Метод портфолио как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе подготовки к дизайн-технологической деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васильева О. А. Метод портфолио как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе подготовки к дизайн-технологической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14154.htm.
Аннотация. Метод портфолио является инновационным в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности. Применение метода портфолио на занятиях при проектировании и изготовлении современной одежды дает возможность каждому студенту индивидуально разработать и изготовить модель одежды, создавая собственный авторский проект «портфолио» с использованием современных компьютерных технологий. При создании проекта «портфолио» у студентов формируется профессиональная компетентность в области дизайна одежды и профессиональная готовность к дизайн-технологической деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Васильева Ольга Альбертовна,старшийпреподаватель, соискатель кафедры дизайна и художественного образования ФГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени И. Г. Петровского», БрянскVolza@yandex.ru

Метод портфолио как средство формирования профессиональной компетентности студентов

в процессе подготовки к дизайнтехнологической деятельности

Аннотация.Метод портфолио является инновационным в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов к дизайнтехнологической деятельности. Применение метода портфолио на занятиях при проектировании и изготовлении современной одежды дает возможность каждому студенту индивидуально разработать и изготовить модель одежды, создавая собственный авторский проект «портфолио» с использованием современных компьютерных технологий. При создании проекта «портфолио» у студентов формируется профессиональная компетентность в области дизайна одежды и профессиональная готовность к дизайнтехнологической деятельности.Ключевые слова:метод портфолио, профессиональная подготовка, дизайнтехнологическая деятельность, проект «портфолио», профессиональная компетентность.Раздел: (1)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время инновационный метод портфолио представляет большой научнопрактический интерес.Этот метод в научной литературе рассматривается в нескольких трактовках:Портфолио –систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентами для мониторинга, навыков и отношений обучаемых [1].Портфолио –форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучаемого [2].Портфолио –антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ,представляемых на оценку, а также самоанализ и самооценку [3].Учебные портфолио –новая форма контроля и оценки достижений учащихся [4].Мы придерживаемся мнения, что метод портфолио –это средство оценивания и учета достижения обучающихся.Следует отметить, что профессиональная подготовка будущих педагогов направлена на формирование профессиональной компетентности в области дизайна. Метод портфолио в процессе профессиональной подготовки студентов в области дизайна к дизайнтехнологической деятельности выступает как средство формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов в области дизайна. Профессиональная компетентность –способность действовать в конкретной предметной области, самостоятельно разрешая проблемы и оцениваярезультаты [5]. Анализ литературы, посвященной применению метода портфолио в процессе обучения, показывает, что в идее метода портфолио заключены большие возможности для модернизации и совершенствования процесса обучения.По нашему мнению, ценность метода портфолио состоит в том, что профессиональная готовность будущих педагогов к дизайнтехнологической деятельности в области дизайна одежды определяется как интегративная характеристика личности, включающая в себя мотивационноценностный, деятельностнотворческий, операционнотехнологический и рефлексивнооценочный компоненты [6].Портфолио как метод предполагает создание проекта «портфолио» каждым студентом.Нами разработано учебнометодическое пособие по проектированию и изготовлению современной одежды для студентов и монография «Профессиональная подготовка будущих педагогов к дизайнтехнологической деятельности», направленные на формирование профессиональной компетентности в области дизайна одежды. Практический опыт свидетельствует, что методическая разработка проекта «портфолио» по разработке и изготовлению современной одежды направляет и дает возможность индивидуально для каждого студента разработать и изготовить модель одежды, создать проект «портфолио» с использованием современных компьютерных технологий. С нашей точки зрения, при проектировании и изготовлении одежды важно не только достигнуть соответствия одежды антропометрическим данным, но и правильно подобрать стиль, цвет, покрой, ткань, учитывая индивидуальные особенности человека. Важно также создать такую модель одежды, надевая которую конкретный человек будет чувствовать себя комфортно (специалисты называют это созданием комфортной среды). Эта одежда должна быть гармоничной со всем обликомчеловека, подчеркивать достоинство фигуры и скрывать ее недостатки. В такой одежде человек становится более уверенным в себе, чувствует себя комфортно, соответствует новому современному образу.