Роль системного подхода в структурировании педагогами предметного содержания посредством разработки сборников понятий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глинкина Г. В. Роль системного подхода в структурировании педагогами предметного содержания посредством разработки сборников понятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2741–2745. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53551.htm.
Аннотация. Такое направление методологии научного познания, как системный подход, находит своё применение и в системе образования. Принципы системного подхода успешно применяются при структурировании предметного содержания любой учебной дисциплины посредством разработки сборников понятий — современного дидактического инструментария познания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Глинкина Галина Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогикии психологии КГАОУДПО(ПК)С «Красноярскийкраевойинститут повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»,г.Красноярск.GalinaGlinkina@yandex.ru

Роль системного подхода в структурировании педагогами предметного содержанияпосредством разработки сборников понятий

Аннотация:Такое направление методологии научного познания, как системный подход, находит своё применение и в системе образования. Принципы системного подхода успешно применяются при структурировании предметного содержания любой учебной дисциплины посредством разработки сборников понятий —современного дидактического инструментария познания.Ключевые понятия:системный подход, структурирование предметного содержания, Способ диалектического обучения, сборник понятий, иерархическая классификация, алгоритм, содержание иобъём понятия.

С точки зрения философии, системный подход —направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.Данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, а также на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину[1].Ещё в XXвеке системный подход стал необходимым признакомпрогресса научного знания, хотясистемные представления в виде разрозненных и частных элементов человеческого знания существуют очень давно. Их первые образцы можно обнаружить уже в учениях древних мыслителей.

Величайшими достижениями теоретического мышления XIX века стали научные теории исторического развития оприроде и обществе. Появление этих теорий имело определённые предпосылки в развитии всего научного знания в философии, истории, политической экономии, в различных отраслях естествознания. Но их венцоми наиболее концентрированнымвыражением явились, несомненно, теория общественного развития Маркса и Энгельса и эволюционное учение Дарвина. При этом органической составной частью теорий исторического развития в природе и обществе были представления о больших системах: об общественноэкономических формациях, о видах животных. В других науках развитие теоретического и исторического знания также вскоре привело к формированию представлений об исторически конкретных геологических, космогонических, экологических и других системах —макрообъектах объективного мира. Становилось ясным, что история опирается на «крупные блоки» явлений, которые имеют свои законы жизни и развития, являющиеся в то же время общими законами для всех составляющих их явлений.Круг методологических вопросов, связанных ссистемными исследованиями, общей теорией систем и т.п. в философской литературе советского периода стал обсуждаться с конца 50х годов, а 60–70е годы стали периодом бурного развития системных исследований в самых различных областях науки и техники и решения с их помощью многих производственнопрактических, организационноуправленческих и других социальных проблем.

Анализируя понятие «системный подход», БлаубергИ.В., СадовскийВ.Н. и ЮдинБ.Г. в своей статье утверждают, чтоглавное понятие «подход» в данном словосочетании, взятое в методологическом его значении, можно определить «как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования». Соответственно, системный подход представляет собой методологическую ориентацию исследования, основанную на рассмотрении объектов изучения в виде систем, то есть совокупностей элементов, связанных взаимодействием и в силу этого выступающих как единое целое [2].

В философииопределены основные принципы системного подхода:1)исследование характеризуется подходом к исследуемой системе как к целому, что требует изучениясредысистемы и её элементов;2)понятие системы конкретизируется через понятие связи; среди различных типов связей (структурных (внутренних), внешних, причинноследственных, родовидовых и др.) особое место занимают системообразующие связи;3)устойчивые связи образуют структуру системы, то есть обеспечивают её упорядоченность;4)структура, в свою очередь, может характеризоваться как по горизонтали (связи между однотипными компонентами системы), так и по вертикали; вертикальная структура предполагает выделение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней;

5)связь между различными уровнями реализуется с помощью управления.

Следует отметить, чтов любом системном исследовании не всегда используется вся совокупность таких принципов, в некоторых случаяхлишь некоторые из них. Сегодняшняя действительность выдвигает проблемы, требующие системного подходаи в системе образования. В педагогике системный подход понимается так же, как и в философии, делая акцент на то, что исследователь в данной области должен выявлять компоненты педагогического процессакак системы, егосистемообразующие связи, свойства, а также вскрыватьсистемные особенностисодержания образования [3].

Современному обществу нужна личность,обладающаясистемнымизнаниями, способнаямыслить системно, решать задачи и вопросыс учётом особенностей и свойств,как всей системы, так и её структурных частей, а также учитывая, что всякая система является в то же время частью другой, более широкой системы[4].Чтобы воспитать такую личность, преподавателям необходимо отказаться от традиционного обучения —передачи знаний в готовом виде, что приводит обучаемых (как учащихся школ, так и студентов вузов) к зубрёжке, следовательно, к большой нагрузке на память и ухудшению здоровья, и перейти к выводным знаниям, развитию мышления на основе диалектического подхода; структурировать учебные программы в соответствии с законами логики и теории познания; разрабатывать современный дидактический инструментарий познания, отражающий систему понятий (знаний) по преподаваемому предмету и внутрии межпредметные связи. Такое применение системногоподхода в учебном процессеразработанов теории и технологии Способа диалектического обучения (СДО), запатентованного в Международном центре педагогического изобретательства (патентное свидетельство № 126 от 29 марта 1996 года) и являющегося принципиально новым подходом к учебному процессу.Авторы данного способа В.Л.Зорина и А.И.Гончарук считают, что главная задача учителя заключается в выведении сознанияучащихся на предельную ступень обобщения (философия —прямая связь), чтобы онипо обратной связи быстрее и лучше преподавателяпреобразовывалисобственное сознание, общество, природу (творчество —обратная связь). Одним из главных достоинств Способа диалектического обучения является единство теории и технологии —глубоко научное, философское обоснование, как содержания образования, так и средств достижения цели —преобразование сознания, общества, природы через диалектику идей, отношений, орудий труда[5].Если любая учебная дисциплина —это система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки, то современный педагогдолжен в совершенстве владеть приёмами структурирования предметного содержания, что обеспечит и системное усвоение учащимисяпредметных и метапредметных знаний и умений, что требуется в результате введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения.Как показывают результаты исследования уровня овладения преподавателями умением структурировать предметное содержание, многие из нихиспытывают затруднения, применяя системный подход при составлении программ, отборе материала для конкретных учебных занятий (урок выведения новых понятий, урок закрепления знаний и умений, семинар и др.). Причины затруднений кроются в низком уровне знаний в областисущности понятий «система», «системный подход», «структура» в их философском понимании, неспособности рассматривать каждое предметное понятие с точки зрения его структуры, т.е. как самостоятельную систему, а также как часть более широкой системы.Значительным пробелом является и незнание сущности процесса структурирования в общем его понимании и структурирования предметного содержания, в частности[6].

Авторами теории и технологии Способа диалектического обученияразработан такой современный дидактический инструментарий познания, как сборник понятий, который в разные годы был описан в различных диссертационных исследованиях, защищённых в Москве, Красноярске, Новосибирске, Чите,и материалах международных и всероссийских научнопрактических конференций как универсальное дидактическое средство: для педагога —средство структурирования предметного содержания, для учащегося (студента, аспиранта) —средство познания любой темы и даже дисциплины в целом как системыпонятий. Сборник понятий —это современный дидактический инструментарий познания, разработанный на основе структуры самого понятияи отражающийединство противоположностей: содержание понятия(качество) и его объем (количество), —чтопозволяет раскрыть систему понятий (знаний)по определенной темеили разделу программы[7].Составляется сборник понятий в табличной форме (таблица1), что позволяет наглядно продемонстрировать структуру любого понятия и подводить исследуемые понятия под философские категории: единство (содержание понятия) —многообразие (объём понятия), содержание (определение понятия) —форма (способ его выражения или существования), общее (существенные признаки всего класса понятий) —особенное (признаки лишь некоторых представителей класса, а также виды родового понятия) —единичное (сами конкретные понятия или признаки, присущие лишь конкретным понятиям иотсутствующие у других) и т.п.

Таблица 1 Структура сборника понятий

№ПонятиеСодержание понятияОбъём понятия







Структура сборников понятий и алгоритм их разработки ярко демонстрируют реализацию принципов системного подхода. Так, первый принцип требует, чтобы система исследовалась как целое. Сборник понятий составляется по определённой теме (разделу программы или всему курсу) и представляет собой систему понятий (родовое понятие, его объём —это целое), состоящую из её элементов (видов рассматриваемого понятия в полном его объёме),например,система понятий по теме «Текст», представленная втаблице2в форме сборника понятий. Следует также отметить, чтов графе «Содержание понятия» сам текст описан как система, представленная совокупностью таких системообразующих элементов, как субъект и предикат.Таблица 2

Фрагмент сборника понятий (на примере темы «Текст»)Примечание: ссылки на источники в данном сборнике понятий приводятся в соответствии со списком литературы вмонографии [8].

№ПонятиеСодержание понятияОбъём понятия1Текст1.Смысловая (предельная) единица языка, представляющая собой единство противоположностей—субъекта (S) ипредиката (P) [2,с.334].2.Объединенная смысловой играмматической связью последовательность речевых единиц [3,с.16].3.Произведение речи, зафиксированное на письме [1, с.470]. I. По количеству высказываний [2, с.334]:1.1 простейший текст,1.2 сложный текст.2Простейший текст1. Текст, который состоит из одного отдельного высказывания [2, с.334].2. Текст, имеющий в своей структуре только одну субъективнопредикативную основу [2, с.334].Примеры:1)Сказуемое—главныйчленпредложения.2) Кит является млекопитающим животным.3Сложный текст1. Текст, состоящий из двух и более высказываний [2, с. 334].2. Текст, имеющий в своей структуре две субъективнопредикативные основы или более[2, с.334].I. По наличию логической связи между высказываниями [2,с.334]:1.1 связный текст,1.2 бессвязный текст.4Связный текстСложный текст, в котором логические связи между высказываниями играют более важную роль, чемсемантические связи [2, с. 334].I. По характеру логической связи между высказываниями [2,с.334]:1.1. текстконстатация,1.2. текстрассуждение.5ТекстконстатацияСвязный сложный текст, в котором преобладают соединительные и разделительные связи, содержитсярезультат ознакомления с предметом мысли, фиксируетсянесомненность чеголибо, утверждаетсядействительность чегото свершившегося или свершающегося, происходящего на самом деле [2, с. 335].I. По временной соотнесенности [2, с. 335]: 1.1 текстописание,1.2 текстповествование.6 ТекстописаниеТекстконстатация, в котором фиксируются некоторые фрагменты действительности в их статике и синхронической соотнесенности [2,с.335].Пример: 1) В лесу растет цветок душистый, от благоухания которого становится весело на душе. Его бутоны напоминают нежные белые колокольчики. Это чудо зовется ландышем.2) Сочинениеописание картиныИ.Левитана «Золотая осень».3) Описание действий плотника.7ТекстповествованиеТекстконстатация, излагающий события, действия, процессы в их развитии во Примеры: 1) Текстрепортаж о параде времени с диахронической соотнесённостью [2, с. 335].Победы на Красной площади.2) Рассказ о походе в заповедник.3) Текстрекомендация по замешиванию дрожжевого теста.8Текстрассуждение1. Связный сложный текст, в котором одни мысли извлекаются из других мыслей, некоторые ставятся под сомнение, даётся их оценка, выдвигаются предположения [2, с. 335].2. Связный сложный текст, в которомпреобладают условные связи между мыслями [2, с. 335].Пример: 1) Текст доказательства теоремы Пифагора.2) Текстрассуждение о вреде курения.9Бессвязный текстСложный текст, который,несмотря на наличие семантических связей,игнорирует соблюдениелогических законов [2, с.334].Примеры: 1) Отец Ф.Достоевского был лекарем. Многие лекари учились в Петербурге, а Петербург был основан в 1703 году[2, с.334].2) Саша подарил маме тюльпаны. Нарциссы распускаются раньше пионов. Роза —любимый цветок влюблённых.

Второй принцип системного подхода должен проявляться в использовании различных видов связей, что также нашло своё отражение в сборнике понятий, т.к. при его разработке применяются родовидовые связи (еирархия понятий), структурные (указание структурных видовых признаков исследуемых понятий в их содержании и выделение видов на основе особенностей строения), системообразующие связи (выявление оснований (критериев) деления понятия на виды).Данные связи также продемонстрированы в таблице 2.Применение третьего и четвёртого принциповдолжно упорядочивать систему, выстраивая иерархию, в сборнике понятий они прослеживаютсятакже через иерархическую классификациюпонятий—«метод деления понятий от общего к частному: классифицируемое множество объектов делится по определённому выбранному признаку на крупные группировки, каждая из которых в соответствии с избранным основаниемразбивается на ряд последующих группировок, в свою очередь, распадающихся на более мелкие» [9].Так, в сборнике понятий по теме«Текст» (таблица 2) исследуемое понятие делится на простейший и сложный тексты(по количеству высказываний), далее простейший текст не имеет деления, а объём сложного текста представлен связным и бессвязным текстами (по наличию логической связи между высказываниями)и т.д.А всборнике понятий по теме «Сказуемое в русском и иностранных языках», опубликованном в учебнометодическом пособии [10],представлена более разветвлённая иерархическая классификация: базовое понятие «сказуемое» делится сначала на логический, психологический и грамматический предикаты, затем логический предикат (сказуемое суждения) делится на характеризующее, реляционное и таксономическое логические сказуемые (по содержанию передаваемой информации), положительное и отрицательное логические сказуемые (по способности утверждать наличие/отсутствие качества субъекта), распределённое и нераспределённое логические сказуемые (по способности охватывать всех представителей класса), некоторые из них, в свою очередь, тоже разделились на виды. У грамматического предиката (грамматического сказуемого) выделены простое глагольное сказуемое и непростое сказуемое (по структуре), грамматическое сказуемое в изъявительном, условном и повелительном наклонениях (по способу выражения модальности), грамматическое сказуемое в форме активного, возвратного и пассивного залогов (по выражению глаголом субъектнообъектных отношений) и др., каждый из которых имеет свой объём, все они раскрыты в сборнике понятий по содержанию и объёму. Иерархия понятий по указанной теме ярко продемонстрирована в виде логических схем на стр. 56–57 того же пособия.Пятый принцип системного подхода реализуется посредством отражения связи между различными уровнями с помощью управления, которое осуществляется применением строгого алгоритма разработки сборника понятий, заключающегося в осуществлении следующих действий[11]:

1.Выбрать базовое понятие учебной дисциплины.2.Подобрать разнообразную литературу(учебную, справочную), содержащую информацию о данном понятии.Составить список литературы в алфавитном порядке.3.Внести различные определения базового понятия в раздел «Содержание понятия»:а) структурное, генетическое, функциональноеопределения;

б) определения, отражающие различные подходы к изучению понятия или различные взгляды ученых в их историческом развитии;

в) определения, содержащие родовой и видовые признаки (т.е. соответствующие правилам логики);г)определения, в которых допущены логические ошибки(они могут быть использованы на занятиях для анализа и поиска ошибок);

д) определения из области других наук,если понятие оказалось межпредметным. 4.Сделать ссылки на источники после каждого определения, например, в таблице2они оформляются следующим образом: [2, с.334], гдепервое число указывает номер источника в списке литературы, второе —номер страницы.5.При обнаружении ошибок в найденных определениях какоголибо понятия или отсутствии определений во всех изученных источниках самостоятельно вывести содержание этого понятия, соблюдая все логические правила определения понятия через ближайший род и двавидовых признака (соразмерность, неотрицательность, однозначность, отсутствие круга), т.е.без сносок, авторское определение.6.Для установления объёма исследуемого понятия выписать все обнаруженные его виды.Найти среди них противоположности и сгруппировать, выявивкритерии (основания деления).В процессе деления понятия соблюдать логические правила (каждое деление осуществляется только по одному признаку; члены деления по каждому критерию должны быть попарно противоположными, взаимоисключающими друг друга; соразмерность; последовательность и непрерывность деления).7.Внести результат деления в раздел «Объём понятия» сборника, располагая виды по степени важности признакаи используя двойную нумерацию: римские цифры для указания основания деления, арабские —для членов деления(таблица 2).8.Сделать ссылки на источники, в которых были выделены виды исследуемого понятия, внесённые в сборник понятий, как описано в п.4 алгоритма.9.Привести примеры единичных понятий (восхождение от абстрактного к конкретному).10.Проверив соблюдение правил логического деления, следующее понятие вывести из объема раскрытого (предыдущего) и все операции произвести аналогично, начиная с п.3данного алгоритма, включая п.9.

Применяя данный алгоритм, такое «челночнообразное движение мысли» (как показано на примере сборника понятий «Текст») необходимо осуществлятьдо тех пор, пока все понятия исследуемой системы не будут раскрыты по содержанию и объёму.Цель создания сборника понятий —совершенствование (структурирование) содержания образования посредством создания непротиворечивой системы понятийна основе системного подхода, поэтомусборник понятий является инструментом, позволяющим педагогуотбирать и структурировать предметное содержание как отдельной темы (раздела программы), всего курса любой учебной дисциплины, так и каждого учебного занятияв отдельности.Сборник понятий существенноотличаетсяот других изданий (учебных и справочныхпособий), хотя и разрабатывается с опорой на данные источники. По сравнению с учебными пособиями, где понятия являются частью текста (параграфа) и не всегда сопровождаются чёткими определениями, а также по сравнению сосправочными изданиями, в которых понятия размещаютсяв алфавитном порядке, в результате чего не устанавливаются, а точнее разрываютсяродовидовые отношения, в предлагаемом сборнике понятия располагаются в логической последовательности: от общего (род) через особенное (виды) к единичному (частное, конкретное).Поэтому по прямой связи сборник понятий ограничивает понятия (от общего через особенное к частному), по обратной —обобщает (от единичного к общему), т.е. сборник понятий отражает путь (восхождение) теории науки от абстрактного к конкретному,что наглядно продемонстрировано в таблице2.Ограничивая понятия, наша мысль движется от более общихпонятий к менее общим понятиям(например, текст —сложный текст —связный сложный текст —текстконстатация —текстповествование —текстрепортаж о параде Победы на Красной площади). Если постепенно переходить от более общих понятий ко всё менее общим, то можно дойти до таких понятий, которые ограничивать дальше уже будет невозможно. Пределом ограничения считается единичное (конкретное) понятие (текстрепортаж о параде Победы наКрасной площади).Обобщая понятия, наше мышление переходит от менее общих ко всё более общим понятиям(например, текст доказательства теоремы Пифагора —текстрассуждение —связный сложный текст —сложный текст —текст).Впротивоположность ограничению, если от единичного понятия переходить к более общим понятиям, то можно достичь предельно широких по объёму понятий, которые называются категориями (их примеры уже были описаны перед таблицей1).Следующая отличительная особенность сборника понятий заключается в том, что раздел «Содержание понятий» отражает диалектику понятия, т.к. может включатьразные виды определений(структурное, генетическое, функциональное), а также различные взгляды ученых на сущность понятий в их историческом развитии. В разделе «Объем понятия» указываются не только виды (члены деления), но и основание деления, что часто отсутствует в учебной и справочной литературе.

Отражая структуру любого понятия, структура сборникапонятий наглядно демонстрирует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия(с увеличением содержания понятия уменьшается его объём и наоборот: с уменьшением содержания понятия увеличивается его объём), который распространяется на понятия, находящиеся в родовидовом отношении.Сборник понятий воссоздаётчелночнообразное движение мысли:каждое новое понятие выводится из объема предыдущего, затем раскрывается содержание и объем нового понятия и т.д. до единичного (конкретного).При разработке сборников понятий используется большое количество учебной и справочной литературы, что позволяет обнаружить нарушение правил определения и деления понятий в учебниках, установить логику изучения понятий, структурировать программы и учебники, которые, к сожалению, пока далеки от совершенства.А поскольку сборникпонятий может составлять не только преподаватель, но и его ученики(самостоятельно, в качестве исследовательской предметной деятельности), то такой инструментарий является средством перехода от сообщенных знаний (память) к выводным (мышление), следовательно, впроцессе разработки сборников понятий у учащихся развивается умение оперировать понятиями —умение мыслить.Одновременноу учащихся вырабатываются и другие важные для личности умения: адекватно понимать информацию; извлекать информацию из различных источников; отбирать и систематизировать материал на определённую тему; вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате изучения предметного материала и другие. Таким образом у учащихся формируется и умениеструктурировать знания, а в совокупностивсе описанные действия обеспечивают комплексноеразвитиепознавательных способностей личности.Обязательным требованием к разработке сборников понятий является соблюдение правил определения иделения понятий, законов формальной логики (закон тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания) и законов диалектики (единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания, сохранения исходной основы), что является одним из условий формирования умения структурировать материал. Сборники понятий составляются по любым учебным дисциплинам, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, поэтому могут использоваться преподавателями на всехступенях образования, как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях профессионального образования.Овладение учителем умением структурировать предметное содержание обусловлено и введением ФГОС нового поколения,авторы которых приоритетным направлением считают развитие личности, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми для учащихся обеспечивает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения новых знаний иопыта. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия —это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях [12].

Среди всех универсальных учебных действий познавательные занимают наиболее важное место, включая в себяобщеучебные, логические и действия постановки и решения проблем. Однако, современный учитель оказался недостаточно готовым к внедрению новых стандартов: не зная в совершенстве логики (законов мышления, основных его форм, сущности логических операций с понятиями и т.д.), невозможно сформировать у учащихся данные уменияна требуемом уровне. Решить проблему подготовки учителя к формированию у учащихся умения структурировать знания можно на ступени дополнительного профессионального образования или повышения квалификации[13].Для этого в Красноярском краевоминституте повышения квалификации работников образования разработаны программы, в частности, на основе теории и технологии Способа диалектическогообучения, для учителей общеобразовательных школ, преподавателей учреждений профессионального образования.Содержание данных программ позволяет педагогамне только осознать сущность системного подхода, процесса структурирования, овладеть алгоритмом разработки современного дидактического инструментария познания (сборник понятий) как средства структурирования предметного содержания, но и овладеть способамиформирования у учащихся умения структурировать знания, как на учебных занятиях, так и при выполнении домашних заданий.

Ссылки на источники1.Философский энциклопедический словарь / [Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев и др.]. —М.: Сов.Энциклопедия, 1983. —840с. —С.612. 2.Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход //Вопросы философии. —1978. —№8. —С.47.3.ВишняковаС.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. —М.: НМЦ СПО, 1999. —538 с. —С.303.4.Глинкина Г.В. Системный подход: история и развитие вопроса //Лингвистическое образование и межкультурные коммуникации: Проблемы, концепции, пути решения: Статьи Юбилейной VВсероссийской науч.пр.конфер. с междун.участием. —Красноярск, 2004. —157 с. —С. 33–38.—С. 36.5.ЗоринаВ.Л., Нургалеев В.С. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством Способа диалектического обучения: монография. Красноярск: СибГТУ, 2005. —168 с. —С.69, 160.6.Глинкина Г.В. Умение учащихся структурировать знания как одно из основных общеучебных познавательных универсальных учебных действий //Личность как субъект инноваций: сб. научн. трудов. Вып. 3.—Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2012. —116 с. —С. 25. 7.ГлинкинаГ.В. Подготовка учителя к формированию у учащихся системных знаний. Повышение квалификации учителя на основе Способа диалектического обучения: монография. Germany, Saarbrücken: LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2012. —232 с. —С.75.8.Там же, С.118.9.ПолонскийВ.М. Научнопедагогическая информация: Словарьсправочник. —М.: Новая школа, 1995. —256с. —С.55.10.Единство языков в их многообразии: сказуемое в русском и иностранных языках: уч.мет.пособие/ Г.В.Глинкина, М.С.Мартынец, В.Л.Зорина. —Красноярск: ККИПКиППРО, 2011. —216с. —С.22.11.Глинкина Г.В. Подготовка учителя к формированию у учащихся системных знаний. Повышение квалификации учителя на основе Способа диалектического обучения: монография. Germany, Saarbrücken: LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2012. —232 с. —С.115.12.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. академия наук, Рос. академия образния; под ред. В.Козлова, А.М.Кондакова. 4е изд. М.: Просвещение, 2011. —79 с.—С.66.

13.Глинкина Г.В. Умение учащихся структурировать знания как одно из основных общеучебных познавательных универсальных учебных действий //Личность как субъект инноваций: сб. научн. трудов. Вып. 3.—Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2012. —116 с. —С. 30.

Glinkina Galina Vasilievna,

Сandidate of pedagogical science, the associate professor of the Department of Pedagogy and Psychology KSAEIAPEAPE “Krasnoyarsk Regional Institute of Professional Development and Retraining of educators”; GalinaGlinkina@yandex.ru

The role of system approach in teachers’ structuring the subject content by means of developing the collections of conceptsAnnotation:Such direction of methodology of scientific knowledge as system approach finds its use in the system of education. The principles of system approach are successfully used in structuring the substantive content in any academic discipline through the development of the collections of concepts —the moderndidactic tools of knowledge.Key concepts:system approach, structuring of subject content, the method of dialectical training, the collection of concepts, hierarchical classification, algorithm, content and scope of the concept.