Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Батаршев А. В., Макарьев И. С. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14336.htm.
Аннотация. Раскрываются сущность и теоретико-методические основания феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» как непрерывный процесс прогрессивных качественных изменений его личности под влиянием социальных воздействий, собственной активности, самосовершенствования и самореализации.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Батаршев Анатолий Васильевич,доктор педагогических наук,кандидатпсихологическихнаук, профессор Международной академии психологическихнаук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО», г. СанктПетербургbatarchev@mail.ru

Макарьев Игорь Сергеевич,кандидат педагогических, заведующийлабораторией ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО», г. СанктПетербургMakariev05@mail.ru

Профессиональноличностное становление иразвитие педагога: теоретикометодические основания

Аннотация. Раскрываются сущность и теоретикометодические основания феномена «профессиональноличностное становление и развитие педагога» как непрерывный процесс прогрессивных качественных изменений его личности под влиянием социальных воздействий, собственной активности, самосовершенствования и самореализации.Ключевые слова: профессиональное становление, личностное развитие, профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, самореализация, научнометодические основания. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Анализ отечественных психологопедагогических исследований выявил сущность феномена «становление личности»,под которым понимается непрерывный процесс прогрессивных изменений личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации. Таким образом, этотпроцесс можноохарактеризовать как процесс интегративный, объединяющий,и одновременно как движение личности на пути профессионального самоопределения, профессионализации, самоактуализации, самореализации и саморегуляции.Профессиональное самоопределение и самореализация представленыздесь как важнейшие этапы профессиональноличностного становления и развития педагога профессиональной школы, как выбор человеком для себя системы ценностей, образа жизни, норм морали и поведения. Самоопределение рассматривается как активный поиск возможного развития личности, формирование себя в качестве коллективного участника сообщества специалистовпрофессионалов. Под профессиональным самоопределением педагогапонимается самостоятельное и осознанное согласование индивидуальнопсихологических особенностей и психофизиологических возможностей с содержанием и требованиями педагогической деятельности, а также нахождение смысла выполняемого педагогического труда по обучению и воспитанию подрастающего поколения 1. Профессиональное самоопределение педагога профессиональной школы предполагает наличие у него профессионально важных и социально значимых качеств личности, которые формируются в процессеусвоения социального опыта. Их наличие является непременным условием профессиональной пригодности личности к педагогической деятельности.Самореализация педагогапрофессиональной школы предполагает его собственное саморазвитие, самосовершенствование и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Только самореализующийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося профессиональной школы на основе гармонизации трёх личностных сфер обучающегося («Хочу», «Могу», «Надо») 2.

Нами было выявлено3, что интегративное значение феномена «профессиональноличностное становление и развитие педагога» заключается во взаимообусловленности, взаимопроникновении и взаимовлиянии одновременно протекающих процессов профессионального самоопределения, самореализации и социализации (для студентов педвузов ‬первичной социализации) субъекта педагогической деятельности. Происходит своеобразный процесс прогрессивного интегрированного изменения личности педагога под влиянием социальных воздействий и его собственной активности. Важно определить, каково психологопедагогическое содержание данного феномена. В этом вопросе мы придерживаемся позиции Э.Ф. Зеера, согласно которой составляющими профессионального становления и личностного развития педагога являются профессиональная направленность, профессиональные педагогические компетенции, профессионально важные и социально значимые качества личности[4].

