Психологический анализ динамики профессионального становления личности
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пьянова
Е.
Н. Психологический анализ динамики профессионального становления личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S1. – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13508.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения профессионального становления личности, которое рассматривается как длительный целостный процесс. В работе систематизированы основные подходы к исследованию профессионала, а также раскрыто содержание профессионального становления студентов и представлены его значимые составляющие.
Ключевые слова:
профессиональная направленность, профессионал, профессионализация, профессиональная идентичность
Текст статьи
Пьянова Екатерина Николаевна,ассистент кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. ЕлабугаEkaterina.pyanova@yandex.ru
Психологический анализ динамики профессионального становления личности
Аннотация.Статья посвящена вопросам изучения профессионального становления личности, которое рассматривается как длительный целостный процесс. В работе систематизированы основные подходы к исследованию профессионала, а также раскрыто содержание профессионального становления студентов и представлены его значимые составляющие.Ключевые слова:профессионал, профессионализация, профессиональная направленность, профессиональная идентичность.
В современном обществе роль личности как участника производства и организатора собственной профессиональной жизни существенно возрастает, растет цена человеческих ошибок и востребованность его творческих возможностей. Все это существенно повышает требования к личности профессионала и ведет к необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования и сопровождения специалистов на различных этапах трудового пути. Решение данных проблем невозможно безизучения психологических закономерностей превращения индивида в профессионала.
В отечественной психологии к числу наиболее распространенных подходов к разработке целостной концепции профессионализации относится комплексный подход, в основе которого лежиткатегория профессиональной пригодности. При данном подходе процесс профессионализации рассматривается как формирование или достижение индивидом профессиональной пригодности, ведущими критериями которой являются профессиональная успешность и удовлетворенность трудом (Н.Д.Левитов, К. М. Гуревич, К. К. Платонов, Е. А. Климов) [1–5].Другой подход, характерный для отечественной психологии, связан с понятием «готовность к труду». В нем профессионализация рассматривается как формирование определенной иерархии допрофессиональной и профессиональной готовности к трудовой деятельности (А. А. Смирнов, В. В. Сериков). В ряде работ используется понятие академической готовности к профессиональной деятельности, которая противопоставляется или соотносится с собственно профессиональной готовностью к конкретному виду труда. Академическая готовность формируется в ходе профессионального обучения, она не совпадает с профессиональной и как бы отстает от нее в развитии. Преобразование академической готовности в профессиональную, осуществляется на начальных этапах самостоятельной деятельности, т.е. в процессе активной профессиональной адаптации индивида.Большой объяснительной силой применительно к изучению профессионализации как целостного процесса обладает концепция системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков), в которой в качестве ключевого используется понятие психологической системы профессиональной деятельности. С позиции системогенетической концепции В.Д. Шадрикова,суть профессионализациизаключается в становлении и последующей реализации психологической системы профессиональной деятельности, имеющей определенную структуру [6;7]. В данной концепции определены понятия профессиональных способностей и психологической системы деятельности,исследованы системные механизмы формирования структуры профессиональных мотивов и знаний, профессионально важных качеств личности, разработана эффективная модель психологического анализа профессиональной деятельности. К сожалению, положения этой концепции были реализованы только при изучении процессов производственного обучения профессионала. Существенный вклад в развитие психологической концепции профессионализации как целостного процесса внес Е.А. Климов [8–10]. В его исследованиях сформулировано представление о личности профессионала, выявлены основные противоречия профессионального развития и этапы становления субъекта труда, дано понятие индивидуального стиля деятельности, разработана психологическая теория профессиональной консультации и даны рекомендации по ее реализации на практике, осуществлена классификация видов профессиональной деятельности с учетом содержания ее ведущих структурных компонентов. Однако следует констатировать, что положения концепции Е.А. Климова ориентированы в основном на исследование лишь одного из этапов профессионального развития, связанного с профориентацией. Наиболее последовательно целостная концепция профессионализации разрабатывается в трудах Т.В. Кудрявцева [11; 12]. В данной концепции профессионализациярассматривается как целостный процесс профессионального становления личности и обретения ею социальной зрелости. Центральное место в концепции профессионального становления занимает представление автора о четырех стадиях профессионализации, также важноеместо отводится периодам наступления кризисных ситуаций, обострению противоречий, которые фиксируются при переходе от одной стадии к другой. Автор данной концепции выделяет три сквозные линии профессионального развития: развитие мотивационнопотребностной сферы профессионала, формирование операционнотехнических элементов профессиональной деятельности, а также профессиональное самоопределение.Разработка целостных концепций профессионализации в зарубежной психологии в основном осуществляется в рамках направления, которое можно назвать «психология карьеры» (psychologyofcareer) или «карьерное развитие» (careerdevelopment). Это направление берет свое начало с классических трудов Ф. Паркинсона и Э. Шпрангера и опирается на исследования Ш. Бюллери Э. Эриксона, посвященных развитию личности на различных этапах жизненного пути [13].Наряду с традиционными для отечественной психологии понятиями,в зарубежных концепциях профессионализации используются и специфические понятия: профессиональная карьера и типы карьер, карьерное или профессиональное развитие, профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, профессиональная Яконцепция и ряд других.В данном направлении выделяется типологический подход, который становится все более популярным и в отечественной психологии. Суть данного подхода заключается в том, что профессионализация рассматривается как процесс поиска и обретения человеком форм профессиональной деятельности, адекватных некоторомуустойчивому типу индивидуальности человека. Наиболее известным представителем данного подхода является Дж. Голланд. Главная идея заключается в том, что удовлетворенность человека своей профессиональной жизнью не исчерпывается узкопонимаемым перечнем выполняемых им в труде профессиональных задач и действий, а включает и профессиональное общение с людьми близкого, понятного душевного склада, которые образуют своеобразную духовную среду. В отличие от психологов XXвека, соотносивших требования профессии и необходимые для успеха формальные психические функции, способности, он рассматривает соотношение «карьераличность», где главное внимание уделяется описанию личностных типов, которые характеризуются как моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти.Широко распространен в западной психологии психодинамический подход к проблемам профессионализации. В исследованиях данного направления постулируется, что центральная роль в выборе профессии и профессиональной жизни в целом принадлежит различным формам потребностей –от витальных инстинктов до комплексных психодинамических механизмов и структурноличностных инстанций. Большинство авторов данного направления опираются на идеи, сформулированные еще в работах 3. Фрейда, что профессиональная деятельность выступает как форма удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей благодаря «канализации» в ту или иную профессиональную область либидозной (нарцистической, агрессивной или собственно эротической) энергии, а выбор профессии понимается как процесс сублимации. Например, в концепции профессионального развития А.Роу данная идея 3. Фрейда реализуется в том, что автор выделяет тритипа детскородительских отношений, гипотетически порождающих определенные профессиональные интересы зрелой личности [14].Однако одним из наиболее распространенных в западной психологии подходов к профессионализации является концепция профессиональной зрелости или профессионального развития. Концепция стала развиваться с середины 50х годови явилась своеобразной реакцией на сугубо статистический подход к исследованию процесса профессионализации. Основные положения данной концепции заключаются в следующем: люди характеризуются способностями, интересами и свойствами личности; на этой основе каждый человек приходит к ряду профессий, а профессия –к ряду индивидов; в зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор; профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз; на ранних стадиях развитием можно управлять, с одной стороны, посредством формирования у индивида интересов и способностей, с другой стороны, путем поддержания индивида в его стремлении «попробовать» реальную жизнь и развития его Яконцепции; профессиональное развитие состоит, в сущности, в развитии и реализации Яконцепции; взаимодействие Яконцепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни; удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая оказалась подходящей на стадии профессионального развития (стадии пробуждения и исследования, по Д. Сьюперу) [15].В исследованиях Д. Сьюпера было сформулировано понятие «уровень профессиональной зрелости» применительно к различным стадиям развития профессионала (используя работы своих предшественников, повторив и детализировав идеи австрийского психолога Шарлоты Бюллер выделил пять стадий профессионального развития). Профессиональная зрелость характеризуется в целом степенью самостоятельности в решении проблем профессионального развития, причем этот уровень должен изменяться по мере перехода от одних стадий развития к другим. Модель последовательных стадий профессионального развития личности Д.Сьюпера отражает в большей мере вариант продвиженияв рамках выбранной профессиональной области. Важное значение имеет его тезис о том, что профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Яконцепцию», сознание и самосознание личности.Наиболее важным достижением концепции профессионального развития является признание того, что процесс профессионализации –длительный, целостный процесс развития личности. На основе такого понимания складывается новый подход, который базируется на изучении особенностейпрофессионального становления в различных областях деятельности. Последовательная реализация данного подхода поможет решить важные практические проблемы, которые возникают, например, в ходе профориентации. Имеет смысл выделить слабые, а точнее говоря, не до конца проработанные вопросы обсуждаемой концепции. Вопервых, Д. Сьюпер рассматривает профессиональное становление как процесс количественного увеличения какихто признаков, так как понятие развития в данном случае подменяется понятием увеличения. Вовторых, и это вытекает из первого, в исследованиях Д. Сьюпера фактически отсутствует субъект профессионального развития. Есть лишь констатация в эмпирическом плане, как то или другое представление человека о себе коррелирует с тем или другим типом профессионального выбора. Берутся только такие критерии для оценки профессиональной зрелости, которые одинаковы для всех, независимы от целей и желаний субъекта выбора. Несмотря на широту постулируемых Д. Сьюпером положений, процесс профессионального развития редуцируется им до процессов, которые протекают на уровне самосознания человека. Подобная редукция характерна и для других подходов, разрабатываемых как у нас в стране, так и за рубежом.В целом концепция профессионального развития Д. Сьюпера заслуживает самого пристального внимания, поскольку является одной из первых попыток целостного исследования профессионализации. Кроме того, теоретические положения данной концепции (стадии развития, уровни профессиональной зрелости и т.д.), конкретизированные в рамках эмпирическихисследований, можно с успехом использовать на практике.
Профессиональная деятельность составляет одну из важнейших характеристик человека. Начиная с определенного возраста большинство людей оказываются включенными в ту или иную профессиональную деятельность, значительная же часть юности уходит на подготовку к ней. Представить себе современногочеловека вне трудовой деятельности крайне сложно.Сущность профессионального становления заключается в превращении индивида в профессионала, способного не только создать потребительные стоимости, но и оказать активное влияние на развитие профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом. Данный процесс начинается задолго до профессионального обучения, которое играет ключевуюроль в профессиональном развитии и не прекращается одновременно с окончанием соответствующего учебного заведения. Такие механизмы, как приобщение человека к труду и формирование профессиональной деятельности, выбор профессионального пути и построение профессиональной карьеры, отношение к себе как профессионалу, во многом определяют процесс и результаты профессионального становления личности.Термин «профессионал» используется в обыденной жизни довольно часто, но в общедоступных энциклопедических словарях его определение отсутствует. И отсутствует оно скорее всего потому, что составители словарей испытывают серьезные трудности при выработке четкого определения данного понятия в силу неопределенности его содержания и размытости объема.Профессионал–понятие комплексное и междисциплинарное, а поэтому оно используется в различных науках, включая социологию, психологию, юриспруденцию, физиологию, педагогику и др.Собственно психологический подход к изучению профессионала предполагает его исследование,вопервых, как личности, вовторых, как индивидуальности, втретьих, как субъекта профессиональной деятельности и профессионального пути. Личность, как справедливо отмечается многими исследователями, не является сугубо психологической категорией. Вместес тем именно в психологии ведутся наиболее интенсивные исследования в данной области, которые в свою очередь активизируют аналогичные исследования в смежных с психологией науках. Характеризуя эту ситуацию, С.Л. Рубинштейн писал: «Понятие личность есть общественная, а не психологическая категория. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладает многообразными свойствами –природными, а не только общественными, –является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того –без сознания. При этом психический аспект личности не расположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей» [16, с. 169].В психологопедагогической литературе общепринятое определение личности профессионала отсутствует. В работах по психологии труда, социальной и педагогической психологии, а также в литературе, посвященной различным видам профессиональной деятельности, встречаются словосочетания типа «личность учителя», «личность рабочего», «личность руководителя» и т.д. Анализ показывает, что чаще всего понятие личности в таком контексте ассоциируется с высоким уровнем эффективности профессиональной деятельности, с оригинальностью ее результатов, их качественными и количественными особенностями. Но такое понимание личности профессионала, жестко привязанное к содержанию и условиям лишь профессиональной деятельности и ее результативности, явно не соответствует сущности данного понятия. Поэтому мы полностью согласны с Е.А. Климовым, который пишет: «Не следует сводить идею профессионализма только к представлению о высоком уровне умелости профессионала... Профессионализм мы будем понимать не как просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека...» [17, с. 151].Исходным уровнем психологического анализа личности профессионала является рассмотрение его как реального человека, участника и организаторапроцесса производства материальных и духовных благ. Такой подход позволяет обозначить метасистему, определяющую формирование личности профессионала и задающую его основные функции, которые заключаются в следующем:–в создании потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность изготовления которых не ниже нормативного уровня;–в производстве, сохранении нормативно одобренного способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения;–в воспроизводстве, сохранении и развитии конкретной профессиональной общности, участником которой он является и которая в свою очередь является частью всей профессиональной общности и частью общества в целом.Конкретизация функций профессионала позволяет обратиться канализу тех качеств личности, которые обеспечивают их реализацию. Это профессионально ориентированные качества, которые делятся на профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК). Разделение профессионально ориентированных качеств личности на две группы не является случайным, так как ПВК и ПЗК поразному влияют на выполнение профессиональных функций. ПЗК определяют отношение человека к профессиональным функциям и профессионализации в целом, степень их принятия, ПВК процесс и результат их выполнения.Наиболее содержательное определение ПВК дается В.Д. Шадриковым, который понимает под ними, «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК» [18, с. 81]. Исходя из определения, главным критерием выделения ПВК является отношение индивидуальных качеств человека к деятельности. Таким образом, под ПВК личности профессионала следует понимать интегральные системные качества, влияющие на эффективность деятельности индивида по поиску и выбору профессии, по освоению профессиональной деятельности в ходе обучения, на результативность социальной и профессиональной адаптации, а также на эффективность выполнения профессиональной деятельности, построение профессиональной карьеры и других форм профессиональной активности человека. Дифференциация роли ПВК и ПЗК позволяет предположить, что они образуют две специфические группы, ориентированные на решение различных задач. В состав первой группы входят качества, обеспечивающие принятие и эффективную реализацию конкретной профессиональной деятельности, а в состав второй –ПВКПЗК, определяющие процесс профессионального развития человека в данном направлении. По форме и по происхождению ПВКПЗК относятся к категории системных качеств: являясь качествами конкретного человека и полностью отражая его индивидуальность, они, тем не менее, реализуются как качества «надындивидуальные», поскольку формируются с учетом профессиональных требований конкретной социальнопроизводственной системы и обеспечивают ее воспроизводство, сохранение и развитие. Именно индивидуальное «наполнение»ПВКПЗК определяет неповторимость личности профессионала, позволяет емуобогащать профессионально ориентированные качества личности качествами своей индивидуальности. Индивидуальность в ходе профессионального становления проявляется дважды: а) на ранних этапах профессионализации, когда она определяет профессиональный выбор, основное направление и содержание профессионального пути; б) на более поздних–как характеристика профессионала и форм его профессиональной активности. Практика показывает, что профессионально зрелая личность –всегда неповторимая индивидуальность, иименно это ее свойство является основным источником развития профессиональной общности, нормативно одобренных способов деятельности. Психологический анализ профессиональной деятельности показывает особое значение для ее осуществления и профессиональной направленности личности.В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается поразному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Ленотьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (А.С.Прангишвили) и т.д. Но во всех подходах ей придается ведущее значение.Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности. Профессиональная направленность, проявляется на определенном этапе развития личности (в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием, которое, с одной стороны, формируется в результате многомерного социальнонравственного, профессионального, личностного самоопределения и в процессе осуществления трудовой или учебной профессиональной деятельности, а с другой стороны, само обуславливает и самоопределение, и деятельность. Профессиональная направленность проявляется в сферах разных профессий и в зависимости от их особенностей имеет соответствующие объектнопредметные характеристики. Е.А. Климовым была разработана схема таких характеристик, согласно которой объектом педагогической профессии является человек, а предметом деятельность, направленная на его развитие, воспитание и обучение. Таким образом, педагогическая направленность, является разновидностью профессиональной [19]. Д.Е.Сьюпер определяет профессиональную направленность как основной и необходимый фактор профессионального развития.А.Роу, опираясь на теорию «иерархии потребностей» А.Маслоу, определяет профессиональную направленность через интересы, установки и ценности личности, тесно связанные с профессиональной деятельностью. В качестве важнейших («системообразующих») факторов личности профессионала является, по мнению Э.Ф.Зеера, направленность личности, которая включает в себя следующие компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение. При этом «на разных этапах становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности» [20, с. 124]. Среди зарубежных исследований наибольший интерес представляет работа Б.Шледера, который рассматривает направленность личности как систему ценностей, с одной стороны, характеризующих личность, а с другой стороны–определяющих «выбор типов, средств и целей поведения» человека.
За время обучения в вузе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов развивается и формируется профессиональная направленность личности, т.е. личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения и взгляды. Все эти черты и компоненты профессиональной направленности служат показателями уровня ее развития и сформированности у студентов, характеризуются устойчивостью (неустойчивостью), доминированием общественных или узколичных мотивов, далекой или близкой перспективой. Положительные изменения в содержании профессиональной направленности проявляются в том, что крепнут мотивы, связанные с будущей профессией: стремление хорошо выполнять свои деловые обязанности, показать себя знающим, умелым специалистом, растут притязания успешнее решать сложные учебные вопросы, задачи, усиливается чувство ответственности, желание добиться успеха на работе.Поступив в вуз, студент постоянно занимается общественно полезной, содержательной деятельностью, в которой в той или иной мере проявляется и формируется профессиональная направленность. Для полноценного изучения профессионального становления личности, важно не только изучать профессионально ориентированные качества и профессиональную направленность, но профессиональную идентичность.
Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э.Эриксона, определившим идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. Идентичность рассматривается как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих эти тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении. Нужно отметить, что развитие идентичности (по Э.Эриксону) нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности–периоды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия, с тем чтобы найтии принять новые ценности, виды деятельности [21]. Тот возраст, в котором находятся студенты младших курсов, юношество, и является, по мнению Э.Эриксона, одной из стадий в развитии идентичности, а также наиболее ярким периодом ее кризиса.Кризис идентичности, как правило, не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на ограниченном числе проблем определенных жизненных сфер. Э.Эриксон в своих работах не прибегал к эмпирическим исследованиям, ограничиваясь теоретическим анализом проблемы идентичности. Когда же его последователи попытались обосновать его идеи эмпирически, оказалось, что приведенные определения идентичности метафоричны и широки, и вследствие этого появились попытки дать более строгое и операциональное определение идентичности. Наиболее известным и плодотворным оказался подход Дж. Марсиа. Дж. Марсиа определил идентичность как «структуру эго–внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Для операционализации понятия идентичностион выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Дж. Марсиа подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на аспекте решения проблем. В работах А. Ватермана в большей степени акцентируется ценностноволевой аспект развития идентичности. А. Ватерман считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А.Ватерман называет элементами идентичности. Они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни [22]. А.Ватерман рассматривает идентичность с процессуальной и содержательной сторон. Вопервых, процесс формирования и существования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Вовторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какойлибо сфере человеческой жизни. Он выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: выбор профессии и профессионального пути; принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; выработка политических взглядов; принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.Профессиональная идентичность является ведущей характеристикой профессионального развития студентов, она свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя в качестве профессионала. Основными показателями профессиональной идентичности являются оценка своих профессиональных и учебных возможностей, удовлетворенность избранной профессией и своими результатами обучения и ряд других [23]. Прежде всего, профессиональная идентичность–это процесс и результат «внутренних и внешних условий» личности субъекта труда; это процесс преломления «внешних условий через внутренние», проявляющийся в принятии решений, выборах, практических действиях, поступках человека, связанных с его профессиональным и личностным самоопределением как субъекта труда, с процессами социализации–его становления как личности, как профессионала, с процессами интеграции индивидуальных особенностей человека, актуализированных его целями и обстоятельствами среды жизнедеятельности. Это процесс «интегральной индивидуальности» (по В.С.Мерлину), становления стиля жизни, формирования личностных новообразований, предполагающих оптимальные согласования множества актуальных и потенциально значимых социальных ролей. По своему содержанию «профессиональнаяидентичность» близка пониманию «идентичности» Э.Эриксона [24, с. 339].Анализ тенденций профессионального развития личности, на стадии обучения в вузе убеждает нас в том, что данный процесс осуществляется крайне неравномерно. Неравномерность проявляется в резких скачках показателей, характеризующих различные аспекты профессионального становления личности.
Рассмотрение данной темы не ограничивалось только рассмотрением теоретических аспектов, но и также было проведено эмпирическое исследование особенностей профессионального развития у студентов педагоговпсихологов на различных курсах обучения в вузе, в том числе ценностей и мотивов, которые являются составляющими личностной направленности и профессиональной идентичности.При проведении исследования нами были получены следующие результаты:–на протяжении пяти лет обучения в вузе ведущими ценностями являются физическое и психическое здоровье, любовь, а также наблюдается активное увеличение значимости ценности счастливая семейная жизнь. Следовательно, мы можем говорить, что ценностные ориентации не имеют столь значительных изменений, чтобы повлиять на направленность личности;–при помощи методов математической статистики было подтверждено, что на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется;–проследив динамику развития различных видов направленности студентов можно говорить о том, что резкое изменение направленности (коллективистской и личностной) приходится на второй и четвертый годы обучения в вузе, деловая направленность (направленность на задачу), наоборот, имеет тенденцию возрастать к концу обучения в вузе. Следовательно, развитие профессиональной направленности характеризуется неравномерностью;–становление профессиональной идентичности осуществляется крайне неравномерно. Критическими периодами ее формирования являются IIи IVкурсы обучения в вузе. Эти данные, скорее всего, свидетельствуют о том, что на втором курсе студент преодолевает школьную идентичность, сложившуюся у него в старших классах средней школы, и начинает обретать студенческую, которая собственно и обеспечивает превращение индивида в то, что мы называем «настоящий студент», и которая на протяжении всего периода обучения в вузе непрерывно развивается, уточняется, конкретизируется, наполняется новым смыслом и содержанием. Первокурсник до определенного момента продолжает ощущать себя еще школьником. Психологически это проявляется в том, что индивид не может до конца поверить в то, что он студент, или не может осознать себя студентом, у него сохраняются школьные привычки, он оценивает все происходящее с позиции школьника, ему неуютно и непривычно в роли студента. Преодоление школьной идентичности затрудняется изза отсутствия у студента реальных представлений о жизни и деятельности студенчества и т.д. К концу IIкурса у него начинает накапливаться «критическая масса» опыта студенческой жизни, которая и позволяет ему окончательно преодолеть школьную идентичность. Критический период формирования идентичности на четвертом курсе, предположительно связан с тем, что студенты проходят педагогическую практику, на основе которой происходит коренная перестройка отношения студента к себе как профессионалу и к будущей профессиональной деятельности. Возможно, это состояние переживается ими как неготовность к самостоятельной деятельности, как ощущение страха перед будущим вообще и профессиональными перспективами в частности, но нужно отметить, что на Vкурсе мораторий сменяется сформированной профессиональной идентичностью, это говорит о том, что система наиболее общих представлений о самом себе, своем месте в мире, а также осознание себя как профессионала, а точнее профессиональная идентичность,у большинствастудентов к концу обучения в вузе уже сформирована.В связи с незначительными изменениями ценностных ориентаций студентов и явных изменений доминирующих мотивов студентов, обучающихся на различных курсах, а также неравномерностью развития профессиональной направленности личности можно говорить, что неустойчивость мотивов и ценностных ориентаций влияет на направленность личности, что ведет к ее изменению.
Ссылки на источники1.Левитов Н.Д. Психология труда. –М.: Учпедгиз, 1963. –332 с.2.Носкова О.Г. Психология труда/ Под ред. Е.А. Климов. –М.: Академия, 2004. –384 с.3.Климов Е.А. Введение в психологию труда.–М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. –350 с.4.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. –Казань, 1969. –278 с.5.Климов Е.А. Как выбирать профессию. –М., 1984. –304 с.6.Носкова О.Г.Указ. соч.7.Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. –М.: Издво УРАО, 2002. –160 с.8.Климов Е.А. Введение в психологию труда. Указ. соч.9.Климов Е.А. Индивидуальный стиль…Указ. соч.10.Климов Е.А. Как выбирать профессию.Указ. соч.11.Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения// Вопросы психологии. –1986. –№ 1.–С. 86–93.12.Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. –М.: МЭИ, 1986. –108 с.13.Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития// Вопросы психологии. –1989.–№ 5. –С. 158–164.14.Носкова О.Г.Указ. соч.15.Михайлов Н.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера// Вопросы психологии. –1975. –№ 5. –С. 110–122.16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.–СПб.: Питер. –713 с.17.Климов Е.А. Введение в психологию труда.Указ. соч.18.Поваренков Ю.П.Указ. соч.19.МитинаЛ.М., КореляковЮ.А., Шавырина Г.В. и др.Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение.–М.: Академия, 2005. –336 с.20.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурноисторической перспективе// Вопросы психологии. –1996. –№ 1.–С. 16–19.21.Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеркционизма и когнитивной психологии// Вопросы психологии. –1996. –№ 1. –С. 131–143.22.Левитов Н.Д.Указ. соч.23.Поваренков Ю.П.Указ. соч.24.Толочек В.А. Современная психология труда. –СПб.: Питер, 2006.–479 с.
Pyanova Ekaterina, An assistant of psychology department of Kazan (Volga) Federal University, YelabugaEkaterina.pyanova@yandex.ruThe psychological analysisof the evolution of the occupational formation of a personAnnotation.The article covers the questions of the occupational formation of a person, which is considered as long holistic process. The main approaches to the study of a professional are systematized in this work; and the content of the occupational evolution of students are disclosed also and its meaningful components are presented.Keywords:professional, occupational bias, occupational trend, occupational identity.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук
Психологический анализ динамики профессионального становления личности
Аннотация.Статья посвящена вопросам изучения профессионального становления личности, которое рассматривается как длительный целостный процесс. В работе систематизированы основные подходы к исследованию профессионала, а также раскрыто содержание профессионального становления студентов и представлены его значимые составляющие.Ключевые слова:профессионал, профессионализация, профессиональная направленность, профессиональная идентичность.
В современном обществе роль личности как участника производства и организатора собственной профессиональной жизни существенно возрастает, растет цена человеческих ошибок и востребованность его творческих возможностей. Все это существенно повышает требования к личности профессионала и ведет к необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования и сопровождения специалистов на различных этапах трудового пути. Решение данных проблем невозможно безизучения психологических закономерностей превращения индивида в профессионала.
В отечественной психологии к числу наиболее распространенных подходов к разработке целостной концепции профессионализации относится комплексный подход, в основе которого лежиткатегория профессиональной пригодности. При данном подходе процесс профессионализации рассматривается как формирование или достижение индивидом профессиональной пригодности, ведущими критериями которой являются профессиональная успешность и удовлетворенность трудом (Н.Д.Левитов, К. М. Гуревич, К. К. Платонов, Е. А. Климов) [1–5].Другой подход, характерный для отечественной психологии, связан с понятием «готовность к труду». В нем профессионализация рассматривается как формирование определенной иерархии допрофессиональной и профессиональной готовности к трудовой деятельности (А. А. Смирнов, В. В. Сериков). В ряде работ используется понятие академической готовности к профессиональной деятельности, которая противопоставляется или соотносится с собственно профессиональной готовностью к конкретному виду труда. Академическая готовность формируется в ходе профессионального обучения, она не совпадает с профессиональной и как бы отстает от нее в развитии. Преобразование академической готовности в профессиональную, осуществляется на начальных этапах самостоятельной деятельности, т.е. в процессе активной профессиональной адаптации индивида.Большой объяснительной силой применительно к изучению профессионализации как целостного процесса обладает концепция системогенеза профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков), в которой в качестве ключевого используется понятие психологической системы профессиональной деятельности. С позиции системогенетической концепции В.Д. Шадрикова,суть профессионализациизаключается в становлении и последующей реализации психологической системы профессиональной деятельности, имеющей определенную структуру [6;7]. В данной концепции определены понятия профессиональных способностей и психологической системы деятельности,исследованы системные механизмы формирования структуры профессиональных мотивов и знаний, профессионально важных качеств личности, разработана эффективная модель психологического анализа профессиональной деятельности. К сожалению, положения этой концепции были реализованы только при изучении процессов производственного обучения профессионала. Существенный вклад в развитие психологической концепции профессионализации как целостного процесса внес Е.А. Климов [8–10]. В его исследованиях сформулировано представление о личности профессионала, выявлены основные противоречия профессионального развития и этапы становления субъекта труда, дано понятие индивидуального стиля деятельности, разработана психологическая теория профессиональной консультации и даны рекомендации по ее реализации на практике, осуществлена классификация видов профессиональной деятельности с учетом содержания ее ведущих структурных компонентов. Однако следует констатировать, что положения концепции Е.А. Климова ориентированы в основном на исследование лишь одного из этапов профессионального развития, связанного с профориентацией. Наиболее последовательно целостная концепция профессионализации разрабатывается в трудах Т.В. Кудрявцева [11; 12]. В данной концепции профессионализациярассматривается как целостный процесс профессионального становления личности и обретения ею социальной зрелости. Центральное место в концепции профессионального становления занимает представление автора о четырех стадиях профессионализации, также важноеместо отводится периодам наступления кризисных ситуаций, обострению противоречий, которые фиксируются при переходе от одной стадии к другой. Автор данной концепции выделяет три сквозные линии профессионального развития: развитие мотивационнопотребностной сферы профессионала, формирование операционнотехнических элементов профессиональной деятельности, а также профессиональное самоопределение.Разработка целостных концепций профессионализации в зарубежной психологии в основном осуществляется в рамках направления, которое можно назвать «психология карьеры» (psychologyofcareer) или «карьерное развитие» (careerdevelopment). Это направление берет свое начало с классических трудов Ф. Паркинсона и Э. Шпрангера и опирается на исследования Ш. Бюллери Э. Эриксона, посвященных развитию личности на различных этапах жизненного пути [13].Наряду с традиционными для отечественной психологии понятиями,в зарубежных концепциях профессионализации используются и специфические понятия: профессиональная карьера и типы карьер, карьерное или профессиональное развитие, профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, профессиональная Яконцепция и ряд других.В данном направлении выделяется типологический подход, который становится все более популярным и в отечественной психологии. Суть данного подхода заключается в том, что профессионализация рассматривается как процесс поиска и обретения человеком форм профессиональной деятельности, адекватных некоторомуустойчивому типу индивидуальности человека. Наиболее известным представителем данного подхода является Дж. Голланд. Главная идея заключается в том, что удовлетворенность человека своей профессиональной жизнью не исчерпывается узкопонимаемым перечнем выполняемых им в труде профессиональных задач и действий, а включает и профессиональное общение с людьми близкого, понятного душевного склада, которые образуют своеобразную духовную среду. В отличие от психологов XXвека, соотносивших требования профессии и необходимые для успеха формальные психические функции, способности, он рассматривает соотношение «карьераличность», где главное внимание уделяется описанию личностных типов, которые характеризуются как моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти.Широко распространен в западной психологии психодинамический подход к проблемам профессионализации. В исследованиях данного направления постулируется, что центральная роль в выборе профессии и профессиональной жизни в целом принадлежит различным формам потребностей –от витальных инстинктов до комплексных психодинамических механизмов и структурноличностных инстанций. Большинство авторов данного направления опираются на идеи, сформулированные еще в работах 3. Фрейда, что профессиональная деятельность выступает как форма удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей благодаря «канализации» в ту или иную профессиональную область либидозной (нарцистической, агрессивной или собственно эротической) энергии, а выбор профессии понимается как процесс сублимации. Например, в концепции профессионального развития А.Роу данная идея 3. Фрейда реализуется в том, что автор выделяет тритипа детскородительских отношений, гипотетически порождающих определенные профессиональные интересы зрелой личности [14].Однако одним из наиболее распространенных в западной психологии подходов к профессионализации является концепция профессиональной зрелости или профессионального развития. Концепция стала развиваться с середины 50х годови явилась своеобразной реакцией на сугубо статистический подход к исследованию процесса профессионализации. Основные положения данной концепции заключаются в следующем: люди характеризуются способностями, интересами и свойствами личности; на этой основе каждый человек приходит к ряду профессий, а профессия –к ряду индивидов; в зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор; профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз; на ранних стадиях развитием можно управлять, с одной стороны, посредством формирования у индивида интересов и способностей, с другой стороны, путем поддержания индивида в его стремлении «попробовать» реальную жизнь и развития его Яконцепции; профессиональное развитие состоит, в сущности, в развитии и реализации Яконцепции; взаимодействие Яконцепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни; удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая оказалась подходящей на стадии профессионального развития (стадии пробуждения и исследования, по Д. Сьюперу) [15].В исследованиях Д. Сьюпера было сформулировано понятие «уровень профессиональной зрелости» применительно к различным стадиям развития профессионала (используя работы своих предшественников, повторив и детализировав идеи австрийского психолога Шарлоты Бюллер выделил пять стадий профессионального развития). Профессиональная зрелость характеризуется в целом степенью самостоятельности в решении проблем профессионального развития, причем этот уровень должен изменяться по мере перехода от одних стадий развития к другим. Модель последовательных стадий профессионального развития личности Д.Сьюпера отражает в большей мере вариант продвиженияв рамках выбранной профессиональной области. Важное значение имеет его тезис о том, что профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Яконцепцию», сознание и самосознание личности.Наиболее важным достижением концепции профессионального развития является признание того, что процесс профессионализации –длительный, целостный процесс развития личности. На основе такого понимания складывается новый подход, который базируется на изучении особенностейпрофессионального становления в различных областях деятельности. Последовательная реализация данного подхода поможет решить важные практические проблемы, которые возникают, например, в ходе профориентации. Имеет смысл выделить слабые, а точнее говоря, не до конца проработанные вопросы обсуждаемой концепции. Вопервых, Д. Сьюпер рассматривает профессиональное становление как процесс количественного увеличения какихто признаков, так как понятие развития в данном случае подменяется понятием увеличения. Вовторых, и это вытекает из первого, в исследованиях Д. Сьюпера фактически отсутствует субъект профессионального развития. Есть лишь констатация в эмпирическом плане, как то или другое представление человека о себе коррелирует с тем или другим типом профессионального выбора. Берутся только такие критерии для оценки профессиональной зрелости, которые одинаковы для всех, независимы от целей и желаний субъекта выбора. Несмотря на широту постулируемых Д. Сьюпером положений, процесс профессионального развития редуцируется им до процессов, которые протекают на уровне самосознания человека. Подобная редукция характерна и для других подходов, разрабатываемых как у нас в стране, так и за рубежом.В целом концепция профессионального развития Д. Сьюпера заслуживает самого пристального внимания, поскольку является одной из первых попыток целостного исследования профессионализации. Кроме того, теоретические положения данной концепции (стадии развития, уровни профессиональной зрелости и т.д.), конкретизированные в рамках эмпирическихисследований, можно с успехом использовать на практике.
Профессиональная деятельность составляет одну из важнейших характеристик человека. Начиная с определенного возраста большинство людей оказываются включенными в ту или иную профессиональную деятельность, значительная же часть юности уходит на подготовку к ней. Представить себе современногочеловека вне трудовой деятельности крайне сложно.Сущность профессионального становления заключается в превращении индивида в профессионала, способного не только создать потребительные стоимости, но и оказать активное влияние на развитие профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом. Данный процесс начинается задолго до профессионального обучения, которое играет ключевуюроль в профессиональном развитии и не прекращается одновременно с окончанием соответствующего учебного заведения. Такие механизмы, как приобщение человека к труду и формирование профессиональной деятельности, выбор профессионального пути и построение профессиональной карьеры, отношение к себе как профессионалу, во многом определяют процесс и результаты профессионального становления личности.Термин «профессионал» используется в обыденной жизни довольно часто, но в общедоступных энциклопедических словарях его определение отсутствует. И отсутствует оно скорее всего потому, что составители словарей испытывают серьезные трудности при выработке четкого определения данного понятия в силу неопределенности его содержания и размытости объема.Профессионал–понятие комплексное и междисциплинарное, а поэтому оно используется в различных науках, включая социологию, психологию, юриспруденцию, физиологию, педагогику и др.Собственно психологический подход к изучению профессионала предполагает его исследование,вопервых, как личности, вовторых, как индивидуальности, втретьих, как субъекта профессиональной деятельности и профессионального пути. Личность, как справедливо отмечается многими исследователями, не является сугубо психологической категорией. Вместес тем именно в психологии ведутся наиболее интенсивные исследования в данной области, которые в свою очередь активизируют аналогичные исследования в смежных с психологией науках. Характеризуя эту ситуацию, С.Л. Рубинштейн писал: «Понятие личность есть общественная, а не психологическая категория. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладает многообразными свойствами –природными, а не только общественными, –является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того –без сознания. При этом психический аспект личности не расположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей» [16, с. 169].В психологопедагогической литературе общепринятое определение личности профессионала отсутствует. В работах по психологии труда, социальной и педагогической психологии, а также в литературе, посвященной различным видам профессиональной деятельности, встречаются словосочетания типа «личность учителя», «личность рабочего», «личность руководителя» и т.д. Анализ показывает, что чаще всего понятие личности в таком контексте ассоциируется с высоким уровнем эффективности профессиональной деятельности, с оригинальностью ее результатов, их качественными и количественными особенностями. Но такое понимание личности профессионала, жестко привязанное к содержанию и условиям лишь профессиональной деятельности и ее результативности, явно не соответствует сущности данного понятия. Поэтому мы полностью согласны с Е.А. Климовым, который пишет: «Не следует сводить идею профессионализма только к представлению о высоком уровне умелости профессионала... Профессионализм мы будем понимать не как просто некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека...» [17, с. 151].Исходным уровнем психологического анализа личности профессионала является рассмотрение его как реального человека, участника и организаторапроцесса производства материальных и духовных благ. Такой подход позволяет обозначить метасистему, определяющую формирование личности профессионала и задающую его основные функции, которые заключаются в следующем:–в создании потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность изготовления которых не ниже нормативного уровня;–в производстве, сохранении нормативно одобренного способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения;–в воспроизводстве, сохранении и развитии конкретной профессиональной общности, участником которой он является и которая в свою очередь является частью всей профессиональной общности и частью общества в целом.Конкретизация функций профессионала позволяет обратиться канализу тех качеств личности, которые обеспечивают их реализацию. Это профессионально ориентированные качества, которые делятся на профессионально важные (ПВК) и профессионально значимые (ПЗК). Разделение профессионально ориентированных качеств личности на две группы не является случайным, так как ПВК и ПЗК поразному влияют на выполнение профессиональных функций. ПЗК определяют отношение человека к профессиональным функциям и профессионализации в целом, степень их принятия, ПВК процесс и результат их выполнения.Наиболее содержательное определение ПВК дается В.Д. Шадриковым, который понимает под ними, «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК» [18, с. 81]. Исходя из определения, главным критерием выделения ПВК является отношение индивидуальных качеств человека к деятельности. Таким образом, под ПВК личности профессионала следует понимать интегральные системные качества, влияющие на эффективность деятельности индивида по поиску и выбору профессии, по освоению профессиональной деятельности в ходе обучения, на результативность социальной и профессиональной адаптации, а также на эффективность выполнения профессиональной деятельности, построение профессиональной карьеры и других форм профессиональной активности человека. Дифференциация роли ПВК и ПЗК позволяет предположить, что они образуют две специфические группы, ориентированные на решение различных задач. В состав первой группы входят качества, обеспечивающие принятие и эффективную реализацию конкретной профессиональной деятельности, а в состав второй –ПВКПЗК, определяющие процесс профессионального развития человека в данном направлении. По форме и по происхождению ПВКПЗК относятся к категории системных качеств: являясь качествами конкретного человека и полностью отражая его индивидуальность, они, тем не менее, реализуются как качества «надындивидуальные», поскольку формируются с учетом профессиональных требований конкретной социальнопроизводственной системы и обеспечивают ее воспроизводство, сохранение и развитие. Именно индивидуальное «наполнение»ПВКПЗК определяет неповторимость личности профессионала, позволяет емуобогащать профессионально ориентированные качества личности качествами своей индивидуальности. Индивидуальность в ходе профессионального становления проявляется дважды: а) на ранних этапах профессионализации, когда она определяет профессиональный выбор, основное направление и содержание профессионального пути; б) на более поздних–как характеристика профессионала и форм его профессиональной активности. Практика показывает, что профессионально зрелая личность –всегда неповторимая индивидуальность, иименно это ее свойство является основным источником развития профессиональной общности, нормативно одобренных способов деятельности. Психологический анализ профессиональной деятельности показывает особое значение для ее осуществления и профессиональной направленности личности.В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается поразному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Ленотьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (А.С.Прангишвили) и т.д. Но во всех подходах ей придается ведущее значение.Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности. Профессиональная направленность, проявляется на определенном этапе развития личности (в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием, которое, с одной стороны, формируется в результате многомерного социальнонравственного, профессионального, личностного самоопределения и в процессе осуществления трудовой или учебной профессиональной деятельности, а с другой стороны, само обуславливает и самоопределение, и деятельность. Профессиональная направленность проявляется в сферах разных профессий и в зависимости от их особенностей имеет соответствующие объектнопредметные характеристики. Е.А. Климовым была разработана схема таких характеристик, согласно которой объектом педагогической профессии является человек, а предметом деятельность, направленная на его развитие, воспитание и обучение. Таким образом, педагогическая направленность, является разновидностью профессиональной [19]. Д.Е.Сьюпер определяет профессиональную направленность как основной и необходимый фактор профессионального развития.А.Роу, опираясь на теорию «иерархии потребностей» А.Маслоу, определяет профессиональную направленность через интересы, установки и ценности личности, тесно связанные с профессиональной деятельностью. В качестве важнейших («системообразующих») факторов личности профессионала является, по мнению Э.Ф.Зеера, направленность личности, которая включает в себя следующие компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение. При этом «на разных этапах становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности» [20, с. 124]. Среди зарубежных исследований наибольший интерес представляет работа Б.Шледера, который рассматривает направленность личности как систему ценностей, с одной стороны, характеризующих личность, а с другой стороны–определяющих «выбор типов, средств и целей поведения» человека.
За время обучения в вузе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов развивается и формируется профессиональная направленность личности, т.е. личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения и взгляды. Все эти черты и компоненты профессиональной направленности служат показателями уровня ее развития и сформированности у студентов, характеризуются устойчивостью (неустойчивостью), доминированием общественных или узколичных мотивов, далекой или близкой перспективой. Положительные изменения в содержании профессиональной направленности проявляются в том, что крепнут мотивы, связанные с будущей профессией: стремление хорошо выполнять свои деловые обязанности, показать себя знающим, умелым специалистом, растут притязания успешнее решать сложные учебные вопросы, задачи, усиливается чувство ответственности, желание добиться успеха на работе.Поступив в вуз, студент постоянно занимается общественно полезной, содержательной деятельностью, в которой в той или иной мере проявляется и формируется профессиональная направленность. Для полноценного изучения профессионального становления личности, важно не только изучать профессионально ориентированные качества и профессиональную направленность, но профессиональную идентичность.
Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э.Эриксона, определившим идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. Идентичность рассматривается как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих эти тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении. Нужно отметить, что развитие идентичности (по Э.Эриксону) нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности–периоды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия, с тем чтобы найтии принять новые ценности, виды деятельности [21]. Тот возраст, в котором находятся студенты младших курсов, юношество, и является, по мнению Э.Эриксона, одной из стадий в развитии идентичности, а также наиболее ярким периодом ее кризиса.Кризис идентичности, как правило, не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на ограниченном числе проблем определенных жизненных сфер. Э.Эриксон в своих работах не прибегал к эмпирическим исследованиям, ограничиваясь теоретическим анализом проблемы идентичности. Когда же его последователи попытались обосновать его идеи эмпирически, оказалось, что приведенные определения идентичности метафоричны и широки, и вследствие этого появились попытки дать более строгое и операциональное определение идентичности. Наиболее известным и плодотворным оказался подход Дж. Марсиа. Дж. Марсиа определил идентичность как «структуру эго–внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Для операционализации понятия идентичностион выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Дж. Марсиа подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на аспекте решения проблем. В работах А. Ватермана в большей степени акцентируется ценностноволевой аспект развития идентичности. А. Ватерман считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А.Ватерман называет элементами идентичности. Они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни [22]. А.Ватерман рассматривает идентичность с процессуальной и содержательной сторон. Вопервых, процесс формирования и существования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Вовторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какойлибо сфере человеческой жизни. Он выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: выбор профессии и профессионального пути; принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; выработка политических взглядов; принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.Профессиональная идентичность является ведущей характеристикой профессионального развития студентов, она свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя в качестве профессионала. Основными показателями профессиональной идентичности являются оценка своих профессиональных и учебных возможностей, удовлетворенность избранной профессией и своими результатами обучения и ряд других [23]. Прежде всего, профессиональная идентичность–это процесс и результат «внутренних и внешних условий» личности субъекта труда; это процесс преломления «внешних условий через внутренние», проявляющийся в принятии решений, выборах, практических действиях, поступках человека, связанных с его профессиональным и личностным самоопределением как субъекта труда, с процессами социализации–его становления как личности, как профессионала, с процессами интеграции индивидуальных особенностей человека, актуализированных его целями и обстоятельствами среды жизнедеятельности. Это процесс «интегральной индивидуальности» (по В.С.Мерлину), становления стиля жизни, формирования личностных новообразований, предполагающих оптимальные согласования множества актуальных и потенциально значимых социальных ролей. По своему содержанию «профессиональнаяидентичность» близка пониманию «идентичности» Э.Эриксона [24, с. 339].Анализ тенденций профессионального развития личности, на стадии обучения в вузе убеждает нас в том, что данный процесс осуществляется крайне неравномерно. Неравномерность проявляется в резких скачках показателей, характеризующих различные аспекты профессионального становления личности.
