Личностно-профессиональная компетентность преподавателя дистанционного обучения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Громова
Т.
В. Личностно-профессиональная компетентность преподавателя дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2022. – № 3 (март). – С.
40–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2022/221016.htm.
Аннотация. В системе дистанционного обучения (СДО), как и в любой другой педагогической системе, состоящей из таких компонентов, как цель, контент, средства, формы и методы обучения, обучающиеся и обучающие, человек обучающий – преподаватель – выступает ключевым компонентом, гарантирующим результативность процесса обучения. Актуальность работы объясняется невероятным скачком в использовании дистанционного обучения как в международной, так и в российской образовательной практике в связи с непрекращающейся пандемией коронавируса, с одной стороны, и недостаточной готовностью преподавателей вуза к использованию дистанционного обучения – с другой. Таким образом, подготовка/повышение квалификации преподавателей вуза, способных и готовых (профессионально, технически, психологически) к реализации деятельности в СДО, становится одной из приоритетных задач современного образования. Цель данной статьи – разработать модель личностно-профессиональной компетентности преподавателя дистанционного обучения как стратегическую перспективу его подготовки и проанализировать составляющие его деятельности. Ведущими подходами в данной работе выступают полисубъектный (в основе которого – богатая и сложная человеческая сущность), профессиографический (подготовка к профессии через ее детальное исследование), культурологический и инновационный (умение быстро реагировать на изменения, диктуемые вновь сложившимися обстоятельствами и внешними условиями). Основные результаты работы заключаются в обосновании особенности профессиональной деятельности преподавателя дистанционного обучения; разработке модели целостной личностно-профессиональной компетентности преподавателя дистанционного обучения; анализе компонентов его деятельности. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний, касающихся квалификационной характеристики преподавателей дистанционного обучения. Практическая значимость работы состоит в применении полученных результатов при подготовке/повышении квалификации преподавателей вузов для работы в условиях дистанционного обучения. Приобретенные знания можно применять при обучении преподавателей не только в высших, но и в средних учебных заведениях различного профиля.
Ключевые слова:
компетенция, дистанционное обучение, компетентность, дистанционное образование, тьютор, преподаватель дистанционного обучения, система дистанционного обучения
Похожие статьи
- Информационный этап технологии подготовки преподавателей вуза к работе в режиме дистанционного обучения
- Структура и вопросы организации профессиональной деятельности преподавателя дистанционного обучения
- Использование личностно ориентированного подхода в дистанционном обучении в вузе
- Совершенствование информационной компетентности инженерно-педагогических кадров как фактор повышения качества профессионального образования
- КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