Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аптикиев А. Х., Аптикиева Л. Р. Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14809.htm.
Аннотация. В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Показано влияние истории как предмета на развитие личности умственно отсталого ребёнка. Выявлены и реализованы принципы, условия коррекционно-развивающего обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Аптикиев Альберт Хуснутдинович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург

аlbertaptikiev@mail.ru

Аптикиева Ляйля Рахматулловна,кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургlilyaaptikieva@mail.ru

Реализация принципов коррекционноразвивающего обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIIIвида

Аннотация.Встатье на основе теоретического анализа психологопедагогической литературы рассмотрена проблема обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIIIвида. Показано влияние истории как предмета на развитие личности умственно отсталого ребёнка. Выявлены и реализованы принципы, условиякоррекционноразвивающего обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.Ключевые слова:умственно отсталые дети, коррекционноразвивающее обучение, принципы,условия коррекционноразвивающего обучения, урок истории в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблема обучения умственно отсталых детей в настоящее время становится как никогда актуальной, в связи с увеличением количества таких детей в нашей стране. Одной из основных задач обучения детей с нарушением интеллекта в коррекционной школе становится необходимость формирования опыта общественных отношений, подготовка детей к самостоятельной жизни и труду. Историческое образование сегодня–один из наиболее сложных и противоречивых элементов системы образования в России. История является одним из наиболее важных предметов внравственнопатриотическом, идейном и культурологическом аспектах. Роль этого предмета в коррекционных школах возрастает, поскольку в процессе усвоения исторических знаний постепенно происходит социальная адаптация умственно отсталых учащихся, и именно история аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Задача учителя истории заключается в том, чтобы научить умственно отсталого ребенка правильно разбираться в исторических событиях, давать им оценку, воспитать уважение и пробудить интерес к прошлому, применяятворческий подход в работе с конкретным классом и конкретным учеником. Актуальность нашего исследования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе, и заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования. Приоритетными в современной методике преподавания являются вопросы повышения качества обученности и качества воспитанности личности учащегося. История, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. В процессе работы над историческим материалом у учащихся должен формироваться определенный комплекс знаний, умений и навыков, при этом учитель может сам выбирать различные виды коррекционноразвивающей работы на уроке. Сложность решения этой задачи обусловлена недостатками психического развития, присущего умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педагогического процесса, реализации на уроках принципов коррекционноразвивающего обучения можно говорить о достижении весьма серьезных положительных результатов. Основываясь на результатах нашего исследования, мы пришли к выводу, что реализация принципов коррекционноразвивающего обучения будет эффективна на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIIIвида при соблюдении следующих условий: учета психофизиологических, а также индивидуальных интеллектуальных особенностей умственно отсталых детей (принцип учета индивидуальных особенностей); условии использования самостоятельных заданий (принцип самостоятельности); условии активного включения наглядности в процесс обучения истории (принцип наглядности).Из всех существующих в отечественной дидактике теорий, наиболее признанной и внедренной в учебный процесс школы является теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) [1; 2; 3].Вопрос об отношении обучения и развития школьников представляет, по словам Л.С.Выготского, «самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии... не могут быть не только правильно решены, нодаже поставлены» [4].Согласно взглядам Л.В.Занкова, развивающее значение имеет само обучение: «Построение обучения,–пишет он, –выступает как причина, а процесс развития школьника–как следствие» [5]. Приоритетные стратегии исследований проблем развивающего обучения включают в себяразработку идей коррекционноразвивающего обучения. Роль обучения в таких классах состоит в том, что оно создает зону ближайшего развития, которая переходит в актуальное развитие. Это положение остается верным и когда речь идет о детях, обучающихся в специальной (коррекционной) школе, так как в процессе обучения у детей выявляются потенциальные возможности развития, использование которых содействует компенсации дефекта.Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в областиолигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся специальной (коррекционной)школы VIIIвида высших психических функций посредством коррекционноразвивающего обучения, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход.Для реализации коррекционноразвивающего обучения в учебном процессе необходимо выполнение следующих условий:перенесение акцента с преподавания на учение;обеспечение контроля и оценки не толькорезультата, но и процесса учения, т.е.умственных операций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;формирование системы приемов рациональной умственной работы учащихся, выработка познавательных умений, способности и потребности у учащихся к самообразовательной деятельности;применение гибкой и разнообразной структуры урока (в частности, истории) в зависимости от его цели и задач;организация субъектсубъектного взаимодействия.Реализацию принципов коррекционноразвивающего обучения при соблюдении определенных условий можно представить следующим образом:

принцип деятельностного подходав обучении и воспитании(условие реализации принципа–включение учащегося в поэтапно усложняющуюся самостоятельную деятельность);

принцип развития мышления и языка как средствспециального образования (использование на уроках, в частности истории, различных видов наглядности);

принцип дифференцированного и индивидуального подхода (учет индивидуальных особенностей личности подростков).Мы считаем, что уроки истории имеют большой потенциал для реализации принципов коррекционноразвивающего обучения, при соблюдении соответствующих условий.

Планируя наше экспериментальное исследование, мы использовали опыт ряда авторов по данному вопросу (Л.В.Петрова,Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М. Редькина и др.) [6; 7].Наше экспериментальное исследование (основой для которого послужило теоретического исследование) включало ряд этапов.На первом этапе мы изучали мотивационный компонент учебной деятельности, полагая, что именно от этого компонента мыслительной культуры в целом зависит успешность обучения. С этой целью было проведено анкетирование (по специально разработанному комплексу анкет) среди учащихся 7–9х классов школ №13, №20 г. Оренбурга (специальные (коррекционные) школы VIIIвида).

В результате мы выявили предпочтения учащихся в выборе способа получения знаний и видов деятельности на уроке. Мы пришли к выводу о том, что учащиеся более всего ориентированы на процессуальную сторону обучения, выбирая легкие задания, различные виды заданий, ориентируясь на оценки. Кроме того,было выявлено, что если возникают затруднения при выполнении заданий, то учащиеся предпочитают отказаться от его выполнения.На втором этапе была проведена диагностика по выявлению развития способов учебной работы учащихся, различных умений и навыков. В нашей работе мы использовали методики, направленные на исследование как общего уровня развития подростков, их способности к обучению, так и отдельных мыслительных операций, анализируя которые можно охарактеризовать отдельные особенности мышления умственно отсталого подростка.Диагностические методики были использованы нами для определения уровня сформированности компонентов логического мышления школьников с целью:а)оценки динамики развития мышления учащихся в процессе обучения;б)определения индивидуальных особенностей развития мышления учеников, осуществления индивидуального подхода,педагогической коррекции тех видов мышления, которые недостаточно сформированы;в)организации адекватной помощи в учебной деятельности;г)выбора наиболее эффективных методов развивающего обучения.Диагностические методики были адаптированы для умственно отсталых подростков, проводились как индивидуально, так и в группах. Фактическое содержание заданий подбиралось соответственно возрасту и уровню знаний обследуемых детей и включало как учебный, так и отвлеченный (внеучебный) материал. Использованные методики (для выявления уровня сформированности умения сравнивать–методика «Сравнения понятий»;для диагностики уровня сформированности умения обобщать–методика «Классификация понятий»; для диагностики уровня сформированности умения устанавливать отношениямежду понятиями (проводить аналогию) использовался ряд заданий).

После анализа полученных результатов исследования было выявлено, что операции анализа и синтеза у умственно отсталых подростков недостаточно сформированы; преобладают средний и низкий уровень развития операций сравнения; испытуемые не достигли уровня обобщенности мышления, не способны ориентироваться на существенные признаки, использовать существенные связи между понятиями; диагностируется недостаточность развития умения устанавливать отношения между понятиями (проводить аналогию)–учащиеся показали средний и низкий уровеньразвития умения устанавливать отношениямежду понятиями.Поскольку операции анализа, синтеза, умения сравнивать, обобщать, устанавливать отношения между понятиями, сформированы в основном на среднем и низком уровне, необходим пересмотрподхода к обучению, использование специфических методик обучения. Следует использовать такие методы в процессе обучения, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать умственные способности. Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретныеметодические пути коррекционноразвивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоциональноволевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.Поскольку изучение истории требует способности абстрактно мыслить, образно представлять, логично излагать, связно описывать, то перед учителем в коррекционной школе стоит сложная задача–обучить умственно отсталого ребенка, у которого развито лишь нагляднообразное мышление. В этом смысле история, как учебный предмет, дает широкие возможности для специальной коррекционной работы по выправлению недостатков умственной деятельности ребенка. Необходимо правильно сочетать наглядные и словесные средства обучения, тем самым, обеспечивая сознательное и прочное усвоение умственно отсталыми учащимися учебного материала по истории, закрепляя знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения, пробуждая познавательные интересы, развивая активность и самостоятельность в обучении,формируя навыки умственной деятельности.«Необходимость применения наглядных пособий на уроках истории,–отмечает Ж.И. Шиф,–не нуждается в доказательствах. Известно, что со слов учебника и со слов учителя даже учащимся массовой школы трудно воссоздать картину прошлого и понять глубокое своеобразие историкобытовых особенностей изучаемой эпохи. Для умственно отсталых детей это представляет особую трудность»[8].На уроках истории необходимо использовать наглядные пособия, проводить урокиэкскурсии, демонстрируя оригинальные памятники культуры (старинные здания, храмы, предметы быта и украшения); учебные фильмы, условнографические наглядные пособия (карты, схемы, диаграммы и графики) и другие виды дидактического материала.Использование перечисленных видов наглядной демонстрации изучаемого материала способствовало развитию ориентировки в историческом времени подростков с интеллектуальной недостаточностью. Например, работая с заданием «Лента времени», размещая картины и карточки под соответствующие периоды, школьники учились увязывать отрезки времени с определенными образами, выделять характерные для каждого времени признаки, сопоставлять исторические периоды друг с другом.Выполнение подобных заданий (на третьем этапе экспериментального исследования), подобранных с учётом особенностей личности подростков, обучающихся в специальной, коррекционной школе, помогало школьникам осознать особенности каждого временного периода, понять признаки сходства и отличия между ними. Опора на систематизированные наглядные образы давала ученикам возможность представить в своем сознании определенный процесс в развитии, позволяла организовать «сквозное» повторение и закрепление материала.Кроме того, значимое место на уроках истории занимала организация самостоятельной работы учащихся, являясь средством развития психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Все эти процессы присутствуют при выполнении любых видов самостоятельных работ. Мы применяли следующие виды самостоятельных работ: отбор, группировка материала по какомулибо вопросу; анализ исторического источника; формулировка собственного суждения; анализ исторической карты; выделение основного и второстепенного; сравнение; доказательство и т.д.Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что реализуя принципы коррекционноразвивающего обучения на уроках истории в специальной (коррекционной) школе, применяя задания дифференцированного характера, мы способствуем совершенствованию процесса обучения истории в школе VIIIвида.В настоящее время нами продолжается работа по апробации разработанной программы на базеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида № 13 г. Оренбурга (программа по реализациипринципов коррекционноразвивающего обучения подростков на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIIIвида). Мы считаем, что реализация подобных программ позволит добиться положительных результатов: позволит рационально организовать учебный процесс; активизировать деятельность умственно отсталых школьников на уроках истории; будет способствовать развитию речи и формированию общеучебных умений и навыков; формированию интереса к самостоятельной работе и потребности в ней; формированию умений и навыков самостоятельной работы; развитию познавательных способностей учащихся.

Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функции. –М.: АПН РСФСР, 1960. –500 с.

2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /АПН ССС.–М.: Педагогика, 1986. –264 с.3.Занков Л.В.Избранные психологические труды.–М.: Просвещение, 1990. –436 с.4.Выготский Л. С. Указ. соч. –С. 374.5.Занков Л. В. Указ. соч. –С. 305.6.Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида: пособие для вузов. –М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. –208 с.7.Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Особенности методики обучения истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2003–№ 3. –С.38–45. 8.Шиф Ж. И. О некоторых особенностях преподавания истории во вспомогательной школе // Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей: сб. ст./ под ред. И.И.Данюшевского и Л.В.Занкова. –М.: Учпедгиз, 1941. –С. 56.



Albert Aptikiev,Ph.D., Assistant Professor of general history and methods of teaching history and social of Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburg

аlbertaptikiev@mail.ruLyailya Aptikieva,

Ph.D., Assistant Professor of general psychology and personality psychology of Federal state educational institution of higher professional education “Orenburg State Pedagogical University”, Orenburg

lilyaaptikieva@mail.ruThe implementation of the principles of Correction and Development of adolescents in history lessons in special (correctional) School Type VIIIAbstract. The article on the basis of theoretical analysis of psychological and educational literature considersthe problem of training for adolescents in history lessons in special (correctional) School Type VIII. Shows the influence of history as a subject on the personal development of a mentally retarded child. Identified and implemented the principles, conditions Correction and Development of adolescents in history lessons in special (correctional) School Type VIII. Keywords:mentally retarded children, correctional and developmental education, the principles, conditions remedial developmental learning a history lesson in the special (correctional) School Type VIII.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»