Профильная подготовка старшеклассников в сельской школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Озорнина А. Т. Профильная подготовка старшеклассников в сельской школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S25. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14799.htm.
Аннотация. В данной статье речь идет о проблемах профильной подготовки в сельской школе, ее актуальности, специфике, формах и методах ее реализации. Представлен практический опыт организации профильного класса в МКОУ «Манчажская СОШ», социальными партнерами которой являются УрГАУ (Уральский государственный аграрный университет) и ООО «Агрофирма Манчажская».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Озорнина Анна Тельмановна,магистрант Института социального образованияФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбургozornina_an@mail.ru

Профильнаяподготовка старшеклассников в сельской школе

Аннотация.В данной статье речь идет о проблемах профильной подготовки в сельской школе, ее актуальности, специфике, формах и методах ее реализации. Представлен практический опыт организации профильного классав МКОУ «Манчажская СОШ», социальными партнерами которой являются УрГАУ (Уральский государственный аграрный университет) и ООО «Агрофирма Манчажская».Ключевые слова: профильная подготовка, сельская школа, выпускник, профессиональная самореализация. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Социальноэкономические изменения в России вызвали необходимость реформирования системы образования и перехода от устаревших форм к поиску новых эффективных моделей его осуществления. В настоящее время наблюдается тенденция совершенствования процесса подготовки выпускника средней школы с целью развития его способностей и удовлетворения профильных интересов. Этой цели служит введение на старшей ступени школы профильного обучения. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) [1]. Многолетняя практика показала, что, начиная со старшего подросткового возраста в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство (более 70% старшеклассников) отдают предпочтение тому, чтобы углубленно изучать только те предметы, которые выбираются, чтобы в них специализироваться –именно на это и нацелено профильное обучение в школе. Кроме того, большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образованиене дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. Данная проблема может быть решена посредством организации профильного образования. По мнению социологов, профильное обучение восстанавливает преемственность между школой и вузом, и не требует многочисленных подготовительных отделений.Однако при внедрении профильного обучения в практику школьного образования на основании приказа «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [2] многие школы оказались к этому не готовы. Потребовались время и новая материальная база, чтобы решить возникшие в связи с переходом школы на профильное обучение проблемы.И в большей степени это касается сельских школ. Сельская школа является важной составляющей образовательной системы России, она непосредственно связана с экономической, культурной и социальной жизнью села. В последнее время сельская школа, на деле является единственным общественнокультурным центром села. Поэтому для современного села характерны невысокий уровень жизни населения, низкие доходы преобладающей части семей, часто не обеспечивающие допустимый уровень потребления. В селе большая часть населения занята преимущественно сельскохозяйственным трудом, преобладают представители сельскохозяйственных профессий. Для села характерны слаборазвитая инфраструктура, по сравнению с городом низкий уровень жизни, организации труда, быта, досуга; существенно ограничен доступ населения к квалифицированной медицинской помощи. Как правило, более низкий, чем в городе, образовательный и культурный уровень населения, ограничен выбор места работы, и часто встает вопрос о занятости населения. Несмотря на все эти трудности, сельские школы готовы использовать новые педагогические технологии,помогающие организовать обучение школьников в профильных классах. Институтом социальнопедагогических проблем сельской школы РАО было проведено исследование. В рамках исследования было опрошено 598 директоров сельских школ из 27 сельских районов России, зафиксировано, в какой стадии находится профильное обучение в российской сельской школе. Оказывается, половина сельских школ активно обсуждает введение профильного обучения. Каждая шестая сельская школа еще не приступила к его введению, 3,9% –даже не обсуждали эту проблему. Вместе с тем 14,5% сельских школ реализуют профильное обучение первый год, а 11,7% –несколько лет. При этом «многим педагогическим коллективам сельских школ удалось, тем не менее, сохранить проверенные временем формы трудовой подготовки школьников, привлечения их к производительному труду –в половине сельских школ действуют ученические производственные бригады, в каждой третьей –экологические объединения, в 17% –производственные звенья, в 16%–школьные лесничества. В числе позитивных перемен –рост, хотя и незначительный, числа школ, где преподаются профилированные курсы биологии и химии» [3]. Анализ результатов данного исследования позволяет сделать вывод, что профильное обучение в сельских школах, вопервых, развито не достаточно и, вовторых, ориентировано преимущественно на сельскохозяйственные профессии. Однако мониторинг профориентационных запросов учащихся сельских школ показал, что интересы учащихся часто не ориентированы на кадровые потребности района; старшеклассники часто не хотят связывать свое будущее с работой в сельскохозяйственном секторе. Их жизненные перспективы не направлены на решение конкретных задач малой родины (не только района, но и края, области, республики). Все это актуализирует задачи профориентационной деятельности в сельских школах, включающей:информирование учащихся о различных профессиях (не только сельскохозяйственных), востребованных в сельской местности;диагностику способностей учащихся, с целью выявления их склонностей к тем или иным профессиям;организацию профильного обучения в сельских школах по таким направлениям, как психологопедагогическое, медицинское, экономическое, управленческое ит. п., по которым также можно самореализоваться в сельской местности.Сложность организации профильного образования в сельских школах связана со следующими проблемами: Невозможность в силу нехватки ресурсов реализовать углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.Трудности в установлении равного доступа к полноценному образованию разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.Отсутствие преемственности между общим и профессиональным образованием.Сложность в наборе групп учащихся по профилю как результат малокомплектности школ.Низкий уровень заинтересованности многих родителей в получении детьми высшего образования. Профильная подготовка очень объемное понятие. В данной статье оно будет рассматриваться в ракурсе педагогики. Под профильным обучением мы будем понимать «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [4].Важным социальным требованием к обучению в сельской школе в соответствии с Концепцией профильного обучения, является в большей степени не то, насколько велика его учебная нагрузка, какие профильные предметы выбрал учащийся и в итоге большой багаж дополнительных знаний, которые не все ему будут нужны. Главное –влиять на развитие личности, оказывать старшеклассникам психологопедагогическую помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей и реальных возможностей учеников.Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8–9х классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.Учащиеся, оканчивающие 9й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению, что, в свою очередь, является условием успешной профессиональной самореализации. Под профессиональной самореализацией здесь понимается «процесс и результат профессионального развития человека как субъекта профессиональной деятельности, характеризующего осуществление его потенциальных возможностей в сфере профессиональной деятельности» [5]. К сожалению, в современной России проблема профессиональной самореализации является одной из самых трудно решаемых в социальной сфере. Это связано, с одной стороны, с трудностями выбора между социальной значимостью профессии, значимостью ее для конкретной личности и предполагаемым материальным вознаграждением. А с другой –с недостаточной профориентационной работой, проводимой по отношению к выпускникам образовательных учреждений. Это, в свою очередь, актуализирует необходимость организации профильного обучения, в том числе в сельских школах. Рассмотрим, как реализуется профильная подготовка в МКОУ «Манчажская СОШ». Социальными партнерами школы являются УрГАУ (Уральский Государственный Аграрный университет) и ООО «Агрофирма Манчажская». Организация в сельской школе профильных классов позволяет подойти ближе к решению части существующих проблем, связанных с необходимостью применения индивидуальнодеятельностного подхода в образовательном процессе в контексте перехода на новые государственные стандарты. Широкое применение при организации профильных классов нашли различные формы и методы.1.С целью раскрытия способностей учащихся проводится диагностика. Данные диагностик позволяют самоопределиться учащимся, прежде всего, профессионально.2.Создаются сельскохозяйственные классы. Учащиеся на протяжении двух лет 10–11йкласс дополнительно прослушивают курс лекций и работают на практических занятиях по профильным предметам. 3.Для углубления знаний по профильным предметам и ознакомления учащихся со спецификой высшего образования организуется взаимодействие с вузом, привлечение к обучению преподавателей УрГАУ и будущих работодателей(сотрудников агрофирмы).4.В образовательном процессе используются интерактивные и активные методы и технологии обучения (технологии критического мышления, проблемное обучение, различные виды дискуссий, командная работа, обмен индивидуальным опытом, ориентация на обозримые результаты).5.В рамках взаимодействия с вузом организуются и проводятся олимпиады по профильным предметам. Занимаемые учащимися призовые места дают больше возможностей дальнейшего поступления в вуз и обучения на бюджетной основе.6.Периодически проводится посещение УрГАУ в день открытых дверей. Учащиеся лично знакомятся с вузом, получают подробную информацию об имеющихся факультетах и направлениях, тем самым самоопределяются с выборомбудущей профессии.Динамичность учебного процесса влечет за собой стремление к профессиональным достижениям, поощряя самовыражение обучающихся. Выпускники профильных классов по окончании школы успешно поступают в сельскохозяйственный вуз как на основе целевых направлений, так и на общих основаниях, проходят практику, как учебную, так и производственную в ООО «Агрофирма Манчажская» и по окончании вуза реализуют себя в родном селе. Кроме того, выпускники сельскохозяйственных классов получают права на вождение категории «С» (трактор).Представленный опыт показывает необходимость развития профильного обучения в сельской школе. Однако при всех его достоинствах есть и некоторые проблемы. Главной из них является отсутствие выбора профессии. Далеко не все учащиеся 10–11хклассов, как указывалось выше, стремятся поступить в сельскохозяйственный вуз. В свою очередь, развитие социальной инфраструктуры на селе актуализирует потребность в специалистах различных направлений. Необходимость использования индивидуальнодеятельностного подхода и принципа гуманизации, являющихся основополагающими для таких базовых нормативных документов, как закон «Об образовании в Российской Федерации» [6], Федеральный государственный стандарт [7] и т. д., также делают необходимым учет способностей учащихся, их склонности к той или иной профессии и желание ее получить.В рамках профильного обучения происходит формирование человеческого капитала села, улучшение качества жизни. Попутно идет обновление содержания и технологий образования в соответствии с запросами населения и перспективой рынка труда. Поэтому профильное обучение должно рассматриваться параллельно с организацией всей системы работы по профориентации с обучающимися в образовательном учреждении.

Ссылки на источники1.Федеральный законот 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». –URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html–свободный // Сайт RG.RUРоссийская газета(дата обращения:02.07.2014).2.Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.–URL: http://www.ed.gov.ru/obedu/noc/rub/groun/505 –свободный //Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию(дата обращения:30.06 2014).3.Развитие сельской школы как фактора социальноэкономического и духовнонравственного развития села.–URL: mcx.ru›documents/document/show/4232.285.htm// Сайт Министерства сельского хозяйства РФ(дата обращения:30.06 2014). 4.Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.5.Дорохова Т.С. К вопросу о профессиональной самореализации социальных педагогов // Педагогическое образование в России. –2014. –№4. –С. 120–123.6.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».7.Федеральныйгосударственный образовательныйстандартосновного общего образования, утвержден Приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации№ 1897 от 17.12.2010, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644.–URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588свободный. –Федеральный государственный образовательный стандарт (дата обращения:15.06.2014).

Anna Ozornina,

graduate student of the Institute of Social Education of Federal state educational institution of higher professional education “Ural State Pedagogical University”, Yekaterinburgozornina_an@mail.ru Profile training of high school students in a rural school Abstract.In this article we are talking about the problems of professional training in a rural school, its relevance, specificity, forms and methods of its implementation. The practical experience of the profile class MKOU "Manchazhskaya School", which social partnersare USAU (Ural State Agrarian University) and "Agrofirm Manchazhskaya”, presents.

Keywords:profile training, rural school, graduate, professional selfrealization.

Рекомендовано к публикации:

БеляевойМ.А., докторомпедагогических наук, доцентомИнститута социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург