Психологические проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации.
Выпуск:
ART 53416
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черепкова
Н.
В.,
Ермакова
А.
В. Психологические проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2066–2070. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53416.htm.
Аннотация. В ходе профессионального самоопределения у любого подростка могут возникнуть кризисы, но дети-сироты особенно им подвержены. Это в первую очередь неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, а так же, несформированная «Я - концепция» и проблемы с ее коррекцией, к которым особенно подвержены подростки. А так же, вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с данной категорией учащихся. Итак, проблеме профессионального
самоопределения подростков – сирот необходимо уделять особое внимание,поскольку они должны уметь осознанно строить профессиональные и жизненные планы и самостоятельно действовать на разных этапах жизненного пути.
Ключевые слова:
самореализация, самоопределение, профессиональное
самоопределение, социальная депривация, подростковый возраст, контрольная группа, экспериментальная группа
Текст статьи
Черепкова Наталья Викторовнакандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Северо–Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь Ермакова Александра Викторовнастудент 3 курса специальности «Логопедия. Специальная психология» ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь alex_nechaeva92@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИАннотация. В ходе профессионального самоопределения у любого подростка могут возникнуть кризисы, но детисироты особенно им подвержены. Это в первую очередь неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, а так же, несформированная «Я концепция» и проблемы с ее коррекцией, к которым особенно подвержены подростки. А так же, вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детейсирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с данной категорией учащихся. Итак, проблеме профессионального самоопределения подростков –сирот необходимо уделять особое внимание, поскольку они должны уметь осознанно строить профессиональные и жизненные планы и самостоятельно действовать на разных этапах жизненного пути.Ключевые слова:самоопределение,самореализация,профессиональное самоопределение, социальная депривация, подростковый возраст, контрольная группа, экспериментальная группа.
Профессиональное самоопределение –осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбраннойпрофессией [1].Научная новизна исследованиязаключается в изучении психологической проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации с позиции современных работ в области общей психологии, специальной психологии.Как отмечали исследовали Э.Ф. Зеер, Л.И. Божович, Л.А. Головей, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, И.И. Чеснокова, В.Б. Шапарь и др. при выборе профессии должны учитываться все личностные качества человека: специфика высшей нервной деятельности, тип темперамента, характер, умение общаться с людьми, так как неудачное профессиональное самоопределение и самореализация может стать серьезной причиной многих психологических и физиологических проблем в жизни человека. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда, профессиональной ориентации и подготовки личности к трудовой деятельности в частности, становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии [2].Подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Такие отечественные ученые, как Е.А. Климов, И.С. Кон, И.М. Кондаков, Н.С. Пряжников и др. выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к профессиональному самоопределению. Вопервых, это ограниченность общения с детьмисверстниками, что в свою очередь приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы профессионального самоопределения. Вовторых, это то, что проживаниев детском доме обуславливает замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда следует ограниченность и однообразность социального контакта. Это особенно проявляется у подростков из периферийных детских домов. Втретьих обеднение контактов с родственниками, что в свою очередь снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом[3].По мнению отечественных ученых, занимавшихся вопросами специальной психологии В.И. Лубовского, Борисовой Е.М., Палиевой Н.А. и др.,у подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего[4]. Психологические проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, на сегодняшний день являются чрезвычайно актуальными,поскольку в современном обществе количество детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет(согласно статистическим данным на сегодняшний день, взятых с официального сайта министерства образования Ставропольского края, в настоящее время в крае проживает 10798 детей, оставшихся без попечения родителей, или 2,12% от детского населения края (на 2012 г. статистические данные в официальном источнике еще не сформированы), а вопрос как происходит процесс профессионального самоопределения этих детей, требует тщательного изучения.