Рассмотрение данной темы не ограничивалось только рассмотрением теоретических аспектов, но и также было проведено эмпирическое исследование особенностей профессионального развития у студентов педагоговпсихологов на различных курсах обучения в вузе, в том числе ценностей и мотивов, которые являются составляющими личностной направленности и профессиональной идентичности.При проведении исследования нами были получены следующие результаты:–на протяжении пяти лет обучения в вузе ведущими ценностями являются физическое и психическое здоровье, любовь, а также наблюдается активное увеличение значимости ценности счастливая семейная жизнь. Следовательно, мы можем говорить, что ценностные ориентации не имеют столь значительных изменений, чтобы повлиять на направленность личности;–при помощи методов математической статистики было подтверждено, что на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется;–проследив динамику развития различных видов направленности студентов можно говорить о том, что резкое изменение направленности (коллективистской и личностной) приходится на второй и четвертый годы обучения в вузе, деловая направленность (направленность на задачу), наоборот, имеет тенденцию возрастать к концу обучения в вузе. Следовательно, развитие профессиональной направленности характеризуется неравномерностью;–становление профессиональной идентичности осуществляется крайне неравномерно. Критическими периодами ее формирования являются IIи IVкурсы обучения в вузе. Эти данные, скорее всего, свидетельствуют о том, что на втором курсе студент преодолевает школьную идентичность, сложившуюся у него в старших классах средней школы, и начинает обретать студенческую, которая собственно и обеспечивает превращение индивида в то, что мы называем «настоящий студент», и которая на протяжении всего периода обучения в вузе непрерывно развивается, уточняется, конкретизируется, наполняется новым смыслом и содержанием. Первокурсник до определенного момента продолжает ощущать себя еще школьником. Психологически это проявляется в том, что индивид не может до конца поверить в то, что он студент, или не может осознать себя студентом, у него сохраняются школьные привычки, он оценивает все происходящее с позиции школьника, ему неуютно и непривычно в роли студента. Преодоление школьной идентичности затрудняется изза отсутствия у студента реальных представлений о жизни и деятельности студенчества и т.д. К концу IIкурса у него начинает накапливаться «критическая масса» опыта студенческой жизни, которая и позволяет ему окончательно преодолеть школьную идентичность. Критический период формирования идентичности на четвертом курсе, предположительно связан с тем, что студенты проходят педагогическую практику, на основе которой происходит коренная перестройка отношения студента к себе как профессионалу и к будущей профессиональной деятельности. Возможно, это состояние переживается ими как неготовность к самостоятельной деятельности, как ощущение страха перед будущим вообще и профессиональными перспективами в частности, но нужно отметить, что на Vкурсе мораторий сменяется сформированной профессиональной идентичностью, это говорит о том, что система наиболее общих представлений о самом себе, своем месте в мире, а также осознание себя как профессионала, а точнее профессиональная идентичность,у большинствастудентов к концу обучения в вузе уже сформирована.В связи с незначительными изменениями ценностных ориентаций студентов и явных изменений доминирующих мотивов студентов, обучающихся на различных курсах, а также неравномерностью развития профессиональной направленности личности можно говорить, что неустойчивость мотивов и ценностных ориентаций влияет на направленность личности, что ведет к ее изменению.
Ссылки на источники1.Левитов Н.Д. Психология труда. –М.: Учпедгиз, 1963. –332 с.2.Носкова О.Г. Психология труда/ Под ред. Е.А. Климов. –М.: Академия, 2004. –384 с.3.Климов Е.А. Введение в психологию труда.–М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. –350 с.4.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. –Казань, 1969. –278 с.5.Климов Е.А. Как выбирать профессию. –М., 1984. –304 с.6.Носкова О.Г.Указ. соч.7.Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. –М.: Издво УРАО, 2002. –160 с.8.Климов Е.А. Введение в психологию труда. Указ. соч.9.Климов Е.А. Индивидуальный стиль…Указ. соч.10.Климов Е.А. Как выбирать профессию.Указ. соч.11.Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения// Вопросы психологии. –1986. –№ 1.–С. 86–93.12.Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. –М.: МЭИ, 1986. –108 с.13.Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития// Вопросы психологии. –1989.–№ 5. –С. 158–164.14.Носкова О.Г.Указ. соч.15.Михайлов Н.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера// Вопросы психологии. –1975. –№ 5. –С. 110–122.16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.–СПб.: Питер. –713 с.17.Климов Е.А. Введение в психологию труда.Указ. соч.18.Поваренков Ю.П.Указ. соч.19.МитинаЛ.М., КореляковЮ.А., Шавырина Г.В. и др.Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение.–М.: Академия, 2005. –336 с.20.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурноисторической перспективе// Вопросы психологии. –1996. –№ 1.–С. 16–19.21.Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеркционизма и когнитивной психологии// Вопросы психологии. –1996. –№ 1. –С. 131–143.22.Левитов Н.Д.Указ. соч.23.Поваренков Ю.П.Указ. соч.24.Толочек В.А. Современная психология труда. –СПб.: Питер, 2006.–479 с.
Pyanova Ekaterina, An assistant of psychology department of Kazan (Volga) Federal University, YelabugaEkaterina.pyanova@yandex.ruThe psychological analysisof the evolution of the occupational formation of a personAnnotation.The article covers the questions of the occupational formation of a person, which is considered as long holistic process. The main approaches to the study of a professional are systematized in this work; and the content of the occupational evolution of students are disclosed also and its meaningful components are presented.Keywords:professional, occupational bias, occupational trend, occupational identity.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук