Работа по внеклассному чтению с детьми шестилетнего возраста.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гурбанова Д. Р. Работа по внеклассному чтению с детьми шестилетнего возраста. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 666–670. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53135.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования досуговой культуры младших школьников во внеучебное время средствами чтения, использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям, развитию способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения.Статья представляет собой описание основных форм и методов по формированию досуговой культуры младших школьников через «чтение», реализация которых расширит возможности воспитательного процесса в социально-культурной сфере и будет способствовать созданию условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеучебной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Автор статьи:Гурбанова Динара РашитовнаМесто работы:МБОУ «СОШ №15», Республика Башкортостан, г.СтерлитамакДолжность:учитель начальных классовЭлектронный адрес:Gurbanova1@yandex.ruНазвание статьи:Работа по внеклассному чтению с детьми шестилетнего возраста.Ключевые слова:учитель, дети, детские книги, желание, обучение, интерес.Аннотация:В статье рассматриваются вопросы формирования досуговой культуры младших школьников во внеучебное время средствами чтения, использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям, развитию способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения.

Статья представляет собой описание основных форм и методов по формированию досуговой культуры младших школьников через «чтение», реализация которых расширит возможности воспитательного процесса в социальнокультурной сфере и будет способствовать созданию условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеучебной деятельности.Annotation:The article covers issues of formation of leisure culture of Junior pupils during nonschool time readers, the use of activeand nonstandard forms of extracurricular activities of students, corresponding to their interests and capabilities, development of abilities to accurately evaluate their own and others ' achievements.

The article presents a description of the main forms and methods of formation of leisure culture of schoolchildren through «reading», realization of which will expand the possibilities of the educational process in the sociocultural sphere and will promote the creation of conditions for equal manifestations of the pupils of the class their individual capacities in extra curriculum activities.











Работа по внеклассному чтению с детьми шестилетнего возраста.Мы живем в необычно ответственное время, когда на школу возложена большая забота о детях.Мы, учителя, призваны настойчиво трудиться, совершенствовать обучение и воспитание учащихся, формировать у младших школьников идейность, активность прививать любовь к труду. И осуществлять все это нам помогает книга. Книга должна стать тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития.Руководство детским чтениемэто серьезная и нелегкая работа, проводить ее надо продуманно и интересно. Чтобы ребенок полюбил чтение, недостаточно научить его складывать буквы и читатьпо слогам. Для этого нужны уроки., которые бы показали дорогу к книге. И такими уроками являются уроки внеклассного чтения. Доброта и справедливость, любовь к Родине, людям, своему делувсе хорошее из жизни и из киг приходит к детям постепенно и незаметно.От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными ее читателями. Дети, которые пришли из детсада, очень любят книги. С интересом рассматривают в ней иллюстрации, просят почитать. У детей появляется желание быстрее научиться читать. Чтобы поддержать это желание и облегчить детям обучение чтению, я стремлюсь систематически проводить уроки внеклассного чтения.На уроках внеклассного чтения ученики с первых дней обучения встречаются с детскими книгами, доступными и разнообразными по содержанию, учатся слушать их, ориентироваться в них, радоваться встрече с каждой книгой. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть перед детьми мир прекрасного, пережить вместе с героями произведений их удачи и неудачи.Учителя начальных классов знают, что в I классе для проведения уроков внеклассного чтения в соответствии с программой отводится 1517 минут еженедельно (так называемые минутки внеклассного чтения). Это не так много. Однако если систематически и методически правильно проводить эти занятия, то дети могут запомнить небольшие сказки, рассказы или стихотворения, выразить свое отношение к поступкам героев, ответить на вопросы: что из прочитанного запомнилось? Было ли при чтении грустно или весело? А главное, дети узнают и запомнят немало книг, научатся их рассматривать, думать над ними, захотят их прочитать.На занятиях внеклассного чтения в I классе закладываются основы читательского кругозора по широкой тематике: о Родине, о животных и растениях, о подвигах, о приключениях и волшебстве, а также умение ориентироваться в детских книгах, например: «Читаем сами», «Для самых маленьких». При этом применяются все умения и навыки, приобретенные на уроках обучения грамоте.У детей шестилетнего возраста еще не сформированы первоначальные читательские умения, техника чтения слаба, поэтому чтениерассматривание книг должно проходить в классе под наблюдением учителя.В начале обучения первоклассники приучаются вслушиваться в текст незнакомого произведения, которое читает учитель, воссоздавать в своем воображении героев, сюжет, находить это произведение по внешним приметам в новой для них книге. А умственную и практическую деятельность своих учеников на уроках внеклассного чтения, я применяю следующие виды работы: а) выразительное чтение произведения вслух. Этот прием помогает учащимся лучше обдумать прочитанное, тщательно подготовиться к его обсуждению. Особенно дети любят, когда им читают рассказы, сказки, потешки,народные песенки;б) чтение стихотворения учителем наизусть. Использование такого приема в работе направляет внимание детей на запоминание прочитанного, развивает у них память, речь, воображение; в) использование инсценировок художественных произведений. Этот прием является хорошим показателем того, как дети воспринимают текст, который им учитель. Выражение детских лиц, жесты, интонация при инсценировании говорят сами за себя. Именно в это время дети еще раз переживают услышанное. Игрыинсценировки по содержанию прочитанного организуются отдельными группами (по желанию). Учитывая психологические особенности детей этого возраста, путем игры пытаюсь оживить в воображении детей прочитанную сказку, стихотворение, рассказ. Здесь развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи. Инсценировки очень любили детском саду. А так как почти все ученики моем классе посещали детский сад, то и в школе продолжают инсценирование художественных произведений с удовольствием. При этом не отказываются от так называемых отрицательных ролей. г) живые картинки по прослушанному произведению. По заданию учителя дети могут изобразить какойто момент из произведения: принять нужные позы, придать лицам необходимые выражения, представить, как одеты персонажи, что их окружает, и рассказать об этом. Этот прием я использую на уроках, привлекая застенчивых, молчаливых детей. Живые картинки мы готовим с этими детьми заранее, а на уроке показываем ученикам. д) беседадискуссия. Этот прием хорош тем, что учит детей рассуждать, размышлять, доказывать. В процессе беседыдискуссии учитель должен задавать вопросы, которые заставляют доказывать собственное мнение, обращаясь к тексту.е) прием словесного рисования дает богатую пищу для накопления детьми личного опыта. Смысл словесного рисования: привитие детям способности воображать прочитанное и как бы видеть его наяву, усматривать за словами картины и образы, без труда не только называть тему любого эпизода или ситуации, но и представлять себе детали каждого изображения, сопутствующие им цвета, формы, звуки, обстоятельства.Дети часто ограничиваются простым указанием на то, что они нарисуют. Учитель должен помочь детям детально представить себе картину, уточнить что делает герой произведения, каков он, в каком окружении находится. Обучение этому приему требует дополнительного оборудования. Оформляя возникающие пространственные представления в словесную картину, на первых уроках главным образом говорит учитель, но опирается на ответы детей. Учитель должен быть очень внимателен у речи школьников, описывающих картины, чтобы своевременно, настойчиво и тактично исправить ее, уточнить.Чем интереснее, нагляднее и творчески проводится работа с книгой, тем прочнее формируется мировоззрение школьников. После каждого проведенного занятия с книгой у ребенка непременно возникает желание попробывать свои силы самостоятельно. Чтобы такое желание не угасло в моем классе создан "Уголок чтения". Дети тянутся к книге, на перемене идут в "Уголок чтения", рассматривают книги, обмениваются друг с другом, играют в библиотеку, приносят свои любимы книги из дома, рассказывают содержание. Многие дети записались в библиотеку.При анализе читаемого произведения стремлюсь к тому, чтобы помочь детям осмыслить впечатление от прочитанного, уяснить главный смысл стиотворения или рассказа, понять мотивы поведения героев и прежде всего позаботиться о том, чтобы картины, созданные словом, живо запечатлевались в их воображении.Чем чаще ребенок обращается к детской книге с желанием удовлетворить свои интересы, тем успешнее он овладевает техникой чтения, быстрее развивается умственно и осознает с помощью книги свои инивидуальные возможности.Воздействие книг на читателей не бывает прямолинейным. Книги приводят в движение все добрые чувства человека, вызывают в нем желание быть лучше, совершеннее. Они учат именно потаму, что расширяют духовные горизонты читателей, делают их более чуткими ко всем проявлениям жизни. В заключении отмечу, что уроки литературного чтения всегда содержат большие воспитательные и образовательные возможности: учат детей работать с книгой, любить ее, развивать художественное восприятие произведений, речь, внимание, образное мышление. Книги учат детей понимать людей, жизнь, обогащают их духовный мир.