Педагогическая технология мастерских как средство совершенствования общего образования
Выпуск:
ART 53469
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мостынец
О.
А. Педагогическая технология мастерских как средство совершенствования общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2331–2335. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53469.htm.
Аннотация. В статье освещается опыт реализации педагогических технологий в процессе обучения английскому языку, ориентированных на профессиональное и личностное
развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого осмысления нового знания. Технологии творческих мастерских решают задачи предметного преподавания, расширяют возможности интегрированного обучения, комплексно реализуют цели образования.
Ключевые слова:
обучение английскому языку, педагогическая технология, профессиональное развитие, творческие мастерские, личностное, цели образования
Текст статьи
Мостынец ОльгаАлександровнаучитель английского языкагосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 1931 ЮЗАО
(ГБОУ СОШ № 1931) г. Москваpedagogikanet@yandex.ru
Педагогическая технология мастерскихкак средство совершенствования системы общего образования
АннотацияВ статье освещается опыт реализации педагогических технологий в процессе обучения английскому языку, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого осмысления нового знания. Технологии творческих мастерских решают задачи предметного преподавания, расширяют возможности интегрированного обучения, комплексно реализуют цели образования.
Ключевые слова: педагогическая технология, творческие мастерские, обучение английскому языку, личностное, профессиональное развитие, цели образования
России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно ответить на вызовы современности, сохранить и укрепить позиции России как одного из ведущих государств мира. Можно с уверенностью сказать, что центральной задачей развития современного образования является достижение образованности каждого человека и общества в целом, обеспечение необходимого соответствия как качественных, так и количественных результатов деятельности образовательных учреждений потребностям личности, общества, государства.Мир вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью хозяйства. Интеллект, образованность, компетентность все в большей степени становятся основными конкурентными преимуществами.Одной из основных задач российского общества в современных условиях является обеспечение его инновационного устойчивого развития, включая способность оставаться на острие научнотехнического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Именно с этих позиций государство и общество стремятся подходить к задачам развития образования, не забывая других главных его задач —развития личности, формирования гуманитарных ценностей, толерантности, воспитания патриота и гражданина.Стратегической целью модернизации российского образования определено создание условий для достижения нового качества образования. Новое качество образования предполагает повышение уровня образованности выпускников школы. Образованность при этом понимается как качество личности, которое заключается в способности и готовности решения социально и личностно значимых проблем на основе использования освоенного социального опыта и осмысления собственного опыта обучаемых. Главным результатом при этом является не объем знаний, а способность использовать эти знания.
Основные пути повышения уровня образованности связаны с расширением видов деятельности, в рамках которых обучающиеся могут самостоятельно решать проблемы, когда наряду с традиционной учебнопознавательной деятельностью они участвуют в исследовательской, практической, коммуникативной, социальноролевой и других видах деятельности; а также с освоением новых способов решения проблем в различных видах деятельности.Основным фактором совершенствования системы общего образования являются инновационные изменения, внедрение новых педагогических технологий, в значительной степени ориентированных на развитие творческих способностей обучающихся.В современных условиях необходим поиск иного содержания труда педагога, апробации новых средств и способов его деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач, направленных на взаимное обогащение личности всех участников образовательного процесса в результате взаимодействия. Эффективность решения педагогических задач определяется многими факторами, в том числе рефлексией и творческим подходом к построению процесса обучения, что является необходимым элементом решения педагогических задач. В связи с этим использование рефлексии в технологиях развития творческих и коммуникативных способностей становится важным инструментом педагогической деятельности, обеспечивающим ее успешность, так как обучающиеся должны быть подготовлены к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающих людей, быть готовыми к постоянному самообразованию и практической деятельности.В связи с этим особое значение приобретает реализация в процессе обучения педагогических технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитиеобучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания. К таким технологиям относятся творческие мастерские, которые, решая задачи предметного преподавания, несут в себе большие возможности интегрированного обучения, реализуя цели образования комплексно. Однако творческие мастерскиевсё же отличаются от интегрированных уроков. Интеграция представляет собой рассмотрение предмета изучения —от образа эпохи до художественного образа —в единстве и целостности при сопоставлении точек зрения, выраженных представителями разных наук или средствами различных видов искусства. Учитель готовит материал для урока заранее, и выбора у учащихся нет. Все работают по заранее намеченному маршруту, попути, определенному учителем. Если обучающихся делят на группы, то случайным способом, хотя и по желанию. Выбор у учеников практически отсутствует. Творческие мастерские предполагают наличие нескольких путей работы, каждый обучающийся может мотивированно выбрать группу, в которой ему предстоит работать, даже в процессе работы, поняв, что ему не интересно это дело, он может перейти в другую группу[1]. В структурном отношении интегрированный урок многослоен и вариативен, а творческая мастерская имеет четкий алгоритм. Начинается мастерская с индуктора —в нем заключается мотивация всей дальнейшей деятельности учащихся. Например,занятие о творчестве русских художников начинается с просьбы преподавателя обвести свою ладонь на листе бумаги и внутри этого изображения написатьвсе ассоциации, связанные со словом «рука». Следующеезадание, кажется, никак не связано с индуктором, с которого начинается мастерская, в результате чего происходит разрыв, то есть непонимание, для чего рисовали руку, для чего писали ассоциации, но тем самым поддерживается интерес к тому, чем занимаются во время мастерской, и поддерживается интрига: «Как все, что мы делали, связано с темой урока?». Однако в конце занятия обязательно нужно выйти на изображение руки и на возникшие ассоциации, так как в конце урока они будут совершенно другими. От руки помощи, руки друга ученики перейдут к руке мастера, а потом и кисти художника.
Обязательным компонентом творческих мастерских является «социализация», то есть озвучивание, воспроизведение того, что делалосьиндивидуально, в малых группах или в больших, так как каждый участник мастерской должен быть выслушан, но если он не хочет говорить, то у него есть право на молчание. «Деконструкция» —работа с текстами, музыкой, живописью, красками, звуками, образами —ведется одновременно, когда обучающиеся разбиты на несколько групп. Эта работа напоминает хаотическое «сотворение мира», кажется, что каждый занят своим и не слушает другого, но следующий этап работы покажет, что свой «мир», текст, рисунок, композицию, театральное представление, проект создан, а это значит, что произошла «реконструкция» нового знания, представления о чемто, что процесс познания завершен.В конце каждой творческой мастерской, а часто и после окончания какогото этапа работы, проводится рефлексия, это обязательный этап, во время которого происходит отражение, самоанализ, обобщение чувств, эмоций (как положительных, так и отрицательных), ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценивание: «Это хорошо, а это плохо, этот хорошо работал, а этот отсиживался», а анализ того, что же способствовало творчеству, почему хотелось чтото сделать, хотя никто и не заставлял.Настоящая мастерская состоит из двух этапов, которые взаимосвязаны. Первый этап основан на субъективном знании, а во время второго этапа это знание объективируется, так как основано уже на знаниях других людей, на достижениях науки, культуры, искусства[1].Н.И. Белова в статье «В поисках ключей к смыслам» пишет: «Педагогические мастерские —это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей: • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося; • не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество [2;3]. Известно, что глобальные проблемы современного мира может решить личность, обладающаямногими компетенциями, среди которых готовность использовать приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач, критически осмысливать полученные сведения, способность работать с разными видами информации, устанавливать добрые и открытые взаимоотношения с окружающими —в целом, умеющая быстро адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Формирование такой личности —цель международного педагогического движения Новое образование (в России с 1990 года). Одной из востребованных технологий, направленных на развитие познавательных способностей школьника в соответствии с новыми тенденциями развития образования, является педагогическая технология мастерских. И это неслучайно. Помимо творческого постижения истины в доброжелательной открытой атмосфере, которая царит на уроке, в мастерской выстраивается групповая и коллективная работа, снимаются конфликтные ситуации, тем самым урок, выстроенный в данной технологии, превращается в сотворчество.Мастерская направлена на пробуждение мысли ученика, которое возможно только в условиях свободы. Враждебность гасит творческую энергию.Алгоритм данной технологии отличается от традиционного урока.
В начале создается проблемная ситуация (индуктор), вызывающие интерес к проблеме исследования. Индуктор —обращенность к опыту ученика, уважение его личности, апелляция к ассоциативному образному мышлению: это может быть задание, слово, предмет, воспоминание. Второй этап —работа с материалом: превращение материала в хаос, смешение явлений, событий —завершается созданием своего мира, текста, рисунка. Затем следует социализация (соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных в результате работы в малой группе, причем задача —не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. На этапе разрыва —кульминации творческого процесса —происходит озарение, новое видение предмета, что логически ведет к появлению информационного запроса. У каждого учащегося он свой, то, что мы обычно преподносим ученику в традиционном преподавании предмета,здесь он ищет и самостоятельно, и с помощью товарищей.На завершающем этапе рефлексии происходит анализ движения собственной мысли[4].Процесс усвоения знаний в данной технологии проходит всю ту же цепочку: восприятие, осмысление, понимание, закрепление, применение, обобщение, но процесс этот личностно ориентирован: на каждом этапе задание «соотнесено с учетом мотива и потребностей ребенка, направлен на обнаружение новых смыслов познавательной деятельности, сориентирован не толькона обогащение себя новым знанием, но и на дарение его другим» [5].Из сказанного очевидно, что столкновение различных позиций, вариативность возможных решений оказываются необходимыми инструментами педагогического приближения ученика к творчеству.Известно, что традиционное обучение стремится стимулировать процесс усвоения знания отметкой —внешним мотивом учебы ради лидерства. В технологии мастерской такое усвоение стимулируется развитием внутренних мотивов собственного развития в процессе обучения, взаимодействием вместе с другими и для других.Важным признаком мастерской является коллективная работа. Дидактические задачи (изучение нового материала, обобщение знаний, систематизация, проверка) решаются такими способами и методами обучения, при которых цель деятельности осознается и принимается классом как единая, требующая своей реализации при усилиях всего коллектива. Несмотря на то, что работа осуществляется в группах, ученик включен в единый процесс, результат контролируется ребятами и учителем как равными членами коллектива и ответственность лежит на каждом.Бесспорно, что меняется роль учителя (мастера). Он создает атмосферу открытости, доброжелательности, включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к чувствам, будит личную заинтересованность, не торопится дать решение задачи, он работает вместе со всеми, вместе участвует в поиске. В мастерской царит иная система отношений, в которой учитель и ученик переживают свое отношение к Другому как ценности.Контроль осуществляется как в группе, так и лично каждым учеником. Возникшие «тупиковые» ситуации решаются поиному: в заинтересованном диалоге Мастер поясняет для себя и ребят ход мыслей, тем самым способствуя появлению новой проблемной задачи. Отсюда результат работы в мастерской описываетсяне словами «получил, узнал, запомнил», а словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался» [6].Мы провели урок английского языка в 11 классе по теме «Любовь в английской классической литературе» с использованием технологии творческих мастерских. Урок проведён14 февраля 2013 года в 11А классе в ГБОУ СОШ №1931 в рамках Общешкольного Фестиваля Мастерских.
При входе в класс ребята получают фотографии влюбленных, нарцисса (любовь к себе), родителей с детьми, защитника Отечества (любовь к Отечеству), животных с детьми (любовь к животным) и садятся на свои места.ИНДУКЦИЯУчащимся предлагается просмотреть слайдшоу с разными видами любви.Учитель задает вопрос: «Назовите тему урока»Учащиеся озвучивают свои предположения, а учитель записывает эти предположения на доске.Учитель предлагает разделиться на группы в соответствии с полученными на входе фотографиями.CАМОКОНСТРУКЦИЯУчащимся в группах предлагается выбрать тему из предложенных, которая им покажется наиболее близкой.Задание №1Разминка WarmUpВ соответствии с выбранной темой учащимся предлагается написать 810 прилагательных, описывающих выбранную ими тему на доске, проафишировать и объяснить свой выбор.ДЕКОНСТРУКЦИЯУчитель предлагает открыть конверт с заданием №2Учащиеся получают тексты с заданием вставить пропущенные части предложений, выполняют задание, вывешивают его, озвучивают, а затем проверяют с ответом, представленным на интерактивной доске.Задание №3 Учащимся предлагается открыть конверт с заданием №3.Учащимся предлагается по данным тезисам восстановить ход событий, описанных в тексте и обосновать свой выбор. Задание №4 Аудирование с пониманием основного содержания текста.Затем предлагается прослушать весь текст в аудиозаписи, внести коррективы в соответствии с услышанным и озвучить те места, где были допущены ошибки.Учитель задает вопрос: «На какую тему мы сегодня с вами говорим?»Учащиеся отвечают: «Любовь»Учитель: «Какая разновидность любви описана в тексте и кто автор?»Учитель предлагает 5 английских авторов.РАЗРЫВУчитель предлагает просмотреть видео ролик из «Ромео и Джульетта» с наложенной на него современной музыкой о любви.Учитель: «О какой любви мы поговорим сейчас?»Учащиеся отвечают.Учитель: «Почему Вы считаете, что именно современная музыка сопровождает этот видеоролик?»РЕФЛЕКСИЯУчитель: В настоящее время молодые люди встречаются, расстаются, находят новых возлюбленных и у них все хорошо. Скажите: «Возможно ли, чтобы Ромео после смерти Джульетты выбрал когото другого?»Учащиеся работают в группах и представитель от каждой группы высказывает общее мнение.Домашнее задание:Написать эссе «за» и «против» с выражением собственного мнения на тему: «Возможно ли, чтобы Ромео после смерти Джульетты выбрал когото другого?»
Одной из существеннейших характеристик в мастерской является диалоговое взаимодействие в различных вариантах. Благодаря непременному присутствию моментов выбора, самоконструкции, социализации, рефлексии, на разных этапах мастерской происходит движение от внутриличностного диалога с самим собой к внешнему –диалогу взглядов, идей, культур.Наличие открытой атмосферы, готовность участников слушать и слышать другого, развернутая корректная аргументация участников своей позиции —все это создает комфортное пребывание ученика на уроке, снимая напряжение и неуверенность в поведении, создавая ситуацию радости и успеха.Таким образом, применение мастерской как педагогической технологии способствует реализации творческого потенциала личности, ведет к развитию интеллекта как важнейшегоресурса современного общества, способствуя, тем самым и совершенствованию системы общего образования.
Ссылки на источникисписок цитируемой литературы1.Мейчик Г.А.Сборник научнометодических статей «Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы», Под ред. Г.А. Мейчик. —М.: МПАПресс, 2011, с.82.Белова Н.И. «Я знание построю в мастерской» (Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении биологии) —СПб.: СПГУПМ ЦПО, 1994.3.Белова Н.И. Наумова Н.Н. Экология мастерских, Спб.: Паритетет, 2004.4.Бондаренко Н. А. Сборник научнометодических статей «Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы», Под ред. Г.А. Мейчик. —М.: МПАПресс, 2011, с.145.Окунев А.А. Мастерская как одна из форм организации учебного процесса // Педагогические мастерские по литературе. —Спб.: Корифей, 2000.6.Мостынец О.А.Сборник научнометодических статей «Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы», Под ред. Г.А. Мейчик. —М.: МПАПресс, 2011, с.122
Mostynets Olga AleksandrovnaEnglish teacher state budget educational institutionof secondary education school № 1931 SWAD (GBOU school № 1931) Moscowpedagogikanet@yandex.ru
Educational technology workshops as a means of improving the general education system
AbstractIn article experience of realization of pedagogical technologies in the course of training in the English, focused on professional and personal development being trained, formation at them of skills and abilities of creative judgment of new knowledge is shined. Technologies of creative workshops solve problems of subject teaching, expand possibilities of the integrated training, in a complex realize the education purposes. Keywords: pedagogical technology, creative workshops, training in English, personal, professional development, education purposes
(ГБОУ СОШ № 1931) г. Москваpedagogikanet@yandex.ru
Педагогическая технология мастерскихкак средство совершенствования системы общего образования
АннотацияВ статье освещается опыт реализации педагогических технологий в процессе обучения английскому языку, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого осмысления нового знания. Технологии творческих мастерских решают задачи предметного преподавания, расширяют возможности интегрированного обучения, комплексно реализуют цели образования.
Ключевые слова: педагогическая технология, творческие мастерские, обучение английскому языку, личностное, профессиональное развитие, цели образования
России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно ответить на вызовы современности, сохранить и укрепить позиции России как одного из ведущих государств мира. Можно с уверенностью сказать, что центральной задачей развития современного образования является достижение образованности каждого человека и общества в целом, обеспечение необходимого соответствия как качественных, так и количественных результатов деятельности образовательных учреждений потребностям личности, общества, государства.Мир вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью хозяйства. Интеллект, образованность, компетентность все в большей степени становятся основными конкурентными преимуществами.Одной из основных задач российского общества в современных условиях является обеспечение его инновационного устойчивого развития, включая способность оставаться на острие научнотехнического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Именно с этих позиций государство и общество стремятся подходить к задачам развития образования, не забывая других главных его задач —развития личности, формирования гуманитарных ценностей, толерантности, воспитания патриота и гражданина.Стратегической целью модернизации российского образования определено создание условий для достижения нового качества образования. Новое качество образования предполагает повышение уровня образованности выпускников школы. Образованность при этом понимается как качество личности, которое заключается в способности и готовности решения социально и личностно значимых проблем на основе использования освоенного социального опыта и осмысления собственного опыта обучаемых. Главным результатом при этом является не объем знаний, а способность использовать эти знания.
Основные пути повышения уровня образованности связаны с расширением видов деятельности, в рамках которых обучающиеся могут самостоятельно решать проблемы, когда наряду с традиционной учебнопознавательной деятельностью они участвуют в исследовательской, практической, коммуникативной, социальноролевой и других видах деятельности; а также с освоением новых способов решения проблем в различных видах деятельности.Основным фактором совершенствования системы общего образования являются инновационные изменения, внедрение новых педагогических технологий, в значительной степени ориентированных на развитие творческих способностей обучающихся.В современных условиях необходим поиск иного содержания труда педагога, апробации новых средств и способов его деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач, направленных на взаимное обогащение личности всех участников образовательного процесса в результате взаимодействия. Эффективность решения педагогических задач определяется многими факторами, в том числе рефлексией и творческим подходом к построению процесса обучения, что является необходимым элементом решения педагогических задач. В связи с этим использование рефлексии в технологиях развития творческих и коммуникативных способностей становится важным инструментом педагогической деятельности, обеспечивающим ее успешность, так как обучающиеся должны быть подготовлены к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающих людей, быть готовыми к постоянному самообразованию и практической деятельности.В связи с этим особое значение приобретает реализация в процессе обучения педагогических технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитиеобучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания. К таким технологиям относятся творческие мастерские, которые, решая задачи предметного преподавания, несут в себе большие возможности интегрированного обучения, реализуя цели образования комплексно. Однако творческие мастерскиевсё же отличаются от интегрированных уроков. Интеграция представляет собой рассмотрение предмета изучения —от образа эпохи до художественного образа —в единстве и целостности при сопоставлении точек зрения, выраженных представителями разных наук или средствами различных видов искусства. Учитель готовит материал для урока заранее, и выбора у учащихся нет. Все работают по заранее намеченному маршруту, попути, определенному учителем. Если обучающихся делят на группы, то случайным способом, хотя и по желанию. Выбор у учеников практически отсутствует. Творческие мастерские предполагают наличие нескольких путей работы, каждый обучающийся может мотивированно выбрать группу, в которой ему предстоит работать, даже в процессе работы, поняв, что ему не интересно это дело, он может перейти в другую группу[1]. В структурном отношении интегрированный урок многослоен и вариативен, а творческая мастерская имеет четкий алгоритм. Начинается мастерская с индуктора —в нем заключается мотивация всей дальнейшей деятельности учащихся. Например,занятие о творчестве русских художников начинается с просьбы преподавателя обвести свою ладонь на листе бумаги и внутри этого изображения написатьвсе ассоциации, связанные со словом «рука». Следующеезадание, кажется, никак не связано с индуктором, с которого начинается мастерская, в результате чего происходит разрыв, то есть непонимание, для чего рисовали руку, для чего писали ассоциации, но тем самым поддерживается интерес к тому, чем занимаются во время мастерской, и поддерживается интрига: «Как все, что мы делали, связано с темой урока?». Однако в конце занятия обязательно нужно выйти на изображение руки и на возникшие ассоциации, так как в конце урока они будут совершенно другими. От руки помощи, руки друга ученики перейдут к руке мастера, а потом и кисти художника.
Обязательным компонентом творческих мастерских является «социализация», то есть озвучивание, воспроизведение того, что делалосьиндивидуально, в малых группах или в больших, так как каждый участник мастерской должен быть выслушан, но если он не хочет говорить, то у него есть право на молчание. «Деконструкция» —работа с текстами, музыкой, живописью, красками, звуками, образами —ведется одновременно, когда обучающиеся разбиты на несколько групп. Эта работа напоминает хаотическое «сотворение мира», кажется, что каждый занят своим и не слушает другого, но следующий этап работы покажет, что свой «мир», текст, рисунок, композицию, театральное представление, проект создан, а это значит, что произошла «реконструкция» нового знания, представления о чемто, что процесс познания завершен.В конце каждой творческой мастерской, а часто и после окончания какогото этапа работы, проводится рефлексия, это обязательный этап, во время которого происходит отражение, самоанализ, обобщение чувств, эмоций (как положительных, так и отрицательных), ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценивание: «Это хорошо, а это плохо, этот хорошо работал, а этот отсиживался», а анализ того, что же способствовало творчеству, почему хотелось чтото сделать, хотя никто и не заставлял.Настоящая мастерская состоит из двух этапов, которые взаимосвязаны. Первый этап основан на субъективном знании, а во время второго этапа это знание объективируется, так как основано уже на знаниях других людей, на достижениях науки, культуры, искусства[1].Н.И. Белова в статье «В поисках ключей к смыслам» пишет: «Педагогические мастерские —это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей: • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося; • не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество [2;3]. Известно, что глобальные проблемы современного мира может решить личность, обладающаямногими компетенциями, среди которых готовность использовать приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач, критически осмысливать полученные сведения, способность работать с разными видами информации, устанавливать добрые и открытые взаимоотношения с окружающими —в целом, умеющая быстро адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Формирование такой личности —цель международного педагогического движения Новое образование (в России с 1990 года). Одной из востребованных технологий, направленных на развитие познавательных способностей школьника в соответствии с новыми тенденциями развития образования, является педагогическая технология мастерских. И это неслучайно. Помимо творческого постижения истины в доброжелательной открытой атмосфере, которая царит на уроке, в мастерской выстраивается групповая и коллективная работа, снимаются конфликтные ситуации, тем самым урок, выстроенный в данной технологии, превращается в сотворчество.Мастерская направлена на пробуждение мысли ученика, которое возможно только в условиях свободы. Враждебность гасит творческую энергию.Алгоритм данной технологии отличается от традиционного урока.
В начале создается проблемная ситуация (индуктор), вызывающие интерес к проблеме исследования. Индуктор —обращенность к опыту ученика, уважение его личности, апелляция к ассоциативному образному мышлению: это может быть задание, слово, предмет, воспоминание. Второй этап —работа с материалом: превращение материала в хаос, смешение явлений, событий —завершается созданием своего мира, текста, рисунка. Затем следует социализация (соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных в результате работы в малой группе, причем задача —не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. На этапе разрыва —кульминации творческого процесса —происходит озарение, новое видение предмета, что логически ведет к появлению информационного запроса. У каждого учащегося он свой, то, что мы обычно преподносим ученику в традиционном преподавании предмета,здесь он ищет и самостоятельно, и с помощью товарищей.На завершающем этапе рефлексии происходит анализ движения собственной мысли[4].Процесс усвоения знаний в данной технологии проходит всю ту же цепочку: восприятие, осмысление, понимание, закрепление, применение, обобщение, но процесс этот личностно ориентирован: на каждом этапе задание «соотнесено с учетом мотива и потребностей ребенка, направлен на обнаружение новых смыслов познавательной деятельности, сориентирован не толькона обогащение себя новым знанием, но и на дарение его другим» [5].Из сказанного очевидно, что столкновение различных позиций, вариативность возможных решений оказываются необходимыми инструментами педагогического приближения ученика к творчеству.Известно, что традиционное обучение стремится стимулировать процесс усвоения знания отметкой —внешним мотивом учебы ради лидерства. В технологии мастерской такое усвоение стимулируется развитием внутренних мотивов собственного развития в процессе обучения, взаимодействием вместе с другими и для других.Важным признаком мастерской является коллективная работа. Дидактические задачи (изучение нового материала, обобщение знаний, систематизация, проверка) решаются такими способами и методами обучения, при которых цель деятельности осознается и принимается классом как единая, требующая своей реализации при усилиях всего коллектива. Несмотря на то, что работа осуществляется в группах, ученик включен в единый процесс, результат контролируется ребятами и учителем как равными членами коллектива и ответственность лежит на каждом.Бесспорно, что меняется роль учителя (мастера). Он создает атмосферу открытости, доброжелательности, включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к чувствам, будит личную заинтересованность, не торопится дать решение задачи, он работает вместе со всеми, вместе участвует в поиске. В мастерской царит иная система отношений, в которой учитель и ученик переживают свое отношение к Другому как ценности.Контроль осуществляется как в группе, так и лично каждым учеником. Возникшие «тупиковые» ситуации решаются поиному: в заинтересованном диалоге Мастер поясняет для себя и ребят ход мыслей, тем самым способствуя появлению новой проблемной задачи. Отсюда результат работы в мастерской описываетсяне словами «получил, узнал, запомнил», а словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался» [6].Мы провели урок английского языка в 11 классе по теме «Любовь в английской классической литературе» с использованием технологии творческих мастерских. Урок проведён14 февраля 2013 года в 11А классе в ГБОУ СОШ №1931 в рамках Общешкольного Фестиваля Мастерских.
При входе в класс ребята получают фотографии влюбленных, нарцисса (любовь к себе), родителей с детьми, защитника Отечества (любовь к Отечеству), животных с детьми (любовь к животным) и садятся на свои места.ИНДУКЦИЯУчащимся предлагается просмотреть слайдшоу с разными видами любви.Учитель задает вопрос: «Назовите тему урока»Учащиеся озвучивают свои предположения, а учитель записывает эти предположения на доске.Учитель предлагает разделиться на группы в соответствии с полученными на входе фотографиями.CАМОКОНСТРУКЦИЯУчащимся в группах предлагается выбрать тему из предложенных, которая им покажется наиболее близкой.Задание №1Разминка WarmUpВ соответствии с выбранной темой учащимся предлагается написать 810 прилагательных, описывающих выбранную ими тему на доске, проафишировать и объяснить свой выбор.ДЕКОНСТРУКЦИЯУчитель предлагает открыть конверт с заданием №2Учащиеся получают тексты с заданием вставить пропущенные части предложений, выполняют задание, вывешивают его, озвучивают, а затем проверяют с ответом, представленным на интерактивной доске.Задание №3 Учащимся предлагается открыть конверт с заданием №3.Учащимся предлагается по данным тезисам восстановить ход событий, описанных в тексте и обосновать свой выбор. Задание №4 Аудирование с пониманием основного содержания текста.Затем предлагается прослушать весь текст в аудиозаписи, внести коррективы в соответствии с услышанным и озвучить те места, где были допущены ошибки.Учитель задает вопрос: «На какую тему мы сегодня с вами говорим?»Учащиеся отвечают: «Любовь»Учитель: «Какая разновидность любви описана в тексте и кто автор?»Учитель предлагает 5 английских авторов.РАЗРЫВУчитель предлагает просмотреть видео ролик из «Ромео и Джульетта» с наложенной на него современной музыкой о любви.Учитель: «О какой любви мы поговорим сейчас?»Учащиеся отвечают.Учитель: «Почему Вы считаете, что именно современная музыка сопровождает этот видеоролик?»РЕФЛЕКСИЯУчитель: В настоящее время молодые люди встречаются, расстаются, находят новых возлюбленных и у них все хорошо. Скажите: «Возможно ли, чтобы Ромео после смерти Джульетты выбрал когото другого?»Учащиеся работают в группах и представитель от каждой группы высказывает общее мнение.Домашнее задание:Написать эссе «за» и «против» с выражением собственного мнения на тему: «Возможно ли, чтобы Ромео после смерти Джульетты выбрал когото другого?»
Одной из существеннейших характеристик в мастерской является диалоговое взаимодействие в различных вариантах. Благодаря непременному присутствию моментов выбора, самоконструкции, социализации, рефлексии, на разных этапах мастерской происходит движение от внутриличностного диалога с самим собой к внешнему –диалогу взглядов, идей, культур.Наличие открытой атмосферы, готовность участников слушать и слышать другого, развернутая корректная аргументация участников своей позиции —все это создает комфортное пребывание ученика на уроке, снимая напряжение и неуверенность в поведении, создавая ситуацию радости и успеха.Таким образом, применение мастерской как педагогической технологии способствует реализации творческого потенциала личности, ведет к развитию интеллекта как важнейшегоресурса современного общества, способствуя, тем самым и совершенствованию системы общего образования.
Ссылки на источникисписок цитируемой литературы1.Мейчик Г.А.Сборник научнометодических статей «Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы», Под ред. Г.А. Мейчик. —М.: МПАПресс, 2011, с.82.Белова Н.И. «Я знание построю в мастерской» (Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении биологии) —СПб.: СПГУПМ ЦПО, 1994.3.Белова Н.И. Наумова Н.Н. Экология мастерских, Спб.: Паритетет, 2004.4.Бондаренко Н. А. Сборник научнометодических статей «Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы», Под ред. Г.А. Мейчик. —М.: МПАПресс, 2011, с.145.Окунев А.А. Мастерская как одна из форм организации учебного процесса // Педагогические мастерские по литературе. —Спб.: Корифей, 2000.6.Мостынец О.А.Сборник научнометодических статей «Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы», Под ред. Г.А. Мейчик. —М.: МПАПресс, 2011, с.122
Mostynets Olga AleksandrovnaEnglish teacher state budget educational institutionof secondary education school № 1931 SWAD (GBOU school № 1931) Moscowpedagogikanet@yandex.ru
Educational technology workshops as a means of improving the general education system
AbstractIn article experience of realization of pedagogical technologies in the course of training in the English, focused on professional and personal development being trained, formation at them of skills and abilities of creative judgment of new knowledge is shined. Technologies of creative workshops solve problems of subject teaching, expand possibilities of the integrated training, in a complex realize the education purposes. Keywords: pedagogical technology, creative workshops, training in English, personal, professional development, education purposes