Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коваленко Е. В., Соломаха С. И. Ассессмент-центр как инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14768.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается технология ассессмент-центра как обучающая технология и инструмент оценки сформированности у обучающихся обще-культурных и профессиональных компетенций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коваленко Елена Валентиновна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроляИЭиФ ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскev.kovalenko@omgau.org

Соломаха Светлана Ивановна,кандидат экономических наук, заведующая кафедрой информационных технологий и моделированияИЭиФ ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскsi.solomakha@omgau.org

Ассессментцентр как инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций

Аннотация.В данной статье рассматривается технология ассессментцентра как обучающая технология и инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций. Ключевые слова:ассессментцентр, оценка, компетенции, инструмент, олимпиада, презентация, групповая дискуссия, технологии. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Новые стандарты в образовании заставляютпоновому анализировать результаты в образовательной деятельности. Сейчас широкую популярность получили ассессментцентры, которые до настоящего момента использовались только на предприятияхдля оценки своих потенциальных сотрудников, а также для внутренней аттестации своих специалистов с целью дальнейшего обучения и карьерного роста. Сегодня, для тогочтобы понять,какие сформировались во время обученияпрофессиональные и общекультурные компетенции студенты в процессе своего обучения в вузе используют имитационные упражнения, специальные опросники и интервью, в дальнейшем послужившие основой ассессментцентра [1]. Если говорить о современных технологиях ассессментцентра, то это такие технологии, которые показывают наглядно все полученные компетенции и недостающие знания и умения для своего профессионального будущего. Соответственно, все сводится к имитации конкретных рабочих ситуаций, с которыми придется сталкиваться будущим специалистам.Студенты выполняют задания, а все результаты регистрируются и сравниваются с компетенциями, необходимыми для дальнейшей его работы.Для того чтобы продиагностировать студентов используются такие технологии, как разнообразные опросники, кейсы, участие в групповой дискуссии, самопрезентация, упражнения на анализ документов, различные имитационные упражнения. Все задания обязательно максимально приближены к действительности. Обучающиеся помимо выполнения конкретного задания, учатся быстро принимать решения, а также планировать свое время, так каквсегда устанавливаются жесткие временные рамки и существуют дополнительные условия выполнения задания, которые дают возможность выявить такие профессиональные компетенции, как коммуникативность, умение анализировать и выстраивать межличностные отношения.Все технологии ассессментцентра можно применять на любом этапе обучения. Например, разнообразные опросники можно использовать как для входного контроля, так и для получения остаточных знаний, как по дисциплине, так и в целом по курсу. Презентацию можно использовать как для представления темы ВАРС, так и собственного портфолию по окончанию обучения. Так называемая самопрезентация, которая поможет научиться рассказывать о себе, представлять себя потенциальному будущему работодателю, что также очень важно. Уметь объективно оценивать, как себя, так и окружающих по отношению к себе. Разработанная методика позволяет оценить презентацию относительно того, насколько она была информативна, а также насколько выступающий сумел расположить к себе, вызвал ли симпатию и интерес к себе и своей работе экспертов. В табл.1 представлен оценочный лист, который раздается экспертам.Таблица 1 Оценочный лист 1. Самопрезентация

Ф.И.О. кандидатаЭмоциональная привлекательность(1–5 баллов)Информативность(1–5 баллов)Комментарии,оригинальные идеи (+)









Следующая технология, это групповая дискуссия, предполагает выявление таких компетенций, как умение договариваться, проявление инициативы, умение отстаивать свое мнение, умение совместно найти правильное решение, именно совместно, вданном случае, именно работа в команде.Соответственно, оценочный лист отображает все вышеперечисленные компетенции и оцениваются они по пятибалльной шкале. Пример оценочного листа при оценке групповой дискуссии представлен в табл.2. Таблица 2Оценочный лист 2. Групповая дискуссия

№ п/пФ.И.О.ЛидерствоКоммуникативностьИнтеллектИнициативность1



2



Еще одним из современных методов обучения является олимпиада, где студенты наряду со своими теоретическими и практическими знаниями демонстрируют и творческие способности, свою креативность и умение работать в команде.Впредновогодний день, 24 декабря 2013 г.в Омском государственном институте сервиса прошла 23 олимпиада по комплексному экономическому анализу между студентами Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина и Омским государственным институтом сервиса, который из года в год гостеприимно встречает наших студентов.Команда ОмГАУ им. П.А. Столыпина была представлена студентами 54 группы специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в составе 19 человек, студенты, не вошедшие в основной состав команды, активно поддерживали своих одногруппников, а также порадоваливсех гостей мероприятия творческими номерами и чудесным украшением актового зала. ОГИС представляла команда «Дети капитана Гранта», а от ОмГАУ в бой ринулся «Золотой резерв». Руководила подготовкой к олимпиаде Елена ВалентиновнаКоваленко, к.э.н., доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля.В состав жюри, оценивающее выполненные задания вошли преподаватели со стороны обоих вузов. Институт сервиса представляла Ирина ВикторовнаПодъяпольская, декан экономического факультета, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита. От аграрного университета в жюри вошли Елена Валентиновна Коваленко и Юрий ИвановичНовиков, к.э.н., доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля.Студентам предстояло выполнить пять конкурсных заданий Представление,Блоксхема, Кроссворд, Хfiles, Эрудит. За приветствие команды получили по наивысшему баллу, в небольших сценических номерах были и видеоматериал, и танцы, и песни.В конкурсе «Блоксхема», который также был домашним заданием,«Дети капитана Гранта» и «Золотой резерв» проявили себя совершенно поразному, что в результате принесло обеим командам одинаковое количество баллов! Следующее задание предполагало разгадывание кроссворда. В этом конкурсе «Дети капитана Гранта» смогли обогнать «Золотой резерв», отгадав большее количество слов за 10 минут.В конкурсе «Хfiles» участникам необходимо было всего за 10 минут составить клятву бухгалтера, приветствовалась юмористическая форма. И творческой составляющей командам не занимать, опять равное количество баллов!Последним этапом олимпиады стал конкурс «Эрудит». На основании выданных форм бухгалтерской финансовой отчетности студентам предстояло провести комплексный экономический анализ и представить в виде доклада его результаты. Студентымогли воспользоваться заранее подготовленными макетами аналитических таблиц. По итогам конкурса наибольшее количество баллов набрала команда «Золотой резерв» и сравняла итоги встречи, получилась дружеская ничья.Как сказала Ирина ВикторовнаПодъяпольская,декан экономического факультета ОГИСа: «Это все потому, что нас много и мы в тельняшках!», ведь самым большим удивлением конкурса стали образы обеих команд. «Дети капитана Гранта»–веселые моряки, а «Золотой резерв»–задорные пираты!Олимпиада завершилась дружеским чаепитием. В процессе решения конкретной задачи студенты применяют те способы, критерии анализа, которые были приобретены имив процессе предшествующего обучения. Ситуации, предлагаемые для решения,могут быть разнообразными, например, ситуация –упражнения, когда требуется обращение к специальным источникам информации, или ситуация –оценка, когда необходимо критически проанализировать принятое решение и т. д. Необходимыми условиями при составленииописания конкретной ситуации являются реальность, проблемность, нужно чтобы ситуация соответствовала профессиональным потребностям студентов.Следующая технология ассессментцентра –это деловая игра.

Ежегодно на кафедре экономики, бухгалтерского учета ифинансового контроля проводятся деловые игры. Деловая игра «Моя профессия –бухгалтер» проводится в рамках дисциплины федерального компонента «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и разработана для студентов 4 курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». Студенты готовятся стать бухгалтерамианалитиками, их функция–не простая регистрация свершившихся фактов финансовохозяйственной деятельности, а умение прогнозировать, планировать свои доходы и издержки, анализировать, сравнивая с фактическими результатами и принимать правильные управленческие решения, направленные на максимизацию прибыли предприятия. Именно этим трудовым функциям и соответствует игра, в ходе которой у студентов формируются умения в подготовке краткосрочных и среднесрочных планов организации в рамках существующего стратегического плана. Следует отметить, что игра межпредметна: в процессе ее студентам необходимы знания по теории бухгалтерского учета, финансовому учету, финансам предприятия, налоговому учету, управленческому учету. Деловая игра требуют от участников творческой деятельности, способствуют повышению уровня культуры, накапливанию новых знаний, позволяют формировать не толькопознавательные интересы, но и интерес к профессии –бухгалтера.Для достижения поставленной цели в ходе ДИ необходимо решить следующие задачи:

освоить ряд конкретных практических ситуаций,используя имеющиеся навыки;

определить степень владения студентами нормативнозаконодательной базой в области бухгалтерского учета и аудита и аудита;

выявить уровень подготовки студентов и их ориентации по вопросам бухгалтерского учета.Деловая игра проводится на основе двух моделей –это профессиональная (знания в области бухгалтерского учета) и творческая.Профессиональная модель включает в себя: предмет игры; способвзаимодействия участников; ситуационные задания; криптограмму и систему оценивания. Творческая модель содержит: игровые цели; комплект ролей и функций игроков; сценарий игры; правила игры.Студенты готовятся к проведению деловой игры 5–6 недель, так какони получают задание для ее проведения.

Игра проводиться в специализированной аудитории с обязательным наличием технических средств. Руководителем игры является зав. кафедрой, д.э.н., доцент Шумакова Оксана Викторовна, которая осуществляет общее руководство. В организации игры также принимают участие ассистенты кафедра М.И.Гапон, М.А.Рабканова.Студенты распределяются на команды –сколько групп, столько и команд. Руководитель проводит общий инструктаж по подготовительной работе для проведения ДИ. Дальнейшую работу по подготовке к проведению деловой игры осуществляют преподаватели. ДИ проводится ввиде «соревнований» в области бухгалтерского учета и аудита между командами общей продолжительностью 2,5 час. Сценарий игры включает в себя следующие элементы: 1.Представление команд (название, девиз, символика команды).

2.Составление и представление большого кроссворда или криптограммы.

3.Логическая бухгалтерия.

4.Конкурс капитанов.

5.Домашнее задание.

Все конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

Проведение деловой игрыДеловая игра начинается со вступительного слова организатора–зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита О.В.Шумаковой: приветствие участников деловой игры, ознакомление с ее целями и задачами, условиями проведения, оценки каждого конкурса.Затем идет представление жюри в состав, которого входят как преподаватели с кафедры бухгалтерского учета и аудита, так и преподаватели с других кафедр. Общая продолжительность–10–15минут.Конкурс 1. Представление команд: название, девиз, эмблема. Основные критерии оценки: соответствие тематике ДИ, оригинальность, творческий подход.Общая продолжительность с учетом числа командучастников –30–40 минут. Конкурс 2.Криптограмма(выдается по 1 экземпляру на каждую команду). За каждое правильное решение проблемы производственной ситуации команда получает 1балл. Общая продолжительность с учетом числа командучастников –30–35минут. Конкурс 3.«Ситуационные задачи»Данный конкурс позволяет оценить не только знания по бухгалтерскому учету, но и их оригинальность, умение логически мыслить.Ситуация 1. Кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» накопил денег и взял у колхоза в аренду корову.Определить: по какой статье бухгалтерского баланса отразил бы кот Матроскин эту корову,если бы он вел бухгалтерский учет?Ситуация 2. Итальянский ученый Д. Манчини разделил все счета на «мертвые» и «живые». Эта классификация сохранилась до начала XXвека под названием счетов персональных и материальных.Определить: какие счета «мертвые», и какие «живые».Ситуация 3. Ноев ковчег –это грузовое судно для транспортировки скота.Определить: к какому виду имущества отнес бы Ной свой ковчег, если бы он вел бухгалтерский учет так, как это принято сейчас.Ситуация 4. Екатерина IIкупила библиотеку Дидро. Русская царица уплатила деньги, но книги были оставлены в пожизненное пользование великого философа.Отразите в бухгалтерском учете книги по современным правилам ведения бухгалтерского учета в РоссииСитуация 5. Одна курица погибла по той причине, что уснувший в ночное время петух сорвался с верхнего насеста и убил ее под своей тяжестью, потому как онасидела на нижнем насесте (следует из акта инвентаризации).Отразить данную ситуацию на счетах бухгалтерского учета, используя условные данные.За каждый правильный и оригинальный ответ на ситуацию команда получает 1балл.Для решение данных ситуаций игроки используют не только профессиональные знания в области бухгалтерского учета и аудита, но проявляют логическое и творческое мышление.Общая продолжительность конкурса –20–30минут.Конкурс 4. Конкурс капитанов. Капитан каждой команды предварительно составляет по два вопроса своим соперникам в соответствии с темой исследования. Форма вопроса является произвольной (стихотворение, загадка, шарада и т.д.). За правильный ответ без подсказки игроков своей команды капитан имеет возможность заработать 2 балла. При использовании одной подсказки–1 балл.Время на ответ –1 минута. Время на подсказку –1 минута.Общая продолжительность конкурса –20 минут.

Конкурс 5. Домашнее заданиеКаждая команда показывает заранее подготовленное выступление в виде небольшой импровизации производственной ситуации по теме деловой игры.Игрокам предлагается три варианта производственной ситуации: 1) Мой первый рабочий день в должности бухгалтера; 2) Мой первый опыт формирования бухгалтерской отчетности; 3) Мой первый опыт работы взвешивания животных и определения жирности молока.

Конкурс оценивается по 5балльной системе.Общая продолжительность конкурса –30–40минут.Конкурс 6. Оценка газетЖюри оценивает стенгазеты, оригинально оформленные в соответствии с темой деловой игры. Конкурс оценивается по 5балльной системе. Продолжительность конкурса–15 минут.Заключительная часть деловой игры: подведение итогов.Слово предоставляется жюри для подведения итогов. Награждение команд.Команды награждаются дипломами и памятными призами.Данная деловая игра позволяет студентам не только проявить свои профессиональные знания, но и творческие способности. Игра позволяет реализовать свои знания и идеи, объединяет студентов, учит работе в команде и побеждать.В институте экономики и финансов на кафедре экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля проводится ролевая игра со студентами IV курса специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по дисциплине федерального «Бухгалтерское дело». Данная дисциплина предполагает и объединяетзнания студентов по специальным бухгалтерским дисциплинам. Следовательно, это позволяет проводить полноценную деловую (ролевую) игру, в результате которой студенты свои теоретические знания применяют на «практике», т.е.на условном предприятии.

Деловая игра носит комплексный характер, охватывает практически все разделы дисциплины, она отличается продолжительностью (проходит весь второй семестр). На каждом практическом занятии студенты получают задания, и на текущих практических занятиях демонстрируют решения в творческой форме. Итоговое занятие проводится в открытой форме, формируется жюри, приглашаются студенты и преподаватели. Деловая игра проводится на четвертом курсе, в восьмом семестре, перед летней продолжительной практикой, после изучения целого блока бухгалтерских дисциплин, по существу –данная деловая игра помогает студентам систематизировать изученный материал не только по данной дисциплине, но и по дисциплинам ранее изученным, подготовить студентов к профессиональной деятельности. Рассмотрим методику проведения игры на примере 43, 44 групп, участвовавших во II семестре 2013/2014учебного года. Игра проходила под руководством деловой игры доцент экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля, к.э.н. Елена Валентиновна Коваленко [2].В ходе деловой игры воспроизводится весь процесс ведения бухгалтерского учета в организации, которую студенты сами придумывают и воплощают свою идею в жизнь. Для этого каждая группа студентов была поделена на три подгруппы, каждая из которых выполняла задания преподавателя. Вначале каждая подгруппа представляет презентацию идеи своего предприятия: рассказывает, чем занимается и на какую аудиторию рынка направлена ее деятельность.Второе задание для команд–регистрация предприятия, постановка на учет в налоговых органах, открытие расчетных счетов в банках, представление все необходимых документов. В группах распределяются должности управленческого аппарата. Все последующие задания студенты выполняли в соответствии со своей ролью.Следующее задание–разработкаучетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета, представление обоснования выбранных методов и способов ведения учета, составление плана корреспонденции счетов, разработка графика документооборота, форм регистров налогового учета. Все подгруппыподошли к выполнению этого задания творчески, нарисовав плакаты и обыграв каждую позицию своего выступления. Итогом выполнения всех заданий стало представление отчетности за квартал. Каждое выступление команд, как и положено настоящим бухгалтерам, документально фиксируется фотоаппаратом. В конце семестры студенты оформляют альбом фотографий.

Итоговое занятие по ролевой игре проходило в открытой форме. Были приглашены преподаватели и студенты. Все подгруппы творчески представили свои предприятия, обосновали вид деятельности, рассказали об итогах за отчетный период. Данное занятие фиксируется на видео. Студенты положительно отзывались о форме проведения практических занятий в виде ролевой игры, в течение которой они показали и закрепили свои знания не только по специальным, но и общепрофессиональным дисциплинам. По дисциплине «Бухгалтерское дело» каждый студент, обучающийся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», должен изучить:правила ведения бухгалтерского дела в организациях разныхформ собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения;особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования и ликвидации предприятия;критерии выбора и обоснования учетной политики организации;специфику бухгалтерского учета и аудита в компьютерной обработке данных;особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия и государственными органами.Все эти задачи решаются в ходе выполнениязаданий, результаты которой представляются в игровой форме, что помогает заинтересовать студентов, облегчить закрепление пройденного материала.В мае 2014 г. в Институте экономикии финансов ФГБОУ ВПО ОмГАУ им.П.А.Столыпина прошла деловая игра на тему:«Процессный подход –эффективный инструмент для налаживания взаимодействия участников агрокластера». На этот раз участниками игры были студенты выпускных курсов всех направлений.

Цель деловой игры была в том, чтобы студенты получили практические навыки вобласти совершенствования и моделирования бизнес –процессов, а также научились стратегически мыслить.

Было выдано задание по сбору и анализу информации о реальной ситуации на сельскохозяйственных предприятиях. Анализ проводился студентами на предприятиях, где они проходили практику, поэтому изнутри, как говорится, смогли изучить проблему. Выяснилось, что практически на всех предприятиях существуют проблемы и, в основном, потому, что нет четко выраженного бизнес –процесса и, соответственно, взаимодействие разных служб и подразделений происходит, не так эффективно как это могло быть. Студенты, во время своей работы, смогли не просто выявить проблемы, но и предложить свои варианты решений. Сценарий деловой игры включал в себя несколько этапов. Первый этап –это представление команд. Второй этап –это тестирование пяти человек из команды на тему моделирование бизнеспроцессов. Тесты включали в себя как теоретические вопросы, касающиеся бизнеспроцессов, так и практические задания, которые позволили выявить именнопрактические навыки по моделированию конкретных бизнеспроцессов.Третий этап –это домашнее задание на заданную тему, где команды должны были наглядно показать проблемы и недостатки, с которыми сталкиваются руководители предприятий, не занимающиеся достаточно серьезно моделированием бизнеспроцессов у себя на предприятии.Также, каждая команда, представила стенгазету, в которой показала, как выглядят бизнеспроцессы региона Омской области. Деловую игру оценивали достаточно компетентные в своей области люди. Такие как начальник управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Л.О.Машинская, начальник отдела П.К. Московец и главный специалист В.М.Емельяненко, а также ведущие преподаватели Института и начальник методического отдела университета Н.В.Гаврилова.Несомненно, попытка решенияпроблем моделирования бизнеспроцессов на предприятиях в форме деловой игры, позволяет посмотреть реальные проблемы на предприятиях региона, а также заинтересовать будущих выпускников решать эти проблемы в будущем.

Ссылки на источники1.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб.пособие.–М.: Изд.центр «Академия», 2009. –С. 49–51.2.Шумакова О.В., Безверхая Е.А., Коваленко Е.В., Мозжерина Т.Г., Кондратьева С.А. Инновационные методы обучени: метод.рек.для преподавателей)// Успехи современного естествознания.–2010. –№ 2. –С. 84–85.

Elena Kovalenko,Candidate of Economic Sciences, the Associate Professor of economy, accounting and financial controlof Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omskev.kovalenko@omgau.org

Svetlana Solomakha,Candidate of Economic Sciences managing chair of Information technologies and modelingof Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omsksi.solomakha@omgau.org

Assessment –the center as the tool of the assessment of formation at being trained common cultural and professional competencesAbstract.In this article the technology of Assessment –the center, as training technology and the tool of an assessment of formation at being trained common cultural and professional competences is considered. Key words:assessment –the center, an assessment, competences, the tool, the Olympic Games, presentation, group discussion, technologies.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск