Этнопсихологические основания смысловой системы становления человеческого бытия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кубашичева Л. Н. Этнопсихологические основания смысловой системы становления человеческого бытия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S11. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14633.htm.
Аннотация. Культурная среда оказывает определяющее влияние на психическое состояние субъекта, опосредованное сознанием. Осознанное отношение к культурной среде приводит в соответствие бытие и субъективную деятельность, наполняя его смыслом в процессе познания мира. Он предполагает содержание аспектов самопонимания, определяемые как смыслосознание, т. е. восстанавливающие смысловые связи, позволяющие реализацию задач на смысл объекта, явления и действия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кубашичева Любовь Нануовна,Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп

Этнопсихологические основания смысловой системы становления человеческого бытия

Аннотация.Культурная средаоказывает определяющее влияние на психическое состояние субъекта, опосредованное сознанием. Осознанное отношение к культурной среде приводит в соответствие бытие и субъективную деятельность, наполняя его смыслом в процессе познания мира. Он предполагает содержание аспектов самопонимания, определяемые как смыслосознание, т.е. восстанавливающие смысловые связи, позволяющие реализацию задач на смысл объекта, явления и действия.Ключевые слова: среда, культура, этнокультура, субъект, понимание, смыслообразование, бытие человека.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Историкоэкономические условия, природносоциальные условия, несомненно, отражаются на национальных особенностях того или иногопредставителя этнической общности. При изучении любых этнопсихологических явлений нужно учитывать, что их носителем выступает человек, личность с характерными чувствами, мыслями, ценностными ориентациями и т.д. По мнению В.Г.Крысько и Э.А.Саракуева своеобразие психологии народа выражается не в какихто неповторимых психологических чертах, а скорее в неповторимом их сочетании, воплощённом в исторических традициях, в межпоколенных связях, предписывающих определённые формы реакций и поведения в ходе процесса социализации человека. В.Г.Крысько, Э.А.Саракуев выделили несколько общих проблем изучения особенностей формирования личностив этнокультурной среде. Это соотношение норм и патологии в различных культурах, исследование конкретных национальнопсихологических особенностей, определение значения ранних опытов детства для формирования личности той или иной национальной общности, они также указывают на то, что западные психологи преувеличивают роль психологического фактора в становлении личности по сравнению с социальноэкономическими [11].На ребёнка с первых дней его существования воздействует окружающая среда и культура. Раннее детство налагает свой отпечаток на будущую жизнедеятельность человека, а также на адаптационные процессы к культурному пространству, которое необходимо осваивать всю жизнь. Предметная и социальная среда оказывают определяющее влияние на психическое состояние субъекта, но это влияние не прямое, оно опосредовано сознанием. Осознанное отношение к культурной среде приводит в соответствие бытие и субъективную деятельность, наполняя его смыслом.

В области психологии смысла в отечественных и зарубежных исследованиях показаны: связь смысла со значимостью для субъекта определённых явлений, действий, событий; индивидуальная неповторимость; обусловленность местом предмета или действия; зависимость построения образа мира в процессе познания мира.

Человек –существо разумное, воплощающее высшую степень развития жизни, субъект общественноисторической деятельности, представляющий систему, в которой психическое, физическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство, что предполагает развитие человека, егопсихики, индивидуальнопсихологических особенностей и значительной ролиэтих факторов в социальной жизни, деятельности, общении.Универсальная способность человека, реализующаяся в многообразныхспособах бытия предполагают рассмотрение категории «понимание». Бытие как философская категория–это сущее–то, что существует сейчас, существовало в прошлом и будет существовать в будущем. Мир –это бытие, преобразованное человеком, включающее в себя его и совокупность связанных с ним общественных и личных отношений. Мир изменяется действиями в нём субъекта, его активностью и продуктивностью в деятельности. Сознание и деятельность, поступки и действия в мире людей выражают подлинно человеческие способы существования, и одним из главных постулатов является понимание мира субъектом. В психологии познания понимание –мыслительная деятельность, направленная на смыслообразование. Посредством понимания субъект не только познаёт окружающий мир, но и выражает своё отношение к социальной действительности, находясь внутри бытия, он творит свою жизнь сам: самоорганизовываясь, самосовершенствуясь, саморазвиваясь и т.д.[7].Важным аспектом ситуации понимания является её рассмотрение как сложно организованного субъективного образа в объективной действительности, а индивидуальная специфика понимания существенна для субъекта,познающего и осмысливающего ценности своего существования.

Ценности воплощают в себе общественные идеалы, выступающие как эталон должного, выработанного общественным сознанием [7]. Ценности могут представлять собой объективированную сущность духовной и материальной культуры, либо проявляться в человеческих поступках, являющихся конкретным воплощением общественного идеала. Социальные ценности на основе жизнедеятельности человека входят в психологическую структуру в форме личностных ценностей, являющихся источником мотивации её поведения, и служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром человека, между общественным и индивидуальным бытием. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного подхода в распредмечивании индивидами содержания общественных ценностей. Для личностных ценностей характерна высокая осмысленность, отражающаяся в сознании человека в форме ценностных ориентаций, и служит регулятором взаимоотношений и поведения.Смысловая теория личности Д.А.Леонтьева содержит аспекты самопонимания, определяемые как смыслосознание т.е. восстанавливающие смысловые связи, позволяющие реализацию задач на смысл объекта, явления и действия. Самопонимание –это осознание и осмысление того, что человек знает о себе ииспользование этих знаний в целенаправленной осознанной деятельности. Этническая идентичность как элемент структуры самопонимания личности один из основных. Целью изучения субъектности человека в деятельности в психологии бытия являются смысловые образования, выражающие ценностное отношение субъекта к миру, к себе и к другим людям, т.е. понимание субъектом мира и себя в мире. По В.В.Занкову когнитивная составляющая самопонимания представлена способностью субъекта к рефлексии, самостоятельному самоанализу, экзистенциальная составляющая воплощается в смыслах и приобщении к ценностям в деятельности и в системе отношений к окружающему миру и к самому себе [6].Современные исследователи В.Г.Крысько, Т.Г.Стефаненко, Э.Г.Саракуев и др. считают этническую идентичность частью социальной идентичности, в то же время, выделяют присущие ей особенности. Этническая идентичность –это отождествление себя с определённой этнической общностью, при которой собственная индивидуальность связывается с определённой этнокультурной традицией [11].

В процессе жизни человек обретает другие формы идентичности (религиозные, профессиональные и т.п.), но национальность является изначальной и может определяться как фундаментальное условие становления личности. Таким образом, этническая идентичность неотделима от процесса самопонимания. Понимание человеком себя как части культурноязыковой общности есть самопонимание и осуществляется изнутри социальной среды. В этой ситуации очень важно, к какой социальной общности относит себя человек, с какой позиции пытается получить ответы на жизненные вопросы. Взаимодействие ситуации и смысловых структур приводит к формированию корреляционных образований из отдельных «ведущих» смысловых структур сознания и значимых составляющих ситуации.Б.Г.Ананьев полагал, что изменения смысла и изменение ситуации приводит к трансформации корреляционного образования, то есть к изменению психического состояния, адекватное новым условиям жизнедеятельности. Смысловая организация сознания, представляет собой «осознаваемуюдетерминанту» психического состояния и включает в себя личностный смысл, смысловые установки, мотивы, потребности, личностные ценности и переживания человека [1]. «Понятие переживания, –отмечает С.Л.Рубинштейн,–выражает специфический аспект сознания; он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взамопроникновении и единстве с другим моментом –знанием, особенно существенным для сознания» [9,12]. Переживания репрезентируютчеловеку содержание его бытия и сознания. Посредством состояний отражаются способы ориентировки во внутреннем и окружающем мире, состояния также могут переживаться и приниматься как смыслы.Ф.Е.Василюк переживания рассматривает как деятельность, проявляющаяся при возникновении критических ситуаций, ситуаций невозможности, которые решаются процессами переживания. Переживания, «особого рода работа» по перестройке психологического мира личности и производству смысла. Переживаниедеятельность активно преобразует психологическую ситуацию, устанавливая смысловое соответствие между бытием и сознанием [2].Смысловая организация сознания субъекта обусловливает избирательность влияния ситуаций жизнедеятельности и их содержания на психическое состояние. Ситуация опосредуется смысловыми структурами, в ней выделяются значимые составляющие, отражающиеся на психическом состоянии. Актуализация психического состояния обусловлена взаимоотношениями ситуации (предметная и социальная среда) и смысловой организации сознания. Ситуация –это выстроенный соответствующим образом фрагмент действительности с характерным набором элементов и их свойств, с определённым объемом, границами и основными компонентами:

Реальная ситуация действительности, внутри которой в сознании субъекта отражаются: а) природные условия; б) культурные и социальные факторы, состоящие из традиций, ценностей, нравов и т.д.; в) орудия труда и продукты труда; г) временные и пространственные характеристики, и причинноследственные отношения между ними.

Субъект, действующий в данном ситуационом пространстве (кризисном или обыденном), представлен своей активностью, мотивами, целями и т.д.. Ситуационные процессы включаются в определённый временной контекст и реализуются под влиянием изменения условий и обстоятельств, происходящих в данный момент времени, а также под действием её организующего начала –потребностей, мотивов, целей субъекта, в ней действующего [7].С.А.Трифонова имеет следующее мнение: «ситуация представляет собой полимодальный субъективный образ актуального фрагмента окружающей действительности, который конструируется и репрезентируется самим субъектом. В этом смысле определение ситуации происходит посредством придания значения объективному фрагменту окружающей действительности. Тем самым она становится субъективной» [12,7].Выделив в образе мира субъективную ситуацию, отметим, что образ мира субъекта актуализируется в образовательнокультурном пространстве, структурными компонентами которого являются образ жизни и культурная среда субъекта. В работах А.О.Прохорова отмечено, что ситуации жизнедеятельности связаны с субъективным отношением к ним, что определяет, в свою очередь, особенности возникновения и протекания психических состояний [3].

Отражённая психикой совокупность элементов ситуации становится значимой для субъекта, только приобретая для него определённый смысл, а именно смысл определяет наиболее значимые факторы ситуации, в ситуации «выделяется» не весь объективный мир, а лишь та его часть, которая удовлетворяет смысловую сферу субъекта. Необходимо отметить, что совокупность явлений преобразуется в ситуацию только в связи с актуальной позицией самого субъекта, т.е. наличием психологической готовности, имеющей потребностный характер по отношению к ситуации.Человек становится человеком в рамках культурного пространства, где сосредоточены нормы и образцы человечности, нравственности, он прорастает в принадлежащей ему культуре, поэтому базовой формой культуры является её этническая форма, что представляет собой особый путь постижения общечеловеческого, путь возможности диалога.Самопонимание собственной этнической идентичности определяет смысловые доминанты, выстраивает иерархию ценностей и обеспечивает осуществлениеи развитие национального, традиционного человеческого в человеке.Человеческое бытие осуществляется средствами взаимодействия с окружающим миром. С.Л.Рубинштейн, как один из основателей психологии человеческого бытия, отмечает важность проблем взаимодействия субъекта с объективной действительностью и отношения субъекта к себе и другим [9]. В.Франкл и С.Л.Рубинштейн, так как у них схожие суждения о человеческом бытие и психологии человека, рассматривают этическую категорию долженствования как способ ориентации человека в житейских ситуациях. В.Франкл отмечает отражение этих проблем в ценностносмысловых универсалиях, описывает ценности, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной: труд (творчество), переживания, отношения, соответственно и три типа смысла:состоящие в том, что мы осуществляем или даём миру как своё творение;состоящие в том, что мы берём как опыт;состоящие из позиций по отношению к страданию, к судьбе, которую мы не можем изменить [13].Субъектнодеятельностные основания психологии бытия изначально построены на представлении о том, что развитие человеческой психики происходит в процессе общения людей, в диалоге субъекта с миром. Психология индивидуализма, которая изучает отдельного человека, противостоящего миру, остающегося один на один с трудностями жизни, судьбы: добром и злом, жизнью и смертью, своими желаниями и т.д., подчеркивает важность интегрированности человека [5]. В человеческой жизни бывает и так, что человек изолирован от собственных корней развития, от культуры. И.Д.Ялом называет такой модус существования человека экзистенциальной изоляцией: «Индивиды часто бывают изолированы от других или частей себя ... есть более глубокая изоляция, связанная с самим существованием, изоляция, которая сохраняется при самом удовлетворительном общении с другими индивидами, при великолепном знании себя и интегрированности. Экзистенциальная изоляция связана с пропастью между собой и другими людьми, через которую нет мостов» [14,400].Исследования влияния смысловой системы на психическое состояние человека рассматривают лишь частные феномены такого влияния. Так можно отметить в теоретическом плане исследования Д.А.Леонтьева, который предполагает, что наряду с механизмом индукции эмоциональных состояний по «стимулреакции», может также существовать механизм их переноса с внешних носителей по механизму «матрицаоттиск» [6].М.В.Ермолаева в своих работах отмечает зависимость состояния тревоги и удовлетворенности от специфики личностносмысловых характеристик при перестройке мотива деятельности и условий её протекания [3].Связь смыслообразования с психическими состояниями, является «чувствительным инструментом», выявляющим роль тех или иных ценностей как источников смыслообразованияв ценностносмысловой сфере человека, обеспечивающей активность и целенаправленность в его субъектной жизнедеятельности.

Ссылки на источники1.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г.Ананьев., в.2х тт. –М.: Педагогика, 1980.2.Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). / Ф.Е. Василюк–М.: МГУ, 1984.3.Ермолаева, М.В. Смысловые факторы эмоциональной устойчивости / М.В.Ермолаева // Компоненты адаптационного процесса / под ред. В.И.Медведева. –Л.: Наука, 1984. –С. 87100. 4.Кон, И.С. К проблеме национального характера // История и психология / И.С. Кон. –М.: Наука, 1971.5.Корнилов, Ю.К. Как ситуация становится проблемной / Ю.К.Корнилов // Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальностьобобщений: Сб. статей / под ред. Ю.К.Корнилова. –Ярославль, 2000.–С. 314.6.Леонтьев, Д.А. Динамика смысловых процессов / А.Н.Леонтьев // Психологический журнал. –1997. –№6. –С. 1327.7.Петров, И.Г. Смысл как рефлексивное отношение человеческого бытия / И.Г.Петров // Мир психологии. –2001. –№2. –С. 2635.8.Прохоров, А.О. Смысловая детерминация психических состояний / А.О.Прохоров // Психология психических состояний: Сб. статей. Вып.5. / под ред. А.О.Прохорова. –Казань: ЦИТ, 2004. –С. 1128.9.Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн: в 2х т. Т.1 –М.: Педагогика,1989. –С. 8.10.Салихова, Н.Р. Взаимосвязь психических состояний с характеристиками ценностносмысловой сферы личности / Н.Р.Салихова // Психология психических состояний: Сб. статей, Вып. 5 / под ред. А.О.Прохорова. –Казань: ЦИТ, 2004. –С. 141157.Стефаненко, Т. Этнопсихология. Учебник для высших учебных заведений / Т.Стефаненко. –М., 2000.12.Трифонова, С.А. Использование «внешнего» и «внутреннего» планов при построении ситуации / С.А.Трифонова // Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальность обобщений: Сб. статей / под ред Ю.К.Корнилова. –Ярославль, 2000. –С. 5066.13.Франкл, В. Человек в поисках смысла. –М., Прогресс, 1990. –С. 285.14.Ялом, Ирвин Д. Экзистенциальна психотерапия / И.Д.Ялом. –М.: Независимая фирма «Класс», 1999. –С. 400.

LyubovKubashicheva Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of pedagogics and pedagogical techniques, Adyghe State University, Maykop Ethnopsychological bases of semantic system of human life developmentAbstract.The cultural environment has defining impact on the mental condition of the person mediated by consciousness. The conscious relation to the cultural environment brings life andthe person’s activity into accord, filling it with sense in the course of the world cognition. It assumes the content of aspects of the selfunderstanding, defined as the sense of consciousness, i.e. reestablishing semantic relations, allowing realization of tasks concerning sense of object, phenomenon and action.Keywords:environment, culture, ethnic culture, subject, understanding, semantic system formation, life of the person.

Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»