Проект «портфолио» по разработке и изготовлению современной одежды, предложенный в учебнометодическом пособии,разработан на основе промышленного проектирования, состоящего из пяти стадий разработки: технического задания; технического предложения; эскизного проекта; технического проекта; рабочей документации и учебного творческого проекта (по В.Д.Симоненко), включающего следующие этапы: определениеконкретной потребности; выявлениетрадиций, истории, тенденций; разработкаэскизного проекта; выработкаидей, вариантов, альтернатив; анализи синтезидей,выбор оптимального варианта [7].Многолетний опыт педагогической деятельности свидетельствует, что во время учебных практик студенты приобретают первоначальные профессиональные знания, умения и накапливают опыт профессиональной деятельности в области дизайна. Основным содержанием такой профессиональной пробы является создание проекта «портфолио» в области дизайна одежды, выполненный индивидуально каждым студентом в процессе дизайнтехнологической деятельности.Проект «портфолио» представляется в виде электронной презентации. Это набор слайдов, включающийматериалы следующего содержания: техническое задание; анализ моделейаналогов; таблицаизмерений фигуры; схемаанализ композиции модели одежды; характеристикавнешней формы и конструкции модели одежды; анализ материалов, конфекционнойкарты; исторические сведения об одежде,об актуальных тенденциях современной моды; эскизы моделей одежды (форэскиз, творческий эскиз, рабочий эскиз); спецификациядеталей кроя; спецификацияручных и машинных работ; описание внешнего вида модели одежды; перечень оборудования и приспособлений; правила безопасного труда при выполнении ручных, машинных и влажнотепловых работ; технологическаякартаизготовления изделия с изображением поэтапной обработки модели одежды; экономическое и экологическое обоснование; самооценка. При выполнении проекта «портфолио» процесс разработки и изготовления одежды разделен в три этапа [8]:1.Исследовательскопоисковый.2.Расчетнотехнологический.3.Экспертнооценочный. Предлагается интегративное проектирование одежды на основе промышленного проектирования [9] и учебного творческого проекта по В.Д. Симоненко [10].Особо следует отметить, что использованиена слайдах рисунков, схем, таблиц, условных обозначений, эскизов, фотографий для создания проекта «портфолио» очень важно. Эти символы наглядно отражают процесс разработки предмета дизайна (модели одежды) и обеспечивают возможность передачи другим результатов проектного процесса. Разработка модели одежды в модельнознаковой (символической форме) позволяет проанализировать функционирование проектируемого объекта и тем самым выявить и устранить возможные ошибки до изготовления модели одежды. Проект «портфолио» содержит весь основной материал, иллюстрирующий ход проектной работы, раскрывает суть решения конкретной проблемы, имеет четко осознанный и завершенный результат (продукт дизайна), рефлексивный анализ. Нами установлено, что инновационный метод портфолио решает следующие педагогические задачи: 1)поддерживает высокую мотивацию студентов; 2)формирует профессиональную компетентность в области дизайна;3)поощряет активность исамостоятельность студентов, расширяет возможности для самостоятельной работы;4)развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов, формирует адекватную самооценку; 5)определяет количественные и качественные индивидуальные достижения каждого студента; 6)создает предпосылки и возможности для развития конкурентоспособности в области дизайна одежды.Ценность проекта «портфолио» состоит в том, что вокруг него и в связи с ним выстроен такой образовательный процесс, который позволяет сформировать профессиональные компетентности в области дизайна. Метод портфолио позволяет объективно оценивать уровень владения умениями и навыками в области дизайна одежды, положительную мотивацию учения и интерес к дизайнтехнологической деятельности, поощрять самообразование студентов и демонстрировать динамику их саморазвития.Следовательно, портфолио –это накопитель достижений. Он отражает динамику профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы.Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы о том, создание проекта «портфолио» позволяет:сформировать такие личностные качества,как креативность, компетентность, высокая эрудиция, мобильность, коммуникабельность, обучаемость, стремление к самообразованию, самоутверждению в дизайнтехнологической деятельности, рефлексивность;сформировать опыт проектной деятельности: умение самостоятельно организовывать исследовательскую и проектную деятельность, способность разрабатывать оригинальные по художественному замыслу проекты изделий, владение методами и механизмами творческой проектной деятельности, развитие творческого мышления и воображения, стремление к новизне в принятии решения, использование компьютерных технологий для разработки и презентации дизайнерской идеи;сформировать комплекс знаний, умений и навыков работы на всех этапах создания предмета дизайна –одежды;осуществлять самоконтроль и самооценку проекта «портфолио», рефлексию, позволяющуюразумно и объективно анализировать свои суждения, действия, итог дизайнтехнологической деятельности с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.