывают большей частью те студенты, которые оценивают свои знания между «5» и «4», но не знают, к чему будет склонен преподаватель или как обернется ситуация на экзамене. Тревожность испытывают те, кто оценивает свои знания между «4» и «3». Полный упадок и уныние характерны для троечников, для тех, кто не хочет учиться в дальнейшем, т. е. наметил уход из учебного заведения, кто поступал не по собственному желанию, а по воле случая, у кого уровень притязания оказался слишком высоким.Преподаватель, произвольно влияя на состояние студентов и используя определенные пути стимуляции, может формировать активные психические состояния, значительно повышающие работоспособность и качество выполнения учебных задач; хорошо зная личностные характеристики студентов, может эффективно применять различные методы коррекции и регуляции для достижения лучшего результата, что должно привести в большинстве случаев к активизации работы студентов. Такие способы воздействия вызывают уверенность в собственной силе, активность мышления и положительный эмоциональный настрой, обеспечивающие более высокие достижения в учении.
Ссылки на источники1.Чебыкин А. Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность //Психологический журнал. –1989. –Т. 10. –№4. –С.135–141.2.Прохоров А.О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. –Самара: Самарский ГПИ, 1991. –113с.3.Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности //Психологический журнал. –1996. –№1. –С. 169–174.4.Психологические и психофизиологические особенности студентов /Подред. Н.М. Пейсахова. –Казань, 1977. –295 с.5.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. –М., 1964. –343 с.6.Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы –несвободы от фрустрации //Вопросы психологии. –1997. –№ 4. –С. 86–94.
Ldokova Galiya, Candidate of psychological Sciences, associate professor at the chair of psychology of the Kazan (Volga) Federal University, Yelabugapanfiloval@mail.ruPanfilov Alexey, Candidate of pedagogical Sciences, associate professor at the chair of psychology of the Kazan (Volga) Federal University, Yelabugapanfiloval@mail.ruMental health of students in the complicated conditions of training activitiesAbstract. The article is devoted to the issues of the mental conditions of students in the period of examination session. The study methods were used empirical and theoretical scientific knowledge: theoretical analysis, surveillance, testing interview questions and discussions.Keywords:mental status, cognitive activity, educational activity, a situation with an uncertain outcome, the manifestations of stress character.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»