Теоретический анализ причин и механизмов возникновения трудностей в социальном взаимодействии у лиц с двойным сенсорным нарушением
Выпуск:
ART 53499
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермакова
Е.
А. Теоретический анализ причин и механизмов возникновения трудностей в социальном взаимодействии у лиц с двойным сенсорным нарушением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2481–2485. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53499.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы представления о причинах и
механизмах возникновение трудностей в социальном взаимодействии в отечественной психологии. Также систематизированы барьеры в коммуникации лиц с двойным сенсорным нарушением. И выделены основные механизмы возникновения нарушений социальной сферы при данном виде дизонтогенеза.
Ключевые слова:
общение, двойное сенсорное нарушение, социальное
взаимодействие, коммуникативные барьеры, причины, механизмы
Текст статьи
Ермакова Елена Анатольевна Магистрант Уральского государственного педагогического университета, института психологии, кафедры психологии образования по направлению психологопедагогическое сопровождение субъектов образования (УрГПУ), город Екатеринбург elena.a.ermakova@rambler.ruХлыстова Елена Викторовна Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, института специального образования, Уральского государственного педагогического университета Теоретический анализ причин и механизмов возникновения трудностей в социальном взаимодействии у лиц с двойным сенсорным нарушениемАннотация. В статье охарактеризованы представления о причинах и механизмах возникновение трудностей в социальном взаимодействии в отечественной психологии. Также систематизированы барьеры в коммуникации лиц с двойным сенсорным нарушением. И выделены основные механизмы возникновения нарушений социальной сферы при данном виде дизонтогенеза. Ключевые слова: двойное сенсорное нарушение, общение, социальное взаимодействие, коммуникативные барьеры, причины, механизмы.
В настоящее время интерес психологов направлен на проблему развития коммуникативной деятельности детей и подростков как с нормативным так и аномальным развитием. От решения этойпроблемы зависит успешность личности в профессиональном росте, взаимоотношениях с другими людьми и, в конечном счете социализации. Это справедливо и для лиц с двойным сенсорным нарушением.Нарушение слуха в сочетании с нарушениями зрения (двойное сенсорное нарушение) одно из наиболее сложных отклонений в развитии (В. И. Лубовский) [1].Особенностью дизонтогенеза людей указанной категории С.А. Сироткин считает не только совокупность дефектов зрения, слуха, а во многих случаях —и речи. В силу этой особенности возникают труднопреодолимые барьеры в социальном взаимодействии обусловленные непригодностью традиционных средств передачи информации (устной речи, восприятия ее на слух, интерпретации экспрессивных знаков на основе зренияжестов, мимики, позы тела) [2, 3, 4, 5].Коммуникативные трудности являются препятствием в обучении, профессиональной реализации, во взаимодействии с окружающими (А.И. Мещеряков)[6].С другой стороны именно при данном варианте дизонтогенеза существует острая потребность в социальном контакте, так как именно через него человек получает возможность развития личности, психики в целом и высших психических функций в частности (А. В. Суворов, А. И. Мещеряков, Т. А. Басилова и др.) [6, 7, 8]. Поэтому изучение данной проблемы актуально и необходимо для успешного решения вопросов интеграции в общество лиц интересующей нас категории. Изучением общения лиц с нарушением слуха в сочетании с нарушениями зрения занимались отечественные и зарубежные ученые (Т. А. Басилова, А.И. Мещеряков, С.А. Сироткин, А. В. Суворов, М. В. Жигорева, Я. ван Дайк, М. Джансен, Т. Виссер и др.)[6, 7, 8, 9, 10].Чаще всего в зоне научного интереса теоретиков и практиков оказывался вопрос развития адекватных средств передачи информации в межличностном взаимодействии. На протяжении десятилетий исследователями осуществлялся активный поиск эффективных методов решения проблем в коммуникации лиц с двойным сенсорным нарушением. Однако и до настоящего времени сохранился некоторый дефицит систематизированных сведений омеханизмах нарушений социальной сферы и эффективных психологических технологий ее диагностики и коррекции при данном виде дизонтогенеза. Поэтому в нашем исследовании была сделана попытка расширить, систематизировать и углубить представления о барьерах в социальном взаимодействии лиц с двойным сенсорным нарушением с окружающими.В связи с этим, целью настоящего исследования являлось изучение причин и механизмов возникновения трудностей во взаимодействии с окружающими у лиц с двойным сенсорным нарушением. Исходя из учения Л.С. Выготского о иерархическом строении дефекта, можно предположить, что трудности в коммуникативной деятельности у лиц указанной категории могут быть: вопервых непосредственно связаны с первичным дефектом. То есть ограничения слухового и зрительного восприятия можно рассматривать как отсутствие или дефицитарность коммуникативных средств; вовторых объясняются личностными и эмоциональными установками, связанными с негативным восприятием себя и своего дефекта, мотивацией избегание неудачи, которая проявляется в общении. То есть причины носят опосредованный характер [11].
Рассмотрим как систематизируются коммуникативные барьеры и их происхождение в отечественных исследованиях (В. Н. Куницына, А. А. Бодалев, Л. Н. Леонтьев, А. А. Петровский, Г. М. Андреева, В. А. Лабунская, Б. Д. Парыгини др.).
Так Б. Д. Парыгинпредлагает различать два вида социальнопсихологических барьеров: 1. внутренние барьеры личности, связанные с такими образованиями, как нормы, установки, ценности, а также с личностными особенностями, как ригидность, конформность, низкая эмоциональная и волевая регуляция и т. д.; 2. барьеры, причина которых –вне личности: непонимание со стороны другого человека, недостатокинформации и т. д.В. Н. Куницыной предложена классификация трудностей межличностного общения по их причинной обусловленности и содержательнофункциональным характеристикам. Она выделила две группы трудностей: 1. субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для собеседника (социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить контакт); 2. «объективные», проявляющиесяв условиях непосредственных контактов, снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием.Объективные трудности –это трудности, связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта и знанием норм, правил.По причинной обусловленности (в рамках психической нормы) трудности делятся на первичные и вторичные (В.Н.Куницына, А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, Г. М. Андреева, А. В. Петровский и другие).Первичные трудности зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения (биологические, психофизиологические, личностные свойства). Кчислу последнихВ. Н. Куницына отнеслаагрессивность, тревожность,интроверсию,ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом. Нарушение слуха и зрения также можно отнести к первичным коммуникативным трудностям.Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудностиявляютсяследствием психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, например, появление страха перед социальным контактом.
Социогенные трудностимогут бытьследствием внешних барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, ситуативных), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, определенных условий общения. Эти трудности появляются и как следствие взаимодействия со скованным, насмешливым, агрессивными т. д. партнером [12, 13, 14, 15, 16, 17).
Анализ работ С. А. Сироткина, Т. А. Басиловой,А. И. Мещерякова, А. В. Суворова,М. В. Жигоревойи др. позволил выделить ряд трудностей общения при слепоглухоте:Вопервых –смысловой барьер: в межличностном взаимодействии могут возникать коммуникативные барьеры в результате непонимания ситуации общения. То есть человек со слепоглухотой может не понимать смысла разговора, шутки, невербального поведения партнеров и т.д. Это приводит к выбору неадекватной стратегии поведения, а порой, к конфликтам [2, 12]. Вовторых –барьер самоотношения: проявляется в страхе осуждения, страхе быть не понятым, ощущении неловкости, бесполезности, ощущении собственной назойливости.Человек с двойным сенсорным нарушением может иметь следующую установку, вызывающую сильное напряжение: «Со мной будут общаться, не смотря на громоздкость взаимодействия (письмо на ладони и т.д.) только если я буду сверхинтересен, неординарен для других людей»[3].Втретьих –барьер некомпетентности: обусловленн незнанием окружающими людьми пригодных средств передачи информации для общения с лицами рассматриваемой категории. Так, дактилологией владеет ограниченный круг людей, только родные и специалисты [6].
Вчетвертых –барьер социального инфантилизма: возникает изза растянутости этапов развития социальной сферы по сравнению с нормой. Все, что постигает зрячеслышащий ребенок в раннем и дошкольном возрасте, человек указанной категорииприобретает в течение длительного срока, захватывая школьный и подростковый период. Например, в шестнадцать лет подросток верит существование Деда Мороза, то есть психологически находится на этапе дошкольного возраста, что затрудняет общение со сверстниками [68, 9].Впятых, барьер неудобства использования специфических средств общения лиц со слепоглухотой. Например, передача сообщений дактильным способом неудобна по ряду причин:
1. возможно общаться только с одним собеседником, потому что пальцы нескольких человек будут мешать друг другу считывать сообщение;
2. процесс дактильноконтактного общения требует большого физического напряжения, так как дактилирующая рука встречает сопротивление считывающих пальцев человека со слепоглухотой. Поэтому в процессе Дактильноконтактного общения дактилирующей руке необходим периодический отдых;
3. практически невозможно таким способом проведение собраний, коллективного чтение книг. Дактильноконтактная передача сообщений докладчика по цепочке (одного к следующему) приводит к массе искажений;4. передача информации таким способом происходит медленнее, чем при помощи звуковой речи. Поэтому,общение людей без нарушений слуха и зрения с лицами рассматриваемой категорииобщение зачастую носит формальный характер[4, 7].
Вшестых, лингвистический барьер: трудности в общении зависят не только от степени владения речью (словесной или жестовой), но и от самой специфики этой речи. Так использование жестовой речи предполагает иной тип речевого мышления(С.А.Сироткин), который нередко затрудняет взаимопонимание. Грамматику, синтаксис и другие парадигматические особенности словесногоязыка люди с двойным сенсорным нарушением используют неосознанно, «наугад». Словесноречевая среда остается для них чуждой и малопонятной, а устное слово обычно выполняет вспомогательную, побочную, вынужденную роль, не являетсяосновным средством коммуникации. Результатом языкового обособления становится социальная замкнутость[2, 3, 4, 5].
Таким образом, анализ литературных источников позволил выделить следующие механизмы возникновения коммуникативных проблем: 1. механизм обусловленный первичным дефектом;2. внутреннийпсиходинамический механизм; 3. психогенный механизм. Первый механизм связан с ограничением зрения и слуха и проявляется в следующих особенностях: трудность в поддержании разговора, несформированность средств передачи информации, невозможность интерпритации социальных сигналов, основанных на использовании зрения и слуха (жестов, мимики, голосовых характеристик, звуковой речи), следствием чего, является информационная депривация и социальная замкнутость. Второй механизм проявляется во внутриличностных барьерах коммуникации, которые блокируют социальную потребность. Характеризуется страхом перед социальным контактом, тревожностью, замкнутостью, неадекватным восприятием себя и своего дефекта, негативными личностными установками. Третьий механизм обусловлен наличием барьеров, причина которых –вне личности –непонимание окружающими людьми лиц с двойным сенсорным нарушением, незнание специальных средств общения. Негативный опыт в детском и подростковом возрасте взаимодействия со сверстниками (жестокость, издевательства, поддразнивания, отвержение) приводит к тяжелым переживаниям, стрессам, фрустрации, блокированию потребности в коммуникации, возникновению страха перед социальным контактом со сверстниками, отрицательное отношения к людям, не имеющих отклонений в развитии.
Ссылки на источники. 1. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2е изд., испр. —М.:
«Академия», 2005.—464 с.2. Сироткин, С.А. Как общаться со слепоглухими [Текст]: учебное пособие / С.А. Сироткин, Э.К. Шакенова.М., 1986.79 с. 3. Сироткин, С.А. Слепоглухота. Классификации и проблемы [Текст]: учеб.пособие / Сироткин С.А., Шакенова Э.К.М.: 1989.28 с.4. Сироткин, С.А. Социальнопсихологическая характеристика контингента слепоглухих [Текст]: учеб.пособие / С.А. Сироткин, Э.К. Шакенова.М: 1987.103 с.5. Сироткин, С.А. Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими [Текст]: методическое пособие / С.А. Сироткин, О.И. Смирнова.М., 2006.—86 с.6. Мещеряков, А.И., Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения [Текст]/А.И. Мещеряков.М.: «Педагогика», 1974.328с.7. Суворов А.В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих [Текст] / А.В. Суворов.М.: ИПТК "Логос", 1996. 119 с.8. Басилова, Т. А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухих детей [Текст] / Т. А. Басилова // Дефектология.1987.№1.С.1116.9. Ван Дайк Я.Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология, 1992, №4, с. 3645.10. Жигорева,М.В. Детискомплексныминарушениямивразвитии [Текст]:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. –240с.11. Выготский, Л. С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка [Текст] / Л. С. Выготский.—Собр. соч.: В 6ти т. М.: Педагогика, 1983, т. 5, с. 166—173.
12. Куницина, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов (Учебник нового века). [Текст] / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. 544 с.13. Бодалев, А. А. Психология общения. энциклопедический словарь [Текст] под общ. ред. А.А. Бодалева. М. : Издво «КогитоЦентр», 2011. 600 с.
14. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст]: 3е изд.М.: Смысл, 1999.—365 с.15. Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский.М. : Академия,–1997.496 с.16. Андреева, Г.М., Социальная психология [Текст]/Г.М. Андреева.М.: Аспект Пресс, 1998.299с.17. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. —М.: «Академия», 2001. —288 с/.
[ Ermakova Elena Anatolyevna
Postgraduate of the Ural State Pedagogical University, the Psychological Institute, the Department of Educational Psychology for Psychological and Pedagogical Support of Education Entities (USPU), Ekaterinburg
elena.a.ermakova@rambler.ru
Khlystova Elena Viktorovna
Candidate of psychological sciences, associate professor of the Department of correction pedagogics and special psychology, the Institute of Special Education, the Ural State Pedagogical University
Theoretic analysis of occurrence of causes and mechanisms of social interaction difficulties faced by persons with double sensor disorders
Annotation. This article describes conceptions of causes and mechanisms of occurrence of social interaction difficulties existing in the Russian psychological science. It also systematizes communicative barriers faced by persons with double sensor disorders. Besides, this article defines main mechanisms of occurrence of social disorders related to this type of dysontogenesis.
Key words: double sensor disorder, communication, social interaction, communicative barriers, causes, mechanisms.
В настоящее время интерес психологов направлен на проблему развития коммуникативной деятельности детей и подростков как с нормативным так и аномальным развитием. От решения этойпроблемы зависит успешность личности в профессиональном росте, взаимоотношениях с другими людьми и, в конечном счете социализации. Это справедливо и для лиц с двойным сенсорным нарушением.Нарушение слуха в сочетании с нарушениями зрения (двойное сенсорное нарушение) одно из наиболее сложных отклонений в развитии (В. И. Лубовский) [1].Особенностью дизонтогенеза людей указанной категории С.А. Сироткин считает не только совокупность дефектов зрения, слуха, а во многих случаях —и речи. В силу этой особенности возникают труднопреодолимые барьеры в социальном взаимодействии обусловленные непригодностью традиционных средств передачи информации (устной речи, восприятия ее на слух, интерпретации экспрессивных знаков на основе зренияжестов, мимики, позы тела) [2, 3, 4, 5].Коммуникативные трудности являются препятствием в обучении, профессиональной реализации, во взаимодействии с окружающими (А.И. Мещеряков)[6].С другой стороны именно при данном варианте дизонтогенеза существует острая потребность в социальном контакте, так как именно через него человек получает возможность развития личности, психики в целом и высших психических функций в частности (А. В. Суворов, А. И. Мещеряков, Т. А. Басилова и др.) [6, 7, 8]. Поэтому изучение данной проблемы актуально и необходимо для успешного решения вопросов интеграции в общество лиц интересующей нас категории. Изучением общения лиц с нарушением слуха в сочетании с нарушениями зрения занимались отечественные и зарубежные ученые (Т. А. Басилова, А.И. Мещеряков, С.А. Сироткин, А. В. Суворов, М. В. Жигорева, Я. ван Дайк, М. Джансен, Т. Виссер и др.)[6, 7, 8, 9, 10].Чаще всего в зоне научного интереса теоретиков и практиков оказывался вопрос развития адекватных средств передачи информации в межличностном взаимодействии. На протяжении десятилетий исследователями осуществлялся активный поиск эффективных методов решения проблем в коммуникации лиц с двойным сенсорным нарушением. Однако и до настоящего времени сохранился некоторый дефицит систематизированных сведений омеханизмах нарушений социальной сферы и эффективных психологических технологий ее диагностики и коррекции при данном виде дизонтогенеза. Поэтому в нашем исследовании была сделана попытка расширить, систематизировать и углубить представления о барьерах в социальном взаимодействии лиц с двойным сенсорным нарушением с окружающими.В связи с этим, целью настоящего исследования являлось изучение причин и механизмов возникновения трудностей во взаимодействии с окружающими у лиц с двойным сенсорным нарушением. Исходя из учения Л.С. Выготского о иерархическом строении дефекта, можно предположить, что трудности в коммуникативной деятельности у лиц указанной категории могут быть: вопервых непосредственно связаны с первичным дефектом. То есть ограничения слухового и зрительного восприятия можно рассматривать как отсутствие или дефицитарность коммуникативных средств; вовторых объясняются личностными и эмоциональными установками, связанными с негативным восприятием себя и своего дефекта, мотивацией избегание неудачи, которая проявляется в общении. То есть причины носят опосредованный характер [11].
Рассмотрим как систематизируются коммуникативные барьеры и их происхождение в отечественных исследованиях (В. Н. Куницына, А. А. Бодалев, Л. Н. Леонтьев, А. А. Петровский, Г. М. Андреева, В. А. Лабунская, Б. Д. Парыгини др.).
Так Б. Д. Парыгинпредлагает различать два вида социальнопсихологических барьеров: 1. внутренние барьеры личности, связанные с такими образованиями, как нормы, установки, ценности, а также с личностными особенностями, как ригидность, конформность, низкая эмоциональная и волевая регуляция и т. д.; 2. барьеры, причина которых –вне личности: непонимание со стороны другого человека, недостатокинформации и т. д.В. Н. Куницыной предложена классификация трудностей межличностного общения по их причинной обусловленности и содержательнофункциональным характеристикам. Она выделила две группы трудностей: 1. субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для собеседника (социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить контакт); 2. «объективные», проявляющиесяв условиях непосредственных контактов, снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием.Объективные трудности –это трудности, связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта и знанием норм, правил.По причинной обусловленности (в рамках психической нормы) трудности делятся на первичные и вторичные (В.Н.Куницына, А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, Г. М. Андреева, А. В. Петровский и другие).Первичные трудности зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения (биологические, психофизиологические, личностные свойства). Кчислу последнихВ. Н. Куницына отнеслаагрессивность, тревожность,интроверсию,ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом. Нарушение слуха и зрения также можно отнести к первичным коммуникативным трудностям.Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудностиявляютсяследствием психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, например, появление страха перед социальным контактом.
Социогенные трудностимогут бытьследствием внешних барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, ситуативных), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, определенных условий общения. Эти трудности появляются и как следствие взаимодействия со скованным, насмешливым, агрессивными т. д. партнером [12, 13, 14, 15, 16, 17).
Анализ работ С. А. Сироткина, Т. А. Басиловой,А. И. Мещерякова, А. В. Суворова,М. В. Жигоревойи др. позволил выделить ряд трудностей общения при слепоглухоте:Вопервых –смысловой барьер: в межличностном взаимодействии могут возникать коммуникативные барьеры в результате непонимания ситуации общения. То есть человек со слепоглухотой может не понимать смысла разговора, шутки, невербального поведения партнеров и т.д. Это приводит к выбору неадекватной стратегии поведения, а порой, к конфликтам [2, 12]. Вовторых –барьер самоотношения: проявляется в страхе осуждения, страхе быть не понятым, ощущении неловкости, бесполезности, ощущении собственной назойливости.Человек с двойным сенсорным нарушением может иметь следующую установку, вызывающую сильное напряжение: «Со мной будут общаться, не смотря на громоздкость взаимодействия (письмо на ладони и т.д.) только если я буду сверхинтересен, неординарен для других людей»[3].Втретьих –барьер некомпетентности: обусловленн незнанием окружающими людьми пригодных средств передачи информации для общения с лицами рассматриваемой категории. Так, дактилологией владеет ограниченный круг людей, только родные и специалисты [6].
Вчетвертых –барьер социального инфантилизма: возникает изза растянутости этапов развития социальной сферы по сравнению с нормой. Все, что постигает зрячеслышащий ребенок в раннем и дошкольном возрасте, человек указанной категорииприобретает в течение длительного срока, захватывая школьный и подростковый период. Например, в шестнадцать лет подросток верит существование Деда Мороза, то есть психологически находится на этапе дошкольного возраста, что затрудняет общение со сверстниками [68, 9].Впятых, барьер неудобства использования специфических средств общения лиц со слепоглухотой. Например, передача сообщений дактильным способом неудобна по ряду причин:
1. возможно общаться только с одним собеседником, потому что пальцы нескольких человек будут мешать друг другу считывать сообщение;
2. процесс дактильноконтактного общения требует большого физического напряжения, так как дактилирующая рука встречает сопротивление считывающих пальцев человека со слепоглухотой. Поэтому в процессе Дактильноконтактного общения дактилирующей руке необходим периодический отдых;
3. практически невозможно таким способом проведение собраний, коллективного чтение книг. Дактильноконтактная передача сообщений докладчика по цепочке (одного к следующему) приводит к массе искажений;4. передача информации таким способом происходит медленнее, чем при помощи звуковой речи. Поэтому,общение людей без нарушений слуха и зрения с лицами рассматриваемой категорииобщение зачастую носит формальный характер[4, 7].
Вшестых, лингвистический барьер: трудности в общении зависят не только от степени владения речью (словесной или жестовой), но и от самой специфики этой речи. Так использование жестовой речи предполагает иной тип речевого мышления(С.А.Сироткин), который нередко затрудняет взаимопонимание. Грамматику, синтаксис и другие парадигматические особенности словесногоязыка люди с двойным сенсорным нарушением используют неосознанно, «наугад». Словесноречевая среда остается для них чуждой и малопонятной, а устное слово обычно выполняет вспомогательную, побочную, вынужденную роль, не являетсяосновным средством коммуникации. Результатом языкового обособления становится социальная замкнутость[2, 3, 4, 5].
Таким образом, анализ литературных источников позволил выделить следующие механизмы возникновения коммуникативных проблем: 1. механизм обусловленный первичным дефектом;2. внутреннийпсиходинамический механизм; 3. психогенный механизм. Первый механизм связан с ограничением зрения и слуха и проявляется в следующих особенностях: трудность в поддержании разговора, несформированность средств передачи информации, невозможность интерпритации социальных сигналов, основанных на использовании зрения и слуха (жестов, мимики, голосовых характеристик, звуковой речи), следствием чего, является информационная депривация и социальная замкнутость. Второй механизм проявляется во внутриличностных барьерах коммуникации, которые блокируют социальную потребность. Характеризуется страхом перед социальным контактом, тревожностью, замкнутостью, неадекватным восприятием себя и своего дефекта, негативными личностными установками. Третьий механизм обусловлен наличием барьеров, причина которых –вне личности –непонимание окружающими людьми лиц с двойным сенсорным нарушением, незнание специальных средств общения. Негативный опыт в детском и подростковом возрасте взаимодействия со сверстниками (жестокость, издевательства, поддразнивания, отвержение) приводит к тяжелым переживаниям, стрессам, фрустрации, блокированию потребности в коммуникации, возникновению страха перед социальным контактом со сверстниками, отрицательное отношения к людям, не имеющих отклонений в развитии.
Ссылки на источники. 1. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2е изд., испр. —М.:
«Академия», 2005.—464 с.2. Сироткин, С.А. Как общаться со слепоглухими [Текст]: учебное пособие / С.А. Сироткин, Э.К. Шакенова.М., 1986.79 с. 3. Сироткин, С.А. Слепоглухота. Классификации и проблемы [Текст]: учеб.пособие / Сироткин С.А., Шакенова Э.К.М.: 1989.28 с.4. Сироткин, С.А. Социальнопсихологическая характеристика контингента слепоглухих [Текст]: учеб.пособие / С.А. Сироткин, Э.К. Шакенова.М: 1987.103 с.5. Сироткин, С.А. Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими [Текст]: методическое пособие / С.А. Сироткин, О.И. Смирнова.М., 2006.—86 с.6. Мещеряков, А.И., Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения [Текст]/А.И. Мещеряков.М.: «Педагогика», 1974.328с.7. Суворов А.В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих [Текст] / А.В. Суворов.М.: ИПТК "Логос", 1996. 119 с.8. Басилова, Т. А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухих детей [Текст] / Т. А. Басилова // Дефектология.1987.№1.С.1116.9. Ван Дайк Я.Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология, 1992, №4, с. 3645.10. Жигорева,М.В. Детискомплексныминарушениямивразвитии [Текст]:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. –240с.11. Выготский, Л. С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка [Текст] / Л. С. Выготский.—Собр. соч.: В 6ти т. М.: Педагогика, 1983, т. 5, с. 166—173.
12. Куницина, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов (Учебник нового века). [Текст] / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. 544 с.13. Бодалев, А. А. Психология общения. энциклопедический словарь [Текст] под общ. ред. А.А. Бодалева. М. : Издво «КогитоЦентр», 2011. 600 с.
14. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст]: 3е изд.М.: Смысл, 1999.—365 с.15. Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский.М. : Академия,–1997.496 с.16. Андреева, Г.М., Социальная психология [Текст]/Г.М. Андреева.М.: Аспект Пресс, 1998.299с.17. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. —М.: «Академия», 2001. —288 с/.
[ Ermakova Elena Anatolyevna
Postgraduate of the Ural State Pedagogical University, the Psychological Institute, the Department of Educational Psychology for Psychological and Pedagogical Support of Education Entities (USPU), Ekaterinburg
elena.a.ermakova@rambler.ru
Khlystova Elena Viktorovna
Candidate of psychological sciences, associate professor of the Department of correction pedagogics and special psychology, the Institute of Special Education, the Ural State Pedagogical University
Theoretic analysis of occurrence of causes and mechanisms of social interaction difficulties faced by persons with double sensor disorders
Annotation. This article describes conceptions of causes and mechanisms of occurrence of social interaction difficulties existing in the Russian psychological science. It also systematizes communicative barriers faced by persons with double sensor disorders. Besides, this article defines main mechanisms of occurrence of social disorders related to this type of dysontogenesis.
Key words: double sensor disorder, communication, social interaction, communicative barriers, causes, mechanisms.