Исходя из данных сведений, у подростков –сирот, достигших 16 –ти летнего возраста и старше профессиональное самоопределение проявляется в следующих показателях: из 147 подростка в 2010 году в училища поступили 110 человек, в техникумы –21 человек, в ВУЗы –10 человек, устроились на работу –6 человек. Из 115 подростков в 2011 году в училища поступили 90 человек, в техникумы –15 человек, в ВУЗы –3 человека, устроились на работу –7 человек[5].Нами было проведено исследование на базе учреждений г. Ставрополя МОУ СОШ № 20 учащиеся, воспитывающиеся в условиях нормы –в семье –контрольная группа, ГКООУ «Санаторный детский дом № 12» подростки, воспитывающиеся в условиях социальной депривации –экспериментальная группа.Цель исследования: изучить профессиональное самоопределение подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Объект исследования:процесс профессионального самоопределения подростков. Предмет исследования:особенности профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Гипотеза исследования:основана на предположении о том, что профессиональное самоопределение у подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, затруднено по сравнению с подростками, развивающимися в семье, что обусловлено отсутствием примера родительского профессионального пути, а так же сужением социальных контактов, в ходе которых возникает сравнение и примерка профессиональных ролей.Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы,мы опирались на такие общенаучные методыкак: метод научного анализа теоретических источников, эксперимент, наблюдение, беседа, метод количественной и качественной оценки, а так же, нами были подобраны и проведены методики(«Дифференциальнодиагностический опросник» ДДО Е.А. Климова, «Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Каким быть?» Н.С. Пряжникова, «Карта интересов» (модифицированная методика) А.Е. Голомштока, заимствованные нами из следующих книг: Психология как профессия./ Под ред. Базарова Т.Ю., Ивановой Е.М., Климова Е.А. –М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009; Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. –М.: МГППИ, 2008; Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. —СПб.: Питер, 2010) и на основе их результатов подведены итоги, дан качественный и количественный анализ отличий процесса профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и подростков, воспитывающихся в условиях нормы –в семье. Теоретическая значимость:в данной работе раскрываются понятия «профессиональное самоопределение», «профессиональное самоопределение подростков», «социальная депривация», «социальная ситуация развития», раскрыты сведения об особенностях становления профессионального самоопределения в подростковом возрасте, рассматриваются различные подходы к пониманию природы профессионального самоопределения, описываются условия формирования профессионального самоопределения,обозначаются основные отличия становления профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации и в условиях нормы –в семье. Практическая значимость:подобранный комплекс методик, позволяет выявить специфические особенности психологических проблем профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Он может быть полезен специалистам, работающим с подростками: психологам, учителям, социальным педагогам, что в дальнейшем поможет воспитанникам детских домов адекватно адаптироваться в социальной среде.Сравнивая данные, полученные при проведении методики «Дифференциальнодиагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова в экспериментальной и контрольной группах, можно отметить то, что распределение типов профессий происходит контрастно, что изображено на представленной ниже гистограмме (рис. 1).
Рис. 1. Сравнительный анализ типов профессий по методике «Дифференциальнодиагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова» подростков, воспитывающимся в условиях социальной депривации и в условиях нормы –в семье.Таким образом, сравнивая данные, полученные в ходе исследования экспериментальной и контрольной групп с помощью методики «Дифференциальнодиагностический опросник (ДДО)» Е.А. Климова можно отметить следующее: По первому типу профессий –«человек природа», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых (по 7 человек в каждой) 28 % из экспериментальной группы, а из контрольной группы, склонностей к данному типу выявлено не было. Что может означать следующее: подростки сироты выбрали именно данный тип, потому что в силу определенных обстоятельств –ограниченный социальный контакт, отсутствие перед глазами профессиональной истории родителей и др., что им позволяет сублимировать в мире профессий.По второму типу профессий –«человек техника», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, выбор профессионального типа разделился одинаково –по 14 % в каждой, что может обуславливать равное 28%28%42%014%56%14%14%0%10%20%30%40%50%60%Человек природаЧеловек техникаЧеловек человекЧеловек знакЧеловек художественный знакЭкспериментальная группаКонтрольная группапонимание о престиже данного типа профессий, так как подростки зачастую выбирают дальнейший профессиональный путь, исходя от уровня оплаты, востребованности, но не от психических, физических и характерологических особенностей личности.По третьему типу профессий –«человек человек», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, выбор профессионального типа разделился неравномерно. В контрольной группе вдвое больше респондентов отдали свое предпочтение именно данному типу профессий, что составило 58 %. Данное распределение обусловлено тем, что именно дети, воспитывающиеся в условиях нормы, имеют неограниченный социальный контакт, яркий профессиональный пример родителей, что в свою очередь сказывается именно таким образом.По четвертому типу профессий –«человек знак», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, лишь 14 % опрашиваемых (1 подросток) из контрольной группы, предпочли данный тип. Это может быть обусловлено тем, что у данного подростка присутствует конкретный профессиональный пример перед глазами в лице его родителей, занимающихся коммерческой деятельностью.По пятому типу профессий –«человек –художественный образ», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, в экспериментальной группе, данный тип профессий преобладает в три раза больше –42 %, чем в контрольной. Это может быть обусловлено тем, что подростки из экспериментальной группы, выбравшие в большинстве «человек –художественный образ», имеют более проявленные творческие способности, которые могут использоваться в будущей профессии.Такое распределение профессий обусловлено, с одной стороны, в экспериментальной группе тем, что у подростков –сирот присутствует обеднение контактов с родственниками, что в свою очередь снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. С другой стороны, в контрольной группе таков выбор профессий обусловлен тем, что у подростов с родителями число выбираемых профессий постепенно растет от традиционных и престижных профессий до тех, которые подходят отдельно взятому подростку, судя по характеру, физическим способностям и т.д.Сравнивая данные, полученные при проведении методики «Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Каким быть?» Н.С. Пряжникова в экспериментальной и контрольной группах, можно отметить то, что распределение типов профессий происходитсвоеобразно, что изображено на представленной ниже гистограмме (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ профессиональных групп качеств по методике «Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Каким 21%21%7%21%14%14%0%5%10%15%20%25%Физические качестваИнтеллектуальные качестваЭмоции и чувстваВоля и самостоятельностьНравственные качества и этикаЭкспериментальная группаКонтрольная группабыть?» Н.С. Пряжникова подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации и в условиях нормы –в семье.Таким образом, сравнивая данные, полученные в ходе исследования экспериментальной и контрольной групп с помощью методики «Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Каким быть?» Н.С. Пряжникова, профессиональные предпочтения респондентов распределились следующим образом: Физические качества–из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, выбор профессиональных групп качеств разделился одинаково по 21 % в каждой, что может обуславливать равное развитие физического потенциала, что не может не радовать, так как здоровое поколение –счастливое поколение;Интеллектуальные качества–из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, выбор профессиональных групп качеств разделился с неравным преимуществом экспериментальной группы, что в 1,5 раза больше по отношению к выбору контрольной группы исследуемых. Это может обуславливать конкретные индивидуальные особенности личности исследуемых подростков.Эмоции и чувства
из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, лишь 14 % опрашиваемых (2 подростка) из контрольной группы, предпочли данный вид профессиональных групп качеств. Это может означать то, что у подростков, воспитывающихся в условиях нормы, более развита данная группа профессиональных качеств, так как у них шире социальный уровень взаимодействия с миром и чувственно развита психологическая связь с родителями.Нравственные качества и этика–из 14 респондентов, составляющих обе группы испытуемых, не было выявлено, на удивление, подростков, избравших данную профессиональную группу качеств. Это связывается нами с тем, что в современном обществе данные качества являются истощенными и для того, чтобы вернуть их в оборот принятия и внедрения в подростковое сознание потребуются многие годы усиленных работ родителей и специалистов психологической и педагогической направленности.Сравнивая данные, полученные при проведении методики «Карта интересов» (модифицированная методика) А.Е. Голомштока в экспериментальной и контрольной группах, можно отметить то, что распределение типов профессий происходит своеобразно, что изображено на представленной ниже гистограмме (рис. 3).
Рис. 3. Сравнительный анализ профессиональных сфер интересов по методике «Карта интересов» (модифицированная методика) А.Е. Голомштока, воспитывающихся в условиях социальной депривации и в условиях нормы –в семье.0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%БиологияГеографияГеологияМедицинаЛегкая и пищевая …Физика ХимияТехникаЭлектрои …МеталлообработкаДеревообработкаСтроительствоТранспортАвиация, морское …Военные …ИсторияЛитератураЖурналистикаОбщественная …ПедагогикаПраво, …Сфера …МатематикаЭкономикаИностранные языкиИзобразительное …Сценическое …МузыкаФизкультура и спортЭкспериментальная группаКонтрольная группаТаким образом, сравнивая данные, полученные в ходе исследованияэкспериментальной и контрольной групп с помощью методики «Карта интересов» (модифицированная методика) А.Е. Голомштока можно сделать следующий вывод: степень сформированности профессиональных интересов у подростков, воспитывающихся в условиях нормы в семье выше, чем у подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Этот факт может быть обусловлен тем, что несформированность «Я» подросткасироты не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о скольконибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.Обобщив результаты по проведенным методикам, можно сказать, что степень сформированности профессиональных интересов у подростков, воспитывающихся в условиях нормы в семье выше, чем у подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Этот факт может быть обусловлен тем, что несформированность «Я» подросткасироты не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о скольконибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.Таким образом, обобщив результаты по проведенным методикам, можно сказать, что обеднение контактов с родственниками однозначно снижает способность к профессиональному самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видитпрошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом. У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. Дальнейшее изучение проблемы процесса профессионального самоопределения подростков носит перспективный характер, возможны выдвижения новых предположений, а также их подтверждение или опровержение.
Литература:1.Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2008.2.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. –Екатеринбург, 2010. 3.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2007.4.Черепкова Н.В. Исследование конституциональнотипологической личностной изменчивостив отечественной и зарубежной психологии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 183188.Электронные ресурсы:5.Палиева Н.А. Феномен детского сиротства и факторы его возникновения / В.И.Горовая. –Ставрополь: Литера, 2006 (http://www.famousscientists.ru/list/7621).6.Статистические данные министерства образования Ставропольского края (http://www.stavregion.ru/stat/social/education/orphan/).
Cherenkova NataliaViktorovnaPh.D., assistant professor for Special Education and Psychology FGAOU VPO "North Caucasian Federal University" Stavropol
Ermakova Alexandra Viktorovna3rd year student majoring "Logopediya. Special Psychology "FGAOU VPO" NorthCaucasian Federal University ", Stavropol alex_nechaeva92@mail.ru
Psychological problems of professional self teenagers brought up in conditions of social deprivation
Abstract.In the professional self any teenager may have crises, but orphans especially susceptible to them. This is especially unfortunate formation of professional intentions and their implementation, as well as, unformed "I concept" and the problems with its correction,which are particularly susceptible adolescents. And also, because of the large number of constraints to professional self orphans need particularly sensitive to the careeroriented work with this category of students. Thus, the problem of professional self teenagers –orphans should be given special attention, as they should be able to consciously build a professional and life plans and to act independently at different stages of life.Keywords:selfdetermination, selfrealization, professional self, social deprivation, adolescence, the control group, the experimental group.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИАннотация. В ходе профессионального самоопределения у любого подростка могут возникнуть кризисы, но детисироты особенно им подвержены. Это в первую очередь неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, а так же, несформированная «Я концепция» и проблемы с ее коррекцией, к которым особенно подвержены подростки. А так же, вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детейсирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с данной категорией учащихся. Итак, проблеме профессионального самоопределения подростков –сирот необходимо уделять особое внимание, поскольку они должны уметь осознанно строить профессиональные и жизненные планы и самостоятельно действовать на разных этапах жизненного пути.Ключевые слова:самоопределение,самореализация,профессиональное самоопределение, социальная депривация, подростковый возраст, контрольная группа, экспериментальная группа.
