Разноуровневое обучение на уроках русского языка как способ формирования навыка самостоятельного принятия решений у учащихся начальной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Герасенкова О. Н., Слизкова Е. В. Разноуровневое обучение на уроках русского языка как способ формирования навыка самостоятельного принятия решений у учащихся начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14045.htm.
Аннотация. В статье представлен авторский подход реализации разноуровневого обучения на уроках русского языка, включающий методологические основы формирования навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся в образовательном процессе начальной школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Герасенкова Ольга Николаевна,студентка педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишим

Слизкова Елена Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишимlick_diana@mail.ru

Разноуровневое обучение на уроках русского языка

как способ формирования навыка самостоятельного принятия решений

у учащихся начальной школы

Аннотация.В статье представлен авторский подход реализации разноуровневого обучения на уроках русского языка, включающий методологические основы формирования навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся в образовательном процессе начальной школы.Ключевые слова:развивающее обучение,разноуровневое обучение, зона ближайшего развития,самостоятельность, навык самостоятельного принятия решения, рефлексия.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Основная задача уроков русского языка ‬развитие письменной и устной речи обучающихся в единстве с развитием их творческих способностей и мышления. Ни для кого не секрет, что в школу приходят ученики с разным запасом знаний и уровнем подготовки, с разным потенциалом. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание, характеризующиеся разным уровнем сложности.В основе идеи разноуровневого обучения лежат две концепции: концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.К.Кириллов, О.Г.Максимова и др.), согласно которой обучение опережает развитие и ведет его за собой, если: оно опирается на зону ближайшего развития учащегося;организуется посредством включения его в соответствующую деятельность; обучающийся становится субъектом своей деятельности, осознает ее и управляет ею на основе знания своих собственных возможностей и планирования результатов учения;концепция биологической обусловленности формальнодинамических свойств индивидуального поведения человека (М.К.Енисеев, А.А.Кирсанов, А.Н.Леонтьев, И.Э.Унт, Н.М.Шахмаев и др.), согласно которой: все обучающиеся имеют разные индивидуальные возможности в обучении, определяемые сложным сочетанием и взаимодействием их индивидуальнотипологических, психологических характеристик, социального опыта и направленности личности; необходимо осуществлять дифференциацию обучения на основе комплексной диагностики всех этих свойств и мониторинга развития личности в обучении [1].Основным организационным условием для осуществления данной цели становится создание относительно стабильных, подвижных групп, позволяющих организовать обучение детей на различных уровнях усвоения одного и того же содержания учебного материала: от минимально допустимого до творческого, продвинутого.Опираясь на существующие исследования, можно выделить следующие принципы и требования, которые определяют успешную организацию разноуровневого обучения детей младшего школьного возраста.1.Принцип развития каждого обучающегося: как сильного, так и слабого. Реализация данного принципа предполагает:рассматривать минимальный уровень лишь как стартовый для большинства обучающихся, стимулировать их потребность в достижении более высокого уровня усвоения учебного материала;с помощью разноуровневых заданий обеспечить индивидуальный темп продвижения к достижению более высокого уровня;возможность выбора обучающимся заданий более высокого уровня и перехода в другую группу;2.Принцип осознания обучающимися процесса учения, который проявляется:в знании и понимании ими своих возможностей и реального уровня обученности, прогнозировании и планировании на этой основе своей дальнейшей деятельности с помощью педагога;в овладении обучающимися способами деятельности, общеучебными умениями и навыками;в рефлексии результатов своей деятельности. Таким образом, ученик переводится в режим саморазвития;3.Принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства, согласно которому:признается возможность неравномерности в развитии различных свойств и способностей личности, ее специальной одаренности, вследствие чего педагоги и обучающиеся должны определить, в какой сфере учебной деятельности обучающийся может достигнуть более высокого уровня усвоения по сравнению с другими, преподаватель должен признать право ученика сосредоточить внимание на достижении высокого уровня именно в этой сфере, обеспечив достижение им минимума в остальных. При этом не должно ущемляться чувство собственного достоинства обучающегося, осуществляться сравнение его с другими; уровень обучаемости ребенка должен определяться не вообще, а относительно конкретных предметов;продвижение ребёнка в обучении нужно определять на основе сравнения достигнутых результатов с его собственными предыдущими результатами;4.Принцип оперативного психологопедагогического мониторинга, требующий:обязательной комплексной диагностики тех свойств личности, на основе которых осуществляется первоначальное разделение на группы;постоянного изучения изменения данных свойств и их соотношения в процессе разноуровневого обучения с целью выявления тенденций развития личности и коррекции педагогического процесса, а также помощи обучающимся,в их самоопределении при выборе того или иного уровня обучения [2].На сегодняшний день одна из причин нежелания учиться у младшего школьника заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он ещё не готов, с которым он не может успешно справиться, а ученику с учебными способностями более высокого уровня такое задание позволяет заскучать при его быстром выполнении. Поэтому оптимальным вариантом является самостоятельный выбор задания сучётом собственных возможностей ребёнка.Кроме того, самостоятельная работа ‬это одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создание основы для развития интереса. Самостоятельная работа развивает творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им вкус к поиску, самостоятельным открытиям, поэтому для достижения цели проекта ‬формирование навыка самостоятельного принятия решений и творческого развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей и интересов ‬выбрано разноуровневое обучение, которое позволяет каждому ребёнку на каждом уроке быть успешным.Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования навыка самостоятельного принятия решений и творческого развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей и интересов.Задачи проекта: обучение выбору заданий определённого уровня сложности с учетом индивидуальных способностей; активное внедрение механизмов самооценки, самоанализа деятельности школьников; воспитание самостоятельности, настойчивости в достижении поставленной цели, культуры умственного труда.Этапы проекта: I‬диагностический;II ‬деятельностнопрактический; III‬контрольнодиагностический; IV‬этап внедрения в школьную практику.Сроки реализации проекта.Iэтап (2010‬2011 учебныйгод): для определения уровня готовности учащихся к школе апробирован диагностический инструментарий (методика «Способность к обучению в школе», Вицлак), определяющая уровень готовности каждого ребёнка к обучению, и выявляется уровень учебных способностей. На 1 сентября 2010‬2011 учебного года в 1«а» классе обучалось 22 ребёнка. По уровню учебных способностей они распределились следующим образом: с высоким уровнем готовности к школе в первый класс поступило 5 (22,7%) учащихся; с уровнем выше среднего ‬4 (18,3%); со средним уровнем ‬10 (45,5%) человек; с низким ‬2 (9%); с очень низким уровнем один ребёнок (4,5%).Проанализировав полученные результаты апробированного нами диагностического инструментария, следует отметить, что большинство детей, поступивших в первый класс, были достаточно хорошо подготовлены, имели правильную мотивационную готовность к школе, то есть шли в первый класс с желанием (18 человек (81,8%)). Отрицательный ответ на вопрос: «Хочешь ли ты пойти в школу?» был получен только от двоих (9%) и еще двое высказали мнение «хочу, но боюсь», «не хочу, боюсь учителя» (9%).IIэтап (2011‬2012 ‬март 2012‬2013 учебныхгодов): для того чтобы повысить качество знаний по русскому языку и активно способствовать формированию навыка самостоятельного принятия решений с начала второго класса в 2011‬2012 учебном году на уроках закрепления по русскому языку использованы разноуровневые задания. Задания подбирались так, что при единой образовательной, познавательной цели и общем содержании, они отличаются разной степенью сложности.Авторской позицией в реализации разноуровневого обучения на уроках закрепления по русскому языку как способу формирования самостоятельного принятия решений у учащихся начальной школы стало применение элементов игры, создание ситуации успеха, побуждающей детей к самостоятельному выбору подходящего задания, с заранее заложенным вариантом сложности.При выполнении заданий разной степени сложности на доске расположен «Светофор». Сигналы светофора представлены в таком порядке: красный, жёлтый, зелёный. Каждому цвету соответствует определённый уровень сложности и гарантируется при правильном выполнении задания своя оценка. Дети об этих условностях хорошо информированы.Обучающийся, выбравший задание под красным цветом, получает при верном выполнении оценку только «3», под желтым «4», а зелёный цвет позволяет получить заветную «пятёрку».При выполнении первого (репродуктивного) уровня сложности обучающийся закрепляет базовые знания. Второй уровень ‬уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.Третий уровень ‬творческий.Он развивает орфографическую зоркость, так как предполагает исправление грамматических ошибок, а также развитие речи. Например, на интегрированном уроке русского языка и окружающего мира по теме «Роль «ь»знака в русском языке» присутствовал этап, предусматривающий разноуровневые задания для закрепления знаний по данной теме. Тексты заданий были составлены с учетом того, что темой по окружающему миру была «Неживая природа», в данном случае просматривается интеграционная характеристик содержательной части используемого на уроках русского языка материала в сочетании с окружающим миром.Для каждого уровня была своя цель, которая оговаривалась в задании. Например, для базового уровня было предложено в тексте найти и выделить слова с изучаемой орфограммой: «Днёмс крыши свисали сосульки. А ночью ударил мороз. Снежные хлопья покрыли скамейки и ветви деревьев».Для уровня повышенной сложности предлагалось из набора слов выписать только с разделительным «ь».Для этого детям было необходимо вспомнить правило о написании разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости. Набор слов был следующий: «Ольга, жильё, веселье, пеньки, мать, пьют, гвоздь, ручьи».При выполнения задания на творческом уровне предполагалось закончить предложения подобрав слова, подходящие по смыслу и при этом отвечающие требованиям изучаемой орфограммы: «На верёвке сушится... Тело птиц покрыто... Под окном чирикают...». Например, тема: «Безударные гласные» изучается на протяжении всего курса начальной школы. Хочу привести примеры, иллюстрирующие повышение уровня сложности заданий в курсе русского языка со второго по четвёртый класс. Итак, во втором классе по данной теме предлагаются следующие задания: базовый уровень ‬достаточно только вставить безударные гласные вот в таком предложении: «Во дв..ре ..грала кошка с к..тятами»;второй уровень сложности получает задание, которое требовало не только знаний по теме, но и, смекалки, и сообразительности: «К данным словам необходимо подобрать однокоренные слова с безударной гласной в корнепо указанному значению: синий ‬однокоренное слово, название птицы; снег ‬однокоренное слово, название птицы; белый ‬однокоренное слово, часть яйца; чёрный ‬однокоренное слово, название ягоды». Длятретьего уровня предлагается набор слов с ошибками, которые необходимо исправить и доказать правильное написание слов, подобрав однокоренное проверочное к каждому из них: «Цвиток, краты, сасна, вада, гниздо, кавры». В третьем классе задания усложняются: базовый уровень: «Спиши, вставляя безударные гласные. Пиши в скобках проверочные слова: сл..зинка, ш..повник, скр..пучий, г..рчица, гр..знуля, пл..сать, под..рить».Выбравшие второй уровень сложности выполняют задание, которое требует понимания и умения применять не только правила по безударным гласным, но и других правил: «Спиши, вставляя пропущенные буквы. Пиши в скобках проверочные слова: Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Др..ж..т серая ..сина. Кр..суется белая б..рё..ка». Третий уровень сложности предлагает следующее задание: «Спиши, исправив ошибки. Подчеркни безударные гласные: По(тинуло) холадом. Шмел прилител толстый, махнатый, как мидветь. За ворочался, весь впыльце из мазался.» В четвертом классе: базовый уровень: «Спиши, записывая в скобках проверочные слова: Ос..нь, л..ства, тр..щат, поб..жали, ч..рвивое, ул..тают, п..хучие, п..лезные, ..довитые, тр..пинка». Для второго уровня сложностипредлагается подобрать к данным словам по четыре однокоренных слова с безударными гласными: «Вред ‬…, …, …, …. Колкий ‬…, …, …, …. Заполз ‬…, …, …, ….». Выбравшиетретий уровень сложностидолжны списать и подчеркнуть все орфограммы, а после этого выполнить ещё два задания: выписать слова с безударной гласной в корне и подобрать однокоренные слова к подчёркнутому слову: «Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. Лес стряхнул с себя остатки ночного мрака. Первые лучи солнца показали его во всём золотом величии».Промежуточная диагностика, проведенная в конце учебного года, показала, что навык самостоятельного выбора заданий по силам уже сформирован у большинства ребят. Каждый ребенок подходит к этому выбору осознанно, так как четко понимает, что для получения более высокой оценки необходимо не только выбрать задание более сложного уровня, но ещё и правильно выполнить его. Если в начале использования технологии разноуровневого обучения учащиеся с низким уровнем учебных возможностей выбирали задания сложные изза высокой оценки, то сейчас такие детки не выберут уровень, обозначенный зелёным цветом, так как он пока для них не выполним. Дети осознали, что не правильно выбранный уровень (более сложный, чем необходимо) грозит получением отрицательной оценки, а это неприятно никому.Кроме того, все дети знают о том, что полученную оценку за выполнение подобных заданий можно повысить в ходе дальнейшей работы на уроке. Практика показывает, что деятельность детей вне зависимости от выбранной ими степени сложности решения задач необходимо поощрять, так как в детях начинает проявляться стремление выполнить более трудное задание. Имеют место случаи, когда дети продолжительное время выбирают только первый или только второй уровень сложности, хотя выполняют задания всегда верно, объясняя свой выбор страхом перед более трудным заданием. В таком случае мы предлагаем детям взять более трудное задание и попробовать его выполнить без оценки, если у ребёнка всё получается, и он выполняет верно, то у него появляется уверенность в своих возможностях и страх проходит. В дальнейшем ребёнок уже самостоятельно принимает решение выбирать более высокий уровень сложности. К концу второго класса из 22 обучающихся (100%) высокий уровень задания уверенно выполняют 7 (31,8%) ребят; 10 (45,5%) человек справляются с уровнем повышенной сложности; 5 (22,7%) ребят выбирают только базовый уровень.IIIэтап (май 2012‬2013‬сентябрь 2013‬2014 учебных годов): на данном этапе осуществлялась повторная диагностика для контроля общеучебных умений и навыков и уровня сформированности навыка самостоятельного принятия решений у обучающихся начальной школы. IVэтап (октябрь 2013‬2014‬май 2013‬2014 учебных годов): этап внедрения разноуровневого обучения в школьную практику. Считаем, что такой способ обучения можно применять не только на уроках закрепления изученного материала по русскому языку, но и на уроках закрепления и контроля знаний по математике и других предметах в начальной школы, так как при выполнении подобных заданий обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня сложности), самостоятельность в усвоении знаний, приобретении умений, формировании навыков, в развитии речи, памяти и творческого воображения. Результативность внедрения разноуровнего обучения на этапе контрольного среза показала: из 22 обучающихся (100%), 10 (45,5%) детей, выбираю задания, где уровень сформированности навыка принятия самостоятельного решения высокий; 8 (36,4%) справляются с заданиями повышенного уровня сложности и 4 (18,1%) ребенка выбирают базовый уровень, демонстрируя при этом частичность проявления самостоятельности в выборе заданий. В целом наблюдается динамика в актуализации навыка самостоятельного принятия решения младшими школьниками, которая составляет 13,6% (3 человека) в показателе высокого уровня. Мы все на сегодняшний день хотим, чтобы процесс воспитания и образования стал личностно ориентированным, чтобы дети по окончании школы хорошо знали, в чем их талант, умение и умственные наклонности, которые помогут им стать тем, кем они пожелают. Задача начальной школы в том, чтобы создать в образовательном процессе такие условия, в которых бы каждый ребенок проявил себя наилучшим образом. Везде, где это только возможно, учащимся должен предоставляться выбор, они сами должны нести ответственность за свое воспитание и образование. Поэтому мы считаем, что главным результатомэтого проекта будет развитие самостоятельности, отработанный навык самостоятельного выбора уровня сложности заданий, позволяющий каждому ребенку почувствовать себя успешным. В целом представленный проект преследует дальнюю цель ‬повышение качества знаний при гармоничном развитии личности каждого ребенка и сохранении его здоровья.

Ссылки на источники1.ЯкиманскаяИ.С. Разноуровневое обучение в современной школе.‬М.: ВЛАДОС, 1999. ‬164с.2.КсензоваГ.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.‬М.: Педагогическое общество России, 2008. ‬212с.

Olga Gerasenkova,student of the Pedagogical Faculty Federal State Educational Institution of Higher Professional Education ‮Ishim State Pedagogical InstitutenamedP.P.Yershov , IshimElena Slizkova,Ph.D., assistant professor of social pedagogy and pedagogy of childhood Federal State Educational Institution of Higher Professional Education ‮Ishim State Pedagogical InstitutenamedP. P.Yershov , Ishimlick_diana@mail.ruMultilevel learning Russian language lessons as a way of forming decisionmaking skills in elementary school studentsAbstract.The article presents the author's approach to the implementation of tiered teaching Russian language lessons in primary schools, including the methodological bases of formation of decisionmaking skills in elementary school students.

Keywords:developing training, multilevel training zone of proximal development, independence, decisionmaking skills, reflection.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»