Метод портфолио предполагает качественную оценку, напримерпо параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ в области дизайна одежды,и даёт широкое представление о динамике их творческого развития.Таким образом, метод портфолио в профессиональной подготовке студентов к дизайнтехнологической деятельности –это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений будущих специалистов в области дизайна, а также способ для проявления личных достижений.В процессе представления проекта «портфолио» оцениваются индивидуальные достижения студентов, которые демонстрируют свои умения и навыки в области дизайна одежды. Так, Екатерина Какоша и Наталья Шелудякова защитили дипломные работы под руководством старшего преподавателя Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского(факультеттехнологии и дизайна, кафедрадизайна и художественного образования), члена Союза дизанеров России Ольги Альбертовны Васильевой и представили свои проекты на выставкеконкурсе «Дизайн+Дебют», в рамках Всероссийского фестиваля «Екатеринбург –российская столица дизайна –2012» вноминации «Дизайн костюма»и получили свидетельство об участии в конкурсе «Дизайн+Дебют».Екатерина Какоша представила проект «портфолио»по проектированиюи изготовлению русского народного костюма Унеческой волости. Проведено исследование по истории возникновения русского народного костюма Унеческой волости. Разработаны дизайнтребования, предъявляемые к проектируемому изделию (социальные, функциональные, эстетические, эргономические, технологические, экономические). Созданыэскизы народного костюма, показанымоделианалоги. Разработаныконструкция и технология изготовления. Представлены фотографии автора в народном костюме у себя на родине, в городе Унеча Брянской области.Наталья Шелудякова представила проект по проектированию современного женского платьярубашки по творческому источнику «Хохломская роспись». Художественноконструктивное решение модели платьярубашки интересно и оригинально: композиционным центром изделия является область груди –отделочная вставка переда с декоративной ручной вышивкой, выполненная по авторскому эскизу по мотивам хохломской росписи. По проведенным проектным исследованиям разработаны проектыпортфолио в форме электронных презентаций, в которых наглядно представлены все этапы процесса проектирования и изготовления по авторской методической разработке, представленной в монографии [11].Хочется отметитьучастие студентки Яны Гудиной в международной выставкеконкурсе «Дизайнсодружество2013», посвященной 1150летию со дня основания города Смоленска в номинации «Дизайн костюма», которая представила проект по проектированию и изготовлению коллекции костюмов для восточных танцев под девизом «Текстильная фантазия и танец» и получила свидетельство об участии в конкурсе «Дизайнсодружество2013» Смоленского регионального Союза дизайнеров России.Автор статьи участвовалав международном конкурсе «Лучшая книга в гуманитарной сфере–2013» в номинации «Педагогика; теория и методика обучения и воспитания», где автор получила диплом лауреата за работу «Профессиональная подготовка будущих педагогов к дизайнтехнологической деятельности».Далее следовали подготовка и участие в национальном конкурсе «Российская Виктория2014» в г.Москвепри поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Совета экспертов интерьерного дизайна и архитектурной среды, где автор получила свидетельство об участииза монографию «Профессиональная подготовка будущих педагогов к дизайнтехнологической деятельности».Анатолий Федорович Доньшин,членкорреспондент Петровской академии наук и искусств, член Российского гуманитарного общества, член Союза дизайнеров России, заместитель председателя правления Московского областного отделения Союза дизайнеров России, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» IIстепени, кавалер почетного знака «За заслуги в развитии дизайна», почетный ветеран Подмосковья,дал положительную оценку творческой работе «Профессиональная подготовка будущих педагогов к дизайнтехнологической деятельности». А.Ф. Доньшин отметил, что в свете современного эстетического состояния в России монография, несомненно, актуальна для обеспечения теоретического обоснования профессиональной подготовки будущих педагогов к дизайнтехнологической деятельности, что в работе ярко выражена обращенностьпрежде всего к эстетической проблематике, что дизайн является видом эстетической деятельности, которая интегративна, а значит, включает в себя все другие аспекты дизайна: инженерный, экономический, социологический, экологический и эргономический. По мнению А.Ф. Доньшина,в работе последовательно излагаются дидактические и методологические принципы, позволяющие интересующимся этой темой хорошоусвоить материал.