Профессиональное самоопределение –осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбраннойпрофессией [1].Научная новизна исследованиязаключается в изучении психологической проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации с позиции современных работ в области общей психологии, специальной психологии.Как отмечали исследовали Э.Ф. Зеер, Л.И. Божович, Л.А. Головей, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, И.И. Чеснокова, В.Б. Шапарь и др. при выборе профессии должны учитываться все личностные качества человека: специфика высшей нервной деятельности, тип темперамента, характер, умение общаться с людьми, так как неудачное профессиональное самоопределение и самореализация может стать серьезной причиной многих психологических и физиологических проблем в жизни человека. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда, профессиональной ориентации и подготовки личности к трудовой деятельности в частности, становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии [2].Подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Такие отечественные ученые, как Е.А. Климов, И.С. Кон, И.М. Кондаков, Н.С. Пряжников и др. выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к профессиональному самоопределению. Вопервых, это ограниченность общения с детьмисверстниками, что в свою очередь приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы профессионального самоопределения. Вовторых, это то, что проживаниев детском доме обуславливает замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда следует ограниченность и однообразность социального контакта. Это особенно проявляется у подростков из периферийных детских домов. Втретьих обеднение контактов с родственниками, что в свою очередь снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом[3].По мнению отечественных ученых, занимавшихся вопросами специальной психологии В.И. Лубовского, Борисовой Е.М., Палиевой Н.А. и др.,у подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего[4]. Психологические проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, на сегодняшний день являются чрезвычайно актуальными,поскольку в современном обществе количество детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет(согласно статистическим данным на сегодняшний день, взятых с официального сайта министерства образования Ставропольского края, в настоящее время в крае проживает 10798 детей, оставшихся без попечения родителей, или 2,12% от детского населения края (на 2012 г. статистические данные в официальном источнике еще не сформированы), а вопрос как происходит процесс профессионального самоопределения этих детей, требует тщательного изучения.Исходя из данных сведений, у подростков –сирот, достигших 16 –ти летнего возраста и старше профессиональное самоопределение проявляется в следующих показателях: из 147 подростка в 2010 году в училища поступили 110 человек, в техникумы –21 человек, в ВУЗы –10 человек, устроились на работу –6 человек. Из 115 подростков в 2011 году в училища поступили 90 человек, в техникумы –15 человек, в ВУЗы –3 человека, устроились на работу –7 человек[5].Нами было проведено исследование на базе учреждений г. Ставрополя МОУ СОШ № 20 учащиеся, воспитывающиеся в условиях нормы –в семье –контрольная группа, ГКООУ «Санаторный детский дом № 12» подростки, воспитывающиеся в условиях социальной депривации –экспериментальная группа.Цель исследования: изучить профессиональное самоопределение подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Объект исследования:процесс профессионального самоопределения подростков. Предмет исследования:особенности профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Гипотеза исследования:основана на предположении о том, что профессиональное самоопределение у подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, затруднено по сравнению с подростками, развивающимися в семье, что обусловлено отсутствием примера родительского профессионального пути, а так же сужением социальных контактов, в ходе которых возникает сравнение и примерка профессиональных ролей.Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы,мы опирались на такие общенаучные методыкак: метод научного анализа теоретических источников, эксперимент, наблюдение, беседа, метод количественной и качественной оценки, а так же, нами были подобраны и проведены методики(«Дифференциальнодиагностический опросник» ДДО Е.А. Климова, «Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Каким быть?» Н.С. Пряжникова, «Карта интересов» (модифицированная методика) А.Е. Голомштока, заимствованные нами из следующих книг: Психология как профессия./ Под ред. Базарова Т.Ю., Ивановой Е.М., Климова Е.А. –М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009; Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. –М.: МГППИ, 2008; Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. —СПб.: Питер, 2010) и на основе их результатов подведены итоги, дан качественный и количественный анализ отличий процесса профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях детского дома и подростков, воспитывающихся в условиях нормы –в семье. Теоретическая значимость:в данной работе раскрываются понятия «профессиональное самоопределение», «профессиональное самоопределение подростков», «социальная депривация», «социальная ситуация развития», раскрыты сведения об особенностях становления профессионального самоопределения в подростковом возрасте, рассматриваются различные подходы к пониманию природы профессионального самоопределения, описываются условия формирования профессионального самоопределения,обозначаются основные отличия становления профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации и в условиях нормы –в семье. Практическая значимость:подобранный комплекс методик, позволяет выявить специфические особенности психологических проблем профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Он может быть полезен специалистам, работающим с подростками: психологам, учителям, социальным педагогам, что в дальнейшем поможет воспитанникам детских домов адекватно адаптироваться в социальной среде.Сравнивая данные, полученные при проведении методики «Дифференциальнодиагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова в экспериментальной и контрольной группах, можно отметить то, что распределение типов профессий происходит контрастно, что изображено на представленной ниже гистограмме (рис. 1).
Рис. 1. Сравнительный анализ типов профессий по методике «Дифференциальнодиагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова» подростков, воспитывающимся в условиях социальной депривации и в условиях нормы –в семье.Таким образом, сравнивая данные, полученные в ходе исследования экспериментальной и контрольной групп с помощью методики «Дифференциальнодиагностический опросник (ДДО)» Е.А. Климова можно отметить следующее: По первому типу профессий –«человек природа», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых (по 7 человек в каждой) 28 % из экспериментальной группы, а из контрольной группы, склонностей к данному типу выявлено не было. Что может означать следующее: подростки сироты выбрали именно данный тип, потому что в силу определенных обстоятельств –ограниченный социальный контакт, отсутствие перед глазами профессиональной истории родителей и др., что им позволяет сублимировать в мире профессий.По второму типу профессий –«человек техника», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, выбор профессионального типа разделился одинаково –по 14 % в каждой, что может обуславливать равное 28%28%42%014%56%14%14%0%10%20%30%40%50%60%Человек природаЧеловек техникаЧеловек человекЧеловек знакЧеловек художественный знакЭкспериментальная группаКонтрольная группапонимание о престиже данного типа профессий, так как подростки зачастую выбирают дальнейший профессиональный путь, исходя от уровня оплаты, востребованности, но не от психических, физических и характерологических особенностей личности.По третьему типу профессий –«человек человек», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, выбор профессионального типа разделился неравномерно. В контрольной группе вдвое больше респондентов отдали свое предпочтение именно данному типу профессий, что составило 58 %. Данное распределение обусловлено тем, что именно дети, воспитывающиеся в условиях нормы, имеют неограниченный социальный контакт, яркий профессиональный пример родителей, что в свою очередь сказывается именно таким образом.По четвертому типу профессий –«человек знак», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, лишь 14 % опрашиваемых (1 подросток) из контрольной группы, предпочли данный тип. Это может быть обусловлено тем, что у данного подростка присутствует конкретный профессиональный пример перед глазами в лице его родителей, занимающихся коммерческой деятельностью.По пятому типу профессий –«человек –художественный образ», из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, в экспериментальной группе, данный тип профессий преобладает в три раза больше –42 %, чем в контрольной. Это может быть обусловлено тем, что подростки из экспериментальной группы, выбравшие в большинстве «человек –художественный образ», имеют более проявленные творческие способности, которые могут использоваться в будущей профессии.Такое распределение профессий обусловлено, с одной стороны, в экспериментальной группе тем, что у подростков –сирот присутствует обеднение контактов с родственниками, что в свою очередь снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. С другой стороны, в контрольной группе таков выбор профессий обусловлен тем, что у подростов с родителями число выбираемых профессий постепенно растет от традиционных и престижных профессий до тех, которые подходят отдельно взятому подростку, судя по характеру, физическим способностям и т.д.Сравнивая данные, полученные при проведении методики «Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Каким быть?» Н.С. Пряжникова в экспериментальной и контрольной группах, можно отметить то, что распределение типов профессий происходитсвоеобразно, что изображено на представленной ниже гистограмме (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ профессиональных групп качеств по методике «Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Каким 21%21%7%21%14%14%0%5%10%15%20%25%Физические качестваИнтеллектуальные качестваЭмоции и чувстваВоля и самостоятельностьНравственные качества и этикаЭкспериментальная группаКонтрольная группабыть?» Н.С. Пряжникова подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации и в условиях нормы –в семье.Таким образом, сравнивая данные, полученные в ходе исследования экспериментальной и контрольной групп с помощью методики «Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения «Каким быть?» Н.С. Пряжникова, профессиональные предпочтения респондентов распределились следующим образом: Физические качества–из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, выбор профессиональных групп качеств разделился одинаково по 21 % в каждой, что может обуславливать равное развитие физического потенциала, что не может не радовать, так как здоровое поколение –счастливое поколение;Интеллектуальные качества–из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, выбор профессиональных групп качеств разделился с неравным преимуществом экспериментальной группы, что в 1,5 раза больше по отношению к выбору контрольной группы исследуемых. Это может обуславливать конкретные индивидуальные особенности личности исследуемых подростков.Эмоции и чувства
из 14 учащихся подростков, которые составили обе группы исследуемых, лишь 14 % опрашиваемых (2 подростка) из контрольной группы, предпочли данный вид профессиональных групп качеств. Это может означать то, что у подростков, воспитывающихся в условиях нормы, более развита данная группа профессиональных качеств, так как у них шире социальный уровень взаимодействия с миром и чувственно развита психологическая связь с родителями.Нравственные качества и этика–из 14 респондентов, составляющих обе группы испытуемых, не было выявлено, на удивление, подростков, избравших данную профессиональную группу качеств. Это связывается нами с тем, что в современном обществе данные качества являются истощенными и для того, чтобы вернуть их в оборот принятия и внедрения в подростковое сознание потребуются многие годы усиленных работ родителей и специалистов психологической и педагогической направленности.Сравнивая данные, полученные при проведении методики «Карта интересов» (модифицированная методика) А.Е. Голомштока в экспериментальной и контрольной группах, можно отметить то, что распределение типов профессий происходит своеобразно, что изображено на представленной ниже гистограмме (рис. 3).
Рис. 3. Сравнительный анализ профессиональных сфер интересов по методике «Карта интересов» (модифицированная методика) А.Е. Голомштока, воспитывающихся в условиях социальной депривации и в условиях нормы –в семье.0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%БиологияГеографияГеологияМедицинаЛегкая и пищевая …Физика ХимияТехникаЭлектрои …МеталлообработкаДеревообработкаСтроительствоТранспортАвиация, морское …Военные …ИсторияЛитератураЖурналистикаОбщественная …ПедагогикаПраво, …Сфера …МатематикаЭкономикаИностранные языкиИзобразительное …Сценическое …МузыкаФизкультура и спортЭкспериментальная группаКонтрольная группаТаким образом, сравнивая данные, полученные в ходе исследованияэкспериментальной и контрольной групп с помощью методики «Карта интересов» (модифицированная методика) А.Е. Голомштока можно сделать следующий вывод: степень сформированности профессиональных интересов у подростков, воспитывающихся в условиях нормы в семье выше, чем у подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Этот факт может быть обусловлен тем, что несформированность «Я» подросткасироты не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о скольконибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.Обобщив результаты по проведенным методикам, можно сказать, что степень сформированности профессиональных интересов у подростков, воспитывающихся в условиях нормы в семье выше, чем у подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации. Этот факт может быть обусловлен тем, что несформированность «Я» подросткасироты не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о скольконибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим.Таким образом, обобщив результаты по проведенным методикам, можно сказать, что обеднение контактов с родственниками однозначно снижает способность к профессиональному самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видитпрошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом. У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. Дальнейшее изучение проблемы процесса профессионального самоопределения подростков носит перспективный характер, возможны выдвижения новых предположений, а также их подтверждение или опровержение.
Литература:1.Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2008.2.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. –Екатеринбург, 2010. 3.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2007.4.Черепкова Н.В. Исследование конституциональнотипологической личностной изменчивостив отечественной и зарубежной психологии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 183188.Электронные ресурсы:5.Палиева Н.А. Феномен детского сиротства и факторы его возникновения / В.И.Горовая. –Ставрополь: Литера, 2006 (http://www.famousscientists.ru/list/7621).6.Статистические данные министерства образования Ставропольского края (http://www.stavregion.ru/stat/social/education/orphan/).
Cherenkova NataliaViktorovnaPh.D., assistant professor for Special Education and Psychology FGAOU VPO "North Caucasian Federal University" Stavropol
Ermakova Alexandra Viktorovna3rd year student majoring "Logopediya. Special Psychology "FGAOU VPO" NorthCaucasian Federal University ", Stavropol alex_nechaeva92@mail.ru
Psychological problems of professional self teenagers brought up in conditions of social deprivation
Abstract.In the professional self any teenager may have crises, but orphans especially susceptible to them. This is especially unfortunate formation of professional intentions and their implementation, as well as, unformed "I concept" and the problems with its correction,which are particularly susceptible adolescents. And also, because of the large number of constraints to professional self orphans need particularly sensitive to the careeroriented work with this category of students. Thus, the problem of professional self teenagers –orphans should be given special attention, as they should be able to consciously build a professional and life plans and to act independently at different stages of life.Keywords:selfdetermination, selfrealization, professional self, social deprivation, adolescence, the control group, the experimental group.