Профессиональная направленностьличности выступает в качестве интегративного свойства, определяющегоеёотношение к педагогической профессии. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствиис его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немалую роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, напримерпсихологическая установка, под которой понимается неосознанная личностью готовность действовать определённым образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер деятельности. Интереснав этом отношении позиция Л.М. Митиной 5, которая профессиональную направленность трактует как систему ценностных ориентаций педагога, задающих иерархическую структурудоминирующих мотивов к утверждению в деятельности и общении. Направленность личности педагога напрямую связана с системой педагогических целей и мотивами профессиональной деятельности, во многом определяя его мировоззрение и сформированность моральнонравственных качеств. По выражению В.А. Сластенина 6, профессиональнопедагогическая направленность образует каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя, интерес к профессии, к профессиональной педагогической деятельности, устремлённость к овладению основами педагогического мастерства, формирование социально значимых качеств. В электронном журнале «Концепт» в статье «Моделирование профессиональноличностного становления и развития педагога профессиональной школы» 7 нами представлена модель психологопедагогической системы профессиональноличностного становления и развития педагога, т. е. системы, понимаемой как процессы развития, саморазвития и самореализации педагогапрофессионала в ходе решения им профессиональныхпедагогических задач и овладения педагогическими компетенциями. Согласно данной модели,психологопедагогическая структура профессиональноличностного становления и развития педагога состоит из следующих подструктур:профессиональное становление (образующие: профессиональная направленность, формирование компетенций и профессионально важных качеств);профессиональное и личностное развитие (образующие: профессиональное самоопределение, продуктивная самореализация, педагогическое мастерство, профессиональная зрелость);социализация (усвоение социального опыта, формирование социально значимых качеств, развитое самосознание).В статье изложены психологопедагогические основания профессиональноличностного становленияразвития педагога, приводятся определения образующих подструктур исследуемой модели. Заинтересованного читателя авторы рекомендуют обратиться к литературному источнику 8].

Теоретикометодические основанияпрофессиональноличностного становления и развития педагога можно рассматривать по двум основным направлениям: первое направление‬теоретические основания профессионального становления и личностного развития педагога;второе направление‬научнометодическое обеспечение процесса профессионализации субъекта педагогического труда. Теоретические основания профессионального становления

и личностного развития педагогаТеоретические основы профессионального становления и личностного развития педагога рассматриваются нами на уровне психологопедагогических, акмеологических и аксиологических оснований. Психологопедагогические основанияЧастично эти основания рассматривались нами в отдельных изданиях, см., например,[9; 10; 11. В кратком изложении отдельные аспекты психологопедагогических оснований, обусловливающие интегративный характер процесса профессионализации педагога профессиональной образовательной организации, отмечены нами выше (профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, продуктивная самореализация, профессиональная пригодность педагогапрофессионала и др.). Остановимся здесь на понятиях «педагогическая компетентность» и «профессионально важные качества» (ПВК). Профессиональная педагогическаякомпетентностьпонимается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личности. Профессиональную компетентность специалистов любого профиля принято делить на такие разновидности, как практическая (специальная), социальная, педагогическая, психологическая, информационная, коммуникативная, экологическая и валеологическая компетентности. Каждая из этих компетентностей состоит из набора соответствующих профессиональных педагогических компетенций.

Под профессионально важными качествами(ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. ПВКмогут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности личности, убеждения, другие качества личности. ПВК играют исключительно важную роль в профессиональноличностном становлении педагога. Можно заключить, что интегративное значение феномена «профессиональноличностное становление и развитие педагога» заключается во взаимообусловленности, взаимопроникновении и взаимовлиянии одновременно протекающих процессов профессионального самоопределения, самореализации и социализации (для студентов педвузов ‬первичной социализации) субъекта педагогической деятельности. Происходит процесс прогрессивного интегрированного изменения личности педагога под влиянием социальных воздействий и его собственной активности.

Акмеологические основанияШестой периодпрофессионального становления педагога,по В.А. Дмитриевскому, достижение педагогом профессиональной зрелости 12. Это длительный и относительно спокойный период профессионализации педагога, при котором возможны достижения наивысших и стабильных результатов в непрерывном процессе педагогической деятельности. Изучением закономерностей и механизмов развития человека на ступени его зрелости занимается педагогическая акмеология‬наука о путях достижения высокого уровня профессионализма в работе педагога. По аналогии с профессиограммами в педагогической акмеологии разрабатывают аквеограммы − документы, в которых отражаются индивидуальные «траектории» восхождения педагогов к вершинам профессионализма, программы перехода от одного уровняпрофессионализма к другим, более высоким.Аквеограмма педагога соотносится с его профессиограммой. Планирование каждой новой ступени профессионализма подкрепляетсяперечислением тех профессионально важных качеств, которые необходимо достичь на определённой ступени развития, сообразуясь с данными профессиограммы педагога.

Педагогической акмеологией выявлены закономерности профессионального становления педагога, связанные с неравномерностью и гетерохронностью развития специалистапрофессионала. Неравномерность развития является следствиемкризисов в профессиональной деятельности. Кризис определяется как резкий крутой перелом, тяжёлое переходное состояние. Каждый кризис свидетельствует о завершении одного этапа в жизни человека и начале перехода к другому этапу и последующему кризису. К примеру, любой психологический кризис сопровождается трудными психологическими состояниями и тяжёлыми эмоциональными переживаниями.Психологические исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют: кризисность (макрои микрокризисы)является характерной особенностью индивидуального развития человека.Кризисы профессионального становления возникают на различных этапах жизненного пути человека. В основе возникновения кризисов профессионального становления лежит комплекс различных факторов:изменение социальной ситуации профессионального развития;возрастаниетребований к специалиступрофессионалу;рост или снижение профессиональных притязаний личности;обострение противоречий профессионального развития и др.Кризисы в профессиональной деятельности человека играют позитивную роль. Такие кризисы всегда сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями, человек начинает осознавать необходимость смены старых способов деятельности, находит новые способы решения проблем, использует свои потенциальные возможности, мобилизует способности для преодоления возникающих противоречий.

Для педагога, например, одиниз кризисов профессионального становления может быть вызван новыми,повышенными требованиями к профессиональной подготовке как обучающихся, так и самих педагогов. В другом случае кризис может инициироваться через повышение требований к себе, к уровню профессиональной подготовки или снижениесвоей профессиональной самооценки.Обычно такие кризисы наступают на четвёртом или пятом году самостоятельной деятельности педагога. К этому времени педагоги достигают нормативно одобренного уровня профессиональной продуктивности, Они без особых проблем начинают справляться с решением всех учебновоспитательных задач, обретают устойчивый статус в педагогическом коллективе, авторитету администрации образовательного коллектива и обучающихся, могут свободно и вариативно оперировать учебным материалом. Кризисные явления в профессиональной деятельности педагога нередко могут сопровождаться механизмами психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Одним из таких механизмов является синдром «эмоционального выгорания», присущий людям системы «человек ‬человек». Существуют различные определения феномена «выгорание», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Именно поэтому такой синдром чаще всего называют «профессиональным выгоранием». Это обстоятельство позволяет говорить о личной деформации специалистапрофессионала под влиянием длительного профессионального стажа и стрессовых ситуаций. Такой синдром характерен для коммуникативных профессий.Аксиологические основанияВ ст. 1 п. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»(принят Государственной думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26декабря 2012 г.) отмечается, чтообразование ‬это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благоми осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.В этикепод благомпонимают все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, представляет ценность для человека. Противоположностью блага принято считать отрицательную ценность или зло. Между потребностями личности и ее системой ценностей существует тесная взаимосвязь. Система ценностей, входя в структуру личности, выражает уровень развития личности, влияет на особенности потребностного взаимодействия. Но потребности генетически первичны по отношению к системе ценностей личности как образованиям сознания. Следовательно, человека интересует не просто знание о какомлибо объекте. Его интересует значение этого объекта для удовлетворения его потребностей. В связи с этим человек оценивает все, что происходит в его жизни,по значимости каждого отдельного факта и тем самым реализует ценностное отношение к миру. В ценностном отношении к окружающему миру,собственно,и состоит специфика человека. Внаучном педагогическом коллективном сознании в качестве аксиологических приоритетов утверждается ориентация на гуманистические ценности (доброта, человечность, дружелюбность, совесть, справедливость, сопереживание), которые должны действовать в любом обществе. В «Плане фундаментальных научных исследований Российской академии образования на 20132020 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 №2237р) вопросам исследований ценностей современного отечественного образования и ценностных ориентаций личности отводится одно из важнейших мест. Предполагается проведение фундаментальных исследований по изучению: тенденций влияния демографических и социальностратификационных факторов на структуру ценностных ориентаций, становление идеалов и формирование стилевых особенностей социокультурного поведения; индивидуальных особенностей развития личности во взаимосвязи социокультурных и эстетических ценностей; педагогических оснований ценностногенеалогического подхода к воспитанию молодежи; технологий ценностногенеалогического подхода к воспитанию личности современного информационного общества; педагогических условий формирования ценностного отношения студентов университетского комплекса к профессиональной деятельности.Для педагогики освещение вопроса о приоритете тех или иных ценностей, определяющих цели воспитания, важно и потому, что, по мнению Н.Д. Никандрова, от того, на каком ценностном фундаменте будет построено воспитание и образование подрастающего поколения, «будут во многом зависеть изменения всей системы ценностей нашего общества, а значит, направления и темпы поступательного развития России» 13]. Аксиологические проблемы современной педагогики рассматриваются в исследованиях Б.М. БимБада, М.В. Богуславского, В.И. Гинецинского, Л.Д. Гиревой, Т.Б. Игнатьевой, А. И. Мищенко, Н. Д. Никандрова, В. Г. Пряниковой, З. И. Равкина, В. М. Розина, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, П.Г. Щедровицкого и др. В педагогике исследователи считают ценностями то, что полезно для жизни ребенка, что способствует развитию и совершенствованию его личности, что связано с приоритетами профессиональной педагогической деятельности (призвание к труду учителя, сознание личностной и социальной ответственности за избранную профессию; талант педагога, его поисковоисследовательская деятельность; высокие нравственные личные качества учителя и коммуникативные способности, стиль общения с воспитанниками). При этом ценностью может выступать в педагогической системе как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок) и факт мысли (идея, образ, убеждение), так и внутренние качества личности. Соответственно,выделяются социальнопедагогические, групповые, личностнопедагогические ценности, ценностиотношения, ценностикачества, ценностизнания (З.И. Равкин, В.М. Розин, В.А.Сластенин, Е.Н. Шиянов).Ценностноориентационный компонент представляет собой систему ценностных приоритетов и содержит не только когнитивные, но и эмоциональноволевые компоненты, играющие роль внутреннего ориентира. В нем аккумулированы как социальнопедагогические, так и профессиональногрупповые идеалы, служащие основанием профессиональноличностного становления и развития педагога. Ценностноориентационный компонент включает ценности:связанные с пониманием личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением и др.);удовлетворяющие потребность в общении (общение с обучающимися, коллегами, референтными людьми и др.);ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (совершенствование творческих способностей, постоянное самосовершенствование и др.);позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, увлечённость педагогической профессиейи др.);удовлетворяющие прагматические потребности (получение гарантированной работы, оплата труда, длительность отпуска, карьерный рост и др.).Согласно Б.С. Братусю 14, «личностные ценности‬это осознанные и принятые человеком наиболее общие, генерализованные смыслы его жизни».Именно общие смысловые образования (в случае их осознания ‬личностные ценности), являющиеся, на наш взгляд, основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главныеи относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни ‬к миру, к другим людям, к самому себе. На рис. 1 нами представлены ценности как основа культуры.

Рис. 1. Ценности как основа культуры

Исходя из ценностей, лежащих в основе поисков человеком осмысленного своего бытия,В. Франкл строит свою классификацию 15. Вее основу положены виды (формы) ценностей, ориентируясь на которые человек осуществляет поиск и обретение смысла своей жизни.Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях (создавая творческие произведения), В. Франклпредлагаетназывать «созидательными». Помимо созидательных, по его мнению, существуют ценности, реализуемые в переживаниях, ‬это «ценности переживания». Из числа таких ценностей он подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Краткосуммируя изложенное, приходим к выводам:1)ценности, реализуемые в продуктивных творческих актах: трудолюбие, созидание, преобразование вещества природы в процесс трудовой деятельности (ценности созидания);2)ценности, реализуемые в переживаниях красоты природы, красоты искусства (ценности переживания);3)ценности, реализуемые в отношениях человека к человеку:любовь, дружба, сочувствие (ценности общения);4)ценности, реализуемые в отношении человека к ситуациям, ограничивающим его возможности их трансформации (ценности отношения). Личностные ценности отражаются в сознании в форме личностных ориентаций. Эти ориентации, будучи личностными, включают в себя широкий круг и ценностей социальных. Они признаются личностью, но не всегда принимаются ею в качестве собственных жизненных целей и принципов.Иногда, говоря о ценностях, используют термин «ценностные ориентации личности» ‬разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей, приобретая функцию важнейших регуляторов социального поведения.Содержанием ценностных ориентаций личности являются мировоззренческие и нравственные убеждения человека, нравственные принципы поведения, а также привязанности. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации оказываются объектом целенаправленного воспитания. Для выстраивания траектории профессиональноличностного становления и развития педагога следует отобрать ценности в соответствии с индивидуальнотворческими запросами исоциальнопедагогической обстановки (рис. 2).

Рис. 2. Иерархия ценностей

К такой рекомендации по ранжированию ценностей мы пришли после анализа литературных источников и опытноэкспериментального исследования, проведенного нами в ФГБНУ «ИПООВ РАО» в 2013−2014 гг. Таким образом, в процессе профессионального становления исоциального развития педагогам в первую очередьследует ориентироваться на следующие иерархически расположенные ценности: семейные ценности, человеческое благо, патриотизм, самоограничение, ответственность, солидарность, свобода, справедливость.

Справедливость является основополагающей, базовой ценностью. Каждая последующая ценность не может быть реализована без учета предыдущей. Представленная выше система обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов. Целостность и устойчивостьпредложенной системы ценностей в конечном итоге определяют возможность становления и развития личности педагога.Научнометодическое обеспечение процесса профессиональногостановления и развития педагогаНаучнометодическое обеспечение процесса профессионального становления и личностного развития педагога нами рассматривается в русле психологопедагогического сопровождения педагогапрофессионала, представленного совокупностью дидактических материалов и работойс ними (психодиагностические методики по определению критериев основных феноменов становления и развития педагога − профессиональной направленности, профессионального самоопределения, профпригодности и др.; диагностика профессионально важных и социально значимых качеств личности; использование института наставничества как одного из действенных механизмов сопровождения педагогапрофессионала; формы и методы психологопедагогического сопровождения педагога; психологическая помощь и поддержка педагога в процессе его профессионального становления и личностного развития). Однако данная проблематика − предмет отдельного рассмотрения.

Ссылки на источники1.БатаршевА.В.,Макарьев И. С. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы: монография. ‬СПб.:ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. ‬С. 68.2.Батаршев А. В., Лукьянов А. С., Макарьев И. С., Морозова Г. В. Теория и практика творческой самореализации личности: монография. ‬СПб.: Издво «Петрополис»,2013. ‬С.59.3.Батаршев А.В. Психологопедагогические предпосылки профессиональноличностного становления и развития педагога профессиональной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. ‬2013. − № 4(12). ‬С. 54‬57.

4.Зеер Э.Ф.Психологияпрофессий:учеб.пособиедлястуд.вузов. ‬М.:Академ. проект; Екатеринбург:Деловая книга, 2003. ‬356 с. 5.МитинаЛ.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). ‬М.:Дело. ‬1994. ‬216 с.6.Педагогика профессионального образования:учеб.для студ. высш. пед. учеб. завед./ под ред. В.А. Сластенина;В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.Г. Пашков и др.. ‬М.:Академия, 2004. ‬368 с. 7.БатаршевА.В. Моделирование профессиональноличностного становления и развития педагога профессиональной школы // Современные научные исследования. Вып.2. − Концепт. ‬2014. ‬ART54609. ‬URL:http://ekoncept.ru/2014/54609.html‬Гос.рег.Эл№ФС 7749965. 8.Там же. 9.Батаршев А. В., Макарьев И. С.Указ. соч.10.Батаршев А. В., Лукьянов А. С., Макарьев И. С., Морозова Г. В.Указ. соч.11.Батаршев А. В.Психологопедагогические предпосылки …12.ДмитриевскийВ.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. ‬М.:Пед. ово России, 2002. ‬202 с.13.НикандровН.Д. Россия:ценности общества на рубеже XXI века. ‬М.:Академия, 1997. ‬С. 131.14.БратусьБ.С. Аномалии личности. ‬М.:Мысль, 1988. ‬С. 91.

15.ФранклВ. Человек в поисках смысла:сб. ‬М.:Прогресс, 1990. ‬С. 221.

АnatolyBatarshev, Doctor of Pedagogic Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Professorat the International Academy of Psychological Sciences, chief researcher, Institute of Pedagogical Education and Adults Educationof the Russian Academy ofEducation, Saint Petersburgbatarchev@mail.ruIgorMakariev,Candidate of Pedagogic Sciences, Head of Psychological and Didactic Pedagogical Education,Institute of Pedagogical Education and Adults Education of the Russian Academy ofEducation, Saint Petersburgbatarchev@mail.ruProfessional and personal becoming and development of a teacher: theoretical and methodical basesAbstract.The paperreveals the essence and theoretical and methodical bases of a phenomenon “professional and personal becoming and developmentof a teacher”as continuous process of progressive qualitative changes of the person under influence of social impacts, own activity, selfimprovement and selfrealization.Keywords: professional becoming, personal development, professional selfdetermination, professional suitability, selfactualization, the scientifically and methodical bases.

Батаршев А. В., Макарьев И. С.Профессиональноличностное становление и развитие педагога: теоретикометодические основания// Концепт. –2014. –№12(декабрь).–ART14336. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14336.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X.

References1.Batarshev,A. V.&Makar'ev,I. S. (2012) Professional'noe samoopredelenie i samorealizacija pedagoga professional'noj shkoly: monografija,FGNU IPOOV RAO, St. Peterburg,p.68(in Russian).2.Batarshev,A. V., Luk'janov,A. S., Makar'ev,I. S.& Morozova,G. V. (2013) Teorija i praktika tvorcheskoj samorealizacii lichnosti: monografija,Izdvo “Petropolis”, St. Peterburg,p.59(in Russian).3.Batarshev,A. V. (2013) “Psihologopedagogicheskie predposylki professional'nolichnostnogo stanovlenija i razvitija pedagoga professional'noj shkoly”,Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom,№ 4(12),pp.54−57(in Russian).4.Zeer,Je.F. (2003) Psihologija professij: ucheb. posobie dlja stud. vuzov,Akadem. Proekt,Moscow; Delovaja kniga, Ekaterinburg,356 p. (in Russian).5.Mitina,L.M. (1994) Uchitel' kak lichnost' i professional (psihologicheskie problemy),Delo,Moscow ,216p.(in Russian).6.Slastjonin,V. A. (ed.) (2004) Pedagogika professional'nogo obrazovanija: ucheb. dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved.,Akademija, Moscow,368 p. (in Russian).7.Batarshev,A. V. (2014) “Modelirovanie professional'nolichnostnogo stanovlenija i razvitija pedagoga professional'noj shkoly”,Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp. 2,Koncept,ART 54609.Available at: http://ekoncept.ru/2014/54609.html ‬Gos. reg. Jel № FS 7749965(in Russian).. 8.Ibid.

9.Batarshev,A. V.&Makar'ev,I. S. (2012)Op. cit.10.Batarshev,A. V., Luk'janov,A. S., Makar'ev,I. S.& Morozova,G. V. (2013) Op. cit.11.Batarshev,A. V. (2013) Op. cit.12.Dmitrievskij,V. A. (2002) Psihologicheskaja bezopasnost' v uchebnyh zavedenijah,Ped. ovo Rossii, Moscow,202 p.(in Russian).13.Nikandrov,N. D. (1997) Rossija: cennosti obshhestva na rubezhe XXIveka,Akademija, Moscow,p.131(in Russian).14.Bratus',B.S. (1988) Anomalii lichnosti,Mysl', Moscow,p.91(in Russian).15.Frankl,V. (1990) Chelovek v poiskah smysla: sb,Progress, Moscow,p.221(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»