Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жилина Л. Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S5. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13543.htm.
Аннотация. Автор статьи обосновывает значение психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к условиям вуза; экспериментальным путем выявлены проблемы адаптации, описывается опыт работы куратора, различные формы психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жилина Людмила Яковлевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрогludmila.zhilina@mail.ru

Организация психологопедагогического сопровождениястудентовпервокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза

Аннотация.Автор статьи обосновывает значение психологопедагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к условиям вуза; экспериментальным путем выявлены проблемы адаптации, описывается опыт работы куратора, различные формы психологопедагогического сопровождения студентовпервокурсников. Ключевые слова:адаптация, социализация, психологопедагогическое сопровождение, профессиональное образование, профессиональное становление, кураторство, адаптационный лагерь.

Проблема адаптации студентовпервокурсников к условиям вуза находится в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Ученые подчеркивают, что у первокурсников не сформированы навыки и умения, необходимые для успешного овладения программой высшей школы. Попытки студентов компенсировать эти недостатки усидчивостью не всегда приводят к успеху. Процесс адаптации у некоторых студентов затягивается на несколько месяцев, прежде чем они смогут приспособиться к условиям обучения в институте.Абитуриенты, не всегда выбирают вуз и будущую специальность осознанно. Многие школьники (по нашим данным до 40%) до окончания школы не знают, где хотели бы получить образование и кем станут в будущем. Их профессиональные планы размыты.От того, как произойдет вхождение студента в новую социальную среду, насколько успешно будут преодолены трудности, связанные с приобретением профессиональных навыков будет зависеть успешность самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. С учетом вышесказанного был сделан выбор темы исследования:«Организация психологопедагогического сопровождения студентовпервокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе».Задачи исследования:выявить трудности адаптации студентов первого курса;

рассмотреть различные формы психологопедагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к условиям вуза.Термин «адаптация» становится все более употребим не только с точки зрения биологического приспособления организма к условиям среды, не только как процесс перестройки физиологических систем организма к новым условиям жизни. Такое слишком узкое понятие адаптации не перспективно. Человек, как сложная психологическая система, взаимодействуя со средой, либо входит в гармоничное взаимодействие с внешним миром и с самим собой, либо вступает в конфликт, что всегда приводит к рассогласованию деятельности и поведения. В психологии под термином «адаптация» понимается процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Социальная адаптацияпонимается как «готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей» [1, с.17].Изучая теорию вопроса, мы проанализировали результаты исследований, проведенных в других учебных заведениях. Так, например, Н.Г.Репьёва описывает подобное исследование в Алтайском институте текстильной и легкой промышленности. В ходе диагностики ученые определили, что успешно адаптировались 60% студентовпервокурсников, практически безболезненно –28%. Причем к последней категории относились студенты, которые ранее обучались в лицеях, гимназиях и колледжах. 12% студентов испытывали трудности при вхождении в новую социальную среду [2]. Исследования О.В.Лякишевой, С.Б.Казаковой, проведенные в СанктПетербургском Медицинском техникуме, выявили проблемы адаптации у 23% студентов [3].Экспериментальное исследование проводилось нами на базе факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова. Анализ социальных паспортов студенческих групп показал, что 48,5% студентов (17) –это студенты, проживающие до поступления в институт в Неклиновском, МатвеевоКурганском, Куйбышевском районах Ростовской области; 51,4% (18) –городские жители. В группу попали юноши и девушки из семейразного социального уровня: 14% родителей студентов это малообеспеченные, пенсионеры и инвалиды. Очевидно, что период адаптации у студентов из разных семей будет различным.Показателями адаптации студентов являются: академическая успеваемость, активность участия студентов в различных сферах жизнедеятельности факультета (объективные), а также удовлетворенность учебой в вузе в целом или отдельными ее проявлениями (субъективные) [4]. Для выявления проблем адаптации студентов, их профессиональной мотивации мыопросили 30 респондентовпервокурсников, обучающихся по направлению «Психологопедагогическое образование» (профиль «Психология образования»). В ходе анкетирования на вопрос «Почему вы выбрали факультет психологии и социальной педагогики?» студенты ответили следующим образом: 63,3% первокурсников выбрали обучение на факультете, потому что мечтают работать в сфере образования педагогомпсихологом; 16,7% студентов пришли по совету родственников; 20% написали «другая причина»; для 96,7 % студентов в процессе обучения важно стать квалифицированным специалистом и получить глубокие знания; 3,3% первокурсников наиболее важным считают получение диплома о высшем образовании. При выяснении трудностей, с которыми столкнулись первокурсники, определили:для 43,3% это включенность в учебновоспитательный процесс; 16,7 % указали на трудности вхождения в новую социальную среду; для 13,3 % оказалось трудным вхождение в новую систему отношений; 26,7 % выбрали «другое».Преподавателям, работающим со студентамипервокурсниками, было предложено отметить активность студентов на семинарских и практических занятиях по трем показателям: всегда активен;работает время от времени;не работает. Полученные результаты отражает таблица(табл. 1). Таблица 1Средние показатели активности студентов на семинарских и практических занятиях

№Показатели активности студентов на практических занятияхРезультаты1Всегда активны30,03%2Работают,время от времени47,13%3Не работают22,6%

Было выявлено, что активность студентов неравнозначна на занятиях у разных преподавателей и колеблется от 8,5% до 42, 8%. Мы полагаем, что столь значительная разница связана не только со спецификой читаемого курса, но и с личностными и профессиональными качествами самих преподавателей. У педагогов, использующих интерактивные формы занятий активность студентов значительно выше. Беспокойство вызывает достаточно большое количество пассивных студентов. В среднем 22,6% первокурсников не готовятся или отмалчиваются на практических занятиях. По итогам первой экзаменационной сессии в группе студентовпсихологов 58,8% (20 человек) успешно сдали сессию (из них 9 отличники и 11 хорошисты) и 20,5, % (7 человек) оказались задолжниками. В группе студентов социальных педагогов 81,8% (18 человек) сдали сессию успешно (из них 9 отличники и хорошисты), а 18,9% (4 человека) оказались задолжниками. Таким образом, подводя итоги диагностики можно сделать вывод, что для 67,9% студентовпервокурсников процесс адаптации в целом прошел успешно,но у 19,6% первокурсников возникли серьезные проблемы. Именно эти студенты в большей степени нуждаются в психологопедагогическом сопровождении.Психологопедагогическое сопровождение является комплексной технологией помощи студентупервокурснику в решении задач профессионального становления, профессионального развития, обучения, воспитания и в целом процесса социализации. Цель психологопедагогического сопровождения –помочь каждому студенту быть успешным. Формы психологопедагогического сопровождения различны и могут осуществляться коллективно, в малой группе и индивидуально.Кураторство –одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками профессорскопреподавательского состава. Основными направлениями деятельности куратора в вузе являются: вовлечение студентов в социально активную жизнь, формирование у них чувства ответственности, воспитание нравственно и физически здоровой личности.На факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова кураторская работа велась всегда и фактически не прекращалась даже в те годы, когда была официально отменена. Все это время мы стремились сохранить свои лучшие традиции и учесть в работе новые реалии. Изучение личности и коллектива студентов начинается с анализа состава группы (количественного, половозрастного, социального). Наблюдения за студентами в неформальной обстановке, анкетирование, индивидуальные беседы со студентами позволяют выявить их интересы, увлечения, потребности, определить лидеров группы исформировать актив.Особую заботу куратора с целью предупреждения возможных негативных поступков представляет собой выявление студентов «группы риска». Для этого нами используютсяиндивидуальные беседы с преподавателями, работающими на первом курсе, поддерживается связь с родителями студентов. Все вышеперечисленное позволяет составить социальнопсихологический портрет группы и учитывать данные при планировании воспитательной работы, организации коллективных творческих дел.Традиционной формой работы кураторов с первокурсниками стало проведение на базе Детского оздоровительного центра «Солнечная поляна» (Неклиновский район Ростовской области) адаптационного лагеря «Родные берега». Адаптационный лагерь –это своеобразная новая форма работы кураторов вуза, которая проходит вне стен института. Программа, проходящая в этих лагерях, помогает начинающим студентам безболезненно влиться в коллектив. Главная цель адаптационных лагерей –это погружение в культуру вуза с целью последующего эффективного обучения на факультете. В лагере у первокурсника проще идет освоение форм работы в институте, формируется благоприятный климат в группах. Адаптационный лагерь –одно из любимых мероприятий для всех студентов факультета психологии и социальной педагогики, но особенно для первокурсников. «Родные берега» –такое название было дано самими студентами данному мероприятию. Программа выездного творческого сбора первокурсников, готовится при участии студентовтьюторов и обычно делится на несколько тематических блоков: уже полюбившийся верёвочный курс, фотоигру «Социальный кадр», творческие мастерские от кураторов студенческих групп, танцевальный марафон, традиционный фестиваль творчества первокурсников «Мы зажигаем звёзды!».Свежий воздух, солнечная погода, отличный обед помогают в создании неповторимой атмосферы сотворчества первокурсников, студентовтьюторов и педагогов. Первый месяц обучения в институте –это только первый шаг в становлении личности будущих социальных педагогов и педагоговпсихологов. Историческим стало исполнение студентами факультета гимна факультета, авторами которого является профессор Т.Д.Скуднова и студенты первого выпуска педагоговпсихологов. Финальный аккорд дня –традиционный орлятский круг, легенда о сердце, общая песня и фото. На память об этом мероприятии студентытьюторы вручают всем участникам бумажные красные сердца. Еще одной формой работы куратора является вовлечение студентовпервокурсников в совместную работу со студентами старших курсов, проведение открытых кураторских часов. Так студенты первого и пятого курсов факультета психологии и социальной педагогики на базе Дворца молодежи городаТаганрога приняли участие в открытом кураторском часе на тему: «Молодёжные субкультуры: жизнь вне общества или источники разнообразия модных стилей?». Накануне студенты просмотрели и обсудили видео материалы о молодежных неформальных объединениях. В структуре мероприятия были выделены две составляющие: парламентские дебаты и работа в творческих группах. В дебатах студенты пятого курса продемонстрировали первокурсникам ораторские способности, умение убедительно, лаконично и аргументировано отстаивать собственную позицию. Студентыпервокурсники, работая в творческих группах, попытались отобразить в виде коллажа конкретную молодежную субкультуру и разрешить указанную педагогическую проблему с точки зрения ее представителей. Хочется отметить инновационный характер такого рода мероприятий, –идея вовлечения студентов первого курса в совместную с выпускниками деятельность отвечает современным требованиям, предъявляемым к преподавателям при организации воспитательной работы. Активное участие при подготовке и проведении кураторского часа принимали студентыпятикурсники. Еще одной формой работы куратора со студентами является организация и проведение мастерклассов. Так при поддержке Отдела по делам молодёжи Администрации г. Таганрога состоялся мастеркласс по социальному проектированию. Темой мастеркласса стала актуальная проблема патриотического воспитания в детскоюношеской среде. Участникам было предложено в виде традиционной схемы социального проекта рассмотреть указанную проблему патриотического воспитания с точки зрения таких социальных институтов,как «семья», «школа», «СМИ», «сверстники», «армия» и др. Усвоение содержания обучающего блока мастеркласса позволило перейти к самостоятельному анализу роли социальных институтов в форме презентации проектов участников. Примечательно, что многие из идей,предложенных студентами, оказались созвучны: идея «пирамиды времени», вахты памяти, «семейного» патриотического стенда в образовательных учреждениях, популяризации творческих произведений о Родине в школьных СМИ, идея совместной работы с комитетом ветеранов ВОВ и др. Жюри, в состав которого кроме преподавателейкураторов входили культорг факультета, член Молодёжного правительства г. Таганрога. Оценивая актуальность, креативность, социальную значимость, инновационный характер предложенной идеи, ораторские способности авторов проекта, члены жюри отметили самые оригинальные идеи, наградив участников мастеркласса почётными грамотами Начальника Отдела по делам молодежи Администрации г. Таганрога. Практическому разрешению проблемы адаптации первокурсника к условиям вуза способствует также участие студентов в творческих конкурсах, молодежных форумах разного уровня, работе педагогических отрядов, социальнопедагогических акциях в детских домах, школахинтернатах, социальных учреждениях города и области. Одновременно решается проблема активизации личностнопрофессиональной самостоятельности студентов. Примечательно, что ростом социальной активности студентов улучшается их успеваемость, развивается профессиональная мотивация.Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что:успешная адаптация студентапервокурсника к условиям вуза непосредственным образом влияет на успешность в учебе и развитие его личности и предполагает активную включенность: в новую социальную среду; в учебнопознавательный процесс; в новую систему отношений.адаптационный лагерь, кураторство и другие формы психологопедагогического сопровождения оказывают эффективную помощь в прохождении трудного этапа в жизни студента.

Ссылки на источники1.Кудрявцев В.Н.,НесерсянцВ.С.Социальные отклонения. Введение в общую теорию. –М.: Юридическая литература, 1984.–320 с.2.Репьёва Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе–

URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf .3.Лякишева О.В., Казакова С.Б. Эффективная адаптация студентов первого курса –залог успешного обучения и профессионального определения личности.–URL: http://economics.openmechanics.com/articles/393.pdf.4.ОсадчаяГ.И.Социальноезнаниеисоциальнаяпрактика.–М.: Академический проект, 2003. –160 с. Zhilina Lyudmila, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Chair of Personal Pedagogy and Psychology of A.P.Chekhov Taganrog State Pedagogical Instituteludmila.zhilina@mail.ruThe organization of psychopedagogical support of firstyear students during their adaptation to the universityAbstract.The author substantiates the importance of psychopedagogical support provided to firstyear students during their adaptation to University life. The adaptation problems have been identified experimentally. The author also describes the experience of an academic adviser as well as various forms of psychopedagogical support provided to firstyear students.Keywords:adaptation, socialization, psychopedagogical support, professional education, professional formation, academic advising, adaptation camp.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»