Ссылки на источники1.Портфолио всовременном образовательном поле: учебнометодическое пособие /под ред. Н.Н.Суртаевой. –СПб.; Тюмень:ТОГИРРОНМЦ, 2005. –40 с.2.Технология портфолио в системе педагогической диагностики. –Самара: Издво Профи, 2004. –84 с.3.Пейп С.Дж., ЧошановМ. Учебные портфолио –новая форма контроля и оценки достижений учащихся// Директор школы. –1998. –№3. –С.76.4.Там же.5.Антюхов А.В., Фомин Н.В. Инновационные подходы к уровневой подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования: учеб.метод.пособие.–Брянск: «Курсив», 2009.–212с.6.Васильева О.А. Критерии и показатели эффективности профессиональной готовности будущих педагогов к дизайнтехнологической деятельности// Социокультурные проблемы подготовки современного педагога: тез. докл. Междунар.науч.практ.конф. 20–21 ноября 2008г. –Брянск, 2008. –С. 155–161.7.Васильева О.А., Воронин А.М. Учебнометодическое пособие по проектированию и изготовлению современнойодежды для студентов педагогических вузов и учителей школ. –Брянск: РИО БГУ, 2009. –37с.8.Там же.9.Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды: учеб.пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2003. –480 с. 10.Симоненко В.Д. Обучение учащихся V–XIклассов проектной деятельности: монография. –М.: ВентанаГраф, 2005. –212 с.11.Васильева О.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к дизайнтехнологической деятельности: монография.–Брянск: Курсив, 2010. –180 с.Olga Vasilyeva,Senior Lecturer at the chair of design and art education, Bryansk State University after I.G. Petrovsky, BryanskVolza@yandex.ruPortfolio method as a mean of professional competence formation of future teachers in course of training to design technological activityAbstract.Portfolio method is innovative method in the course of training of future teachers to design and technological activity. Application of the portfolio method in the classroom for design and manufacture of modern clothes allows each student to engineer and manufacture clothes, creating his own project portfolio using advanced computer technology. Professional competence in the field of fashion design and professional commitment to design and technological activity are formed when future teachers create project portfolio.Keywords:portfolio method, professional training, design and technological activity, project portfolio, professional competence. References1.Surtaeva, N.N. (ed.) (2005) Portfolio v sovremennom obrazovatel'nom pole: uchebnometodicheskoe posobie, TOGIRRONMC, St. Petersburg,Tjumen', 40 p.(in Russiаn).2.(2004) Tehnologija portfolio v sisteme pedagogicheskoj diagnostiki,Izdvo Profi, Samara, 84 p.(in Russiаn).3.Pejp,S.Dzh., Choshanov,M. (1998) “Uchebnye portfolio –novaja forma kontrolja i ocenki dostizhenij uchashhihsja”, Direktor shkoly,№3, p.76 (in Russiаn).4.Ibid.5.Antjuhov,A.V., Fomin,N.V. (2009) Innovacionnye podhody k urovnevoj podgotovke specialistov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija.Uchebnometodicheskoe posobie, “Kursiv”, Brjansk, 212 p.(in Russiаn).6.Vasil'eva,O.A. (2008) “Kriteriiipokazatelijeffektivnostiprofessional'nojgotovnostibudushhihpedagogovkdizajntehnologicheskojdejatel'nosti” inSociokul'turnyeproblemypodgotovkisovremennogopedagoga: Tez. dokl. Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii 20–21 nojabrja 2008g.,Brjansk, pp. 155–161(in Russiаn).7.Vasil'eva,O.A., Voronin,A.M. (2009) Uchebnometodicheskoe posobie po proektirovaniju i izgotovleniju sovremennoj odezhdy dlja studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej shkol, RIO BGU, Brjansk,37р.(in Russiаn).8.Ibid.9.Medvedeva,T.V. (2003) Hudozhestvennoe konstruirovanie odezhdy: Uchebnoe posobie,FORUM: INFRAM, Moscow,480 р. (in Russiаn).10.Simonenko,V.D. (2005) Obuchenie uchashhihsja VXI klassov proektnoj dejatel'nosti. Monografija,Ventana Graf, Moscow,212 р.(in Russiаn).11.Vasil'eva,O.A. (2010) Professional'naja podgotovka budushhih pedagogov k dizajntehnologicheskoj dejatel'nosti.: Monografija, Kursiv,Brjansk, 180 р.(in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук