Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Королева И. В., Плотникова С. Д. Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S1. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14505.htm.
Аннотация. В статье описаны факторы, способствующие формированию у студентов устойчивых коммуникативных компетенций при применении в учебном процессе современных образовательных технологий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Королева Ирина Викторовна,старший преподаватель кафедры иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет П.А.Столыпина», г. Омскir.regina@mail.ru

Плотникова Светлана Даниловна,старший преподаватель кафедры иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет П.А.Столыпина», г. Омскdanilovna_55@mail.ru

Образовательный потенциал проектной деятельности

при изучении иностранного языка

Аннотация. В статье описаны факторы, способствующие формированию у студентов устойчивых коммуникативных компетенций при применении в учебном процессе современных образовательных технологий. Ключевые слова: коммуникативная компетентность, проектная деятельность, творческий потенциал, иностранный язык.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Реализация компетентностноориентированной модели образования в сфере ВПО требует новых подходов к методике преподавания всех учебных дисциплин в целом ииностранного языка в частности. При компетентностной модели изучения иностранного языка внимание акцентируется на развитии у обучающихся коммуникативных способностей в устной и письменной речи. Коммуникативная компетенция как многокомпонентный комплекс определенных видов деятельности складывается из языковой, речевой и социокультурной составляющих. В практическом плане данная компетенция проявляется в виде двух видов способностей: рецептивной, предполагающей умение понимать чужую речь, и продуктивной, которая отражает умение субъекта порождать собственную программу речевого поведения, адекватную целям и ситуациям общения. Методика развития компетентности учащихся опирается на следующие базовые понятия: развитие, готовность, компетенция. Выбор определенной педагогической технологии развития языковой компетентности обучающегося обусловлен целым рядом факторов. К основным можно отнести следующие: требования стандарта по специальности, реализуемой в учебном процессе; уровень владения обучающимися иностранным языком; целевая установка на решение конкретной учебной задачи; психофизические качества учащихся, а также некоторые другие. В свою очередь, любая образовательная технология представляет собой трехблочную структуру: цель (предмет, процесс, продукт), способ (средства, методы), условия (требования и форма организации).При решении задачи формирования у учащегося устойчивых навыков общения на основе усвоенных языковых знаний и умений возникает проблема выбора оптимальных дидактических средств для повышения интереса к дисциплине и, соответственно, увеличению эффективности учебного процесса. С нашей точки зрения, большим учебным потенциалом обладает такая образовательная технология, как проектирование. При этом «материальный продукт» данной деятельности не следует ограничивать только традиционными и достаточно активно продуцируемыми письменными рефератами и докладами. Спектр продуктов проектной деятельности широк и разнообразен и может включать анкеты, буклеты, тематические коллажи, сценарии, репортажи, видеоинтервью, видеофильмы и т.д.[1]. Многообразие видов оформления результатов собственного труда студентом позволяет последнему в полной мере реализовать свой творческий потенциал, почувствовать себя активным участником, творцом учебного процесса, что является самым мощным стимулом для активного и плодотворного сотрудничества (именно сотрудничества, а не просто участия) наравне с преподавателем и командой единомышленников в образовательной деятельности. При разработке технологии конкретного проекта мы руководствовались факторами, способствующими успешной реализации проектной деятельности обучающегося:тематика будущего проекта, которая была бы как интересной, так и значимой для учащегося и вызывала положительные эмоции в ходе выполнения проекта; форма реализации готового интеллектуального продукта, его актуальность и востребованность в современных условиях; степень языковой, технической и социальной готовности проектировщика к осуществлению данного проекта; наличие достаточной проработанной методической базы дляконструирования различных видов типов проектных заданий; ориентация проекта на самостоятельную деятельность проектировщиков, предполагающую свободу выбора тактических приемов при решении той или иной проблемной ситуации;минимальная степень вовлеченностипреподавателя в ход подготовки проекта; наличие базы готовых проектов с эталонными образцами. Программа обучения дисциплине «Иностранный язык» для учреждений высшего профессионального образования включает тематический блок «Страноведение», структурным элементом которого является раздел «Родной край». При учебной работе в рамках страноведческой тематики основное внимание нами уделяется развитию у обучающихся навыков и умений продуктивной речевой деятельности –умению грамматически и логически корректно выстраивать сообщенияописания, делать сообщения по теме, брать интервью и вести беседу в групповом режиме.

В ходе учебного процесса в качестве одной из тем нами предлагается подготовка проекта на иностранном языке «Моя маленькая родина», социальнокультурную значимость и воспитательный эффект которого трудно переоценить. Так, при разработке проблематики темы и в процессе работы над проектом, учащийся структурирует поновому свои знания о родном крае, изучает дополнительные источники информации в поисках новых и необходимых для проекта данных, что способствует воспитанию и укреплению патриотичности, любви и гордости за свою Родину. Перед разработчиками проекта стоит задача рассказать о своей малой родине, затронув все аспекты жизни той или иной области, края, области, села: географию, культуру, историю, экономику, –акцентируя внимание на его «изюминке», специфичности и значимости для жителей данной местности. Рассказ должен вызвать у аудитории желание познакомиться с таким «изумительным» местом поближе, получить больше подробностей о нем. Немаловажным фактором, способствующим успешной работе над проектом, является также и нацеленность на применение полученных умений в перспективе. Следует отметить, что именно на этапе определения целей и задач велика роль преподавателя, наиболее явно проявляется (или должна проявляться) его функция как руководителя познавательнопрактической деятельностью учащегося. В данном частном случае нами дается установка на разработку такого проекта, который в форме рекомендуемого шаблонасхемы с набором готовых речевых клише и информационным наполнением мог бы в перспективе применяться учащимися в ситуациях уже не искусственного, а реального общения. Таким образом, подход к подбору содержательного компонента проекта обусловлен практической направленностью. Содержание проекта включает в себя тематический и языковой компоненты, причем основным мы определяем именно первый, что, несомненно, стимулирует учащихся в расширении диапазона своих знаний лексики и грамматики изучаемого языка. Происходит это не искусственно, а как естественная необходимость пополнить дефицит собственных языковых знаний и умений. В качестве форм презентации проекта предлагаются две основных –видеоэкскурсия и слайдгалерея. Видеотекст, помимо содержательной стороны общения, содержит ещё и визуальную информацию о месте события; визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте. Вряд ли подлежит сомнению и тот факт, что презентация материала в форме видеопродукта оказывает более сильное эмоциональное воздействие на обучаемых по сравнению с аудио и печатными формами[2]. При подборе видеоряда для конструирования слайдгалереи студент руководствуется тематической направленностью, добиваясь как информационной достаточности, так и положительного эстетического эффекта. При широком географическом диапазоне обучающегося в нашем вузе контингента, знакомство с природой, историей, культурой, экономикой разных регионов вызывает живой и искренний интерес, стимулирует познавательную и речевую активность студентов. Творческая деятельность студента при работе над проектом складывается из двух основных видов деятельности –проектирования и конструирования. После завершения стадии проектирования команда (творческий коллектив) или отдельный автор приступают к этапу конструирования сюжета. Конструирование включает в себя отбор необходимого и достаточного содержания, композиционное структурирование фактических данных, языковое оформление сообщения, а также техническое исполнение[3]. На данном этапе преподаватель дает методические рекомендации относительно хода выполнения работы, консультирует студентов по вопросам грамматики и корректирует в случае необходимости полученные результаты. Как выше отмечалось, задача преподавателя при внедрении технологии проектирования должна заключаться в выборе достаточно аргументированных установок, стимулирующих продуктивную и самостоятельную деятельность студентов над проектом. Следовательно, мы считаем, основной функцией преподавателя в ходе мониторинга подготовки проектов должна остаться функция консультанта, а не администратора или инструктора. Только в таком случае готовый проект будет иметь образовательную ценность для команды, работавшей над ним, и способствоватьформированию языковой коммуникативной компетенции. Принимая во внимание такие характеристики проектной деятельности, как значимость для проектировщиков разрабатываемой темы, современная форма презентации продукта, большая степень самостоятельности при работе над проектом, нацеленность на активное применение сформированных компетенций в перспективе, –все это дает основание считать данный вид учебного творчества технологией успеха.

Ссылки на источники1.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.–М.:АСТ,2008.–С.79.2.Там же.–С.93.

3.ВиленскийМ.Я., ОбразцовП.И., Уман А.И. Технологии профессиональноориентированного обучения в высшей школе. –М.:Пед.ово России, 2005. –С.45.

IrinaKoroleva,seniorlecturer, thechairofforeignlanguagesandappliedlinguistics, OmskStateAgrarianUniversitynamed by P.A.Stolypin, OmskSvetlana Plotnikova,senior lecturer, the chair of foreign languages and applied linguistics, Omsk State Agrarian University named by P.A.Stolypin, OmskProject activity as a teaching technology of success Abstract. The article describes the factors that promote

the development of communicative competence in students by means of uptodate educational technologies.Keywords: communicative competence, project activity, creativity, foreign language. References:1–3 –RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Есмурзаевой Ж. Б., кандидатомфилологических наук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»